0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой вертолет NH-90 (Франция)

Многоцелевой вертолет NH-90 (Франция)

Полномасштабная разработка морского и тактического транспортного вертолета NH-90 (NATO Helicopter-90 — вертолет НАТО 90-х годов) фирмами Великобритании, Франции, Италии, Германии и Нидерландов началась в декабре 1986 г. В апреле 1987 г. Великобритания отказалась от участия в программе, предпочтя британо-итальянский проект ЕН-101. Для координации разработки вертолета и подготовки его серийного производства в 1992 г. образовали консорциум «NH Индастриз», в который вошли фирмы «Агуста» (26,9%), «Еврокоптер Дойчланд» (24,0 %), «Еврокоптер Франс» (42,4%) и «Фоккер» (6,7%).

Согласно договоренностям, за производство передних частей фюзеляжей, редукторов рулевого винта и втулок несущих винтов отвечает «Еврокоптер Франс» (Мариньян); центральных частей фюзеляжей — «Еврокоптер Дойчланд» (Оттобрюне); задних частей фюзеляжей, валов несущих винтов и главных редукторов — «Агуста» (Кассина-Коста); хвостовых балок- производители из Голландии (Йепенбург); лопастей — производитель из Франции (Ла-Курневю); промежуточных редукторов и шасси — также голландцы.

Вертолет проектировали в двух вариантах- корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter — вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение УР класса «поверхность-поверхность», выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу «Гарпун», спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.

Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания единственного GTV (Ground Test Vehicle — вертолет для наземных испытаний), изготовленного «Агустой», начались 28 сентября 1995 г Первый летный прототип РТ1 (бортовой ╧ F-ZWTH) покинул завод фирмы «Еврокоптер Франс» 29 сентября 1995 г. Его первый полет состоялся 18 декабря 1995 г. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.

Второй летный прототип РТ2 (бортовой ╧ F-ZWTI) изготовили к ноябрю 1996 г Его первый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 г. Третий РЕ3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце 1998 г., четвертый РТ4 построен в варианте ТТН, пятый РТ5 — в варианте NFH на заводе фирмы «Агуста». Это первый полноценный прототип морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.

Чем больше стран создают «единый» образец военной техники, тем дольше его разрабатывают. NH-90 — не исключение. Сначала планировалось закупить 726 вертолетов NH-90 в вариантах ТТН и NTH (220 — для вооруженных сил Франции, 272 — Германии, 214 -Италии и 20 — для Нидерландов). В июле 1996 г. их число сократилось до 647. Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже собирались аннулировать из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.

Контракт на поставку первой партии вертолетов подписали лишь летом 1999 г. Бочку меда традиционно «украсила» ложка дегтя -голландцы из-за проблем с финансированием отложили на четыре года (до 2007 г.) закупку 20 вертолетов NH-90 в варианте NFH. В то же время Италия и Германия договорились разработать еще вариант NH-90 для поисково-спасательных операций в интересах ВС. Пока заказано 152 вертолета NH-90 первой партии: 27 NFH для Франции (поставка в 2004-05 гг.); четыре NFH (поставка в 2007 г.) и 61 машина в тактическом транспортном варианте ТТН (поставки с 2003 г.) для Германии; 15 NFH и 25 ТТН для Италии(поставки с 2004 г.); 20 NFH для Нидерландов. Окончательную сборку вертолетов наладят в Германии, Италии и Франции. Для Нидерландов их будут собирать в Италии.

NH-90 обладает неплохими перспективами на мировом рынке корабельных машин. По массе и габаритам он занимает нишу между Sea Hawk и Merlin, с вместительной кабиной сочетая возможность базирования на кораблях класса ниже, чем фрегат. На NH-90 установлена ЭДСУ полетом. Пока с такой системой летает только американский боевой RAH-66 Comanche. С ним NH-90 роднит и форма планера, уменьшающая РЛ-заметность. Правда, форма эта досталась морскому варианту «в наследство» от транспортного. Требования к снижению заметности в радиодиапазоне более актуальны для сухопутной машины, однако варианту NFH уменьшение ЭПР также не повредит.

«Первой ласточкой» в продвижении NH-90 на мировой рынок стал контракт с Норвегией на поставку 14 вертолетов, подписанный 30 ноября 2001 г. Шесть машин закупят в противолодочном варианте, восемь — в поисково-спасательном. Их поставка — в 20052008 гг. Зарезервирован заказ на поставку еще десяти поисково-спасательных NH-90.

Вертолет рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +50╟С. Спецификация предусматривает не более 250 отказов оборудования и систем на каждую 1000 ч налета при технической надежности вертолета 97,5%. Экипаж — три человека: два летчика и оператор поискового оборудования. Вертолет могут эксплуатировать и два человека (летчик и оператор) в ПМУ и СМУ.

Читать еще:  Вертолет огневой поддержки AH-1 Huey Cobra (США)

Фюзеляж выпуклой формы полностью выполнен из КМ. Как на российском штурмовике Су-25 и ударном Ка-50, боевую живучесть NH-90 обеспечивает защита наиболее важных узлов и агрегатов менее важными. Несущий винт — четырехлопастный, с эластомерными упругими элементами, втулка — из титана. Лопасти с хордой 0,65 м полностью выполнены из КМ. Они спроектированы по безбумажной технологии в среде программирования Catia CAD/CAM, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт — четырехлопастный бесшарнирный. Лопасти с хордой 0,32 м изготовлены из КМ и конструктивно подобны лопастям несущего винта.

Шасси фирмы «DAF Спешиал Прадактс» -трехопорное, с носовой опорой, убираемое. Передняя стойка — двухколесная, основные -одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки вертолета на воду.

Силовая установка — два турбовальных двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9. Система управления ими -цифровая FADEC. Сухая масса двигателя составляет 240 кг, длина — 1,17 м, диаметр — 0,6 м. Вертолеты NH-90 для ВС Италии оснащают ГТД Альфа Ромео/Дженерал Электрик Т700-Т6Е. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух ГТД или 2749 л.с. в течение 30 с при работе одного. Она может работать без смазки в течение 30 мин. Топливная система включает протектированные топливные баки (в нижней части фюзеляжа), самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. Суммарная масса топлива во внутренних баках — 1902 кг/

ЭДСУ полетом «Еврокоптер Франс» — четырехканальная, исключающая перекрестные связи между каналами управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Управляют вертолетом с помощью боковых рукояток. Центральный процессор системы управления полетом — разработки «SFIM» и «Аления». Имеется радиотехническая система захода на посадку «Томсон-CSF» и «Маркони». Работу гидравлической системы обеспечивают две механические помпы и одна электрическая. Для питания электрооборудования предусмотрены четыре электрогенератора и две аккумуляторные батареи. На NH-90 установлена автоматическая система пожаротушения.

Авионика построена по принципу открытой архитектуры с использованием шин данных MIL-STD-1553B с двойным резервированием. Их в единый комплекс связывают несколько БЦВМ, диагностирующих и контролирующих бортовое оборудование, навигационную систему, автопилот.

Радиосвязное оборудование включает интегрированный радиокоммуникационно-идентификационный комплекс «Томсон-CSF TSC-2000 IFF» и внутреннее переговорное устройство «Род энд Шварц». Осветительное оборудование кабины летчиков совместимо с очками ночного видения. Основные приборы отображения информации в кабине летчиков — пять многофункциональных ЖКИ размером по 20х20 см. Предусмотрена установка нашлемных прицелов-индикаторов.

В состав целевого оборудования NFH входят опускаемая АС, сбрасываемые активные и пассивные РГБ, детектор магнитных аномалий, канал передачи данных «корабль-вертолет» Link 11. Машину оснащают и поисковой БРЛС кругового обзора. На обоих вариантах вертолета предусмотрена ИК-система обзора передней полусферы.

Бортовой комплекс обороны включает устройства отстрела ИК-ловушек и ДОС. Вертолет NFH может быть вооружен самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, УР «воздух-воздух» общей массой до 700 кг.

Многоцелевой вертолет NH-90

Производство вертолетов NH-90 осуществляется группой «NH индастри», в которую входят следующие компании: франко-немецкая «Еврокоптер» (62,5 %), итальянско-британская «Агуста/Уэстленд» (32 %) и голландская «Сторк Фоккер» (5,5 %). Вертолет совершил свой первый полет в 1995 году.
На текущий момент 14 стран заказали 529 NH-90, включая 418 в версии TTH. Вертолеты заказаны Германией, Францией, Италией, Нидерландами, Португалией, Финляндией, Норвегией, Швецией, Грецией, Оманом, Австралией, Новой Зеландией, Испанией и Бельгией. По состоянию на ноябрь 2011 года поставлено более 80 NH-90, общий налет которых превысил 19100 часов.
30 ноября 2011 года компания «Еврокоптер» объявила о получении сертификата соответствия на финальную боевую конфигурацию тактического транспортного вертолета NH-90 TTH.

Вертолет NH-90 по массе и габаритам он занимает нишу между Sea Hawk и Merlin, с вместительной кабиной сочетая возможность базирования на кораблях класса ниже, чем фрегат. На NH-90 установлена ЭДСУ полетом. Пока с такой системой летает только американский боевой RAH-66 Comanche. С ним NH-90 роднит и форма планера, уменьшающая РЛ-заметность. Правда, форма эта досталась морскому варианту «в наследство» от транспортного. Требования к снижению заметности в радиодиапазоне более актуальны для сухопутной машины, однако варианту NFH уменьшение ЭПР также не повредит.
Вертолет NH-90 рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +50 °C. Спецификация предусматривает не более 250 отказов оборудования и систем на каждую 1000 ч. налета при технической надежности вертолета 97,5%. Экипаж — три человека: два летчика и оператор поискового оборудования. Вертолет NH-90 могут эксплуатировать и два человека (летчик и оператор) в ПМУ и СМУ.

Читать еще:  Вертолет HH-60H Rescue Hawk (США)

Фюзеляж вертолета NH-90 выпуклой формы полностью выполнен из КМ. Как на российском штурмовике Су-25 и ударном Ка-50, боевую живучесть NH-90 обеспечивает защита наиболее важных узлов и агрегатов менее важными. Несущий винт — четырехлопастный, с эластомерными упругими элементами, втулка — из титана. Лопасти с хордой 0,65 м полностью выполнены из КМ. Они спроектированы по безбумажной технологии в среде программирования Catia CAD/CAM, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт — четырехлопастный бесшарнирный. Лопасти с хордой 0,32 м изготовлены из КМ и конструктивно подобны лопастям несущего винта.

Шасси вертолета NH-90 фирмы «DAF Спешиал Прадактс» -трехопорное, с носовой опорой, убираемое. Передняя стойка — двухколесная, основные — одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки вертолета на воду.

Силовая установка вертолета NH-90 это два турбовальных двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9. Система управления ими цифровая FADEC. Сухая масса двигателя составляет 240 кг, длина — 1,17 м, диаметр — 0,6 м. Вертолеты NH-90 для ВС Италии оснащают ГТД «Альфа Ромео/Дженерал Электрик» Т700-Т6Е. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.
Трансмиссия вертолета NH-90 рассчитана на передачу мощности до 3413 л. с. (2545 кВт) при работе двух ГТД или 2749 л. с. в течение 30 с при работе одного. Она может работать без смазки в течение 30 мин. Топливная система включает протектированные топливные баки (в нижней части фюзеляжа), самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. Суммарная масса топлива во внутренних баках — 1902 кг.

ЭДСУ полетом «Еврокоптер Франс» — четырехканальная, исключающая перекрестные связи между каналами управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Управляют вертолетом с помощью боковых рукояток. Центральный процессор системы управления полетом — разработки «SFIM» и «Аления». Имеется радиотехническая система захода на посадку «Томсон-CSF» и «Маркони». Работу гидравлической системы обеспечивают две механические помпы и одна электрическая. Для питания электрооборудования предусмотрены четыре электрогенератора и две аккумуляторные батареи. На NH-90 установлена автоматическая система пожаротушения.

Авионика вертолета NH-90 построена по принципу открытой архитектуры с использованием шин данных MIL-STD-1553B с двойным резервированием. Их в единый комплекс связывают несколько БЦВМ, диагностирующих и контролирующих бортовое оборудование, навигационную систему, автопилот.

Радиосвязное оборудование вертолета NH-90 включает интегрированный радиокоммуникационно-идентификационный комплекс «Томсон-CSF TSC-2000 IFF» и внутреннее переговорное устройство «Род энд Шварц». Осветительное оборудование кабины летчиков совместимо с очками ночного видения. Основные приборы отображения информации в кабине летчиков — пять многофункциональных ЖКИ размером по 20 х 20 см. Предусмотрена установка нашлемных прицелов-индикаторов.
В состав целевого оборудования NFH входят опускаемая АС, сбрасываемые активные и пассивные РГБ, детектор магнитных аномалий, канал передачи данных «корабль-вертолет» Link 11. Машину оснащают и поисковой БРЛС кругового обзора. На обоих вариантах вертолета предусмотрена ИК-система обзора передней полусферы.
Бортовой комплекс обороны включает устройства отстрела ИК-ловушек и ДОС. Вертолет NFH может быть вооружен самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, УР «воздух-воздух» общей массой до 700 кг.

Летно-технические характеристики вертолета NH-90:
Экипаж, чел: 1-4;
Диаметр несущего винта, м: 16,30;
Диаметр рулевого винта, м: 3,20;
Длина, м: фюзеляжа — 15,89; общая — 19,56;
Высота, м: 5,44;
Ширина, м: 4,37;
Масса, кг: пустого вертолета — 5400, нормальная взлетная — 8700, максимальная взлетная – 10000;
Топливо, л: 2500;
Тип двигателя: 2 ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322-01/9;
Мощность, кВт: максимальная — 2 х 1690, нормальная — 2 x 1266;
Максимальная скорость, км/ч: 300;
Крейсерская скорость, км/ч: 262;
Практическая дальность, км: 1150;
Боевая дальность, км: 950;
Боевой радиус действия, км: 250;
Продолжительность полета, ч. мин: 4.50;
Максимальная скороподъемность, м/мин: 660;
Практический потолок, м: 4250;
Статический потолок, м: 2600;
Полезная нагрузка: 14- 20 солдат или 12 носилок или 2500 кг груза в кабине и 700 кг на внешней подвеске (NFH);
Вооружение (опционально): УР воздух-воздух , воздух-поверхность , ПКР АМ-39 Exoset и противолодочные торпеды Murena, Мк.46 или А244, глубинные бомбы

Многоцелевой вертолет NH-90 (Франция)

Многоцелевой вертолёт NH-90 предназначен для транспортировки наземных войск, их снабжения в любых метеоусловиях, огневой поддержки наземных войск в радиусе 250 км, ведения разведки, использования в качестве командного поста, поисково-спасательных операций, электронного противодействия и установки мин, а также для борьбы с подводными лодками и надводными целями в сложных погодных условиях, отражения атак вертолетов противника, снабжения войск и транспортных операций.

Разработка вертолета NH-90 началась в 1984 г. консорциумом NH Industries (Франция, Германия, Италия, Нидерланды), а 18 декабря 1995 г. опытный образец совершил первый полет. Вертолет проектировали в двух вариантах — корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter — вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение УР класса «поверхность-поверхность», выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу «Гарпун», спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.

Читать еще:  Ударно-разведывательный вертолёт T-129 ATAK (Турция)

Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания единственного GTV (Ground Test Vehicle — вертолет для наземных испытаний), изготовленного «Агустой», начались 28 сентября 1995 г. Первый летный прототип РТ-1 покинул завод фирмы «Еврокоптер Франс» 29 сентября 1995 г. Его первый полет состоялся 18 декабря 1995 г. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.

Второй летный прототип РТ-2 изготовили к ноябрю 1996 г. Его первый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 г. Третий РЕ-3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце 1998 г., четвертый РТ-4 построен в варианте ТТН, пятый РТ-5 — в варианте NFH на заводе фирмы «Агуста». Это первый полноценный прототип морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.

Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже собирались закрыть из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.

Разработаны две модификации: тактический транспортный вертолет ТТН. оборудованый опускаемой рампой в задней части фюзеляжа, и вертолет корабельного базирования NFH. Вертолет одновинтовой схемы, с двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси. Фюзеляж выполнен целиком из композитных материалов; для уменьшения эффективной поверхности рассеивания при облучении РЛС боковые поверхности фюзеляжа сделаны в виде плоских граней, как на БМП; наиболее важные узлы и агрегаты надежно защищены. В передней части фюзеляжа размещается кабина экипажа со сдвижной частью фонаря, дверьми с обеих сторон, остеклением и носовым обтекателем. По бокам фюзеляжа расположены две сдвижные двери. В варианте ТТН имеется задняя дверь, одна секция которой открывается вверх, а другая — вниз, образуя погрузочную рампу, спроектированную в расчете на погрузку перспективной боевой машины пехоты VGA массой 2 т для армии Франции. Может перевозить до 14 десантников.

Несущий винт четырехлопастный, с бесшарнирным креплением лопастей (прямоугольной формы в плане), изготовленых из композитных материалов. На морском варианте вертолета лопасти автоматически складываются. Рулевой винт четырехлопастный, бесшарнирный. Втулка несущего винта титановая с эластомерным подшипником и композиционным демпфером, не требует технического обслуживания в процессе эксплуатации. Лопасти выполнены из композиционного материала, сохраняют работоспособность при простреле пулями калибра до 12,7 мм.

Силовая установка состоит из двух ТВД RTM-322-01/9 с цифровой системой управления FADEC. Топливная система включает протектированные топливные баки в нижней части фюзеляжа, самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.

Система управления четырехканальная, электродистанционная, с боковыми рукоятками управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Электронное оборудование включает несколько БЦВМ, систему диагностики и контроля бортового оборудования, навигационную систему, автопилот. В состав БРЭО морского варианта дополнительно входит поисковая РЛС кругового обзора, опускаемая гидроакустическая станция, сбрасываемые гидроакустические буи, детектор магнитных аномалий, системы постановки радио- и ИК-помех; БРЭО транспортного варианта включает метеорадиолокационную станцию.

Транспортный вариант может нести ударное вооружение (НАР, подвесные контейнеры с пушками или пулеметами), морской вариант — самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk46 и A244, глубинные бомбы, противокорабельные ракеты AM39 Exocet, УР класса «воздух—воздух» общей массой до 700 кг.

Модификация NH-90
Диаметр несущего винта, м 16.30
Диаметр рулевого винта, м 3.20
Длина,м
фюзеляжа 15.89
общая 19.56
Высота ,м 5.44
Ширина, м 4.37
Масса, кг
пустого вертолета (NFH) 5400 (6430)
нормальная взлетная 8700 (9100)
максимальная взлетная 10000
Топливо, л 2500
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322-01/9
Мощность, кВт
максимальная 2 х 1690
нормальная 2 x 1266
Максимальная скорость, км/ч 300
Крейсерская скорость, км/ч 262
Практическая дальность, км 1150
Боевая дальность, км 950
Боевой радиус действия, км 250
Продолжительность полета, ч.мин 4.50
Максимальная скороподъемность, м/мин 660
Практический потолок, м 4250
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 1-4
Полезная нагрузка: 14- 20 солдат или 12 носилок или 2500 кг груза в кабине и 700 кг на внешней подвеске (NFH)
Вооружение (опционально): Боевая нагрузка — 700 кг:
УР воздух-воздух , воздух-поверхность , ПКР АМ-39 Exoset и противолодочные торпеды Murena, Мк.46 или А244, глубинные бомбы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector