Многоцелевой вертолёт BO-105 (Германия)
Многоцелевой вертолёт BO-105 (Германия)
Многоцелевой вертолёт BO-105 предназначен для борьбы с танками, непосредственной поддержки сухопутных войск, наблюдения и связи. Разработка легкого вспомогательного вертолета BO-105 фирмой Messerschmitt-Bolkow-Blohm началась в 1962 г. Первый опытный образец, оснащенный двумя ТВД Аллисон 250-С18 с несущим винтом фирмы «Уэстленд Скаут», разрушился в самом начале наземных испытаний. Следующий, поднявшийся в воздух 16 февраля 1967 г., был первым вертолетом с несущим винтом с жестким креплением лопастей. В серию пошла модель BO-105C. в 1975 г. ее сменила модель BO-105CB, которая и стала основным серийным вариантом.
Конструкция несущего винта обеспечивала вертолету BO-105 уникальные летные характеристики на бреющем полете, поэтому правительство Федеративной Республики Германии заказало для бундесвера 439 машин BO-105. В это число входило 227 аппаратов BO-105M (VBH) для разведки и обеспечения связи и 212 противотанковых вертолетов BO-105P (PAH-1), способных нести шесть ПТУР типа «Хот». Поставки начались в декабре 1980 г.
Фирма Messerschmitt-Bolkow-Blohm также разработала противотанковый вариант, способный нести 8 управляемых по проводам ракет типа «Тоу». Другими военными пользователями аппаратов BO-105 являются ВМС Мексики (6 вертолетов) и испанская армия (60 вертолетов, 57 из которых собраны фирмой CASA). BO-105 собирается также в Индонезии под обозначением «Нуртаньо» NBO-105 и в Чили. Аппараты этого типа используются в Брунее, Канаде, Колумбии, Голландии, Ираке, Нигерии и Швеции. К 1991 г. более 1300 BO-105 поставлены в 37 стран. BO-105CBS — вариант с немного удлиненным фюзеляжем для обеспечения большей пассажиро- и грузовместимости.
BO-105D – вариант с модифицированным оборудованием; поставлялся в Великобританию и Нигерию.
BO-105LS — вариант, предназначенный для действий в условиях тропиков и высокогорья, представляет собой комбинацию увеличенной кабины варианта BO-105CBS и двух ТВД Аллисон 250-С28С с максимальной взлетной мощностью 373 кВт/500 л.с.
Вертолет оснащен четырехлопастным несущим винтом с жестким креплением лопастей прямоугольной формы в плане. Складывающиеся лопасти выполнены из стеклопластика. Рулевой винт двухлопастный. закреплен на киле, имеющем аэродинамический профиль. Вертолет имеет 2 гидросистемы, дублированную систему электропитания, раздельные масляную и топливную системы двигателей.
Из более чем 1200 выпущенных вертолетов BO-105 всех модификаций больше половины используются в военном варианте как разведывательные, связные и противотанковые. На них имеется французская система прицеливания, имеющая телевизионную и ИК-аппаратуру обзора в передней полусфере, лазерный дальномер. Возможна установка шести ПТУР «Хот» и автоматической пушки с боекомплектом 525 снарядов (вариант BO-105P).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная 270
крейсерская 245
Потолок, м:
статический 1300
динамический 5180
Дальность, км:
перегоночная 1110
действия 658
Масса, кг:
максимальная взлетная 2400
нормальная взлетная 2100
пустого вертолета 1256
Максимальная нагрузка, кг 575
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 9,84
длина 8,56
высота 2,98
Двигатель: ТВД Allison 250-С20, л.с. 2 по 420
Многоцелевой вертолёт BO-105 (Германия)
В 1961 г. фирма “Бельков”, входившая в объединение “Мессершмшт-Бельков-Блом” (МВБ), начала по собственной инициативе разработку легкого вертолета с двумя ГТД, который смог бы получить широкое применение для гражданских и военных целей. Для вертолета был разработан новый тип несущего винта с жестким креплением лопастей: втулка несущего винта не имела горизонтальных и вертикальных шарниров и была снабжена только осевыми шарнирами подобно втулкам изменяемого шага для воздушных винтов самолетов. Маховое движение лопастей обеспечивалось благодаря их большой упругости, для чего лопасти изготавливались из стеклопластика. Вертолет должен был быть четырех-пятиместным и отличаться простой конструкцией. Решение о полномасштабной разработке было принято в 1964 г. при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших на 60% разработку вертолета.
Первый из трех опытных вертолетов Во.105 с двумя ГТД Аллисон 250-С18 и шарнирным несущим винтом от вертолета Уэстленд “Скаут” начал проходить наземные испытания в сентябре 1966 г., однако сразу же был разрушен из-за интенсивного земного резонанса. Доводка конструкции и наземные испытания были продолжены со вторым опытным вертолетом с жестким несущим винтом, который совершил первый полет 16 февраля 1967 г. Первый полет третьего опытного вертолета с двумя ГТД BMW6022 состоялся 20 декабря 1967 г., однако предпочтение было отдано американским ГТД Аллисон 250, установленным на двух предсерийных вертолетах, которые начали проходить летные испытания в 1969 г. и были сертифицированы в ФРГ в 1971 г. и в США в 1972 г.
Правительством ФРГ в 1976 г. были заказаны для министерства обороны 227 вертолетов Во.105М в разведывательном и связном вариантах VBH и 212 Во.105Р в противотанковом промежуточном варианте РАН-1, поставки которых были начаты соответственно в 1979 и 1980 годах.
Серийное производство вертолетов Во.105 началось в 1975 г. и к 1994 г. было произведено более 1400 вертолетов, из них примерно 800 гражданских и 600 военных, которые поучили широкое применение и используются в 40 странах. Кроме того, вертолеты Во.105 производились по лицензии с 1975 г. на Филиппинах, где фирмой “PADC” было построено 76 вертолетов; в Индонезии, где фирмой “IPTN” было построено 155 вертолетов; в Испании, где фирмой “CASA” было построено 160 вертолетов; в Канаде, где отделением фирмы “МВВ Канада” произведено 250 вертолетов, и в Чили, где фирмой “ENAER” было произведено 96 вертолетов.
Для армии ФРГ поставлено 124 разведывательных вертолета BO.105M/VBH и 219 противотанковых вертолетов Во.105/РАН-1, поставки которых были завершены в 1984 г. Поставлено 12 вертолетов ВМС Мексики и 24 – армии и ВВС Швеции. По контракту министерству обороны Испании поставлено 70 вертолетов Во.105 СВ, в том числе 18 – для армейской разведки, 14 – для наблюдения, 28 – противотанковых. Цена вертолета Во.105 CBS (по курсу 1992 г.) составляла 1,95 млн долларов, вертолета Во.105 LS – 2,2 млн долларов.
Вертолеты Во.105 отличаются высокой маневренностью, на них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова. На вертолетах Во.105 установлен ряд международных рекордов, среди которых рекорд дальности 1714 км в 1974 г.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Обтекатели двигателей и другие несиловые элементы выполнены из стеклопластика. В носовой части расположена кабина с двумя сиденьями – для летчика и второго летчика (или пассажира) и тремя съемными сиденьями для пассажиров. Длина кабины 4,55 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м, объем 4,8 м3. По бокам фюзеляжа расположены две передние двери на петлях и две задние двери, сдвигаемые по направляющим. В задней нижней части кабины находится багажный отсек размерами 1,85 х 1,2 х 0,57 м с задним грузовым люком с открывающимися в стороны створками. При снятых задних сиденьях в кабине и багажном отсеке можно установить двое носилок. Пол кабины и багажного отсека состоит из семи съемных панелей, обеспечивающих доступ к топливным бакам и проводке системы управления. Силовая панель под двигателями выполнена из титанового сплава. Коническая хвостовая балка типа полумонокок, с передней частью, выполненной заодно с фюзеляжем, и отъемной задней частью. Киль и стабилизатор с концевыми шайбами, неуправляемые.
Несущий винт четырехлопастный, с жестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, выполнены из армированного стеклопластика с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка, в комлевой части снабжены маятниковыми гасителями колебаний. Профиль лопасти модифицированный несимметричный NACA 23012 с увеличенной кривизной носка, хорда лопасти 0,27 м, крутка линейная -8╟. Втулка из титанового сплава имеет только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных лент. Окружная скорость концов лопастей 218 м/с.
Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1,9 м, с полужестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из армированного стеклопластика, с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка. Профиль лопасти NACA 0012, хорда лопасти 0,12 м. Окружная скорость концов лопастей 221 м/с.
Силовая установка состоит из двух турбовалъных ГТД со свободной турбиной Аллисон 250-С20В или С28С, установленных в верхней части фюзеляжа. Выхлопные патрубки отогнуты под углом 45╟. Сухая масса двигателя 71,5 кг.
Трансмиссия состоит из трехступенчатого главного, промежуточного и хвостового редукторов, валов привода вспомогательных агрегатов. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 14,2:1, к рулевому винту 2,7:1. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 514 кВт/690 л. с. при работе двух двигателей и 283 кВт/380 л. с. при работе одного двигателя.
Топливная система состоит из основного и расходного мягких топливных баков общей емкостью 580 л, четырех топливных насосов, фильтров, клапанов и трубопроводов. Возможна установка дополнительных баков. Система смазки двигателей включает масляный бак емкостью 12 л, трансмиссии – 11,6 л.
Шасси неубирающееся лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек. На лыжи могут устанавливаться съемные колеса (для передвижения по земле) или четыре надувных баллонета. Колея шасси 2,5 м; длина лыж 2,7 м.
Система управления несущим винтом модульная, резервированная, бустерная, с давлением 10,2 мПа/ 105 кг/см2 и расходом 6,2 л/мин. Электрооборудование включает два стартер-генератора постоянного тока напряжением 24 В и емкостью 22 А ч и розетку разъема наземного питания.
Оборудование стандартное включает KB- и УКВ-радиостанции, приборы пилотирования, контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской PJIC, систему повышения устойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.
Вертолет «Мессершмитт-Белков-Блом» Bo 105
Небольшой, быстрый, надежный MBB Bo 105 стал одним из самых востребованных легких многоцелевых вертолетов на мировом рынке. Его серийное производство осуществлялось более 30 лет.
Фирма «Белков», входящая в концерн «Мессершмитт-Белков-Блом» (Messerschmitt-Bolkow-Blohm — MBB), в 1961 году начала, в инициативном порядке, разработку легкого вертолета с двумя газотурбинными двигателями. Вертолет должен был использоваться и в гражданских, и в военных целях. Высокие характеристики машины обеспечивала революционная схема несущего винта — с бесшарнирным креплением лопастей. Сами лопасти, изготовленные из стеклопластика, благодаря большой упругости обеспечивали эффективное маховое движение. Полномасштабная разработка вертолета началась в 1964 году при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших 60 % объема разработки.
Испытания MBB Bo 105 с различными двигателями проходили с 1966 по 1969 год. Вертолет был сертифицирован в ФРГ в 1971-м, в США-в 1972 году.
ПРОИЗВОДСТВО И ПОСТАВКИ
Серийное производство началось в 1975 году. В 1976 году правительство ФРГ заказало 227 вертолетов Bo 105M/BH в разведывательном и связном вариантах (поставлено 124) и 212 Bo 105 P/PAH-1 в противотанковом варианте (поставлено 219). Поставки были завершены в 1984-м. До 1994 года было произведено более 1400 машин — примерно 800 гражданских и 600 военных. Вертолеты получили широкое применение и используются в 40 странах. Кроме Германии, MBB Bo 105 производились по лицензии: на Филиппинах — было построено 76 вертолетов, в Индонезии — построено 155 единиц, в Испании — 160, в Канаде — 250 и в Чили — 96.
70 вертолетов Bo 105 CB было поставлено министерству обороны Испании, в т. ч. 18-для армейской разведки, 14-наблюдательных, 28 — противотанковых. Для ВМС Мексики было изготовлено 12 вертолетов, для ВВС и армии Швеции — 24.
Цена вертолета Bo 105CBS (по курсу 1992 г.) составляла 1,95 млн долларов, вертолета Bo 105LS — 2,2 млн долларов.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Несиловые элементы, включая обтекатели двигателей, выполнены из стеклопластика. Кабина с двумя сиденьями спереди (для пилота и второго пилота) и тремя съемными сиденьями для пассажиров.
Несущий винт четырехлопастный. Лопасти прямоугольной формы из армированного стеклопластика снабжены маятниковыми гасителями колебаний. Рулевой винт двухлопастный из армированного стеклопластика с полужестким креплением лопастей. Силовая установка — два турбовальных ГТД «Аллисон» 250-С2ОВ или С28С установлены в верхней части фюзеляжа.
Шасси неубирающееся лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек. На лыжи могут устанавливаться съемные колеса (для передвижения по земле) или четыре надувных баллонета.
Стандартное оборудование включает КВ- и УКВ-радиостанции, приборы пилотирования, контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской РЛС, систему повышения устойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ MBB BO 105 (PAH-1)
Тип: противотанковый вертолет
Экипаж, чел.: 2
Двигатели: 2 х ГТД «Аллисон» 250-С20В мощностью 2 х 400 л. с.
Размеры, м:
длина: 8,56 (без несущего винта)
диаметр несущего винта: 9,84
диаметр рулевого винта: 1,9
высота: 2,98
Вес, кг:
пустого: 1688
нормальный взлетный: 2380
максимальный взлетный: 2500
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 270
практический потолок, м: 4265
дальность, км: 575 (на высоте 1500 м)
Вооружение: 2 точки подвески, боевая нагрузка: 456 кг; УР «воздух — земля»: 8 х «Тоу» или 6 х «Хот»;
дополнительное вооружение: система HBS 202 с 20-мм пушкой «Рейнметалл» Мк 20 Rh 202 (525 патронов), турель «Эмерсон» Flexible Turret System с 1 х 7,62 мм шестиствольным пулеметом М134 «Миниган» (1000 патронов)