0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой вертолёт NH90 (Европа)

Многоцелевой вертолёт NH90 (Европа)

Полномасштабная разработка морского и тактического транспортного вертолета NH-90 (NATO Helicopter-90 — вертолет НАТО 90-х годов) фирмами Великобритании, Франции, Италии, Германии и Нидерландов началась в декабре 1986 г. В апреле 1987 г. Великобритания отказалась от участия в программе, предпочтя британо-итальянский проект ЕН-101. Для координации разработки вертолета и подготовки его серийного производства в 1992 г. образовали консорциум «NH Индастриз», в который вошли фирмы «Агуста» (26,9%), «Еврокоптер Дойчланд» (24,0 %), «Еврокоптер Франс» (42,4%) и «Фоккер» (6,7%).

Согласно договоренностям, за производство передних частей фюзеляжей, редукторов рулевого винта и втулок несущих винтов отвечает «Еврокоптер Франс» (Мариньян); центральных частей фюзеляжей — «Еврокоптер Дойчланд» (Оттобрюне); задних частей фюзеляжей, валов несущих винтов и главных редукторов — «Агуста» (Кассина-Коста); хвостовых балок- производители из Голландии (Йепенбург); лопастей — производитель из Франции (Ла-Курневю); промежуточных редукторов и шасси — также голландцы.

Вертолет проектировали в двух вариантах- корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter — вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение УР класса «поверхность-поверхность», выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу «Гарпун», спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.

Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания единственного GTV (Ground Test Vehicle — вертолет для наземных испытаний), изготовленного «Агустой», начались 28 сентября 1995 г Первый летный прототип РТ1 (бортовой ╧ F-ZWTH) покинул завод фирмы «Еврокоптер Франс» 29 сентября 1995 г. Его первый полет состоялся 18 декабря 1995 г. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.

Второй летный прототип РТ2 (бортовой ╧ F-ZWTI) изготовили к ноябрю 1996 г Его первый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 г. Третий РЕ3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце 1998 г., четвертый РТ4 построен в варианте ТТН, пятый РТ5 — в варианте NFH на заводе фирмы «Агуста». Это первый полноценный прототип морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.

Чем больше стран создают «единый» образец военной техники, тем дольше его разрабатывают. NH-90 — не исключение. Сначала планировалось закупить 726 вертолетов NH-90 в вариантах ТТН и NTH (220 — для вооруженных сил Франции, 272 — Германии, 214 -Италии и 20 — для Нидерландов). В июле 1996 г. их число сократилось до 647. Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже собирались аннулировать из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.

Контракт на поставку первой партии вертолетов подписали лишь летом 1999 г. Бочку меда традиционно «украсила» ложка дегтя -голландцы из-за проблем с финансированием отложили на четыре года (до 2007 г.) закупку 20 вертолетов NH-90 в варианте NFH. В то же время Италия и Германия договорились разработать еще вариант NH-90 для поисково-спасательных операций в интересах ВС. Пока заказано 152 вертолета NH-90 первой партии: 27 NFH для Франции (поставка в 2004-05 гг.); четыре NFH (поставка в 2007 г.) и 61 машина в тактическом транспортном варианте ТТН (поставки с 2003 г.) для Германии; 15 NFH и 25 ТТН для Италии(поставки с 2004 г.); 20 NFH для Нидерландов. Окончательную сборку вертолетов наладят в Германии, Италии и Франции. Для Нидерландов их будут собирать в Италии.

NH-90 обладает неплохими перспективами на мировом рынке корабельных машин. По массе и габаритам он занимает нишу между Sea Hawk и Merlin, с вместительной кабиной сочетая возможность базирования на кораблях класса ниже, чем фрегат. На NH-90 установлена ЭДСУ полетом. Пока с такой системой летает только американский боевой RAH-66 Comanche. С ним NH-90 роднит и форма планера, уменьшающая РЛ-заметность. Правда, форма эта досталась морскому варианту «в наследство» от транспортного. Требования к снижению заметности в радиодиапазоне более актуальны для сухопутной машины, однако варианту NFH уменьшение ЭПР также не повредит.

Читать еще:  Учебно-боевой самолёт KAI T-50 Golden Eagle (Южная Корея)

«Первой ласточкой» в продвижении NH-90 на мировой рынок стал контракт с Норвегией на поставку 14 вертолетов, подписанный 30 ноября 2001 г. Шесть машин закупят в противолодочном варианте, восемь — в поисково-спасательном. Их поставка — в 20052008 гг. Зарезервирован заказ на поставку еще десяти поисково-спасательных NH-90.

Вертолет рассчитан на эксплуатацию при температурах от -40 до +50╟С. Спецификация предусматривает не более 250 отказов оборудования и систем на каждую 1000 ч налета при технической надежности вертолета 97,5%. Экипаж — три человека: два летчика и оператор поискового оборудования. Вертолет могут эксплуатировать и два человека (летчик и оператор) в ПМУ и СМУ.

Фюзеляж выпуклой формы полностью выполнен из КМ. Как на российском штурмовике Су-25 и ударном Ка-50, боевую живучесть NH-90 обеспечивает защита наиболее важных узлов и агрегатов менее важными. Несущий винт — четырехлопастный, с эластомерными упругими элементами, втулка — из титана. Лопасти с хордой 0,65 м полностью выполнены из КМ. Они спроектированы по безбумажной технологии в среде программирования Catia CAD/CAM, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт — четырехлопастный бесшарнирный. Лопасти с хордой 0,32 м изготовлены из КМ и конструктивно подобны лопастям несущего винта.

Шасси фирмы «DAF Спешиал Прадактс» -трехопорное, с носовой опорой, убираемое. Передняя стойка — двухколесная, основные -одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки вертолета на воду.

Силовая установка — два турбовальных двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9. Система управления ими -цифровая FADEC. Сухая масса двигателя составляет 240 кг, длина — 1,17 м, диаметр — 0,6 м. Вертолеты NH-90 для ВС Италии оснащают ГТД Альфа Ромео/Дженерал Электрик Т700-Т6Е. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух ГТД или 2749 л.с. в течение 30 с при работе одного. Она может работать без смазки в течение 30 мин. Топливная система включает протектированные топливные баки (в нижней части фюзеляжа), самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. Суммарная масса топлива во внутренних баках — 1902 кг/

ЭДСУ полетом «Еврокоптер Франс» — четырехканальная, исключающая перекрестные связи между каналами управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Управляют вертолетом с помощью боковых рукояток. Центральный процессор системы управления полетом — разработки «SFIM» и «Аления». Имеется радиотехническая система захода на посадку «Томсон-CSF» и «Маркони». Работу гидравлической системы обеспечивают две механические помпы и одна электрическая. Для питания электрооборудования предусмотрены четыре электрогенератора и две аккумуляторные батареи. На NH-90 установлена автоматическая система пожаротушения.

Авионика построена по принципу открытой архитектуры с использованием шин данных MIL-STD-1553B с двойным резервированием. Их в единый комплекс связывают несколько БЦВМ, диагностирующих и контролирующих бортовое оборудование, навигационную систему, автопилот.

Радиосвязное оборудование включает интегрированный радиокоммуникационно-идентификационный комплекс «Томсон-CSF TSC-2000 IFF» и внутреннее переговорное устройство «Род энд Шварц». Осветительное оборудование кабины летчиков совместимо с очками ночного видения. Основные приборы отображения информации в кабине летчиков — пять многофункциональных ЖКИ размером по 20х20 см. Предусмотрена установка нашлемных прицелов-индикаторов.

В состав целевого оборудования NFH входят опускаемая АС, сбрасываемые активные и пассивные РГБ, детектор магнитных аномалий, канал передачи данных «корабль-вертолет» Link 11. Машину оснащают и поисковой БРЛС кругового обзора. На обоих вариантах вертолета предусмотрена ИК-система обзора передней полусферы.

Бортовой комплекс обороны включает устройства отстрела ИК-ловушек и ДОС. Вертолет NFH может быть вооружен самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, УР «воздух-воздух» общей массой до 700 кг.

Читать еще:  Самолет-амфибия Бе-8 (СССР)

НАТОвский вертолет NH-90

МО Норвегии приняло на вооружение первый вертолет в противолодочном варианте NH90 NFH.
На подходе еще тринадцать винтокрылых машин для поиска и поражения подводных кораблей противника.
На смену морально устаревшим вертолетам «Westland Lynx» приходят новейшие вертолеты NH90, приписанные к авиационной базе Бардуфосс.

История создания.
Работы по созданию вертолета начались в 1986 году. Вертолет создавался в рамках программы НАТО. В его создании приняли участие компании Франции, Англии, Германии, Италии и Голландии. В начале 1987 года Англия отказывается от долевого участия в разработке проекта вертолета в пользу совместного с Италией проекта вертолета ЕН-101.
Для контроля производимых работ и серийного выпуска компании создают объединение «NH Индастриз». В него вошли:
— германо-французская компания «Еврокоптер» с долевым участием 62.5 процента;
— итальянская компания «Агуста» с долевым участием 32 процента;
— голландская компания «Сторк Фоккер» с долевым участием 5.5 процента.
Программа получает название «NH-90».
Разработка вертолета проходила следующим образом:
— разработка и создание носовых частей фюзеляжа, винтовых несущих втулок, лопастей и редукторов рулевых винтов возложено на французское отделение «Еврокоптер»;
— разработка и создание центральных частей фюзеляжа возложено на германское отделение «Еврокоптер»;
— разработка и создание кормовых частей фюзеляжа, основных редукторов и валов для несущих винтов возложено на итальянскую «Агусту»;
— разработка и создание хвостовых балок, шасси и промежуточных редукторов возложено на голландскую компанию.

Прототипы вертолета.
Проектные работы велись в 2-х вариантах:
— корабельного базирования;
— транспортного варианта для наземных и воздушных войск.
Для корабельного базирования разрабатывался вариант NFH (NATO Fregat Helicopter), для решения задач по поиску и уничтожению подводных и надводных кораблей противника. Вертолет способен осуществлять загоризонтное наведение управляемых ракет «поверхность-поверхность». Дополнительные функции – проведение поисковых и спасательных операций, доставка грузов на место базирования.
Проектировался для кораблей класса «фрегат», применение возможно благодаря использованию палубной системы посадки «Гарпун», спасательной лебедке и системе сложения лопастей.
Вся программа под названием «NH-90» включала создание одного прототипа для испытаний на земле и 5 прототипов для испытаний в воздухе.
В конце сентября 1995 года был испытан единственный прототип «GTV», созданный для испытаний на земле.
Первый прототип для испытаний летных характеристик «РТ1» под номером ¦ F-ZWTH выходит с французского отделения «Еврокоптер» в конце сентября 1995 года. Через 2.5 месяца состоялся первый подъем в небо. Именно этот прототип показали в 1996 году на Берлинской авиавыставке.
Следующий прототип РТ2 с бортовым номером ¦ F-ZWTI выходит в конце 1996 года. Поднимается в небо в середине марта 1997 года. После непродолжительных летных испытаний на прототипе устанавливают электродистанционную СУ вместо установленной механической системы. С ней прототип поднимается в небо в начале июля.
Следующий прототип РТ3 выпускают в небо в конце 98 года для проверки надежности бортового оборудования.
Четвертый по счету прототип РТ4 создают как тактический десантно-транспортный вертолет.
Последний, пятый прототип РТ5 в «морском» варианте выпускает итальянская компания «Агуста». Прототип был полным вариантом вертолета морского базирования. Первый полет прототип совершает в конце декабря 99 года.
С самого начала планировалось создать порядка 730 машин данной серии вертолета. К середине 96 года число предполагаемого выпуска вертолета сокращается до 650 машин.
Программа много раз была на волоске от срыва, ее постоянно пересматривали и переделывали. Сколько раз из-за военного бюджета одной из стран-участников случались скандалы и трения.
Вертолет имеет хорошие перспективы на рынке винтокрылых машин морского базирования. Его место где-то между вертолетами «Merlin» и «Sea Hawk».
Использование ЭДСУ ставит его в ряд с американским вертолетом RAH-66 «Comanche». Доставшаяся от транспортного вертолета форма исполнения планера делает его РЛ-малозаметным.
Самый первый контракт на поставку вертолетов подписывают в 1999 году.
Он включает производство 152 винтокрылых машин для стран-участников проекта.
В 2001 году подписан контракт на поставку 14 винтокрылых машин NH-90 для вооруженных сил Норвегии. 6 вертолетов будут в противолодочном варианте, 8 вертолетов — в поисково-спасательном.

Читать еще:  Самолёт электронной разведки RC-135V Rivet Joint (США)

Основные данные вертолета.
NH-90 может эксплуатироваться при температуре от -40 до +50 градусов. Надежность вертолета равна 97.5%,. экипаж – 3 человека. Два пилота и один оператор основного или дополнительного оборудования. Возможно управление вертолетом только одним лётчиком.
Корпус вертолета имеет выпуклую форму и изготовлен из композитных материалов. Как и на отечественных вертолетах (например Ка-50), менее важные блоки защищают более важные блоки и агрегаты.
Винт четырехлопастный с использованием эластомерных элементов, втулка винта выполнена из титана. Лопасти также изготовлены из композитных материалов, обладают аэродинамическими крутками законцовок.
Рулевой винт — бесшарнирный четырехлопастный. Лопасти конструктивно напоминают лопасти несущего винта.
Шасси производства компании «DAF Спешиал Прадактс» трёхопорное, убирающееся. Передняя стойка имеет два колеса, остальные по одному колесу. Возможна установка баллонетов для непосредственной посадки на воду.
Вертолет имеет 2 двигателя «двигателя Турбомека/Роллс-Ройс/MTU RTM-322-01/9». Управляет ими цифровая система «FADEC».
Трансмиссия способна обеспечить передачу до 3.4 тысячи л.с. с 2-х двигателей и примерно 2.7 тысячи л.с. на одном двигателе в течение полминуты. Трансмиссия способна проработать без смазки около получаса.
Топливные баки могут самозатягивать повреждения от пуль 12.7-мм калибра. Общий вес топлива вертолета порядка 2500 килограммов.
ЭДСУ выполнена французским отделением «Еврокоптер». Имеет четыре канала, исключает перекрестные связи каналов управления. ЭДСУ разрабатывалась для совершения полета на малой и предельно малой высоте с огибанием рельефа местности.
Центральный процессор разработан компаниями «Аления» и «SFIM».
Вертолет оборудован системой захода на посадку «Томсон-CSF». Работу гидравлики поддерживают 2 механические помпы и 1 электрическая помпа. 4 электрогенератора и 2 батареи обеспечивают питание бортового оборудования.
На борту установлена система пожаротушения.
Авионика выполнена с использованием принципа открытой архитектуры. Несколько БЦВМ контролируют все оборудование на борту вертолета.
Радиосвязь обеспечивается комплексом «Томсон-CSF TSC-2000 IFF», внутренними устройствами связи «Род энд Шварц».
Приборы для вывода информации – 5 20х20 ЖКИ.
Целевое оборудование NH-90 в варианте морского базирования:
— опускаемая ГАС;
— пассивные и активные РГБ;
— детектор МА (магнитометр);
— канал передачи данных Link 11;
— поисковая БРЛС.

Основные характеристики:
— диаметр нес/винта 16.3 метра;
— диаметр рул/винта 3.2 метра;
— длина вертолета 19.5 метра;
— высота 5.4 метра;
— ширина 4.3 метра;
— вес неснар.- 5.4 тонны;
— вес снар. -8.7 тонны;
— средняя скорость 265 км/ч;
— дальность действия 1000 км;
— боевой радиус 250 км;
— время полета до 4.5 часов;
— скороподъемность 660 метров в минуту;
— высотный потолок 4.2 километра;
Вооружение:
— общая нагрузка до 700 кг;
— УР класса «воздух-воздух»;
— УР класса «воздух-поверхность»;
— ПКР АМ-39 «Exoset»
— торпеды противолодочные: Мк.46, «Murena», А244;
— бомбы глубинные.

NHI NH90

NHI NH90 — многоцелевой вертолёт, который разработан франко-немецким консорциумом Eurocopter.

Вертолёт произвел первый полёт в 1995. Производство вертолетов NH90 проводится группой «NHиндастри», в которую вошли франко-немецкая компания «Еврокоптер» (62,5 процента), британско- итальянская «Агуста/Уэстленд» (32 процента) и голландская «СторкФоккер» (5,5 процента).

NHI NH90 фото

  • Бельгия
  • Австралия
  • Греция
  • Германия
  • Италия
  • Испания
  • Новая Зеландия
  • Нидерланды
  • Оман
  • Норвегия
  • Финляндия
  • Саудовская Аравия
  • Швеция
  • Франция

NHI NH90 фото кабины

Характеристики вертолета NHI NH90:

  • Количество членов экипажа:1-2
  • Наибольшее количество пассажиров:20
  • Грузоподъёмность:2500кг
  • Длина:19,565м
  • Длина фюзеляжа:13,53м
  • Диаметр несущего винта:16,3м
  • Диаметр рулевого винта:3,2м
  • Наибольшая ширина фюзеляжа:2,6м
  • Высота:5,31м
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:208,67кв.м
  • База шасси:6,08м
  • Колея шасси:3,2м
  • Вес пустого:6287кг
  • Нормальный взлётный вес:10000кг
  • Наибольший взлётный вес:10600кг
  • Вес топлива во внутренних баках:2036кг
  • Силовая установка:2×турбовальных RollsRoyceTurbomeca RTM32201/9 или
  • Мощность двигателей:2×2100л.с. (2×1566кВт (взлётная))
  • Силовая установка:2×турбовальных GeneralElectric T700T6E1 (для итальянской армии)
  • Взлётная мощность двигателей:2×2040л.с. (2×1521кВт)
  • Длина грузовой кабины:4,8м
  • Ширина грузовой кабины:2,0м
  • Высота грузовой кабины:1,58м
  • Полезный объём грузовой кабины:18,0кв.м
  • Наибольшая скорость:291км/ч
  • Скорость на эшелоне:244км/ч
  • Практическая дальность:907км
  • Перегоночная дальность:1213км
  • Продолжительность полёта:4ч45мин.
  • Продолжительность патрулирования:3ч20мин. (на удалении от базы 93км)
  • Скороподъёмность:8,8м/с
  • Нагрузка на диск:50,8кг/кв.м
  • Тяговооружённость:276,2Вт/кг (на трансмиссию при наибольшем взлётном весе)
  • Боевая нагрузка:до 700кг

NHI NH90 фото

  • с применением эффекта земли:3140м
  • без применения эффекта земли:2515м
  • «воздух-поверхность»
  • «воздух-воздух»
  • ПКРAM39Exocet
  • противолодочные торпеды Murena
  • глубинные бомбы
  • Mk46 или A244
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector