54 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой вертолёт S-61 Sea King (США)

Многоцелевой вертолёт S-61 Sea King (США)

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ S-61 SEA KING (США)

MULTIPURPOSE HELICOPTER S-61 SEA KING (USA)

10.01.2014

Sikorsky Aircraft Corp. объявляет об успешном первом полете модернизированного вертолета S-61T™ со «стеклянной» кабиной и другими обновлениями, говорится в пресс-релизе компании от 6 января. «Сикорский» является дочерней компанией United Technologies Corp.
В 2010 году компания «Сикорский» начала программу модернизации в вариант S-61T™ с целью возврата их в активную эксплуатацию. Вертолет S-61 являлся «рабочей лошадкой» для военных США и стран-союзников в последние несколько десятилетий. Модернизированный S-61T представляет собой последнюю версию, с полной структурной реконструкцией, капитальным ремонтом всех основных динамических компонентов, установкой ключевых обновлений, включая новый композитный несущий винт, повышенную живучесть и «стеклянную» кабину, а также полностью новую электропроводку всей машины. Первый полет выполнен в конце 2013 года.
Военный Паритет

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ S-61 SEA KING

Многоцелевой вертолёт Sikorsky S-61 Sea King предназначен для переброски грузов военного назначения и десанта. В сентябре 1957 г. компания «Sikorsky» приступила к созданию для ВМС США всепогодного противолодочного вертолета с двумя ГТД. оснащенного гидролокационным оборудованием и способного нести до 381 кг противолодочного вооружения. Вариант S-61A Sea King имел водонепроницаемый фюзеляж для посадки на воду, убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя ТВД Дженерал Электрик Т58, приводившими в движение пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959 г., за ним последовали 7 испытательных вертолетов YHSS-2 (SH-3). Серийный вариант SH-3A начал поступать на вооружение в сентябре 1961 г.
К более поздним вариантам относится транспортный вертолет HH-3A для особо важных персон. Такой же вариант CH-124, собранный канадской компанией «Юнайтед Эйркрафт Канада», был поставлен а канадские ВМС.
ВВС Норвегии для спасательных целей заказали вертолеты S-61A без противолодочного оборудования, а от ВВС Малайзии поступил заказ на вертолеты S-61A-4 «Нури» для перевозки 31 военнослужащего или для поисково-спасательных работ.
167 вертолетов под обозначением HSS-2, HSS-2A (SH-3D), HSS-2B (SH-3H) и еще 18 поисково-спасательных машин варианта S-61 были построены по лицензии компанией «Мицубиси».
Установка двигателей T58-GE-10 с мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с. и увеличение запаса топлива привели к появлению нового варианта SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966 г.
Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным убирающимся в полете колесным шасси. Цельнометаллический фюзеляж: полумонококовой конструкции выполнен с широким использованием нового по тем временам авиационного материала – титана, некоторые несиловые элементы изготовлены из композиционных материалов.
В передней и средней частях фюзеляжа расположены соответственно кабина экипажа и грузовая кабина. Доступ в рассчитанную на двух летчиков кабину экипажа обеспечивается через установленную по левому борту сдвижную дверь. Большая сдвижная дверь грузовой кабины установлена по правому борту. Грузовая кабина имеет размеры 7.6х1.98х1.32м, площадь ее пола 15.1м2, объем 28.9м3. В противолодочном варианте вертолета здесь размещены рабочие места оператора гидроакустической станции и наблюдателя, а также установлена необходимая поисковая аппаратура.
Поисково-спасательные варианты вертолета не имеют противолодочного оборудования и вооружения, но оборудованы гидравлической лебедкой, установленной снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Грузоподъемность лебедки 273кг, длина троса 72м.
Два газотурбинных двигателя Т58 модификаций GE-5, GE-8 или GE-10американской фирмы General Electric установлены над средней частью фюзеляжа.
Радиоэлектронное оборудование включает опускаемую гидроакустическую станцию Бендикс AQS-13B, поисковый радиолокатор LH66HP, электронную систему ASQ-81 магнитометра, цифровой сигнализатор IDF—7-5, оборудование для ведения электронной разведки, автомат сбрасывания дипольных отражателей Н.240, буксируемый магнитометр «Бэрд», УКВ-радиостанцию, КВ-радиостанцию, доплеровскую РЛС ARN-182, датчик курса ASN-50, модифицированную систему опознавания, аппаратуру засекречивания сообщений KY28 «Джульет» и усовершенствованную приборную панель. Дополнительно внутри фюзеляжа в задней части грузовой кабины предусмотрено размещение 12 радиогидроакустических буев. В левом поплавке размещено 24 морских маркерных буя Мк.25.
Вооружение: в обычный комплект вооружения входят две или четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды A244AS, Мк.44 или Мк.46 или четыре глубинные бомбы. Вертолет может быть вооружен противокорабельными УР «Гарпун» или «Экзосет».

С 1969 г. компания «Агуста» начала лицензионную сборку вертолетов SH-3D в Италии под обозначением ASH-3D. Сто пять машин ASH-3A без противолодочного вооружения были переоборудованы в вертолеты общего назначения SH-3G, последующие варианты с 1971 г. разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения.
SH-3H является основным вертолетом ВМС США. Кроме того, существует вариант общего назначения — SH-3G, с которого снято все противолодочное оборудование. Девять вертолетов SH-3H переоборудованы для траления мин и обозначаются RH-3A. Они снабжены лебедкой для буксировки трала. Вертолеты SH-3H используются обычно на авианесущих кораблях ВМС и на береговых базах, но уже заменяются вариантами SH-60 «Си Хоук» и «Оушн Хоук»
Восемь вертолетов SH-3, поставленных в Испанию, были модифицированы в стандарт SH-3H, и три из них, оснащенные РЛС, установленными во внешнем надувном обтекателе (похожем на тот, который стоит на машинах «Си Кинг» AEW Mk.3 ВМС Великобритании), предназначены для дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей.
Вариант CH-3B после демонтажа оборудования для морской эксплуатации превратился в вариант SH-3; вариант CH-3C, который был заказан в ноябре 1962 г., имел заднюю погрузочно-разгрузочную аппарель. Получив в компании обозначение S-61R, опытный образец поднялся в воздух 17 июня 1963 г., а первая поставка вертолетов CH-3C была сделана 30 декабря 1963 г.
Вариант CH-3E создан в феврале 1966 г. путем замены двигателей T58-GE-1 мощностью 969 кВт/1300 л.с. на двигатели T58-GE-5 мощностью 1119 кВт/1500 л.с. Позднее несколько машин были переделаны в стандарт HH-3E для авиационно-космической поисково-спасательной службы ВВС США. Они были оснащены броней, самогерметизирующимися топливными баками, убирающейся штангой для дозаправки в воздухе, спасательной лебедкой, пулеметами калибра 12,7 мм и стали называться «Джолли Грин Джайент». Сейчас все эти вертолеты не используются и заменены на вариант HH-60.
Вариант HH-3F «Пеликан» разработан для частей береговой охраны США. Имел современное электронное оборудование для поисково-спасательных работ, но у него не было самогерметизирующихся топливных баков, брони и вооружения варианта HH-3E. Сейчас фактически осуществляется переход к варианту HH-60J «Джейхоук».
Вертолет HH-3F собирался в Италии под обозначением AS-61R; на нем устанавливались усовершенствованные радарная и дальняя радионавигационная системы «Лоран» (LORAN), бортовая ИК-система для обнаружения целей в передней полусфере (FLIR) и навигационная система.
Всего было построено 796 вертолетов S-61 всех модификаций; кроме того, по лицензии построено более 613 вертолетов, в том числе 328 в Англии, более 100 в Италии и 185 в Японии.

МОДИФИКАЦИИ
• SH-3A — противолодочный вертолет для флота США и Японии, исходная модификация с ГТД Т-58 мощностью по 920кВт; построено 255 вертолетов;
• СН-124 — модификация вертолета SH-3A для вооруженных сил Канады (CHSS-2); построен 41 вертолет;
• SH-3C — противолодочный и многоцелевой вертолет для флота США; является модификацией вертолета SH-3A; модифицировано более 20 вертолетов;
• SH-3D — развитие SH-3A с двигателями T58-GE-10 мощностью по1044кВт и усовершенствованным оборудованием для флота США, Испании, Бразилии, Аргентины; первые вертолеты поставлены в июне 1966 года; выпускался по лицензии в Англии для флотов Англии и ФРГ, в Италии — для флотов Ирана и Италии;
• SH-3G — вертолет общего назначения для флота США со снятым противолодочным вооружением;
• SH-3H — усовершенствованный противолодочный вертолет для флота США;
• RH-3A — вертолет для траления мин для флота США; снабжен лебедкой для буксировки трала; является модификацией вертолета SH-3A; модифицировано 9 вертолетов;
• VH-3A и VH-3D — транспортные и пассажирские вертолеты для обслуживания президента США; поставлен 21 вертолет корпусу морской пехоты;
• СН-3С — транспортный и многоцелевой вертолет с двумя ГТД General Electric T58-GE-1 мощностью по 969кВт — для ВВС США, Дании и Малайзии; впервые поднялся в воздух 17 июня 1963г; снабжен задним грузовым люком с рампой; может перевозить 26 солдат или два автомобиля-вездехода; построен 41 вертолет;
• СН-3Е — транспортный вертолет для ВВС США с двигателями T58-GE-5мощностью на валу по 1119кВт; может перевозить 26 солдат или грузы массой 2.6т; построено 42 вертолета;
• НН-3Е — поисковый и спасательный вертолет для ВВС США; снабжен оборудованием для заправки топливом в полете и дополнительными топливными баками; построено 52 вертолета;
• HH-3F «Pelican» — поисковый и спасательный вертолет для частей береговой охраны; снабжен поисковым радиолокатором; построено 40 вертолетов; производился также по лицензии в Италии фирмой Agusta, построившей в 1976-1993 годах 30 вертолетов для ВВС Италии;
• S-61L – пассажирский вертолет с удлиненным фюзеляжем и колесным шасси, рассчитан на перевозку 28 пассажиров; поднялся в воздух 6 декабря 1960г; построено 30 вертолетов;
• S-61N – пассажирский вертолет-амфибия с поплавковым шасси; рассчитан на перевозку 26 пассажиров; поднялся в воздух 7 августа 1962г; построено 106 вертолетов;
• S-61F – экспериментальный винтокрыл с крылом и двумя ТРД для исследования характеристик в полете с большой скоростью;
• Westland «Sea King» – модификации вертолета, выпускавшиеся в Англии:
 HAS Mk.1, Mk.2 — противолодочный вертолет для английских ВМС.
 AEW Mk.3 — вариант для дальнего радиолокационного обнаружения. Оборудован РЛС Торн ЕМ1 с антенной, установленной сбоку фюзеляжа и отклоняемой вниз при работе.
 HAR Mk.3 — усовершенствованный поисково-спасательный вертолет английских ВВС, в кабине которого могут разместиться 11—19 пострадавших на сиденьях или 6 на носилках.
 HC Mk.4 «Коммандо» — многоцелевой и десантно транспортный вертолет для английских ВМС, в кабине которого могут разместиться 28 десантников или 2270 кг груза, а на внешней подвеске — до 3630 кг.
 HAS Mk.5 — вариант противолодочного вертолета с усовершенствованным акустическим и электронным оборудованием и с увеличенной взлетной массой до 9525 кг.
 Mk.41 — противолодочный вертолет для ВМС Германии.
 Mk.42A, В и С — противолодочные вертолеты для ВМС Индии.
 Mk.43 и 48 — поисково-спасательные вертолеты для ВВС Норвегии и Бельгии.
 Mk.45 и 47 — противолодочные вертолеты для ВМС Пакистана и Египта.
 Mk.50 — противолодочный вертолет для ВМС Австралии.

Читать еще:  Средний военно-транспортный самолет C-27A «Spartan» (США)

Масса, кг:
– максимальная взлетная 9525
– нормальная взлетная 8450
– пустого вертолета 6108
Габариты вертолета, м:
– диаметр несущего винта 18 90
– длина 16,69
– высота 5,13
Двигатель, л.с.: ГТД General Electric Т58 GE-10 2 по 1400
Скорость, км/ч:
– максимальная 267
– крейсерская 238
Потолок, м:
– статический 3200
– динамический 4480
Дальность, км:
– перегоночная 1000
– действия 748
Экипаж, чел. 4

Максимальная нагрузка, кг:
– боевая 500
– полезная 2270
Число перевозимых людей, чел.
– десантников 26
– раненых 15

Источники: www.dogswar.ru, www.aviastar.org, www.airwar.ru и др.

Многоцелевой вертолёт S-61 Sea King (США)

S-61 стал первым пассажирским вертолетом и одним из первых вертолетов с газотурбинными двигателями. Для своего времени это был также самый практичный вертолет, способный перевозить до 28 пассажиров. Гражданский S-61L был спроектирован на основе противолодочного S-61, выполнившего первый полет 17 марта 1959 года как XHSS-2. На вооружение ВМС США его приняли под обозначением HSS-2, в 1962 году обозначение изменили на SH-3A, но вертолет больше известен как Sea King. Разработка гражданского варианта S-61 началась сразу после испытаний XHSS-2.

XHSS-2 внешне очень похож на вертолет S-62. Эта гражданская машина, в конструкции которой широко использован опыт, полученный при создании вертолета S-55, в ней также установлены динамические системы от S-58, использован новый корпус амфибийного типа, а силовая установка включала один ТВаД Т58. Несмотря на свой более “поздний” номер, S-62 появился раньше вертолета S-61 – прототип выполнил первый полет в мае 1958 года.

Первый S-62 передали заказчику, компании “Los Angeles Airways” (LAA), в сентябре 1960 года. При эксплуатации стала очевидной потребность в более вместительном вертолете с двумя двигателями. Новость стала хорошей для компании “Sikorsky”, которая как раз вела работы по S-61L.

Гражданский S-61L отличался от военного удлиненным фюзеляжем с 11 иллюминаторами по каждому борту, доработанной втулкой несущего винта и подкосным стабилизатором увеличенного размаха. Ярко окрашенный прототип поднялся в воздух 6 декабря 1960 года, машина предназначалась для организации “Raymond Loewy Associates”. В стандартной конфигурации вертолет был рассчитан на перевозку 25 пассажиров и одного бортпроводника, но вместо одного пассажирского кресла допускалась установка кухонного оборудования, еще два задних кресла можно было заменить туалетной кабиной. Для увеличения объема грузового отсека предусматривалась возможность перестановки вперед задней перегородки пассажирского салона.

Компания “Sikorsky” предложила трехдвигательный вариант с установкой третьего ТВаД СТ-58 над фюзеляжем за несущим винтом, но данный вариант построен не был, и все гражданские S-61 остались двухдвигательными. Первым заказчиком стала авиакомпания LAA, закупившая пять машин. Компания “Chicago Helicopter Airways” заказала шесть вертолетов, но позже сократила заказ до четырех. Вертолеты для LAA комплектовались двумя подфюзеляжными багажными контейнерами – они загружались отдельно от вертолета, а на вертолете крепились уже снаряженными. Вертолеты для компании “Chicago” получили пять таких контейнеров.

Стоимость пассажиро-километра на S-61 составляла 8-9 центов – в два раза меньше, чем у вертолетов с поршневыми моторами. Стала возможной эксплуатация S-61 на линиях, которые ранее не окупались. К примеру, вертолеты LAA обслуживали терминалы в радиусе 80 км от почтовой конторы в пригороде Лос-Анджелеса. В 1969 году появился S-61L Mk II с более мощными двигателями, меньшими уровнями шумности и вибрации, но большого интереса лишенный амфибийных качеств вариант не вызвал – построили всего 13 вертолетов. Скромное количество проданных машин вовсе не говорит о неудаче гражданского S-61, хотя исходный вариант с массой полезной нагрузки 3311 кг (включая экипаж и топливо) обладал ограниченной пассажировместимостью при полетах на средние и большие расстояния. Именно поэтому большинство коммерческих эксплуатантов предпочли более универсальный S-61N со спонсонами, как у военных Sea King, и амфибийным корпусом.

Читать еще:  Бомбардировщик Су-24М (СССР)

S-61N изначально не предназначался для регулярной эксплуатации с воды, но хорошо зарекомендовал себя именно как гидровертолет. Специализированные подварианты S-61N разработали для выполнения поисково-спасательных заданий и обслуживания месторождений на континентальном шельфе, хотя эти машины не столь часто, как может показаться, выполняют с воды взлеты и посадки. Прототип S-61N выполнил первый полет 7 августа 1962 года, а несколько ранее – 2 ноября 1961 года – S-61L стал первым гражданским двухдвигательным вертолетом, получившим сертификат FAA. Позже S-61L/N сертифицировали для полетов по приборам – впервые в истории гражданского вертолетостроения. Нововведения, внедренные на S-61L Mk II, перенесли на S-61N Mk II.

Вариант S-61N Mk II получил более развитые спонсоны и установленную в носовой части фюзеляжа метео-РЛС. В 1970 году S-61L и S-61N эксплуатировались американскими компаниями LAA, “New York Airways”, “San Francisco Airlines” и “Oakland Helicopter Airlines”, австралийской “Ansett-ANA”, британской BEA, итальянской “Elivie” и “Greenland Air”. Надежды на замену самолетов вертолетами S-61L и S-61N, близких по вместимости, все же оказались несостоятельными – вертолеты использовали только там, где применение самолетов исключалось, – в крупных городах, на островах, в горах и пр. К примеру, компания ВЕА эксплуатировала вертолеты на линии Лэндз Энд – острова Силли, где раньше использовались бипланы de Havilland Rapide.

Итальянская “Agusta” наряду с военным S-61 строила по лицензии и его гражданский вариант – AS-61N-1 Silver отличался коротким, как у военного S-61, фюзеляжем. По каждому борту салона имелось по семь иллюминаторов, были также установлены большие спонсоны и хвостовое оперение от S-61N. Большинство S-61 “Agusta” поставила военным заказчикам, однако Малайзия закупила два AS-61NS.

Рынок пассажирских вертолетных перевозок весьма ограничен, так как стоимость пассажиро-километра у вертолетов выше, чем у самолетов. Обычно их используют в местах, где нет ВПП, например, в центрах больших городов. Но S-61 нашел себе альтернативные задачи на гражданском рынке.

S-61 создавался для перевозок пассажиров, но вскоре под давлением обстоятельств ему пришлось заняться решением других задач. Вертолет был задействован в качестве “летающего крана” и “снабженца”. Фирма “Sikorsky” сама разработала облегченный вариант S-61N Payloader, скомбинировав фюзеляж S-61N с упрощенным шасси S-61L без поплавков. Это позволило увеличить максимальную нагрузку до 4990 кг, и Payloader в основном использовался в качестве “летающего крана”, перевозя грузы на внешней подвеске. Он действовал в интересах транспортных компаний, использовался при прокладке трубопроводов и установке опор ЛЭП, а также при выполнении строительных работ.

Но Payloader все еще нес много “лишнего веса” в виде большой грузовой кабины, остававшейся при этих операциях обычно пустой. Логичным решением было дальнейшее сокращение массы фюзеляжа за счет удаления одной его секции и возвращения к длине военного Sea King.

Вероятно, первым укороченным вертолетом S-61 была машина N4503E, вариант S-61L пенсильванской компании “Carson Helicopters”. Компания “НеЁЁрго”, отвечавшая за ремонт и обслуживание канадских вертолетов, приступила к переделке S-61L и S-61N в подобный укороченный вариант, получивший обозначения S-61L Shortsky и S-61N Shortsky. Иногда этот вариант конверсии называли S-61 Short. “НеЁЁрго” удаляла секцию фюзеляжа длиной 1,27 м от 110-го до 160-го шпангоута (от задней стенки кабины пилотов до передней кромки воздухозаборников). При этом снимались несущий и рулевой винты и проводка управления двигателями, устанавливавшиеся обратно после доработки планера. Вносились доработки и в гидравлическую и электрическую системы машины.

Кроме укороченного фюзеляжа S-61 Short отличались усиленными узлами подвески в районе 243-го и 290-го шпангоутов и механизмом аварийного сброса крюка. Новое остекление кабины обеспечивало пилоту лучший обзор вниз. Вертолет также снабжался новым комплектом бортового оборудования VFR, размещавшегося в одной стойке, что позволяло снизить массу и стоимость обслуживания.

Компания “Неlipro” переделала два S-61L для “Canadian Helicopters Corporation”, два S-61N для В╡Н, два вертолета для компании “Hayes”, два – для “НеlЁ-Log Group”, два – для “Huisson Aviation” и один – для “VIH Logging”.

Компания “Carson Helicopters”, работающая совместно с “Sikorsky”, теперь предлагает вариант S-61T Triton. Он отличается приборным оборудованием кабины на основе ЖК-индикаторов и композитными лопастями несущего винта. Это позволило поднять массу полезной нагрузки на 907 кг, увеличить скорость полета на 28 км/ч, а дальность полета – на 113 км. Госдепартамент США заказал 110 модернизированных S-61T в феврале 2010 года, еще 11 машин были заказаны в сентябре. Четыре первых вертолета обеспечивают деятельность посольства США в Афганистане.

S-61N используется и для обслуживания морских буровых платформ во многом благодаря повышенной безопасности, обеспечиваемой водонепроницаемым фюзеляжем, и вместительной кабине, способной вместить и пассажиров, и груз. С началом бума нефтедобычи в Северном море S-61 стали использовать компании “Bristow”, “British Airways Helicopters”, норвежская “Helikopter Service” и “KLM Nordzee Helikopters”. S-61N также работали на компании “Okanagan Helicopters” в Гудзоновом заливе и Атлантике, “Bristow” и “Brunei Shell” в Малайзии, “Helicopter Utilities off Australia” у побережья Северных территорий – везде, где велась морская добыча нефти. Об интенсивности их работы могут свидетельствовать следующие цифры: до 1992 года вертолеты “Bristow” в Северном море совершили полмиллиона полетов, перевезя свыше 5 млн пассажиров. Другие компании также могут похвастаться похожими результатами.

Компания “Неlipro” выпускала вариант для снабжения буровых платформ, имевший укороченный фюзеляж и грузовую лебедку у задней двери. Кроме того, под полом кабины размещались водонепроницаемые багажные отсеки, не влиявшие на амфибийные качества машины.

Еще одной задачей, решаемой гражданскими S-61, стал поиск и спасение. S-61N заменили военные Westland Sea King и Wessexs после частичной приватизации британской поисково-спасательной службы. “Bristow” использовала ряд специально доработанных S-61N Mk II в интересах Береговой охраны Британии. Эти машины оснащались разработанным компанией комплектом спасательного оборудования, включавшим автоматические системы управления полетом и удержания вертолета, установленные в носовой части метео-РЛС Bendix RDR 1400С (с цветным отображением информации и возможностью картографирования и поиска) и турель FLIR, а также спасательный подъемник с 90-м тросом. “Irish Helicopters” использовала аналогичным образом доработанные S-61N из Шеннона по контракту с правительством Ирландии на проведение поисково-спасательных работ.

“Bristow Helicopters” также использовала свои S-61N по контрактам с военным ведомством Британии, в том числе и на Фолклендских островах. Действующие там S-61N имели оборудование для перевозки 18 пехотинцев и багажа или груза. Машины были оснащены РЛС в носовой части и навигационными радиосистемами, а также военным KB и УКВ связным оборудованием и комплексом мониторинга состояния и использования бортовых систем (HUMS).

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-70 (СССР)

Многоцелевой вертолёт S-61 Sea King (США)

Многоцелевой вертолёт Sikorsky S-61 Sea King предназначен для переброски грузов военного назначения и десанта. В сентябре 1957 г. компания «Sikorsky» приступила к созданию для ВМС США всепогодного противолодочного вертолета с двумя ГТД. оснащенного гидролокационным оборудованием и способного нести до 381 кг противолодочного вооружения. Вариант S-61A Sea King имел водонепроницаемый фюзеляж для посадки на воду, убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя ТВД Дженерал Электрик Т58, приводившими в движение пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959 г., за ним последовали 7 испытательных вертолетов YHSS-2 (SH-3). Серийный вариант SH-3A начал поступать на вооружение в сентябре 1961 г.

К более поздним вариантам относится транспортный вертолет HH-3A для особо важных персон. Такой же вариант CH-124, собранный канадской компанией «Юнайтед Эйркрафт Канада», был поставлен а канадские ВМС.

ВВС Норвегии для спасательных целей заказали вертолеты S-61A без противолодочного оборудования, а от ВВС Малайзии поступил заказ на вертолеты S-61A-4 «Нури» для перевозки 31 военнослужащего или для поисково-спасательных работ.

167 вертолетов под обозначением HSS-2, HSS-2A (SH-3D), HSS-2B (SH-3H) и еще 18 поисково-спасательных машин варианта S-61 были построены по лицензии компанией «Мицубиси».

Установка двигателей T58-GE-10 с мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с. и увеличение запаса топлива привели к появлению нового варианта SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966 г.

С 1969 г. компания «Агуста» начала лицензионную сборку вертолетов SH-3D в Италии под обозначением ASH-3D. Сто пять машин ASH-3A без противолодочного вооружения были переоборудованы в вертолеты общего назначения SH-3G, последующие варианты с 1971 г. разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения.

SH-3H является основным вертолетом ВМС США. Кроме того, существует вариант общего назначения — SH-3G, с которого снято все противолодочное оборудование. Девять вертолетов SH-3H переоборудованы для траления мин и обозначаются RH-3A. Они снабжены лебедкой для буксировки трала. Вертолеты SH-3H используются обычно на авианесущих кораблях ВМС и на береговых базах, но уже заменяются вариантами SH-60 «Си Хоук» и «Оушн Хоук»

Восемь вертолетов SH-3, поставленных в Испанию, были модифицированы в стандарт SH-3H, и три из них, оснащенные РЛС, установленными во внешнем надувном обтекателе (похожем на тот, который стоит на машинах «Си Кинг» AEW Mk.3 ВМС Великобритании), предназначены для дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей.

Вариант CH-3B после демонтажа оборудования для морской эксплуатации превратился в вариант SH-3; вариант CH-3C, который был заказан в ноябре 1962 г., имел заднюю погрузочно-разгрузочную аппарель. Получив в компании обозначение S-61R, опытный образец поднялся в воздух 17 июня 1963 г., а первая поставка вертолетов CH-3C была сделана 30 декабря 1963 г.

Вариант CH-3E создан в феврале 1966 г. путем замены двигателей T58-GE-1 мощностью 969 кВт/1300 л.с. на двигатели T58-GE-5 мощностью 1119 кВт/1500 л.с. Позднее несколько машин были переделаны в стандарт HH-3E для авиационно-космической поисково-спасательной службы ВВС США. Они были оснащены броней, самогерметизирующимися топливными баками, убирающейся штангой для дозаправки в воздухе, спасательной лебедкой, пулеметами калибра 12,7 мм и стали называться «Джолли Грин Джайент». Сейчас все эти вертолеты не используются и заменены на вариант HH-60.

Вариант HH-3F «Пеликан» разработан для частей береговой охраны США. Имел современное электронное оборудование для поисково-спасательных работ, но у него не было самогерметизирующихся топливных баков, брони и вооружения варианта HH-3E. Сейчас фактически осуществляется переход к варианту HH-60J «Джейхоук».

Вертолет HH-3F собирался в Италии под обозначением AS-61R; на нем устанавливались усовершенствованные радарная и дальняя радионавигационная системы «Лоран» (LORAN), бортовая ИК-система для обнаружения целей в передней полусфере (FLIR) и навигационная система.

В Великобритании по лицензии в 1969—1994 гг. выпускались различные модификации вертолета S-61. получившие название «Си Кинг» и оснащенные английскими двигателями, оборудованием и вооружением:

HAS Mk.1, Mk.2 — противолодочный вертолет для английских ВМС.

AEW Mk.3 — вариант для дальнего радиолокационного обнаружения. Оборудован РЛС Торн ЕМ1 с антенной, установленной сбоку фюзеляжа и отклоняемой вниз при работе.

HAR Mk.3 — усовершенствованный поисково-спасательный вертолет английских ВВС, в кабине которого могут разместиться 11—19 пострадавших на сиденьях или 6 на носилках.

HC Mk.4 «Коммандо» — многоцелевой и десантно транспортный вертолет для английских ВМС, в кабине которого могут разместиться 28 десантников или 2270 кг груза, а на внешней подвеске — до 3630 кг.

HAS Mk.5 — вариант противолодочного вертолета с усовершенствованным акустическим и электронным оборудованием и с увеличенной взлетной массой до 9525 кг.

Mk.41 — противолодочный вертолет для ВМС Германии.

Mk.42A, В и С — противолодочные вертолеты для ВМС Индии.

Mk.43 и 48 — поисково-спасательные вертолеты для ВВС Норвегии и Бельгии.

Mk.45 и 47 — противолодочные вертолеты для ВМС Пакистана и Египта.

Mk.50 — противолодочный вертолет для ВМС Австралии.

Вертолет S-61 одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. Двигатели расположены в верхней части фюзеляжа под несущим винтом. По краям фюзеляжа установлены мощные стабилизирующие поплавки, в которые убираются две основные стойки шасси. Третье неубираемое и свободно-ориентирующееся колесо шасси размещено в хвостовой части. На вертолете имеются сдвижные двери: кабины летчиков — слева, грузового отсека — справа. Загрузка возможна с рампы с помощью лебедки.

Военно-транспортный вариант способен перевозить 25 десантников и около 2721 или 3630 кг грузов. Скорость погрузочно-разгрузочных работ — одна тонна в минуту.

За более чем тридцатилетнюю историю эксплуатации S-61 было выпущено свыше 3000 вертолетов 13 модификаций, которые имели широкий спектр применения. S-61 имел наибольшее количество модификаций изо всех вертолетов, выпущенных фирмой Сикорского. Во время войны во Вьетнаме на нем выполнялись десантные операции, траление мин и минирование с воздуха. Оснащенный пушкой, S-61 использовался как вертолет огневой поддержки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SH-3H
Экипаж, чел. 4
Скорость, км/ч:
максимальная 267
крейсерская 238
Потолок, м:
статический 3200
динамический 4480
Дальность, км:
перегоночная 1000
действия 748
Масса, кг:
максимальная взлетная 9525
нормальная взлетная 8450
пустого вертолета 6108
Максимальная нагрузка, кг:
боевая 500
полезная 2270
Число перевозимых людей, чел.
десантников 26
раненых 15
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 18 90
длина 16,69
высота 5,13
Двигатель, л.с.: ГТД General Electric Т58 GE-10 2 по 1400

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: