0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытный учебно-боевой самолёт Boeing T-X (BTX1) (США)

Опытный учебно-боевой самолёт Boeing T-X (BTX1) (США)

В Соединенных Штатах идет активная подготовка к тендеру по программе T-X, предусматривающей создание для ВВС США реактивного учебно-тренировочного самолёта нового поколения для замены более 400 устаревших Northrop T-38 Talon. В ней принимают участие ряд компаний американского авиапрома, причем все они предлагают новые машины в тесной кооперации с зарубежными партнерами. Так, 20 декабря 2016 г на аэродроме завода корпорации «Boeing» в Сент-Луисе (шт. Миссури) состоялся первый полёт опытного самолета Boeing T-X (BTX1), разработанного «с чистого листа» совместно с шведской группой Saab АВ.

Шансы «Boeing» получить многомиллионный заказ существенно возрасли после того, как два крупных разработчика военной техники вышли из борьбы за, казалось бы, выгодный контракт 25 января об отказе участвовать в конкурсе по программе T-X объявила американская компания Raytheon, которая до этого намеревалась совместно с итальянской Leonardo предложить ВВС США учебно-боевой самолет T-100 — развитие M-346 Master. Причиной отказа стали затраты, которые сама «Рейтеон» оценила как чрезмерно высокие. Сообщается, что «Рейтеон» требовала от итальянского партнера 30% снижения цены самолета. Компания «Леонардо» «работала в этом направлении, но не смогла такого добиться». В результате их партнерство было расторгнуто, и T-100 выбыл из состава потенциальных претендентов на победу.

1 февраля об отказе участвовать в тендере заявила корпорация Northrop Grumman. В заявлении говорится, что корпорация «совместно со своим главным партнером по консорциуму ВАЕ Systems тщательно изучили требования и закупочную стратегию учебно-тренировочного самолета T-X, которые изложены в окончательном запросе предложений, опубликованном 30 декабря 2016 г. Компании решили не подавать заявку на участие в программе T-X, так как это не отвечает интересам компаний и их акционеров».

Ранее Northrop Grumman в партнерстве с компаниями ВАЕ Systems, L-3 Communications и Scaled Composites собирались предложить на тендер специально разработанный самолет Northrop Grumman Model 400. Прототип этого УТС (регистрация N400NT) был построен в обстановке секретности на предприятии Scaled Composites в Мохаве (шт. Калифорния) и совершил первый полет 24 августа прошлого года. Информацию о ходе его испытаний разработчики не разглашают. Известно, что самолет оснащен одним двигателем General Electric F404-GE-102D, а в конструкции широко использованы композиционные материалы. По мнению американских экспертов, главной причиной отказа компании «Нортроп Грумман» от участия в программе T-X стали опасения, что неизбежно высокие затраты на создание полностью нового самолета сделают это предложение заведомо неконкурентоспособным.

Таким образом, сегодня самым серьезным соперником новой машины «Боинга» является самолет T-50A, предлагаемый корпорацией Lockheed Martin в партнерстве с южнокорейской Korean Aerospace Industries. Это новый вариант серийного KAI T-50. Правда, 16 декабря 2016 г журнал Aviation Week & Space Technology сообщил, что американская компания Sierra Nevada Corporation планирует выставить на тендер по программе T-X самолет Freedom Trainer, который она создает в партнерстве с турецкой авиастроительной корпорацией Turkish Aerospace Industries. Однако эксперты считают это предложение аутсайдером конкурса.

Согласно имеющейся информации, самолет Boeing T-X был создан с чистого листа с целью максимального соответствия его характеристик характеристикам истребителей пятого поколения, таким, как F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Кроме этого, в конструкции самолета T-X предусмотрены широкие возможности его дальнейшей модернизации, которая может быть проведена по мере появления каких-нибудь новых технологий. Отличительной чертой Boeing T-X является его полная готовность к масштабному серийному производству практически без прохождения традиционных этапов летных испытаний и доводки, хотя разработан он был с нуля. Самолет Boeing T-X имеет гладкие формы и один двигатель. Двойное хвостовое оперение унаследовано от самолета Saab Gripen, оно имеет большой угол атаки и придает самолету повышенную маневренность. Модульные элементы использованы в конструкции самолета везде, где это возможно. Это позволит производить замену узлов и электроники самолета на более современные системы, благодаря чему истребитель Boeing T-X будет всегда на острие авиационных технологий во время всего своего срока службы, который составляет несколько десятков лет.

Достаточно просторная кабина буквально напичкана самыми современными технологиями, и достаточно значимая часть от всей авиационной электроники предназначена для процесса эффективного обучения летному мастерству. Помимо этого, возможности обучающей системы могут быть значительно расширены за счет ее интеграции со специализированными наземными системами. На Boeing T-X должны быть установлены системы связи, предупреждения о радиолокационном облучении, многофункциональные дисплеи и оборудование с возможностью имитации данных с радара. Бортовое оборудование Boeing T-X должно уметь имитировать использование различных типов вооружения. Планер самолета должен выдерживать перегрузки не менее 6,5g на протяжении не менее 15 секунд в пикировании при массе топлива в 80 процентов от полной загрузки на высоте полета от трех до шести тысяч метров. Бортовые системы должны выдерживать перегрузки в 7,5g и темпы роста ускорения не менее 3g за секунду. Наконец, самолет должен выдерживать и мгновенное изменение угловой скорости вращения в 12 градусов в секунду и скорость установившегося разворота в девять градусов в секунду.

Читать еще:  Хозяева леса: дикие животные, опасные для человека

Технические характеристики Boeing T-X
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета,м 14.15
Высота самолета,м 4.00
Масса, кг
— пустого самолета 3250
— максимальная взлетная 5500
Тип двигателя — 2 ТРДД General Electric F404
Тяга, кгс — 2 х 7802
Практический потолок, м 15 240 м
Боевой радиус 1,840 км

Авторы статьи: А. Ларионов
Первоисточник: журнал «Авиация и время» 2017 г. №01

T-X впервые взлетел

Опубликовано Дек 21, 2016

Прототип учебного самолета T-X от Boeing и Saab

Учебно-боевой самолет Boeing T-X

Новости Skyships.ru — 20 декабря 2016 года в Сент-Луисе (штат Миссури) состоялся первый полет первого прототипа нового учебно-тренировочного самолета Т-Х (BTX-1). Об этом сообщает Военно-промышленный курьер.

Самолет разработан совместно корпорацией Boeing и шведской группой Saab AB для предложения на конкурс ВВС США по программе Т-Х, предусматривающий замену учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки Northrop T-38. Первый прототип (серийный номер T1, американская гражданская регистрация N381TX), совершивший первый полет 20 декабря, был впервые публично продемонстрирован на предприятии Boeing в Сент-Луисе (бывший завод McDonnell Douglas) 13 сентября 2016 года. Прототип оснащен одним двигателем серии General Electric F404, сообщает блог bmpd.

Первый прототип (серийный номер T1, американская гражданская регистрация N381TX) нового учебно-тренировочного самолета Т-Х (BTX-1), разработанного совместно корпорацией Boeing и шведской группой Saab AB для предложения на конкурс ВВС США по программе Т-Х, в первом полете.

Cообщалось, что второй прототип (серийный номер Т2) самолета Т-Х (BTX-1) совместной разработки Boeing и Saab АВ был завершен постройкой на предприятии в Сент-Луисе уже в сентябре. Boeing также зарегистрировал пять регистрационных номеров для последующих прототипов своего Т-Х — N791TX, 792TX, 793TX, 794TX и 795TX.

В тендере по программе Т-Х участвуют также консорциумы Northrop Grumman в партнерстве с корпорациями BAE Systems, L-3 Communications и Scaled Composites (со специально разработанным самолетом Northrop Grumman Model 400, впервые «засветившимся» 19 августа), Raytheon и Leonardo-Finmeccanica (с самолетом Т-100 на основе М-346), и Lockheed Martin и KAI (с самолетом Т-50А). На днях объявился и новый претендент на участие в конкурсе в виде самолета Freedom Trainer, совместно создаваемого американской корпорацией Sierra Nevada Corporation (SNC) в партнерстве с турецкой государственной авиастроительной компанией Turkish Aerospace Industries (TAI).

Cогласно планам ВВС США, новый учебно-тренировочный самолет должен начать поступать на вооружение в 2023 или 2024 годах, но неясно, будет ли этот срок выдержан.

Учебно-тренировочный самолёт Boeing / Saab T-X (США)

С начала шестидесятых годов прошлого века ВВС США ведут подготовку летчиков при помощи учебно-тренировочных самолетов Northrop T-38 Talon. Несмотря на все модернизации, такая техника уже давно устарела и нуждается в замене. Новый УТС разрабатывается в рамках программы APTS или T-X. Авиационная промышленность США и других стран предложила военно-воздушным силам США несколько проектов такой техники, и лучшим была признана совместная разработка компаний Boeing и Saab.

Еще в 2003 году Учебное авиационное командование военно-воздушных сил США пришло к выводу о необходимости замены УТС T-38 и приступило к выработке технического задания на перспективный образец. Изначально планировалось получить готовый УТС в 2020 году, но затем график неоднократно пересматривался. Согласно нынешним планам, в 2024 году в состоянии начальной оперативной готовности должны находиться первые самолеты нового типа. В общей сложности планируется приобрести 351 перспективный УТС и 46 тренажеров, повторяющих функции авиационной техники.

Весной 2015 года ВВС опубликовали требования к будущему самолету T-X / Advanced Pilot Training System («Улучшенная система обучения пилотов»). Интерес к программе APTS проявили сразу несколько организаций. Компании Boeing и Saab предложили совершенно новый проект УТС под обозначением T-X. Итальянская компания Leonardo доработала существующий самолет M-346 и назвала его T-100. Также к программе присоединились компании Lockheed Martin и KAI, Northrop Grumman в сотрудничестве с BAE System, Textron и другие.

27 сентября 2018 года Пентагон выбрал победителя конкурса и подписал контракт на продолжение работ. Лучшим вариантом перспективного УТС был признан T-X от Boeing и Saab. Теперь их задачей является продолжение опытно-конструкторских работ, а также подготовка к будущему серийному производству. В настоящее время опытные T-X проходят летные испытания. За завершение опытно-конструкторских работ и строительство серийной техники исполнители получат 9,2 млрд долларов.

Техническое задание по программе APTS / T-X включало около сотни пунктов и оговаривало все характеристики и возможности будущего самолета. При этом делался акцент на ряде основных характеристик, прямо связанных с обучением пилотов. Готовый самолет T-X, в отличие от существующего T-38, изначально должен учитывать особенности подготовки летчиков для работы на современных и перспективных истребителях. Требовалось обеспечить несколько режимов работы самолета, позволяющих проводить как начальное обучение, так и повышение квалификации.

Читать еще:  Учебно-боевой самолёт Су-25УБ (СССР)

Планер, силовая установка и системы управления T-X должны максимально точно повторять поведение боевых самолетов, в том числе за счет соответствующих алгоритмов работы. Необходимо использовать современное оснащение кабины и прочее радиоэлектронное оборудование, возможности которого отвечают требованиям обучения летчиков. Техническое задание предусматривало использование двухместной кабины с местами для инструктора, контролирующего все процессы, и обучаемого пилота.

На стадии формирования технического задания рассматривались некоторые дополнительные вопросы. Так, изучалась необходимость и целесообразность установки штанги дозаправки топливом в полете. Также прорабатывался вопрос создания учебно-боевого самолета и модификации для морской авиации. В итоге было решено, что новая модификация специально для ВМС излишне усложнит проект и приведет к его удорожанию. То же касалось и средств дозаправки.

Схожим образом обстояло дело и с вопросом вооружения. На ранних стадиях программы T-X предлагалось оснастить УТС точками подвески для управляемого и неуправляемого оружия. Однако специалисты посчитали, что это приведет к удорожанию самолета, но не даст серьезных преимуществ. ВВС США обладают достаточным парком тактических самолетов, пригодных для боевых тренировок и участия в реальных операциях. Как следствие, превращение УТС в боевую машину не имеет смысла.

Учебное авиационное командование и ВВС предъявляют к APTS / T-X особые требования в части стоимости техники и ее жизненного цикла. Также предусматривается максимальное использование доступных комплектующих. Их доля должна достигать 80%, но при этом обеспечивать получение заданных характеристик. Особое внимание уделяется локализации производства. Максимально возможное число комплектующих должно производиться в США.

Параллельно с самолетом T-X должен создаваться аналогичный тренажер для наземной подготовки летного состава. К нему предъявляются схожие требования в части имитации современной авиационной техники. С точки зрения функций и принципов обучения тренажер должен повторять полноценный УТС.

Проект Boeing / Saab T-X

В прошлом году победителем конкурса T-X признали одноименный проект от компаний Boeing и Saab. К моменту подписания контракта на продолжение работ они успели завершить разработку проекта, а также построить и вывести на испытания опытные самолеты. Теперь американским и шведским специалистам предстоит провести оставшиеся испытания, а затем наладить серийное производство в интересах военно-воздушных сил США.

Проект Boeing / Saab T-X предлагает строительство двухместного однодвигательного УТС с особым составом оборудования и специфическими возможностями. Планер строится по интегральной схеме с небольшими наплывами, стреловидным крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Воздухозаборники помещаются под крылом, позади кабины. Самолет имеет длину 14,15 м и размах крыла 10 м. Силовая установка строится на основе турбореактивного двигателя с форсажной камерой General Electric F404, развивающего тягу более 8000 кг.

Заявленные летно-технические характеристики достаточны для решения задач обучения пилотов. Максимальная скорость определена на уровне 1300 км/ч, дальность полета – более 1800 км. Практический потолок достигает 15000 м. Скороподъемность – 170 м/с. Допустимые перегрузки не уточняются.

Разработчики указывают на ряд важнейших особенностей их T-X, упрощающих выполнение основных задач и обеспечивающих преимущества перед другими участниками APTS. В первую очередь, самолет по своему облику похож на современный истребитель. Он оснащен оперением с парой килей, мощным двигателем, а также имеет возможность энергичного маневрирования с перегрузками. Все это, как утверждается, должно упростить подготовку пилотов к будущей работе на реальных истребителях.

Управление самолетом осуществляется при помощи электродистанционной системы с функцией контроля за работой пилотов. Она отвечает за выполнение всех основных операций, а также защищает УТС и его экипаж от выхода на запредельные режимы. Заявлено сохранение управляемости во всем диапазоне скоростей, режимов и углов атаки.

Обе кабины, для инструктора и обучаемого, разработаны с учетом современных тенденций авиастроения. Их оснащение имитирует приборы истребителей последних поколений. Рабочие места оснащены крупноформатными жидкокристаллическими дисплеями и минимальным количеством традиционных приборов. Аппаратура кабин обеспечивает полное управление самолетом и ходом обучения.

Помимо самолета и тренажера компании Boeing и Saab создают полный набор учебных материалов и устройств для подготовки летчиков. Предполагается, что пилоты смогут пройти все этапы обучения с использованием элементов единого комплекса, расположенными в учебных классах и на аэродроме.

В проекте учитываются интересы национальной экономики. УТС T-X на 90% состоит из комплектующих американского производства. Основную массу работ по изготовлению и сборке техники будет выполнять завод Boeing. Ключевые комплектующие поставят американские предприятия, такие как General Electric. Шведскую компанию Saab в проекте представляет ее американское отделение. Оставшиеся 10% изделий предлагается закупать у компаний из 34 зарубежных стран. В общей сложности к строительству новой техники будут привлечены 17 тыс. работников из десятков стран.

Читать еще:  Ориентирование по звуку

Разработка проекта Boeing / Saab завершилась в начале 2016 года, после чего стартовало строительство опытной машины. В середине сентября того же года состоялась выкатка первого прототипа под заводским обозначением BTX-1. 20 декабря он впервые поднялся в воздух. В марте 2017 года выкатили вторую машину BTX-2. Она совершила свой первый полет 24 августа того же года. С тех пор летно-конструкторские испытания выполняются с применением двух самолетов.

Не позднее 2020-2021 годов на одном из заводов Boeing начнется строительство серийных T-X для ВВС США. Требуется быстро развернуть массовое производство, чтобы выполнить условия контракта в заданные сроки. В 2024 году Пентагон намерен довести до состояния начальной оперативной готовности первое подразделение, укомплектованное новыми УТС. Строительство всей серии из 351 самолета и 46 тренажеров может растянуться на несколько лет.

Общая стоимость контракта, заключенного с Boeing / Saab составляет 9,2 млрд долларов. При этом стоимость отдельного серийного самолета или тренажера пока не уточнялась. В среднем каждое изделие двух типов обойдется заказчику в 23 с лишним миллиона. Это не слишком много – особенно на фоне стоимости современных истребителей пятого поколения.

Программа создания УТС APTS / T-X имеет особое значение для военно-воздушных сил США. Ее целью является создание нового учебного самолета для замены устаревших T-38 Talon. В будущем Boeing и Saab должны будут передать заказчику технику нового типа, которая позволит постепенно избавиться от старых образцов. Кроме того, возможно появление экспортных контрактов на такие самолеты.

По известным данным, в вооруженных силах США сейчас эксплуатируется более 500 самолетов T-38 ряда модификаций. Самые новые машины этого семейства были построены еще в начале семидесятых годов, и уже приближаются к окончательной выработке ресурса. Кроме того, учебно-тренировочные самолеты в последние десятилетия отстали в своем развитии от боевых машин. Существенная разница в характеристиках, возможностях и бортовой аппаратуре серьезно усложняет подготовку и переобучение летчиков для работы на современных типах боевых самолетов.

ВВС США еще в начале прошлого десятилетия поняли сложность складывающейся ситуации и затем приняли необходимые меры. По ряду причин создание замены для T-38 изрядно затянулось, но теперь она стала реальной. К середине двадцатых годов Пентагон сможет перевести учебные подразделения на новую технику, соответствующую требованиям времени.

Можно предположить, что проект Boeing / Saab T-X, независимо от дальнейшего развития событий, будет успешным. При отсутствии серьезных проблем он приведет к желаемым результатам в установленные сроки. Если же будут иметь место какие-либо затруднения, компании-разработчики могут рассчитывать на любую помощь заказчика. Программа APTS слишком важна для развития ВВС, чтобы Пентагон мог допустить ее срыв. Впрочем, очевидно, что заказчик в любой ситуации станет бороться за сохранение бюджета программы в установленных рамках.

Очевидно, что УТС T-X имеет некоторые экспортные перспективы. Так, в составе ВВС Турции имеется 33 самолета T-38M, не отличающихся новизной. Они могут требовать замены, и США способны предложить турецким военным подходящую машину. В прошлом T-38 состояли на вооружении ФРГ, Португалии, Тайваня и Южной Кореи, однако к настоящему времени эти страны отказались от устаревших УТС в пользу более новых образцов. При определенных обстоятельствах эти страны могут проявить интерес к новому самолету.

В контексте проекта T-X также можно рассматривать страны, закупающие новейшие истребители F-35. Подготовка летного состава для такой технике на старых УТС может быть чрезмерно сложной или невозможной. Таким образом, часть покупателей американских истребителей может пожелать купить и учебно-тренировочные самолеты производства США. Впрочем, пока ни одна зарубежная страна не обозначила свой интерес к T-X. Возможно, это произойдет в будущем – после того, как такие самолеты поступят в серию и на вооружение.

Следует отметить, что на международном рынке Boeing / Saab T-X может столкнуться с серьезной конкуренцией. Сектор учебно-тренировочных самолетов не слишком велик, но в нем присутствует масса современных образцов авиационной техники. Чтобы отвоевать свое место и закрепиться на нем, необходимо иметь серьезные преимущества перед конкурентами.

Доступные данные показывают, что T-X действительно может успешно конкурировать с зарубежными УТС. Этому способствует техническая и технологическая оптимизация проекта. Кроме того, самолет создан для подготовки летчиков для современных и перспективных истребителей, т.е. разработан с заделом на будущее. Наконец, США имеют политические возможности для давления на потенциальных покупателей, с помощью которых их можно убеждать в необходимости покупки.

Таким образом, перспективы новейшего проекта УТС Boeing / Saab T-X ясны. Строительство трех с половиной сотен самолетов и 46 тренажеров уже можно считать решенным делом – их появление оказывается вопросом времени. На выполнении заказа ВВС США участники проекта заработают 9,2 миллиарда долларов. Появление экспортных заказов желательно, но пока остается под вопросом. Работы по проекту T-X продолжаются, и в самое ближайшее время могут появиться очередные новости о его реализации.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector