0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Палубный истребитель Grumman F-11F-1F Super Tiger (США)

Grumman F11F-1F Супер Тигр — Grumman F11F-1F Super Tiger

Grumman F11F-1F Супер Тайгер (фирменное обозначение G-98J ) представляет собой самолет одноместного истребителя , первоначально разработанный для ВМС США (USN). Основываясь на УСН в F-11 Tiger , то F11F-1F не протекала за пределы двух прототипов F11F-1F.

содержание

Дизайн и развитие

В качестве усовершенствования к F11F-1 (F-11A) истребителю, Грумман предложил более совершенную версию планера , известный как F11F-1F Супер Тигр. Это было результатом 1955 года исследования , чтобы соответствовать новому General Electric J79 двигателя в F11F планер. ВМС был достаточно заинтересован , чтобы разрешить модификацию два производственных F11F-1s с увеличенными воздухозаборниками и YJ79-GE-3 ТРД , в результате быть обозначенная F11F-1F, что указывает на производственную F11F-1 со специальной подгонки двигателя.

Самолет впервые поднялся в воздух 25 мая 1956 года, достигнув 1,44 Маха в одном из рейсов. После добавления 60 ° крыла корневых филе, расширение фюзеляжа в 13,5 дюйма (35 см), и форсированных J79 двигатель, F11F-1F достигла впечатляющих Маха 2,04 в 1957 г., таким образом , став первой морской авиации в мире , чтобы превысить Маха 2 ( за два года до F4H, то F8U-3 и A3J). Это было неожиданностью даже Grumman, которая рассчитывала на максимальную скорость только Mach 1.4 на высоте. Для сравнения, F11F-1 с Wright J65 имел трудности , превышающую 1,1 Маха. Однако, ВМС США не заказывали Супер Тигра в производство. Хотя потолок самолета был номинально 59000 футов, испытательный полет 18 апреля 1958 года на авиабазе Эдвардс установил мировой рекорд высоты 76,939 футов.

Эксплуатационная история

Маркетинговые усилия

Не сумев обеспечить контракт ВМС, Grumman на рынок супер Tiger для иностранных клиентов. Супер Тигр превзошел Saab Draken , Lockheed F-104 Starfighter , Dassault Mirage III и Fiat G.91 в тендере по оснащению ВВС Швейцарии . Мираж III был окончательно выбран в качестве более дешевого и безопасного альтернативы, все же второе место с точки зрения производительности. Для того , чтобы заинтересовать немцев, Grumman предложил 10500 фунтов силы Rolls-Royce Avon установки вместо J79.

Немецкая Люфтваффе , Япония ПВО Заставить себя и Королевская канадская ВВС проявили значительный интерес , но в конечном итоге Lockheed F-104 Starfighter был выбран. Этот результат, однако, был омрачен взяточничество скандалов Lockheed , в которых огромные суммы были оплаченных Lockheed влиятельных политиков в этих странах , чтобы обеспечить принятие Starfighter.

Варианты

операторы

Самолеты на дисплее

Первый F11F-1F (BuNo 138646) был использован для пожаротушения практики и уничтожен в 1980 — х годах. Второй прототип (BuNo 138647) был отправлен в отставку 10 января 1961 и используется в качестве наземного учебно — тренировочного самолета. Он сохраняется на открытом воздухе выставлены в военно — морском музее вооружения и технологии в военно — морской авиации оружия станции Китай озера , Калифорния .

Технические характеристики (F11F-1F)

Данные из секретных проектов: Истребители и перехватчики 1945-1978.

  • Экипаж: один
  • Длина: 48 футов 9 в (14.85 м)
  • Размах : 31 фута 8 дюймов (9,65 м)
  • Высота: 14 футов 4 дюйма (4,36 м)
  • Площадь крыла: 250 ft² (23,25 m²)
  • Вес пустого : 13810 фунтов (6277 кг)
  • Загруженный вес: 21,035 фунтов (9,561 кг)
  • Максимум. взлетный вес : 26086 фунтов (11833 кг)
  • Powerplant : 1 × General Electric J79-GE-3Aтурбореактивный
    • Сухое тяга: 12533 фунтов (53,3 кН)
    • Упорный с форсаже : 17 000 фунтов (75,6 кН)
  • Максимальная скорость :Мах 2,04 (1400 миль / ч, 2253 км / ч) на 40000 футов (12192 м)
  • Диапазон : 1536 миль (1336 ОЕ, 1826 км)
  • Потолок : 59000 футов (19,980 футов)
  • Оружие: 4 × 20 мм (0,79 дюйма) Кольт Мк 12 пушки , 125 выстрелов в пушку
  • Узлах подвески : 4 мощностью — и положений, носить комбинации:
    • Ракеты:AIM-9 Sidewinder
Читать еще:  Палубный штурмовик Super Etendard (Франция)

Смотрите также

Самолеты сравнимой роли, конфигурации и эпохи

Грумман F11F «Тайгер» — первый сверхзвуковой палубный истребитель

Рубеж 40-х и 50-х годов прошлого века ознаменовался невиданным прогрессом в развитии боевой авиации, вызванным появлением реактивных двигателей. Самолеты преодолевали один скоростной рубеж за другим. Вот-вот должен был пасть и звуковой барьер.

Создание сверхзвукового истребителя для флота было непростой задачей — ведь к такой машине предъявляли особые требования, вызванные условиями базирования на авианосце. Шанс на успех имели лишь именитые фирмы с опытными конструкторскими коллективами. Одной из них была «Грумман», уже длительное время являвшаяся «придворным» поставщиком истребителей для ВМС США.

ГЛУБОКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Создав поршневые истребители F-4F «Уайлдкэт», F-6F «Хеллкэт» и F-8F «Биркэт», фирма «Грумман» разработала первый массовый реактивный палубный истребитель F-9F «Пантера», а также его модификацию со стреловидным крылом F-9F-6/7 «Кугуар». Именно последняя послужила отправной точкой для начала разработки в 1952 году инициативного проекта G-98, призванного стать первым в истории авиации сверхзвуковым палубным самолетом.

Конструкторы «Груммана», проектируя G-98, учли новейшие достижения в области аэродинамики. В частности, фюзеляж переделали в соответствии с недавно открытым правилом площадей. Применили и новую силовую установку — форсажный ТРД J65 (лицензионную копию британского «Сапфира», выпускавшуюся фирмой «Райт»). В общем, от «Кугуара» почти ничего не осталось. Тем не менее Бюро аэронавтики ВМС США, обратившее внимание на инициативную разработку и выдавшее 27 апреля 1953 года соответствующий контракт, поначалу присвоило машине обозначение F9F9. Лишь позже индекс сменили на F11F. Самолет получил также традиционное для «груммановских» истребителей «кошачье» имя — «Тайгер» («Тигр»).

Постройка двух прототипов велась очень быстро — первый из них начал летные испытания 30 июля 1954 года. Но не прошло и двух месяцев, как он был потерян, причем при курьезных обстоятельствах. 21 сентября во время испытаний оружия летчик Томас Эттридж врезался в… снаряды из своих же пушек. Самолет разогнался в пикировании до сверхзвука и открыл стрельбу, после чего догнал собственную очередь. Машина была потеряна, но летчик сумел катапультироваться. Сам же инцидент послужил хорошей рекламой скоростным качествам нового истребителя.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Самолет F11F отличается планером минимально возможных размеров, как бы «обжатым») вокруг двигателя. Тонкое среднерасположенное крыло стреловидностью 35° снабжено развитой механизацией, состоящей из предкрылков по всему размаху крыла и трехпозиционных закрылков, занимавших 6/7 размаха. Для управления в продольном канале на дозвуковых скоростях используются обычные элероны, а на сверхзвуке — интерцепторы. Небольшие размеры крыла позволили отказаться от гидравлического механизма его складывания: при хранении в ангаре его законцовки вручную складывались вниз. Хвостовое оперение — стреловидное, с оригинальной конструкции стабилизатором. На дозвуковых скоростях самолет управлялся посредством классического руля высоты, а при выходе на сверхзвук руль высоты фиксировался, составляя единое целое со стабилизатором, и управление осуществлялось поворотом всего горизонтального оперения. Все органы управления, за исключением элеронов и руля направления, были снабжены бустерами.

Самолет оборудовался двигателем J65-W-6 максимальной тягой 3540 кгс (на форсаже — 5000 кгс). Вооружение машины состояло из четырех 20-мм пушек Мк.12С, а на четырех подкрыльевых узлах можно было разместить блоки НАР, авиабомбы, топливные баки или ракеты «воздух-воздух» AIM-9 «Сайдвиндер».

Последние оказались основным видом нагрузки, поскольку на роль истребителя-бомбардировщика самолет явно не годился из-за небольшой дальности полета. Первая серия из 39 машин не имела радара, остальные оборудовались РЛС.

Шасси — трехстоечное, убираемое в фюзеляж. Из-за большого стояночного угла существовала опасность удара хвостовой части о палубу (ВПП) при взлете и посадке. Поэтому в хвосте фюзеляжа, рядом с тормозным крюком, установили убираемую страховочную пяту.

ПРОИЗВОДСТВО И МОДИФИКАЦИИ

Серийный вариант «Тайгера» получил обозначение F11F-1. В марте — ноябре 1957 года фирма изготовила первую партию (39 экземпляров) — так называемых «коротконосых», без РЛС. За ними последовали 160 «длинноносых» самолетов — и на этом серийное производство прекратилось. Заказ на еще 231 самолет F11F-1 отменили, равно как и контракт на поставку 85 фоторазведчиков F11F-1 Р. На этой модификации вместо пушек в нижней носовой части фюзеляжа предусматривалась установка нескольких аэрофотоаппаратов. Лишь в проекте остался двухместный учебно-боевой вариант F11F-1T. Попытки продвижения «Тайгера» на международный рынок не увенчались успехом. Наиболее серьезными были шансы продать самолет в Канаду, подыскивавшую замену для своих «Сейбров», но та в конечном итоге остановила свой выбор на истребителе F-104 «Старфайтер».

Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик F-100 «Super Sabre» (США)

КОРОТКАЯ КАРЬЕРА

Первой эскадрильей, получившей истребители F11F-1, стала VA-156 (с января 1959 года — VF-111). Кроме того, самолеты ранней серии поступили в Летно-испытательный центр, эскадрилью подготовки летчиков VC-3 и в показательную эскадрилью «Голубые ангелы».

В общей сложности «Тайгерами» укомплектовали семь строевых эскадрилий — три в составе Атлантического флота (VF-21, VF-33 и VF-111) и четыре на Тихоокеанском (VF-24, в марте 1959 года переименованную в VF-211, а также VF-51, VF-121 и VF-191). Они в разное время базировались на авианосцах «Интрепид», «Лексингтон», «Хэнкок», «Шангри-Ла», «Боном Ричард», «Форрестол», «Саратога» и «Рэйнджер». Однако служба «Тайгеров» на палубах авианосцев длилась менее четырех лет — уже в 1961 году F11F-1 списали на берег. Изделие «Груммана» не выдержало конкуренции со стороны истребителя Воут F-8U «Крусейдер», который отличался гораздо более высокими летными данными и боевыми возможностями. Истребители F11F-1, хоть и успели быстро морально устареть, были физически новыми, с небольшой степенью износа. Поэтому для них нашли новую область применения — подготовку будущих пилотов истребительной авиации. Курсанты, завершив основную подготовку на двухместных самолетах TF-9J «Кугуар», проходили ознакомительный курс сверхзвуковых полетов на истребителях F-11А «Тайгер». Такие самолеты сосредоточили в эскадрильях VT-23 и VT-26, дислоцированных на авиабазах Чейз Филд и Кингсвилл. Здесь «Тайгеры» эксплуатировали до 1967 года. Парадоксально, но наиболее долгой оказалась карьера «коротконосых» самолетов самой первой партии — пилотажная эскадрилья «Голубые ангелы» списала их в 1969 году, пересев на новые машин F-4B «Фантом» II.

«СУПЕР ТАЙГЕР»

Потенциал, заложенный в «Тайгере», не удалось полностью реализовать из-за относительно слабого двигателя. Этот недостаток был обнаружен еще на стадии разработки, поэтому уже в 1955 году конструкторы «Груммана» начали проработку варианта F11F-1 F, снабженного новым форсажным ТРД «Дженерал Электрик» J79-GE-7, развивавшим тягу наполовину большую, чем J65. А поскольку и габариты нового двигателя были увеличены, то хвостовую часть фюзеляжа пришлось несколько расширить и удлинить. Для сохранения центровки удлинили и носовую часть. Теперь в ней планировали установить новую бортовую РЛС фирмы «Хьюз». Козырек фонаря кабины сделали более пологим и беспереплетным. Воздухозаборники переделали с расчетом на более высокую скорость и расход воздуха. Для того, чтобы путевая устойчивость увеличенного и потяжелевшего самолета осталась на прежнем уровне, была увеличена высота киля. Вооружение оставалось таким же, как и на базовой модели, — четыре 20-мм пушки и четыре подкрыльевых узла для подвески управляемых и неуправляемых ракет, бомб и топливных баков. В новом облике «Супер Тайгер» должен был получить существенный прирост летных данных. Максимальная скорость, на базовой модели едва превосходившая скорость звука, должна была возрасти минимум на треть, скороподъемность — наполовину, потолок — на 20%. Проект вызвал интерес со стороны ВМС США, но официального заказа не последовало, и фирма за свои средства изготовила два прототипа F11F-1F. Их переделали из «Тайгеров» первой серии. 25 мая 1956 года в воздух поднялся первый «Супер Тайгер». Хотя на самолете стоял еще предсерийный двигатель YJ79-GE-3, машина смогла развить скорость 1,44 М, полностью подтвердив расчеты. Когда же установили двигатель, предусмотренный проектом, летные характеристики еще более возросли, и F11F-1F стал первым в мире палубным истребителем, вдвое превысившим скорость звука. 13 апреля 1958 года Джордж Уоткинс достиг на «Супер Тайгере» рекордной скорости — 2005 км/ч. Рекорд этот не был официально зачтен, но зато двумя днями позже Уоткинс достиг высоты 23 466 м — значения, ставшего новым официальным мировым рекордом. Карьера «Супер Тайгера» казалась обеспеченной, но уже в середине 1958 года ВМС США отказались от закупки этих истребителей. Причиной стало резкое снижение горизонтальной маневренности FT 1 F-1 F по сравнению с серийным «Тайгером», вызванное возрастанием нагрузки на крыло. Попросту, крыло оказалось слишком маленьким для потяжелевшего самолета. Не увенчались успехом и попытки продать «Супер Тайгер» в Японию и ФРГ.

Читать еще:  Вертолет UH-60A Black Hawk (США)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Тип: одномоторный палубный истребитель
  • Экипаж, чел.: 1
  • Двигатель: ТРД Райт J65-W-6 тягой 3540 кгс (на форсаже — 5000 кгс)
  • Размеры:
    — длина, м: 14,3
    — высота, м: 4
    — размах крыла, м: 9,6
    — площадь крыла, м²: 23
  • Вес, кг:
    — пустого самолета: 6277
    — нормальный взлетный: 9561
    — максимальный взлетный: 10 663
  • Технические характеристики:
    — максимальная скорость, км/ч: 1211
    — дальность полета, км: 2050
    — практический потолок, м: 14 900
  • Вооружение: 4 20-мм пушки «Темко-Форд» Мк.12С (боекомплект 150 патронов на ствол), 4 УР «воздух — воздух» AIM-9 «Сайдвиндер»

Grumman F-11 Tiger

Галерея F-11

Grumman F-11 Tiger (Грумман Тайгер) — американский палубный истребитель, разработанный в начале 1950-хх фирмой Grumman. До 1969 года был основным истребителем пилотажной группы Blue Angels.

История F-11

Истоки проекта F-11 Tiger можно отнести к 1952 году, когда фирма Grumman по собственной инициативе инициировала программу модернизации старых истребителей F-9 Cougar с применением новых в то время технологий и методик (например, правила площадей). Проект нес имя G-98 и, к моменту, реализации в металле уже имел мало общего с прародителем.

Конструкция, имеющая большой потенциал эффективного применения на сверхзвуковых скоростях вскоре заинтересовал военно-морской флот. Самолет имел новое стреловидное крыло с развитой механизацией и возможностью складывания (что важно для авианосцев). F-11 был оснащен цельноповоротным хвостовым оперением. В качестве силовой установки предполагался двигатель Wright J65 — выпускавшийся в США по лицензии британский Armstrong Siddeley Sapphire.

ВМС заказали два прототипа под индексом XF9F-9. Из-за того, что модификация J65 с форсажной камерой был еще не готов первый прототип взлетел в 1954 году без возможности форсажа. Даже с учетом этого, F-11 достиг скорости почти 1 Мах в первом полете. Второй прототип, уже оснащенный полностью, стал вторым морским сверхзвуковым истребителем (после Douglas F4D Skyray). Палубные испытания начались в 1956 году, когда F-11 были переведены на авианосец USS Forrestal.

В качестве модернизации, к базовому F-11A был добавлен усовершенствованный F-11F Super Tiger с более мощным двигателем General Electric J79 и усовершенствованным планером.

Видео полетов пилотажной группы Blue Angels на истребителях F-11 Tiger

Конструкция F-11

F-11 Tiger цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом. Для экономии пространства в ангаре авианосца, крыло самолета складывалось вручную. Механизация крыла самолета было довольно богата и эффективна, что давало ему высокие характеристики на взлете и посадке с кораблей.

Горизонтальное оперение самолета — цельноповоротное и имело большую стреловидность, чем крыло. На нижней поверхности фюзеляжа располагались тормозные щитки необходимые для быстрого сброса скорости при посадке.

Шасси трехстоечное. Воздухозаборники боковые, нерегулируемые. Фонарь каплевидный.

Силовая установка F-11 представлена ТРДФ J65 на F-11A и J79 на F-11F (этот же двигатель ставился на F-104 Starfighter).

Оборудование включало в себя РЛС, комплекс управления огнем, компасы и свазь. F-11 был оснащен четырьмя 20-мм пушками M-12. На четырех подкрыльевых пилонах подвешивались ракеты Sidewinder. Супер тайгеры так же могли оснащаться неуправляемыми ракетами, авиабомбами и ракетами воздух-земля.

Модификации

  • YF9F-9 (ох уж эта старая американская индексация) — базовый вариант самолета.
  • F11F-1 — одноместный корабельный истребитель, названный в 1962 году F-11A. Построено 199 самолетов, включая один прототип для наземных испытаний.
  • F11F-1P — наименование флотского фоторазведчика. Планировалась поставка 85 единиц. Не выпускался.
  • F11F-1F Super Tiger — оснащенный двигателями J Простроено 2 самолета.
  • F11F-1T — тренировочный самолет с двумя местами тандемом. Не выпускался.

Эксплуатация F-11

В общей сложности было выпущено 200 самолетов. В ВМС США было сформировано 7 эскадронов F-11 разных модификаций. Истребители были размещены на 7 авианосцах соответственно. Увы, карьера этих машин была недолгой и, в начале 1960-хх они уступили место истребителям Vought F-8 Crusader. Как оказалось, двигатель J65 оказался ненадежен и сложен в обслуживании.

Снятые с кораблей в 1961 году, F-11 до конца 1960-хх активно применялись в качестве тренировочных самолетов. В то же время F-11 так же были истребителями знаменитой пилотажной группы флота Blue Angels.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector