0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Палубный противолодочный вертолёт EH-101 Merlin (Европа)

AgustaWestland EH101

AgustaWestland EH101

AgustaWestland EH101 — многоцелевой вертолёт.

Фирма-производитель: AgustaWestland. Вертолёт впервые поднялся в воздух 9 октября 1987 года. Фирма EHI AgustaWestland была переименована в International Limited в январе 2004 года, когда произошло слияние компаний . В июне 2007 года, был изменён EH101- код на AW101. В 1997 г. фирма получила контракт на серийное производство вертолётов для английской армии.

Содержание

Тактико-технические характеристики

Приведены данные для военно-транспортного варианта Merlin HM.Mk 1(2).

Источник данных: Jane’s [1]

  • Экипаж: 1-2 человека (+2 оператора у противолодочных вариантов)
  • Пассажировместимость: 30 солдат или 16 раненых на носилках
  • Длина: 22,8 м
  • Длина фюзеляжа: 19,53 м
  • Диаметр несущего винта: 18,59 м
  • Диаметр рулевого винта: 4,01 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,8 м (без спонсонов)
  • Высота: 6,62 м (с хвостовым винтом)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 271,51 м²
  • База шасси: 6,98 м
  • Колея шасси: 4,55 м
  • Масса пустого: 10 500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
  • Максимальная взлётная масса: 15 600 кг
  • Масса полезной нагрузки на подвеске: 5 443 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 406 кг
  • Силовая установка: 3 × турбовальныхRolls-Royce Turbomeca RTM322-01/08
  • Мощность двигателей: 3 × 2 100 л.с. (3 × 1 566 кВт (взлётная))

Габариты грузовой кабины

  • Максимально допустимая скорость: 309 км/ч
  • Крейсерская скорость: 278 км/ч
  • Практическая дальность: 1 129 км
  • Продолжительность полёта: 5 часов
  • Практический потолок: 4 575 м
  • Статический потолок:
    • с использованием эффекта земли: 2 225 м
    • без использования эффекта земли: 1 128 м
  • Скороподъёмность: 10,2 м/с
  • Нагрузка на диск: 53,8 кг/м²
  • Тяговооружённость: 284,9 Вт/кг
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 3 g
  • Стрелково-пушечное: до 5 пулемётов у военно-транспортных вариантов
  • Боевая нагрузка: 960 кг различного вооружения
    • 4 × торпеды (Королевские ВМС: Mk.46; ВМС Италии: Eurotorp MU90)
    • глубинные бомбы (включая Mk.11 mod 3)
  • Управляемые ракеты: 2 × ПКР (ВМС Италии: Marte Mk.2/S)
  • Неуправляемые ракеты: возможна подвеска блоков

Палубный противолодочный вертолёт EH-101 Merlin (Европа)

В 1977 году министерство обороны Великобритании завершило изучение нового палубного противолодочного вертолета для флота для замены вертолетов «Sea King» и в 1978 году решило начать разработку трехдвигательного транспортного вертолета на базе проекта WG.34 фирмы Westland. В это же время флотом Италии изучались требования к новому противолодочному вертолету палубного и наземного базирования. В 1980 году фирмы Westland и Agusta образовали консорциум Europian Helicopter Industries (EHI) для совместной разработки на базе вертолета WG.34 и итальянского трехдвигательного транспортного вертолета Agusta A.101G противолодочного вертолета ЕН-101. В июне 1981 года правительства Великобритании и Италии согласились осуществлять совместную разработку вертолета ЕН-101, запланировав постройку 9 опытных вертолетов для летных испытаний и одного — для статических. Вариант для флотов разрабатывается совместно обеими фирмами. Фирма Westland была ответственна за разработку гражданского варианта вертолета, фирма Agusta -за разработку многоцелевого варианта. Контракт на разработку варианта для флота был подписан в марте 1984 года, руководство программой было возложено на министерство обороны Великобритании. Была предложена разработка вертолета в трех базовых вариантах:

Морской палубный вертолет «Merlin» HAS.1 (итальянское наименование — «Griffon») для противолодочной обороны разработан в двух разных модификациях, отличающихся оборудованием для флотов Англии и Италии. Вертолеты смогут использоваться для самостоятельных противолодочных и противокорабельных операций с палубы эсминцев при волнении 6 баллов, а также для поисково-спасательных операций, для разведки и радиоэлектронного противодействия. Максимальное время патрулирования при противолодочных операциях — 5ч. Кроме специального оборудования и вооружения морской вариант отличается увеличенной длиной и объемом грузовой кабины, складывающимися лопастями несущего винта и хвостовой балкой;

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-22 Антей (СССР)

Транспортно-десантный, способный перевозить до 30 десантников с оружием или груз массой до 3т. Наличие у этого варианта вертолета заднего грузового люка с рампой и размер грузовой кабины (6.50х2.50х1.83м) позволяют перевозить на нем легкие армейские вездеходы и артиллерийские орудия;

Пассажирский 30-местный вертолет EH-101 «Heliliner» с соответствующими отсеками для буфета, туалета и багажного отсека.

Первоначально программой разработки и производства вертолетов ЕН-101 предполагалось построить 50 вертолетов для ВМС и 25 — для армии Великобритании и 45 вертолетов для ВМС Италии, а также 50 вертолетов для ВМС Канады для замены вертолетов «Sea King». Потенциальный рынок оценивался в 700-800 военных и гражданских вертолетов ЕН-101, которые предлагались на экспорт многим странам, включая США, для замены палубных транспортных вертолетов СН-46 «Sea Knight». Вертолеты ЕН-101 предлагались, кроме основных трех вариантов, также в поисково-спасательном варианте, в кабине которого может разместиться 10 пострадавших на сиденьях и 8 на носилках. Общая стоимость разработки ЕН-101 оценивалась в 174 млн долларов.

Программа разработки и производства вертолетов ЕН-101 несколько раз пересматривалась из-за задержек постройки опытных вертолетов и их летных испытаний, а также из-за затруднений с финансированием. Первый полет первого опытного вертолета состоялся 9 октября 1987 года, а последующих восьми — в 1988-1990 годах. Летные испытания их, проводившиеся с 1987 года, были прерваны из-за катастрофы 21 января 1993г. опытного гражданского вертолета, потребовавшей некоторого изменения конструкции вертолета. За время испытаний опытные вертолеты должны были налетать 4000ч, до катастрофы они налетали 2500ч.

Многоцелевой транспортный вертолет EH-101 рассчитан на перевозку 30 десантников на расстояние 370км или транспортирование в кабине военной техники массой 1500кг, для чего в хвостовой части имеется грузовой люк с опускающейся рампой. Возможно использование в санитарном варианте для перевозки 16 раненых на носилках.

Всего заказано 22 вертолета для ВВС Великобритании под обозначением Merlin HC Mk.3 (принятие на вооружение в 2000 году) и 15 для Министерства обороны Канады под обозначением AW 520 Cormorant.

Гражданский вертолет EH-101 «Heliliner» будет использоваться для пассажирских и транспортных перевозок, он сможет перевозить 30 пассажиров на расстояние 1020км с крейсерской скоростью

Вертолет разработан по обычной схеме с пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтами, с трехдвигательной силовой установкой и убирающимся в полете трехстоечным колесным шасси с носовой стойкой.

В конструкции фюзеляжа, как и всего вертолета в целом, широко использованы композиционные материалы. Для всех трех вариантов вертолета разработаны унифицированные металлические передняя и центральная части. Задняя часть фюзеляжа транспортно-десантного вертолета оборудована грузовым люком и рампой для погрузки колесной техники или крупногабаритных грузов, а хвостовая балка противолодочного вертолета выполнена складывающейся.

Расположенная в передней части фюзеляжа кабина экипажа в стандартном варианте является двухместной, однако в противолодочном варианте в кабине предусмотрены места для оператора систем вооружения и наблюдателя. Члены экипажа располагаются на энергопоглощающих креслах, рассчитанных на жесткую аварийную посадку с вертикальной скоростью до 10.7м/с. Оборудование кабины в значительной степени зависит от варианта вертолета, однако во всех вариантах для отображения необходимой пилотажно-навигационной информации широко используются цветные многофункциональные дисплеи.

Вертолет имеет трехстоечное колесное шасси с широкой колеей. Стойки шасси оборудованы амортизирующими устройствами, обеспечивающими поглощение энергии удара при жесткой посадке с вертикальной скоростью до 5.5м/с без деформации конструкции.

Читать еще:  Палубный истребитель Grumman F7F Tigercat (США)

Силовая установка состоит из трех турбовальных двигателей. Вариант силовой установки с тремя двигателями выбран для обеспечения высокого уровня безопасности полетов и улучшения экономичности. Кроме того, с тремя двигателями вертолет может продолжать вертикальный взлет при нормальной взлетной массе и в случае отказа одного из двигателей. На итальянских противолодочных вертолетах устанавливаются двигатели T700-GE-T6A американской фирмы General ELectric (взлетная мощность 1300кВт). На английских противолодочных вертолетах установлены двигатели RTM 322-01 совместной разработки фирм Rolls-Royce и Turbomeca (взлетная мощность 1560кВт). В силовых установках транспортно-десантного и пассажирского вертолетов используются двигатели СТ7-6А фирмы General Electric со взлетной мощностью 1430кВт. Запас топлива во внутрифюзеляжных баках составляет 3437л.

Для снижения пожароопасности силовой установки между двигателями установлены титановые перегородки. Управление двигателями осуществляется с помощью электронной и резервной механической систем управления.

Несущий винт вертолета имеет пять выполненных из углепластика лопастей, которые крепятся к втулке с помощью эластомерных подшипников. Лопасти имеют веслообразные законцовки, улучшающие их аэродинамические характеристики. Лопасти несущего винта противолодочного варианта вертолета могут складываться назад. Рулевой винт четырехлопастный с лопастями, также изготовленными из композиционных материалов.

Для применения в условиях Северной Атлантики на лопастях несущего и рулевого винтов, а также на воздухозаборниках двигателей, хвостовом оперении и остеклении кабины экипажа устанавливаются противообледенительные системы.

Многоцелевой вертолет при доставке снаряжения может быть оснащен грузовым тросом, рассчитанным на усилие 5445кг, и различным вооружением.

Палубный противолодочный вертолёт EH-101 Merlin (Европа)

Палубный противолодочный вертолёт EH-101 Merlin предназначен для выполнения транспортных задач, ведения поиска и уничтожения морских целей. Консорциум EH Industries был сформирован в июне 1980 г. итальянской компанией «Агуста» и британской «Уэстленд» для совместного проектирования, производства и продажи улучшенного военного вертолета EH-101 Merlin.

Характерными чертами вертолета EH-101 Merlin являлись усовершенствованный пятилопастный несущий и четырехлопастный хвостовой винты, трехколесное шасси, убиравшееся в обтекатели по бортам фюзеляжа, и силовая установка, состоявшая из трех турбовальных двигателей. Варианты военный и общего назначения имели заднюю разгрузочно-погрузочную площадку.

В 1987 г. вертолет EH-101 Merlin был выбран в качестве нового палубного вертолета ВМС Канады, которые закупили 35 экземпляров. Королевские ВВС заказали 25 транспортных вертолетов. Первый из девяти предсерийных аппаратов впервые поднялся в воздух 9 октября 1987 г. Вертолет разработан в трех базовых вариантах, каждый из которых должен был иметь две модификации (для Великобритании и Италии).

Морской палубный вертолет EH-101 Merlin для ПЛО. Модификации отличаются оборудованием для флотов Англии и Италии. Вертолеты могут использоваться для самостоятельных противолодочных и противокорабельных операций с палубы эсминцев при волнении 6 баллов, а также для поисково-спасательных операций, для разведки и РЭП. Максимальное время патрулирования при противолодочных операциях — 5 часов.

Многоцелевой и транспортный вертолеты рассчитаны на перевозку 30 десантников на расстояние 370 км или транспортирование в кабине военной техники массой 1500 кг, включая автомобиль-вездеход «Лендровер», для чего в хвостовой части имеется
грузовой люк с опускающейся рампой. Возможно использование в санитарном варианте для перевозки 16 раненых на носилках. Перегоночная дальность с дополнительными топливными баками 850 км.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, фюзеляжем типа полумонокок и трехопорным убирающимся шасси. Передняя и центральная части цельнометаллические, одинаковой конструкции для всех трех вариантов. Обтекатель концевой балки и пилон рулевого винта сделаны из композиционных материалов. В многоцелевом варианте задняя часть фюзеляжа и хвостовая балка несколько изменены для установки задней грузовой рампы. В палубном варианте концевая балка складывается, откидываясь вперед и вниз, при этом правая консоль стабилизатора размещается под задней частью фюзеляжа.

Читать еще:  Самолёт-ракетоносец Ту-16К-26 (Россия)

Кабина экипажа оборудована для одного или двух летчиков. В противолодочном варианте в состав экипажа входят наблюдатель и оператор акустических систем: для всех членов экипажа используются кресла, рассчитанные на удар при пссадке с вертикальной скоростью 10,7 м/с.

Усовершенствованное оборудование кабины экипажа предполагает широкое использование цветных индикаторов с многофункциональными клавишными панелями управления для пилотажно-навигационных задач и отображения данных. Для входа в грузовую кабину гражданского и многоцелевого вариантов предусмотрена основная дверь с левой стороны, служащая аварийным выходом. В центральной части кабины с правой стороны расположена сдвигаемая по направляющим дверь, имеющая аварийный люк. Также есть 2 аварийных выхода с каждой стороны фюзеляжа — над обтекателями главных стоек шасси. В гражданском варианте кабина рассчитана на размещение 50 пассажиров (по 4 человека в ряду) и бортпроводника. Предусмотрено помещение для буфета за кабиной экипажа, туалет и багажный отсек в задней части фюзеляжа. Попасть в багажный отсек можно через люки с каждой стороны фюзеляжа.

Оперение состоит из стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор прямой, трапециевидной формы в плане. Имеется небольшой киль под концевой частью хвостовой балки. Несущий винт пятилопастный. В палубном варианте есть полностью автоматическая система складывания лопастей. Рулевой винт четырехлопастный. Предусмотрено применение электрической противообледенительной системы лопастей (для палубного варианта является стандартной) несущего и рулевого винтов, а также носка стабилизатора.

Силовая установка состоит из трех ГТД, установленных в верхней части фюзеляжа: два по обеим сторонам пилона и один за пилоном несущего винта. Вертолет может совершать взлет и полет на крейсерском режиме при двух работающих двигателях. Управление их работой обеспечивается электронной и резервной механической системами. Двигатели защищены противопожарными перегородками.

Боковые воздухозаборники, выполненные с применением кевлара, снабжены электрическими противообледенительными устройствами. Вспомогательная силовая установка используется для запуска основных двигателей и привода редуктора вспомогательных агрегатов (электросистемы и гидросистемы). Топливная система включает 4 топливных бака, емкостью 1060 л каждый, размещенных под полом грузовой кабины. Предусмотрена автоматическая система регулирования расхода топлива. Рассматривается возможность применения системы заправки топливом в полете.

Электронное оборудование включает дублированную ЭВМ, которая осуществляет контроль за пилотированием, управлением и отображением данных, выполняет вычисление летных характеристик и следит за состоянием и функционированием систем военной связи, а также навигационными системами, автоматический указатель направления полета и плановый навигационный индикатор.

Вооружение и специальное оборудование в противолодочном варианте включает четыре самонаводящиеся торпеды Маркони «Стинг Рей» или другие виды вооружения, а также противолодочную систему AQS-903, радиолокатор кругового обзора в носовом обтекателе («Блю Кестрел» на английском вертолете), погружаемый гидролокатор, два автомата сбрасывания радиогидроакустических буев, процессор акустических сигналов, систему радиоэлектронной разведки, маркерные маяки и спасательную лебедку. Вариант для противокорабельной разведки и слежения во взаимодействии с фрегатом оснащен оборудованием для тактической разведки и загоризонтного обнаружения целей, обнаружения и передачи на фрегат координат корабля противника и данных для наведения ракет фрегата. При выполнении заданий по патрулированию определенной ограниченной зоны или слежению за надводными объектами вертолет оснащается соответствующими радиолокационными средствами. Многоцелевой вертолет при доставке снаряжения может быть снабжен грузовым тросом, рассчитанным на усилие 5445 кг, и различным вооружением.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж,чел. 3
Скорость, км/ч:
максимальная 310
крейсерская 259
Динамический потолок, м 4575
Перегоночная дальность, км 1260
Масса, кг:
максимальная взлетная 13530
пустого вертолета 9275
Максимальная полезная нагрузка, кг 3100
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 18,59
длина 19,51
высота 6,65
Двигатель: ТВД Rolls-Royce Turbomeca RTM 322, л.с. 3 по 2312

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector