0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Палубный штурмовик Super Etendard (Франция)

Dassault-Breguet Super Étendard

Дассо́ Супе́р-Этанда́р (фр. Dassault Super-Étendard ) — французский сверхзвуковой палубный штурмовик. Разработан на базе самолёта «Этандар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 74 самолёта.

Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этандары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля, не понеся потерь.

В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2010 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.

Содержание

История создания

Тактический истребитель «Дассо Этендар», разработанный в середине 50-х годов для участия в тендере, проигранном итальянскому «G.91 Фиат», продемонстрировал столь выдающиеся качества, что французский военно-морской флот немедленно заключил контракт на его поставку. Флоту был нужен ударный самолёт, способный также выполнять функции высотного перехватчика.

Боевое применение

Фолклендская война 1982 год

На вооружении

Технические характеристики [3]

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 14,31 м
  • Размах крыла: 9,60 м
  • Высота: 3,86 м
  • Площадь крыла: 28,40 м²
  • Колея шасси: 3,50 м
  • База шасси: 4,80 м
  • Масса пустого: 6500 кг
  • Масса нормальная взлётная: 9450 кг
  • Масса максимальная взлётная: 12 000 кг
  • Ёмкость внутренних топливных баков: 3270 л
  • Двигатель: 1× SNECMA «Atar» 8K-50 (49,03 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1380 км/ч
  • Максимальная скорость у земли: 1180 км/ч
  • Боевой радиус действия: 850 км
  • Практический потолок: более 13 700 м
  • Скороподъёмность у земли: 100 м/с (6000 м/мин)

Вооружение

  • до 2100 кг боевой нагрузки на 6 пилонах, в том числе две УР «Экзосет», НАР, бомбы, ядерные боеприпасы, две УР «воздух—воздух» «Мажик», два контейнера с авиапушками DEFA (30 мм)

Примечания

  1. Origins and prototypes
  2. Production and operational experience
  3. Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 142.

Ссылки

  • «Супер-Этендар» на странице Дассо Авиасьон (англ.)
  • «Супер-Этендар» на странице Авиации ВМС Франции (фр.) (англ.)

MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · MD.320 · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550

Alpha Jet · Balzac V · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale · Spirale · Super Étendard · Super Mystère

Читать еще:  Многоцелевой вертолет KAI KUH-1 Surion (Южная Корея)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Dassault-Breguet Super Étendard» в других словарях:

Dassault-Breguet Super Étendard — Super Étendard Un Super Etendard en la cubierta del portaaviones francés Clemenceau (R 98) en julio de 1997. Tipo Avión de ataque Fabricante … Wikipedia Español

Dassault-Breguet Super Étendard — Super Étendard A Super Étendard in 1988. Role Attack aircraft … Wikipedia

Dassault Super-Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Dassault Super Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Dassault Super Étendard — Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super-Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super-Étendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super-Étendard modernisé — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super Étendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Dassault-Breguet Super Étendard

Дассо́ Супе́р-Этанда́р (фр. Dassault Super-Étendard ) — французский сверхзвуковой палубный штурмовик. Разработан на базе самолёта «Этандар» IVM. Совершил первый полёт 28 октября 1974 года. Построено 74 самолёта.

Поставлялся на экспорт в Аргентину, несколько машин недолгое время эксплуатировались ВВС Ирака. Самолёт получил большую известность во время Фолклендской войны, в ходе которой аргентинские «Супер Этандары», применив противокорабельные ракеты (ПКР) Exocet, потопили два британских корабля, не понеся потерь.

В ВМС Франции самолёты этого типа снимаются с вооружения, к 2010 году их планируется полностью заменить многоцелевыми истребителями Dassault Rafale.

Содержание

История создания

Тактический истребитель «Дассо Этендар», разработанный в середине 50-х годов для участия в тендере, проигранном итальянскому «G.91 Фиат», продемонстрировал столь выдающиеся качества, что французский военно-морской флот немедленно заключил контракт на его поставку. Флоту был нужен ударный самолёт, способный также выполнять функции высотного перехватчика.

Боевое применение

Фолклендская война 1982 год

На вооружении

Технические характеристики [3]

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 14,31 м
  • Размах крыла: 9,60 м
  • Высота: 3,86 м
  • Площадь крыла: 28,40 м²
  • Колея шасси: 3,50 м
  • База шасси: 4,80 м
  • Масса пустого: 6500 кг
  • Масса нормальная взлётная: 9450 кг
  • Масса максимальная взлётная: 12 000 кг
  • Ёмкость внутренних топливных баков: 3270 л
  • Двигатель: 1× SNECMA «Atar» 8K-50 (49,03 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1380 км/ч
  • Максимальная скорость у земли: 1180 км/ч
  • Боевой радиус действия: 850 км
  • Практический потолок: более 13 700 м
  • Скороподъёмность у земли: 100 м/с (6000 м/мин)

Вооружение

  • до 2100 кг боевой нагрузки на 6 пилонах, в том числе две УР «Экзосет», НАР, бомбы, ядерные боеприпасы, две УР «воздух—воздух» «Мажик», два контейнера с авиапушками DEFA (30 мм)

Примечания

  1. Origins and prototypes
  2. Production and operational experience
  3. Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 142.

Ссылки

  • «Супер-Этендар» на странице Дассо Авиасьон (англ.)
  • «Супер-Этендар» на странице Авиации ВМС Франции (фр.) (англ.)

MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · MD.320 · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550

Читать еще:  Военно-транспортный самолёт Douglas C-133 Cargomaster (США)

Alpha Jet · Balzac V · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale · Spirale · Super Étendard · Super Mystère

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Dassault-Breguet Super Étendard» в других словарях:

Dassault-Breguet Super Étendard — Super Étendard Un Super Etendard en la cubierta del portaaviones francés Clemenceau (R 98) en julio de 1997. Tipo Avión de ataque Fabricante … Wikipedia Español

Dassault-Breguet Super Étendard — Super Étendard A Super Étendard in 1988. Role Attack aircraft … Wikipedia

Dassault Super-Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Dassault Super Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Dassault Super Étendard — Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super-Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super-Étendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super-Étendard modernisé — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super Etendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Super Étendard — Dassault Super Étendard Dassault Super Étendard … Wikipédia en Français

Самолеты «Этандар»/«Супер Этандар»

Морская модификация, получившая название «Этандар» IVM, отличалась от исходного варианта увеличенной площадью крыла и полностью перепроектированным фюзеляжем. Бесфорсажный ТРД «Атар» 08В тягой 4400 кгс обеспечивал достаточно легкому самолету хорошие взлетно-посадочные качества. Состав бортового прицельного оборудования включал радиодальномер, а также станцию управления УР «воздух — поверхность» с радиокомандным наведением. «Этандар» IVM вооружался парой 30-мм пушек, а на внешней подвеске мог нести нагрузку массой до 1360 кг (две УР «воздух — воздух» малой дальности «Сайдвиндер» или «Мажик», две УР «воздух — земля» AS.20 или AS.30,1 ядерную авиабомбу AN-52, а также обычные бомбы и блоки НАР). Самолет приняли на вооружение в 1962 году. В общей сложности построили 90 машин, из них 69 истребителей-штурмовиков «Этандар» IVM и 21 разведчик «Этандар» IVP. В течение нескольких десятилетий они составляли основу авиагрупп авианосцев «Клемансо» и «Фош». Последние разведчики «Этандар» IVP сняли с вооружения только в 2004 году.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В начале 1970-х годов встал вопрос об обновлении самолетного парка палубной авиации. После рассмотрения нескольких вариантов (закупки в США штурмовиков А-7 «Корсар» или создания палубной модификации англо-французского истребителя-бомбардировщика «Ягуар») в январе 1973 года выбор сделали в пользу глубокой модернизации «Этандара». Новая палубная машина, названная «Супер Этандар» в общих чертах унаследовала от предшественника аэродинамическую схему, но получила новый двигатель, кардинально обновленное БРЭО и расширенный спектр вооружения. Крыло было усилено в связи с возрастанием взлетной массы самолета, а также получило более развитую механизацию. В качестве силовой установки применили ТРД «Атар» 08К50 — модификациюдвигателя «Атар» 09К50, устанавливаемого на самолеты «Мираж» F1, лишенную форсажной камеры. Самолет снабжен многофункциональной РЛС Томсон-CSF «Агаве» I, оптимизированной для решения задач нанесения ударов по морским целям, а также совершенным для того времени прицельно- навигационным комплексом «Этна». В состав вооружения самолета ввели ПКР «Экзосет» AM 39, являющуюся эффективным средством поражения надводных целей. «Супер Этандар» мог нести одну ядерную авиабомбу AN-52, а в конце 1980-х годов 11 самолетов оборудовали для применения ядерных крылатых ракет А5МР. Самолет способен применять УР с лазерным наведением AS.30L, а также свободнопадающие авиабомбы. Кроме того, «Супер Этандар» может выступать в роли самолета-заправщика. В таком случае под фюзеляжем подвешивается топливоперекачивающий агрегат, а под крылом — два 1100-литровых ПТБ.

Читать еще:  Штурмовик IA-58A Pucara (Аргентина)

3 октября 1975 года впервые поднялся в воздух прототип «Супер Этандара». А в ноябре 1977 года была выпущена первая серийная машина. До 1983-го построили 85 самолетов — 71 для ВМС Франции и 14 для Аргентины.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Во французских ВМС «Супер Этандарами» вооружили три боевые флотилии — 11F и 14F в Ландивизьо, а также 17F в Иере, и учебно-боевую эскадрилью 595. Их боевой дебют состоялся в Ливане. У берегов этой страны два французских авианосца, сменяя друг друга, находились в 1983-1984 годах. «Супер Этандары» осуществляли вылеты для прикрытия французских миротворческих сил в Ливане. При этом два самолета были сбиты сирийскими ЗРК. В 1990-е годы «Супер Этандары» периодически появлялись над Балканами, в частности, в 1999-м самолеты флотилии 11F наносили удары по наземным целям в ходе войны против Югославии, выполнив около 400 боевых вылетов. С декабря 2001 по июль 2002 года самолеты флотилии 17F С палубы авианосца «Шарль де Геллы, крейсирующего в Оманском заливе, наносили удары по целям в Афганистане. Снова над Афганистаном самолеты этой флотилии появились в 2008 году — два «Супер Этандара» с июня по октябрь базировались в Кандагаре, осуществляя вылеты для поддержки сил международной коалиции.

В настоящее время на смену «Супер Этандарам» приходят истребители «Рафаль». Предполагается, что самолеты этого типа будут эксплуатироваться в строю флотилии 17F до 2015 года. В Аргентине «Супер Этандарами» вооружили 2-ю истребительно-штурмовую АЭ. К моменту начала англо-аргентинского конфликта прибыло лишь пять машин, а их пилоты еще не успели освоить технику полетов с авианосца «Бентисинко де Майо». Поэтому аргентинские «Супер Этандары» действовали с береговых аэродромов, причем весьма эффективно: 4 мая 1982 года ракетой «Экзосет», запущенной с такого самолета, был потоплен эсминец «Шеффилд», а 25 мая двумя такими же ракетами — контейнеровоз «Атлантик Конвейер», применявшийся в качестве транспорта авиатехники. В настоящее время ВМС Аргентины продолжают эксплуатацию нескольких «Супер Этандаров». Несмотря на то что единственный аргентинский авианосец с 1992 года не выходил в море, а в 1997-м вообще был сдан на слом, пилоты аргентинских «Супер Этандаров» поддерживают свою квалификацию, регулярно принимая участие в учебных полетах с палуб американских авианосцев либо бразильского «Сан-Паулу». В 1983 году пять «Супер Этандаров» арендовал у Франции Ирак. Эти машины участвовали в т. н. «войне танкеров», выполнив несколько десятков атак на суда в Персидском заливе. Один (по другим данным — два) самолет был потерян, а остальные возвращены Франции.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector