0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патрульный самолёт Lockheed P2V Neptune (США)

Патрульный самолёт Lockheed P2V Neptune (США)

Патрульный самолёт Lockheed P2V Neptune создавался как замена PV Ventura/ Harpoon. Самолёт впервые поднялся в воздух в обстановке глубокой секретности 17 мая 1945 года на заводском аэродроме компании «Lockheed» (Бербанк, Калифорния). P2V Neptune эксплуатировался по всему миру почти 50 лет. Самолёт предназначался для борьбы с субмаринами, но в годы холодной войны его использовали также для ведения электронной и видовой разведки. P2V Neptune стал важнейшим изделием компании «Lockheed» в послевоенный период.

Прототип XP2V-1 отличался прозрачным обтекателем в носовой части фюзеляжа и форкилем, начинавшимся сразу за верхней стрелковой установкой. На испытаниях самолёт показал отменные лётные данные. Заключенный в 1944 году контракт на постройку 15 самолётов положил начало карьере, которую президент «Lockheed» Роберт И. Гросс назвал «возможно, слишком долгой». Самолёт представлял собой среднеплан с убираемым трех-опорным шасси, двумя моторами Wright Cyclone R-3350-8 мощностью по 2150 л.с. (1603 кВт) и экипажем из семи человек. Изначально вооружение P2V Neptune состояло из двух 12,7-мм пулёметов в носовой части и еще двух пар таких же пулемётов на верхней и нижней турельных стрелковых установках. Во внутреннем отсеке допускалась подвеска бомб, мин или торпед массой до 8165 кг, самолёт также мог нести 127-мм неуправляемые ракеты. На протяжении карьеры вооружение P2V Neptune неоднократно менялось.

Для получения разрешения на дальние противолодочные операции (в послевоенные годы данная задача возлагалась на ВВС США) ВМС США организовали рекордный полет. Экипаж коммандера Томаса Д. Дэвиса на первом P2V-1 (№89082, названном «The Turtle» — «черепаха») преодолел 18 227 км от Перта в Австралии до Колумбуса, штат Огайо, за 55 ч 17 мин. Посадка в Колумбусе сначала не планировалась — самолёт должен был достигнуть Восточного побережья США, но данную задачу сняли в последнюю минуту Тем не менее перелет Дэвиса вошел в список самых замечательных достижений в истории американской авиации. P2V-2 с моторами Wright R-3350-24 в 2650 л.с. (1976 кВт) выполнил первый полет 7 января 1947 года, модель сохранила конфигурацию с непрозрачной носовой частью фюзеляжа. Вариант P2V-2N с лыжным шасси использовался в Антарктиде, с лыжами также летали P2V-3 и P2V-4. P2V-3Z VIP использовался для перевозок дипломатов и других VIP-персон в годы войны в Корее в 1950-1953 годах.

Служба P2V Neptune в Корее стала широко известной. Самолёты штурмовали ракетами и пулеметным огнем автоколонны в замерзших долинах. Американский историк Джеймс Т. Салливан писал: «Несколько патрульных эскадрилий VP дислоцировались в Японии и предназначались для поиска субмарин в прибрежных водах, хотя подводных лодок противника там не было. Изначально война в Корее не являлась морской — боевые действия развернулись на суше и в воздухе». Некоторые P2V Neptune применялись для заброски агентов в тыл противника, даже в Маньчжурию. Известны фотографии Neptune, сделанные на аэродромах в Корее. Вариант P2V-5 отличался носовой турельной установкой с двумя 20-мм пушками, первый полет он выполнил 29 декабря 1950 года. С этого момента конфигурация самолета начала быстро изменяться. Под крылом смонтировали два дополнительных ТРД Westinghouse J34 тягой по 14,7 кН. В хвостовой части фюзеляжа установили штангу с магнитометром (самолеты обозначались P2V-5F). Масса P2V-5F достигла 35492 кг. Самолёт стал эффективным оружием против субмарин. Такие машины США по программам военной помощи передавали своим союзникам.

Читать еще:  Вертолёт Agusta-Bell AB.205 (Италия)

В октябре 1952 года в конструкцию P2V Neptune внесли ряд изменений. P2V-6B получил возможность применять противокорабельные ракеты-торпеды Fairchild AUM-N-2 Petrel. Из-за подвески ракеты максимальная скорость Neptune упала до 571 км/ч. Для борьбы с субмаринами это оружие не годилось и от него вскоре отказались. Подобно V-5, P2V-6 оснащался ТРД J34 (P2V-6F). Вариант P2V-6T являлся учебно-тренировочным. В 1949-1950 годах 11 модернизированных P2V-3C поступили на вооружение смешанной эскадрильи VC-5, которой командовал коммандер Джон Т. Хэйвард. Самолёты рассматривались как временные палубные атомные бомбардировщики. Взлетная масса P2V-3C составляла 33 566 кг, взлет выполнялся с помощью стартовых ускорителей (RATO). Самолёты регулярно выполняли полеты с авианосцев «Мидуэй», «Франклин Д. Рузвельт» и «Коралл Си». Самолёты считались важной частью ядерного арсенала США, но им на смену пришли более адекватные палубные носители ядерного оружия. Хотя один Neptune (№ 122 969) оборудовали тормозным гаком, эти самолёты посадки на авианосцы никогда не выполняли. План предусматривал посадку на воду после нанесения ударов по СССР.

Тактико-технические характеристики Lockheed P-2 Neptune
Экипаж, чел 7
Размах крыла, м 30.48
Длина самолета,м 23.72
Высота самолета,м 8.58
Площадь крыла,м2 88.90
Масса, кг
— пустого самолета 15405
— нормальная взлетная 24494
— максимальная взлетная 28612
Внутреннее топливо, л 15936.5
Тип двигателя 2 ПД Wright R-3350-24W
Мощность, л.с 2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч 515
Крейсерская скорость, км/ч 286
Практическая дальность, км 6405
Практический потолок, м 7925
Вооружение: шесть передних 20-мм пушек, два 12.7-мм пулемета M3 на турели и две 20-мм пушки сзади
Боевая нагрузка — 3629 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески

Lockheed P-2 Neptune. Фото. Характеристики.

США

Тип: двухдвигательный морской патрульный и противолодочный самолет

Экипаж: семь человек

Проектировавшийся с целью получить исключительную дальность и продолжительность полета самолет P2V может проследить свою родословную с работы, выполненной компанией «Вега» (Vega) (дочерней компанией «Локхид»), и в частности конструктором Макшортом, по самолету, объединяющему крыло большого удлинения и два тогда новых звездообразных двигателя R-3350. В связи с тем что компания сфокусировала свои усилия на других первоочередных конструкциях, таких, как Р-38 и «Вентура», прототип XP2V-1 «Н’ептун» (Neptune) полетел только в последний месяц Второй мировой войны.

Кроме упомянутых выше качеств самолет имел также большие закрылки Фаулера для обеспечения взлетно-посадочных характеристик на коротких взлетно-посадочных полосах, большой отсек вооружений и две оборонительные турели. Как будто в подтверждение пункта о дальности третий серийный самолет P2V-1 установил в октябре 1946 года мировой рекорд дальности полета 18 077 км (11 235 миль). Первый из 838 самолетов «Нептун» был поставлен в ВМС США в марте 1947 года и продолжал использоваться для борьбы с подводными лодками во многих западных странах по 1960-е годы включительно. Производившийся в семи различных модификациях «Нептун» превратился в великолепный морской патрульный самолет, который также изготавливался в поршневой модификации компанией «Кавасаки» в Японии.

Читать еще:  Транспортно-десантный вертолет AS.332B «Super Puma» (США)

Помимо его использования в различных военно-морских силах по всему миру, модифицированные самолеты 0Р-2Е «Элинт» (Elint), самолет электронной разведки, и АР-2Н «летающая артиллерийская батарея» также с большим успехом использовались ВВС и Армией США во Вьетнаме. Сегодня около 40 самолетов SP-2E/H, полностью снятых с военной службы, выгодно используются в Северной Америке в качестве пожарных.

Основные данные:

Размеры:

  • Длина: 27,94 м
  • Размах крыла: 31,65 м
  • В ысота: 8,94 м

Вес:

  • Пустого: 22 650 кг
  • Максимальный взлетный: 36 240 кг

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 573 км/ч
  • Дальность полета: 4000 км

Силовая установка: два турбопоршневых двигателя R-3350-30W «Турбо-Компаунд» компании «Райт» и два турбореактивных двигателя J34-36 компании «Вестингауз» (самолет SP-2E) или два двигателя R-3350- 32W компании «Райт» и два двигателя 334- 36 компании «Вестингауз» (самолет SP-2H)

Мощность: 6500 л. с. (4847 кВт) и 30,24 кН или 7400 л. с. (5518 кВт) и 30,24 кН тяги соответственно

Дата первого полета:

Сохранившиеся годными к полетам модификации: SP-2E (P2V-5), SP-2H (P2V-7) и Р-2Н

Самолет Локхид Р-2 «Нептун»

За долгую службу с 1947 по 1984 год различные модификации Локхид Р-2 «Нептун» (до 1962 г. — P2V) служили патрульными, поисковыми, арктическими, разведательными и противолодочными самолетами и даже носителями первых атомных бомб.

Проектирование будущего «Нептуна» началось 6 декабря 1941 года (в день вступления США в войну) по инициативе В. Шорта — вице-президента филиала «Вега» компании «Локхид». Но контракт на постройку двух прототипов и 13 предсерийных самолетов с ВМС США был подписан только в середине 1944 года. Самолет получил шифр P2V.

Первый прототип совершил полет в мае 1945 года. В июле 1946 прототипы передали ВМС и началось строительство предсерийной партии.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

«Нептун» стал первым патрульным самолетом ВМС наземного базирования. Он должен был взлетать и садиться на коротких ВПП с серьезной нагрузкой: запас топлива для дальности полета 6780 км — 12 700 л, средства обнаружения субмарин — 1000 кг, бомбовая нагрузка — 3600 кг. Требовалась высокая для патрульного самолета скорость — 480 км/ч.

В качестве силовой установки использовались два поршневых двигателя воздушного охлаждения «Циклон Райт» R-3350 различных модификаций мощностью от 2300 до 3700 л. с. Кроме того, для взлета с авианосцев на самолет устанавливались ракетные ускорители RATO, которые давали 1600 л. с. дополнительной мощности. Объемный бомбовый отсек позволял подвесить четыре 906-кг, восемь 453-кг или 226-кг бомб, или 12 глубинных бомб по 147 кг. В отсек помещались две 981-кг торпеды. Общий вес боевой нагрузки доходил до 3624 кг.

Экипаж — семь человек: пилот, второй пилот, радист, штурман-бомбардир (он же стрелок носовой турели), оператор системы радиопротиводействия, стрелки средней и хвостовой турели.

Максимальная длительность полета — 36 часов. В салоне было спальное место, хранилище для продуктов, установка подогрева пищи.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

P2V-1 — первая серийная модель. Двигатели «Циклон Райт» R-3350-8A мощностью 2300 л. с. По сравнению с прототипом усилены ударные возможности — возможна подвеска под крыльями 16 х 127-мм НУРС HVAR или 4 х 300-мм НУРС «Тини Тим». ВМС поставлено 14 самолетов.
P2V-2 — имел двигатели R-3350-24W мощностью 2500 л. с. В носовой части установлены 6 х 20-мм автоматических пушек AN-M2/E. Впервые появились средства для сброса гидроакустических буев. Построен 81 экземпляр. 28 апреля 1948 года два «Нептуна» этой модификации, оборудованные восьмью дополнительными твердотопливными ускорителями JATO, сумели взлететь с авианосца «Корал Си».
P2V-3W — противокорабельная модификация с двигателями R-3350-26W мощностью 2800 л. с, новым поисковым радаром APS-20. Для работы с РЛС в экипаж включили двух операторов. Было выпущено 30 самолетов.
P2V-3B(C) — ударные версии, предназначенные для атомных бомбардировок. Всего произведено 16 самолетов этой модификации. Установлена система маловысотного бомбометания с радиолокационным прицеливанием. 7 марта 1949 года «Нептун», используя ускорители JATO, поднялся в небо, неся массогабаритный макет атомной бомбы, пересек США с востока на запад, сбросил макет на побережье и вернулся на аэродром, пролетев за 23 часа 7240 км.
P2V-3Z — построено два экземпляра для высшего комсостава. В бортах сделаны иллюминаторы, оборудован пассажирский салон с бронированным полом.
P2V-4 (P-2D) — противолодочная модификация с дополнительными баками для увеличения радиуса действия. Оснащены экономичными, но мощными двигателями R-3350-30W «Турбо Компаунд» (3250 л. с). В носовой части установлены неподвижные 20-мм авиационные пушки М24. Обзорный радар AN/APS-20 размещен в обтекателе под фюзеляжем. В 1948 году флот США заказал 52 самолета этой модели.
P2V-5 (Р-2Е) — модификация 1951 года, с дополнительными топливными баками и 2 х 20-мм пушками в носовой части в турели с дистанционным управлением. Это самая многочисленная модификация — построено 424 самолета. P2V-5 поставлялся также в ВВС Великобритании и Австралии под обозначением MR Mk. I. В модификации P2V-5F (FP-2E) помимо основных двигателей R-3350-32W (3700 л. с), на пилонах были установлены два турбореактивных «Вестингауз» J34-WE-34 с тягой 14,5 кН. Благодаря этому боевая нагрузка возросла до 4500 кг. P2V-5FS (SP-2E) — противолодочная модификация с поисковой системой AQA-3 «Джезебел», системой сброса гидроакустических буев и аппаратурой обработки информации. Так же оснащались ТРД J34-WE-34.
P2V-6 (P-2F) — совершил первый полет в октябре 1952 года. Модификация с удлиненным фюзеляжем, оборудованием для постановки мин и узлами подвески для управляемых ракет «воздух — поверхность». P2V-6B — противокорабельный вариант P2V-6 с ПКР «Фэйрчайлд» AUM-N-2 «Петрел».
P2V-7 (Р-2Н) — вариант 1954 года с новыми двигателями R-3350-32W мощностью 3700 л. с. и 2 ТРД J34-WE-36. В ВВС Великобритании — MR Mk.IV.
P2V-7L/7LP (LP-2J) — арктический вариант со снятым вооружением, радаром APS-31, лыжным шасси.
АР-2Н — ударная модификация с 20-мм пушкой, 40-мм гранатометом и контейнером с 7,62-мм шестиствольным пулеметом GAU-2B/A под крыльями.
P-2J — японская версия самолета. Строилась фирмой «Кавасаки» с 1966 по 1979 год. Выпущено 89 экземпляров.

Читать еще:  Вертолёт Agusta-Bell AB.412 «Grifone» (Италия)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛОКХИД P2V- 3 «НЕПТУН»

  • Тип: патрульный самолет
  • Экипаж, чел.: 9-11
  • Двигатели: 2 х «Циклон Райт» R-3350-26W, «двойная звезда», воздушного охлаждения, мощностью 2 х 2800 л. с.
  • Размеры, м:
    длина: 23,72
    размах крыла: 30,48
    высота: 8,56
    площадь крыла, м2:92,9
  • Вес, кг:
    пустого самолета: 15 819
    максимальный взлетный: 29 076
  • Технические характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч: 515
  • Практический потолок, м: 8000
  • Дальность, км: 6400
  • Вооружение:
    боевая нагрузка: 3630 кг — авиабомбы, глубинные бомбы, торпеды, 70-мм НАР FFAR
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector