Перехватчик DH.113 Vampire / NF.10 (Великобритания)
Перехватчик DH.113 Vampire / NF.10 (Великобритания)
В инициативном порядке де Хэвилленд разработала двухместный вариант “Вампира” под фирменным обозначением DH.113. Самолет предлагался в качестве ночного перехватчика для замены поршневого “Москито”.
Крыло и хвостовое оперение позаимствовали у модификации F.B.5, а фюзеляж был спроектирован заново. В двухместной кабине бок о бок размещались пилот (слева) и оператор РЛС (справа). В носовой части была установлена РЛС A.I. X (аналог американской SCR-720B), точно такая же, как на ночных перехватчиках “Метеор” NF.11, и дополнительное навигационное оборудование. Пушечное вооружение изменений не претерпело. Масса конструкции планера возросла на 122 кг, поэтому в качестве силовой установки решено было использовать более мощный “Гоблин” 3.
Компания построила три опытных образца перехватчика, испытания первого из них начались 28 августа 1949 г. (летчик √ испытатель Джеффри Пайк). В процессе выявилось, что новая машина несколько быстрее, чем F.B.5, но не дотягивает по скорости до “Метеора”. Скороподъемность тоже оказалась ниже, чем у конкурента. Кроме того, были выявлены проблемы устойчивости, из-за чего хвостовое оперение пришлось дорабатывать. Килям удлинили переднюю кромку, а площадь стабилизатора была увеличена за счет дополнительных поверхностей, установленных с внешних сторон килей.
Королевские ВВС новинка не заинтересовала. Было решено, что машину лучше продвигать на экспорт, поэтому буквально на следующей после первого полета неделе DH.113 уже демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо. Интерес к нему сразу же проявили военные из Египта, и через месяц был подписан первый контракт на 12 машин с опционом еще на несколько десятков. И служили бы перехватчики в Стране пирамид, но очередное обострение военно-политической ситуации в этом регионе заставило правительство Великобритании ввести эмбарго на военные поставки Египту. Заказ перешел к Королевским ВВС, которые весной 1951 г. приняли перехватчик на вооружение под обозначением NF.10. Предполагалось, что самолет будет использоваться до поступления поздних версий “Метеора”, а также нового “Венома”.
Было построено 78 (по другим данным √ 95) машин в этом варианте. После прекращения их использования в качестве ночных перехватчиков в 1954 г. часть самолетов (36 единиц) были переоборудованы для обучения штурманов. РЛС демонтировали, вместо него установили навигационное оборудование – станции “Джи 3” и “Ребекка 3” – и балласт. Самолеты эксплуатировались до 1959 г.
Перехватчик DH.113 Vampire / NF.10 (Великобритания)
В инициативном порядке компания «Де Хэвилленд» на базе самолёта DH.100 Vampire разработала двухместный вариант «Вампира» под обозначением DH.113 Vampire. Он предлагался в качестве ночного перехватчика для замены поршневого «Москито». Крыло и хвостовое оперение позаимствовали у модификации FB.5, а фюзеляж был спроектирован заново. В двухместной кабине бок о бок размещались пилот (слева) и оператор РЛС (справа). В носовой части установили РЛС AI.X (аналог американской SCR-720B), точно такую же, как на ночных перехватчиках «Метеор» NF.11, и дополнительное навигационное оборудование. Пушечное вооружение изменений не претерпело. Масса конструкции планёра возросла на 122 кг поэтому в качестве силовой установки решили использовать более мощный «Гоблин» 3.
Компания построила три опытных образца перехватчика DH.113 Vampire, испытания первого из них начались 28 августа 1949 г (лётчик-испытатель Дж. Пайк). После первых полётов выявилось, что новая машина несколько быстрее, чем FB.5, но не дотягивает по скорости до «Метеора». Скороподъёмность тоже оказалась ниже, чем у конкурента. Кроме того, обнаружились проблемы с устойчивостью, из-за чего хвостовое оперение пришлось дорабатывать. У килей удлинили переднюю кромку, а площадь стабилизатора увеличили за счёт дополнительных поверхностей, установленных с внешних сторон килей.
Королевские ВВС новинка не заинтересовала. Было решено, что машину лучше продвигать на экспорт, поэтому буквально на следующей после первого полёта неделе DH.113 Vampire уже демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо. Интерес к нему сразу же проявили военные из Египта, и через месяц подписали первый контракт на 12 машин с опционом ещё на несколько десятков. И служили бы перехватчики в «стране пирамид», но очередное обострение военно-политической ситуации в этом регионе заставило правительство Великобритании ввести эмбарго на военные поставки Египту. Заказ перешёл к Королевским ВВС, которые весной 1951 г приняли перехватчик на вооружение под обозначением NF.10. Первые ночные перехватчики NF.10 поступили в 25-ю эскадрилью в июне 1951 г. За этим последовало перевооружение 23-й и 151-й эскадрилий в сентябре. Более широкого применения в Королевских ВВС эти самолёты не нашли. Хоть они и имели большие продолжительность полёта и ударный потенциал по сравнению с «Метеором» NF.11, в целом их возможности были несколько хуже. Предполагалось, что NF.10 будут использовать до поступления поздних модификаций «Метеора», а также нового «Венома».
В этом варианте построили 78 (по другим данным – 95) машин. После прекращения их службы в качестве ночных перехватчиков в 1954 г 36 самолётов переоборудовали для обучения штурманов. РЛС демонтировали, вместо неё установили навигационное оборудование – станции «Джи 3» и «Ребекка 3» – и балласт. Эти машины эксплуатировались до 1959 г.
Несколько NF.10 использовались в исследовательских целях. Так, например, на борту WP240 в 1955 г опробовалась носовая часть перехватчика «Си Виксен». Истребитель WP250 с 1953 по 1956 гг принимал участие в испытаниях новых аэродинамических профилей крыла ламинарного обтекания, разработанных фирмой «Хэндли-Пэйдж», для чего на нём смонтировали дополнительную секцию крыла длиной 1,5 м в районе хвостового оперения. Экспортный вариант двухместного перехватчика назывался NF.54, но широкого распространения за рубежом он так и не получил.
Тактико-технические характеристики DH.113 Vampire / NF.10
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 11.60
Длина, м 10.55
Высота, м 2.00
Площадь крыла, м2 24.32
Масса, кг
– пустого самолета 3172
– максимальная взлетная 5200
Тип двигателя 1 ТРД de Havilland Goblin DGN.2/2
Тяга нефорсированная, кН 1 х 16.46
Максимальная скорость км/ч 885
Практическая дальность с ПТБ, км 1250
Практический потолок, м 12200
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Mk.5 с 150 патронами на пушку в передней нижней стороне фюзеляжа
Британский перехватчик DH.113 Vampire NF.10
В качестве собственной инициативы компанией «Де Хэвилленд» был разработан двухместный вариант перехватчика «Vampire». Самолет предполагалось использовать в качестве ночного перехватчика и он был призван заменить поршневой самолет «Москито». Фюзеляж разработчики спроектировали с нуля, а крылья и хвостовое оперение были скопированы с FB.5. кабина двуместная, пилот находился с левой стороны, а оператор справа. Модифицированный планер стал тяжелее оригинала на 122 кг и, для компенсации, было решено использовать более мощную силовую установку.
Компанией были сделаны три первых прототипа «Вампира», испытания которых начались в 1949 году. По результатам испытания установили, что общая скорость машины была выше, чем до модификации, но в то же время скороподъёмность ниже, а устойчивость оставляла желать лучшего. В результате была удлинена передняя кромка киля, а площадь стабилизатора увеличена.
Свои военные машиной не заинтересовались и было решено продвигать ее на экспорт. Перехватчик показали на выставке в Фарнборо, где к нему проявили интерес Египетские военные специалисты. Был подписан контракт на поставку двенадцати машин с последующим увеличением квоты, но из-за обострения политической ситуации в регионе было введено эмбарго на поставку туда техники. Заказ взяли Королевские военно-воздушные силы, где перехватчик и был принят на вооружение в 1951 году. Было перевооружено несколько эскадрилий.
В рамках данного заказа построили 78 машин, а после завершения сроков их службы они использовались в качестве обучения штурманов.
Несколько экземпляров «Вампира» были переданы для исследовательских полетов и испытания новой техники. Экспортный же вариант большого распространения тоже не получил.
Тактико-технические характеристики DH.113 Vampire / NF.10
Размах крыла, м 11.60
Площадь крыла, м2 24.32
– пустого самолета 3172
– максимальная взлетная 5200
Тип двигателя 1 ТРД de Havilland Goblin DGN.2/2
Тяга нефорсированная, кН 1 х 16.46
Максимальная скорость км/ч 885
Практическая дальность с ПТБ, км 1250
Практический потолок, м 12200
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Mk.5 с 150 патронами на пушку в передней нижней стороне фюзеляжа