0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поисково-спасательный самолёт Ту-16С (Россия)

Поисково-спасательный самолёт Ту-16С (Россия)

26 декабря 1955 г. вышло постановление Совета Министров, которое обязывало МАП в 3-м квартале 1956 г. оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на государственные испытания в 1-м квартале 1957 г. Поисково-спасательный самолёт получил индекс — Ту-16С. Спасательную лодку разрабатывало и строило Министерство судостроительной промышленности. Работы по переоборудованию самолёта проводились в Томилинском филиале ОКБ под руководством И.Ф.Незваля. Оборудование машины дополнялось радиоуправляемой лодкой «Фрегат» (с аппаратурой радиоуправления «Лодка-М» и «Штырь»), подвешенной под фюзеляжем, и радиоаппаратурой для определения местонахождения кораблей, самолётов и людей, терпящих бедствие на море.

Система должна была работать следующим образом. Экипаж самолёта Ту-16С с помощью бортовой РЛС определял место бедствия, после чего сбрасывалась спасательная лодка. Дистанционно, по радио, запускался её двигатель и лодка в автоматическом режиме должна была идти на радиосигналы, подаваемые терпящими бедствие.

Сотрудникам ОКБ пришлось очень тесно работать вместе с кораблестроителями, проектировавшими лодку, и разработчиками системы радиоуправления «Лодка-М». Совместно определялись обводы бортов лодки, примыкающих к фюзеляжу, а также конструкция узлов подвески. Лодка рассчитывалась на 20 человек, имела мотор мощностью 40 л.е., вместе с парашютной системой она должна была весить 3400 кг Скорость движения по воде — до 15 км/ч при волнении до 5 баллов. На самолёте размещались аппаратура поиска и наведения «Приток» и «Штырь-2». Дальность поиска по аварийным передатчикам и радиомаячкам составляла 60-100 км.

К концу 1950-х гг система была создана, успешно прошла испытания на Чёрном море и была принята на снабжение авиации ВМФ. В окончательном варианте под фюзеляжем кормой вперёд подвешивалась спасательная лодка «Фрегат». Она имела массу 3300-3400 кг и была рассчитана на 15 человек. Максимальная скорость хода составляла 13,9 км/ч. Вместо «Фрегата» можно было нести спасательные контейнеры КАС-90. И лодка, и контейнеры сбрасывались на парашютах. На самолёте устанавливалась поисковая аппаратура РПМ-С, предназначенная для приёма сигналов аварийных радиомаяков «Опушка». Аппаратура РПМ-С сопрягалась с радиолокационным прицелом РБП-4. Для управления лодкой на самолёте устанавливалась аппаратура радиоуправления «Рея-С», а на самой лодке — «Рея-Л».

При следовании к району поиска использовалась РЛС РБП-4, при входе в радиус действия «Опушки» включалась РПМ-С. Обнаружив сигнал маяка, самолёт совершал облёт цели и сбрасывал лодку «Фрегат». После её приводнения штурман наводил лодку на пострадавших с помощью аппаратуры «Рея». Пострадавшие могли и сами корректировать курс лодки через систему «Рея-Л». Самолёт Ту-16С мог оказать помощь на удалении до 2000 км от базы, а с поиском в течение трёх часов — до 1000 км.

Катер «Фрегат» (габариты — 9300х2300х1600 мм, масса — 3430 кг), бравший на борт 15-20 человек, был активным спасательным средством на море при волнении до 5 баллов (высота волны до 3,5 м). Его непотопляемость обеспечивалась водонепроницаемыми наружной обшивкой, настилом платформы со стоком воды через автоматические шпигаты, переборками и воздушными отсеками под платформой, обеспечивающими необходимый запас плавучести. При полном водоизмещении (4180 кг при 15 пассажирах) катер развивал скорость до 7,5 узлов (на тихой воде). Дальность плавания составляла не менее 800 миль, а автономность по запасу провизии и воды — до 3 суток. Сброс лодки осуществлялся при скорости 350-380 км/ч и волнении моря до 3 баллов.

Спасательные самолёты переоборудовались в 1960-е гг из уже побывавших в эксплуатации Ту-16Т силами серийных заводов. В производстве этот вариант получил обозначение «заказ 454», а в эксплуатации — Ту-16С («НС»). Основная часть Ту-16С поступила на Северный флот, где эти машины эксплуатировались до конца 1980-х гг. Последние из них были сняты с вооружения как раз перед катастрофой советской атомной подводной лодки «Комсомолец». Возможно, если бы Ту-16С ещё оставались в строю, события закончились бы иначе.

В 1970-е гг несколько Ту-16С переоборудовали в противолодочные поисковые Ту-16СП. На этих машинах в бомбоотсеке по образцу Ту-142 устанавливался мощный радиолокатор, позволявший вести поиск подводных лодок в надводном положении или под перископом, а также надводных кораблей. Самолёт мог вооружаться противолодочными торпедами и оснащаться сбрасываемыми гидробуями. Ту-16СП по своему назначению был близок к Ту-142, но имел значительно меньшие дальность и время барражирования. С принятием на вооружение Ту-142 потребность в Ту-16СП отпала.

Тактико-технические характеристики Ту-16С
Экипаж, чел 7
Размах крыльев, м 32.99
Длина, м 34.80
Высота, м 10.36
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
— пустого самолета 37730
— нормальная взлетная 72000
— максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
— максимальная 992
— крейсерская 842
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3050
Практический потолок, м 15000

Поисково-спасательный самолёт Ту-16С (Россия)

26 декабря 1955 г. вышло постановление Совета Министров, которое обязывало МАП в 3-м квартале 1956 г. оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на государственные испытания в 1-м квартале 1957 г. Поисково-спасательный самолёт получил индекс — Ту-16С. Спасательную лодку разрабатывало и строило Министерство судостроительной промышленности. Работы по переоборудованию самолёта проводились в Томилинском филиале ОКБ под руководством И.Ф.Незваля. Оборудование машины дополнялось радиоуправляемой лодкой «Фрегат» (с аппаратурой радиоуправления «Лодка-М» и «Штырь»), подвешенной под фюзеляжем, и радиоаппаратурой для определения местонахождения кораблей, самолётов и людей, терпящих бедствие на море.

Система должна была работать следующим образом. Экипаж самолёта Ту-16С с помощью бортовой РЛС определял место бедствия, после чего сбрасывалась спасательная лодка. Дистанционно, по радио, запускался её двигатель и лодка в автоматическом режиме должна была идти на радиосигналы, подаваемые терпящими бедствие.Сотрудникам ОКБ пришлось очень тесно работать вместе с кораблестроителями, проектировавшими лодку, и разработчиками системы радиоуправления «Лодка-М». Совместно определялись обводы бортов лодки, примыкающих к фюзеляжу, а также конструкция узлов подвески. Лодка рассчитывалась на 20 человек, имела мотор мощностью 40 л.е., вместе с парашютной системой она должна была весить 3400 кг Скорость движения по воде — до 15 км/ч при волнении до 5 баллов. На самолёте размещались аппаратура поиска и наведения «Приток» и «Штырь-2». Дальность поиска по аварийным передатчикам и радиомаячкам составляла 60-100 км.К концу 1950-х гг система была создана, успешно прошла испытания на Чёрном море и была принята на снабжение авиации ВМФ. В окончательном варианте под фюзеляжем кормой вперёд подвешивалась спасательная лодка «Фрегат». Она имела массу 3300-3400 кг и была рассчитана на 15 человек. Максимальная скорость хода составляла 13,9 км/ч. Вместо «Фрегата» можно было нести спасательные контейнеры КАС-90. И лодка, и контейнеры сбрасывались на парашютах. На самолёте устанавливалась поисковая аппаратура РПМ-С, предназначенная для приёма сигналов аварийных радиомаяков «Опушка». Аппаратура РПМ-С сопрягалась с радиолокационным прицелом РБП-4. Для управления лодкой на самолёте устанавливалась аппаратура радиоуправления «Рея-С», а на самой лодке — «Рея-Л».При следовании к району поиска использовалась РЛС РБП-4, при входе в радиус действия «Опушки» включалась РПМ-С. Обнаружив сигнал маяка, самолёт совершал облёт цели и сбрасывал лодку «Фрегат». После её приводнения штурман наводил лодку на пострадавших с помощью аппаратуры «Рея». Пострадавшие могли и сами корректировать курс лодки через систему «Рея-Л». Самолёт Ту-16С мог оказать помощь на удалении до 2000 км от базы, а с поиском в течение трёх часов — до 1000 км.Катер «Фрегат» (габариты — 9300х2300х1600 мм, масса — 3430 кг), бравший на борт 15-20 человек, был активным спасательным средством на море при волнении до 5 баллов (высота волны до 3,5 м). Его непотопляемость обеспечивалась водонепроницаемыми наружной обшивкой, настилом платформы со стоком воды через автоматические шпигаты, переборками и воздушными отсеками под платформой, обеспечивающими необходимый запас плавучести. При полном водоизмещении (4180 кг при 15 пассажирах) катер развивал скорость до 7,5 узлов (на тихой воде). Дальность плавания составляла не менее 800 миль, а автономность по запасу провизии и воды — до 3 суток. Сброс лодки осуществлялся при скорости 350-380 км/ч и волнении моря до 3 баллов.Спасательные самолёты переоборудовались в 1960-е гг из уже побывавших в эксплуатации Ту-16Т силами серийных заводов. В производстве этот вариант получил обозначение «заказ 454», а в эксплуатации — Ту-16С («НС»). Основная часть Ту-16С поступила на Северный флот, где эти машины эксплуатировались до конца 1980-х гг. Последние из них были сняты с вооружения как раз перед катастрофой советской атомной подводной лодки «Комсомолец». Возможно, если бы Ту-16С ещё оставались в строю, события закончились бы иначе.В 1970-е гг несколько Ту-16С переоборудовали в противолодочные поисковые Ту-16СП. На этих машинах в бомбоотсеке по образцу Ту-142 устанавливался мощный радиолокатор, позволявший вести поиск подводных лодок в надводном положении или под перископом, а также надводных кораблей. Самолёт мог вооружаться противолодочными торпедами и оснащаться сбрасываемыми гидробуями. Ту-16СП по своему назначению был близок к Ту-142, но имел значительно меньшие дальность и время барражирования. С принятием на вооружение Ту-142 потребность в Ту-16СП отпала.Тактико-технические характеристики Ту-16С
Экипаж, чел 7
Размах крыльев, м 32.99
Длина, м 34.80
Высота, м 10.36
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
— пустого самолета 37730
— нормальная взлетная 72000
— максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
— максимальная 992
— крейсерская 842
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3050
Практический потолок, м 15000
#ввссссрроссииснг

Читать еще:  Многоцелевой корабельный вертолет Lynx HAS.3 (Великобритания)

Поисково-спасательный самолёт Ту-16С (Россия)

Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук»[1]) — советский тяжёлый двухдвигательный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

Ту-16 представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом (стреловидность по линии четвертей хорд составляет 35º с поперечным V минус 3º) и двумя двигателями Микулина АМ-3 с тягой по 8750 кг (после 1958 года устанавливались РД-3М с тягой 9520 кг) в гондолах по бокам фюзеляжа, встроенных в центроплан. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, в районе двигателей установлены силовые рамы. Экипаж самолёта состоял из шести человек — командира, правого лётчика, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Катапультирование всех членов экипажа производилось вниз, за исключением двух пилотов — вверх. Топливная система состояла из 10 групп баков (27 фюзеляжных и плоскостных баков) с общей ёмкостью 43800 литров топлива ТС или Т-1. В качестве пускового топлива для турбостартеров двигателей использовался бензин Б-70.

Система управления самолётом — классическая безбустерная. Закрылки — однощелевые. Шасси — трёхопорное, с носовой стойкой. Для защиты кормы машины при грубой посадке применяется убираемая в полёте хвостовая опора. Для уменьшения пробега используется парашютная тормозная система ПТ-16 с двумя оригинальными тормозными парашютами: полотнище каждого купола сшито из узких капроновых лент и напоминает сетку-«авоську».

Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки (ДТ-В7 верхняя, ДТ-Н7с нижняя и ДК-7 корма) и одна неподвижная носовая пушечная установка ПУ-88 (на ракетных вариантах отсутствует) — всего на самолёте было семь двадцатитрёхмиллиметровых пушек АМ-23. КОУ мог взять управление всеми установками на себя, от своей прицельной станции. Бомбовая нагрузка во внутреннем грузоотсеке составляла до 3000 кг, в перегрузку можно было загрузить до 9 тонн свободнопадающих бомб, в том числе и девятитонную противокорабельную фугасную бомбу ФАБ-9000М-54, начинённую 4297 кг тротила. В различных вариантах на самолёт также могли подвешиваться торпеды типа РАТ-52 или 45-56НТ, морские мины типа АМД, крылатые ракеты (КС-1 Комета, в дальнейшем КСР-2, КСР-5, КСР-11, К-10С)

Читать еще:  Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

На самолёте стояло самое передовое на то время оборудование:астрокомпас АК-53П и ДАК-50М (ДАК-2), секстант ИАС-51, навигационное устройство АНУ-1, дистанционный гирокомпас ДИК-46 (ДГМК-7), авиагоризонты АГБ-1 или АГБ-2 или АГД-1, гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-52, выключатель коррекции ВК-53, электрический указатель поворота ЭУП-46 или ЭУП-53. Радионавигационное оборудование — система СПИ-1, позднее заменённая на РСБН-С «Свод», радиокомпас АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2 (РВ-УМ), радиовысотомер больших высот РВ-17М, система слепой посадки «Материк». По доработке после 1980 года на некоторые самолёты установили систему дальней навигации РСДН А-711. Для бомбометания по оптически видимым целям использовался векторно-синхронный оптический бомбовый прицел ОПБ-11Р, связанный по боковому каналу с автопилотом АП-5-2М (позднее АП-6Е). По невидимым целям прицеливание производилось с помощью радиоприцела РБП-4 «Рубидий ММ-П», позднее заменённого на РБП-6 «Люстра». На ракетных вариантах самолёта применялись РЛС «Кобальт-П», «Рубин-1», «Рица», « ЕН». Стрелковый радиоприцел в задней полусфере — ПРС-1 «Аргон». Доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-1, запросчик-ответчик системы госопознования СРЗО-2М «Хром-Никель», ответчик СО-69, станция предупреждения об облучении СПО-2 «Сирена-2» или СПО-3 «Сирена-3» (позднее на ряде машин заменённая на СПО-10 «Сирена-3М»).

Связное оборудование — КВ-радиостанция Р-807, командные КВ-радиостанции Р-808 или Р-836М «Гелий», радиостанция РСИУ-3М или Р-800 «Клён», или Р-802 «Дуб», или Р-832 «Эвкалипт-СМ». Аварийная СВ-станция АВРА-45 или Р-851 «Коралл». Речевой регистратор переговоров экипажа МС-61, регистратор полётных данных двенадцатиканальный МСРП-12-96, самописец барометрических данных полёта двухкомпонентный К2-75 (К-2-713), трёхкомпонентный самописец — К3-63. В двух гермокабинах самолёта поддерживалась нормальная для жизнедеятельности температура и давление, до высоты 7250 м. Выше экипаж использовал маски и кислородные приборы КП-16 или КП-24, а запас жидкого кислорода хранился в двух кислородных приборах КПЖ-30.

В соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС начала 1950-х годов боевая живучесть Ту-16 должна была обеспечиваться при обстреле бронебойными снарядами иностранной 20 мм авиапушки «Испано-Сюиза» HS404, в частности, локальным бронированием кабины пилотов и КОУ. Устанавливались бронеспинки сидений первого и второго пилотов толщиной 18 мм, у оператора — бронеспинка и бронезаголовник толщиной 15 мм. Бронирован (алюминиевая броня) пол кабины пилотов.

Боевое применение

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. Согласно некоторым российским источникам, 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолётов при невыясненных обстоятельствах во время слежения за американским авианосцем в Японском море[3]. По западным данным, катастрофа произошла 27 июня (возможно, опечатка в источнике, и должно быть 27 июля) в 13 часов 50 минут по токийскому времени на глазах моряков японского десантного корабля «Немуро». При выполнении правого разворота на сверхмалой высоте самолёт зацепился крылом за воду. В результате поисково-спасательной операции японская береговая охрана в тот же день подняла из воды тела двух лётчиков и фрагменты тела третьего.[4]

Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.

В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11[5], из которых своих целей достигли лишь 5[6]. Были потеряны два самолёта, оба экипажа погибли[7].

Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазу Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.

Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолёты 1225-го тяжелобомбардировочного авиаполка 31-й ТБАД участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.

Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16. Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.

Читать еще:  Транспортно-десантный вертолет CH-47 Chinook (США)

Модификации

Ту-16 (Badger A) Средний бомбардировщик, первая серийная модификация. Выпускался с 1953 года.
Ту-16 «Циклон» Самолёт борьбы с грозовыми облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время Олимпиады-80.
Ту-16А Стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Самая массовая модификация — построено 453 машины. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
Ту-16Б Средний бомбардировщик, опытная модификация с двигателями М-16-15 (РД16-15). Изготовлен в 1957 году.
Ту-16В Стратегический бомбардировщик. Построенный в трёх экземплярах самолёт — носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года на Новой Земле сверхмощному устройству («Царь-бомба», «Кузькина мать»).
Ту-16Г Почтовый самолёт, использовался также как учебный для экипажей «Аэрофлота»
Ту-16Е (Badger K) Самолёт радиоэлектронной разведки.
Ту-16Е «Азалия» Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех «Азалия».
Ту-16З (Ту-16Ю, Ту-163[8]) Заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
Ту-16ЗА Бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
Ту-16ЗЩ Заправщик. В отличии от Ту-16З, имел систему дозаправки используемую для заправки через «конус». Применялся для дозаправки Ту-22.
Ту-16К-10 (Badger C) Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
Ту-16К-10(ЗА) Ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
Ту-16К-10-26 (Badger С(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
Ту-16К-10-26Б Доработанный вариант Ту-16К-10-26. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100—1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
Ту-16К-11-16 (Badger G) Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемых ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2) Носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956—1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5) Носитель УР К-26 (КСР-5). Данное обозначение получали самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26.
Ту-16К-22 Носитель УР К-22 (опытный).
Ту-16К-26 (Badger G(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года.
Ту-16К-26П Носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
Ту-16КРМ Носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
Ту-16КС (Badger B) Дальний бомбардировщик-ракетоносец противокорабельных ракет КС-1 «Комета». В бомбоотсеке установлена РЛС наведения «Кобальт-М». На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт (около 40 самолётов этого варианта были поставлены в Индонезию и Египет).
Ту-16КСР Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР и КСР-2.
Ту-16ЛЛ Летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
Ту-16М Радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие свой срок самолёты.
Ту-16Н Заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки «шланг-конус». Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
Ту-16П «Букет» (Badger J) Самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 «Букет». В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П «Ёлка».
Ту-16П «Ёлка» (Badger H) Самолёт РЭБ — постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
Ту-16ПЛ Противолодочный.
Ту-16Р («изделие 92») Дальний разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
Ту-16РМ Самолёт морской радиоэлектронной разведки и целеуказания. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
Ту-16РМ-2 Самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
Ту-16РР Самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
Ту-16РТ Самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря». В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
Ту-16РЦ Летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
Ту-16С Морской поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером «Фрегат». В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
Ту-16СПС Самолёт РЭБ (постановщик помех). Выпускался с 1955 года.
Ту-16Т Торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все самолёты переоборудованы в Ту-16ПЛ.
Ту-16ТРЖК Самолёт для перевозки жидкого кислорода.
Ту-104 Пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956—1960 годах изготовлен 201 самолёт.
Ту-107 Военно-транспортный самолёт на базе Ту-104. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в одном экземпляре.
Xian H-6 Вариант бомбардировщика средней дальности Ту-16 производившийся в Китае по лицензии. Изготовлено не менее 200 самолётов.
Xian H-6A Китайский стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия
Xian H-6-IV Китайский морской бомбардировщик — ракетоносец под противокорабельные ракеты типа «Шанъю» (экспортный индекс — C-601, обозначение НАТО — Silkworm).
«97» проект модификации Ту-16 под два двигателя ВД-5 и увеличенную стреловидность крыла до 45 градусов.
«103» проект модификации Ту-16 под четыре двигателя ВД-7 или АМ-13. Предполагалось создание сверхзвукового бомбардировщика.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector