0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановщик активных помех Ту-16П (Россия)

Постановщик активных помех Ту-16П (Россия)

Как и в случае с разведчиками, развитие постановщиков активных помех Ту-16П разработанных на базе Ту-16 сильно зависело от состояния и совершенствования отечественных средств радиопротиводействия. Первые системы СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., обладали сравнительно невысокими техническими данными (небольшая мощность излучения, большие габариты и масса). Они обеспечивали практически только индивидуальную защиту самолёта, нёсшего эту аппаратуру. В основном эти системы предназначались для борьбы со станциями орудийной наводки зенитной артиллерии, а также наземными, корабельными и самолётными РЛС разработки 1940-х гг СПС-1 и СПС-2 работали в неавтоматизированном режиме, для их эксплуатации необходимо было иметь на борту самолёта дополнительного оператора.

Для создания помех РЛС противника оператор должен был вначале её обнаружить, определить рабочую частоту и после этого навести (настроить) передатчик помех на частоту подавляемой станции. На выполнение этих операций, при условии хорошей профессиональной подготовки оператора, уходило около трёх минут. Это время, особенно при полётах на малых высотах, иногда было соизмеримо с временем пролёта зоны, из которой возможно было при данной мощности аппаратуры «глушение» РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых радиолокаторов.

Выпуск самолётов, оборудованных станциями СПС-1 и СПС-2, начался в 1955 г. Завод №1 выпустил за 1955-1956 гг. 42 Ту-16 с СПС-1, а за 1955-1957 гг. — 102 Ту-16 с СПС-2 (из них четыре в варианте ЗА). На самолётах, нёсших аппаратуру СПС-1 и СПС-2, в грузоотсеке устанавливалась герметичная съёмная кабина оператора с оборудованием управления аппаратурой подавления. Под фюзеляжем, под двумя радиопрозрачными обтекателями находились антенны и генераторы помеховых станций. Машины с СПС-1 и СПС-2 носили обозначение Ту-16СПС или Ту-16П. В 1960-е гг практически все находившиеся в строю Ту-16СПС переоборудовали системой «Букет», разработанной во второй половине 1950-х гг В отличие от СПС-1 и СПС-2 станции этой системы могли работать в автоматическом режиме и создавали помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В «Букет» входили станции СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определённый диапазон частот.

Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации этих станций: СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н. На одной машине устанавливалась аппаратура одной из них. Самолёты, оборудованные «Букетами», имели обозначение Ту-16П. Аппаратура, находившаяся внутри грузоотсека, практически не меняла аэродинамических характеристик и не ухудшала лётных данных машины. Единственно, чем внешне отличались Ту-16П с аппаратурой «Букет», — наличие длинного, на три четверти длины грузоотсека, радиопрозрачного обтекателя антенной системы аппаратуры подавления. Внутри грузоотсека в изолированном контейнере, отличавшегося по конструкции и компоновке оборудования в зависимости от типа станции (Б-2 — станция СПС-22Н, Б-3 — СПС-33Н, Б-4 — СПС-44Н, Б-5 — СПС-55Н) располагались агрегаты помеховой станции: четыре генератора помех, приёмное устройство, принимавшее и обрабатывавшее сигналы РЛС, четыре дополнительных преобразователя ПО-6000 и один ПТ-6000 для питания аппаратуры переменным током, так как мощности штатных источников переменного тока, установленных на борту Ту-16П, не хватало. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура пассивных помех АСО-2Б.

Ту-16П с «букетами» предназначались для противодействия работе наземных РЛС дальнего обнаружения и наведения, РЛС целеуказания ЗУР с целью защиты боевых порядков самолётов различных типов при преодолении ими рубежей ПВО противника. С высоты 10000-11000 м один постановщик мог прикрыть радиопомехами группу из нескольких машин, идущих в строю внутри круга диаметром 3000-5000 м, в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км. Ту-16П переоборудовались «букетами» с 1962 г. Всего за 1960-е гг переделали 34 самолёта под СПС-22Н, девять — под СПС-33Н, 28 — под СПС-44, 50 — под СПС-55. Под систему «Букет» переоборудовали не только Ту-16П (Ту-16СПС), но и Ту-16 «Ёлка», а также некоторые другие модификации. Если на самолёте имелась кабина оператора, то она снималась, так как он для автоматической системы «Букет» был не нужен. Экипаж Ту-16П с «букетами» сокращался до шести человек, как и на обычных бомбардировщиках Ту-16. Оператора пришлось убрать ещё и потому, что при включённых станциях нахождение человека в непосредственой близости от них было равноценно смертному приговору. Во всяком случае, суслика хватало ненадолго, когда любознательный наземный технический состав подносил его к обтекателю антенн «Букета». После этого наземные службы более внимательно относились к мероприятиям по технике безопасности при работах с мощным излучающим оборудованием. С переходом к полётам на малых высотах некоторые самолёты Ту-16П переоснастили помеховой аппаратурой СПС-7, оптимизированной для этих режимов.

Читать еще:  Морской разведчик Avro Shackleton (Великобритания)

Опыт эксплуатации самолётов показал необходимость дальнейшей модернизации помехового оборудования. В течение 1970-х — 1980-х гг. устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты СПС-151, СПС-152, СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций комплекта «Сирень» размещались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо кормовой турели ДК-7. Передающие антенны располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приёмные — в районе первого шпангоута фюзеляжа в носовой части.

Опыт применения самолётов Ту-16П показал, что при плотном построении боевых порядков средств ПВО противника и собственных, что было характерно для европейского ТВД, а также для ТВД ближневосточных военных конфликтов, применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих собственных. Поэтому потребовалось доукомплектовать систему дополнительной аппаратурой, способной вьщавать мощный поток энергии подавляющего сигнала с узкой диаграммой направленности луча. На основании разработки, проведённой в весьма сжатые сроки, начиная с 1972 г 10 Ту-16П с «букетами» (станциями СПС-22Н и СПС-44Н) модернизировали под аппаратуру «Фикус» («заказ 2231»), которая значительно повысила возможности системы подавления. Внешне модернизированные Ту-16П с «фикусами» отличались обтекателем фюзеляжной антенной системы, сдвинутой на бок, по типу антенн РЛБО. В этот же период на самолётах внедрялась новая аппаратура системы подавления «Клюква», по своим параметрам значительно превосходившая применявшуюся ранее. На некоторых машинах ставились помеховые станции СПС-4М «Модуляция» («заказ 2615»).

Следует отметить, что общее количество модификаций Ту-16П, различавшихся множеством комбинаций и типов помеховой аппаратуры, установить крайне тяжело. Например, 226-й отдельный авиационный полк РЭП, базировавшийся под Полтавой, имел в своём составе порядка 30 машин, каждая из которых отличалась от других по комплектации. В 1950-е и в 1960-е гг на самолёты Ту-16П в порядке эксперимента ставили групповую помеховую станцию «Силикат» и серийные станции СПС-5 и СПС-100; в эксплуатации машин с такой аппаратурой не было. Появление на вооружении вероятных противников ракет с тепловыми головками самонаведения, а также опыт локальных послевоенных конфликтов заставили установить на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, аппаратуру инфракрасных помех АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в крыльевых обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики Ту-16П
Экипаж, чел 9
Размах крыльев, м 33.00
Длина, м 35.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
— пустого самолета 37200
— нормальная взлетная 72000
— максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 780
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3100
Практический потолок, м 12200

Постановщики помех

Для групповой защиты летящих в строю ударных машин от вражеских РЛС на Ту-16 устанавливались станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2. Такие самолеты получили обозначение Ту-16 СПС. Эти станции обладали сравнительно невысокими характеристиками – недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Кроме того, для их применения требовался еще один член экипажа – оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС.

Дальний разведчик советского ВМФ – Ту-16РМ Badger D. Badger D – самолет наиболее часто применявшийся советским флотом для выполнения разведывательных задач, во время патрулирования обычно работал вместе с другими вариантами Ту-16.

Основной отличительной чертой Ту-16РМ Badger D – морского разведчика/ самолета радиоэлектронной борьбы были три радиопрозрачных обтекателя ни брюхе фюзеляжи. Ножевая антенна прямо перед первым обтекателем – связная.

Ту-16РМ Badger D построенные путем переоборудования ракетоносцев Badger С сохраняли соответствующую носовую часть. Однако передний подфюзеляжный обтекатель на Badger D был больше чем на Badger С.

Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП». Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Ми-17 (СССР)

На то время «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом его створки и бомбардировочное вооружение демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один – типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа – управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г., системой «Букет» был оснащен 91 самолет.

Параллельно с созданием постановщика активных помех Ту-16СПС в ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Елка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой – три, на правой – четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Елка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось. В общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Елка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16П, становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

F/A – 18 корпуса морской пехоты следит с близкого расстояния за Ту-16Р Badger Е. Ту-16Р был одним из наиболее часто встречающихся самолетов советской морской авиации и период проведения учений военно-морскими силами США и НАТО.

F-4 Фантом II, британских ВВС, вооруженный подвесным контейнером с пушкой Вулкан, сопровождает Ту-16Р над Северным морем. Задние пушки Ту-16 подняты в крайнее верхнее положение, в знак мирных намерений.

Самолет РЭБ Ту-16П.

Самолет РЭБ Ту-16П «Букет» (изделие НП).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.

Во второй половине 1950-х годов в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему «Букет» входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете — СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс «Н» означал, что станция предназначена для изделия «Н»). Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП» (иногда — Ту-16П «Букет» или Ту-16 «Букет»). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.

Для своего времени «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один — типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа — управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Embraer KC-390 (Бразилия)

Начиная с 1962 года, системой «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 — СПС-ЗЗН, 28 — СПС-44Н и 20 — СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16Е «Ёлка», а также некоторые другие модификации самолета.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому «Букет» в 1972 году пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой «Фикус». Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами № 34 и № 45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П № 1882409 и № 1883117. На одну из серийных куйбышевских машин (№ 1882106) планировали установить опытную аппаратуру «Силикат», комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 года.

Несколько позднее вместо «Силиката» на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех «Фонарь», однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 1960-х годов серийный Ту-16П № 5202907 оборудовали станцией СПС-100 «Резеда-АК». С самолета сняли прицел «Аргон» и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 «Сирена-3». В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 года, некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 «Кактус», блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.

В течение 1970-1980 годов оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций»Сирень» располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные — в районе первого шпангоута фюзеляжа.

21 июля 1959 года вышло Постановление Совмина № 832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса «воздух-воздух» К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 «Автострада-1». После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П № 8204130 до начала 1964 года и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 году развернулось создание новой противорадиолокационной системы «Пилон», включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией «Букет» и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 года небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.

Модификация: Ту-16П
Размах крыльев, м: 33,00
Длина, м: 35,20
Высота, м: 10,40
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37200
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч: 1050
Крейсерская скорость, км/ч: 780
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3100
Практический потолок, м: 12200
Экипаж, чел: 9.

Ту-16П на стоянке.

Ту-16П на стоянке.

Этот Ту-16П «Букет» в 184-м авиаполку РЭБ получил собственное имя «Нина» в честь официантки офицерской столовой.

Взлет самолета Ту-16П.

Ту-16П в полете.

Ту-16П. Рисунок.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-16П».
Фотоархив сайта russianplanes.net

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector