0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочный самолёт Fairey Gannet AS.4 (Великобритания)

Противолодочный самолёт Fairey Gannet AS.4 (Великобритания)

Ещё в конце 1945 г. руководство «Royal Navy» (британских королевских ВМС), видя, что «Эвенджеры» не вполне отвечают задачам ПЛО, разработало спецификацию (техническое задание) GR.17/45 на разведывательный и противолодочный самолёт авианосного базирования. Спецификацию направили трём известным самолётостроительным фирмам: «Blackburn Aircraft», «Fairey» и «Short» — традиционным поставщикам авиатехники для флота. Перспективная разработка получила кодовое наименование «Type Q». Одним из главных требований спецификации было применение на новой машине турбовинтового двигателя Armstrong-Siddeley «Mamba» ASM.I. Этот двигатель мог работать не только на обычном авиакеросине, но и на тяжелом дизельном топливе для корабельных силовых установок, что считалось особенно ценным для палубного самолёта.

Проектирование и постройка прототипов шли в режиме мирного времени, то есть без спешки. Первой справилась с заданием фирма «Fairey». 19 сентября 1949 года опытный образец её самолёта впервые поднялся в воздух под управлением лётчика-испытателя кэптена Слэйда. Позднее взлетел прототип, разработанный фирмой «Blackburn», и только в 1953 году впервые оторвалась от земли машина фирмы «Short». К тому времени изделие «Fairey», получившее по британской традиции «боевое имя» «Gannet» (птица из семейства пеликанов), уже было запущено в серию. Машина «Blackburn» (кстати, внешне удивительно похожая на «Gannet») так и осталась в прототипе. Самолёт «Шорта», названный «Seamew» (Seamew — чайка), — довольно неказистый двухместный среднеплан с неубирающимся шасси и лётными данными на уровне середины тридцатых, — поначалу заинтересовал британское Адмиралтейство своей простотой, технологичностью и дешевизной. В 1956 году даже вышло распоряжение о принятии на вооружение и серийном выпуске этого «летающего анахронизма». Но в том же году заказ аннулировали.

Наиболее удачно сложилась судьба Fairey Gannet. Первый прототип с серийным номером VR546 был успешно облетан над аэродромом Олдермэйстон, а 19 мая 1950 г, он впервые совершил посадку на палубе авианосца «Илластрис». Ровно через месяц начались испытания второго прототипа VR557. Затем обе машины прошли квалификационные испытания на военно-воздушном полигоне в Боскомб Дауне. Наконец, в 1952 году состоялся заключительный тур испытаний на авианосце «Игл». В ходе этих полётов в конструкцию машин вносились некоторые изменения, направленные на повышение устойчивости и управляемости. В частности, на консолях крыла появились аэродинамические гребни, а затем вместо них на стабилизаторе установили три небольших дополнительных киля треугольной формы.

Тем временем руководство «Royal Navy» внесло серьезные коррективы в спецификацию GR.17/45. Согласно первоначальной редакции проектируемый самолёт должен был иметь экипаж из двух человек — пилота и штурмана-радиста-оператора РЛС. Но позднее в Адмиралтействе решили, что нагрузка на второго члена экипажа явно чрезмерна. В результате вышло распоряжение ввести в состав команды ещё одного человека. Так Fairey Gannet стал трёхместным. Инженеры фирмы «Шорт» довольно легко и быстро сумели разместить третьего члена команды в объемном фюзеляже Fairey Gannet. Его кабину расположили над задней частью бомбоотсека и выхлопными соплами двигателей.

Третий, трехместный прототип Fairey Gannet № WE488 был готов к полетам уже в 1952 году. Он и стал образцом для серии. Руководство флота заказало 172 экземпляра самолёта Fairey Gannet AS.1. Первый из них поднялся в воздух 9 июня 1953 г. под управлением известного лётчика-испытателя, обладателя нескольких рекордов скорости Петера Твисса. А через шесть дней самолёт был впервые продемонстрирован широкой общественности на военно-воздушном параде в честь коронации королевы Англии Елизаветы II. Морские лётчики высоко оценили Fairey Gannet. Надежный и лёгкий в управлении (что немаловажно для самолёта, которому приходится патрулировать над морем по 5-6 часов), он в отличие от более ранних машин своего класса, мог не только обнаружить противника, но и весьма эффективно с ним разделаться. Вооружение, состоящее из трёх 115-килограммовых глубинных бомб или двух торпед в бомбоотсеке и от 16 до 24 НАР калибра 76 мм под крылом, представляло серьезную угрозу для тогдашних субмарин.

Серийный выпуск Fairey Gannet был развернут на заводах фирмы «Фэйри» в Хэйсе и Стокпорте. Оттуда «пеликаны» поступали в боевые эскадрильи Королевских ВМС. Первой из них в январе 1955-го новые машины получила 826-я эскадрилья, базирующаяся на авианосце «Игл». Всего же Fairey Gannet в разное время состояли на вооружении 17 британских авиаэскадрилий, действовавших с авианосцев «Игл», «Арк Ройял», «Центаур», «Альбион» и «Булварк», а также — с наземных авиабаз.

Одновременно с началом серийного выпуска встал вопрос о создании учебной модификации для подготовки пилотов Fairey Gannet. Уже в 1954 году такая модификация, получившая обозначение Fairey Gannet T.2, была создана. Внешне она почти ничем не отличалась от боевой, только во второй кабине вместо штурмана-наблюдателя сидел лётчик-инструктор, снабженный дублирующим комплектом приборов и органов управления. Обзор вперед у него был практически нулевой. Чтобы хоть как-то исправить этот недостаток, перед сдвижной частью фонаря установили перископ. В общем счете построено 38 учебных «Гэнитов», из них четыре — на экспорт.

13 апреля 1956 года, вопреки всем суевериям, успешно взлетел и благополучно приземлился Fairey Gannet AS.4 — первый представитель новой модификации «Fairey Gannet» с увеличенным запасом топлива. В том же году самолёт был запущен в серию и одновременно прекращен выпуск Fairey Gannet AS.1. До конца 50-х годов «Ройял Нэйви» получили 81 Fairey Gannet AS.4 и пять экземпляров его учебной версии, обозначенной Fairey Gannet T.5. Благодаря этим машинам английские ВМС смогли не только окончательно избавиться от безнадежно устаревших «Эвенджеров» и «Файрфлаев», но и заменить некоторые Fairey Gannet AS.1, успевшие за годы эксплуатации выработать ресурс.

Читать еще:  Транспортно-десантный вертолёт SA-330 "Puma" (Франция)

В 1961 году несколько Fairey Gannet AS.4, ранее служивших в 831-й эскадрилье, были переоборудованы в самолеты РЭБ и получили новое обозначение Fairey Gannet ECM.6. Ещё пять самолётов переделали в грузопассажирские для быстрой доставки на авианосцы «особо важных персон» и спецпочты. С этих машин демонтировали радар, разместив на его месте грузовой отсек, а заднюю кабину слегка удлинили, сделав двухместной и установив в ней два комфортабельных пассажирских кресла. Модификация получила обозначение Fairey Gannet COD.4. В 1957 году начались работы по переоборудованию Fairey Gannet в самолёт ДРЛО (в англоязычном сокращении — АВАКС).

Работы потребовали коренной переделки всей конструкции машины и прежде всего — фюзеляжа. Вместо небольшого противолодочного радара с выдвижной антенной, под брюхом «Пеликана» появился здоровенный каплевидный «нарост», под которым размещалась антенна мощной радиолокационной станции AN/APS-20E с дальностью обнаружения воздушных целей 260 км, а морских — 230 км. В связи с этим потребовалось удлинить стойки шасси, а для сохранения продольной устойчивости — увеличить площадь вертикального оперения. Вместо штурмана-наблюдателя в состав экипажа ввели радиоинженера-оператора БРЭО, разместив его в общей задней кабине с оператором БРЛС. Прозрачный фонарь кабины убрали, а в бортах фюзеляжа прорезали две дверки с выпуклыми окошками-блистерами. Мощность силовой установки была повышена, а площадь носового воздухозаборника — увеличена. Сопла выхлопных труб перенесли к передней кромке крыла. Таким образом появился во многом новый самолёт, сохранивший тем не менее, прежнее имя.

Первый полет прототипа новой машины, получившей кодовое обозначение Fairey Gannet AEW.3, состоялся 20 августа 1958 года. Через месяц самолёт представили на авиасалоне в Фарнборо. В октябре-ноябре он без каких-либо проблем прошел испытания на авианосце «Центаур», а уже 2 декабря из ворот сборочного цеха завода в Хэйсе выкатили первый серийный экземпляр. В 1958-60 годах построено 44 серийных Fairey Gannet AEW.3, прозванных «мини-АВАКСами». Все они поступили на вооружение 849-й эскадрильи, находившейся в непосредственном подчинении главного штаба военно-морской авиации. Отдельные звенья этой эскадрильи, насчитывающие по четыре машины, были распределены по авианосцам и некоторым береговым авиабазам (преимущественно в отдаленных уголках планеты, где было нецелесообразно содержать крупные многомоторные АВАКСы).

Финал «служебной карьеры» противолодочных Fairey Gannet наступил по современным меркам довольно быстро. Когда «пеликаны» еще только осваивались лётным составом, в США и СССР были спущены на воду первые атомные подводные ракетоносцы, способные наносить удары из глубины и месяцами не всплывать на поверхность. Против них поисковое оборудование Fairey Gannet, рассчитанное на обнаружение дизель-электрических субмарин, оказалось бессильно. Fairey Gannet AEW.3 прослужили гораздо дольше. Еще в 1978 году на палубе авианосца «Арк Ройял» базировалась четверка Fairey Gannet AEW.3 в полной боевой готовности. Но к началу восьмидесятых списали и их (кстати, в дни фолклендской войны англичане очень об этом пожалели). Самолёт Fairey Gannet, как и другие его современники аналогичного класса, не может похвастаться богатой боевой биографией. За все годы службы этим машинам не довелось участвовать ни в одном вооруженном конфликте. До наших дней в музеях и частных коллекциях сохранилось около 25 Fairey Gannet разных модификаций, из которых по крайней мере два находятся в лётном состоянии.

Самолёт Fairey Gannet — трехместный цельнометаллический среднеплан с убирающимся трехстоечным шасси и турбовинтовым двигателем. Экипаж состоит из пилота, штурмана-наблюдателя и радиста-оператора РЛС. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой дюралевой обшивкой. В передней части Самолёт Fairey Gannet AS.1 расположен ТВД Armstrong-Siddeley «Double Mamba» ASMD.3, представляющий собой спарку из двух двигателей «Mamba» ASM.1, работающих через общий редуктор на соосные винты диаметром 3,35 м. Мощность силовой установки — 3035 э.л.с. Fairey Gannet AS.4 оснащен двигателем «Double Mamba» ASMD.7. Особенностью этого агрегата стала возможность при необходимости отключать один из двигателей. Мощности одной «Mamba» хватало для продолжения горизонтального полета.

В центральной части фюзеляжа расположены топливные баки и бомбовый отсек, а в хвостовой — выдвижная радиолокационная установка в пластмассовом корпусе с механическим приводом. Крыло состоит из центроплана и складывающихся консолей с двумя линиями складывания. Привод складывания — гидравлический. Двойное складывание применено с целью уменьшения не только размаха, но и высоты самолёта на стоянке. Благодаря этому Fairey Gannet мог помещаться в межпалубном пространстве британских авианосцев старой постройки, рассчитанных на более мелкие самолёты. В сложенном положении обе половины крыла принимают форму буквы Z. Угол поперечного V центроплана отрицательный, а консолей — положительный. Это, наряду с применением соосных винтов, позволило уменьшить высоту стоек шасси. Кроме того, при вынужденной посадке на воду наиболее низко расположенные участки крыла могли играть роль боковых поплавков. Оперение трехкилевое. Стабилизатор с двумя дополнительными килями крепится к основанию главного киля. Рули с роговой аэродинамической компенсацией снабжены триммерами.

Поисковое оборудование состоит из радара «Ферранти» ASV и 10 радиогидроакустических буев. Вооружение состоит из трёх 115-килограммовых глубинных бомб или двух торпед в бомбоотсеке и от 16 до 24 НАР калибра 76 мм под крылом, представляло серьезную угрозу для тогдашних субмарин.

Читать еще:  Самолет радиотехнической разведки Ил-20М (СССР)

Тактико-технические характеристики Gannet AS.4
Размах крыла, м 16.60
Длина самолета,м 13.40
Высота самолета,м 4.20
Площадь крыла,м2 45.50
Масса, кг
— пустого самолета 6382
— максимальная взлетная 10210
Тип двигателя 1 ПД Bristol-Siddeley Double Mamba 101
Мощность, л.с. 3035
Максимальная скорость, км/ч 499
Крейсерская скорость, км/ч 481
Практическая дальность, км 1518
Боевой радиус действия, км 650
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 3
Вооружение: Боевая нагрузка — 1300 кг
Торпеды, глубинные бомбы, акустические буи в бомбоотсеке (до 907 кг) и ПУ НУР под крылом

Fairey Gannet. Фото. Характеристики.

Великобритания

Тип: однодвигательный противолодочный самолет, самолет радиоэлектронного противодействия и самолет общего назначения

Экипаж: три человека, расположенных друг за другом

Разработанный для выполнения перспективных Технических требований ВМС GR.17/45, выданных в октябре 1945 года, «Ганнет» (Gannet — баклан) успешно объединил ударную и противолодочную роли в одном самолете, построенном не только для эксплуатации с палуб малых авианосцев, но и использующем корабельное дизельное топливо. Уникальный турбовинтовой двигатель самолета «Ганнет» стал ключом к успеху его эксплуатации: он отличался соосными независимыми винтами. Причем один из них мог быть выключен для уменьшения расхода топлива и увеличения дальности или времени патрулирования: оба этих фактора жизненно важны для морского ударного противолодочного самолета. Было построено 256 самолетов модификаций AS 1/4.

Первые экземпляры стали поступать на флот в январе 1955 года, через десятилетие после выпуска Технических требований GR.17/45. Вслед за боевыми самолетами последовали учебно-тренировочные модификации Т 2/Т 5 (всего 46 экземпляров). Оба варианта, противолодочный и учебнотренировочный, были проданы ВМС Австралии, Западной Германии и Индонезии. Ряд самолетов модификации AS 4 позже, в 1960-х годах, был модернизирован в вариант AS 6/7. В то же самое время пять самолетов были переоборудованы в транспортные самолеты для доставки грузов на палубу авианосцев (Carrier On-board Delivery — COD).

’Наконец, в результате кардинального пересмотра задач для Королевских ВМС в 1958-1961 годах были сделаны 44 новых самолета AEW 3, оснащенных огромным обтекателем под фюзеляжем для размещения антенны обзорной РЛС APS-20. AEW 3 стали последними самолетами «Ганнет», снятыми с вооружения в 1978 году.

Основные данные

Размеры: для модификации AS 1

  • Длина: 13,1 м
  • Размах крыла: 16,5 м
  • Высота: 4,16 м

Вес:

  • Пустого: 6382 кг
  • Максимальный взлетный: 10 208 кг

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 500 км/ч
  • Дальность полета: 1066 км с полным вооружением

Силовая установка: «Дабл Мамба» (Double Mamba) 100 компании «Амстронг Сиддли» (Armstrong Siddeley)

Мощность: 2950 л. с. (2199 кВт)

Дата первого полета:

Сохранившиеся годными к полетам модификации: AS 1 (Т 2/Т 5) и AEW 3

Fairey Баклан — Fairey Gannet

Ганнет первоначально была разработана для удовлетворения двойной роли ФАУ по борьбе с подводными лодками и ударом требования. Позднее он был адаптирован для работы в качестве электронных контрмер и несущей на борту поставки самолетов. Ганнет AEW.3 был вариант самолета , разработанного в качестве носителя на основе бортового раннего предупреждения платформы.

содержание

развитие

Ганнет был построен в ответ на 1945 Адмиралтейство требование GR.17 / 45, для которых прототипы от Fairey ( тип Q или Fairey 17 , после того, как требование) и Blackburn Самолеты (The Blackburn B-54 / В-88 ) были построены.

После рассмотрения и дисконтирования Rolls-Royce , Tweed турбовинтового, Фейри выбран двигатель , основанный на Armstrong Siddeley Mamba турбовинтовой: чем Двойная Mamba (или «Твин Мамба»), два мамбы установлены бок о боке и соединены через общий редуктор к коаксиальному противоположного вращения гребных винтов. Мощность передается от каждого двигателя с помощью вала кручения , которая занималась через серию солнца, планеты, планетарное и цилиндрический зубчатые колеса , чтобы дать подходящий коэффициент уменьшения и поворот правильного пропеллерного вала.

ASMD.1 двигатель (2950 л.с. / 2200 кВт) был использован в Gannet AS.1; ASMD.3 (3145 л.с. / 2345 кВт) в AS.4; и ASMD.4 (3875 л.с. / 2889 кВт) в варианте AEW.3. Двигатель Double Mamba может работать с одним Mamba перестал экономить топливо и продлить выносливость для крейсерского полета. В противопоказаниях вращающихся пропеллеров означает , что , когда только половина двойной Mamba бегала там не было никаких проблем тяги асимметрии. В выхлопах Mamba были расположены на каждой стороне фюзеляжа , в корне крыла задней кромки . Газотурбинный двигатель может работать на керосине , «широкий разрез» турбина топливо или дизельное топливо , что позволяет Адмиралтейству устранить опасные высокооктановые Бензины , необходимые для работы самолета с поршневым двигателем от носителей.

В 1958 году Баклан был выбран , чтобы заменить Douglas Skyraider в AEW роли. Для того , чтобы учесть необходимые системы, то Ганнет претерпела значительную модернизацию , что видела новую версию Double Mamba установлены, нового обтекатель , установленного под воздушным судном, tailfin увеличился в области, ходовая часть удлинена и оружие лаврового удалено. В общей сложности 44 самолетов (плюс одного прототипа) версии AEW.3 были произведены.

дизайн

Пилот сидел далеко вперед, присвоении хороший вид на нос для операций несущих, и сидел над двигателем Дважды минуты, непосредственно позади коробки передач и пропеллеров. Второй член экипажа, антенна наблюдатель , сидел под навесом отдельного непосредственно позади пилота. После того, как прототип, второй наблюдатель был включен в его собственной кабине над крылом задней кромкой. Это добавление нарушается поток воздуха через горизонтальный стабилизатор , требующих малых плавничков с обеих сторон. Баклан был большой залив внутреннего оружия в фюзеляже и выдвигающийся обтекатель под задней частью фюзеляжа.

Читать еще:  Военно-транспортный вертолёт SA.321 Super Frelon (Франция)

В Ганнете в крыле сложено в двух местах , чтобы сформировать отличительный Z-образную форму на каждой стороне. Первый раз был вверх, около трети размаха крыла , где внутренны ксеноморфного (вниз развертки) изменен на подвесном диэдр (вверх развертка) крыла (описанное в виде перевернутом крыла чайков ). Второе крыло было раз вниз, примерно две трети размаха крыла. Длина носовым амортизатора вызвала Ганнета иметь отличительные нос высоких отношений, общую характеристику самолета — носитель.

В службе FAA, то Ганнеты обычно носили стандартную схему камуфляжа с небом (утка яйцом синим) нижних и борта фюзеляжа, с дополнительным Темным Морем Серых верхних поверхностями фюзеляжа демаркационной линией, идущей от носа позади пропеллер блесны по прямой линии чтобы затем кривой и присоединиться к линии киля. Кодовые номера, как правило, написаны на стороне фюзеляжа впереди крыла; рондо и серийные отметины были позади крыла. В T.2 и T.5 тренеры были закончены в серебре в целом, с желтым «тренер группы» на задней части фюзеляжа и крыльев.

Эксплуатационная история

Прототип совершил первый полет 19 сентября 1949 года и сделал первую палубную посадку на турбовинтовых самолетах, на HMS Прославленного 19 июня 1950 года летчик — лейтенант Г. Callingham. После дальнейшего изменения эксплуатационных требований, с добавлением радара и дополнительным членом экипажа, тип вошел в производство в 1953 году и начальные поставки были сделаны из варианта назначенного AS.1 на RNAS Форде в апреле 1954 года Тренер вариант ( Т. 2 ) WN365 первый полет в августе 1954 года первый операционный Ганнет эскадра гп ( в 826 NAS ) был приступил к HMS Eagle . Первоначальный заказ был на 100 самолетов AS.1. В общей сложности 348 бакланов были построены, из которых 44 были переработано AEW.3. (Первоначально он был предназначен , чтобы быть такой же базовой конфигурации с гуппи обтекателя заменяющего залив бомбы и выдвижная обтекатель. Спецификация была изменена, перемещая позиции членов команды, чтобы быть похожим на тех , кто в Skyraider что потребовало полную модернизацию фюзеляжа и крыла центра раздел.) Производство разделили между заводами FAIREY по адресу Hayes, Middlesex и Хитон Chapel , стокпорт / Манчестер (Ringway) аэропорт .

К середине 1960-х годов, в AS.1s и AS.4s были заменены HAS.7 Westland Whirlwind вертолетов. Бакланов продолжал как электронные контрмеры самолетов: ECM.6 . Некоторые AS.4s были преобразованы в COD.4 s для перевозчика на борту поставки -The антенный снабжение почты и легких грузов на флот.

Индонезия приобрела ряд AS.4 и T.5s (перерегистрацию по образцу RN AS.1s и T.2s) в 1959 г. Некоторые бакланов позже были приобретены различными другими странами.

Западная Германия купила 15 Ганнет AS.4s и один T.5 в 1958 году они действовали в качестве противолодочной эскадрильи Marinefliegergeschwader 2 (второй Naval Fighter Wing) из Jagel и Зильт . В 1963 эскадрон был переведен на MFG 3 при Нордхольц Военно — морской авиабазе до тех пор , пока олуши были заменены Breguet Br.1150 Атлантике в 1966 году.

Несчастные случаи и казусы

  • 21 ноября 1958 — Fairey Ганнет AS.1, WN345, перенес посадку на фюзеляж во время тестовой программы, вызванной частично отведенным носовым. Пилот безуспешно пытался зубчатое развернуть. Он приземлился передаточное вверх на пенной покрытой взлетно — посадочной полосы RAF Bitteswell , страдает минимальный ущерб. После ремонта Ганнеты вернулись в воздухе в течение нескольких недель.
  • 29 июля 1959 — Королевский флот Fairey Ганнет AS.4, XA465, не может опустить шасси, сделал питания на палубе брюхо посадки в отбойник на HMS Centaur . Экипаж не пострадал , но фюзеляж был списан, спасенных в Сингапуре, но в конечном итоге на пожарной свалке Сингапура военно — морской базы .
  • 23 января 1964 — Королевский флот Fairey Ганнет ECM.6 XG832 страдал двойной отказ двигателя , вызванного люминофор бронзовой втулкой на промежуточной шестерни первичного привода аксессуара порта двигателя не удается. Мелкие частицы металла от шестерни были увлечены общей масляной системой из двух двигателей, в результате чего оба должны быть уничтожены. Все три экипажа выпрыгнул вблизи St Austell и выжил.
  • 12 мая 1966 — Германский флот AS.4 UA-115 разбился вскоре после взлета из Kaufbeuren, погибли все трое членов экипажа. Аварии был признан результат ошибки пилота.

Осваивать вопросы ограничителей

Испытания системы Жгут удерживающей в Gannet проводились после midflight отказа в связи с высвобождением кабелей связывания. Авария была результат несвязанного отказа двигателя, но основная проблема была отказом механизма быстрого освобождения жгута проводов.

Краткий отчет в кокпите , Q4 1973, касающиеся аварии:

«А Баклан был запущен в ночь с Ark Royal и поднялся до 4000 футов. Вскоре после этого правого двигатель работал вплоть до 60%. Попытки пера и тормозного двигателя, и последующий повторного свет не увенчался успехом, и самолет не удалось сохранить высота. (считается, что наиболее вероятной причиной аварии стало отключение крана связи HP). Оба наблюдателя выпрыгнул на высоте 1800 футов, но когда пилот, лейтенант Кит Джонс, попытался выручить не смог освободиться от «негатив г» ремень. Тем не менее, остальная часть упряжи упал ясно и поэтому пилот был совершен в посадку на воду без каких-либо ограничений от плеча или колен ремней. Это было успешно выполнен, и летный были восстановлены безопасно и невредимые .. ,

Несмотря на то, канав был успешным, самым тревожным фактором аварии, была неспособность пилота, чтобы освободить себя от «Negative г» ремешке . »

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector