18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочный вертолет SH-2 Seasprite (США)

Противолодочный вертолет SH-2 Seasprite (США)

Стандартным противолодочным вертолетом ВМС, базирующимся на авианосцах, стал очень удачный “Си Кинг”, а крейсера и эсминцы в качестве противолодочного средства несли беспилотные радиоуправляемые вертолеты соосной схемы “Джародайн” QH-50. Всего построили 800 таких БПЛА, более 700 из них было потеряно в авариях и катастрофах. Вероятно, это абсолютный рекорд в истории техники! В общем, крейсера и эсминцы остались без противолодочных вертолетов.

Конечно, можно было бы переоборудовать корабли для базирования “Си Кингов”, в конце – концов, канадские и японские эсминцы оснащены именно этими машинами. Но ВМС совсем недавно ухнули кучу долларов на оснащение 150 эсминцев посадочными площадками для QH-50, размеры которого куда меньше, чем габариты “Си Кинга”, и им совсем не хотелось опять заниматься переделкой чуть ли не всего флота. Требовался противолодочный вертолет корабельного базирования, способный эсплуатироваться с посадочных площадок БПЛА.

В 1967 г. было принято решение по разработке такой машины в рамках программы LAMPS I (Light Airborn Multipurpose System). Как следует из названия, вертолет должен был стать многоцелевым, во многом это требование – игра слов. Любой корабельный вертолет (исключение -“Си Кобра”) является многоцелевым, он должен быть и поисково-спасательным, и транспортным, и, желательно, противолодочным. В данной программе акцент был сделан именно на противолодочные функции.

Программа LAMPS предусматривала три этапа:

    создание противолодочного вертолета как временная мера (как и в случае с боевым вертолетом для армии США, в дальнейшем подтвердилось интернациональное правило – нет ничего более постоянного, чем временное);

    глубокая модернизация вертолета LAMPS I;

    разработка принципиально нового вертолета.

    Оснащение нескольких десятков кораблей новыми вертолетами было лакомым куском для “китов” авиационной индустрии США, правда, кроме “Камана”, предложить им было нечего. Морскую машину переделать в сухопутную можно, а вот сухопутную в морскую. Тем не менее, “Белл” предложила два проекта переделки сухопутных вертолетов: “Ирокеза” и “Джэт Рэйнджера”, а “Хьюз” – корабельный вариант ОН-6. Два последних всерьез можно было не принимать, машины слишком малы для размещения противолодочного вооружения и бортовой электроники. Но другие американские фирмы и такого предложить не могли. Так, “Боинг” усиленно проталкивала англо-французский WG. 13 “Линкс”, а “Сикорский” – западногерманский Во. 105. Надо сказать, американцам “квасной” патриотизм присущ не меньше, чем русским, а посему “иностранцев” к конкурсу допустили только для увеличения количества участников.

    Более-менее полноценный задел по легкому противолодочному вертолету корабельного базирования был лишь на фирме “Каман”. В свое время реализовать подобный проект не позволили, с одной стороны, отсутствие заказчиков, а с другой – большая масса бортовой электроники. И вот теперь заказчик появился, а стремительное развитие элементной базы микроэлектроники позволило резко снизить массогабаритные параметры аппаратуры. Настало время стряхнуть пыль со старых чертежей. Подобно фирме “Белл”, “Каман” предложил тоже два проекта. Один представлял собой минимальную переделку UH-2C, другой, “Си Лайт”, – более радикальную модернизацию исходного “Си Спрайта”. Главным требованием моряков было обеспечение компромисса минимальных габаритных размеров с возможностью нести поисковую аппаратуру и вооружение. При разработке “Си Лайта” акцент делался именно на достижении минимальных размеров.

    Итак, среди всего многообразия выбора более-менее реальных конкурентов было трое: “Си Спрайт”, “Си Лайт” и “Ирокез”. Повторялась ситуация с боевым вертолетом для армии. Опять промежуточная, временная машина, опять главные конкуренты “Белл” и “Каман”. Однако картина вырисовывалась прямо противоположная, вертолет-то заказывали ВМС, для которых “родным” был “Си Спрайт”, а не “Ирокез”. В октябре 1970 г. ВМС выбрали в качестве вертолета LAMPS SH-2D “Си Спрайт”. Чарлз Каман взял наконец реванш у фирмы “Белл”.

    По конструкции противолодочный вариант “Си Спрайта” практически ничем не отличался от поисково-спасательного. Двигатели T58-GE-6 заменили на более мощные T58-GE-8. Экипаж SH-2D включал трех человек: двух пилотов и, оператора поисковой аппаратуры. Бортовая электроника -вот ключевое отличие SH-2D от UH-2C. В низу носовой части вертолета появился массивный обтекатель поисковой РЛС кругового обзора.

    Значительно расширилось бортовое оборудование, которое пополнилось навигационной ЭВМ и новой доплеровской РЛС. Поисковая аппаратура включала детектор магнитных аномалий, 15 сбрасываемых радиогидроакустических буев (РГБ), два дымовых маркера и радиопеленгатор сигналов РГБ. На двух внешних узлах подвески вертолет мог нести внешние топливные баки емкостью по 227 л или две самонаводящихся противолодочных торпеды Mk. 46. Две торпеды подвешивались очень редко, поскольку возрастала полетная масса и снижалась продолжительность патрулирования; стандартным стал вариант подвески – одна торпеда и один топливный бак.

    Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle (США)

    Одной из второстепенных задач нового вертолета должна была стать перевозка людей и грузов. В этом случае из грузовой кабины снимали пусковые установки РГБ, и вместо них размещали трех солдат с полным снаряжением или двух раненых на носилках. На внешней подвеске можно было перевозить груз массой до 4000 кг, для чего под днищем фюзеляжа сохранили грузовую лебедку. Для использования в качестве поисково-спасательного в наследство от UH-2 новому “Си Спрайту” осталась спасательная лебедка. С помощью РЛС новый вертолет был способен обнаруживать цели за пределами электронного горизонта корабля базирования и осуществлять наведение управляемых ракет, а также корректировку артиллерийского огня.

    В отличие от “Си Кинга”, “Си Спрайт” не мог действовать в одиночку, поисковое оборудование было попроще. SH-2D работал в комплексной системе оружия “корабль – вертолет”. Мощный гидролокатор эсминца или крейсера обнаруживал субмарину, а “Си Спрайт” с помощью своей аппаратуры устанавливал точные координаты и классифицировал цель и, в случае необходимости, атаковал ее торпедой.

    В результате успешных испытаний на вертолете UH-2C ракет “воздух-воздух” среднего радиуса действия AIM-7 “Спэрроу” ВМС рассматривали возможность оснащения ими противолодочных машин, однако, по различным причинам, дальнейшего продолжения эти работы не получили. Новых противолодочных вертолетов строить не стали, 20 штук SH-2D переоборудовали из UH-2D.

    Первые два противолодочных “Си Спрайта” поступили на вооружение эскадрильи НС-4 в Лэйкхерсте в сентябре 1971 г. В январе 1972 г. их получила и НС-5, базировавшаяся в Империал Бич. Эскадрилья НС-4 была приписана к Атлантическому флоту, НС-5 – к Тихоокеанскому. Впервые на боевое патрулирование SH-2D отправился 7 декабря 1971 г. на борту крейсера “Белкнап”, входившего в состав 6-го средиземноморского флота.

    В марте 1972 г. эскадрильи получили новые обозначения: HSL-30 и HSL-31 соответственно и собственные имена “Лошади Нептуна” и “Архангелы”. Всего было сформировано восемь эскадрилий противолодочных “Си Спрайтов”, в каждую входило 10-12 вертолетов. Вертолеты базировались на крейсерах типа “Тикондирога”, “Белкнап”, “Вирджиния”, “Тракстан”; эсминцах типа “Кидд” и “Спрюэнс”; фрегатах типа “Оливер Хазард Перри”, “Брук”, “Кнокс” и “Гарсиа”, а также на четырех линкорах типа “Айова”.

    В случае мобилизации, по крайней мере 12 патрульных кораблей Береговой охраны были готовы принять на борт по одному SH-2. Вертолеты Атлантического флота имеют на хвостовом оперении кодовые обозначения, начинающиеся с буквы “Н” (НТ, HV, HX, HY), а эскадрильи, входящие в Тихоокеанский флот, – с буквы “Т” (TD, TF, TG, ТН).

    Противолодочный вертолет SH-2 Seasprite (США)

    Противолодочный вертолёт Kaman SH-2 (K-20) Seasprite предназначен для поиска подводных лодок, целеуказания и управления артиллерийским огнем, разведки, перевозки личного состава, эвакуации раненых, управления тактическими операциями. Компания «Kaman» в конце 1957 г., выиграв конкурс, получила контракт на 4 опытных и 12 серийных всепогодных вертолетов общего назначения HU2K-1. Это обозначение позднее сменили на UH-2A, и аппарат получил наименование «Сиспрайт» (seasprite — морской эльф).

    Вертолет оснащен новым несущим винтом с увеличенным ресурсом, двигателями T58-GE-8F мощностью по 1350 л.с. В состав вооружения входят одна-две противолодочные торпеды Mk50, противокорабельные ракеты Sea Scua, AGM-65 Maverick и AGM-119 Penguin.

    Вертолет SH-2 Seasprite состоит на вооружении флота США с 1963 г. Позже он строился во многих вариантах.

    UH-2A — вариант с одним ТВД Дженерал Электрик T58-GE-8B мощностью 932 кВт/1250 л.с. и оборудованием для полетов по приборам (88 машин).

    UH-2B — вариант, аналогичный UH-2A. но оснащенный только для полетов в условиях хорошей видимости (102 машины).

    UH-2C — новое обозначение UH-2A/UH-2B с двумя ТВД T58-GE-8B.

    NUH-2C — один вертолет UH-2C, оснащенный средствами доставки и запуска ракет «Сайдуиндер» и «Спэрроу» III.

    Читать еще:  Поисково-спасательный самолёт Ту-16С (Россия)

    NUH-2D — вертолет NUH-2C, переоборудованный для испытания вертолетов с небольших неавианесущих кораблей.

    HH-2C — поисково-спасательный вариант вертолета UH-2C с турельной установкой «Миниган» и четырехлопастным хвостовым винтом (6 машин).

    HH-2D — аналог НН-2С, но без вооружения и брони (67 машин). Широко применялся во Вьетнаме для поиска и спасения экипажей в боевых условиях.

    SH-2D — противолодочный и оборонительный вариант от противокорабельных ракет (20 машин). Переоборудован из HH-2D.

    YSH-2E — две модификации HH-2D, которые имели усовершенствованную РЛС и оборудование системы LAMPS.

    SH-2F— вариант легкого противолодочного вертолета на базе SH-2D с двумя ГТД по 1350 л.с. (первый полет в 1973 г.).

    Фюзеляж вертолета SH-2F цельнометаллический, типа полумонокок. Нижняя часть сделана водонепроницаемой при аварийной посадке на воду. Обтекатель носовой части состоит из двух створок на шарнирах, складывающихся с обеих сторон фюзеляжа для уменьшения габаритов, требуемых при размещении на авианосце. В кабине экипажа расположены 3 сиденья: для летчика, второго летчика (или офицера по обеспечению тактических операций) и оператора. На пилоне рулевого винта установлен стабилизатор размахом 2,97 м. Предусмотрена возможность транспортировки грузов внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

    Применение на вертолетах SH-2F двух ТВД (установленных с обеих сторон пилона несущего винта и имеющих осевые воздухозаборники) мощностью по 1350 л.с. способствовало дальнейшему улучшению летных характеристик и в конечном счете привело к увеличению максимальной взлетной массы вертолета.

    Топливо размещается в баках общей емкостью 1800 л, включая емкость двух внешних вспомогательных баков 757 л.

    При выполнении задачи по поиску и целеуказанию надводных кораблей на вертолетах вместо торпед размещаются топливные баки, по обнаружению — противокорабельные ракеты и/или платформы для их запуска.

    Экипаж вертолета SH-2F Seasprite состоит из двух летчиков и оператора. На вертолете установлена поисковая радиолокационная станция LN-66HP, пульт управления РЛС, оборудование для обеспечения мер радиоэлектронной поддержки ESM, доплеровская РЛС AN/APN-182, радионавигационная система AN/ARN-52 TACAN, навигационный вычислитель AN/AYK-2, радиостанция УВЧ AN/ARC-159, бортовой магнитометр для обнаружения подводных лодок AN/ASQ-81, приемник и самописец сигналов РГБ.

    В кабине вертолета размещено пусковое устройство для сбрасывания РГБ с 15 пусковыми трубами и 2 пусковых устройства для восьми дымовых шашек Мк.25. На двух узлах подвески грузов, расположенных с каждой стороны кабины, могут размещаться торпеды или топливный бак емкостью 227 л. Вместо пускового устройства для сбрасывания РГБ возможно размещение трех сидений для десантников или двоих носилок. На вертолете имеется спасательная лебедка грузоподъемностью 272 кг и грузовой крюк грузоподъемностью 1814 кг.

    SH-2G Super Seasprite — усовершенствованный противолодочный вертолет с новыми двигателями T700-GE-401 и модернизированным оборудованием, которое включает опускаемую гидроакустическую станцию с бортовым процессором (первый полет в 1990 г., на вооружение принят в 1993 г.). В 1993 году было построено шесть вертолетов SH-2G Super Seasprite, оснащенных двигателями T700-GE-401 мощностью по 1723 л.с., несущим винтом с лопастями из композиционного материала.

    В состав бортового оборудования входят поисковая РЛС кругового обзора LN-66HP, детектор магнитных аномалий AN/ASQ-81(V)2, пятнадцать сбрасываемых радиогидроакустических буев DIFAR и DICASS, восемь дымовых маркеров Mk25, система предупреждения об облучении РЛС противника AN/ALR-66A(V)1. Планировалось доработать до соответствия этому стандарту все ранее выпущенные вертолеты.

    Несущий винт имеет шарнирное крепление лопастей, которые выполнены из алюминиевого сплава и стеклопластика. Лопасти упрощенной системы управления с использованием сервозакрылков. Это позволило уменьшить число деталей в системе управления на 60%, что способствует повышению надежности. Втулка и крепежные детали выполнены из титанового сплава. Лопасти несущего винта могут складываться вручную.

    Шасси вертолета трехстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирающиеся. Хвостовая стойка с гидропневматическим амортизатором сдвинута вперед, свободно ориентируется при рулении и фиксируется при посадке.

    Модификация SH-2F
    Диаметр главного винта, м 13.41
    Диаметр хвостового винта, м 2.48
    Длина,м 12.20
    Высота ,м 4.72
    Масса, кг
    пустого 4100
    максимальная взлетная 6075
    Внутренние топливо, л 1800
    ПТБ, л 2 х 750
    Тип двигателя 2 ГТД General Electric T700-GE-401
    Мощность, кВт 2 х 1285
    Максимальная скорость, км/ч 244
    Крейсерская скорость, км/ч 208
    Практическая дальность, км 626
    Скороподъемность, м/мин 744
    Практический потолок, м 6880
    Статический потолок, м 5500
    Экипаж, чел 3
    Полезная нагрузка: до 6 десантников или 2296 кг груза
    Вооружение: один 7.62-мм пулемет
    Боевая нагрузка – 726 кг на 2 узлах подвески:
    2 торпеды Mk. 44 или Mk. 46 или Mk.50 ALWT, или
    2 ПКР AGM-119B Penguin или Sea Skua
    2 УР AGM-65 Maveric

    Читать еще:  Многоцелевой истребитель Mirage 50 (Франция)

    Вертолёт Kaman SH-2G Super Seasprite. Технические характеристики. Фото.

    Kaman SH-2G Super Seasprite – американский противолодочный вертолёт, разработанный в 1985 году авиастроительной компанией «Kaman Aircraft».

    Kaman SH-2G Super Seasprite фото

    Проектирование вертолёта Kaman SH-2G Super Seasprite началось американскими авиаспециалистами в 1982 году, при этом, в качестве базы было принято решение использовать модель военного вертолёта Kaman SH-2 Seasprite, который ранее себя смог весьма успешно зарекомендовать в качестве воздушного средства борьбы с кораблями и субмаринами противника. Тем не менее, если внешние очертания модели Kaman SH-2G Super Seasprite весьма схожи с базовой версией вертолёта, то лётно-технические характеристики данного воздушного судна в значительной мере изменились, сделав тем самым летательный аппарат более эффективным.

    Если изначально появление модели Kaman SH-2G Super Seasprite предполагало собой, что данный вертолёт сможет заменить собой модель Kaman SH-2 Seasprite, то впоследствии, американские авиаразработчики решили создать исключительно узконаправленный летательный аппарат, использующийся лишь как боевое средство для ведения борьбы с подводными лодками.

    Свой первый тестовый полёт вертолёт Kaman SH-2G Super Seasprite произвёл в 1985 году, однако, фактическое производство этих летательных аппаратов началось несколько позднее – само воздушное судно было официально представлено лишь в 1992 году, однако, даже несмотря на тот факт, что с момента проектирования прошло более 30 лет, вертолёт по прежнему продолжает активно эксплуатироваться.

    Фото Kaman SH-2G Super Seasprite

    Экипаж вертолёта Kaman SH-2G Super Seasprite состоит из трёх членов экипажа, включая одного пилота и двух вспомогательных членов экипажа, обеспечивающих своевременное обнаружение и атаку подводных лодок и субмарин противника. Несмотря на тот факт, что летательный аппарат является достаточно большим, перевозка на его борту грузов и пассажиров (военнослужащих), не представляется возможной.

    Вооружение вертолёта Kaman SH-2G Super Seasprite состоит из:

    • Комплекта ракет для борьбы с кораблями противника;
    • Комплекта торпед для борьбы с субмаринами.

    На сегодняшний день, модель Kaman SH-2G Super Seasprite находится на вооружении таких стран как Польша, Перу, Новая Зеландия, Египет.

    Силовая установка вертолёта Kaman SH-2G Super Seasprite включает в себя два газотурбинных авиадвигателя марки General Electric T700-GE-401/401C, оба из которых способны развивать суммарную тягу в 3446 л.с., что в свою очередь позволяет вертолёту перемещаться на дистанциях до 1 тысячи километров при крейсерской скорости в 220 кмч.

    Вертолёт Kaman SH-2G Super Seasprite

    В производстве, продолжавшемся в период в 1985 по 1995 года, вертолёты модели Kaman SH-2G Super Seasprite находились в следующих вариантах:

    • Kaman YSH-2G Seasprite – прототип вертолёта, созданный на базе модели Kaman SH-2 Seasprite;
    • Kaman SH-2G Super Seasprite – базовый производственный вариант воздушного судна;
    • Kaman SH-2GA Super Seasprite – экспортный вариант вертолёта, разработанный по заказу ВМС Австралии;
    • Kaman SH-2GE Super Seasprite – экспортная версия, созданная по заказу ВМС Египта;
    • Kaman SH-2GM Super Seasprite – проектный экспортный вариант для ВМС Малайзии;
    • Kaman SH-2GNZ Super Seasprite – экспортный вариант, спроектированный по заказу Новой Зеландии, часть которого была также поставлена в Перу;
    • Kaman SH-2GI Super Seasprite – улучшенный аналог версии Kaman SH-2GNZ Super Seasprite.

    Технические характеристики Kaman SH-2G Super Seasprite.

    • Экипаж: 3 человека;
    • Вместимость: отсутствует;
    • Длина вертолёта: 15,9 м.;
    • Высота вертолёта: 4,5 м.;
    • Диаметр несущего винта: 13,4 м.;
    • Масса пустого вертолёта: 4170 кг.;
    • Максимальный взлётный вес: 6120 кг.;
    • Крейсерская скорость: 220 кмч.;
    • Максимальная скорость полёта: 275 кмч.;
    • Максимальная дальность полёта: 1000 км.;
    • Максимальная высота полёта: 3000 м.;
    • Силовая установка: 2 x General Electric T700-GE-401/401C;
    • Мощность: 2 x 1723 л.с.
    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: