0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разведывательный БПЛА Ту-243 «Рейс-Д» (Россия)

Разведывательный БПЛА Ту-243 «Рейс-Д» (Россия)

В конце 70-х годов, после поступления в войска комплекса «Рейс», встал вопрос о его модернизации с целью повышения его эффективности. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению самолета-разведчика новыми средствами и типами разведывательного оборудования, имевшими более высокие характеристики разрешения, введение систем, дающих возможность вести разведывательные действия в ночных условиях. Были выставлены требования по улучшению летно-тактических данных самолета-разведчика, в частности по дальности полета.

По наземному комплексу требовалось сократить на ТЗМ состав обслуживающего персонала, количество технических средств и упростить процесс эксплуатации.

6 марта 1981 года вышло Постановление Совета Министров СССР N 249-76 о разработке модернизированного комплекса ВР-ЗД «Рейс-Д». Тактико-технические требования к комплексу были утверждены Заказчиком в феврале 1983 года. До 1987 года ОКБ занималось проектированием и постройкой опытных образцов разведывательного БПЛА, получивших по ОКБ шифр самолет «243» (Ту-243).

Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил в июле 1987 года. К настоящему времени опытная партия самолетов Ту-243 прошла государственные испытания и новый комплекс запущен в серийное производство на машиностроительном заводе г. Кумертау, вместо комплекса «Рейс». Работы проведенные в рамках создания нового беспилотного разведывательного комплекса «Рейс-Д» позволили увеличить эффективность комплекса более чем в 2,5 раза. Элементы комплекса неоднократно представлялись на выставках в г. Жуковском (МАКС). Модернизированный комплекс активно предлагается на экспорт. Имеется реальная возможность использования комплекса для решения экологических проблем, а также использование его в системе МЧС при устранении крупных или глобальных экологических или техногенных катастроф, в том числе и радиационного характера.

Конструкция планера БПЛА Ту-243, по сравнению с Ту-143 особых изменений не претерпела. Сохранив в основном общую аэродинамическую компоновку, самолетные системы, силовую установку БПЛА Ту-143, разработчики полностью обновили состав разведывательного оборудования, внедрили новый навигационно-пилотажный комплекс, произвели перекомпоновку размещения оборудования БПЛА, увеличили запас топлива и т.д.

Комплекс «Рейс-Д» предназначен для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, разведки инженерно-технических сооружений, разведки районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов.
Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет вести операции в любое время суток днем и ночью.

В первом варианте комплектации на борту устанавливается панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки «Аист-М» с передачей информации в реальном масштабе времени по радиолинии «Трасса-М».

Во втором варианте комплектации — ПА-402 и система инфракрасной разведки «Зима-М» с передачей информации по «Трассе-М». Помимо передачи на землю по радиолинии, информация записывается на носители, расположенные на борту разведывательного БПЛА Ту-243. Новое более производительное разведывательное оборудование в сочетании с улучшенными характеристиками самолета-носителя позволили довести площадь разведки за один вылет до 2100 кв.км. Как и в случае комплекса «Рейс» на новом комплексе возможно использование аппаратуры радиационной разведки типа «Сигма-Р».

Читать еще:  Многофункциональный истребитель МиГ-35 (Россия)

На БПЛА Ту-243 установлен новый навигационно-пилотажный комплекс НПК-243, выполненный на современной элементной базе, значительно увеличивший тактические возможности БПЛА и всего комплекса в целом. Для облегчения поиска БПЛА Ту-243 после посадки на землю на Нем устанавливается радиомаяк типа «Маркер».

Маршевый двигатель был модернизирован по параметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-117А. Стартовый твердотопливный двигатель БПЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и легкий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14820 кгс.

В состав средств наземного обслуживания, по сравнению с комплексом «Рейс», введены модернизированные мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243, ТЗМ-243, КПК-243, ПОД-ЗД и другие), значительно улучшившие эксплуатационные характеристики комплекса.

Разведывательный БПЛА Ту-243

Разведывательный БПЛА Ту-243 предназначен для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, разведки инженерно-технических сооружений, разведки районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов.
Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет вести операции в любое время суток днем и ночью.
В первом варианте комплектации на борту устанавливается панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки «Аист-М» с передачей информации в реальном масштабе времени по радиолинии «Трасса-М».

Во втором варианте комплектации — ПА-402 и система инфракрасной разведки «Зима-М» с передачей информации по «Трассе-М». Помимо передачи на землю по радиолинии, информация записывается на носители, расположенные на борту разведывательного БПЛА Ту-243. Новое более производительное разведывательное оборудование в сочетании с улучшенными характеристиками самолета-носителя позволили довести площадь разведки за один вылет до 2100 кв.км. Как и в случае комплекса «Рейс» на новом комплексе возможно использование аппаратуры радиационной разведки типа «Сигма-Р».

В конце 70-х годов, после поступления в войска комплекса «Рейс», встал вопрос о его модернизации с целью повышения его эффективности. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению самолета-разведчика новыми средствами и типами разведывательного оборудования, имевшими более высокие характеристики разрешения, введение систем, дающих возможность вести разведывательные действия в ночных условиях. Были выставлены требования по улучшению летно-тактических данных самолета-разведчика, в частности по дальности полета.
По наземному комплексу требовалось сократить на ТЗМ состав обслуживающего персонала, количество технических средств и упростить процесс эксплуатации.

6 марта 1981 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 249-76 о разработке модернизированного комплекса ВР-ЗД «Рейс-Д». Тактико-технические требования к комплексу были утверждены Заказчиком в феврале 1983 года. До 1987 года ОКБ занималось проектированием и постройкой опытных образцов разведывательного БПЛА, получивших по ОКБ шифр самолет «243» (Ту-243).
Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил в июле 1987 года. Опытная партия самолетов Ту-243 успешно прошла государственные испытания и новый комплекс был запущен в серийное производство в 1994 года на машиностроительном заводе «КумАПП» г. Кумертау, на замену комплекса «Рейс». Принят на вооружение в 1999 году.

Читать еще:  Тяжелый бомбардировщик Ту-95К-22 (СССР)

Работы проведенные в рамках создания нового беспилотного разведывательного комплекса «Рейс-Д» позволили увеличить эффективность комплекса более чем в 2,5 раза. Элементы комплекса неоднократно представлялись на выставках в г. Жуковском (МАКС). Модернизированный комплекс активно предлагается на экспорт. Имеется реальная возможность использования комплекса для решения экологических проблем, а также использование его в системе МЧС при устранении крупных или глобальных экологических или техногенных катастроф, в том числе и радиационного характера.

Конструкция беспилотного летательного апарата Ту-243, по сравнению с Ту-143 особых изменений не претерпела. Сохранив в основном общую аэродинамическую компоновку, самолетные системы, силовую установку БПЛА Ту-143, разработчики полностью обновили состав разведывательного оборудования, внедрили новый навигационно-пилотажный комплекс, произвели перекомпоновку размещения оборудования БПЛА, увеличили запас топлива и т.д.
На беспилотном аппарате Ту-243 установлен новый навигационно-пилотажный комплекс НПК-243, выполненный на современной элементной базе, значительно увеличивший тактические возможности БПЛА и всего комплекса в целом. Для облегчения поиска БПЛА Ту-243 после посадки на землю на нем устанавливается радиомаяк типа «Маркер».

Маршевый двигатель был модернизирован по параметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-117А. Стартовый твердотопливный двигатель БПЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и легкий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14820 кгс.
В состав средств наземного обслуживания, по сравнению с комплексом «Рейс», введены модернизированные мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243, ТЗМ-243, КПК-243, ПОД-ЗД и другие), значительно улучшившие эксплуатационные характеристики комплекса.
В 2008 году был организован конкурс на модернизацию Ту-243. Победителем конкурса было признано КБ Туполев.

Летно-технические характеристики Ту-243:
Размах крыла, м: 2,25;
Длина, м: 8,29;
Высота, м: 1,576;
Площадь крыла, м2: 2,90;
Масса, кг: 1400;
Тип двигателя: 1 ТРД ТРЗ-117А;
Тяга, кгс: 1 х 640;
Ускоритель: РДДТ-243ДТ;
Тяга, кгс: 14820;
Крейсерская скорость, км/ч: 850-940;
Практическая дальность действия, км: 360;
Практический потолок, м: 5000;
Минимальная высота полета, м: 50

Разведывательный БПЛА Ту-243 «Рейс-Д» (Россия)

В конце 70-х годов, после поступления в войска разведывательного комплекса Ту-143 «Рейс», военные потребовали провести его дальнейщую модернизацию для повышения эффективности. Перед ОКБ поставили задачу оснастить разведчик новым разведывательным оборудованием с более высоким разрешением, и оснастить ночными разведывательными системами. Выставлялись требования повышения дальности, сокращения обслуживающего персонала и упрощения процесса эксплуатации. В результате 6 марта 1981 г. вышло постановление СМ СССР о разработке модернизированного комплекса ВР-3Д «Рейс-Д» с самолётом-разведчиком «243» (Ту-243).

ОКБ занималось проектированием, постройкой и доводкой опытных образцов Ту-243 «Рейс-Д» до 1987 г. Сохранив общую аэродинамическую компоновку, конструкцию, системы и силовую установку самолёта «143», полностью обновили состав разведоборудования, внедрили новый навигационно-пилотажный комплекс, перекомпоновали оборудование, увеличили запас топлива. Стартовый твердотопливный двигатель заменили новым более мощным и легким, подняли надежность маршевого двигателя (ТРЗ-117А). В результате модернизации удалось поднять дальность полета до 360 км. диапазон высот полета расширился до 50-5000 м, количество повторных пусков увеличилось до десяти. В целом эффективность комплекса Ту-243 «Рейс-Д» по сравнению с исходным увеличилась более чем в 2,5 раза.

Читать еще:  Учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 «Delfin» (Чехословакия)

Как и предыдущий комплекс, Ту-243 «Рейс-Д» предназначался для боевых разведопераций. Он также мог обеспечить разведку районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газовых и нефтепроводов. Разведоборудование в двух вариантах — дневном и ночном, позволяло вести наблюдения в любое время суток. В дневном варианте устанавливался панорамный аэрофотоаппарат и система телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу в реальном масштабе времени. В ночном — панорамный аэрофотоаппарат и система инфракрасной разведки.

На Ту-243 «Рейс-Д» установлен новый навигационно-пилотажный комплекс НПК-243, выполненный на современной элементной базе, значительно увеличивший тактические возможности БПЛА и всего комплекса в целом. Для облегчения поиска БПЛА Ту-243 после посадки на землю на нём устанавливается радиомаяк типа «Маркер». Маршевый двигатель был модернизирован по параметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-117А. Стартовый твердотопливный двигатель БПЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и легкий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14820 кгс. В состав средств наземного обслуживания, по сравнению с комплексом «Рейс», введены модернизированные мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243, ТЗМ-243, КПК-243, ПОД-ЗД и другие), значительно улучшившие эксплуатационные характеристики комплекса.

Предусматривалась установка аппаратуры радиационной разведки. Помимо передачи на землю по радиоканалу, информация записывалась на бортовые магнитные носители. Новое более совершенное разведоборудование в сочетании с улучшенными характеристиками самолёта позволили существенно увеличить площадь разведки за один вылет при одновременном повышении качества получаемой информации. В ходе модернизации обновили и некоторые элементы наземного комплекса, что позволило повысить оперативность выполнения поставленных задач и эксплуатационные характеристики.

Первый полет опытный разведчик Ту-243 «Рейс-Д» совершил в июле 1987 г. К настоящему времени опытная партия самолётов «243» прошла госиспытания и комплекс запустили в серию на заводе в Кумертау. В 1999 г. началась полномасштабная эксплуатация комплекса в войсках, Ту-243 «Рейс-Д» неоднократно экспонировали на авиасалонах МАКС в Жуковском. В настоящее время ОКБ предлагает заказчикам самолёт-мишень, спроектированный на основе беспилотного разведчика «243».

Тактико-технические характеристики Ту-243 «Рейс-Д»
Размах крыла, м 2.25
Длина, м 8.29
Высота, м 1.576
Площадь крыла, м2 2.90
Масса, кг 1400
Тип двигателя 1 ТРД ТРЗ-117А
Тяга, кгс 1 х 640
Ускоритель РДДТ-243ДТ
Тяга, кгс 14820
Крейсерская скорость, км/ч 850-940
Практическая дальность действия, км 360
Практический потолок, м 5000
Минимальная высота полета, м 50

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector