1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолет радиолокационной разведки и целеуказания E-8A (США)

Самолет радиолокационной разведки и целеуказания E-8A (США)

Е-8, разработанный основным подрядчиком «Grumman» (ныне «Northrop Grumman), был очень удачно опробован в 1991 году в операции «Буря в пустыне». Авиационный комплекс представляет собой большой шаг вперед по отслеживанию и управлению боевыми действиями наземных войск с такими же возможностями, какие Е-3 дает для воздушного боя. Основой комплекса Е-8 является планер Boeing Model 707-300. Два прототипа E-8A были оборудованы многорежимной РЛС бокового обзора APY-3.

Антенна РЛС размещена в длинном подфюзеляжном обтекателе типа «каноэ». В кабине оборудовали рабочие места операторов. Линии передачи данных обеспечивают поступление информации для наземных войск почти в режиме реального времени. РЛС распознает и отслеживает положение и перемещение всех наземных средств, а также выполняет другие функции. Она распознает и классифицирует колесные и гусеничные средства передвижения при любых погодных условиях.

Первые два E-8A с объединенной радиолокационной системой обзора, управления и целеуказания J-STARS впервые взлетели 22 декабря 1988 года, а в январе 1991 года оба переведены в Эр-Рияд в Саудовской Аравии для участия в боевых операциях.

Вначале планировалось, что комплекс E-8B будет оснащаться турбовентиляторными двигателями F108, но затем приняли решение создавать комплекс E-8C на основе корпуса модифицированного Model 707 с силовой установкой из 4 ТРД Pratt & Whitney JT3D-3B тягой по 80,05 кН. Первый из требовавшихся 19 E-8C (позднее количество снизили до 13) был поставлен в июне 1996 года, а последний (в конечном итоге поставлено 17 самолетов) — 25 марта 2005 года.

Весной 2008 года «Northrop Grumman» начала замену двигателей на более эффективные турбовентиляторные Pratt & Whitney JT8D-219, одновременно в ВВС США обдумывают, как лучше решать проблему старения парка самолетов на базе планера Model 707.

Система Joint STARS включает в себя самолет Е-8С с многофункциональной РЛС и наземные мобильные станции армии США. Многофункциональная антенна установлена в каноэ-образной 26-метровой гондоле установленной под передней частью фюзеляжа. Диапазон обнаружения целей составляет 200 км. Система из радара с синтезированной апертурой (SAR) и установленным целевым индикатором (FTI) получает изображение с фотографическим качеством или отображает избранные географические области. Радарная система фирмы Norden спроектирована так, чтобы использовать технологию искусственного раскрывания окон обозрения для обеспечения высокой степени разрешения изображения вражеских позиций, рассматриваемых под наклоном на большом удалении, что позволяет самолету находиться при этом в своем воздушном пространстве и далеко от линии фронта.

Самолет радиолокационной разведки и целеуказания E-8A (США)

САМОЛЁТ УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ BOEING E-8 JSTARS (США)
AIRCRAFT CONTROL AND TARGETING BOEING E-8 JSTARS (USA)

29.05.2016

Несмотря на опасения по бюджетным ограничениям все четыре комитета по оборонным делам Конгресса США призывают ВВС США ускорить усилия по обновлению парка самолетов по разведке наземных целей, сообщает «Военный Паритет».
Продолжается задержка по замене устаревающих самолетов E-8 JSTARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System), созданных на платформе авиалайнера Boeing 707-300. Первоначально планировалось, что процесс замены начнется с 2022 года, теперь наиболее оптимистичным является 2024 год.
ВВС проводят исследования по облику перспективного самолета этого класса, которые будут завершены в марте 2017 года. Законодатели обеспокоены тем, что длительный процесс по принятию решения может привести к значительному разрыву в функциональных возможностях ВС США, то есть может возникнуть большая пауза, в течение которого строевые командиры останутся без должного уровня ситуационной осведомленности в управлении боевыми действиями. Дефицит самолетов этого класса к 2025 году может составить 16 единиц.
В настоящее время три группы конкурсантов ведут борьбу по новой программе JSTARS. Компания Northrop Grumman создает самолет на базе бизнес-джета Gulfstream G550, Lockheed Martin кооперируется с канадской компанией Bombardier с использованием платформы бизнес-джета Global 6000, компания Boeing предлагает модернизированный JSTARS на базе коммерческого авиалайнера 737-700. ВВС также подписали контракты с компаниями Northrop и Raytheon по разработке радиолокационного оборудования для перспективного самолета.
Военный Паритет

Читать еще:  Учебно-боевой вертолёт Ми-28УБ (Россия)

22.05.2018

Самолеты боевого управления и целеуказания с радарной системой JSTARS даже в самой новой модификации окажутся бесполезными в случае конфликта с Россией или Китаем, заявила министр ВВС США Хизер Уилсон. Ее слова приводит портал Air Force Times.
«Российские и китайские ракеты класса «земля — воздух» имеют большую дальность, и самолет будет сбит в первый же день конфликта», — отметила чиновник во время выступления в сенате.
Сенаторы вместе с военными обсуждают, стоит ли искать замену программе JSTARS. Одна из альтернатив — разработка новой интегрированной системы боевого управления и целеполагания, в которую будут собираться данные как с пилотируемых, так и с беспилотных самолетов, а также со спутников.
По словам Уилсон, на разработки новой платформы придется дополнительно потратить семь миллиардов долларов. Не исключено, что финансирование будет выделено на обе программы.
РИА Новости

САМОЛЁТ УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ BOEING E-8 JSTARS

Northrop Grumman/Boeing E-8 Joint STARS — боевой самолёт управления и целеуказания, создан на базе пассажирского лайнера Boeing 707-300.
Е-8, разработанный основным подрядчиком «Grumman» (ныне «Northrop Grumman), был очень удачно опробован в 1991 году в операции «Буря в пустыне». Авиационный комплекс представляет собой большой шаг вперед по отслеживанию и управлению боевыми действиями наземных войск с такими же возможностями, какие Е-3 дает для воздушного боя. Основой комплекса Е-8 является планер Boeing Model 707-300. Два прототипа E-8A были оборудованы многорежимной РЛС бокового обзора APY-3.
Антенна РЛС размещена в длинном подфюзеляжном обтекателе типа «каноэ». В кабине оборудовали рабочие места операторов. Линии передачи данных обеспечивают поступление информации для наземных войск почти в режиме реального времени. РЛС распознает и отслеживает положение и перемещение всех наземных средств, а также выполняет другие функции. Она распознает и классифицирует колесные и гусеничные средства передвижения при любых погодных условиях.
Первые два E-8A с объединенной радиолокационной системой обзора, управления и целеуказания J-STARS впервые взлетели 22 декабря 1988 года, а в январе 1991 года оба переведены в Эр-Рияд в Саудовской Аравии для участия в боевых операциях.
Вначале планировалось, что комплекс E-8B будет оснащаться турбовентиляторными двигателями F108, но затем приняли решение создавать комплекс E-8C на основе корпуса модифицированного Model 707 с силовой установкой из 4 ТРД Pratt & Whitney JT3D-3B тягой по 80,05 кН. Первый из требовавшихся 19 E-8C (позднее количество снизили до 13) был поставлен в июне 1996 года, а последний (в конечном итоге поставлено 17 самолетов) – 25 марта 2005 года.
Весной 2008 года «Northrop Grumman» начала замену двигателей на более эффективные турбовентиляторные Pratt & Whitney JT8D-219, одновременно в ВВС США обдумывают, как лучше решать проблему старения парка самолетов на базе планера Model 707.

По информации на 2014 год ВВС США намерены перенести воздушную командную информационно-разведывательную систему JSTARS с самолетов Boeing 707 на новые. Сообщается, что эти четырехдвигательные самолеты, созданные в 1960-х годах, морально и физически устарели. В качестве новых носителей рассматриваются самолеты начиная от бизнес-класса до Boeing 737-300. Использование больших самолетов класса Boeing 767 исключается.
В 2015 году ВВС выделили 70 млн долл для этой программы, к 2022 году должны проявиться новые самолеты системы JSTARS.
В настоящее время самолеты оснащены радаром с синтезированной апертурой длиной 24 фута (7,3 м), способного обнаруживать движущиеся объекты. Считается, что это единственный в ВВС США самолет, который может одновременно выполнять функции командного пункта, контроля, управления, наблюдения и разведки.
ВВС США имеют 16 самолетов JSTARS, из которых 11 находятся в летном состоянии. Экипаж самолета может доходить до 21 человека и больше, включая специалистов навигации и боевых систем, офицеров-разведчиков, техников и пилотов. В свое время эти самолеты были приняты на вооружение для наблюдения за советскими танковыми армадами в Европе, но оказались очень полезными для полетов вдоль Северной Кореи, использовались в Ираке и Афганистане.
В качестве наиболее подходящих платформ рассматриваются двухдвигательные бизнес-джеты Gulfstream G650, Bombardier Global 6000 и пассажирский Boeing 737-300. Считается, что из этих самолетов наибольший внутренний объем для размещения оборудования и персонала предоставит «Боинг-737».
5 марта 2015 года ВВС США сделали заявление, что намерены заменить парк самолетов разведки и управления Northrop Grumman E-8C JSTARS платформами на базе самолетов меньшего размера, желательно бизнес-джетов, для удешевления эксплуатации. Также есть требования, что самолеты должны быть оборудованы бортовыми разведывательно-управляющими системами с высоким уровнем технологий и открытой архитектурой. В конкурсе могут участвовать иностранные производители, такие как Airbus, Dassault и Bombardier, чьи самолеты Global 6000 и Global 7000 вполне могут ответить всем предъявляемым требованиям в качестве платформы.
Предыдущая попытка заменить Е-8С самолетами на основе огромных Boeing 767-400ER был отклонен «из-за чрезмерных затрат». В настоящее время свои предложения представили Boeing с самолетом серии 737, Gulfstream – G650 и Northrop Grumman – Gulfstream G550. Компания Lockheed Martin объединилась с Raytheon и L-3 Communications, но еще не выбрала самолет. Группа ждет объяснений от ВВС, какой же размер платформы они предпочитают.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-12 (СССР)

Масса пустого: 77 564 кг
Максимальная взлётная масса: 152 407 кг
Масса топлива во внутренних баках: 70 307 кг
Длина: 46,61 м
Размах крыла: 44,42 м
Высота: 12,95 м
Силовая установка: 4 × ТРДД Pratt & Whitney TF33-P-102C
Тяга: 4 × 80,1 кН
Максимальная скорость: 0,84М
Практический потолок: 12 800 м
Продолжительность патрулирования: 11 ч.
Экипаж: от 21 человека при стандартном вылете (2 пилота, бортинженер, штурман и 17 операторов JSTARS) до 34 человек при более продолжительных вылетах

РЛС: AN/APY-3 с синтезированной апертурой
• Длина волны: 3-3,75 см (x-band)
• Зона обзора: 120°
• Зона захвата:

50 000 км² в мин.
• Дальность обнаружения: от 50 до 250 км (при патрулировании на высоте от 9150 м до 12200 м)

Ту-214Р значительно превосходит E-8 «Joint STARS»

Американский самолёт дальнего наземного наблюдения и целеуказания E-8C “J-STARS” находится в строю американских ВВС уже 19 лет. До недавних пор ВВС России не располагали подобного типа машинами, полагаясь лишь на самолёты ДРЛОиУ А-50, которые являются узкоспециализированными машинами, способными лишь на уникальное освещение воздушной обстановки, наземные же цели обнаруживаются лишь в виде маркеров, скорость и направление которых можно определить за продолжительное время, необходимое для перемещения объекта.

E-8C «J-STARS» обладает более ограниченными возможностями, чем Ту-214Р

Дело в том, что А-50 и А-50У пока что не имеют синтезированной апертуры антенной решётки и изготавливаются на основе ПФАР с механическим сканированием во вращающемся обтекателе, которая всё же требует обновления информации после каждого поворота антенной решётки. Точность РЛК «Шмель» составляет 2,5 км, что не является лучшим показателем при работе по малоразмерным наземным групповым целям, но возможность обнаружения группы танков, ПУ различных баллистических ракет и ЗРК, надводных кораблей и радиоизлучающих объектов сохранена, причём с частичной классификацией.

Российским ВВС требовался новый самолёт наземного ЦУ, аналогичный или превосходящий по параметрам американский E-8C. Такой самолёт также считается ВКП театра военных действий, который способен полностью отслеживать всё происходящее на водной и земной поверхности.

«Боинг» и «Нортроп» установили на базу своего самолёта «Boeing 707-300» мощную двухстороннюю МРЛС AN/APY-3 бокового обзора, которая способна просматривает территорию на удаление 250 км в сантиметровом Х-диапазоне в зоне 120 градусов, при этом, синтезированная апертура способна получать радиолокационную картинку с фотографическим качеством и точностью расположения всех наземных и морских объектов.

В некоторых случаях отмечается даже форма и силуэт крупных целей, поскольку синтезирование апертуры – это определённое количество радиолокационных «сканов-снимков» земной поверхности, каждый из которых делается по мере пролёта самолётом дистанции, примерно равной длине антенной решётки (и каждый последующий «скан» происходит уже с новой по отношению к цели проекции), получается изображение высочайшего качества, что требует мощных производительностей БЦВМ данной РЛС. Американское изделие показало свои качества в войне в Ираке по обнаружению перемещения ОТРК «Элбрус» («SCUS-B») по территории страны, когда Ирак наносил удары по военным объектам Израиля.

Читать еще:  Вертолет UH-60A Black Hawk (США)

Российская оборонка в это время также на месте не стояла, а готовила свой ответ, который до нынешнего времени оставался в секрете.

Работы по созданию перспективного ВКП и самолёта дальнего целеуказания, который также называется самолётом оптико-радиотехнической разведки (ОРТР) начались ещё 2002 году. Контракт предусматривал создание 2-х опытных экземпляров разведывательной машины, которые должны были оснащаться мощным оптико-электронным комплексом с ИК-каналом, а также перспективным радиотехническим комплексом, включающим активный и пассивный каналы наблюдения. Передача изделий ВВС была сильно затянута, свою лепту внесли экономические обстоятельства, а также несогласованность между звеньями производителей БРЭО для нового самолёта, из-за чего первый полёт состоялся лишь 24 декабря 2009 года.

Запланированная передача разведывательных «Тушек» в состав ВВС планировалась на 2013 и 2014 года, но и по сей день они находятся на стадии испытаний и ждут сроков передачи в ВВС. Между тем, после длительных судебных разбирательств между в/ч 46807 ГРУ Генштаба и производителем ОАО «КАПО им. Горбунова» из-за задержек, продвижка в доводке основных комплексов машины наблюдается достойная. И неудивительно, что есть задержка, ведь основные комплексы самолёта должны быть лучше, чем у заокеанских конкурентов.

Богатейший радиотехнический комплекс МРК-411 на борту Ту-214Р

Вскоре после первых испытательных полётов стала появляться первая информация относительно радиотехнических и оптических систем наблюдения Ту-214Р. Самой главной частью оборудования стал многорежимный и многочастотный радиолокационный комплекс МРК-411, который имеет 2 основные АФАР, установленные в радиопрозрачных «щеках» в носовой части фюзеляжа для бокового обзора, 2 решётки позади центроплана и один антенный комплекс в каплевидном обтекателе в нижней части фюзеляжа (прямо под 2-мя задними антенными решётками). Как видим, -комплекс куда более многорежимный, чем у американского «J-STARS», точные дальностные характеристики системы пока неизвестны, но по заявлениям, сделанным представителем Объединенной приборостроительной корпорации накануне, можно очень многое сказать.

МРК-411 – является многочастотным комплексом, способным получать радиолокационное изображение поверхности и объектов на ней с высочайшей точностью, причём присутствует возможность обнаружения объектов, которые находятся под грунтом, снегом, песками и лесами и т.д. А это говорит о том, что комплекс МРК-411 способен работать в режиме т.н. «подповерхностной радиолокации», который даже сегодня считается достаточно редким и применяется в основном в сферах геофизики и инженерной геологии.

«Подповерхностная радиолокация» является достаточно сложной с технической точки зрения и требует значительных характеристик радиоэлектронных вычислительных средств РЛК, поскольку для проникновения в толщу различных видов грунта необходимы радиосигналы различной частоты и интенсивности. Дело в том, что все грунтовые и водяные среды, включая льды, являются средами с большим затуханием радиоволн высоких частот, к которым относятся используемые в радиолокационной технике S и Х-диапазоны, американский Е-8С пока абсолютно не приспособлен для данных целей, а наш Ту-214Р вполне подходит. Для успешного применения радиолокации в таких подповерхностных средах чаще применяется относительно низкая радиоволна с частотой от 120 до 400 МГц и длительностью импульса около 50 – 200 нс. Похоже, данный режим реализован в комплексе самолёта Ту-214Р – МРК-411.

Оптико-электронная часть БРЭО самолёта называется ОЭСВР «Фракция», по поводу неё сообщаются исключительно характеристики рабочих частот тепловизионного и ТВ-канала, дальность визирования точно неизвестна, и, видимо, зависит от атмосферных условий. Что можно точно утверждать, способна будет обнаружить старт баллистической или крылатой ракеты на удалении 400 и более километров.

Известно, что данный самолёт весьма успешно испытывался нашими ВВС у берегов Японии, чем вызвал достаточно серьёзную озабоченность японской авиации ПВО. Одним словом, то чего ждали наши военные пилоты 2 десятилетия, начинает постепенно сбываться, очередной образец техники, которому стоит поучиться американским специалистом, создан! И будем надеяться, что в ближайшее время он начнёт поступать на вооружение нашей воздушной армии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector