7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолет-заправщик KC-10A Extender (США)

Самолет-заправщик KC-10A Extender (США)

В 1977 году специалисты ВВС США провели сравнительный анализ гражданских широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10 с целью определения, который из них лучше подходит для создания на его базе самолета для дозаправки в воздухе самолетов стратегической, тактической и вспомогательной авиации США, а также перебросок войск, грузов и военной техники. В результате исследований по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) было установлено, что конструкция DC-10-30СF обеспечивает лучшие возможности для создания такого самолета. Фирме McDonnell Douglas был выдан соответствующий контракт на разработку и производство 60 самолетов-заправщиков, получивших обозначение KC-10 Extender. Опытный образец самолета совершил первый полет 12 июля 1980 г. Поставки начались 17 марта 1981 г. и завершились в 1989 г. после постройки 60 самолетов.

Конструктивно КС-10 в значительной степени аналогичен своему гражданскому аналогу DС-10. Это широкофюзеляжный моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности по 1/4 хорд равен 35°). Шасси трехстоечное. Носовая стойка имеет 2 колеса, основные стойки – четырехколесные тележки. Силовая установка состоит из трех турбореактивных двигателей CF6-50C2 с максимальной тягой 23815 кгс. Два двигателя расположены на пилонах под крыльями, а третий – над задней частью фюзеляжа Кабина летчиков находится в носовой части фюзеляжа.

Особенностью этого самолета-заправщика является то, что кроме топлива, он способен перевозить значительное количество грузов, для размещения которых в верхней части фюзеляжа имеется грузовая кабина площадью 305 м 2 . Здесь могут быть размещены около 77 т груза (27 стандартных поддонов 463L) и до 80 человек личного состава. Для погрузки и выгрузки используется находящийся в носовой части фюзеляжа по левому борту люк размером 3,55 х 2,59 м.

Под грузовой кабиной находятся семь мягких топливных баков общей емкостью 53,3 т. С учетом крыльевых топливных баков самолет может принять на борт 161,5 т топлива. Для передачи топлива в воздухе самолет имеет телескопическую штангу длиной 17 метров, топливозаправочный агрегат с гибким шлангом в хвостовой части фюзеляжа справа от заправочной штанги и два контейнерных топливозаправочных агрегата с гибкими шлангами. Таким образом одновременно могут заправляться 2-3 самолета. Преимущества такой концепции заправщик – транспортный самолет особенно наглядно проявляются при использовании КС-10 для перебазирования авиационных подразделений: заправщик не только обеспечивает самолеты топливом, но и одновременно перебрасывает на новое место базирования необходимое аэродромное оборудование и обслуживающий персонал.

Часть гражданских самолетов DC-10 были так же переоборудованы в топливозаправщики и под обозначением KDC-10 поставлялись в ВВС Нидерландов.

Самолет нормальной схемы с низкорасположенным крылом и тремя двигателями. По конструкции идентичен на 88% грузопассажирскому самолету DC-10-30CF и отличается оборудованием, дополнительными топливными баками, наличием огней наведения для заправляемых самолетов и отсутствием большей части окон и нижних грузовых дверей.

Крыло – трапециевидное, каждая консоль снабжена двумя секциями элеронов, закрылками у корня крыла и предкрылками по всему размаху крыла. Хорда крыла у корня 10,71 м, на концах 2,73 м, удлинение крыла 7,5. Общая площадь элеронов 17,74 м2, закрылков 62,1 м2, отклоняемых предкрылков 43,84 м2, интерцепторов 12,73 м2. Длина фюзеляжа 51,97 м, максимальная ширина 6,02 м.

Кабина летного экипажа трехместная. В основной кабине имеются пять пассажирских дверей. При использовании самолета в грузовом варианте в кабине могут размещаться 25 платформ размерами 2,23х2,74 м при двух проходах по бокам фюзеляжа или 27 платформ с одним проходом по правому борту. Грузовая открывающаяся вверх дверь размерами 2,59х3,56 м находится в передней части фюзеляжа по левому борту и обеспечивает погрузку стандартных платформ 463L, крупногабаритных грузов или колесной техники. Для перемещения грузов используется лебедка. В передней части основной кабины возможно размещение ограниченного числа обслуживающего персонала. В задней нижней части фюзеляжа имеется герметический отсек с рабочими местами оператора заправочной штанги, инструктора и курсанта-наблюдателя. Доступ в этот отсек осуществляется из верхней основной кабины. Окно на рабочем месте оператора и установленный на самолете перископ обеспечивают хороший обзор.

Размах стабилизатора 21,69 м. Площадь киля 45,92 м2, руля направления 10,29 м2, стабилизатора 96,6 м2, рулей высоты 27,7 м2.

Читать еще:  Вертолёт Agusta-Bell AB.212 (Италия)

Конструкция шасси такая же, как у самолета DC-10-30CF. Давление в пневматиках повышено: в носовых до 13,4 кгс/см2, основных – до 14,1 кгс/см2, центральных – до 10,9 кгс/см2. Дисковые тормоза с автоматом торможения фирмы Гудъир. База шасси 22,05 м, колея 10,57 м.

Силовая установка – ТРДД Дженерал Электрик CF6-50C2 (3 х 23815 кг) в двух в подкрыльных гондолах, одного в корневой части киля. Длина двигателя 4394 мм, максимальная высота (по редуктору) 2675 мм, сухая масса 3960 кг. Расход воздуха 591 кг, степень двухконтурности 5,7, степень повышения давления 29,1. Максимальная температура перед турбиной 1330 град С. Удельный расход топлива на взлетном режиме 0,371 кг/кгс-ч. кгс).

Основная топливная система включает три главных топливных бака-отсека и вспомогательный бак-отсек в центроплане и имеет общую емкость 132330 л (108060 кг). В нижней части фюзеляжа установлены семь (три перед крылом, четыре за ним) дополнительных мягких топливных баков фирмы Гудъир общей емкостью 68610 л (53445 кг). Топливо во всех баках может использоваться для питания двигателей и для передачи другим самолетам. Для повышения безопасности при аварийной посадке с убранным шасси пол отсеков с топливными баками имеет усиливающие балки, днище первого бака за крылом имеет энергопоглощающее покрытие. Установлен маслобак емкостью 34,1 л.

Взамен снятого коммерческого оборудования установлены радионавигационная система TACAN, КВ-радиостанция, радиостанция дециметрового диапазона, система кодированной связи и система опознавания. Имеется модифицированный вариант метеорадиолокатора, установленного на DC-10.

В отличие от других заправщиков самолет КС-10 имеет оборудование для заправки как с помощью заправочной штанги (самолетов ВВС США), так и с помощью системы шланг-конус (самолетов ВМС и корпуса морской пехоты США, а также стран НАТО). Телескопическая заправочная штанга фирмы Макдоннелл-Дуглас имеет в убранном/полностью выпущенном положении длину 11,1/17,8 м. Большая часть топливозаправочных операций осуществляется при длине штанги около 15,3 м. При установлении контакта с заправляемым самолетом штанга может перемещаться в поперечном направлении в диапазоне 10 град., после установления контакта и в процессе перекачки топлива – в пределах 25град. Установлена цифровая электродистанционная система фирмы Сперри, обеспечивающая управление штангой по тангажу и крену (с помощью руля высоты и двух рулей направления) и ее выдвижением; предусмотрено автоматическое уменьшение нагрузок на штангу (устранение ее изгиба) во время контакта с заправляемым самолетом. Оператор управляет заправкой в сидячем положении (в отличие от положения лежа ничком на заправщике КС-135). Производительность системы заправки топливом в полете 5678 л/мин, система рассчитана на номинальное давление 3,5 кгс/см2 и максимальное давление 8,4 кгс/см2. В нижней правой части фюзеляжа рядом с заправочной штангой установлен также шланговый агрегат для заправки методом шланг-конус. Предусмотрена приемная горловина для заправки в полете самого заправщика.

Последний самолет КС-10А был поставлен с оборудованием для дополнительной установки двух подкрыльных контейнеров Флайт Рифьюелинг Мк.32В с системами заправки шланг-конус производительностью 1590 л/мин и таким образом может одновременно заправлять в полете три самолета. Аналогичной модификации предполагалось подвергнуть все ранее построенные самолеты.

Самолет-заправщик KC-10A Extender (США)

САМОЛЕТ – ЗАПРАВЩИК КС-10/KDC-10 (США)

THE PLANE – TANKER KC-10/KDC-10 (USA)

04.06.2016

Компания Vertex Aerospace LLC получила контракт от ВВС США на техническую поддержку планеров самолетов-заправщиков КС-10/KDC-10, сообщает «Военный Паритет».
Подрядчик обязуется выполнять материально-техническое обслуживание самолетов и модернизировать ряд сервисных работ. Компания также будет выполнять работы по технической поддержке дозаправочного оборудования в интересах ВВС Нидерландов.
Контракт будет выполняться на базе Тревис ВВС США (Калифорния) и ряде других объектов, срок действия истекает к 30 июня 2025 года.
Военный Паритет

28.04.2017

ВВС США завершили шестилетнюю программу модернизации самолетов-заправщиков McDonnell Douglas KC-10A Extender, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на janes.com (27 апреля).
Последний модернизированный самолет был доставлена на базу Тревис (Калифорния). Программа началась в 2011 году. Танкеры получили новую систему связи, навигации и управления, которая оптимизирует и улучшает процесс дозаправки самолетов. Работы велись на объекте в Уилл-Роджерсе (Оклахома).
В настоящее время ВВС США имеют в своем составе 510 самолетов-заправщиков, в том числе 59 McDonnell Douglas KC-10A Extenders, 342 Boeing KC-135R Stratotanker, 54 KC-135T Stratotanker, 18 Lockheed Martin MC-130H Combat Talon II и 37 MC-130J Commando II.
Военный Паритет

Читать еще:  Перехватчик DH.113 Vampire / NF.10 (Великобритания)

САМОЛЕТ – ЗАПРАВЩИК КС-10/KDC-10

McDonnell Douglas KC-10 Extender — американский самолёт-заправщик, созданный на базе гражданского авиалайнера DC-10. Используется ВВС США наряду с более старыми KC-135.
Предназначен для заправки в полете истребителей и перевозки средств, материально-технического обеспечения и обслуживающего персонала при выполнении истребителями перелетов на зарубежные базы, а также для заправки в полете стратегических военно-транспортных самолетов.
На вооруженииКоролевских ВВС Нидерландов имеются два самолёта KDC-10, представляющие собой переоборудованные DC-10. По своим характеристикам KC-10 предназначен в первую очередь для взаимодействия с тактической авиацией.
Самолет разработан на основе грузопассажирского самолета DC-10 серии 30CF и имеет на 90% общую с ним конструкцию. С 1980 по 1987 г. построено 60 самолетов КС-10А.
Самолет DC-10 начал проектироваться в 1966 г., а в апреле 1968 г. запущен в серийное производство. Он представлял моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением. Три двигателя размещены традиционно – два на пилонах под крыльями и один у основания киля.
В 1977 году специалисты ВВС США провели сравнительный анализ гражданских широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10 с целью определения, который из них лучше подходит для создания на его базе самолета для дозаправки в воздухе самолетов стратегической, тактической и вспомогательной авиации США, а также перебросок войск, грузов и военной техники. В результате исследований по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) было установлено, что конструкция DC-10-30СF обеспечивает лучшие возможности для создания такого самолета. Фирме McDonnell Douglas был выдан соответствующий контракт на разработку и производство 60 самолетов-заправщиков, получивших обозначение KC-10 Extender. Опытный образец самолета совершил первый полет 12 июля 1980 г. Поставки начались 17 марта 1981 г. и завершились в 1989 г. после постройки 60 самолетов.
Особенностью этого самолета-заправщика является то, что кроме топлива, он способен перевозить значительное количество грузов, для размещения которых в верхней части фюзеляжа имеется грузовая кабина площадью 305 м2. Здесь могут быть размещены около 77 т груза (27 стандартных поддонов 463L) и до 80 человек личного состава. Для погрузки и выгрузки используется находящийся в носовой части фюзеляжа по левому борту люк размером 3,55 х 2,59 м.
Под грузовой кабиной находятся семь мягких топливных баков общей емкостью 53,3 т. С учетом крыльевых топливных баков самолет может принять на борт 161,5 т топлива. Для передачи топлива в воздухе самолет имеет телескопическую штангу длиной 17 метров, топливозаправочный агрегат с гибким шлангом в хвостовой части фюзеляжа справа от заправочной штанги и два контейнерных топливозаправочных агрегата с гибкими шлангами. Таким образом одновременно могут заправляться 2-3 самолета. Преимущества такой концепции заправщик – транспортный самолет особенно наглядно проявляются при использовании КС-10 для перебазирования авиационных подразделений: заправщик не только обеспечивает самолеты топливом, но и одновременно перебрасывает на новое место базирования необходимое аэродромное оборудование и обслуживающий персонал.
Используется ВВС США наряду с более старыми KC-135. На вооружении Королевских ВВС Нидерландов имеются два самолёта KDC-10, представляющие собой переоборудованные DC-10. По своим характеристикам KC-10 предназначен в первую очередь для взаимодействия с тактической авиацией.
Преимущества КС-10А над заправщиком КС-135А были продемонстрированы в результате двух перебросок 12 истребителей ВВС США из южной части США в Каир (Египет) Для первой понадобилось 32 самолета КС-135А и 2 самолета ЕС-135 в качестве головных Для второй, выполнявшейся двумя годами позднее по тому же маршруту, было достаточно только 8 самолетов КС-10, при этом они перевезли грузы общей массой 79380 кг и сэкономили 94635 л топлива.

Масса, кг
пустого самолета 108891
максимальная взлетная 267620
Внутреннее топливо, кг 161508
Размах крыла, м 47,34
Длина самолета,м 55,35
Высота самолета,м 17,70
Площадь крыла,м2 358,69
Тип двигателя 3 ТРДД General Electric CF6-50C2
Тяга, кН 3 х 233.53
Максимальная скорость, км/ч 982
Крейсерская скорость, км/ч 908
Практическая дальность, км 18503
Дальность действия, км 7042
Практический потолок, м 10180
Экипаж, чел 3 + 3 оператора

Читать еще:  Санитарный транспортный самолет C-9A «Nightingale» (США)

Номинальная: 76843 кг топлива или груза
Максимальная: 90700 кг топлива

Самолет-заправщик KC-10A Extender (США)

Самолет-заправщик KC-10A «Extender» фирмы McDonnell Douglas предназначен для дозаправки топливом в воздухе самолетов стратегической и тактической авиации, перевозки грузов и личного состава. Создан на базе грузо-пассажирского самолета DC-10-30CF в рамках программы ATCA (Advanced Tanker/Cargo Aircraft). Конкурс, в котором участвовали самолеты DC-10 и Боинг 747, завершился в 1977 году в пользу DC-10. Первый серийный самолет выпущен в июле 1980 года. Всего до 1987 года было построено 60 KC-10A. При модификации DC-10 в KC-10A в багажных отсеках были установлены дополнительные мягкие топливные баки, что позволило увеличить запас топлива до 200 000 л (по данным некоторых зарубежных изданий, до 245 000 л). Запас топлива для дозаправки 68 600 кг, но поскольку все баки закольцованы, он может быть увеличен до 118 т. Максимальный рубеж (удаление от аэродрома вылета) достигает 7800 км.

Заправочное оборудование состоит из штанги, топливозаправочного агрегата с гибким шлангом в хвостовой части фюзеляжа и шести топливных насосов с суммарной подачей до 5680 л/мин. Под консолями крыла дополнительно могут устанавливаться два контейнерных топливозаправочных агрегата Мк23В с гибкими шлангами. Они обеспечивают заправку со скоростью 2270 л/мин. Управление дозаправкой осущес+вляется оператором в хвостовой части фюзеляжа (вместе с ним в кабине находятся инструктор и обучаемый оператор). Данное оборудование обеспечивает дозаправку самолетов любых типов.

Одновременно с выполнением задач по дозаправке самолет может транспортировать грузы на стандартных поддонах 436L в грузовой кабине с площадью пола 305 М2. В транспортном варианте самолет перевозит до 77 т грузов (или 80 человек) на дальность 7000 км, а дальность полета с грузом 45,5 т достигает 11 100 км (перегоночная 18 500 км). Максимальная взлетная масса самолета 268 т.

Силовая устанозка (три ТРДД CF6-50C2 тягой по 23 820 кгс) обеспечивает максимальную скорость полета около 1000 км/ч на высоте 10 000 м, время набора высоты 8500 м около 20 мин, практический потолок 12 000 м. Самолет оборудован топливоприемником и может дозаправляться топливом в воздухе. Экипаж самолета четыре-пять человек. Ресурс 30 000 ч налета и 15 000 посадок. Бортовое оборудование в основном (на 88 проц.) идентично аппаратуре самолета DC-10. Оно включает 450 сменных блоков и узлов, замена которых может производиться в частях. Наиболее важное оборудование установлено в соответствии с военными стандартами.

Самолет KC-10A находятся в составе стратегического авиационного командования, но обеспечивают также выполнение задач в интересах тактического авиационного командования.

Самолет KC-10A Extender также имеет меньшие уровень шума и степень загрязнения окружающей среды, может перевозить грузы и личный состав, оборудован встроенной ИНС, которая в сочетании с системой TACAN и системой кодированной (секретной) связи обеспечивает самолету точное определение района посадки.

Преимущества KC-10A Extender над заправщиком KC-135A были продемонстрированы в результате двух перебросок 12 истребителей ВВС США из южной части США в Каир (Египет). Для первой понадобилось 32 самолета KC-135A и 2 самолета EC-135 в качестве головных. Для второй, выполнявшейся двумя годами позднее по тому же маршруту, было достаточно только 8 самолетов KC-10A Extender, при этом они перевезли грузы общей массой 79380 кг и сэкономили 94635 л топлива.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 4-5
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 988
крейсерская 908
Дальность, км:
перегоночная 18510
действия 1850—7030
Масса, кг:
максимальная взлетная 267620
нормальная взлетная 110962
пустого самолета 108890
Максимальная полезная нагрузка (топливо), кг 53298
Габариты самолета, м:
размах крыла 47,34
длина 55,35
высота 17,70
Двигатель: ТРД General Electric CF6-50C2, кгс 3 по 23814

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: