0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолёт ДРЛО WV-2 (США)

Самолёт ДРЛО WV-2 (США)

В первой половине 1950-х годов военно-политическое руководство США постепенно пришло к осознанию того факта, что единоличному доминированию их страны в военной сфере приходит конец. Все чаще приходилось считаться с возрастающей мощью СССР, создавшего ядерное оружие и интенсивно развивающего ракетные технологии. Появление на вооружении советской авиации противокорабельных ракет большой дальности со всей остротой поставило вопрос о вынесении рубежа ПВО корабельных соединений за пределы рубежа пуска ПКР. Для этого, прежде всего, требовалось обеспечить раннее обнаружение самолетов-носителей. Решить эту задачу с помощью корабельных средств обнаружения представлялось невозможным.

Единственным выходом была разработка самолетов ДРЛО. Надо отметить, что работы в этой отрасли велись в США еще в годы Второй мировой войны — тогда такие машины создавались для противодействия атакам «камикадзе». Вполне логичным представлялось, что подобный самолет будет палубным. Несделанный на базе торпедоносца «Эвенджер» самолет ДРЛО ТВМ-3W оказался не слишком удачным — его небольшие размеры не позволяли разместить на борту операторов наведения истребителей.

Тогда решили разместить экипаж и аппаратуру в объемном фюзеляже тяжелой многомоторной машины наземного базирования. Уже упоминавшиеся WV-1 остались фактически экспериментальными образцами, а для создания серийных самолетов ДРЛО выбрали «Супер Констеллейшн».

В качестве прототипа самолета WV-2 (фирменный индекс L-1049A) послужил все тот же самый первый «Констеллейшн» (1961-S). Так же, как и WV-1, самолет оборудовали РЛС AN/APS-95 с антенной в надфюзеляжном обтекателе. Станция давала возможность обнаруживать надводные и воздушные цели (последние — в верхней полусфере или на фоне водной поверхности) на дальности до 400 км. Большой фюзеляж позволил не только разместить необходимую аппаратуру, но и создать относительно комфортные условия для экипажа, насчитывающего 26 человек. Продолжительность полета благодаря большому запасу топлива могла достигать 20-24 часов.

С 1954 г. серийные WV-2 начали поступать в авиацию ВМФ. Самолеты оборудовались двигателями R-3350-34 (позже — R-3350-42) мощностью 3400 л.с. В общей сложности флот получил 142 таких самолета, получивших официальное название «Варнинг Стар» и неофициальное прозвище «Вилли Виктор».

На базе WV-2 было создано несколько модификаций. WV-2E представлял собой построенный в 1957 г. опытный вариант с радаром AN/ APS-82 с улучшенными характеристиками распознавания целей на фоне земли и большим дисковид-ным вращающимся обтекателем антенны, подобным примененному позже на самолетах Е-3 «Сентри». 13 единиц переоборудовали в самолеты радиотехнической разведки WV-2Q. Они использовались в составе эскадрилий РТР VQ-1 (Тихоокеанский флот) и VQ-2 (Атлантический).

Восемь машин в 1958 г. переделали в метеоразведчики WV-3, прозванные «ловцами ураганов». Эти самолеты служили в эскадрилье VW-4 на авиабазе «Рузвельт Роудс» (остров Пуэрто-Рико). Их служба была довольно опасной. Наиболее сильно стихия потрепала борт ╧137891 во время полета в глаз урагана «Клио» 1 августа 1964 г. У самолета оторвало концевые топливные баки, деформировало фюзеляж, было выведено из строя большинство бортовой электроники. Тем не менее, экипаж сумел благополучно посадить не подлежащую ремонту машину.

К началу массового поступления самолетов ДРЛО в морскую авиацию взгляды на их применение изменились. Вместо прикрытия авианосных соединении, их главной задачей стало обеспечение ПВО континентальной части США. Эскадрильи самолетов WV-2 вошли в состав созданного в 1956 г. так называемого «Атлантического барьера», а спустя два года — и «Тихоокеанского барьера». Правда, самолеты ДРЛО были далеко не единственными средствами обнаружения в этих «барьерах». В их составе были и береговые РЛС, и корабли радиолокационного дозора (переоборудованные транспорты типа «Либерти», а также эскортные миноносцы), и даже дирижабли ZPG-2W и ZPG-3W.

В Атлантике самолеты WV-2 несли дежурство на рубеже Гренландия — Исландия — Британские острова. Здесь действовали самолеты эскадрилий VW-11, VW-13 и VW-15 с баз на Ньюфаундленде, Исландии и в Шотландии. «Тихоокеанский барьер» пролегал на расстоянии около 300 миль от побережья США, от штата Вашингтон на севере до Калифорнии на юге. Поначалу здесь несла службу лишь одна эскадрилья ДРЛО — VW-1, базирующаяся в Барберс Пойнте. В дальнейшем в состав полностью развернутого барьера вошли три эскадрильи — VW-12, VW-14 и VW-16, благодаря чему появилась возможность постоянно держать на дежурстве в воздухе четыре «Вилли Виктора».

Читать еще:  Истребитель F-15A Eagle (США)

Эскадрилья VW-1 передислоцировалась на Гуам (авиабаза «Аганья»), а ее главной задачей стало взаимодействие с кораблями 6-го флота США.

Самолеты ДРЛО патрулировали на высоте около 25 000 футов (7625 м). продолжительность полета обычно составляла 12 часов. Для поддержания необходимого количества машин в зонах патрулирования эскадрилья поднимала в воздух по одному самолету каждые четыре часа. Кроме того, две машины находились на наземном дежурстве (одна в 15-минутной, другая в 30минутной готовности) для замены патрулирующих «Вили Викторов» в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В итоге, для обеспечения круглосуточного дежурства в воздухе одного самолета требовалось наличие девяти машин.

Самолёт ДРЛО WV-2 (США)

Мир, последовавший после Второй мировой войны, был недолгим. Нарастающая напряженность между СССР и США вскоре переросла в холодную войну. Для слежения за «коммунистическими» действиями ВВС и ВМС США вели вдоль границ СССР патрулирование с помощью самолётов «Conslellation», оснащенных радиолокационным оборудованием, чтобы получить предупреждение о любом внезапном нападении. Хотя изначально Lockheed Constellation конструировался как гражданский самолёт, он широко ислольэовался на военной службе во время Второй мировой войны и после нее. Первый специальный самолёт-носитель авиационной системы раннего предупреждения (Airborne Early Warning — AEW) поднялся в воздух в августе 1949 года. Это был PO-1W (позже WV-1), построенный в двух экземплярах. Самолёт быстро проявил свой потенциал — он действовал на большой высоте и 6лагодаря этому расширил пределы радиолокационной видимости.

Однако с появлением самолёта «Super Conslellation» с более мошным турбокомпаундным двигателем, длинным фюзеляжем и большей грузоподъемностью, роль его как носителя AEW значительно воаросла. Разработка самой первой модификации AEW L-1049 началась в 1950 году. Изначально обoзначавшаяся как PO-2W, она была переименована в WV-2 в начале 1952 года. В том же 1952 году C-69 — прототип «Super Conslellation» — был оснащен большими надфюзеляжным и подфюзеляжным обтекателями от WV-2 и двумя топливными баками объемом по 2271 л каждый в концевой части крыла. В такой компоновке самолёт представлял собой серийный образец WV-2, который использовался для тестирования лётных характеристик. При производстве WV-2 в подфюзеляжном обтекателе размещалась морская радиолокационная станция APS-20B, надфюзеляжный обтекатель вмещал радиолокационную систему измерения высоты APS-45. Самолёт WV-2 нес 5443 кг электронного оборудования и экипаж от 26 до 31 человека, включая второго пилота, оператора радиолокационной станции, техников и специалистов по ремонту. Самолёт, оснащенный турбокомпаундным двигателем R-3350-34 и двумя топливными баками в концевой части крыла, мог при необходимости оставаться в воздухе более 24 часов. Каждый WV-2 имел полный комплект для технического обслуживания электронной аппаратуры с большим количеством запчастей. Данные о мощности, скорости и количестве нападающих сил противника могли передаваться на боевой самолёт противовоздушной обороны или стартовую ракетную площадку с помощью бортовой УКВ радиостанции.

Поставки WV-2 начались в 1954 году, эта модификация поступила в эксплуатацию в 1-ю эскадрилью AEW в апреле того же года. Bceго было построено 141 самолет WV-2 и один WV-2E. Производство расширилось к 1958 году, когда было получено пять отдельных заказов. С 1 июля 1956 года самолёты WV-2 вели постоянное радиолокационное наблюдение над Атлантикой в 1-м крыле AEW, состоящем из трех эскадрилий (VW-II, VW-I3 и VW-15), летая между Аргентиной. Ньюфаундлендом и Патуксент Ривер (штат Мериленд). В первые девять месяцев каждые 24 часа совершалось в среднем 3,7 полета из Аргентины при любых погодных условиях.

Самолёту WV-2 предшествовала модификация RC-121C ВВС США, хотя ВМС США проявили явный интерес к летающему радиолокационному стражу немного раныпе ВВС. Десять самолётов RC-121C, изначально прсдназначенных для транспортных целей, поступили в эксплуатацию в 552-е крыло дальнего обнаружения и управления в октябре 1953 года. Эта модификация была очень схожа с WV-2, хотя у нее не было баков в концевых частях крыла. Как и WV-2, RC-121C летая на высоте 3000 м, во время патрулирования мог охватывать своим подфюзеляжным радаром территорию в 116541 км. Когда самолёт был окончательно вытеснен поздними модификациями, такими как RC-121D и KC-121H, несколько RC-121C были переделаны в грузовые самолёты ТС-121С. Следующей модификацией, поступившей в эксплуатацию в ВВС США. был самолёт RC-121D. Поставки начались в мае 1954 года, в целом было построено 72 машины. первой получила этот самолёт эскадрильи AEW 4701. Самолёт RC-121D отличался от RC-121C тем, что имел два топливных бака на концевых частях крыла и увеличенный запас топлива для выполнения 24-часового задания. На RC-121D также были новые индикаторы обзора РЛС, а для экипажа были созданы более комфортные условия.

Читать еще:  Поисково-спасательный вертолёт HH-52A Sea Guard (США)

В мае 1958 года системы ПВО США и Канады официально объединились в Командование воздушно-космической обороны североамериканского континента (NORAD], одной из важнейших задач которого была защита баз стратегического авиационного командования (SAC). Самолёты WV-2 и RC-121, патрулирующие районы Атлантического и Тихого океанов, были хорошим дополнением к береговой линии радиолокационного дозора, особенно к системе дальнего радиолокационного обнаружения целей, посты которой протянулись от Аляски до Гренландии. Самолёты RC-121D 551-го крыла дальнего радиолокационного обнаружения и управления были в 1963-1964 годах доведены до стандарта ЕС-121Н. Эта модификация имела дополнительную тонну электронного оборудования, включая первые авиационные компьютеры, обменивавшиеся информацией с наземной станцией.

В августе 1956 года совершила свой первый полёт новая модификация WV-2 — WV-2E (позднее EC-121L). Она имела очень мощную РЛС APS-70 с антенной, смонтированной в виде диска диаметром 12.2 м, расположенной сверху на хвостовой части фюзеляжа. Антенна весом более девяти тонн медленно вращалась, сканируя горизонт по всем направлениям. Однако сокращение бюджета обороны США помещало запуску WV-2E в производство, единственный экземпляр использовался для мониторинга испытаний ракет для ВМС США. Появление самолёта E-3 AWACS фирмы «Boeing» с турбовентиляторным двигателем в начале 1970-х годов означало смену Conslellation в роли носителя системы дальнего радиолокационного обнаружения. В 1973 году Conslellation AEW постепенно стали выводиться из пограничных эскадрилий.

Тактико-технические характеристики WV-2
Экипаж, чел 26-31
Размах крыла, м 38.30
Длина самолета,м 35.30
Высота самолета,м 7.50
Площадь крыла,м2 153.66
Масса, кг
— пустого самолета 32985
— максимальная взлетная 65050
Тип двигателя 4 ПД Wright R-3350-34
Тяга, кН 4 х 3400
Максимальная скорость, км/ч 516
Крейсерская скорость, км/ч 410
Практическая дальность, км 7400
Практический потолок, м 6850

Самолеты Холодной войны – американский самолет ДРЛО WV-2

Вторая мировая война явила миру всю военную мощь Советского Союза. Соединенным Штатам пришлось делиться не только победой в ВОВ, но и мировым доминированием. Последовавший после войны мир с каждым годом становился все слабее – СССР и США не хотели делиться друг с другом влиянием на другие государства. Начинается эра Холодной войны.

Развитие военной техники и вооружения в лидирующих странах-конкурентах идет неравномерно. В чем-то Соединенные Штаты имеют преимущество, и Советский Союз лихорадочно догоняет, в чем-то наоборот. Создание в СССР авиационных противокорабельных ракет, обладающих большой дальностью действия, потребовало от США срочно разработать контрмеры по раннему обнаружению советских самолетов вооруженных подобными ракетами. Использовать для решения данных задач корабельные средства обнаружения по известным причинам не представлялось возможным. Единственной реальной возможностью становится создание специального самолета- самолета дальнего радиолокационного обнаружения. Американские конструкторы к тому времени уже имели опыт создания подобных самолетов. Во времена ВОВ такие самолеты потребовались для недопущения проведения атак японских «камикадзе».

Первым специальным самолетом с авиационной системой раннего предупреждения стал «PO-1W», позже известный как «WV-1». Он совершил первый полет осенью 1949 года. Было построено два образца специального самолета, которые хорошо зарекомендовали себя – работая на больших высотах с большим радиусом радиолокационного обнаружения. Самолет создан на базе самолета «Lockheed Constellation». Появление более мощного самолета «Super Constellation», обладающего турбокомпаундным двигателем, увеличенным фюзеляжем и грузоподъемностью дало новый толчок развития самолетов ДРЛО.

Следующим стал «PO-2W», с 1952 года переименованный в «WV-2». На базу самолета «SuperConstellation» устанавливают увеличенные над/под фюзеляжные обтекатели, увеличенные топливные баки общим объемом почти 5 тонн топлива , дополнительные баки установлены в концевых частях крыла. В подфюзеляжный обтекатель устанавливают морскую радиолокационную станцию «APS-20B», в надфюзеляжный – систему радиолокационного измерения высоты «APS-45». Все оборудование весило 5.5 тонн, вместимость пассажирского отсека до 31-го человека. Самолет WV-2 использовал ТКД «R-3350-34» и мог непрерывно находиться в воздухе более суток. В составе оборудования находился ЗИП для возможности быстрого ремонта аппаратуры прямо в воздухе. Полученные данные об обнаруженном противнике передавались либо на самолеты ПВО, либо прямо на стартовые площадки ракет с радиостанции УКВ-диапазона.

Читать еще:  Разведывательный БПЛА «Орион-Э» (Россия)

Серийно самолеты WV-2 начали производить с 1954 года, самолеты ДРЛО сразу стали поступать на вооружение 1-й эскадрильи AEW. Общее количество выпущенных самолетов WV-2 – 141 экземпляр. Кроме того, выпустили один экземпляр WV-2E. Основное производство начинается с 1958 года, когда авиастроительная компания получает 5-ть заказов на создание самолетов WV-2.Официально самолеты называли «Варнинг Стар», а неофициально «Вилли Виктор». 13 экземпляров переделали в самолеты РТР «WV-2Q», которые стали использовать в эскадрильях РТР «VQ-1» и «VQ-2» на Тихоокеанском и Атлантическом флотах. 8-мь экземпляров стали самолетами метеоразведки «WV-3»- ловцы ураганов. Самолеты проходили службу в эскадрилье VW-4. Их служба была самой опасной из всех самолетов этой серии. Они выполняли разведку в самых опасных воздушных местах, возле и внутри аномальных метеорологических и климатических проявлений.

Постоянное дежурство самолеты стали осуществлять с середины 1956 года, контролируя Атлантику. Дежурство осуществляло 1-е крыло AEW, в которую входили эскадрилья WV-2, эскадрилья WV-13, эскадрилья WV-15. Маршрут проходил — Аргентина, Ньюфаундленд и Патуксент Ривер. В первый год за день совершались в среднем 3-4 вылета самолетов ДРЛО при любой погоде.

Самолеты созданы специально для ВМС США, однако ВВС Соединенных Штатов также интересовалось подобными машинами. Первым самолетом ДРЛО для ВВС США становится RC-121C. Малая партия в 10-ть самолетов поступает в 552-е крыло. Бывшие транспортники не имели топливных баков подобно «WV-2», однако тоже выполняли задачи по обнаружению на больших высотах с большим радиусом радиолокационного обнаружения. Самолет был сильно похож на «WV-2», а следующие модификации уже получают дополнительные топливные баки, расположенные в концевых окончаниях крыла. Для ВВС было выпущено 72 экземпляра самолетов ДРЛО на базе RC-121C.

1958 год. Противовоздушные системы Америки и Канады объединяют в Командование ВКО североамериканской части континента или «NORAD». В задачи нового объединения входила защита «SAC» стратегических баз авиационного командования. Самолеты ДРЛО ВВС и ВМС Соединенных Штатов «RC-121» и «WV-2» активно использовались в системах берегового радиолокационного наблюдения и дальнего обнаружения объектов противника. Совместно самолеты дежурили над территорией возможного проникновения противника – от Аляски через Гренландию до Британских островов. Вместо выполнения задач по прикрытию ударных авианосных группировок самолеты стали обеспечивать противовоздушную оборону и входили в состав Тихоокеанского барьера. Кроме самолетов ДРЛО, в него входили береговые радиолокационные станции, надводные корабли РЛД и несколько дирижаблей типа «ZPG-2W». В небе постоянно находились на дежурстве до 4-х самолетов ДРЛО.

Осенью 1956 года закончена новая модификация WV-2, получившая название WV-2E. Самолет дальнего обнаружения получает усиленную радиолокационную станцию «APS-70». Антенна РЛС выполненная как диск диаметром 12.2 метра, была установлена сверху хвостового отделения фюзеляжа. Антенная часть РЛС весила порядка 9-ти тонн, при работе вращалась, ведя круговой обзор на большую дальность. Но вследствии довольно ощутимого сокращения военного бюджета новая модификация самолета ДРЛО WV-2E не была признана острой необходимостью и в серийное производство не пошла. Единственный экземпляр использовали для наблюдения за испытаниями ракет ВМС Соединенных Штатов. С появлением самолета от компании Боинг «E-3 AWACS» с турбовентиляторными двигателями закончилась эра самолетов «Constellation» как носителей аппаратуры ДРЛО. С 1973 года самолеты «WV-2» постепенно стали снимать с боевого дежурства.

Основные характеристики:
— крыло – 38.3 метра;
— экипаж до 31 человека;
— длина – 35.3 метра;
— высота – 7.5 метра;
— вес мин/макс – 32.9/65 тонн;
— двигатель – четыре ТКД «Wright R-3350-34»;
— скорость крейсер/макс – 410/516 км/ч;
— дальность действия – 7.4 тысячи километров;
— высотный потолок – 6.8 километров.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector