0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолёт электронной разведки RC-135V Rivet Joint (США)

Самолёт электронной разведки RC-135V Rivet Joint (США)

Начиная с 1973 г., семь оставшихся RC-135C (борта 64-14841 по 64-14846 и 64-14848) были переоборудованы в вариант RC-135V с кодовым названием «Ривет Джойнт» (заклепочное соединение). Эти машины выглядели и вовсе диковинно: сохраняя «раздутые щеки» системы РТР, они получили удлиненный нос с аппаратурой разведки связи AN/AMQ-15. Под фюзеляжем «рос» целый лес разнокалиберных антенн: на переходнике обтекателя радара торчали вниз три штыревые антенны, под центропланом — четыре больших лепестковых антенны с овальными пластинами на концах (1+1+2 бок о бок). За крылом крепилась Г-образная антенна, три больших штыревых, пять малых штыревых и еще одна Г-образная. Радиопрозрачный обтекатель на месте заправочной штанги был идентичен RC-135M, а два выступа сверху фюзеляжа позаимствовали у RC-135U. Антенны системы РТР были новыми — их радиопрозрачные части имели иной рисунок с одной, а позже четырьмя узкими выступающими панелями. В 1977 г. прототип RC-135U (борт 63-9792) тоже переделали по стандарту RC-135V.

В начале 80-х все шесть RC-135M переоборудовали в RC-135W, носившие то же название «Ривет Джойнт». Этот вариант внешне практически не отличался от предыдущего — правда, здесь картина была обратная: самолет дооборудовали РЛСБО в дополнение к уже имеющемуся «шнобелю». Варианты V и W лишь незначительно отличались оборудованием; внешне RC-135W отличался от RC-135V отсутствием воздухозаборников теплообменников на мотогондолах внешних двигателей. Со временем «раздутые щеки» самолетов RC-135U/V/W были доработаны фирмой «И-Системз» с целью улучшить аэродинамику. Передние части обтекателей стали длиннее, отчего левый обтекатель перекрывал входной люк и крышку последнего пришлось доработать. В начале 90-х, когда RC-135V/W стали «работать» в зоне боевых действий в бывшей Югославии, над соплами всех четырех двигателей установили генераторы инфракрасных помех «Хэв Сайрен» в сигарообразных обтекателях для защиты от зенитных ракет с тепловой головкой самонаведения.

Самолет-разведчик RC-135V/W, находящийся в боевом составе ВВС США с конца 70-х годов, является основным самолетом радио- и радиотехнической разведки источников излучения наземного, морского и воздушного базирования в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. Он используется для борьбы с авиацией и системой ПВО противника. RC-135V/W обеспечивает разведку всех средств ПВО противника (включая истребители-перехватчики и ЗРК), а так же сетей радиосвязи его авиации и бортовых радиоэлектронных средств.

В отличие от других самолетов-разведчиков, имеющих многочисленные оперативные группы, группа операторов RC-135V/W более разноплановая по составу. В нее входят офицеры боевого авиационного командования, в том числе три оператора РЭБ: старший, автоматической и ручной разведки. Их задача — отслеживать местоположение самолетов противника и ЗРК по радиолокационным излучениям, перехватываемым системой AEELS (система автоматической радиотехнической разведки РЛС). За ними по правому борту размещены 12 — 16 технических операторов из состава управления воздушной разведки, которые с помощью системы MUCELS (система многоканальной разведки в УКВ диапазоне) ведут радионаблюдение за перехватами, выполняемыми истребителями, и за сетями связи секторов ПВО противника. Главной их задачей является раскрытие его намерений.

Hа самолете работают еще семь технических операторов разведки, осуществляющих детальный контроль радиолокационных излучений объектов воздушного, наземного и морского базирования с уточнением результатов их автоматического поиска и классификации посредством ручной доразведки, и формирование специальных сообщений, дополняющих данные о радиоэлектронной обстановке, которые передаются трем операторам-аналитикам рабочей группы самолета.

Ответственность за формирование карты радиоэлектронной обстановки несет ведущий аналитик — контролер, которому помогают два других: один — аналитик воздушных целей, второй наземных. Они так же следят за тем, что бы передаваемая с борта самолета информация обновлялась не реже, чем через 2 минуты, а при необходимости — через 10 сек. На самолете находятся еще два оператора, выполняющих задачи обнаружения и регистрации нестандартных или неопознанных сигналов ранее неизвестных радиоэлектронных средств противника в интересах срочного обновления системы РЭБ (по программе Quick-Reaction Capability, известной со времен войны во Вьетнаме). При этом так же должен вскрываться процесс поиска противником методов преодоления защиты систем связи американской авиации.

Помимо перечисленных подразделений, каждое из которых работает на специализированных местах имеются оператор передачи данных на самолет E-3 AWACS и два специалиста полетного технического обслуживания.

Узким местом считается так же ограниченность связи RC-135V/W с самолетом E-3 AWACS, осуществляемом по каналу цифровой передачи данных в формате TADIL-A.

Читать еще:  Тяжелый военно-транспортный самолет С-141A «Starlifter» (США)

По нему на RC-135 передается полученная радиолокационным способом символьно-графическая картина воздушной обстановки, формируемая операторами самолета E-3, куда она в цифровой форме возвращается в близком к реальному масштабе времени, дополненная маркерами распознавания и классификации воздушных целей по данным радио- и радиотехнической разведки (Р и РТР) на фоне вскрытой системы ПВО противника. В связи с высокой интенсивностью такого радиообмена на самолете E-3 AWACS предполагается иметь не одного, как сейчас, а двух операторов связи с разведчиком RC-135V/W, с которым он с начала 90-х годов действует, по существу как единая система.

В связи с уникальными возможностями разведчика по индивидуальному предупреждению своей авиации в реальном масштабе времени о возникающих угрозах посредством привлечения системы космической связи организовано специальное вещание в рамках ТВД — TIBS (Tactical Information Broadcast Service). С его помощью распространяются срочные адресные сообщения, например о подготовке или проведении атаки конкретного самолета истребителями или ЗРК противника с указанием их типа и рекомендацией противодействия.

Самолёт электронной разведки RC-135V Rivet Joint (США)

RC-135 Rivet Joint — серия самолётов (A,B,D,E,M,R,U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения, в составе ВВС и ВМФ США; помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов. RC-135S — самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет. RC-135V — самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.

Boeing RC-135V Rivet Joint, код 64-14842, создан на базе планера RC-135C. Он строился в 1964-1965 годах как RC-135B (Model 739-4458) и стал одним из последних самолётов C-135, выпущенных фирмой «Boeing». 55-е крыло Командования боевой авиации, оснащенное машинами RC-135V/W «White-tops», базируется на авиабазе Оффат под Омахой на востоке штата Небраска. Эта база (ранее центр Стратегического авиационного командования) наряду с самолётами-разведчиками продолжает обслуживать МБР и парк бомбардировщиков САК США. Обычно из-за заграничных командировок многих самолётов на базе находится менее половины всего состава 55-го крыла. По крайней мере, пятнадцать самолётов RC-135V Rivet Joint (девять машин RC-135V и шесть RC-135W) 45-й разведывательной эскадрильи составляют основу парка 55-го крыла радио- и радиотехнической разведки («Sigint»). Другие подразделения развернуты в Великобритании (922-я разведэскадрилья на авиабазе Милденхол и ее подразделение 1/922 на острове Крит в Суда-Бей), в Саудовской Аравии (Эр-Рияд) и на Окинаве (82-я разведэскадрилья на авиабазе Кадена). Операции с участием самолетов RC-135V Rivet Joint проводились у границ всех потенциальных противников США. Самолёты 55-го крыла окрашивались по схеме высокой заметности в глянцевые белый и серый цвета для идентификации в международном воздушном пространстве. После перевода в Командование боевой авиации самолёты 55-го крыла получили на кили индексы OF. По окончании холодной войны находящиеся в строю самолёты RC-135V Rivet Joint, ранее нацеленные на сбор стратегической информации, привлекаются к выполнению тактических задач, в частности, в Азии для мониторинга всего комплекса электронного оборудования противника. На этих ТВД используется способность RC-135V Rivet Joint передавать информацию об удаленном на значительное расстояние объекте самолётам непосредственной поддержки войск.

Варианты RC-135S Cobra Ball и RC-135W Rivet Joint оснащены двигателями Pratt & Whitney TF33-P5 в отличие от RC-135V Rivet Joint и RC-135U Combat Sent, на которых стоят ТРДД TF33-P9. Оба типа двигателей развивают тягу 80,05 кН, но только вариант — Р5 имеет реверс тяги. На пилоне двигателя над срезом сопла находится обтекатель каплевидной формы — это оборудование системы AN/APR-17 (известной как «Have Siren») компании «Loral Magnavox» для постановки помех ракетам с инфракрасной ГСП. Внешне вариант RC-135V можно отличить от в целом похожего RC-135W по вспомогательным воздухозаборникам на пилонах наружных двигателей. Первые самолёты RC-135V Rivet Joint, подлежавшие оснащению турбовентиляторными двигателями CFM International F108-CF-100 (вариант RC-135W), появились в Уичита весной 1999 года. Считается, что теперь все RC-135 оснащаются этими новыми двигателями. Кроме замены двигателей самолёт получил модифицированные дисплеи и новые средства управления силовой установкой в кабине экипажа, новые пилоны, усиленное крыло и шасси, новую систему пожаротушения и небольшую кольцевую антенну спутниковой связи.

Характерная для вариантов RC-135S/V/W носовая часть образовалось из-за ее удлинения на 2,28 м для размещения дополнительной антенны системы РТР. Передний шпангоут увеличен в диаметре на 0,6 м для плавного сопряжения обтекателя антенны с фюзеляжем по дополнительно установленным стрингерам. Конструкция кронштейнов, крепящихся к шпангоуту, также была переделана для установки дополнительного БРЭО. Обтекатель антенны сотовой конструкции из стекловолокна рассчитан под нагрузки, возможные для самолета такого класса, и передачу сигнала с минимумом искажений. В передней части носового обтекателя стоит такой же стандартный блок РЛС APN-59E, как и на самолете КС-135. Под носовой частью фюзеляжа находится ряд антенн различного размера. Три плоских антенны установлены под носовой частью перед пятью меньшими стержневыми антеннами (связь в диапазоне УВЧ) в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана крыла расположены четыре большие черные антенны. Далее — еще девять антенн различных форм и размеров, функции этого комплекса, известного как MUCELS, строго засекречены. Под двойным выступающим обтекателем под хвостовой частью фюзеляжа находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Недавним дополнительным приращением к заднему обтекателю стал овальный обтекатель, содержащий новую систему пеленгации. Над фюзеляжем возвышаются антенны систем «High Game» и «Low Game», спутниковой связи SATCOM и других систем связи.

Читать еще:  Вертолет MH-47E Chinook (США)

Под обтекателями носовой части фюзеляжа RC-135V стоят антенны систем радиотехнической разведки (РТР), включая автоматическую систему пеленгации источника излучения. В выпуклых отсеках площадью 8,6 м каждый по обоим бортам фюзеляжа в носовой части находятся интерферометры и супергетеродины для анализа и декодирования сигнала. В них также находятся и многочисленные антенны автоматических программируемых приемников, детекторы и усилители — все вместе они покрывают большую часть диапазона электронных сигналов, которые могут быть перехвачены. Полученные данные записываются в аналоговом или цифровом формате с указанием точного расположения обнаруженного источника. Перехваченные сигналы поступают к операторам системы, находящимся в салоне самолета. Оборудование программируется на выделение интересующих импульсов из огромного числа сигналов. После идентификации специальное оборудование может, образно говоря, «взломать» импульс РЛС или другого источника передачи данных и «заглянуть внутрь» для изучения их характеристик и возможностей.

В ходе операций «Desert Storm» и «Desert Shield» самолеты RC-135V/W Rivet Joint были основой сил радиотехнической разведки в районе Персидского залива, они контролировали работу иракских систем связи и РЛС. Первый RC-135 прибыл в Саудовскую Аравию через авиабазу Милденхол в августе 1990 года, после нападения на Кувейт. Самолеты оставались на Ближнем Востоке еще десять недель после заключения перемирия. На протяжении почти всей операции «Desert Shield» три самолета RC-135 базировались в аэропорту Эр-Рияда, Саудовская Аравия. Привлеченные дополнительно самолеты, действовавшие с базы Хеллинкон, Греция, вероятно, выполняли миссии вдоль границы Турции с Ираком. По информации с Rivet Joint оказалось, что иракские РЛС выключались, как только обнаруживали включение противорадиолокационным самолетом F-4G Wild Weasel своих систем, что доказывало эффективность тактики по подавлению ПВО противника.

RC-135W Rivet Joint — на этом варианте совместно использовалась удлиненная носовая часть и наплывы-обтекатели с электронными системами от варианта RC-735V. Самолёт RC-135W также несет четыре большие антенны MUCELS под фюзеляжем перед нишами основных стоек шасси и три большие ножевидные антенны позади них. Передвижные тепловые установки необходимы RC-135V/W для подготовки к вылету. В 1998 году на заводе фирмы «Boeing» в Уичита, штат Канзас, начался перевод парка RC-135V/W нa турбовентиляторные двигатели CFM F108. RC-135S Rivet Ball/Cobra Ball предназначен для телеметрической разведки (ТМР). Во время холодной войны система ТМР («Telint») использовалась для слежения за испытаниями советских баллистических ракет. К первым четырем самолётам, летавшим в 24-й эскадрилье стратегической разведки с авиабазы Эйелсон, Аляска, в 1997 году присоединился единственный RC-135X, доработанный до стандарта RC-135S. RC-135V Rivet Joint принадлежит к самому многочисленному в современном составе ВВС США варианту RC-135. В 1997 году он базировался в Великобритании на базе ВВС Милденхол. Самолёт первым во всем парке должен был получить антенну спутниковой связи «High Game» на верхней части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики RC-135 Rivet Joint
Экипаж, чел 3-4 + 12-16 операторов
Размах крыла, м 39.88
Длина самолета,м 39.20
Высота самолета,м 12.70
Площадь крыла,м2 226.03
Масса, кг
— пустого самолета 46403
— максимальная взлетная 124967
Внутреннее топливо, кг 86047
Тип двигателя 4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9
Тяга, кН 4 x 80.07
Максимальная скорость, км/ч 991
Крейсерская скорость, км/ч 901
Практическая дальность, км 9100
Радиус действия 4308
Практический потолок, м 12375

Самолет Боинг RC-135 V/W «Ривет Джойнт»

В 1955 году на базе Боинг 707 появился первый специализированный военный самолет — летающей танкер — Боинг КС-135 «Стратотанкер», используемый по сей день. Год спустя появился транспортный Боинг С-135 «Стратолифтер». А в начале 1961 года три КС-135А были модернизированы в разведывательные самолеты. Так появилась серия RC-135. До появления варианта V/W самолеты серии RC-135 прошли десять модификаций. Все они предназначались для радиотехнической (РТР) и электронной разведки.

Читать еще:  Лёгкий истребитель Folland Gnat (Великобритания)

Версия RC-135 V создавалась в 1973-1976 годы путем модификации семи самолетов RC-135 С и одного RC-135 U (в 1977 году). RC-135 W появился в начале 1980-х благодаря переоборудованию всех шести самолетов серии RC-135 М. Самолеты RC-135 V/W получили кодовое название «Ривет Джойнт» (Rivet Joint — «заклепочное
соединение»).

Самолеты RC-135 V/W стали основными средствами радиотехнической разведки ВВС США с конца 1970-х годов. Они до сих пор ведут разведку в различных радиодиапазонах, от сантиметрового до метрового, и используются для борьбы с авиацией и ПВО противника, включая зенитно-ракетные комплексы и перехватчики.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Конструкция RC-135 V/W базируется на планере Боинг КС-135. Это четырехдвигательный низкоплан, нормальной схемы, с двухложеронным крылом. Стреловидность крыла — 35°, угол поперченного V — 7°. Фюзеляж — полумонокок. Рули высоты и направления имеют безбустерное управление, триммеры и сервокомпенсаторы. Шасси трехопорное, убираемое.

Изначально использовались двигатели ТРДД «Пратт энд Уитни» TF33-P-9, которые позднее были заменены более мощными и экономичными турбовентиляторными CFM «Интернешнл» F-108-CF-201 мощностью 4 х 96 кН. Самолет имеет заметно удлиненную (на 2,28 м) носовую часть, используемую для размещения дополнительной антенны аппаратуры разведки связи AN/AMQ-15. Передний шпангоут так же увеличен в диаметре на 0,6 м. Кроме того, по обоим бортам передней части фюзеляжа RC-135 V/W имеются прямоугольные обтекатели площадью 18,6 м2, в которых расположена система QRC-259 AEELS (система автоматической радиотехнической разведки). За эти раздутые, как щеки бурундука, обтекатели самолет получил прозвище «Чипманк» (chipmunk — бурундук).

Под носовой частью фюзеляжа находится три плоских антенн ы. Затем пять антенн меньшего размера и стержневые антенны УВЧ-связи в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана расположены четыре большие черные антенны. Далее еще девять антенн различных форм и размеров системы многоканальной разведки в УКВ-диапазоне — MUCELS. Возможности этого комплекса до сих пор засекречены. В хвостовой части фюзеляжа под двойным выступающим обтекателем находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Новая система пеленгации была размещена также в хвостовой части, в дополнительном овальном обтекателе. Над верхней частью фюзеляжа расположены: антенны систем High Game, Low Game, спутниковой связи SATCOM и других систем связи.

ПРИМЕНЕНИЕ

Группа операторов RC-135V/W имеет следующий состав и назначение: три оператора РЭБ отслеживают местоположение самолетов противника и системы ПВО по радиолокационным излучениям, перехватываемым системой AEELS. По правому борту находятся 12-16 технических операторов, которые с помощью системы MUCELS ведут радионаблюдение за перехватами, выполняемыми истребителями противника и сетями ПВО. Еще семь технических операторов разведки контролируют радиолокационные излучения объектов воздушного, наземного и морского базирования, дополняющих данные о радиоэлектронной обстановке. Данные передаются трем аналитикам рабочей группы самолета.

Кроме того, в группу входит оператор передачи данных на самолет Боинг Е-3 «АВАКС» и два специалиста полетного технического обслуживания. Изначально самолеты RC-135 V/W предназначались для сбора стратегической информации, но после окончания холодной войны они привлекаются к выполнению тактических задач, в частности, в Азии для мониторинга всего комплекса электронного оборудования противника. Так в ходе операций «Буря в пустыни» и «Щит пустыни» RC-135 V/W были ведущей силой радиотехнической разведки в районе Персидского залива. Они контролировали работу иракских систем связи и РЛС, оперативно передавая информацию в войска.

В настоящее время «Чипманки» стоят на вооружении 55-го крыла Командования боевой авиации США, которое базируется на авиабазе Оффат под Омахой (шт. Небраска). Пятнадцать самолетов RC-135 V/W (9 машин RC-135V и 6 — RC-135W) из 45-й разведывательной эскадрильи составляют основу радио- и радиотехнической разведки 55-го крыла. Обычно больше половины состава крыла находится на заграничных дежурствах. Боинг RC-135 V/W «Ривет Джойнт» стоит также на вооружении в Великобритании, где они в 2011 году сменили устаревшие «Нимрод» R.I.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОИНГ RC-135 V/W «РИВЕТ ДЖОИНТ»

Экипаж, чел.: 3-4 +
12-16 операторов
Двигатели: 4 х ТРДД «Пратт энд Уитни»ТРЗЗ-Р-9 (мощность 80 кН), позднее — 4 х CFM «Интернешнл» F-108-CF-201 мощностью 4 х 96 кН
Размеры, м:
длина: 39,2
размах крыла: 39,88
высота: 12,7
площадь крыла, м²:226
Вес, кг:
пустого самолета: 46 403
максимальный взлетный: 86 047
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 991
практический потолок, м: 12 000
дальность, км: 9100

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector