Самолёт-разведчик Су-24МР (СССР)
Фронтовой бомбардировщик Су-24
Более 40 лет в ВВС России, а ранее СССР верой и правдой служит самолет Су-24, за способность нанесения ядерного удара в НАТО прозванный ядерным «фехтовальщиком».
Сложности в процессе создания, испытаний и эксплуатации не помешали ему стать самым массовым самолетом и гордостью России. А отзыв английской газеты “Air international”, назвавшей бомбардировщик «наибольшей угрозой», является лучшей рекомендацией этой боевой машины.
История создания
К началу шестидесятых годов опыт локальных конфликтов стал настоятельно требовать пересмотра доктрины применения бомбардировочной авиации. США создают новейший истребитель-бомбардировщик F-111, прозванный «Aardvark» («Трубкозубом»).
В СССР разработку ударного бомбардировщика поручают КБ №51 Сухого. КБ решает идти двумя путями:
- Модернизация устаревшего на то время Су-7Б.
- Создание принципиально нового самолета.
Первый путь привел к появлению истребителя-бомбардировщика Су-17, выпускавшегося до 90-х годов прошлого века. А вот второй шел не так гладко.
Н. С. Хрущев, увлекшись ракетами, решил, что это оружие может решать любые задачи и работа над другими видами вооружений стала затруднительной.
Армию постигло неоправданное сокращение, и многие талантливые летчики были уволены. Конструкторам пришлось разработку новой машины маскировать усовершенствованием Су-7Б.
В процессе создания макета дважды меняли внешний вид изделия. Первоначально в проекте С-6, также известном как Су-15, глубокая модернизация истребителя-бомбардировщика Су-7Б, собирались применить стреловидную форму крыльев, экипаж расположить тандемом, друг за другом.
Самолет планировалось использовать как многоцелевой всепогодный штурмовик.
Но во время работы над проектом С-6, заказчик в очередной раз изменил технические требования к самолету, армии нужен был фронтовой бомбардировщик, а не очередная модернизация истребителя-бомбардировщика.
Так появился проект Т-58М, во время работы над ним учли опыт Дженерал Дайнемикс, которые в своем «Трубкозубе» F-111 посадили лётчиков рядом, бок о бок. РЛС по традиции располагалась в носовом обтекателе фюзеляжа.
Крыло получило изменяемую стреловидность. Вооружение разместили как на балочных бомбодержателях внешней подвески, так и внутри фюзеляжа.
Особо стоит отметить вооружение, размещаемое на поворотных пилонах, на самом крыле, это было поистине уникальное решение, которое так и не смогли, или не захотели повторить на Западе.
Кроме ракетно-бомбового вооружения Т-58М получил и встроенную 6-ти ствольную авиапушку АО-19 калибром 23 мм.
В ходе работы над проектом прототип в очередной раз переименовали, машина получила название Т-6. В 1969 году прототипы Т-6 с порядковыми номерами были представлены на государственные испытания.
С момента их окончания, в 1974 году, на вооружение советских ВВС приняли фронтовой бомбардировщик Су-24, представлявший собой доведённый до серийного производства самолёт Т-6.
Конструктивные особенности Су-24
У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:
- уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
- увеличение дальности полета на 38%;
- уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
- снижение действий перегрузки на 30%.
Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:
- Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
- Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
- Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
- Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приёмник воздушного давления ПВД-18.
Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено справа, а штурмана слева.
Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.
Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.
В случае ядерного взрыва от светового излучения экипаж должны защитить специальные шторки.
Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»
За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.
Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.
Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.
В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.
Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.
Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.
Сзади колеса шасси прикрыты щитком, который защищает воздухозаборники от грязи и мусора летящих из-под колес.
Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.
Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолёта по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно применённым именно на бомбардировщике Су-24.
Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.
Электронное оборудование Су-24М
К электронному оборудованию относятся:
- Автопилот САУ-6.
- Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума».
- Приборы радиосвязи и радионавигации.
- Бортовой комплекс обороны БКО-2М.
- Аппаратура опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М или изделие 62 «Пароль».
Система автоматического управления полетом САУ-6 использует сигналы РПС «Рельеф» для движения на сверхмалых и малых высотах с огибанием наземных препятствий. При возникших неисправностях САУ-6 специальные рулевые устройства позволяют самолету уйти от столкновения с землей.
Навигационная система ПНС-24 «Пума» позволяет:
- Круглосуточно и при любой погоде гарантированно поражать любые цели.
- Выполнять задания по программированию маршрута и автоматического ведения самолета.
- Обеспечивать полеты на небольшой высоте с предупреждением соударений с препятствиями.
- Прицельно поражать не скоростные воздушные суда.
- Радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А».
- Радиолокатор (РПС) «Рельеф».
- Пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин».
- Электронно-оптический визир «Чайка-1».
- Теплопеленгатор ТП-23Е.
- Система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран».
- Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7.
- Радиовысотомер малых высот (РВ-3МП).
- Радиовысотомер больших высот (РВ-18А1 «Крона»).
- Прицельно-пилотажный визир ППВ.
- Цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058).
Весит «Пума» 837 кг.
К приборам связи относятся:
- УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»;
- коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» или Р-846;
- переговорное устройство СПУ-9;
- магнитофон МС-61.
Радионавигационное оборудование состоит из:
- радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»;
- радиотехническая система дальней навигации РСДН-10;
- радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
- самолетный ответчик СО-63Б;
- антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6»;
- маркерный радиоприёмник МРП-56П.
В бортовом комплексе обороны БКО-2М имеются:
- станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» или СПО-15 «Берёза»;
- станция помех «Сирень-Ф», новые «Герань» или «Гардения»;
- теплопеленгатор «Мак-УЛ»;
- автомат постановки помех АПП-50;
- аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М» заменена на изделие 62 «Пароль»;
- аппаратура объективного контроля «Тестер-У3».
Самым ярким проявлением возможностей средств РЭБ у Су-24М стала демонстрация атаки на эсминец ФМФ США «Дональд Кук». Была полностью выведена из строя новейшая электроника, в том числе средства РЭБ и радиосвязи, что вызвало законную гордость за отечественную оборонную промышленность, ну и как дополнение, международный скандал.
Технические проблемы
При создании первого авиационного комплекса, а Су-24 таким и является, не могло обойтись без проблем различного характера. Так еще на этапе тестирования возникла проблема, названная «титановыми» пожарами.
Лопатки турбокомпрессора от запредельных нагрузок вытягивались и неизбежно задевали за корпус. Сразу же следовало их разрушение и воспламенение. После попадания обломков в двигатель самолет сгорал за считанные минуты. Проблему решили полным перепроектированием компрессора.
Уже из названия становится ясно, что комплекс конструктивно на несколько порядков сложнее отдельного самолета.
При летных испытаниях непривычное обилие электроники часто приводило к поломкам, что подтверждается потерей 14 машин на этом этапе.
Изделие постоянно дорабатывалось, но самолет все равно остался сложен в управлении. При его обслуживании от пилотов и техников требуется высокий уровень подготовки.
Машина не прощает ошибок в пилотировании, но при создании конструкторы заложили в нее положительное свойство – поломки большинства систем не приводят к непоправимому и дают летчикам возможность продолжить полет и даже во многих случаях выполнить боевое задание. Высокий уровень насыщения автоматикой упростил экипажам задачи по изучению и применению самых сложных устройств.
Су-24 в КБ Сухого признан самым трудным в разработке и самым аварийным самолетом. Ежегодно происходит до пяти крушений. За все время эксплуатации по разным причинам разбилось около ста машин.
Боевое применение
Боевые задания Су-24 впервые получили во время войны в Афганистане. Штурмовики участвовали в ряде операций. Помогали полуторатонными бомбами выкуривать моджахедов Ахмад-Шaxа Масуда из пещер Панджерского ущелья, во время проводимых ОКСВА действий по вытеснению оттуда противника и прикрывали вывод наших частей из сопредельного государства.
вооружение су-24
Базирование бомбардировщиков на территории Афганистана не предусматривалось изначально. С боевых вылетов вернулись все.
Война в Персидском заливе вынудила иракских пилотов просто перегнать Су-24 в Иран и не участвовать в боях, это решение было вызвано нежеланием командования ВВС использовать боевые самолеты в неравных боях с ВВС НАТО.
Азербайджан несколько раз применял Су-24 в Карабахском конфликте. Узбекистан использовал бомбардировщики в гражданской войне в Таджикистане. Потери составили один самолет.
Важное участие в бомбардировках Су-24 приняли в двух Чеченских войнах.
Именно на этих машинах наши летчики уничтожили всю военную и гражданскую авиацию чеченцев и даже личный лайнер Дудаева.
При плохой погоде, которая беспрерывно менялась в горных условиях, только самолеты Сухого могли оказывать круглосуточную поддержку нашим войскам. За обе компании вследствие разных причин разбились три машины.
Следующим местом боевых вылетов оказалась война в Южной Осетии 2012 года. В неофициальной версии говорится о двух подбитых Су-24, по другим данным зенитной ракетой уничтожили только один бомбардировщик.
В гражданских войнах Сирия (2008) и Ливия (2011) в результате действий наземных средств ПВО потеряли по одному самолету. В вооруженном противостоянии на Востоке Украины(2014) сбили два Су-24 Украинских ВВС и один разбился из-за неисправности.
За время войны с ИГИЛ в Сирии Россия потеряла два Су-24М.
Первого подло сбил турецкий истребитель, причем одного из пилотов расстреляли в воздухе. Вторая машина при взлете выкатилась за пределы ВПП и сгорела.
Причиной признали отказ техники. Экипаж погиб. Кроме того в настоящее время имеется информация о повреждении Су-24М б/н «29 белы» в ходе обстрела авиабазы Хмейним.
Модификации Су-24
За свою долгую службу фронтовой бомбардировщик Су-24 претерпел ряд модификаций. После установки ПНС-24М «Тигр» (прицельно-навигационная установка) в 1976 году к названию самолета добавили букву М (изделие 44). С тех пор штурмовик стал способен на высотах до 50 м без участия человека огибать препятствия.
После успешных испытаний в 1979 году постановщика помех на базе Су-24 было решено построить десять Су-24МП. Самолет-разведчик Су-24МР прошел испытания в 1980 году. В войска отправили 130 таких разведчиков.
Для продажи на экспорт создали вариант с названием Су-24МК. Испытан в 1987 году.
В 2017 году Су-24 в разных модификациях имеют:
- Украинские ВВС: 14шт – Су-24М и 9шт – Су-24МР.
- Алжирские ВВС: 11шт – Су-24, 22шт – Су-24МК и 4шт – Су-24МР.
- Иранские ВВС: 29шт – Су-24МК.
- Суданские ВВС: 6шт – Су-24М.
- Азербайджанские ВВС: 2шт – Су-24М.
- Сирийские ВВС: 11шт – Су-24М.
Летно-технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-24
Су-24 – советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Су-24 – один из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Серийный выпуск борбардировщика начался на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 года взлетел головной серийный Су-24. В 1972 году он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су-24 начали поступать в строевые части. В 1983 году был принят на вооружение Су-24М. С 1985 года на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 1980-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24МР. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.
По состоянию на 2009 год, в составе ВВС РФ насчитывалось около 300 Су-24 различных модификаций, из них 56 – в авиации ВМФ.
Размах крыла – 17,64 / 10,37 м;
Длина самолета – 24,53 м;
Высота самолета – 6,19 м;
Площадь крыла – 55,17 / 51,02 кв.м;
пустого самолета – 22 320,
нормальная взлетная – 36000,
максимальная взлетная – 39700;
Тип двигателя – 2 ТРДФ НПО “Сатурн” АЛ-21-Ф-3А;
Тяга: нефорсированная – 2х76,49 кН ( х7800 кгс); форсированная – 2х110,32 кН (2х11250 кгс);
Максимальная скорость, км/ч: на высоте 11000 м – 2320, на уровне моря – 1400; Практическая дальность – 4270 км;
Боевой радиус действия – 560-1300 км; длина разбега – 850-900 м; длина пробега – 800-850 м; практический потолок – 17500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка – 6.
Су-24 – это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция бомбардировщика СУ-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа – с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система “Пума”, в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) “Орион-А”, радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) “Дельта ВМТ-6” для применения управляемых ракет, пеленгатор “Филин-Н” и другие.
На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 – ПНС-24М “Тигр”, в состав которой входят также 13 подсистем, в том ччисле: импульсно-доплеровская РЛС “Орион-А”, РЛС следования рельефу местности “Рельеф”, оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система “Кайра-24” для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения “Фантасмогория” и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны (БКО) “Карпаты”, включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.
Cамолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска свободно попадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.
Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.
В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести более широкий спектр УР класса “воздух-поверхность” с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-б-23М.
В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса “воздух-воздух” с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Журналист Сергей Кузьмин (222)
- Техника интернет компьютеры (3)
- Авиация крушение самолётов (5)
- Афганистан (27)
- наши в Афганистане (16)
- Белоруссия (1)
- Внутренние войска (10)
- спецназ (10)
- Военная Авиация (16)
- военно-морской флот России (16)
- военно-речной флот (1)
- военные (207)
- Авиация (6)
- Артиллерия (3)
- Боевое Братство (6)
- Боевые роботы (1)
- бронетехника (8)
- ВВС и ПВО (11)
- военно-патриотическое воспитание (36)
- Войска Дяди Васи (10)
- Вьетнам (1)
- Германия (2)
- Кавказ (6)
- казаки (6)
- Корея (3)
- Минобороны (1)
- Мировые войны 1 и 2 я (7)
- НАТО (4)
- Обмундирование экипировка снаряжение (8)
- Оружие стрелковое (4)
- Отечественная война вторая Мировая (28)
- Ракетные войска стратегического назначения (8)
- реформы (1)
- Русские богатыри (2)
- Сербия (2)
- Сирия (31)
- спецназ разведка (6)
- срочная служба призыв (1)
- стихи (21)
- танки (11)
- традиции (3)
- учения (8)
- фильмы (1)
- Япония (10)
- Вооружённые силы США (23)
- Авианосцы (5)
- Выборы (147)
- Балластный карьер (18)
- В Гос думу (16)
- Горсовет Новосибирска (2)
- губернатора НСО (8)
- Зэксобрание (4)
- Красноярск (1)
- Мичуринский (17)
- мэра Новосибирска (21)
- Ордынка (1)
- Томск (5)
- ТОСы Новосибирска Самоуправление (18)
- Газпром экология и газопроводы (7)
- Генералы Балластного карьера в Новосибирске (13)
- Журналистика о работе журналиста (131)
- Военная журналистика (18)
- газета Пятый Элемент (13)
- газета Отчизна (3)
- День советской печати (8)
- иностранные агенты (3)
- радио Слово (58)
- Союз журналистов (15)
- Журналистские расследования (432)
- Антинарко (78)
- Политические уголовные дела (5)
- квартирные дела (4)
- Приватизация (2)
- ОПГ в Новосибирске (1)
- Банкротство (6)
- Бе вести пропавшие Розыск (6)
- газификация (8)
- ГИБДД (16)
- Глава Ленинского района Пономарёв (9)
- губернатор Юрченко (9)
- дрова в лесу (1)
- жильё военным (20)
- ЖКХ (2)
- Здравоохранение психо (3)
- Земельные споры (35)
- КГБ ФСБ и др рос спецслужбы (9)
- Коррупция (57)
- Кошмары для малого бизнеса (36)
- мошенники в интернете (6)
- Охрана труда страхование и ФСС (3)
- Паспорта СССР России и других государств (7)
- Передел в Кемеровской области (1)
- правозащитники (13)
- разливы нефти (7)
- разоблачение дела по клевете (8)
- Разоблачение утки ФСБ (12)
- сердюковщина в Минобороне (3)
- СНТ ВОЛНА на острове Кудряш (9)
- Сообщения из МВД (98)
- Страхование и кража (14)
- Черепаново (3)
- чёрные риэлтеры (12)
- Заграница по своему с ума сходит (5)
- информационная война (177)
- ЕВРОПА – Россия (30)
- ООН (1)
- Иностранцы ЗА Россию и Новороссию (6)
- интернетвойна (6)
- Польша – Россия (3)
- санкции (18)
- США – Россия (47)
- Украина – Россия (62)
- Франция (1)
- История (21)
- обряды и молитвы (1)
- Кадровая политика Президента (71)
- Китай (2)
- Криминал (14)
- Смертная казнь (1)
- этнические группировки (3)
- Мужчины и женщины (135)
- дети (17)
- изнасилование (6)
- Любовь (23)
- проститутки (10)
- секс (49)
- стихи (9)
- феминизм и пусси райт (4)
- Музыка (5)
- МЧС предупреждает (5)
- НАТО (7)
- Наука и фантастика (18)
- компьютеры интернет (1)
- техника (5)
- Нацизм (19)
- Национализация (10)
- Зарплаты (2)
- Нефть (7)
- Новороссия (249)
- Авиабомбёжки Малазийский БОИНГ (14)
- Боевые действия (70)
- Добровольцы Стрелков (30)
- Донецк (4)
- журналисты в Новороссии (6)
- Западная Украина (3)
- Иловайск (3)
- Исторические моменты (3)
- Крым (20)
- ЛНР (4)
- майдан и майдауны (26)
- Мариуполь (11)
- Минские соглашения Перемирие (8)
- Наёмники укропов (9)
- Национализация (7)
- Одесса (4)
- Олигархи (10)
- политика США на Украине (18)
- Порошенко и Киев (15)
- Правый сектор (11)
- проституция на Украине (1)
- Севастополь (1)
- Сибирь – Новороссия (7)
- синдром Бандеры (7)
- Славянск (20)
- СМИ в Украине (11)
- О людях – человеках (27)
- Поэты и поэтессы (5)
- Владимир Трошин (1)
- Есенин (1)
- Маяковский (1)
- Пушкин (2)
- Художники (6)
- Шекспир (1)
- Образование платное (3)
- Партии (88)
- Единая Россия (40)
- Коммунисты (28)
- ЛДПР (8)
- Ленин материализм (10)
- Навальный (2)
- Сталин (5)
- Пограничники (45)
- Праздники (17)
- Приднестровье (6)
- Природа (70)
- Деревья и травы, и цветы (9)
- Собаки (5)
- весенний паводок (5)
- Рыбалка (3)
- защита животных (5)
- люди-феномены (1)
- Наводнения (4)
- Охота (3)
- Сад огород дом (18)
- Протесты и митинги (74)
- Наролная оппозиция (45)
- против удорожания бензина (2)
- Экологические (20)
- Профсоюзы Работа (6)
- Психо (9)
- Русофобия (34)
- 282я статья (2)
- Квачков полковник спецназа (13)
- Советский Союз (34)
- Социальные темы (1)
- Спецслужбы (10)
- крушения самолётов (2)
- Терроризм (1)
- Спорт (19)
- тяж атлетика (1)
- бокс (1)
- кикбоксинг (2)
- Олимпиада (2)
- фехтование (1)
- футбол (3)
- Стихия (4)
- аварии на АЭС (1)
- Суды и гласность (28)
- Трудовые споры (1)
- США и президенты (37)
- Трезвость (120)
- Антитабак (12)
- Здоровье (55)
- Медицина (5)
- Туризм (8)
- Алтай (1)
- Турция (2)
- Фильмы (6)
- Финансы (47)
- Банки (15)
- жильё (1)
- Рубль (12)
- Страховка (1)
- Фонды пенсионный страхования налоговая (8)
- Христианство (1)
- Чернобыльцы (2)
- Чечня (26)
- Экономика (28)
- Энергетика (3)
- Рыбоводство (3)
- Югославия (1)
- Юмор (55)
- Ярмарка (2)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Как перевооружали ВВС СССР на СУ-24
Су-24. «Чемоданчик» Сухого
Су-24 можно считать советским «аналогом» американского F-111. Самолёт до сих пор является одним из наиболее массовых боевых самолётов ВВС России. Высокий боевой потенциал машины обеспечивается возможностью применения широкого набора авиационных средств поражения. Однако постепенно на смену самолёту в войска придут новые Су-34.
Во второй половине 1950-х годов советская фронтовая авиация начала получать новые истребители-бомбардировщики Су-7Б, а в начале следующего десятилетия произошла замена бомбардировщиков Ил-28 самолётами Як-28. Последние вызывали много нареканий у военных, к тому же в середине 1960-х годов у потенциального противника появились новые фронтовые бомбардировщики – 21 декабря 1964 года первый полёт совершил General Dynamics F-111 Aardvark, превосходивший советские самолёты аналогичного назначения и способный применять очень широкий спектр авиационных средств поражения.
Ещё одним неприятным сюрпризом стало дальнейшее совершенствование зенитных управляемых ракет, которые благодаря активным радиолокационным ГСН могли поражать имевшиеся тогда на вооружении советские самолёты с большей эффективностью и на всём диапазоне высот. Решение проблемы заключалось в создании возможности атаковать цели на сверхзвуковых скоростях и на малых высотах, вне зоны видимости РЛС противника.
В ответ на требования ВВС к новому ударному самолёту, предназначенному для нанесения высокочастотных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям в любых погодных условиях и с использованием маловысотного режима полёта, специалисты конструкторских бюро Микояна и Сухого приступили к созданию своих вариантов. В первом случае в итоге получился знаменитый МиГ-27, а во втором – не менее знаменитый Су-24, с середины 1970-х годов начавший поступать на смену бомбардировщикам Як-28.
Работы по новой машине, названной С6, начались в ОКБ П.О. Сухого в 1963 году, но уже в следующем году они были прекращены – в связи с ужесточением требований заказчика к взлётно-посадочным характеристикам перспективной машины, что на С6 реализовать не представлялось возможным. Однако в то же самое время группа специалистов ОКБ приступила к проектированию нового самолёта, получившего фирменное обозначение Т6. Причём для достижения требуемых взлётно-посадочных характеристик было решено применить специальные подъёмные двигатели, установленные в фюзеляже вертикально. 2 июля 1967 года состоялся первый полёт опытного Т6-1, который имел тонкое треугольное крыло и оснащался комбинированной силовой установкой в составе четырёх подъёмных ТРД РД-36-35 (в средней части фюзеляжа, в ряд) и двух маршевых двигателей Р-27Ф2-300, а также кабиной на двух лётчиков, размещавшихся плечом к плечу. Впрочем, вскоре было решено отказаться от концепции комбинированной силовой установки и применить крыло изменяемой стреловидности.
Новый истребитель-бомбардировщик, переквалифицированный затем во фронтовой бомбардировщик, получил фирменное обозначение Т6-2И. Прототип был построен на Новосибирском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова (завод №153) и совершил первый полёт 17 января 1970 года под управлением лётчика-испытателя В.С. Ильюшина. Причём самолёт, принятый на вооружение под обозначением Су-24, стал вторым советским самолётом фронтовой авиации, оснащённый цифровым прицельно-навигационным комплексом.
Лётные испытания Т6-2И проводились в 1970-1976 годах, были выполнены около 300 полётов. В конце 1970 года к нему присоединился второй лётный прототип, Т6-3И, на котором в 1971 году были выполнены 90 полётов – программа лётных испытаний продолжалась до 1976 года, самолёт выполнил в итоге около 300 полётов. После испытаний на Т6-3И самолёты Су-24 стали оснащать доработанными двигателями АЛ-21Ф-3, а затем АЛ-21ф-3А. Следующий опытный самолёт, Т6-4И, поднялся в воздух 16 июня 1971 года, но в 1973 году – всего после 120 полётов – самолёт разбился. Первый серийный самолёт взлетел 31 декабря 1971 года: лётчик-испытатель Владимир Выломов.
Су-24
Когда по результатам лётных испытаний стало ясно, что новая машина значительно превосходит Як-28, командование ВВС немедленно потребовало приступить к серийному производству машины, ещё до окончания программы государственных испытаний. Официально серийное производство самолёта начато в 1972 году, государственные испытания завершились в августе 1974 года, а в конце того же года первые серийные машины стали поступать в строевые подразделения. Серийный выпуск Су-24 осуществляло только НАПО имени В.П. Чкалова; выпуск продолжался до 1983 года. В ходе серийного выпуска Су-24 неоднократно модернизировался – был увеличен объём топливных баков, подвергся перепроектированию фюзеляж.
Су-24 имел разнообразное вооружение. Кроме встроенной 23-мм шестиствольной пушки ГШ-6-23 с боезапасом 500 снарядов, он мог применять широкий спектр авиационных средств поражения – на восьми внешних узлах можно было подвешивать различные авиабомбы, УР «воздух-поверхность» Р-55 или Р-60, а также до трёх подвижных установок с 23-мм пушками. Модернизированный Су-24М может применять УР Х-23, Х-25, Х-29 (четыре УР Х-23/Х-25 под крылом или три Х-29 – две под крылом и одна под фюзеляжем) со всеми видами систем наведения.
Интересно, что когда в 1974 году до председателя Комитета начальника штабов ВС США адмирала Томаса Мурера впервые дошла информация о принятии на вооружение ВВС СССР нового самолёта, сведений о нём почти не было – даже название машины и то перепутали, обозначив его Су-19. Ошибку исправили лишь в 1981 году!
Поступавший в строевые части на смену ЯК-28 самолёт Су-24 был не только более современным и мощным, но и требовал к себе более «пристального» внимания – ввиду своей технологичной сложности и массе имевшегося на борту современного БРЭО и авиационных средств поражения. И всё же Су-24 был самолётом нового поколения, особенно впечатляла надёжность силовой установки. Лётчики же дали Су-24 целый ряд прозвищ, одними из наиболее известных стали «Чемодан» или «Сундук» – за характерную форму фюзеляжа. Позже за возможность применения специальных изделий стали использовать другое прозвище – «Ядерный чемоданчик».