0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штурмовик AMX (Европа)

Штурмовик AMX (Европа)

Разработка самолета AMX была начата в 1979 году фирмами «Alenia Aerospazio» и «Aermacchi» по контракту с ВВС Италии. Он предназначался для замены во второй половине 80-х годов состоящих на вооружении устаревших тактических истребителей F-104 и G.91. Предварительно итальянские специалисты провели анализ тактико-технических характеристик уже созданных самолетов типа «Альфа Джет» и выяснили, что ни один из них не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Поэтому было принято решение о самостоятельной разработке нового легкого истребителя, который бы соответствовал критерию «стоимость/эффективность». Еще на этапе проектирования к самолету АМХ большой интерес проявило командование ВВС Бразилии. Убедившись, что он почти полностью отвечает их требованиям, Бразилия решила принять участие в программе создания новой машины (с 1980 года в работах участвует бразильская фирма «Embraer»). Всего было построено 7 прототипов. Серийное производство штурмовиков началось в середине 1986 года. Первые серийные самолёты стали поступать ВВС Италии в апреле 1989 года, а в ВВС Бразилии с 17 октября 1989 года. В ВВС Бразилии имеет обозначение A-1 Centauro (двухместный вариант — A-1B), в ВВС Италии — имя собственное Ghibli.

Самолет АМХ предназначен для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, изоляции района боевых действий, нанесения ударов по морским объектам, ведения разведки и борьбы с воздушными целями.

Истребитель АМХ представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом со стреловидностью по передней кромке 31°, однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным убирающимся шасси. Силовая установка состоит из одного английского бесфорсажного турбореактивного двигателя «Спей» Мк807 максимальной тягой 5000 кг, выпускаемого в Италии по лицензии фирмой «Альфа-Ромео». Запас топлива во внутренних баках 3 850 л. Самолет намечалось оснастить системой дозаправки топливом в воздухе (на двух опытных образцах АМХ уже установлена такая система со съемными топливоприемниками).

Самолет нормальной схемы, с высокорасположенным крылом, выполнен в основном из алюминиевых сплавов, композиционные материалы используются в конструкции киля, стабилизатора, интерцепторов, элеронов и воздухозаборников двигателя.

Крыло самолета трехлонжеронной конструкции. В него встроены топливные баки. Фюзеляж типа полумонокок, имеет овальное поперечное сечение. В передней части располагаются отсеки радиоэлектронного оборудования, пушечное вооружение и кабина летника. Хвостовое оперение включает киль с рулем направления и переставной среднерасположенный стабилизатор с рулем высоты. Обшивка руля направления и частично стабилизатора выполнена из углепластика.

Самолет способен взлетать с полуоборудованных и поврежденных ВПП, а при необходимости и с автодорог. Высокие летные качества, современное бортовое электронное оборудование и вооружение обусловливают гибкость его боевого использования. Большое внимание при разработке самолета было уделено обеспечению его живучести при выполнении боевого вылета. Многократное дублирование различных систем самолета позволяет в случае выхода из строя одной из них продолжить выполнение задания или возвратиться на аэродром вылета (посадки). Самолет оборудован системой электродистанционного управления с двойным резервированием. При повреждении гидравлической и электрической систем предусмотрено управление самолетом вручную. Живучести самолета способствуют также его небольшие размеры, обеспечивающие малую радиолокационную заметность. Кроме того, установленный на нем двигатель имеет небольшое ИК-излучение.

Кабина пилота обеспечивает хороший наружный обзор, что особенно важно для самолета-штурмовика. Определенное размещение органов управления и индикаторов способствует уменьшению рабочей нагрузки на летчика и позволяет сосредоточить основное внимание на выполнении боевой задачи и пилотировании на малой высоте. На самолете применена концепция HOTAS — выполнение летчиком боевой задачи без снятия рук с органов управления (ручки управления и рычага управления двигателем).

Бортовая прицельно-навигационная система построена на базе инерциального навигационного устройства и ЭВМ американской фирмы «Литтон». Самолетную РЛС (создана на основе израильской EL/M-2001) в дальнейшем предполагается заменить другой радиолокационной станцией с большей дальностью действия «Пойнтер» (также на основе израильской РЛС EL/M-2021). В состав аппаратуры общего назначения входят УКВ радиостанции метрового и дециметрового диапазонов, ответчик радиолокационной системы опознавания, аппаратура систем бл ижней навигации ТАКАН (на итальянских самолетах) или VOR (на бразильских), обнаружительный приемник итальянской фирмы «Элеттроника» с антеннами на киле хвостового оперения для обеспечения контроля пространства в передней и задней полусферах. Кроме того, на АМХ планируется использовать различное разведывательное оборудование и средства РЭБ.

Читать еще:  Лёгкий истребитель Folland Gnat (Великобритания)

В соответствии со своим предназначением самолет рассчитан на применение различных видов оружия. Он может нести УР класса «воздух-поверхность» AGM-65 «Мейверик», «Мартель 2»; противокорабельные УР «Корморан»; противорадиолокационные УР HARM; УР класса «воздух-воздух» «Сайдуиндер»;авиабомбы Мк.82, Мк.83, Мк.84 массой 227-908 кг; кассетные бомбы; неуправляемые авиационные ракеты, а также встроенные авиационные пушки: на итальянских самолетах шестиствольную М61А1 «Вулкан» калибра 23 мм, а на бразильских — сдвоенную пушечную установку DEFA калибра 30 мм.

На самолете оборудованы 5 наружных узлов подвески, на каждом из которых могут быть установлены спаренные бомбодержатели для размещения ракет и бомб. На законцовках крыльев находятся узлы подвески УР класса «воздух-воздух». Общая масса боевой нагрузки составляет 3500 кг. Для управления оружием на самолете смонтирована система управления подвешенной боевой нагрузкой SMS.

УР класса «воздух-поверхность», бомбы, неуправляемые ракеты, подвесные топливные баки и контейнеры с оборудованием будут размещаться на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах. Еще два узла на концах консолей крыла предназначены для УР класса «воздух-воздух» типа «Сайдвиндер». На итальянских самолетах АМХ устанавливается одна встроенная 20-мм пушка М61А1 «Вулкан» с боекомплектом 350 патронов, а на бразильских имеются две 30-мм пушки «Дефа-553» (по 125 патронов). Для ведения воздушной разведки истребитель будет оснащаться телевизионной камерой или панорамным аэрофотоаппаратом, размещаемыми внутри передней части фюзеляжа, а также подвесным контейнером с инфракрасной разведывательной аппаратурой (на подфюзеляжном узле).

Программа летных испытаний тактического истребителя АМХ, рассчитанная на 1400 ч налета, началась весной 1984 года полетом первого итальянского опытного образца. В июне 1984 года он потерпел катастрофу, и вместо него был выпущен другой самолет. Всего для летных испытаний изготовлено шесть опытных образцов, не считая одного потерянного. В соответствии с программой на первых двух образцах намечается проводить аэродинамические испытания (в том числе полеты на флаттер и оценка характеристик во всем диапазоне режимов полета); на третьем — испытания бортового оборудования; на четвертом — полеты с подкрыльевыми и подфюзеляжной подвесками; на пятом и шестом — испытания бортового оружия и разведывательного оборудования.

В ходе состоявшихся испытаний выполнялись полеты с двумя УР «Сайдвиндер», без них и с одной УР. Самолет летал на скорости, соответствующей числу М = 0,85, показал достаточную управляемость на малых скоростях полета при углах атаки более 20°, способность совершать полет без сваливания на скорости менее 180 км/ч и высокую маневренность, особенно в вертикальной плоскости. Во всем диапазоне скоростей полета усилия на ручке управления были небольшими благодаря электродистанционной системе, с помощью которой управляются стабилизатор, интерцепторы и руль направления. Управление элеронами и рулем высоты осуществляется обычным способом от гидросистемы.

Кроме того, проводились испытания по запуску двигателя в воздухе, на штопор и по дозаправке топливом в воздухе (сообщалось, в частности, что была отработана стыковка без перекачки топлива с заправочным устройством, установленным на итальянском военно-транспортном самолете G. 222). Испытания бортовых систем вооружения были намечены на 1986 год, основную часть летных испытаний предполагалось завершить в конце 1987-го.

Технические характеристики AMX
Экипаж: 1 пилот
Длина: 13,23 м
Размах крыла: 8,875 м
с ракетами на концах крыла: 9,97 м
Высота: 4,55 м
Площадь крыла: 21,0 м?
Коэффициент удлинения крыла: 3,8
Коэффициент сужения крыла: 0,5
Стреловидность по передней кромке: 31°
База шасси: 4,7 м
Колея шасси: 2,15 м
Масса пустого: 7 000 кг
Нормальная взлётная масса: 10 750 кг (при типовой нагрузке)
Максимальная взлётная масса: 13 000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 2 720 кг
Объём топливных баков: 3 500 л (+ 2? 1100 л и 2? 580 л ПТБ)
Силовая установка: 1 ? ТРДД Rolls-Royce RB 168 Sprey Mk 807
Тяга: 1 ? 49,1 кН

Читать еще:  Штурмовик AD-6 Skyraider (США)

Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли: 0,83М
на высоте: 0,86М на 9140 м
Боевой радиус: 926 км (при максимальной взлётной массе, полёт по профилю большая-малая-большая высота)
Перегоночная дальность: 3 333 км (с 2?1000 л ПТБ)
Практический потолок: 12 800 м
Скороподъёмность: 52 м/с
Нагрузка на крыло: 619,1 кг/м? (при максимальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,38 (265 кг/кН) (при максимальной взлётной массе)
Длина разбега: 1 442 м (при максимальной взлётной массе)
Длина пробега: 753 м (при максимальной посадочной массе)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,33/-3 g

Вооружение
Стрелково-пушечное:
1? 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 350 сн. (для ВВС Италии) или
2? 30 мм пушки DEFA 554 (для ВВС Бразилии)
Точки подвески: 5
Боевая нагрузка: 3 800 кг различного вооружения

Самолет AMX

К середине 1970-х годов одним из основных типов боевых самолетов ВВС Италии являлся Фиат G-91. Надежная и недорогая в эксплуатации машина тем не менее была морально устаревшей: ее корни уходили еще к истребителю F-86 «Сейбр», то есть соответствовали уровню 1950-х годов.

Для замены самолетов G-91 итальянские фирмы «Аэритали» и «Аэрмакки» в 1977 году начали разработку нового самолета аналогичного назначения. Предполагалось создать достаточно простую дозвуковую машину, предназначенную для изоляции района боевых действий на незначительном удалении от линии фронта. Ни радиолокатора, ни каких-либо сложных электронно-оптических средств применять на самолете не предполагалось: пилот должен был осуществлять поиск цели и прицеливание визуально.

В 1980 году проект, получивший обозначение АМХ, приобрел статус международного: ВВС Бразилии после соответствующего анализа возможных вариантов выбрали этот самолет в качестве замены легких штурмовиков ЕМВ-326 (кстати, выпускавшихся по итальянской лицензии). Был образован консорциум, в котором доля «Аэритали» составила 46 %, «Аэрмакки» — 24 %, а бразильской фирмы «Эмбраер» — 30 %. Первый прототип, построенный в Италии, поднялся в воздух 15 мая 1984 года, но две недели спустя был разбит. 19 ноября 1984 года начались испытания второй машины. Всего же к 1986 году изготовили семь прототипов — пять в Италии и два в Бразилии. В 1986 году началась разработка двухместного учебно-боевого варианта АМХ-Т. Первый из трех прототипов этой модификации был облетан 14 марта 1990 года.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В аэродинамическом отношении АМХ представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом умеренной стреловидности и нормальным хвостовым оперением. Силовая установка состоит из одного бесфорсажного двухконтурного ТРД «Спей» RB.168 Мк.807 (разработан английской фирмой «Роллс-Ройс», выпуск по лицензии был налажен в Италии).

Бортовое оборудование и вооружение итальянского и бразильского вариантов различаются. Например, на итальянских АМХ устанавливается радиодальномер израильской разработки EL/M-2001B, а на бразильских — «Текнаса»/5МА SCP-01. Встроенное вооружение итальянских машин представлено 20-мм шестиствольной пушкой М61А1 «Вулкан» (боекомплект 350 снарядов), а бразильских — парой 30-мм пушек «Дефа» 554 (по 125 снарядов на ствол). Самолет имеет семь внешних узлов подвески вооружения (подфюзеляжный, четыре подкрыльевых и два на концах крыла) общей грузоподъемностью 3800 кг. Состав подвесного вооружения также различается. Если бразильские машины могут применять лишь неуправляемые средства поражения, то итальянские способны нести УР класса «воздух — поверхность» AGM-65 и управляемые авиабомбы. Узлы на законцовках крыла предназначены для подвески ракет «воздух — воздух» ближнего боя, служащих для самообороны (AIM-9 «Сайдвиндер» на итальянских машинах либо МАА-1 «Пиранья» на бразильских). Под крылом самолет может нести четыре подвесных топливных бака — два 1000-л и два 500-л.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Первоначально предполагалась закупка 238 самолетов для ВВС Италии и 79 — для ВВС Бразилии, но впоследствии эти планы подверглись сокращению. ВВС Италии в 1988-1994 годах получили 136 самолетов (110 АМХ и 26 АМХ-Т), а Бразилии примерно в тот же период — 56 (соответственно, 45 и 11).

В ВВС Италии самолетами АМХ вооружили четыре эскадрильи, из которых к началу 2017 года в строю оставались только две: 101-я учебно-боевая (эксплуатирует 11 двухместных машин) и 132-я ударно-разведывательная (35 одноместных самолетов). Обе они входят в состав 51-го крыла и базируются в Истране. В 2007-2010 годах 52 самолета прошли модернизацию ACOL, предусматривавшей обновление средств навигации и связи. В 2012 году немодернизированным самолетам АМХ и АМХ-Т присвоили обозначения А-11А иТА-11А, а модернизированным — А-11В и ТА-11 В.

Читать еще:  «Battle Butties» - сэндвич, который остаётся свежим более двух лет

Самолеты АМХ ВВС Италии применялись в ходе операций НАТО над Балканами — «Делиберейт Форс» в 1995 году и «Эллайд Форс» в 1999-м. В ходе последней операции самолеты АМХ выполнили 252 боевых вылета, применяя по наземным целям УАБ и свободнопадающие бомбы. Собственные потери составили одну машину.

В 2009-2014 годах четверка АМХ действовала в Афганистане, налетав в общей сложности 9 тыс. часов. Наконец, в 2011 году АМХ приняли участие в операции в Ливии. ВВС Италии планировали списать А-11В/ТА-11В в 2016 году, но ввиду задержек с поставками новых истребителей F-35 списание пришлось отложить до 2018 года.

В ВВС Бразилии одноместные самолеты обозначаются А-1, а двухместные — А-1 В. 15 одноместных самолетов переоборудованы в разведчики RA-1. Предполагалось в 2013-2017 годах модернизировать 43 самолета, но ввиду нехватки средств к настоящему времени доработки прошли только три машины.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМХ

  • Тип: одноместный дозвуковой истребитель-бомбардировщик
  • Двигатель: ТРДД «Роллс-Ройс Спей» RB.168Mk.807 максимальной тягой 5000 кгс
  • Размеры:
    длина, м: 8,87
    высота, м: 4,58
    размах крыла, м: 13,58
    площадь крыла, м2:21,0
  • Вес, кг:
    пустого самолета: 6730
    нормальный взлетный: 10750
    максимальный взлетный: 13000
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 1160
    дальность полета с ППБ, км: 3330
    практический потолок, м: 13000
  • Вооружение: 1 20-мм пушка М61А1 (боекомплект 350 снарядов); возможна подвеска до 3800 кг бомб

Cамолет штурмовик AMX ACOL (Италия)

AMX ACOL – итальянский тактический турбореактивный штурмовик, который является модернизированным вариантом штурмовика AMX по программе «ACOL».

Целью программы обновления «ACOL» была модернизация материально-технического обеспечения и операционных возможностей легкого тактического турбореактивного штурмовика AMX (самолет совместного производства Италии и Бразилии, полномасштабное производство которого началось в 1986 году). Стоить отметить, что производство штурмовиков AMX закончилось в 1999 году. Всего за время производства было изготовлено 211 самолетов. Италия, желая сохранить эти штурмовики на вооружении ВВС, решила усовершенствовать их до уровня AMX ACOL, что и поспособствовало возникновению программы «ACOL», информируют Экономические Новости.

Данной программой занималась итальянская компания «Alenia Aermacchi». Штурмовики AMX полностью достигли уровня AMX ACOL в 2012 году. Обновление по программе «ACOL» включает оснащение самолетов высокоточным оружием; возможностью подвески контейнера Rafael Reccelite с разведывательным оборудованием; приборным оборудованием, совместимым с очками ночного видения и новым радиоэлектронным оборудованием. Все остальные характеристики и принцип работы самолета остались прежними.

В сентябре 2009 года десять модернизированных штурмовиков AMX по стандарту ACOL приняли участие в учениях Green Flag West, которые состоялись на авиабазе Неллис (США). Самолеты выполнили 171 боевой вылет, налетав в общей сложности около 300 часов днем и ночью. Позже несколько AMX ACOL приняли участие в учениях Red Flag. Итальянские усовершенствованные самолеты работали вместе с БПЛА MQ-1 Predator A и MQ-9 Reaper/Predator B. Финальным моментом испытаний стал сброс четырех бомб GBU-12 с двух самолетов AMX ACOL по целям, обнаруженным БЛА Predator B.

Итальянские штурмовики AMX ACOL оснащены современной навигационной системой GPS, что позволяет достигнуть высокой точности наведения вооружения на цель. На самолетах было усовершенствована система коммуникации и комплекс идентификации «свой-чужой» (дополнен системой Night Vision Google). Для того чтобы новые возможности стали более удобны для пилота, в кабине установили современный многофункциональный цветной дисплей, а также более мощный компьютерный генератор символов (CSG).

Штурмовики AMX ACOL существуют и в одноместном, и двухместном вариантах. Разработкой двигателя занималась компания Volo (Experimental Flight Department). Фирма «Selex ES» является поставщиком основной авионики для AMX ACOL.

Тактико-технические характеристики

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector