Стратегический бомбардировщик B-2A Spirit (США)
Стратегический бомбардировщик B-2A Spirit (США)
Малозаметный стратегический бомбардировщик B-2A Spirit первоначально предназначался для решения широкого круга задач в условиях глобальной ядерной войны, в дальнейшем бомбардировщик был переориентирован на нанесение высокоточных неядерных бомбовых ударов с сохранением возможности доставки ядерных боеприпасов. Предварительная работа по созданию стратегического бомбардировщика с применением конструкции и материалов, поглощающих радиоволны, началась в 1978 г., а официальный контракт был заключен с ВВС США в октябре 1981 г. В металле самолет-«невидимка» был представлен фирмой Northrop в 1988 г., а свой первый полет B-2 Spirit совершил 17 июля 1989 г. Первый строевой самолет прибыл на авиабазу Уайтмен (штат Миссури) 17 декабря 1993 г., а боеготовность авиакрыла из двух авиаэскадрилий по 8 самолетов была достигнута к концу 1995 г. Общий число B-2 Spirit составляет 20 машин, 4 из которых поочередно будут находиться на обслуживании или модернизации.
Ограничение общего количества самолетов-«невидимок» связано с высокой стоимостью аппарата (около 2 млрд долларов) и снижением вероятности ядерного конфликта с республиками распавшегося СССР. Это предполагает использование B-2 Spirit в качестве бомбардировщика с обычным вооружением для нанесения ударов по крупным скоплениям сил противника (что и было проверено в ходе операции «Решительная сила» при нанесении ударов по территории Югославии в марте 1999 г.).
Бомбардировщик B-2 Spirit разработан с широким использованием технологии «стелс», затрудняющей его обнаружение радиолокационными, инфракрасными, акустическими и визуальными средствами. В частности, для снижения ЭПР планер B-2 Spirit выполнен в виде сложной сотовой конструкции с использованием графитоэпоксидных материалов при частичном применении высокопрочного алюминия и титана. Каналы воздухозаборников двигателей имеют искривленную (S-образную) форму и покрыты радиопоглощающим материалом.
Такие материалы нанесены и на большую часть поверхности самолета. Как отмечается в зарубежной печати, величина ЭПР B-2 Spirit строго засекречена, однако предполагается, что сигнал, отражаемый от данного самолета в сторону облучающей его РЛС, в 100-1000 раз меньше, чем от B-1B. При этом ЭПР B-2 Spirit ненамного превышает ЭПР небольшой птицы, а малая заметность снижает дальность его обнаружения более чем в 4 раза, что обеспечивает возникновение «мертвых зон» в цепи зон обзора РЛС системы ПВО и снижает вероятность его обнаружения самолетами ДРЛО. По мнению бывшего начальника штаба ВВС США генерала Уэлча, ЭПР самолета B-2 Spirit столь мала, что летчик истребителя-перехватчика быстрее обнаружит его визуально, нежели с помощью бортовых приборов.
Бомбардировщик B-2 Spirit спроектирован в виде летающего крыла, значительная часть которого выполнена из композиционных материалов и не имеет вертикального оперения. Для управления используются аэродинамические поверхности (расщепляющиеся щитки), размещенные на задней кромке крыла, в средних по размаху частях корпуса находятся по 3 секции элевонов, а по центру сзади — отклоняемая поверхность («бобровый хвост»), служащая для продольной балансировки самолета. Аэродинамические поверхности имеют небольшое плечо относительно цента масс самолета. поэтому дополнительные моменты продольного управления обеспечивают дефлекторы реактивных струй двигателей.
На внешних концах консолей крыла установлены расщепляющиеся щитки-рули управления, в средних по размаху частях – по три секции элевонов, а по центру – отклоняемая поверхность для балансировки самолета. Механизация передней кромки и закрылки отсутствуют.
Шасси трехопорное. Основные стойки с четырехколесными тележками установлены с внешней стороны отсеков двигателей и убираются вперед. Передняя стойка со спаренным колесом убирается назад. Створки всех стоек имеют зигзагообразные кромки.
Экипаж состоит из двух человек – летчика и офицера управления. Катапультируемые кресла располагаются рядом друг с другом. Предусмотрена также возможность размещения при необходимости третьего члена экипажа. Отсек для экипажа и полезной нагрузки начинается сразу позади вершины крыла, а заканчивается в месте, где фюзеляж плавно переходит в верхние поверхности крыла.
Силовая установка состоит из четырех нефорсированных ТРД. Два воздухозаборника (по одному на пару двигателей) с пилообразной передней кромкой и S-образно изогнутым вниз каналом для исключения радиолокационного облучения компрессоров двигателей расположены сверху крыла. Для снижения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Уменьшение уровня ИК-излучения обеспечивается снижением температуры выхлопных газов на выходе из сопел двигателей путем смешивания с охлаждающим воздухом, отводимым через щель сдува пограничного слоя перед воздухозаборниками. Топливные баки размещены в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций корпуса. Для увеличения дальности полета B-2 оборудован системой дозаправки топливом в воздухе (топливоприемник размещен за кабиной экипажа).
Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным резервированием. В состав бортового оборудования входит навигационная подсистема, включающая инерциальный блок VIR-130 с астрокоррекцией, связанный с астроинерциальным блоком, две многофункциональные РЛС AN/APQ-118 с синтезированной апертурой, что обеспечивает высокую разрешающую способность и позволяет обнаруживать с большой точностью неподвижные и мобильные комплексы МБР. Бортовые РЛС дают возможность осуществлять картографирование местности, коррекцию навигационной системы и обеспечивают полет в режиме огибания рельефа местности. Приборное оборудование включает восемь многофункциональных цветных индикаторов.
Вооружение размещается в двух внутренних отсеках вооружения, расположенных рядом в центральной части корпуса, на новых вращающихся пусковых установках AARL. На каждой из них можно подвешивать 8 ядерных УР СРЭМ, СРЭМ-2 или КР AGM-129A (АСМ). Могут также использоваться ядерные бомбы В-61 или В-83 либо до 70 фугасных бомб общей массой 17420 кг.
В 1991 году было принято решение о постройке 20 самолетов В-2А. Для проведения испытаний использовались 6 опытных образцов. Первые серийные самолеты B-2A Block 10 оснащены только свободнопадающими бомбами (ядерными B83 mod.1 и фугасными Mk84). Первый самолет передан ВВС в декабре 1993 года. До января 1996 года построено 10 машин. На машинах второй серии B-2A Block 20 установлена часть аппаратуры бортового комплекса РЭБ AN/APR-50.
Доработка бортового радиолокационного комплекса позволяет осуществлять полеты с огибанием рельефа местности на высотах не превышающих 180 м. Самолет оснащен приемной аппаратурой космической радионавигационной системы NAVSTAR. С самолета возможно применение ракет AGM-84C, ядерных бомб B61 mod.7 и B61 mod.11. Первый самолет передан ВВС в марте 1996 года. До 1997 года переоборудовано 3 самолета. На модификации B-2A Block 30 проведена замена радиопоглощающего покрытия, усилена конструкция планера, расширен диапазон рабочих частот комплекса РЭБ.
Модифицированный радиолокационный комплекс обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте до 60 м. Обеспечивается применение управляемых авиационных бомб GBU-31 и JDAM, обычных авиабомб Mk82, морских мин Mk62, зажигательных авиабомб M117, кассетных бомб CBU-87, CBU-89 и CBU-97. На двух роторных пусковых установках могут размещаться до 16 крылатых ракет AGM-129A ACM. Всего построено 2 самолета. К 2000 году планируется модернизировать 19 строевых самолетов по стандарту серии 30. Разрабатывается модификация B-2A Block 40, на которой будут устранены все недоработки.
Планируется оснащение самолета крылатыми ракетами JASSM. Мнения специалистов об эффективности самолета весьма расходятся. Представители ВВС США заявляют, что для доставки 110 т обычных авиабомб в район Северной Африки необходимы две авианосные группы численностью 12 тысяч человек или 10 бомбардировщиков B-52H с 32 топливозаправщиками и 14 вспомогательными самолетами, или 6 бомбардировщиков B-2A с 6 топливозаправщиками. В тоже время утверждается, что стоимость доставки к цели одного боевого заряда с помощью обычного самолета-носителя составляет 3,2 миллиона долларов, против 31 миллиона долларов – с помощью B-2A.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2-3
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 1010
максимальная на высоте до 3 км 917
Практический потолок, м 16760
Дальность, км:
перегоночная 11565
действия 9815
Масса, кг:
максимальная взлетная 181440
нормальная взлетная 168420
пустого самолета 56700
Максимальная боевая нагрузка, кг 22700
Габариты самолета, м:
размах крыла 52,43
длина 21,03
высота 5,18
Двигатель: ТРДД General Electric F118-GE-110, кгс 4 по 8620
Northrop B-2 Spirit
В-2 – это стратегический бомбардировщик американского производства, который входит в третье поколение малозаметных самолетов. Данный воздушный агрегат не считается «невидимкой», поскольку существуют специальные системы, способные его определить. Но благодаря небольшой заметности для вражеских ПВО самолет практически был не заменим, поскольку имел большой уровень выживаемости.
Конструкция самолета выполнена по схеме «летающее крыло» с отсутствием вертикального оперения. Расщепляющие щитки выполняют функцию рулей направления. Их установили на концах крыла. Основная часть самолета построена из алюминиевых и титановых сплавов с небольшим применением углепластиков с полиамидной и бисмалеимидной матрицами, обладающими увеличенной теплостойкостью. Главным несущим компонентом является титановый однолонжеронный кессон, который размещен в центральной передней части корпуса и сопутствующих промежуточных секциях. К ним крепятся углепластиковые консоли крыльев.
Толщина титановых монолитных панелей кессона – 23 мм. Ряд всех титановых элементов сконструирован с добавлением диффузной сварки и сверхпластического формирования. Некоторые из них являются самыми длинномерными в авиации США.
Форма самолета в плане создана 12 прямыми линиями, что дает возможность концентрирования всего отражения в горизонтальной плоскости в некоторых главных узких секторах. В основе лежит четырёхлепестковая схема. Параллельные задние и передние кромки люков и корпуса, отсеков двигателей и створок ниш шасси, а также обечаек воздухозаборников создают Х-образно размещенные 4 главных сектора отражения. По 2 сектора с задней и передней полусфер.
С фронтальных и боковых ракурсов бомбардировщик не имеет плоских поверхностей и прямых линий. В носке крыла расположена внутренняя шиловидная радиопоглощающая конструкция с сотовым заполнителем, покрытие радиопоглощающее. Передняя кромка корпуса самолета острая, не имеет изломов, со стреловидностью 33 ° . Задняя кромка выполнена в форме двойногоW. На полуразмахе находится верхняя точка излома. Крыло В-2 выполнено по сверхкритическому профилю.
На самолет установили 4 двигателя − по 2 на каждом крыле возле бомбоотсеков. Специально для радиолокационной малозаметности бомбардировщика сопла двигателей сконструировали плоскими. Эта же форма способствует формированию изотропного рассеивания уходящих волн, поскольку самолет выполнен по плавному сопряжению элементов и минимальному количеству выступов. Все щели с внешней стороны поверхности самолета полностью заделываются, а вооружение и двигатели находятся внутри конструкции.
В экипаж входят два человека. Они находятся в герметической кабине. На каждом рабочем месте присутствует полный комплект органов управления. Вход в кабину находится в отсеке передней стойки шасси, осуществляется при помощи складной лестницы. В этом же отсеке расположена кнопка запуска двигателей и основных бортовых систем самолета. Чаще всего ими пользуются в случае тревоги. Кабина остеклена четырьмя многослойными панелями, которые обеспечивают осмотр в горизонтальной плоскости 200 ° . На панели нанесен специальный слой, имеющий фотореакционную способность, которая становится светонепроницаемой во время светового воздействия ядерного взрыва. Радиолокационное излучение не может пройти через него, поскольку присутствует золотосодержащее покрытие. Во время пилотирования самолета летчики надевают противолазерные очки.
В-2 видео
В хвостовойчасти между секций корпуса и в консолях крыла находятся топливные баки. За кабиной экипажа сверху фюзеляжа находится приемник системы дозаправки горючего в полете. В-2 могут заправлять самолеты К-135 и КС-10.
Электродистанционная система управления полетом квадродуплексная, цифровая, с быстрореагирующими приводами. Состоит из четырех вычислителей и может сохранять работоспособность при двух отказах. Воздушная система сигналов с наличием 20 датчиков давления малозаметна.
В комплекс бортового оборудования входит подсистема NSS навигационного класса. В ее состав включены 2 связанных между собой блока: инерциальный IMU и астроинерциальный AIU. На ЭЛТ присутствуют 8 цветных многофункциональных индикаторов, по 4 для каждого пилота.
История проекта В-2
История создания тяжёлого бомбардировщика берет свое начало с 1979 года с программы АТВ (Advanced Technology Bomber). В то время свой пик набрала «холодная война» между США и СССР. На этот период попали выборы в США, в которых Р. Рейган обещал восстановить американские вооружённые силы. В августе 1980 года министерство обороны заявило о намерении создать целый ряд малозаметных перспективных самолетов, в составе которого присутствовала программа АТВ.
По итогам предварительного оценивания конкурс на разработку нового бомбардировщика выиграли две команды: Lockheed Rockwell и Northrop Boeing. Обе они получили достаточное финансирование и контракт на исследование. В конце октября 81 года победила команда Northrop Boeing.
Предложенный проект получил кодификацию В-2 с обозначением «Spirit». В середине 80-х годов возникла заминка с дизайном самолета, что задержало начало летных испытаний на 2 года и повлекло увеличенное финансирование на 1 миллиард долларов. К 1989 году по подсчетам специалистов на проект нового малозаметного бомбардировщика в целом потратили 23 миллиарда долларов.
Первый прототип собрали на заводе ВВС №42 в Калифорнии, там же его и продемонстрировали общественности. А в июле состоялся его первый публичный полет.
Из-за огромной дороговизны построили всего 21 экземпляр В-2. Практически все они названы именами американских штатов. Последний, «Дух Америки», под бортовым номером 82-1066 приняли на вооружение 14 июля 2000 года.
Модернизация бомбардировщика
Конгресс США в 2008 году профинансировал программу модернизации системы управления вооружением против наземных движущихся целей. В декабре этого же года с компанией-создателем подписали контракт на усовершенствование радиолокационной системы, в результате чего систему перевели на другой частотный диапазон. В апреле 2009 года модернизировали грузоподъёмность В-2. Теперь он мог нести до 13 500 кг груза в каждом отсеке. В 2010 году компания смогла решить проблему, связанную с растрескиванием металлической панели самолета.
В апреле спустя 2 года закончились испытания бомбардировщика с наличием нового программногообеспечения, навигационной и коммуникационной систем. А в конце сентября 2012 года завершилась модернизация В-2 по установке новой БРЛС AN/APQ-181 с наличием АФАР. Дополнительно установили новую систему связи и бортовое оборудование.
В-2 – это не только самый дорогостоящий самолет в мире, но и в истории авиации. На период 1998 года стоимость одной единицы самолета В-2 составляла 1,157 миллиардов долларов. Стоимость программы АТВ обошлась Америке в 45 миллиардов долларов, а общая стоимость с учетом НИОКР для одного экземпляра 2,1 млрд долларов.
Впервые В-2 использовали по назначению во время проведения операции НАТО 1999 года в Югославии. Также его активно привлекали для разного рода ударных операций на территориях Афганистана и Ирака. В 2003 году самолет использовали в операции «Иракская свобода» (22 боевых вылета). В 2011 году – операция «Одиссея. Рассвет», использовали три В-2 в Ливии.
Northrop B-2 Spirit – cтратегический бомбардировщик фирмы «Northrop», основной самолет своего класса ВВС США конца XX — начала XXI вв. Первый его полет состоялся 22 ноября 1988 г. На начало века в строю находился 21 самолет. В-2 выполнен по технологии «Стелс», он практически не может быть замечен приборами обнаружения воздушных целей.
Это достигается за счет геометрии планера самолета (отсутствие резких перегибов, изломов между сопрягающимися деталями обшивки), применения композиционных материалов, использования специальных лакокрасочных покрытий. Самолет способен выполнять боевые задачи как на больших высотах, так и на малых, в частности, он может совершать полеты в режиме огибания рельефа местности.
Northrop B-2 Spirit фото
Силовая установка: четыре турбореактивных двухконтурных двигателя F118-GE-100 фирмы «General Electric».
Стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. История, описание и характеристики.
Если кому-нибудь пришла в голову идея провести конкурс на звание самого необычного самолета, то американский бомбардировщик Northrop B-2 Spirit точно был бы в числе призеров. Этот самолет больше напоминает действующую декорацию какого-нибудь фантастического голливудского фильма. Однако, несмотря на свой диковинный внешний вид, B-2 Spirit является страшным оружием, ведь его создавали для нанесения ядерным ударов по городам и военным объектам противника.
Этот самолет поднялся в небо в самом конце Холодной войны, он был предназначен для прорыва эшелонированной системы ПВО противника, а его необычный внешний вид обеспечивал ему максимальную малозаметность для радаров противника. Но уже через несколько лет противника, для борьбы с которым создавался этот самолет, не стало, и B-2 Spirit превратился в дорогую диковинку, что нанесла американским налогоплательщикам урона гораздо больше, чем любым врагам США.
Немного истории
Прообразом современных стратегических бомбардировщиков являются дальние бомбардировщики времен Второй мировой войны. Американцы и англичане массировано и весьма эффективно использовали тяжелые самолеты (B-17, B-24, Ланкастер и B-29) для уничтожения промышленного потенциала Германии и превращения немецких городов в пылающие руины.
Стратегическая авиация обрела новое дыхание после начала ядерной эры. Дальние бомбардировщики превратились в стратегическое оружие и стали одним из элементов ядерной триады. Советские и американские «стратеги» находились на постоянном дежурстве, в случае начала Армагеддона они должны были донести ядерное оружие до территории противника и нанести удар по его объектам.
Наиболее массовыми стратегическими бомбардировщиками Холодной войны стали советский Ту-95 и американский B-52 Stratofortress.
Совершенствование стратегических бомбардировщиков шло по двум направлениям: увеличение их скорости и снижение радиолокационной заметности. По первому пути пошли создатели Ту-160 и В-1, воплощением второй концепции стал Northrop B-2 Spirit.
Разработка B-2 Spirit
Разработка B-2 Spirit началась в самый разгар холодной войны, в 1979 году. Программа создания бомбардировщиков с пониженной радиолокационной заметностью называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB). В ней приняли участие гиганты американской авиакосмической промышленности: Northrop, Boeing, Lockheed, Rockwell. Победителем конкурса стала тандем Northrop и Boeing, а проект самолета, над которым они работали, получил обозначение В-2 Spirit.
Новый бомбардировщик был создан по схеме «летающее крыло» и своим внешним видом разительно отличался от американских «стратегов» В-1 и В-52. Однако история создания самолетов с подобной схемой началась для компании Northrop Corporation гораздо раньше.
Основатель фирмы Джек Нортроп был отличным авиационным конструктором, он еще в 20-е прошлого столетия размышлял над преимуществами, которые получат самолеты, выполненные по схеме «летающее крыло». Летательные аппараты, построенные по такой схеме, имеют более высокие летно-технические характеристики, по сравнению с обычными самолетами. Конструкция без фюзеляжа и хвостового оперения может обеспечить летательному аппарату увеличение грузоподъемности, дальности полета и скорости.
К практическому воплощению своих замыслов конструктор смог приступить только через двадцать лет: в начале 40-х годов американские военные заинтересовались созданием бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. Первое «летающее крыло» поднялось в воздух в 1946 году. Однако вскоре выяснилось, что уровень развития техники тех лет недостаточен для решения множества проблем, которые возникли сразу после начала эксплуатации машины. В 1948 году экспериментальный самолет потерпел катастрофу и после этого программу закрыли.
Концепция «невидимки»
Лишь сорок лет спустя авиаконструкторы вновь вернулись к идее «летающего крыла». Ее создатель, Джек Нортроп, умер в 1981 году, он так не увидел ее воплощения в металле.
Кроме очевидных аэродинамических преимуществ, которые давало использование этой схемы, подобная конструкция обладала еще одним важнейшим достоинством: низкой заметностью для радаров.
Американские летчики испытали настоящий шок, побывав в «ракетных джунглях» Вьетнама. Следствием этого стало начало программы «Стелс», которая стартовала в 1965 году.
Ее задачей стало уменьшение радиолокационной заметности самолетов и вертолетов, разработки шли по двум направлениям: поиск конструкции планера, которая бы минимально отражала сигналы радаров и применение особых радиопоглощающих материалов. Вскоре выяснилось, что для уменьшения радиолокационной заметности самолет не должен иметь выступающих частей, его фюзеляж плавно соединяться с крыльями, а киль желательно убрать вовсе. Под это описание прекрасно подходит самолет, выполненный по схеме «летающее крыло».
В-2 относится к третьему поколению самолетов «стелс». Первое поколение – это SR-71, представителем второго является F-117. Этот бомбардировщик нельзя назвать полностью невидимым, но значительное снижение эффективной площади рассеивания (ЭПР) делает эту машину малозаметной и значительно снижает ее уязвимость.
У В-2 отсутствует вертикальное оперение, планер имеет скругленную форму, нет никаких выступающих деталей: двигатели, вооружение, топливные баки – все это убрано внутрь корпуса. В конструкции самолета широко применены композитные материалы, корпус покрыт особым составом, который имеет аббревиатуру RAM. Он состоит из нескольких видов углепластиков и имеет высокий уровень поглощения радиоволн. Фонарь кабины пилотов покрыт тонким слоем золота, что помогает рассеивать сигналы радаров, и защищает экипаж от светового излучения ядерного взрыва.
Точное значение ЭПР бомбардировщика В-2 засекречено, но считается, что оно составляет 0,0014 м² до 0,1 м².
Кроме того, конструкторы позаботились и об уменьшении заметности самолета в тепловом диапазоне: реактивные струи его двигателей также экранируются.
Стоимость vs. эффективность
Разработка самолета продолжалась десять лет и стоила американским налогоплательщикам 22 млрд долларов, плюс еще один миллиард был потрачен на доработку машины. В 1988 году бомбардировщик был представлен общественности, а еще через год состоялся первый полет машины.
На сегодняшний день Northrop B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории. С учетом средств, затраченных на его разработку, стоимость одной машины составляет 2,1 млрд долларов. Весьма впечатляющими являются и затраты на его обслуживание.
Эта машина создавалась для ядерной войны с Советским Союзом. Противостояние двух ядерных сверхдержав, которое мы сегодня называем Холодной войной, оправдывало любые затраты на военные нужды. Однако даже для этого исторического периода стоимость В-2 выглядит явно завышенной. Почему так получилось?
Дело в том, что разрабатывая этот супердорогой самолет, американцы думали сэкономить. И в этом нет парадокса.
По расчетам американских стратегов, для преодоления советской ПВО, кроме непосредственно бомбардировщиков, был необходим сильный истребительный эскорт (несколько десятков машин), несколько самолетов-постановщиков помех (типа EF-111 «Рэйвен») и самолетов F-4G для подавления ПВО. Данную авиагруппу должны сопровождать самолеты-заправщики (более десятка).
Такой же по мощности удар могли нанести восемь самолетов-невидимок F-117 с поддержкой двух самолетов-заправщиков.
Американцы рассчитывали, что работу, которую должны были выполнять пять или шесть десятков обычных самолетов, могли проделать всего два самолета-невидимки В-2. Экономия, как говорится, налицо.
Кроме того, представители американского ВПК много рассказывали общественности о возможности создания полностью невидимого и неуязвимого самолета. Однако сделать это невозможно в принципе.
Обеспечение малозаметности самолетов стоит очень дорого и не дает полной гарантии успеха. Очень часто для достижения меньшего уровня заметности летательного аппарата конструкторам приходится жертвовать летно-техническими характеристиками машины. Не является ли этот путь тупиковым? Мнения экспертов по этому поводу расходятся.
После развала СССР В-2 потерял единственного достойного противника, против которого имело смысл применять этот самолет. Использовать этот баснословно дорогой и сложный в обслуживании самолет в обычных колониальных разборках нет никакого смысла. Для поражения наземных целей в странах третьего мира вполне достаточно старого доброго В-52 Stratofortress или просто F-16.
Пару слов следует сказать об обслуживании В-2. Расходы на содержание этого самолета действительно велики, они значительно превышают средства, которые нужно тратить на обслуживание других американских стратегов: В-1 и В-52.
B-2 Spirit нуждается в специальном ангаре, с постоянно поддерживаемым микроклиматом. Он боится солнечного ультрафиолетового излучения, оно повреждает радиопоглощающее покрытие корпуса самолета. В мире существует всего лишь несколько авиабаз, которые способны правильно заботиться об этом самолете.
На сегодняшний день в строю находится 19 самолетов В-2.
Описание конструкции
Самолет B-2 Spirit выполнен по схеме «летающее крыло», вертикальное оперение отсутствует. Конструкция самолета по большей части изготовлена из титановых и алюминиевых сплавов, также активно использованы углепластики с повышенной теплостойкостью.
Функции рулей направления выполняют расщепляющие щитки, которые установлены на концах крыла. На задней кромке крыла расположены по три секции элевонов, а также отклоняемая поверхность («хвост бобра»), которая расположена сзади по центру.
Машина оснащена трехопорным шасси, главные стойки имеют тележку с четырьмя колесами, а передняя стойка – с двумя.
Экипаж состоит из двух человек. Вход в кабину пилотов – через отсек передней стойки шасси.
В-2 оснащен четырьмя нефорсированными двигателями, которые расположены по краям центральной части корпуса. Каждые два двигателя имеют по одному воздухозаборнику с пилообразной передней кромкой и изогнутым каналом, который исключает облучение двигателей. Для уменьшения заметности сопла выполнены плоскими.
Самолет оборудован специальной системой, которая охлаждает выхлопные газы и уменьшает заметность в ИК-диапазоне.
B-2 Spirit оснащен весьма продвинутой авионикой. Навигационная система состоит из инерциального блока, связанного с астроинерциальным блоком, есть возможность спутниковой навигации и связи с разведывательными спутниками. Есть две многофункциональные РЛС AN/APQ-118, они дают самолету возможность полета на малой высоте с огибанием рельефа местности, могут работать в режиме картографирования и сканировать полосу земной поверхности шириной 240 км. Также на самолете установлен комплекс РЭБ ZSR-62 и аппаратура целеуказания, которая позволяет использовать высокоточные боеприпасы.
В ходе модернизации в 2010 году на бомбардировщик был установлен новейший радар с активной фазированной решеткой.
Вооружение размещено в центральной части корпуса, в двух отсеках. После модернизации бомбовая нагрузка самолета увеличилась до 27 тонн. В-2 может нести ядерные бомбы, ракеты с ядерной БЧ, а также обычные боеприпасы, в том числе и крылатые ракеты.
Применение
Боевым крещением для В-2 стала война в Югославии в 1999 году. Бомбардировщики сбросили около 600 высокоточных бомб. Для участия в боевых действиях эти машины совершали беспосадочный перелет со своей базы в США до Косово и возвращались обратно.
B-2 Spirit принимали участие в первом и во втором конфликте в Ираке, наносили удары по целям в Афганистане, участвовали в операции в Ливии.
Во время всех этих конфликтов ни один из бомбардировщиков не был сбит.
Технические характеристики
Ниже представлены летно-технические характеристики машины.