19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тактический бомбардировщик Martin B-57 Canberra (США)

Martin B-57 Canberra

Мартин B-57 «Канберра» (англ. Martin B-57 Canberra ) — американский тактический бомбардировщик и разведчик, разработанный на базе британского бомбардировщика Инглиш Электрик «Канберра». Совершил первый полёт 20 июля 1953 года. Серийно производился в 1954—1957 годах (построено 403 самолёта).

B-57 применялся во Вьетнамской войне для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям в Южном Вьетнаме, а также в операциях над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе. Поставлялся на экспорт в Пакистан и на Тайвань.

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов разведывательная модификация RB-57D, отличавшаяся крылом увеличенного на 12 м размаха, использовалась для высотной разведки над территорией СССР, Китая и стран Варшавского договора. Потолок в 17-18 км обеспечивал низкую уязвимость для ПВО того времени, хотя и в меньшей степени чем у разведчиков U-2. Радикальная модификация RB-57F с крылом размахом 37,2 м и четырьмя двигателями (2 двухконтурных TF-33, плюс 2 вспомогательных J-9 на пилонах под крылом), имела потолок в 22860 м и дальность полёта 6000 км. По характеристикам самолёт был близок к U-2, но был тяжелее и мог брать больше оборудования. Однако, доработка модификации затянулась и поступать в строевые части она начала только во второй половине 60-х, когда уже было ясно, что ракетные комплексы ПВО успешно справляются с высотными целями. В строю остался U-2, так как в силу меньших размеров он отличался меньшей заметностью для радаров, а разведывательные «Канберры» быстро сошли со сцены.

Содержание

Страны, эксплуатировавшие B-57

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 20,0 м
  • Размах крыла: 19,5 м
  • Высота: 4,52 м
  • Площадь крыла: 89 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 4,27
  • Масса пустого: 12 285 кг
  • Масса снаряжённого: 18 300 кг
  • Масса максимальная взлётная: 24 365 кг
  • Двигатель:: 2× турбореактивных Wright J65-W-5
  • Тяга: 32,1 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0119
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 1,06 м²

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 960 км/ч (0,79 Маха) (на высоте 760 м)
  • Крейсерская скорость: 765 км/ч
  • Скорость сваливания: 200 км/ч
  • Боевой радиус: 1530 км (с 2380 кг бомб)
  • Перегоночная дальность: 4380 км
  • Практический потолок: 13 745 м
  • Скороподъёмность: 31,4 м/с (1884 м/мин)
  • Удельная нагрузка на крыло: 205 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15

Вооружение

  • Пушечное вооружение: 4× 20 мм пушки M39, боезапас — 290 сн./ствол
  • Боевая нагрузка: 2000 кг во внутреннем отсеке, 1300 кг на внешней подвеске
    • Бомбы, НАР

Примечание

  1. Knaack, Marcelle Size (1988). Post-World War II bombers, 1945-1973. Office of Air Force History. ISBN 0-16-002260-6.
  2. Jones, Barry (October 2006). «A Nice Little Earner». Aeroplane34 (10): pp. 93-97.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Martin B-57 Canberra” в других словарях:

Martin RB-57F Canberra — Martin/General Dynamics RB 57F CF in flight Role Reconnaissance Manufactu … Wikipedia

Martin RB-57D Canberra — Martin RB 57D 2 Model 796 53 3979 collecting atmospheric particle sampled during Juniper Nuclear bomb explosion; Operation Hardtack I … Wikipedia

Martin B-57 Canberra — B 57 Canberra B 57A in flight over Chesapeake Bay, Maryland Role Bomber Manufacturer … Wikipedia

Martin B-57 Canberra — B 57 Canberra Martin B 57A Canberra en vuelo sobre la bahía de Chesapeake (Maryland, Estados Unidos). Tipo Bombardero ligero y avión de reconocimiento … Wikipedia Español

Martin B-57 Canberra — English Electric Canberra English Electric Canberra B.6 … Wikipédia en Français

Canberra (disambiguation) — Canberra can refer to:* Canberra, capital city of Australia * English Electric Canberra, first generation British jet bomber, licensed and produced in the United States as the Martin B 57 Canberra * SS Canberra, liner * USS Canberra (CA 70), US… … Wikipedia

Canberra (Homonymie) — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Canberra est la capitale de l Australie. Canberra est également une entreprise de fabrication d instruments de mesure dans le nucléaire, membre du groupe… … Wikipédia en Français

Canberra (homonymie) — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Canberra est la capitale de l Australie. Canberra est également une entreprise de fabrication d instruments de mesure dans le nucléaire, membre du groupe… … Wikipédia en Français

Martin XB-51 — Martin XB 51 … Deutsch Wikipedia

Martin Craft — Birth name Martin James Ford Craft Also known as M. Craft Born 1978 Canberra Occupations Singer songwriter, musician Instruments Guitar Piano … Wikipedia

Читать еще:  Лёгкий истребитель Mitsubishi X-2 Shinshin (ATD-X) (Япония)

Тактический американский самолет B-57 Canberra (1950-1981 гг)

Самолет B-57 Canberra разработан на основе английского бомбардировщика Electric Canberra и является тактическим разведчиком и бомбардировщиком для ВВС Соединенных Штатов. Основной американский разработчик компания «Glenn L. Martin». Начало разработок – 1950-1951 год. Самолет собирался по лицензии британской компании «English Electric». Американская версия британского бомбардировщика поднимается в небо 20.07.1951 года. Всего по лицензии было собрано 403 «B-57 Canberra». Кроме поставки для собственных ВВС, поставлялся Тайваню и Пакистану. Также были созданы самолеты разведчики RB-57D на основе B-57 Canberra. Основным отличием разведчика становится увеличенное крыло. Использовался для проведения разведывательных задач над территориями государств Варшавского договора.

Для смены на вооружении бомбардировщиков «B-26 Invader», которые в корейской войне показали себя не с самой лучшей стороны (сказался возраст самолетов), ВВС Соединенных Штатов принимает решение срочно провести тендер для адаптации уже построенного самолета, который станет выполнять его функции ночного тактического бомбардировщика. И хотя выбор практически сразу пал на британский самолет Electric Canberra, военные составили короткий список самолетов-претендентов, которые могли бы быстро заменить бомбардировщики «B-26 Invader» на театре боевых действий (Корейская война):
– американский North American В-45 Tornado. Его использовали ВВС Соединенных Штатов как тактический самолет;
– американский AJ Savage. Его использовали в ВМС Соединенных Штатов;
– канадский Avro Canada CF-100 Canuck. Самолет в скором времени должен был поступить на вооружение;
– британский Electric Canberra. Самолет в скором времени должен был поступить на вооружение британских ВВС;
– американский Martin XB-51. Разрабатывался компанией «Glenn L. Martin».

Вследствие того, что многие самолеты из списка были в разработке, было решено перенести срок окончательного выбора самолета на конец 1950 года, чтобы полностью оценить самолеты на предмет требуемых характеристик.

Однако несмотря на принятые решения и существующий список подходящих самолетов, созданный комитет, ответственный за окончательный выбор самолета на роль тактического бомбардировщика, самостоятельно оценив ТТХ всех самолетов, приходит к решению о целесообразности закупки английского «Electric Canberra». Кроме английского самолета, ХВ-51 также признан лучшей заменой «B-26 Invader». Английскими самолетами решают укомплектовать 2 бомбардировочные авиагруппы, после чего в войска должны были начать поступать американские ХВ-51. Компании «Electric Canberra» предложили контракт на создании партии самолетов в количестве 300 единиц для нужд ВВС Соединенных Штатов. Однако английская компания имела уже большой заказ от собственных ВВС и ее мощности не позволяли удовлетворить потребности ВВС Соединенных Штатов. В ходе проведенных переговоров, было достигнуто соглашение на лицензионное производство английских самолетов на мощностях компании «Glenn L. Martin». Новый самолет, который должен был собираться американской компанией, получает обозначение B-57 Canberra.

Все остальные компании, чьи самолеты попали в список самолетов-претендентов, не были поставлены в известность о проведённых переговорах и принятых по ним решениям. Поэтому основной тендер на замену бомбардировщика «B-26 Invader» продолжался.

Летные испытания самолетов-претендентов были перенесены на 26.02.1951 года, в связи с неготовностью компании «Glenn L. Martin» до назначенного срока представить готовый вариант лицензионного самолета B-57 Canberra.

Самолеты-претенденты, согласно тендеру, должны были в течении 10 минут продемонстрировать основные характеристики самолета и его управления. Хотя представленный B-57 Canberra в ходе демонстрации продемонстрировал средние характеристики, именно он в начале весны 1951 года объявляется победителем тендера. Компании «Glenn L. Martin» был дан заказ на сборку 250 ночных тактических бомбардировщиков. Серийный самолет получил обозначение B-57А Canberra, который являлся модификацией Canberra В. Мк 2 с установленным двигателем J65 (ТРД Sapphire) американской компании «Wright Aeronautical».

В Соединенных Штатах, как и в любой стране, существуют мощные лобби промышленников, которые противодействуют закупке иностранной техники. Оно сделало все возможное для лоббирования заказа военными американских самолетов, в частности ХВ-51. Однако ВВС не устраивал ХВ-51 по характеристикам дальности и маневренности.

Военных «заставили» потребовать внесения различных изменений в британские самолеты, для улучшения его характеристик и привлечения к созданию американских компаний, но это и авиакатастрофа одно из 2 британских Canberra Mk 2, задержка выпуска американских двигателей привели к тому, что первый серийный В-57А совершил первый полет 20.07.1953 году, и что для американских военных хуже всего за несколько дней до завершения военных действий в Корее. За первым бомбардировщиком выпускают еще семь В-57А.

К основным отличиям В-57А от Canberra Mk 2 относят: 8 пулеметов калибра 12.7мм выполненные в крыле самолета; 4 пилона, расположенных под крылом и т.д. Кроме серийного выпуска постоянно велись работы по выполнению требований военных, которые ранее были ими выдвинуты – улучшения обзора из кабины пилотам при бомбардировке на малых высотах. В конце концов, конструкторы смогли добиться требуемого, создав кабину с тандемным расположением пилотов и новые воздушные тормоза. С девятого десятка самолет оснащают 4 орудиями М39 калибра 20мм вместо 8 пулемётов калибра 12.7мм.

Читать еще:  Стратегический бомбардировщик B-52H "Stratofortress" (США)

Первые 8 самолетов выполнены как тактические бомбардировщики, следующие 67 самолетов выполнены как самолеты-фоторазведчики, которые получают название RB-57A. Далее снова стали выпускать тактические бомбардировщики, которые получили некоторые изменения – эта модификация получает название В-57В. Именно В-57В считается базовой (основной) версией самолета B-57 Canberra и их выпустили 202 единицы. В свое время 38 самолетов В-57В переоборудовали по УТС. Он получает название В-57С, который отличался наличием двойного управления. Следующими с завода стали выходить RB-57D. Эта модификация имела увеличенное крыло. Всего выпустили малую партию в 20 единиц. Последней модификацией становятся самолеты В-57Е. Они предназначались для буксировки мишеней. Компания «Glenn L. Martin» выпустила 68 единиц В-57Е, построенных на основе модификации В-57С.

Всего компания выпустила 403 самолетов в нескольких модификациях B-57 Canberra. Первые самолеты поступили на вооружение в 1954 году. RB-57A поступают в распоряжение 363 авиационного тактического разведкрыла. Следующими самолетами становятся В-57В, которые поступили в 1955 году в распоряжение четырех бомбардировочных групп.

Участие в боевых действиях
Боевое применение B-57 Canberra начинается 19.02.1965 года, когда самолеты третьей бомбардировочной группы провели бомбардировку позиций противника около Сайгона. Это было первое применение реактивных тактических бомбардировщиков для ВВС Соединенных Штатов. До 1971 года самолеты использовались в основном для ночных бомбардировок партизанских баз и сообщений противника.

В 1969 создана специальная модификация самолета по проекту «Tropic Moon III», которые применялись последние два года военных действий во Вьетнаме под названием B-57G. Далее самолеты стали потихоньку выводить из боевого состава ВВС, многие из которых были переданы в нацгвардию. Последние B-57 Canberra снимают с вооружения ВВС в 1981 году. В свое время Южный Вьетнам получил от Соединённых Штатов около десятка B-57 Canberra, 25 самолетов разных модификаций получил Пакистан.

Основные характеристики B-57 Canberra:
– длина – 19.9 метра;
– крыло – 19.5 метра;
– высота – 4.75 метра;
– экипаж – 2 пилота;
– вес пустой/норма/макс -12.3/18.3/25.7 тонны;
– двигатель – два J65-W-5;
– скорость крейсер/макс – 680/980 км/ч;
– дальность до 3700 километров;
– боевой радиус – 900 километров;
– высотный потолок – 12.2 километра;
– полезная нагрузка – 4.5 тонны;
– вооружение: 8Х12.7мм пулеметов (4Х20мм М39); 2Х Мк.9 ядерные, 4Х454 или 8Х340 или 17Х227 килограммовых бомб; 32Х127мм «HVAR» или 4Х70мм «FFAR».

Тактический бомбардировщик Martin B-57 Canberra (США)

Самолёт Martin B-57 Canberra – это американский тактический бомбардировщик и разведчик, разработанный на базе британского бомбардировщика English Electric Canberra. Совершил первый полёт 20 июля 1953 года. Серийно производился в 1954-1957 годах (построено 403 самолёта). Бомбардировщик B-57 Canberra применялся во Вьетнамской войне для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям в Южном Вьетнаме, а также в операциях над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе. Поставлялся на экспорт в Пакистан и на Тайвань. Во второй половине 50-х – начале 60-х годов разведывательная модификация RB-57D, отличавшаяся крылом увеличенного на 12 м размаха, использовалась для высотной разведки над территорией СССР, Китая и стран Варшавского договора.

Корейская война выявила необходимость замены в ВВС США ночных бомбардировщиков-ветеранов B-26 Invader. Причем под новые задачи следовало адаптировать уже существующий самолёт. Выбор сделали в пользу британской машины. Прежде чем принять окончательное решение, командование ВВС США составило так называемый шорт-лист, короткий список, в который попали пять претендентов: North American В-45 Tornado (состоял на вооружении Тактического авиакомандования ВВС США), AJ Savage (на вооружении ВМС США), а также ожидавшиеся к поступлению на вооружение Avro Canada CF-100 Canuck, English Electric Canberra и Martin XB-51. Окончательный выбор решили сделать в конце 1950 года. Между тем комитет, ответственный за выбор машины, установил, что предъявляемым требованиям удовлетворяют два самолёта – Canberra и ХВ-51. Комитет посчитал целесообразным закупить Canberra для вооружения двух бомбардировочных авиагрупп. Но только на период до поступления в войска ХВ-51, которым и предстояло заменить британские машины. Начались переговоры с “English Electric” на предмет закупки 300 самолётов. Хотя фирма восприняла заказ от США с энтузиазмом, но ее возможности были ограничены постройкой большой партии Canberra для британских ВВС. В конечном итоге удалось заключить соглашение о лицензионном производстве Canberra американской компанией “Glenn L. Martin” под обозначением B-57 Canberra.

Читать еще:  Самолет-заправщик Ил-78 (СССР)

Другие компании были не в курсе описанных выше принятых решений и переговоров, поэтому тендер продолжался. Оценочные лётные испытания были начаты только 26 февраля 1951 года – поскольку ранее поставить B-57 Canberra не представлялось возможным. Согласно условиям испытаний, каждому самолёту отводилось по 10 минут на демонстрацию основных элементов пилотажа. Даже несмотря на то, что некоторые претенденты по ряду параметров превосходили Canberra, в марте последний был объявлен победителем, а компания “Martin” получила заказ на постройку 250 ночных бомбардировщиков В-57А. Это был вариант британского Canberra В. Мк 2, но имел ТРД Armstrong Siddeley Sapphire, выпускавшиеся в США компанией “Wright Aeronautical Corporation” под обозначением J65.

В ВВС существовала мощная оппозиция закупкам техники иностранной конструкции. Первоначально предусматривалось заказать ХВ-51 для замены Canberra, но этот вариант не устраивал командование ВВС США в части дальности и неудовлетворительной маневренности на малой высоте. Требования ВВС США к внесению изменений в конструкцию, катастрофа одной из двух Canberra Mk 2, поставленных из Великобритании как эталоны, и задержка с выпуском двигателей привели к существенной задержке программы. Первый В-57А поднялся в воздух 20 июля 1953 года, всего за неделю до окончания войны в Корее. За ним последовало еще семь машин. Исключая двигатели J65, эти самолёты имели много отличий от Canberra Mk 2, включая восемь крыльевых 12,7-мм пулеметов и четыре подкрыльевых пилона. Параллельно с серийным выпуском велись работы по доработке самолёта под требования ВВС США, прежде всего – по изменению кабины, так как обзор из кабины при нанесении ударов по наземным целям с малой высоты был очень плох. “Martin” разработала новую кабину, в которой два члена экипажа располагались тандемом под общим фонарем. Также новый самолёт получил воздушные тормоза, а с 91-й машины вооружение состояло из четырех 20-мм пушек М39 вместо восьми пулеметов.

После постройки восьми В-57А и 67 фоторазведчиков RB-57A в серию пошел В-57В, который стал основным вариантом B-57 Canberra. Всего построили 202 самолета В-57В, 38 из которых переделали в учебно-тренировочные В-57С с двойным управлением. Далее завод компании “Martin” в Балтиморе сдал 20 самолетов RB-57D с крылом увеличенного размаха и 68 самолетов В-57Е – буксировщики мишеней, спроектированные на базе В-57С. В общей сложности “Martin” изготовила 403 самолета Canberra. Первые Canberra поступили в ВВС США в 1954 году – ими стали RB-57A, переданные 363-му тактическому разведывательному авиакрылу на авиабазе Шоу, штат Южная Каролина. В 1955 году В-57В начали поступать в четыре бомбардировочные группы, в том числе 3-ю (тактическую) группу, размещенную в Японии.

Впервые в боевых действиях приняли участие Canberra из 13-й бомбардировочной эскадрильи 3-й группы: 19 февраля 1965 года они нанесли удар по позициям противника восточнее Сайгона – первый случай боевого применения реактивных бомбардировщиков ВВС США. В-57 использовались в Юго-Восточной Азии до 1971 года, в основном самолеты привлекались к ночным ударам по путям сообщения партизан. Причем в 1969 году в рамках проекта “Tropic Moon III” был создан специализированный ночной бомбардировщик B-57G – они использовались во Вьетнаме два года, пока их не заменили более современными самолетами. После Вьетнама B-57 Canberra стали снимать с вооружения строевых частей, передав значительное количество машин в Национальную гвардию (первые RB-57A та получила еще в 1958 году). Окончательно B-57 Canberra сняли с вооружения в 1981 году. Кроме ВВС США, несколько самолетов в 1965-1966 годах получил Южный Вьетнам, а в 1959 году 22 самолета В-57В и три В-57С передали ВВС Пакистана – они принимали участие в индо-пакистанских войнах 1965 и 1971 годов.

Тактико-технические характеристики Martin B-57 Canberra
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 19.51
Длина самолета, м 19.96
Высота самолета, м 4.75
Площадь крыла, м2 89.18
Масса , кг
– пустого самолета 12290
– нормальная взлетная 18300
– максимальная взлетная 25790
Тип двигателя 2 ТРД Wright J65-W-5
Тяга нефорсированная, кН 2 x 32.12
Максимальная скорость, км/ч 935
Крейсерская скорость, км/ч 680
Практическая дальность, км 3706
Боевой радиус действия 895
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок 12220
Вооружение: восемь 12.7-мм пулеметов
Боевая нагрузка – до 4500 кг в отсеке и 9 узлах подвески:
Бомбы: 2 ядерные бомбы Мк.9,
4х 454-кг бомбы Mk.83, 8 340-кг бомбы М117,
21х 118-,110-кг фрагментарные бомбы
17х 227-кг бомбы Mk.82
НУР: 32х 127-мм НУР HVAR, 4х7 ПУ 70-мм НУР FFAR

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: