0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тактический истребитель F-16A Fighting Falcon (США)

General Dynamics F-16 Fighting Falcon

General Dynamics F-16 Fighting Falcon – легкий многофункциональный американский истребитель 4-го поколения, разработкой которого занималась компания General Dynamics.

F-16 отличается универсальностью и относительно невысокой стоимостью. По состоянию на июнь 2014 года это самый массовый истребитель 4-го поколения (выпущено более 4540 самолетов). Очень популярен на мировом рынке вооружений. Стоит на вооружении в 25 государствах мира. Последние самолеты, построенные для ВВС США, поступили в их распоряжение в 2005 году. По плану выпуск экспортного F-16 продлится до 2017 года.

Прототип истребителя, получившего название YF-16 (№ 72-01567), совершил первый полет 21.01.1974, после того как появился риск возникновения аварийной ситуации во время пробежки. Полноценный полет по программе испытаний был совершен впервые 2.02.1974. В 1975 году построили F-15A, а в 1977 − двухместный F-16B.

Боевое применение F-16

Впервые истребитель совершил вылет для выполнения боевого задания 26.04.1981 над Ливаном.

F-16, которые были в распоряжении израильских ВВС, весной 1981 г. активно принимали участие в налетах на лагеря палестинских повстанцев.

28.04.1981 израильские истребители уничтожили два боевых вертолета Ми-8, находившихся в распоряжении сирийского контингента в республике Ливан. 14.07.1981 был сбит истребитель ВВС Сирии МиГ-21. Весной следующего года «Файтинг Фалконы» уничтожили еще три сирийских самолета МиГ-21.

F-16 видео

Летом 1982 г. началась операция «Мир Галилее», в которой со стороны Израиля F-16 стал одним из двух ключевых истребителей. Его было эффективно применять против сирийской авиации, которая на то время состояла из советских самолетов серий МиГ-21 и МиГ-23. В общей сложности количество побед в воздушных столкновениях составило 45 на стороне Израиля.

11.06 израильскими F-16 был нанесен мощный удар по сухопутным войскам Сирии. Результатом его стало почти полное уничтожение 47-й бригады. В дальнейшем истребители этого типа участвовали в рейдах на палестинские базы. В ходе одного из таких налетов 23.11.1989 один истребитель был подбит средствами ПВО противника, но дотянул до базового аэродрома и позже был восстановлен.

В 1985 г. F-16 над Ливаном поразил сирийский беспилотный разведчик ВР-3 «Рейс».

Российские СМИ предоставляют информацию о пяти сбитых F-16, которые попали под огонь истребителей МиГ-23МФ, но фактических доказательств этому нет, они ссылаются только на слова сирийских летчиков.

7.06.1981 группа из восьми истребителей F-16 вместе с прикрытием в виде пяти F-15 совершила целевой налет на поражение иракского ядерного реактора Озирак. Результатом стало полное разрушение строившейся конструкции реактора. Со стороны Израиля потери отсутствовали.

Начиная с мая 2001 года, F-16 иногда привлекались для точечных ударов по территории Палестинской автономии после террористических актов палестинских организаций.

  • Налёт на Сирию

5.10.2003 как ответ на теракт в Хайфе, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские воздушные силы с применением F-16 обстреляли базовый лагерь группировки, находящийся в Сирии.

  • 2-я ливанская война

Самолеты F-16 в 1990-х и 2000-х годах принимали участие во многих налетах на позиции группировки «Хизбалла», действовавшей на юге Ливана. Июль-август 2006 года – активно задействовались в ходе боевых действий Второй ливанской войны. Лишь один израильский самолет был разрушен и то не в воздушном бою, а из-за технических неисправностей на взлете. Пару лет спустя израильскими F-16 были сбиты несколько разведывательных беспилотников «Хизбаллы».

  • Операция в Тунисе

1.10.1985 г. восемь израильских F-16 бомбардировали пригород Хаммам аш-Шатт, где размещалась база Организации освобождения Палестины. Результатом стало убийство сотен мирных граждан Туниса, которые не имели прямого отношения к террористической организации.

В 1992 г. в Венесуэле была совершена попытка государственного переворота. Реализовать планы мятежников по смене власти не удалось во многом благодаря военной поддержке правительства, которая включала в себя две авиационные эскадрильи, вооруженные F-16. Ими были сбиты три самолета повстанцев.

12.10.2013 F-16A ВВС Венесуэлы нанесли удар по двум легким самолетам, которые перевозили наркотики.

Боевые задачи под патронатом НАТО

  • Боснийская война

Несколькими странами-членами НАТО из национальных ВВС были выделены истребители F-16 для патрулирования запретной зоны для полетов над Боснией, которую ввели в 1993 г. Один раз за все время операции по охране боснийского воздушного пространства 28.02.1994 произошла воздушная битва, в ходе которой НАТОвские истребители уничтожили 5 штурмовиков сербов.

Август-сентябрь 1995 г. – самолеты ВВС США, Нидерландов и Дании в ходе проведения операции Deliberate Force наносили удары по позициям сербов. В боснийской войне был потерян один истребитель F-16, пилоту удалось катапультироваться и выжить.

  • Военные действия в Югославии

Воздушная кампания, развернутая силами ВВС США, Дании, Нидерландов, Турции и Бельгии против Югославии в 1999 г., прошла при активном участии самолетов F-16. Их преимущество было в слабой засекаемости радарами югославских РЛС. Результатом кампании стало поражение самолетами «Файтинг Фалкон» сил НАТО двух МиГ-29. Потери (из официального отчета НАТО) – один истребитель, сбит 2.05.1999 ЗРК С-125; пилот выжил после катапультирования. Но сербские и российские СМИ твердили о других потерях со стороны союзников, которые превышали заявленные (до 7 самолетов).

  • Военные действия в Афганистане

В афганской операции в октябре-декабре 2001 года воевали только F-16 ВВС США. В апреле 2002 года произошел инцидент по «открытию огня по союзникам», которыми оказалось канадское подразделение сухопутных войск. Четыре солдата погибли.

С 2002 года авиабаза Манас (Киргизия) стала площадкой для размещения датских, голландских и норвежских истребителей F-16.

Потери к 2013 г. в ходе афганской операции составили как минимум три самолета F-16 (ВВС США, Дании и Нидерландов).

Боевые действия в Персидском заливе

Истребитель F-16 стал наиболее массовой боевой моделью в этом регионе (всего принимали участие в боевых столкновениях 249 единиц) и сделал наибольшее количество боевых вылетов (13 540).

Самолет применяли как ударную единицу для подавления вражеских РЛС «Дикие ласки».

Потери по разным источникам информации составили от 11 до 20 машин. Первые три истребителя были потеряны во время проведения операции «Щит пустыни». Но если соотносить количество вылетов с потерями F-16, то рассматриваемый аппарат был наиболее живучим и одновременно наиболее эффективным истребителем Многонациональных сил. Самолетами были 36 раз выпущены ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9, но ни одна из них не поразила цель.

Американские истребители F-16 Fighting Falcon под эгидой США были активными участниками в бомбардировке иракского реактора в 1992 г., в иракской войне, которая была развернута Штатами в ответ на теракты 11.09.2001.

  • Другие регионы применения

Также этим самолетам нашли применение в разного рода боевых конфликтах в Турции, Пакистане и Сирии.

За всю историю эксплуатации и боевого применения самолетами под управлением американских, израильских летчиков и пилотов стран НАТО были сбиты около 50 единиц авиатехники противника.

Модификации F-16

F-16A — одноместный многоцелевой тактический истребитель для действий в светлое время суток;

F-16B — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16A;

F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель;

F-16D — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16C;

F-16N и TF-16N — одно- и двухместные варианты самолетов условного противника, построенные для школы летчиков истребителей ВМС США «Топ Ган»;

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт SA.365 Dauphin 2 (Франция)

F-16ADF — самолет ПВО для Национальной гвардии ВВС США;

RF-16C (F-16R) — самолет-разведчик, предназначенный для замены самолетов RF-4C.

На основе F-16 в Японии в 1987 г. создан истребитель-бомбардировщик FS-X(SX-3).

F-16 фото

Характеристики истребителя F-16:

Обзор американского истребителя F-16

Истребитель F-16 взлетел в небо в 1974 году. Боевая машина выпускается до сих пор. За 40 лет своего существования самолёт превратился из лёгкого истребителя в многоцелевую машину, способную днём и ночью совершать боевые вылеты и запускать управляемые ракеты «воздух-воздух» превышающие диапазон видимости. Однако самолёт уязвим для современных РЛС, т.к. на нём не используются стелс-технологии.

История появления новой версии

F-16 — американский самолёт-истребитель 4-го поколения. Благодаря своим лётным и техническим параметрам, а также невысокой стоимости (от 34 до 50 млн. долл.), эта машина стала самой покупаемой. В 1975 году F-16 стоил всего 4,5 млн. долларов. Лёгкий истребитель составляет основу военного авиапарка США и других стран.

Американцы называют F-16 «атакующим соколом». Разработчик этой серии — авиакомпания General Dynamics. F-16 впервые взлетел в 1974. Компания-разработчик выиграла конкурс на проектирование лёгкого истребителя для нужд армии США ещё в 1972. Американским военным нужен был лёгкий летательный аппарат, вес которого не превышал бы 9 тонн. Самолёт должен был при скорости до 1,6 Мах участвовать в ближнем сражении на высоте до 12 200 метров.

В объявленном конкурсе General Dynamics вместе с Northrop обошли такие известные авиакомпании, как Lockheed Corporation (впоследствии слившейся с компанией Martin Marietta), Boeing, LTV. Компания Northrop также получила финансирование на проведение проектных работ и представила разработку F-17, вошедшую в основу выпуска летательного аппарата F/А18 для ВМФ США.

Министерство обороны подписало с General Dynamics контракт на 39 млн. долларов. F-16 выпускался мелкими партиями с 1975 г., крупными — с 1978 г. до 1980 г. было изготовлено 650 боевых машин. Авиакомпания General Dynamics в середине 90-х вошла в группу Lockheed Martin. До 2017 г. было выпущено более 4,5 тыс. таких истребителей. Около 2 200 единиц техники закупило Минобороны США. Остальные истребители были раскуплены военными ведомствами Израиля, Турции, Египта и других стран.

Летно-технические параметры

F-16 может без посадки пролететь почти 4000 км со скоростью 2120 км/ч и подняться на расстояние 12000 и 18000 метров. Боевой радиус машины — 1361-1759 км. Дальность полёта с конформными топливными баками (3,9 тыс. л в ПТБ) — 3,9 тыс. км, без конформных топливных баков (5,5 тыс. л в ПТБ) — 4,4 тыс. км.

Экипаж

Истребитель пилотируется одним человеком. Некоторые модели были переоборудованы в 2-местные (F-16В, F-16D, F-16I).

Скорость

  • крейсерская скорость — 0,93 М;
  • максимальная скорость — 2 145 км/ч;
  • макс. скорость у поверхности — 1 432 км/ч;
  • макс. скороподъёмность — 18 900 м/мин.

Пpактический потолок

Воздушное судно способно подниматься на высоту 17–18 тыс. метров. Практический потолок — 14000–16000 метров. Скорость подъема — 275 м/с.

Габаpиты самолёта

  • длина — 15,03 м;
  • высота — 5,09 м;
  • размах и площадь крыла — 9,45 м и 27,87 кв. м;
  • нагрузка на крыло — 781,2 кг/кв. м;
  • вес порожнего — 7–9 т;
  • макс. взлётный вес — 17–21 т;
  • объём топ. баков — 3,9 тыс. л.;
  • вес топлива — 2,5–3,2 т;
  • тип мотора — Pratt & Whitney F100 или General Electric F110;
  • мощность — 129,40 Кн;
  • вес внешней нагрузки — 8,7 т;
  • общий вес боевой нагрузки на всех 9 узлах подвески —5,42 т.

Вооружение

У истребителя 9 точек подвески. Боевая нагрузка составляет 5420 кг. Правда, в ущерб маневренности она может составлять 9276 кг. F-16 может нести 1 пушечный контейнер GPU-5/A с 30 мм пушкой.

  • центральные — два по 1,58 тыс. кг;
  • под фюзеляжем — 1 тыс. кг;
  • внутренние — два по 2,04 тыс. кг;
  • на законцовках — два по 193 кг;
  • внешние — два по 318 кг;
  • доп. точки подвески сбоку воздухосборника — два по 408 кг.
  • стрелково-пушечное — 6-ствольная пушка М61А1 20 мм на 511 снарядов;
  • «воздух-воздух» — AIM-7(9,120), Python 3(4), Derby, Magic 2, Sky Flash;
  • «воздух-поверхность» — AGM-65 (45, 84, 158);
  • бомбы — корректируемые (GBU-10/31), корректируемые кассетные (GBU-103/105), свободнопадающие (Mark 82/84);
  • БРЛС — AN/APG-66/80.

Конструкция

F-16 — однокилевый моноплан, выполненный по классической схеме. У авиамашины один мотор в хвосте. Фюзеляж — полумонокок. Крыло с увеличенной стреловидностью плавно перетекает в фюзеляж. Такая конструкция позволяет создать вспомогательную подъёмную силу при увеличенном угле атаки.

Угол передней кромки крыла — 40 градусов. Нерегулируемый воздухосборник находится под фюзеляжем. Шасси снабжены гидравлическим приводом. Передняя стойка находится сразу за воздухозаборником. У истребителя интегральная аэродинамическая компоновка, центр тяжести борта смещён вперёд, имеется высокочувствительная РЛС.

F-16 — это первый на вооружении американской армии летательный аппарат с расчётной скоростью 2 Маха. Боевая машина с ресурсом в 8 000 ч. предназначена для боевых вылетов и выполнения манёвров при перегрузке в 9 g.

Секции фюзеляжа F-16 в разрезе

Инновации в устройстве кабины: беспереплётный фонарь каплевидной формы; откидное кресло, снижающее влияние перегрузок на лётчика; боковая ручка управления. Катапультируемое сидение может эвакуировать лётчика на любой скорости и высоте. Планер истребителя изготовлен на 80% из сплавов алюминия, на 8% — из стали, на 3% — из композитных материалов.

Кабина боевого истребителя F-16

F-16 имеет немало модификаций. Начиная с модели «Block 25» у летательных аппаратов снижена радиолокационная заметность. На поверхность створок фонаря кабины нанесён тонкий слой золота. Благодаря такому новшеству падающее излучение равномерно рассеивается и не попадает вглубь кабины. Начиная с версии «Block 32» при изготовлении воздухозаборников применялись радиопоглощающие материалы.

Все детали и узлы истребителя унифицированы. Например, мотор марки Pratt & Whitney применяется на истребителях F-15. К тому же у самолета F-16 точно такие же стойки шасси и некоторые аэродинамические элементы (крылья, горизонтальное хвостовое оперение, руль высоты).

F-16 много почерпнул у истребителя третьего поколения F-4/Е (автоматизированная СУ ракетами и бомбами, аппаратура радиоэлектронного подавления, устройство узлов подвески и механизмов отцепки, одинаковый состав боеприпасов). В противоположность бомбардировщику F-111, конструкция которого насчитывала 250 видов крепежа, F-16 имеет всего 50 типов крепежа. По габаритам боевая машина F-16 меньше, чем F-14 или F-15.

Компоновочная схема F-16

У истребителя F-16 импульсный доплеровский радиолокатор, который позволяет ему видеть цель на расстоянии 37 км в нижней полусфере и 46 км — в верхней. На борту самолета — ЭДСУ постоянного действия, РЭП ALQ, навигационная установка TACAN, аппаратура сброса дипольных отражателей, РЛС предупреждения, ЭВМ для анализа обстановки в воздухе, управления полётом и огнём.

Модификации

Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca — хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.

В Европе работало 3 сборочные линии по производству истребителей. Большая часть деталей и механизмов изготавливалась на американском авиазаводе №4 в г. Форт-Уэрте, а затем перевозилась для монтажа в Нидерланды и Бельгию. Истребители американского производства имели голландские центропланы и бельгийские хвостовые детали.

  • F-16А — базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
  • F-16В — 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
  • F-16С — одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
  • F-16D — 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
  • F-16N и TF-16N — одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
  • F-16ADF — ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
  • F-16С и F-16R — разведчик вместо RF-4C;
  • FSX — авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.
Читать еще:  Учебно-боевой самолёт Су-25УБ (СССР)

Планы модернизации

Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.

Night Falcon и «Block 50»

Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.

Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).

Истребитель-перехватчик ПВО

В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.

F-16CJ и F-16DJ

Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).

В 2015 году была изготовлена новейшая версия — F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.

2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено — 102 машины. Стоимость одного самолёта — 70 млн. долларов.

Эксплуатация

Авиакомпания General Dynamics изготовила лёгкий и недорогой F-16, долгое время пользующийся спросом. Авиамашина находится в авиапарке ВВС 25 стран мира. F-16 до сих пор изготавливаются и поставляются на экспорт.

Находится на вооружении

Истребитель в данный момент эксплуатируют такие страны: Бельгия, Бахрейн, Венесуэла, Греция, Дания, Египет, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия. Самолёт эксплуатируется израильскими ВВС. Авиамашины закупили Сингапур, Пакистан, Оман, ОАЭ, Ирак, Таиланд, Турция, Марокко, Чили.

Около 34 истребителей этой версии было на вооружении Италии. Самолёты находились в авиапарке итальянской армии с 2001 по 2012 гг. по соглашению «Мирный Цезарь».

Боевое применение

Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2018 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.

ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.

США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.

Американский самолет истребитель F-16 Fighting Falcon (Сражающийся Сокол)

Несмотря на работы, что активно проводятся в области создания и совершенствования истребителей пятого поколения, основой военно-воздушных сил ведущих авиационных держав мира, как и двадцать лет назад, остаются самолеты предыдущего, четвертого поколения. К нему относятся российские машины Су-27 и МиГ-29, европейский Eurofighter Typhoon, французский Dassault Rafale и китайские самолеты J-11 и J-10. Более того, ВВС многих стран мира до сих пор активно и весьма успешно используют самолеты третьего, а иногда и второго поколения.

Если мы говорим о машинах четвертого поколения, то одной из наиболее массовых машин на сегодняшний день является американский истребитель F-16 Fighting Falcon (Атакующий или Сражающийся сокол). Первый раз он поднялся в небо в середине 70-х годов прошлого века, но и сегодня эта машина составляет основу военно-воздушных сил США и еще почти двух десятков стран.

В рекламных проспектах компании General Dynamics (это разработчик Сокола) утверждается, что летом 1982 года истребители F-16 ВВС Израиля за несколько дней уничтожили в небе Ливана и Сирии аж целых 45 МиГов. Это весьма спорная информация (об использовании F-16 речь пойдет ниже), но то, что истребитель успел «понюхать пороху» сомнений не вызывает.

Истребитель F-16 можно назвать основой воздушной мощи Запада, он очень популярен на мировом оружейном рынке и будет производиться на экспорт минимум до 2020 года.

История создания

Первым истребителем четвертого поколения, который был принят на вооружение, стал американский F-15 Eagle. Это произошло в 1974 году. F-15 показал себя отличным воздушным бойцом, эта машина до сих пор находится в строю и имеет множество модификаций. Однако почти сразу после начала эксплуатации этот истребитель попал под огонь критики. Основными недостатками, на которые указывали эксперты и чиновники из Пентагона, стала излишняя сложность и дороговизна этого самолета.

Американским военным нужен был легкий, простой и дешевый фронтовой истребитель.

Одним из уроков, который был вынесен американцами из войны во Вьетнаме, состоял в том, что тяжелые истребители типа F-4 Phantom зачастую проигрывали в ближнем бою более легким и маневренным машинам вроде МиГ-19 и МиГ-21.

В американском военном ведомстве было принято решение заняться разработкой небольшого легкого истребителя с хорошей тяговооруженностью, который бы мог вести ближний маневренный бой в диапазоне скоростей М=0,8-1,6. Основной задачей для нового самолета должно было стать завоевание господства в воздухе.

В 1972 году пять американских компаний представили предложения по данному проекту. С Northrop и General Dynamics американское военное ведомство заключило контракты на постройку опытных самолетов.

К тому времени компания General Dynamics была известным производителем авиационной техники. Исследования в области создания легкого и дешевого фронтового истребителя конструкторы компании начали еще в середине 60-х годов. После заключения контракта с военными эти работы были активизированы.

Был проведен огромный объем исследовательских работ по совершенствованию конструкции воздухозаборников и их расположения, также конструкторы компании трудились над совершенствованием систем управления истребителя на околозвуковых скоростях при больших перегрузках. Все эти наработки затем были использованы при создании «Боевого сокола».

Прототип нового истребителя, разрабатываемый General Dynamics, получил название YF-16, впервые он взлетел в 1974 году. А через год этот самолет был объявлен победителем конкурса, ему было присвоено обозначение F-16А. Впрочем, его конкурент также не был обижен: проект фирмы Northrop стал основой для создания палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet.

До 1978 года продолжались летные испытания F-16А, в середине этого года начинается серийное производство этих самолетов. До 1980 года было выпущено 650 машин. Кроме ВВС США F-16 заинтересовали и американских союзников, сначала европейских, а потом и государства Ближнего Востока. Первой 116 единиц F-16 закупила Бельгия, затем более сотни машин было куплено для ВВС Нидерландов. Очень быстро новой американской машиной заинтересовались Иран, Иордания и Израиль.

На сегодняшний день истребитель F-16 Fighting Falcon – самый массовый боевой самолет в мире, его приняли на вооружение в 25 странах, в большей части из них эта машина является основой истребительной авиации.

Читать еще:  Лёгкий военно-транспортный самолет Ил-112В (Россия)

В 1993 году General Dynamics была поглощена одним из флагманов американской авиационно-космической отрасли, компанией Lockheed Martin.

На середину 2014 года было выпущено 4540 единиц самолета F-16 разных модификаций, из них 2231 штук было закуплено военным ведомством США, а остальные пошли на экспорт. Наибольшее число этих истребителей находится на вооружении ВВС Турции, чуть меньше – ВВС Израиля, на третьем месте находится Египет.

Стоимость одного самолета составляет от 34 до 50 млн долларов. F-16 выпускается по лицензии в нескольких странах.

Модификации F-16

Существует четыре основных модификации этой машины: F-16А, F-16В, F-16С и F-16D.

F-16А – это базовая модификация самолета, которая стала выпускаться сразу после его разработки. Это одноместный многофункциональный истребитель.

F-16В – двухместный учебно-боевой истребитель.

С учетом опыта нескольких лет эксплуатации и использования в боевых условиях в 1984 году появились две усовершенствованные модификации: F-16С – это усовершенствованный вариант F-16А, а F-16D – двухместного F-16В.

Кроме основных модификаций самолета, создано большое количество моделей, используемых для решения узкоспециализированных задач, или экспериментальных самолетов, которые так и не пошли в серию.

Часть самолетов F-16A была переоборудована в истребители-перехватчики ПВО и передано Национальной гвардии США. Эти машины получили индекс F-16ADF.

Есть модификация F-16C Block 40, созданная для уничтожения наземных объектов в любое время суток и при любой погоде и ее усовершенствованная модель: F-16C Block 60. Это самолет выиграл в 1998 году тендер в ОАЭ.

Интересной машиной является двухместный истребитель F-16I, созданный по заказу ВВС Израиля. В нем установлено почти 50% электроники израильского производства.

Не так давно компания Lockheed Martin заявила о создании новой модификации Fighting Falcon — F-16V. Литера V в названии обозначает Viper (Гадюка). По сути, это попытка компании приблизить основной истребитель ВВС США к самолетам пятого поколения.

Эта машина получила новую систему управления, было улучшено оборудование кабины пилота. Кроме того, новый истребитель получил новую БРЛС с АФАР APG-83 SABR. Американцы позиционируют этот самолет, как вариант доступной модификации для любого F-16, находящегося в строю.

Вероятно, такой подход будет иметь коммерческий успех, много кто захочет сделать современный «апгрейд» самолетов, состоящих на вооружении несколько десятков лет.

Кстати, Viper и является неофициальным прозвищем истребителя F-16 среди военных. Официальное громоздкое название Fighting Falcon применяют довольно редко.

Описание самолета

Истребитель F-16 – это моноплан, построенный по классической схеме, с одним двигателем в задней части и среднерасположенным крылом. Эта машина однокилевая.

Крыло истребителя имеет так называемую интегральную схему расположения, то есть оно плавно переходит в фюзеляж. Такая же схема применена на советских истребителях четвертого поколения: Су-27 и МиГ-29. При такой компоновке создается дополнительная подъемная сила при больших углах атаки, а также увеличивается внутренний объем самолета.

Крыло имеет угол передней кромки – 40 градусов, оно изготовлено из алюминиевых сплавов. Корневые наплывы крыла обеспечивают самолету высокую маневренность и повышают его устойчивость.

Фюзеляж истребителя относится к типу полумонокок, полностью выполнен из металла. Его можно разделить на три части: переднюю, которая заканчивается задним срезом кабины пилота, центральную и хвостовую. Воздухозаборник нерегулируемый, он расположен под фюзеляжем.

Шасси имеют гидравлический привод, передняя стойка расположена за воздухозаборником, чтобы избежать попадания в него различных предметов при взлете и посадке истребителя.

Силовая установка F-16 состоит из двигателя ТРДДФ Pratt & Whitney F100. На разных модификациях истребителя устанавливались двигатели с разной форсированной тягой. Более поздние модели самолета оборудованы силовой установкой с большей мощностью.

О силовой установке истребителя следует сказать несколько слов отдельно, потому что именно благодаря двигателю достигнуты настолько высокие летно-технические характеристики машины. Тяговооруженность F-16 составляет 1,13, что позволяет «Гадюке» развивать скорость около 2М. У F-14 эта величина составляет 0,58, у F-15 — 0,71, МиГ-31 — 0,75, МиГ-29 – 1. Есть «легенда», что один из ведущих специалистов КБ имени Микояна как-то сказал: «Если бы СССР имел такой же надежный, мощный и компактный двигатель, как Pratt & Whitney F100, то МиГ-29 спроектировали однодвигательным».

Фонарь кабины предоставляет пилоту прекрасный обзор. Катапультируемое кресло обеспечивает эвакуацию летчика на всех диапазонах высот и скоростей.

F-16 оснащен импульсным доплеровским радиолокатором, он позволяет видеть воздушные цели на расстоянии до 37 км в нижней полусфере, и до 46 – в верхней. Истребитель оснащен ЭДСУ постоянного действия (что является одним из признаков самолетов четвертого поколения), есть инерциальная система навигации TACAN, РЛС предупреждения, бортовая ЭВМ, которая анализирует воздушную обстановку.

Также истребитель оборудован системой сброса дипольных отражателей.

Истребитель F-16 вооружен 20-мм шестиствольной пушкой M61A1, машина имеет 9 точек подвески. На самолет могут быть установлены различные управляемые ракеты класса, а также различное бомбовое вооружение, что включает в себя разные виды корректируемых и свободнопадающих бомб.

Боевое применение

Первым конфликтом, в котором принял участие истребитель F-16, стала гражданская война в Ливане. Израильские F-16 сбили несколько десятков самолетов ВВС Сирии советского производства. Первоначально озвучивалась информация о 45 сбитых самолетах (МиГ-23МФ, Су-22 и МиГ-23БН), но потом их количество уменьшилось до 33. Официально подтверждено было еще меньше. Сирийцы заявляют, что сбили от трех до шести израильских F-16, израильтяне категорически отрицают любые потери со своей стороны.

Пакистанские F-16 противостояли советским и афганским ВВС. Они сбили более десяти афганских самолетов (Су-22, Ан-24 и Ан-26), а также советский штурмовик Су-25, пилотировал который будущий вице-президент России Руцкой.

Американские ВВС впервые использовали F-16 во время операции «Буря в пустыне». Истребитель по большей части применялся для нанесения ударов по наземным объектам (в качестве бомбардировщика). Во время боевых действий были потеряны семь самолетов.

Во время второй войны в Ираке американцы потеряли пять самолетов, причиной этого, скорее всего, стали отказы техники и ошибки пилотов.

Использовались F-16 и во время балканских войн. В 1994 году американцы сбили три сербских штурмовика, потеряв при этом один самолет, а в 1999 году с помощью F-16 были уничтожены два сербских МиГ-29.

Турция постоянно использует F-16 для нанесения ракетно-бомбовых ударов по курдским повстанцам. После начала сирийской гражданской войны турецкие F-16 уничтожили несколько самолетов сирийских ВВС, которые залетали в воздушное пространство Турции.

В ноябре прошлого года турецкий F-16 сбил российский Су-24М, который нарушил воздушное пространство Турции. В результате погиб один из российских пилотов. Данный инцидент значительно ухудшил отношений между Россией и Турцией.

Саудовская Аравия активно применяет F-16 в Йемене для борьбы с хуситами, есть информация о потере двух самолетах.

Согласно официальной статистике США, других стран НАТО, а также Израиля, F-16 одержал около 50 побед в воздушных боях. Подавляющее большинство из них принадлежит пилотам израильских ВВС (более сорока). Все победы истребителя достигнуты за счет ракетного оружия, ни один из противников не был повержен с помощью пушечного огня.

Хотя, F-16 и совершил свой первый полет более сорока лет назад, он и сегодня остается одним из наилучших истребителей мира. Конечно, кое в чем ему трудно соперничать с новейшими американскими истребителями пятого поколения по некоторым параметрам, но по своим характеристикам он мало в чем им уступает. При этом он является одним из самых дешевых самолетов четвертого поколения. А если сравнивать его со стоимостью F22 raptor, то разница получается уж совсем неприличной (примерно в три раза). Также разительно отличаются и их эксплуатационные расходы.

Этот самолет еще долгое время будет оставаться в строю, так как он великолепно подходит для решения большинства задач, которые стоят перед ВВС США в разных уголках планеты.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector