0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тактический истребитель YF-22 ВВС США

В ВВС США ПОСТУПИЛ 100-Й ТАКТИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-22A РЭПТОР

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2007, стр. 52-55

В ВВС США ПОСТУПИЛ 100-Й ТАКТИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-22A «РЭПТОР»

В конце августа 2007 года корпорация «Локхид-Мартин» передала ВВС США 100-й истребитель F-22A «Рэптор». Эта юбилейная машина войдет в состав 90-й тактической истребительной авиационной эскадрильи (АвБ Элмендорф, штат Аляска).

Полное укомплектование 90 тиаэ запланировано на конец 2008 года. В общей сложности Пентагон намерен приобрести 183 самолета этого типа. В настоящее время истребители пятого поколения базируются на пяти АвБ ВВС США (Эдварде, Неллис, Тиндал, Ланглей, Элмендорф). В Калифорнии, на авиабазе Эдварде, проводятся испытания новых машин, на АвБ Неллис (штат Невада) разрабатывается тактика боевого применения этих самолетов, а на базе Тиндал во Флориде осуществляется переподготовка летного состава. Боеготовые самолеты базируются на Ланглей (Виргиния) и Элмендорф (Аляска). Кроме того, подготовленные экипажи периодически несут дежурство на базах АвБ Хикам (Гавайи), Холломэн (Нью-Мексико) и Кадена (Япония). Общая численность боеготовых F-22A в составе ВВС США в настоящее время около 60 самолетов.

В июне 1981 года, всего через несколько лет после принятия на вооружение истребителя F-15A «Игл», ВВС США инициировали программу разработки перспективного самолета тактической авиации, получившую наименование Advance Tactical Fighter (ATF). Участие в ней приняли семь ведущих американских авиастроительных фирм. Борьбу за контракт на разработку перспективного истребителя возглавили компании «Лок-хид» и «Нортроп».

Первый прототип нового истребителя в рамках программы ATF, совместно разработанный компаниями «Нортроп» и «Мак-доннел-Дуглас» YF-23 под номером 87-3998/N22YX, оснащенный специально спроектированной компанией «Пратт энд Уитни» двигательной установкой YF119, поднялся в воздух 27 августа 1990 года. Вскоре, вслед за ним, 29 сентября 1990 года последовал образец компаний «Лок-хид» и «Боинг» YF-22 (87-3997/N22YF) с альтернативными двигателями YF120 фирмы «Дженерал электрик». По результатам демонстрационных летных испытаний министерство обороны США выбрало в качестве базового варианта для полномасштабной разработки самолет YF-22A с двигателями YF119.

7 сентября 1997 года в воздух поднялся первый из девяти опытных образцов истребителей пятого поколения «Лок-хид-Мартин»/«Боинг», а в начале 1998-го начались опытно конструкторские испытания новых машин. Трудности в реализации проекта, связанные с необходимостью поиска компромиссов между противоречивыми требованиями низкой заметности, сверхзвуковой крейсерской скорости и высокой маневренности, заставили разработчиков внести значительные изменения в первоначальную конструкцию планера.

Группа тактических истребителей F-22A на авиабазе Кадена (Япония)

4. Шестиствольная авиационная пушка калибра 20мм(М61А2).

В результате многолетних поисков первый в мире истребитель пятого поколения приобрел следующий облик. Самолет имеет интегральную схему компоновки: 1/3 размаха крыла приходится на фюзеляж, вмещающий отсеки вооружения и большую часть топлива. Крыло самолета сочетает низкую относительную толщину для сверхзвукового полета с достаточной площадью для удовлетворения требованиям маневренности. Большие предкрылки, изменяющие кривизну профиля по размаху, делают крыло более эффективным на малых скоростях и больших углах атаки, чем треугольные крылья, построенные раньше. Хвостовое оперение F-22 спроектировано так, чтобы самолет мог достигать критических углов атаки, полностью сохраняя управляемость. Для расширения диапазона возможных режимов полета применяется изменение вектора тяги, что особенно эффективно на малых скоростях. Но F-22 управляем на любом режиме и без отклонения сопел двигателей. Конструкция планера самолета в значительной мере изготовлена из композиционных материалов, таких как графитоэпоксидные, графитотермопластичные материалы и материалы типа углерод-углерод. Взлетная масса около 27 т. Крыло, близкое к треугольному, с умеренной (42°) стреловидностью по передней кромке.

F-22 создан с применением технологии «стелт», основанной на преобладании плоских наклонных поверхностей с острыми кромками, и в этом смысле новый истребитель является развитием F-117. Дальнейший прогресс в данной области позволил ввести в конструкцию самолета и некоторые криволинейные поверхности, а также с особой тщательностью выполнить зазоры между управляющими поверхностями. Хотя применение композиционных материалов способствует снижению заметности самолета, конструкция F-22 содержит их меньше, чем планировалось изначально. Однако за счет применения (до 40 проц.) в конструкции планера титана на 25 проц. снизилась неизменная масса самолета, что, в свою очередь, позволило увеличить его полезную нагрузку.

С целью уменьшения эффективной отражающей поверхности вооружение истребителя убрано во внутрифюзеляжные отсеки. В варианте «воздух — воздух» оно состоит из шести ракет дальнего радиуса действия типа AIM-120 (AMRAAM) с радиолокационными головками самонаведения — по три в каждом из двух центральных отсеков и две ближнего радиуса действия AIM-9 «Сайдвиндер» с инфракрасной ГСН в двух боковых отсеках.

Кроме того, на вооружении имеется шестиствольная авиационная пушка калибра 20-мм (М61А2). Для обеспечения малой радиолокационной заметности ее стволы закрыты специальными управляемыми шторками. Авиационная пушка имеет гидравлический привод, ее масса 294 кг и она снабжена специально разработанной для F-22 «линейной» системой подачи с боекомплектом из 480 снарядов.

В середине 90-х годов руководство ВВС поставило перед компанией «Локхид» задачу обеспечить F-22 возможность нанесения ударов по наземным целям.

С этой целью отсеки вооружения были дооборудованы для размещения 450-кг боеприпасов GBU-32JDAM (Joint Direct Attack Munition). В таком варианте истребитель может нести две авиабомбы JDAM либо восемь боеприпасов SDB и по две ракеты AMRAAM и AIM-9. В том случае, когда скрытность не является решающим фактором, F-22 способен нести до 2 270 кг боевой нагрузки на четырех внешних точках подвески. Для увеличения дальности полета на этих же подвесках можно размещать дополнительные топливные баки емкостью 2 268 л каждый.

Первоначально министерство ВВС США планировало закупить 750 перспективных истребителей по программе ATF, однако еще до завершения конкурсной программы общее количество было сокращено до 648 машин. В начале 1994 года заказ был вновь сокращен до 443 самолетов, что не замедлило сказаться на резком увеличении стоимости образца. Наконец, в 1998 году был сформирован заказ на 339 истребителей общей стоимостью 34,7 млрд долларов.

Читать еще:  Учебно-боевой самолет Су-9У (СССР)

Кроме того, сроки реализации программы неоднократно изменялись как по политическим причинам, так и из-за многочисленных технических проблем, с которыми сталкиваются разработчики. В результате стоимость проекта с 3,7 млрд долларов в 1998 году возросла до 40 млрд в 2005-м, а стоимость каждого истребителя достигла 120 млн долларов. При этом серийное производство вместо 2001 года началось в 2004-м с поступлением на вооружение в 2005-м вместо 2004-го.

Тем не менее в 2003 году 43-я учебно-тренировочная эскадрилья 325-го авиакрыла (АвБ Тиндал, штат Флорида) была переориентирована на подготовку пилотов истребителей F-22. Эскадрилья получила опытный инструкторско-преподавательский состав, в том числе и специалистов, проводивших летные испытания новых машин в испытательном центре ВВС (АвБ Эдварде, штат Калифорния). Трехмесячный курс обучения в 43 утаэ включает месяц теоретической подготовки и два месяца практических полетов на одноместных истребителях. При этом 60 проц. учебного времени непосредственно отводится летной подготовке, а остальная часть — работе на тренажерах, обеспечивающих высокую степень достоверности полета. Всего на вооружении 43 утаэ по состоянию на конец 2006 года состояло 23 истребителя F-22A, а один использовался в качестве стенда для подготовки технического состава. В общей сложности в 2006 году переподготовку прошло около 80 летчиков ВВС США, а также один пилот ВВС Великобритании.

Поступление новых истребителей на вооружение боевых частей началось в 2005 году с 1 иакр (АвБ Ланглей, штат Виргиния). Всего 27 и 94 иаэ планируется поставить по 24 истребителя F-22A. Кроме того, в каждой эскадрильи планируется иметь два резервных самолета. По заявлению руководства министерства ВВС США от 15 декабря 2005 года, 1 иакр достигло начальной боевой готовности. Это означает, что на вооружение крыла было принято 12 машин боевых машин, а личный состав подготовлен и готов к выполнению любых боевых задач. Полной боевой готовности крыло достигнет после окончательного укомплектования личным составом и техникой 94 иаэ. Следует отметить, что впервые в истории военно-воздушных сил США переподготовку на новую технику части регулярных ВВС осуществляют совместно с частями ВВС национальной гвардии. В частности, планируется, что истребители F-22 из состава 1 иакр будут использоваться также летчиками 192 иакр ВВС НГ.

Всего в период до 2010-2011 годов министерство ВВС планирует перевооружить новыми самолетами F-22 «Рэптор» семь истребительных авиаэскадрилий: 27 и 94 тиаэ (АвБ Ланглей, штат Виргиния), 90 и 525 тиаэ (Элмендорф, Аляска), 302 тиаэ (Льюк, Аризона), 199 и 531 тиаэ (Хи-кам, Гавайи). Прибытие первых самолетов этого типа на АвБ Элмендорф ожидается в конце 2007 года, а на АвБ Хикам — в 2010-2011-м.

В 2006 году 27 иаэ неоднократно привлекалась к проведению мероприятий оперативной и боевой подготовки. В частности, впервые 12 истребителей F-22Aro ее состава приняли участие в учениях ВС США в ТОЗ «Нозер эйдж-2006», которое проводилось на территории и в воздушном пространстве штата Аляска с 5 по 16 июня.

Кроме того, с января 2006 года эскадрилья привлекается к операции «Благородный орел» в рамках выполнения контртеррористической задачи по защите воздушного пространства континентальной части США. В конце 2007 года министерство ВВС США планирует принять окончательное решение о сроках введения 1 иакр в состав авиационных экспедиционных формирований (АЭФ). После принятия данного решения эскадрильи F-22 А могут быть развернуты в передовых зонах и, в частности, принять участие в проводимых Соединенными Штатами операциями в Афганистане и Ираке.

В феврале текущего года руководство военно-воздушных сил с целью демонстрации боевых возможностей нового истребителя потенциальным противникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществило переброску 12 F-22A из состава 1 иакр с авиабазы постоянной дислокации на АвБ Кадена (о. Окинава, Япония) с промежуточной посадкой на АвБ Хикам (штат Гавайи). Однако в связи с многочисленными отказами радиоэлектронной аппаратуры и сбоями программного обеспечения мероприятие не удалось осуществить в полном объеме и в установленные сроки.

В частности, при пересечении условной линии перемены дат произошел сбой в программном обеспечении, повлекший за собой отказ бортовых приемников космической радионавигационной системы NAVSTAR. В результате комплекты радиосвязной и навигационной аппаратуры оказались полностью неработоспособными, в связи с чем было принято решение вернуть группу на авиабазу вылета.

Для выяснения причин и устранения неисправностей специалистам инженерно-авиационной службы ВВС США и корпорации «Локхид-Мартин» потребовалось около 7 сут. В ходе повторной попытки перелета на АвБ Кадена два самолета F-22A совершили вынужденную посадку на аэродром о. Уэйк (территория США, Тихий океан) из-за отказа бортовых электрогенераторов.

Всего на проведение мероприятия по переброске 12 истребителей F-22A и около 260 военнослужащих из США в Японию командованию американских ВВС потребовалось более 10 сут.

В целом американские военные эксперты считают, что, несмотря на выявленные в ходе первых лет эксплуатации недостатки, характерные для любой новой системы оружия, истребитель F-22A уже сегодня готов к эффективному выполнению всего спектра возложенных на него задач.

Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. — 2006. — № 1. — С. 45-49.

Реванш «Чёрной вдовы»: легендарный YF-23 в новом исполнении может появиться над Дальним Востоком

Если с головой погрузиться в период проектного становления американской тактической авиации 5-го поколения, уходящий корнями в начало далёких 80-х гг., можно обратить внимание на то, что многообещающая программа ATF («Advenced Tactical Fighter»), во многом определившая видение ведущих мировых аэрокосмических корпораций, научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро на облик многофункциональных истребителей следующего поколения, может похвастаться не только таким венцом творения от штатовской компании «Локхид Мартин» (в кооперации с «McDonnell Douglas»), как малозаметный тактический истребитель F-22A «Raptor» (индекс лётного демонстратора / опытного образца YF/A-22). Спустя даже 27 лет практически позабытую конкурсную гонку в рамках ATF, выигранную «Раптором», продолжает сопровождать «тень» уникальной машины, которая к концу 90-го года из этой гонки выбыла. Речь идёт о малозаметном многоцелевом истребителе 5-го поколения F-23 «Black Widow II» (индекс лётных прототипов YF-23).

Читать еще:  Транспортно-десантный вертолет AS.332B «Super Puma» (США)

Данная машина, разработанная компанией «Nortrop Corporation» в 1990 году, включилась в конкурентную борьбу в рамках программы «Advanced Tactical Fighter» за месяц до первого опытно-демонстрационного полёта YF/A-22 «Raptor». «Чёрная вдова» поднялась в воздух 27 августа, в то время как «Раптор» встал на крыло 29 сентября. Несколько позднее в воздух поднялся и второй прототип YF-23 — «Gray Ghost» («Серый призрак»). С этого момента между главными претендентами на роль первого в мире серийного истребителя 5-го поколения и «стратегического актива» в выполнении скрытной радиоэлектронной и радиотехнической разведки в ВВС США завязалась ожесточённая конкурентная схватка, представленная целой серией испытаний, направленных на тестирование электродистанционных систем управления, системы отклонения вектора тяги (в случае с YF/A-22), а также выявление недостатков в лётно-технических качествах машин.

В связи с отсутствием системы отклонения вектора тяги у двигателей «Pratt & Whitney» YF-119 и «General Electric» F120, «Чёрная вдова» и «Серый призрак» (YF-23) уступали будущему F-22A в угловой скорости разворота в плоскости тангажа, имели больший радиус виража, а также не могли выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «Кобра Пугачева» и «Чакра Фролова»; «Раптором» же подобные фигуры были освоены. В то же время лётные прототипы YF-23, обладающие не только интегральной схемой планера, но и «ромбовидным» в плане крылом, а также высокопроизводительной компьютеризированной электродистанционной системой управления, имели гораздо лучшую управляемость на низких скоростях и при больших углах атаки, опасный эффект сваливания настигал эти машины гораздо реже, нежели опытные образцы ранних «Рапторов». Не уступали YF-23 и в плане сверхзвуковой крейсерской скорости полёта без перехода на форсажный режим работы двигателей: на «максимале» (без форсажа) была достигнута скорость в 1700 км/ч, что на то время было отличным показателем. Между тем оценочная комиссия Военно-воздушных сил США отдала предпочтение YF/A-22 (F-22A «Raptor»), после чего проект YF-23 от «Нортроп» был немедленно закрыт.

Как утверждают различные источники, отказ ВВС США от «нортроповского» детища имеет сразу несколько обоснований. Во-первых, это крайне футуристический внешний вид планера F-23 «Black Widow II». По-видимому, «ромбовидное» крыло, а также наличие лишь двух хвостовых цельноповоротных элементов оперения с углом развала около 90 градусов (вместо стандартных пары вертикальных стабилизаторов/рулей направления и пары горизонтальных рулей высоты) пугали консервативных представителей ВВС, привыкших к машинам F-15C «Eagle», своей инновационной конструкцией, внешне походившей на планер причудливого высотного истребителя из фантастического фильма. Во-вторых, это более неблагоприятная экономическая ситуация в компании «Lockheed Martin» на начало 90-х гг., которая требовала вливаний от Конгресса США в виде финансирования закупки крупной серии F-22A, в то время как «Northrop Corporation» уже получила заказ на серийное производство стратегических бомбардировщиков B-2 «Spirit», достойно наполнивший «кошелёк» компании. В-третьих, обслуживание будущих F-23 потребовало бы от Военно-воздушных сил США создания новой, ещё более сложной и дорогостоящей сервисной базы.

Между тем официальное сворачивание проекта YF-23 совершенно не означает, что уникальные конструктивные особенности и элементная база первых двух прототипов этой машины не будут частично воплощены в перспективных проектах тактических истребителей следующего поколения от других производителей на евразийском континенте. Подтверждением тому стала новость о предоставлении штаб-квартирой корпорации «Northrop Grumman» информации RFI (Request of Information) в интересах японской программы по разработке истребителя 5-го поколения F-3. Мы хорошо помним, что дошедший до этапа создания и первых лётных испытаний демонстратора проект двухдвигательного малозаметного истребителя ATD-X был заморожен японцами в ноябре 2017 года, что аргументировалось огромными затратами (порядка 40 млрд. долларов) на организацию высокотехнологических мощностей и постройку серии из нескольких десятков машин. Более того, несмотря на длительность становления проекта ATD-X, специалисты японской компании «Ishikavagima-Harima Heavy Indusries Co., Ltd.» («IHI Corporation») так и не смогли освоить проектирование современного сопла с системой отклонения вектора тяги для двигателей национальной разработки XF5-1.

На демонстраторе были установлены причудливые 3-створчатые управляемые сопла допотопной конструкции. Теперь же специалисты японского Технического научно-конструкторского института (TRDI) и корпорации «Mitsubishi Heavy Industries» сфокусировались на получении уже готовых технологических наработок у компаний «Боинг», «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман». И именно «Нортроп» имеет среди этой американской «авиакосмической троицы» важный козырь в виде уникальных наработок по проекту YF-23. Таким образом, в японской программе ATD/F-3 данная американская компания может наконец взять реванш у «Локхид Мартин», которая пытается везде продвигать свой F-35A «Лайтнинг-2», отличающийся не лучшими маневренностью и радиусом действия всего в 1100 км. Специалисты же «Нортропа» могут предложить японским разработчикам такие уникальные технологические особенности «Black Widow II», как:

— плоское прямоугольное сопло с верхнеориентированным охлаждающим контуром (такая конструкция в несколько раз уменьшит инфракрасную заметность будущего японского истребителя для инфракрасных оптико-электронных комплексов, размещённых на низколетящих истребителях противника);
— «ромбовидное крыло», препятствующее сваливанию машины в штопор при манёврах с большими углами атаки (35 и более градусов);
— двухбалочное хвостовое оперение с 90-градусным развалом, сохраняющее управляемость на больших углах атаки, а также снижающее радиолокационную заметность истребителя до ещё меньших, чем у F-22A «Raptor», показателей ЭПР (порядка 0,05 кв. м);
— ребристые наплывы, опоясывающие носовую часть фюзеляжа, вплоть до корневых частей крыла (способствовали повышенному вихреобразованию для сохранения управляемости по рысканию на углах атаки);
— конструктивные ниши под радиопрозрачной обшивкой крыла и рулей высоты для размещения дополнительных радаров дециметрового и метрового диапазонов с активной фазированной антенной решёткой (такая же радиолокационная архитектура присутствует на наших истребителях 5-го поколения Су-57).

И это только небольшая часть от всего списка технологических «наворотов» и «плюшек», которые готова предоставить американская компания «Northrop Grumman» японцам для взятия реванша у «Локхид Мартин» за фиаско в проекте ATF и обретения престижа на азиатском рынке вооружения.

Истребитель F-22 Raptor — дорогой и бесполезный

Американская компания Lockheed Martin завершила сборку фюзеляжа последнего истребителя F-22 Raptor, который будет передан ВВС США во втором квартале 2012 года. Производственная линия F-22 сохранится еще на несколько лет для проведения ремонта и модернизации принятых на вооружение истребителей, которые, вероятно, так и закончат свою жизнь как самые дорогие и бесполезные самолеты в истории США.

Читать еще:  Дальний бомбардировщик H-6 Xian (Китай)

• Компания Lockheed Martin, разработчик истребителя F-22 Raptor, считающегося в США самой высокотехнологичной принятой на вооружение машиной, завершила сборку фюзеляжа последнего, 187-го такого самолета. Как сообщает агентство Defense Aerospace, до конца 2011 года истребитель с бортовым номером 09-4195 будет оснащен шасси, крыльями, электронными системами и двигателями F119-PW-100. Как ожидается, самолет покинет сборочную линию в январе 2012 года, а во втором квартале того же года будет передан ВВС США.

• Перед поставкой истребителя военным Lockheed Martin должна будет провести контрольные летные испытания F-22. Как это будет сделано, пока неизвестно. В настоящее время в США действует запрет на осуществление полётов истребителями Raptor, который касается всех таких самолетов за исключением машин, приписанных к авиабазе Эдвардс. Эти F-22 принимают участие в отработке программного обеспечения Upgrade 3.5. После завершения испытаний им также будет запрещено подниматься в воздух.

• Согласно неофициальным прогнозам, разрешение на возобновление полётов будет выдано F-22 не раньше первого квартала 2012 года. На деле это означает, что если «Рапторам» не разрешат подниматься в небо до начала будущего года, последний самолет поступит в распоряжение ВВС позже запланированного срока. Впрочем, сами военные по этому поводу вряд ли расстроятся. Любопытно, что нынешняя приостановка полётов уже стала самой продолжительной в истории США, а в начале 2012 года она, вероятно, станет рекордной для всего мира.

• Полеты истребителей F-22 были приостановлены 3 мая 2011 года, а двумя месяцами ранее командование ВВС США ограничило высоту полета этих самолетов 7,6 тысячи метров. Поводом для этого стало расследование причин катастрофы «Раптора» в ноябре 2010 года на Аляске. Тогда погиб пилот самолета Джефри Хэни. Предположительно причиной катастрофы стало неправильное функционирование бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), из-за чего летчик начал испытывать удушье и потерял сознание. В настоящее время проверка OBOGS проводится не только на F-22, но и на всех остальных самолетах ВВС США, использующих подобную систему.

Начиная с 2012 года ВВС США будут тратить на модернизацию истребителей F-22 Raptor 500 миллионов долларов ежегодно. В частности, начнется программа модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программе истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и применять новые бомбы SDB.

Реализация программы модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в результате этой программы F-22 получат обновленное программное обеспечение, некоторые новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.

• Видимо, история F-22 благополучно закончится на передаче ВВС последнего такого самолета. Нет, приостановки полетов, участие в авиасалонах, военных учениях и межконтинентальных перелетах продолжатся, но главной своей задачи — установления превосходства в воздухе в ходе боевых действий — этот самолет, вероятно, так и не выполнит, навсегда оставшись в памяти как самый дорогостоящий и самый бесполезный истребитель в мире.

Изначально ВВС США планировали приобрести 750 единиц F-22, однако с распадом СССР и исчезновением сильного вероятного противника, а также резким сокращением оборонного бюджета количество «Рапторов», запланированных к покупке, было уменьшено. В 2010 году министерство обороны США решило принять на вооружение только 187 единиц F-22 с прекращением финансирования производства этих самолетов с 2012 года. Незначительные средства (в рамках действующих планов ВВС — полмиллиарда долларов в год, начиная с 2012 года) будут расходоваться лишь на модернизацию принятых на вооружение истребителей.

• По оценке Главного контрольного управления (GAO) США, опубликованной в апреле 2011 года, общая стоимость программы создания и закупки F-22 составляет 77,4 миллиарда долларов. При этом стоимость одного самолета в 2010 году составила 411,7 миллиона долларов. К апрелю текущего года ВВС США приняли на вооружение 181 «Раптор». В июле 2009 года командование ВВС США объявило, что один час полёта F-22 стоит 44 тысячи долларов. По оценке же администрации госсекретаря ВВС США, стоимость одного часа полета истребителя составляет 49,8 тысячи долларов. В настоящее время Raptor является самым дорогим истребителем в мире.

• И, пока что, самым бесполезным. Этот истребитель, стоящий на вооружении ВВС уже шесть лет, не участвовал еще ни в одних боевых действиях и за редкими исключениями не покидал пределов США. Министерство обороны США ранее пояснило, что в настоящее время просто не существует задач для этого самолета — для войны в Ираке, Афганистане или Ливии, где все операции проводятся либо на земле, либо по земле, истребитель завоевания превосходства в воздухе просто не нужен.

• В перспективе, по всей видимости, он тоже не пригодится — США еще не объявляли о планах ведения боевых действий со страной, обладающей развитой авиацией, где возможности F-22 могли бы пригодиться. В целом же на счету самого продвинутого американского самолета имеются лишь пара сотен условно сбитых на военных учениях самолетов противника. Без потерь со стороны «Рапторов».

• Можно было бы сказать, что технологии F-22 пригодились США при создании перспективного истребителя F-35 Lightning II, но и это по большей части правдой не является. Подавляющее большинство систем F-35 разрабатываются с нуля, включая и бортовые компьютерные системы, и систему визуального контроля периметра, и даже некоторые из элементов технологии малозаметности.

• Более того, некоторую часть оборудования, которое будет использоваться на F-35, ВВС США планируют в перспективе устанавливать и на F-22, включая стойкое радиопоглощающее покрытие. Пожалуй, единственное, что F-35 унаследовал от F-22 — это колоссальный рост стоимости программы разработки и одной единицы техники. Но это совсем другая история.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector