1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торпедоносец Ту-16Т (Россия)

Туполев Ту-16Т

Ту-16Т — торпедоносец, разработанный в КБ А.Н.Туполева на бомбардировщика Ту-16. С самого начала проектирования Ту-16 предполагалось его использование в интересах ВМФ. 12 июля 1954 г. вышло Распоряжение Совета Министров СССР №7501 об оборудовании бомбардировщиков Ту-16 минно-торпедным вооружением.
Для его испытания был выделен серийный Ту-16 №4200501, выпущенный казанским заводом. Практически этот самолет стал опытным торпедоносцем, получившим обозначение Ту-16Т или изделие «НТ». В общей сложности до момента прекращения серии в 1957 г. воронежский авиазавод выпустил 76 Ту-16Т. Одновременно на этом же заводе велась переделка в торпедоносцы обычных Ту-16 из состава Авиации ВМФ.

Для размещения морского вооружения Ту-16Т имели измененный грузоотсек. Они могли нести две реактивные авиационные торпеды РАТ-52, шесть высотных торпед 45-54ВТ (или низковысотных 45-56НТ), две глубинные бомбы ВБ-2Ф, 12 авиационных донных мин АМД-4-500 или четыре мины АМД-4-1000.

В грузоотсеке также могли подвешиваться реактивно-всплывающие мины РМ-1 и РМ-2, универсальные донные мины УДМ, донные мины МДМ-3, МДМ-4, МДМ-5, «Серпей», якорные мины «Лира», мины типа АМД-2М, ИГД-М, «Десна», учебные мины-бомбы УПАМБ-100/80, торпеды 45-36МАВ. Общий вес морских видов вооружения достигал 8,7 т.

Кроме того, Ту-16Т мог брать полный комплект вооружения обычного бомбардировщика — до 9 т. Внешне Ту-16Т от бомбардировщика Ту-16 отличался лишь несколько иной конструкцией створок грузоотсека.

Некоторые модификации Ту-16, в частности, Ту-16СПС, Ту-16 «Елка», Ту-16Р в процессе эксплуатации в Авиации ВМФ переоборудовались в постановщики мин. При этом кабина оператора в грузоотсеке не снималась, что давало возможность произвести обратное переоборудование.

Несколько Ту-16 из состава Краснознаменного Черноморского флота (ЧФ) в начале 70-х гг. доработали путем снятия аппаратуры СПС, СРС, АСО-16, фотооборудования и установки в грузоотсеке кассетных держателей КДЗ-416 и КД4-316. Переоборудованные самолеты допускали подвеску следующих вариантов минного вооружения: АМД-500М — 6 шт., ИГДМ-500 — 12 шт., УДМ-500 — 12 шт., ИГДМ — 4 шт., АМД-2М — 4 шт., «Лира» — 4 шт., «Серпей» — 4 шт., АПМ — 4 шт., РМ-1 — 4 шт. и УДМ-2 — 4 шт.

С 1965 г. все самолеты Ту-16Т были переоборудованы в спасательные Ту-16С с лодкой «Фрегат» в бомбардировочном отсеке. Лодка сбрасывалась в районе аварии и выводилась к пострадавшим с помощью системы радиоуправления «Речь». Радиус действия Ty-16C — 2000 км.

Торпедоносец Ту-16Т (Россия)

C самого начала проектирования Ту-16, предполагалось его использование над морем. 12 июля 1954 г вышло распоряжение Совета Министров об оснащении самолёта минно-торпедным вооружением. Согласно ему все бомбардировщики должны были выпускаться приспособленными для подвески и применения минно-торпедного оружия. Самолёт должен был нести четыре торпеды РАТ-52 или шесть 45-52ВТ, а альтернативно — восемь авиационных мин типов АМД-500М, АПМ, ИГДМ, АГДМ-2М или «Лира». Выделили серийный бомбардировщик, выпущенный заводом №22, который требовалось доработать и выпустить на испытания в августе-сентябре 1954 г. На этом самолёте провели заводские и государственные испытания. Практически он стал опытным образцом торпедоносца, получившего в производстве обозначение «заказ 210», а в эксплуатации — Ту-16Т или «изделие НТ».

Читать еще:  Военно-транспортный самолет C-22B (США)

2 февраля 1955 г вышло постановление Совета Министров, по которому на заводе №64 требовалось развернуть серийное производство торпедоносцев Ту-16Т для авиации ВМФ. Постановлением поручалось в том же году выпустить 25 торпедоносцев и ещё переоборудовать 20 обычных Ту-16 в Ту-16Т. Всего до 1957 г завод №64 выпустил 76 экземпляров Ту-16Т, а также переоборудовал под этот стандарт бомбардировщики, перегонявшиеся из частей морской авиации. На самолёты ставилось минно-торпедное вооружение, дополнительные пульты в кабине штурмана, вносились изменения в электросистему Обнаружение целей производилось с помощью радиолокационного прицела РБП-4. У серийных Ту-16Т набор оружия дополнили торпедами 45-36МАВ, минами АМД-100, АМД-2М, «Серпей» и «Десна». Как и другие модификации Ту-16, некоторые Ту-16Т оснащались различными средствами РЭП, в том числе системами «Букет».

С 1962 г часть Ту-16Т переоборудовали в противолодочные Ту-16ПЛ («заказ 649»). Они могли нести самонаводящиеся (акустические) противолодочнью торпеды АТ-1 (ПЛАТ-1). Последние сбрасывались с парашютом в районе нахождения подводной лодки с высоты 2000 м. После приводнения торпеда начинала описывать круги с радиусом 60-70 м до момента обнаружения шума от подводной лодки, далее торпеда шла на лодку со скоростью 48-52 км/ч. Другие Ту-16Т в 1960-е гг были переоборудованы в спасательные самолёты Ту-16С.

В свою очередь, самолёты Ту-16П (СПС), Ту-16 «Ёлка» и Ty-16Р принадлежавшие авиации ВМФ, переоборудовались в постановщики мин. При этом кабина оператора в грузоотсеке не снималась, и оставалась возможность, в случае необходимости, провести обратное переоборудование. Несколько машин ВВС Черноморского флота переделали таким образом в начале 1970-х гг. При этом снимались аппаратура СПС, СРС, АСО-16 и фотооборудование. В грузоотсеке устанавливались кассетные держатели КДЗ-416 и КД4-316, за исключением участка между шпангоутами, где находилась кабина оператора. Переоборудованные самолёты допускали подвеску мин АМД-500М, ИГДМ-500, УДМ-500, ИГДМ, АМД-2М, АПМ, РМ-1, УДМ-2, «Лира» и «Серпей» в количестве от четырёх до 12 штук.

Тактико-технические характеристики Ту-16Т
Экипаж, чел 7
Размах крыльев, м 32.99
Длина, м 34.80
Высота, м 10.36
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
— пустого самолета 37730
— нормальная взлетная 72000
— максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
— максимальная 992
— крейсерская 842
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3050
Практический потолок, м 15000
Вооружение: 7 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
Бомбовая нагрузка :
Морское — 8700 кг или бомбовое — 9000 кг
2 реактивные авиационные торпеды РАТ-52, шесть высотных торпед 45-54ВТ (или низковысотных 45-56НТ), две глубинные бомбы ВБ-2Ф, 12 авиационных донных мин АМД-4-500 или четыре мины АМД-4-1000.
реактивно-всплывающие мины РМ-1 и РМ-2, универсальные донные мины УДМ, донные мины МДМ-3, МДМ-4, МДМ-5, «Серпей», якорные мины «Лира», мины типа АМД-2М, ИГД-М, «Десна», учебные мины-бомбы УПАМБ-100/80, торпеды 45-36МАВ.

Читать еще:  Вертолёт Super Lynx (Великобритания)

Ту-16 — BADGER

Ту-16КСР — BADGER-G
Ту-16П «Букет» — BADGER-H
Ту-16П «Ёлка» — BADGER-J
Ту-16Е «Азалия» — BADGER-K
Ту-16Р — BADGER-L

Дальний бомбардировщик / средний бомбардировщик-ракетоносец (по более поздней классификации). Самолет по назначению и возможностям аналогичен бомбардировщику B-47 (США). Разработка самолета начата ОКБ-156 Андрея Николаевича Туполева в 1949 г. по проекту «самолет 494» — четвертый самолет 1949 г. разработки. Ведущий конструктор темы Ту-16 — Д.С.Марков. В основу проекта легли наработки по проектам двухдвигательных дальних бомбардировщиков «86» и «87», работы по которым велись в 1948-1950 г.г. (см. Модификации). На базе проекта самолета 494 в том же 1949 г. начата разработка проекта самолета 495 / 494-88 в двух вариантах — с двумя и четырьмя двигателями АЛ-5, ТР-3А и ТРДД ТР-5. Для дальнейшей проработки выбран вариант со стреловидным крылом, двумя двигателями ТР-3А, прижатыми к фюзеляжу, с трехопорным шасси с уборкой основных стоек в специальные гондолы.

Постановление Совмина СССР №2474-974 от 10 июня 1950 г. задавало проектирование и постройку дальнего бомбардировщика «88» («самолет Н») с двумя двигателями ТР-3Ф с тягой по 5000 кг с последующим переходом на ТРД АМРД-03 я тягой по 8000 кг. Постановлением предусматривалась постройка двух прототипов самолета «88» для проведения испытаний. Тактико-технические требования на новый самолет были выданы ВВС 15 июня 1950 г. Скорректированные требования ВВС к скоростному бомбардировщику с учетом двигателей тягой по 8000 кг выданы 11 сентября 1950 г. В феврале 1951 г. выбор остановился на двигателях АМ-03, которые находились в разработке. В августе 1951 г. были начаты испытания двигателей АМ-03 (название в серии — АМ-3). Эскизный проект самолета «88» представлен ВВС СССР в апреле 1951 г. и утвержден вместе с макетом самолета в июле 1951 г. Подготовка производства и постройка прототипа начаты на заводе №156 так же в апреле 1951 г. 26 марта 1952 г. макетная комиссия утвердила расположение оборудования и вооружения самолета «88». Первый прототип «88/1» построен к концу 1951 г.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет C-17A «Globemaster III» (США)

Испытания. Первый полет прототипа «88/1» (изделие Н, проект 494, «Ту-88») — 27 апреля 1952 г. (экипаж Н.С.Рыбко). Из-за отсутствия ограничений по скорости на высотах ниже 6000 м самолет оказался перетяжеленным. Доработки конструкции производились на самолете «88/12», а самолет «88/1» приступил к прохождению испытаний. Испытания проводились с 14 ноября 1952 г. по 30 марта 1953 г. 30.03.1953 г. при аварийной посадке самолет был поврежден. После восстановления самолет использовался для доводки бортового оборудования и двигательной установки.


Разведывательная модификация Ту-16 (http://militaryphotos.net).


Второй опытный прототип Ту-16 — самолет «88/2» (Сергеев П.Н. Ту-16 Ракетно-бомбовый ударный комплекс Советских ВВС. // Война в воздухе. №26. г.Киров, 2000 г.).

Производство. 10 июля 1952 г. Постановлением Совмина СССР №3193-1214 прекращалось серийное производство бомбардировщика Ту-4 на авиазаводе №22 в Казани и предписывалось в 1953 г. начать там серийное производство бомбардировщика Ту-16. Этим же Постановлением было обозначено начало серийного производства двигателй АМ-3 на заводе №16 и задавалась подготовка к испытаниям второго самолета «88» с нормальной взлетной массой до 55 тонн. Завершение испытаний планировалось на декабрь 1953 г., а для проведения войсковых испытаний оговаривалось строительство серии в 15 самолетов.

Второй прототип самолет «88/2» был построен заводом №156 и полностью соответствовал будущим серийным самолетам Ту-16. Внешние отличия — створки ниш основных стоек шасси и антенны.

Серийное производство началось в 1953 г. на Казанском авиационном заводе. С 1954 г. самолет производился так же на Куйбышевском авиазаводе. кроме того самолет производился и на Воронежском авиазаводе. Серийное производство прекращено в 1963 г.

Поступление в части ВВС в началось в 1954 г.

«Badger» — переводится как «барсук» и не имеет со свойствами самолета прямой связи.

Конструкция самолета — цельнометаллический моноплан со стреловидным крылом. Материалы планера — сплав Д-16Т и модификации АК-6, АК-8, высокопрочный сплав В-95.

Шасси — две основных опоры, убирающиеся в крыльевые гондолы и передняя стойка.

Двигатели:
0) Проект самолета «88» (1951 г.) — 2 х ТРД АМ-03 тягой по 8000 кг

1) Прототип 88 — 2 х АМ-3А (в проекте носил название АМ-03) тягой по 8500-8750 кг

2) Проект 90/88 — 4 х ТР-3Ф тягой по 5000 кг (два в корне крыла и два под крылом)

3) Первые серийные Ту-16 — 2 х АМ-3М (с 1956 г. переименован в РД-3М) тягой по 9500-9520 кг

4) После модернизации (1970-е годы) — 2 х РД-3М-500 тягой по 9520-11500 кг
Топливо — Т-1 и/или ТС-1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector