Транспортно-боевой вертолет Ка-29 (СССР)
Транспортно-боевой вертолет Ка-29
Транспортно-боевой вертолет Ка-29 создан на базе многоцелевого тяжелого вертолета корабельного базирования Ка-27. В отличие от прародителя, Ка-29 условно можно назвать не транспортно-боевым, а боевым-транспортным вертолетом. Основные задачи решаемые Ка-29: высадка с больших десантных кораблей первой волны морской пехоты и её огневая поддержка.
Первый полет опытного образца под индексом Ка-252ТБ состоялся в 1976 году, серийное производство вертолета наладили на заводе в г. Кумертау.
Характеристики Ка-29
Отличия вертолета Ка-29 от Ка-27
Так как задачи обе машины решали разные, то и конструкция Ка-29 по сравнению с Ка-27 претерпела изменения. Носовая часть фюзеляжа, где располагается кабина экипажа, выполнена более широкой. Вместо стекол двойной кривизны в кабине установлены плоские стекла, для защиты экипажа от огня средств ПВО, кабина бронирована. Также бронирование получили агрегаты силовой установки, а двигатели были снабжены устройствами, снижающими их инфракрасное излучение.
За кабиной экипажа находится грузовая кабина, рассчитанная на размещение 16 десантников или 10 раненых. Здесь же может перевозиться груз массой до 2000 кг, а при транспортировке груза на внешней подвеске, до 4000 кг. Для доступа в грузовую кабину используются расположенные по обоим бортам грузовые люки, закрывающиеся двумя створками, как на боевом вертолете Ми-24.
Оборудование и вооружение Ка-29
Поисково-прицельная система «Осьминог-Э» как на Ка-27, на Ка-29 отсутствует, однако все возможности пилотажного и навигационного комплексов не уступают прототипу — машина способна выполнять боевые задачи в простых и сложных метеорологических условиях как днем, так и ночью. При этом возможно выполнение полетов в автоматическом режиме по заранее запрограммированному маршруту.
Вертолет дополнительно оборудован средствами радиоэлектронной борьбы (станция оптико-электронных помех) и устройствами выброса инфракрасных ловушек, и дипольных отражателей.
Боевой вертолет Ка-29
Встроенное вооружение вертолета состоит из четырехствольного 7,62-мм пулемета в носовой части фюзеляжа, боекомплект пулемета — 1800 патронов, огонь из него ведет штурман-оператор.
В состав подвесного вооружения, размещенного на пилонах по обеим сторонам фюзеляжа, могут входить:
- до восьми противотанковых управляемых ракет «Штурм-В»
- до четырех пусковых установок неуправляемых ракет калибром 80-мм
- одна-две подвесные пушечные установки калибром 23мм с боекомплектом по 250 патронов
- два бака с зажигательной смесью
- авиабомбы.
Слева по борту может быть установлена неподвижная 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 250 патронов. Для управления огнем используется прицел АСП-17ВК, устанавливается также электронно-оптическая станция управления огнем.
Подвеска оружия на держатели вертолета обеспечивается бортовой системой подъема грузов с лебедкой грузоподъемностью до 500кг.
Благодаря наличию высокоточного автопилота и особенностям несущей системы, вертолет Ка-29 представляет собой более стабильную платформу для ведения огня из бортового оружия, чем боевой вертолет Ми-24.
Источник: компиляция на основе данных открытых источников
Советский вертолет Ка-29 достанут из «закромов Родины»: равных ему нет до сих пор
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первый среди равных
Вертолеты Ка-29 будет появятся в ближайшее время в составе каждого флота. Летающие машины способны заниматься перевозкой грузов и пассажиров. Самое главное, что «летающая лошадь» может делать это между сушей и кораблем. Одно из важнейших назначений Ка-29 – доставка морской пехоты на берег в ходе штурмовых операций. На флоте 29-ые в шутку уже прозвали «боевыми улитками». Несмотря на солидный транспортный потенциал, машина также имеет внушительный огневой залп, который совокупно превосходит тот, что способны дать такие новинки, как Ка-52 и Ми-28. На первых этапах отечественные флоты получат в свое распоряжение от 4 до 8 вертолетов.
Примечание: на данный момент в составе флота России уже действует около полутора Ка-29.
Благодаря своей огневой мощи машину будет востребована буквально везде. Вертолет уже успел доказать свою высокую эффективность, в том числе при столкновениях с сомалийскими пиратами.
Возвращение в строй
Серийный выпуск вертолетов Ка-29 начался еще в 1979 году. Несмотря на это, машина все еще далека от какого-либо устаревания. В 1980-х годах выпускали «боевые улитки» на Кумертауском авиационном производственном предприятии. Всего было сделано порядка 60 вертолетов. Тогда же в СССР началось сокращение флотов и почти все новинки просто встали на хранение.
Интересный факт: хотя о Ка-29 на складах Отечества никогда не забывали, вновь всерьез за проект взялись относительно недавно. Как раз тогда, когда с Францией был заключен контракт о поставке российскому ВМФ двух универсальных десантных кораблей «Мистраль».
Совсем недавно ситуация с военной промышленностью доказала, что при необходимости Ка-29 можно будет модернизировать. Именно этот факт и стал последней точкой в решение о возвращении советских вертолетов в строй из запаса. Несмотря на то, что контракт с Францией сорвался из-за санкций, решение о возвращении Ка-29 отменять не стали.
Летающий БМП
Вертолет Ка-29 способен действовать в любой время суток, в том числе оказывать огневую поддержку в светлое и темное время, а также при сложных погодных условиях. В грузовой отсеке помещается 16 бойцов десанта со снаряжением. В случае необходимости, Ка-29 может быть задействовать как санитарный вертолет. Одновременно «улитка» способна вывезти 10 раненных с поля боя. Машина берет до 2 тонн груза на борт или до 4 тонн груза на внешнюю подвеску (для сравнения, Ми-8 берет только 3 тонны груза на подвеску).
Имеющийся боекомплект превосходит тот, который есть у вертолетов Ми-28 и Ка-52. Вооружается флотский вертолет четырехствольной пулеметной установкой калибра 7.62. Также на вертолет ставятся пушки ГШ-23Л калибра 23 мм и А242 калибра 30 мм. Для уничтожения танков противника используются комплексы «Штурм-Б» с ракетами «Атака» и «Кокон». Наконец, вертолет способен нести авиационные зажигательные бомбы ЗБ-500.
Интересный факт: вертолет Ка-29 прошел боевое крещение в Афганистане, где смог доказать свою высокую эффективность и перспективность использования.
Хочется узнать еще больше интересного о вертолетах? Тогда читай про 3 причины, по которым лучший отечественный вертолет Ка-50 «Черная акула» так и не попал в серийное производство, несмотря на все старания конструкторов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вертолёт Ка-29 – штурмовик для морской пехоты
С 50-х годов разработку и производство вертолётов в СССР поделили между собой два конструкторских бюро. Причём в КБ Михаила Миля было разработано целое семейство очень удачных вертолётов общего назначения – лёгкий Ми-2, средний Ми-8 и тяжёлый Ми-6. КБ Николая Камова, занимающееся разработкой вертолётов соосной схемы, оказалось практически из ниши универсальных машин.
Но камовские вертолёты прижились там, где соосная схема давала большие преимущества – в частности, в морской авиации. Развитие палубных машин многоцелевого семейства Ка-28 вызвало к жизни транспортно-боевой Ка-29.
История создания
Хотя советская морская пехота и не представляла собой такую крупную и мощную структуру, как американская, но всё же являлась важным родом вооружённых сил. Морпехи, в частности, должны были первыми высаживаться на побережье, удерживая плацдарм до высадки основных сил – мотострелков с транспортных и десантных кораблей.
Для быстрой и эффективной переброски десантно-штурмовых групп морской пехоты предполагалось использовать вертолёты. При этом те же машины должны были эвакуировать раненых, подвозить боеприпасы, а главное – оказывать огневую поддержку, в том числе уничтожая бронированные цели. Складывался портрет своеобразной «летающей БМП» вроде Ми-24, но с учётом флотской специфики.
КБ Камова с конца 60-х годов занималось разработкой нового корабельного вертолёта Ка-27.
Основным предназначением «двадцать седьмого» были борьба с подводными лодками противника и спасательные операции. Универсальную машину для морской пехоты решили сделать именно на его базе. Работы под руководством Сергея Фомина начались в 1973 году. Название «Ка-29» появилось не сразу, поначалу вертолёт именовали Ка-27ТБ.
Первый опытный экземпляр с бортовым номером «208» взлетел летом 1976 года. Заводские испытания первых двух Ка-29 завершили весной 1978 года, и машины немедленно передали на испытания государственные. В мае 1979 года Ка-29 (это название было утверждено окончательно) рекомендовали запустить в серию. Но серийный выпуск «двадцать девятых» начался только в 1984 году.
Конструкция
Вертолёт Ка-29 – универсальная транспортно-боевая машина, построенная по схеме с 2 соосными винтами. Цельнометаллический фюзеляж – типа «полумонокок». В носовой части «двадцать девятого», между первым и четвертым шпангоутами силового набора находится кабина пилотов. За ней скомпонована грузовая кабина, в которой могут разместиться 16 десантников, либо 6 раненых.
Если раненые транспортируются на носилках, вместимость сокращается до 4 человек. При перевозке грузов кабина может вместить до 2 т. На внешней подвеске Ка-29 может перевезти до 4 т.
Пол грузовой кабины и силовой набор образуют отсеки, в которых находятся баки с горючим.
Отсек между четвёртым и четырнадцатым шпангоутами является бомболюком, но в нём может быть установлен дополнительный бак. Внутри хвостовой балки «двадцать девятого» находится оборудование, снаружи к ней крепится оперения – 2 киля и стабилизатор. Шасси 4-колёсное, неубирающееся.
На Ка-29 установлены 2 турбовальных двигателя ТВ3-117КМ. Моторы имеют 12-ступенчатый компрессор и 2-ступенчатую турбину, развивают номинальную мощность в 1700 сил. Крутящий момент на винты передаётся редуктором, от которого также приводятся гидронасосы и генераторы. Двигатели «двадцать девятого» запускаются пневматическим стартером, воздух для которого нагнетает вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-9.
Трёхлопастные винты Ка-29 – стеклопластиковые. Система управления – с гидроусилителями. Вертолёт оснащён автоматической системой пожаротушения и ручными огнетушителями для тушения возгораний в кабинах. Кабины и остекление Ка-29 обогреваются воздухом, отводимым от правого двигателя.
Пилотажный комплекс ПКВ-252, в состав которого входит автопилот, позволяет осуществлять полуавтоматическое управление вертолётом. Навигационный комплекс «двадцать девятого» – НКВ-252 включает радиокомпас, систему навигации по радиомаякам, допплеровский измеритель скорости и радиовысотомер.
Вооружение
В носовой части вертолёта смонтирована установка с пулемётом ГШГ калибра 7,62 мм. Темп стрельбы этого 4-ствольного пулемёта, выполненного по системе Гатлинга, составляет от 3500 до 6000 выстрелов в минуту, боезапас составляет 1800 патронов. Пулемёт наводит штурман через коллиматорный прицел К-10Т.
На левом борту фюзеляжа установлена 30 мм пушка 2А42, аналогичная применённой на Ка-50 и БМП-2.
Её боекомплект – 250 выстрелов. Наведение на цель пушки производит пилот при помощи прицела АСП-17ВК. В отличие от прицела К-10Т он сопряжён с лазерным дальномером, а баллистический вычислитель автоматически вырабатывал углы упреждения, в том числе и на движение цели. Кроме этого, в проёмах грузовых дверей десантники могли устанавливать пулемёты.
На внешней подвеске «двадцать девятого» могли устанавливаться до 8 противотанковых ракет «Штурм» с дальностью пуска до 5 км и наведением по радиокомандам. Также возможна подвеска блоков неуправляемых ракет С-5 калибра 57 мм (количеством до 128 ракет) либо С-8 калибра 80 мм (до 80 ракет). Предусматривалась установка пушечных контейнеров с пушками калибра 23 мм и зажигательных баков.
Эксплуатация
Ка-29 официально был принят на вооружение в 1987 году – спустя 9 лет после окончания испытаний. Им предполагалось оснащать большие десантные корабли проекта 1174, кроме того, «двадцать девятые» должны были войти в состав авиагрупп советских авианесущих крейсеров, в том числе перспективных. Однако до развала Советского Союза успели построить всего 3 корабля проекта 1174, и авианосец «Адмирал Кузнецов».
Кроме того, в 1987 и 1988 годах с «двадцать девятыми» произошли 2 катастрофы – во время тренировочного полёта над морем и при взлёте с корабля. Всё это привело к тому, что Ка-29 эксплуатировались в основном с наземных аэродромов.
В 1987 году «двадцать девятый» попытались обкатать в боевых условиях в Афганистане. На узбекском аэродроме в Чирчике Ка-29 активно отрабатывали виды боевого применения, однако в Афганистан камовские машины так и не пустили.
После 1991 года для уникальной машины настали тяжёлые времена.
«Двадцать девятых» было мало, в море они практически не выходили, да и вообще летали мало – не было средств продлять ресурс.
Попыткой спасти Ка-29 стала идея «боевой ударной группы», которую отстаивал генерал-майор Воробьёв, высоко оценивавший машины КБ Камова. В рамках этой концепции «двадцать девятые» должны были работать как разведчики-целеуказатели для «Чёрных акул» Ка-50. Вместо пулемёта ГШГ на 2 вертолёта установили навигационный комплекс «АБРИС», тепловизор, новое прицельное оборудование.
В 2001 году ударная группа всё-таки попала на войсковые испытания в Чечню, где Ка-29 налетал 27 часов и израсходовал 184 неуправляемые ракеты. Несмотря на то, что результаты применения нашли удовлетворительными, а недостатки – устранимыми, вскоре программу закрыли. Вытеснить Ми-24 и Ми-28 вертолёты «Ка» не смогли.
К 2014 году в частях морской авиации числилось не более 15 Ка-29, да и те были законсервированы. Впрочем, в 2017 году появились сведения о том, что на Тихоокеанском и Балтийском флоте «двадцать девятые» ремонтируются и возвращаются в строй.
Оставшиеся в украинском флоте вертолёты довольно активно использовались в различных учениях, а также для перевозки комсостава.
В 2012 году в строю оставалось всего 3 «двадцать девятых», с 2014 года они числятся непригодными к полётам. «На экспорт» был отправлен всего 1 вертолёт – его украинцы продали Экваториальной Гвинее.
Лётно-технические характеристики
В качестве вертолёта для высадки и огневой поддержки морского десанта, Ка-29, пожалуй, не имел аналогов. В Корпусе Морскоой Пехоты США основным средним транспортным вертолётом является UH-1Z –модернизация старого «Ирокеза».