Транспортно-десантный вертолет Ми-6 (СССР)
Тяжелый транспортный вертолет МИ-6
Успешное создание в КБ М. Миля транспортно-десантного вертолета Ми-4 вселило в главного конструктора и его сотрудников уверенность в собственных силах и дало толчок к работе над новыми винтокрылыми машинами значительно большей грузоподъемности.
Следующим этапом в тяжелом вертолетостроении должен стать летательный аппарат, способный перевозить грузы массой около шести тонн: тяжелые артиллерийские орудия с тягачами, грузовики и авиадесантные самоходные установки. 6 отличие от популярной для тяжелых вертолетов двухвинтовой продольной схемы, Миль выбрал одновинтовую с пятилопастным винтом невиданного по тем временам диаметра — свыше 30 м.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Первоначально вертолет проектировался под один двигатель ТВ-2ВМ, но требование военных увеличить грузоподъемноеть машины привело к перепроектированию под два таких двигателя. Фюзеляж обтекаемой формы представлял собой цельнометаллический клепаный полумонокок. Размеры грузовой кабины Ми-6 (12 х 2,65 х 2,5 м) были близки к габаритам грузовых кабин самолетов Ан-8 и Ан-12. Вдоль ее бортов и посередине можно было установить 61 легкосъемное откидное сиденье, а в санитарном варианте разместить 41 больного на носилках и двух медработников. В экстремальных ситуациях при эксплуатации вертолета на нем перевозили до 150 человек. Усиленный пол со швартовочными узлами обеспечивал транспортировку в грузовой кабине различных видов техники и тяжеловесных грузов: две самоходные артустановки АСУ-57 либо бронетранспортер БТР-152, различные пушки и гаубицы со штатными тягачами или инженерную технику соответствующей массы. Демонтируемая система внешней подвески обеспечивала перевозку крупногабаритных грузов массой до 8 т.
5 июня 1957 года состоялся первый полет прототипа Ми-6. Он, как и вторая машина, оборудовался двигателями ТВ-2ВМ, но для серийных вертолетов выбрали новые моторы Д-25В. При той же мощности (5500 л. с.) они отличались меньшими габаритами и массой. 30 октября 1957 года опытный Ми-6 поднял груз массой 12 004 кг на высоту 2432 м, вдвое превысив предыдущий мировой рекорд американского вертолета S-56.
Серийное производство Ми-6 началось на Ростовском вертолетном заводе в 1959 году. До 1980 года это предприятие выпустило 874 машины. Кроме того, 50 единиц Ми-6 в 1960-1962 годах изготовил Московский вертолетный завод. Таким образом, с учетом двух прототипов построили 926 вертолетов Ми-6.
МОДИФИКАЦИИ
Основной военно-транспортный вариант Ми-6 был в 1971 году сменен в производстве модификацией Ми-6А, отличавшейся целым рядом усовершенствований. В 1965 году была создана пассажирская модификация Ми-6П. Для обеспечения поиска приземлившихся космических аппаратов использовался поисково-спасательный вариант Ми-6ПС Большой объем кабины Ми-6 способствовал созданию на его базе воздушных командных пунктов для управления войсками. Существовало два варианта таких машин — Ми-6ВКП и Ми-6АЯ (Ми-22), различавшихся составом оборудования. Для борьбы с лесными пожарами использовались вертолеты Ми-6ПЖ. Вертолет-топливозаправщик Ми 6ТЗ предназначался для снабжения топливом (на земле) других вертолетов и наземной техники.
СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В ВВС СССР вертолеты Ми-6 поступали на вооружение отдельных вертолетных полков, где эксплуатировались совместно с Ми 4, а затем — Ми-8. С декабря 1979 года Ми-6 широко применялись в Афганистане, где постоянно находилось более 60 машин этого типа. Главной работой подразделений тяжелых вертолетов стала транспортировка боеприпасов, вооружений, топлива, медикаментов и других грузов на небольшие площадки отдаленных или блокированных моджахедами гарнизонов. Большие габариты грузовой кабины вертолета позволяли перевозить артиллерийские орудия, минометы и автомобили, но особенно много приходилось доставлять продуктов.
Для высадки десантов Ми-6 использовались редко. Командование опасалось больших потерь в случае сбития такого вертолета, ведь на борт «шестого» брали в два раза больше личного состава, чем на Ми-8. Если все же Ми-6 привлекались к боевым операциям, то шли во второй волне и садились на уже захваченные площадки. Так было в 1982 году в Панджшере, в 1985 году в районе Мазари-Шарифа, когда кроме личного состава были доставлены артиллерийские орудия, автомобили ГАЗ-66 и УАЗ.
К началу 1990-х годов Ми-6 уже считался устаревшим и постепенно заменялся Ми-26. В России и других странах СНГ он эксплуатировался до конца 1990-х годов.
Ми-6 использовался военной авиацией Алжира, Вьетнама, Лаоса, Египта, Индонезии, Ирака, Перу, Польши, Сирии, Эфиопии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ми-6
- Тип: двухмоторный тяжелый транспортно-десантный вертолет
- Экипаж, чел.: 6
- Вместимость: 61 солдат либо 41 раненый на носилках и 2 сопровождающих
- Грузоподъемность, кг: 12000
- Двигатели: ТВлДД-25В максимальной мощностью 5500 л. с.
- Размеры, м:
длина: 33,18
высота: 9,86
диаметр несущего винта: 35 - Вес, кг
пустого вертолета: 27 240
нормальный взлетный: 40 500
максимальный взлетный: 42 500 - Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 250
дальность полета, км: 620
практический потолок, м: 4500 - Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет в носовой подвижной установке
Транспортный вертолет Ми-6
Десантно-транспортный вертолет Ми-6 стал вехой в истории вертолетостроения всего мира. Только представьте себе машину весом 40 тонн, почти половину из которых занимает полезный груз, отрывающуюся от земли — и это в то время когда ближайший зарубежный аналог вместе с грузом весивший каких-то 15 тонн, едва поднимался от плит площадки!
Аллея славы вертолета Ми-6
Да, Ми-6 безусловно машина легендарная, на десятилетия вперед обозначившая лидерство наших тяжелых вертолетов. Разработка Ми-6 началась ещё в 1953 году и только в 1957 году первый вертолет наконец приступил к испытаниям. Ми-6 был создан по схеме, которая затем станет классической — фюзеляж типа полумонокок с просторной грузовой кабиной и распашными дверями в задней части. 2 его газотурбинных двигателя (впервые установленные на вертолете) в силовой установке и уникальный несущий винт, разработанный специально для МИ-6, диаметром 35 м, обеспечивали полную взлетную массу в 48 т, и были, бесспорно, настоящим технологическим чудом. И это даже без того, что Ми-6 мог вполне успешно летать и на одном двигателе!
Чертеж транспортного вертолета Ми-6
Разумеется путь Ми-6 это настоящая аллея славы — на этом вертолете установлено столько рекордов, что некоторые из них не побиты до сих пор, включая подъем груза в 5 тонн на высоту 5584 м, а также груза в 20117 кг на высоту более 2 км. А ведь это было в далеком 1964 году!
Тремя годами ранее, в 1961 году, ОКБ М.Л.Миля было награждено Международным призом имени И.И. Сикорского за признание выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства — Ми-6 первым преодолел «запретный рубеж» скорости в 300 км/ч, до этого считавшегося предельным для вертолетов.
Эксплуатация вертолета Ми-6
В конце 1959 года началось серийное производство вертолетов Ми-6 на Ростовском вертолетном заводе (позднее и на заводе им. Хруничева в Москве), продолжавшееся до 1981 года. За 20 лет было произведено 860 тяжелых вертолетов Ми-6 в нескольких модификациях. Машина активно использовалась во всех сферах народного хозяйства — от тушения пожаров до армейской авиации, принимала участие в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС в 1986 году и широко экспортировалась за рубеж. В числе основных покупателей Ми-6: Китай, Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия, Ирак, страны Варшавского договора и другие.
Транспортный вертолет Ми-6
В России, вертолет Ми-6 запрещен к эксплуатации с 2002 года, формально — из-за катастрофы одной из машин, однако по факту, потому что с задачами, с которыми прежде справлялся только Ми-6, теперь успешно решает его потомок — тяжелый вертолет Ми-26.
Транспортно-десантный вертолет Ми-6 (СССР)
Военно-транспортный вертолёт Ми-6 (код НАТО — «Ноок») предназначен для переброски грузов и войск, высадки десанта посадочным способом. Разработка началась в 1954 г. Опытный вертолет совершил первый полет 5 июня 1957 г. Серийное производство продолжалось до 1981 г., всего построено около 860 вертолетов в гражданских и военных вариантах. Модификацией является Ми-22 — воздушный пункт управления. Ми-6 в пассажирском варианте может поднять 65 пассажиров на легкосъемных откидных сиденьях, а в санитарном — 41 больного на носилках с двумя сопровождающими.
Вертолет одновинтовой схемы, с пятилопастным трехшарнирным несущим и четырехлопастным рулевым винтами. Фюзеляж — каркасной конструкции. Кабина экипажа имеет три отсека: передний — для штурмана, средний — для двух пилотов и задний — для радиста и бортмеханика. Размеры грузовой кабины — 12×2,65×2,5 м; в задней части установлены грузовые створки (2,65х х2.7 м) и трапы, в полу находится грузовой люк для системы внешней подвески. Грузовая кабина предусматривает перевозку груза массой 12 т.
Для разгрузки несущего винта на больших скоростях полета установлено крыло, рассчитанное на максимальную нагрузку, равную 25% полетной массы. Консоли крыла имеют разные углы заклинения. Во время подъема тяжелых грузов эти крылья удаляются, чтобы обеспечить увеличение полезной нагрузки.
Неубирающееся шасси трехопорное, с передней самоориентирующейся стойкой. Шасси позволяет производить взлет и посадку вертикально и по-самолетному.
Лопасти несущего винта цельнометаллической конструкции. Рулевой винт диаметром 6,3 м с деревянными лопастями имеет оковку носка. Оба винта снабжены электрической противообледенительной системой.
Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей Д-25В мощностью по 5500 л.с. с трехступенчатым главным редуктором Р-6. Топливная система включает 8 основных и 3 расходных топливных бака общей емкостью 8150 л. По бокам фюзеляжа возможна установка двух подвесных топливных баков по 2250 л.
Навигационное оборудование и трехканальный автопилот позволяют производить полеты днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. Вертолет оснащен также УКВ- и КВ-радиостанциями, СПУ, радиовысотомером, радиокомпасом, приемником маркерного маяка. Система управления грузовыми створками и трапами грузовой кабины гидравлическая,
Вооружение включает носовую стрелковую установку НУВ-1М с коллиматорным прицелом К-10Т и с 12,7-мм пулеметом А-12,7. В ходе серийного производства вертолет оснащался модернизированным бортовым оборудованием, вспомогательной силовой установкой АИ-8, новыми лопастями несущего винта.
Ми-6 долгое время не имел себе равных по грузоподъемности и скорости полета, установив 16 официальных мировых рекордов, основные из которых скорость по замкнутому маршруту длиной ‘100 км — 340 км/ч; скорость по замкнутому маршруту длиной 1000 км — 300,4 км/ч; высота подъема с грузом 10 т — 4885 м; высота подъема с грузом 20 т — 2338 м; максимальный груз, поднятый на высоту более 2000 м, — 20117 кг.
Помимо стран СНГ. Ми-6 поставлялся также во Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак. Китай. Пакистан. Перу. Польшу, Сирию и Эфиопию.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 5
Скорость, км/ч:
максимальная 300
крейсерская 250
Скороподъемность у земли, м/с 6,5
Потолок, м:
статический 1000
динамический 4500
Дальность, км
перегоночная с дополнительными баками 1450
с коммерческой нагрузкой 8 т 620
Масса, кг:
максимальная взлетная 42500
нормальная взлетная 40500
пустого вертолета 27240
Максимальная полезная нагрузка, кг
на внешней подвеске 8000
в фюзеляже 12000
Число перевозимых людей, чел.:
десантников 65-70
раненых 41
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 35,0
длина с вращающимися винтами 41,74
высота на стоянке 9,16
ширина фюзеляжа 3,2
размах крыла 15,63
Двигатель: ГТД Д-25А, л.с. 2 по 5500