1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Транспортно-десантный вертолёт SA-330 «Puma» (Франция)

Sud-Aviation SA.330 Puma

Аэроспасьяль SA 330 «Пума» (фр. Aérospatiale SA 330 Puma ) — французский средний транспортный вертолёт. Совершил первый полёт 15 апреля 1965 года, всего построено около 700 машин. Широко поставлялся на экспорт .

Содержание

Модификации

  • SA.330А — прототип вертолёта.
  • SA.330В — первая серийная модификация для французских вооружённых сил.
  • SA.330С — экспортная версия с ГТД Turmo IVC.
  • SA.330Е — модификация английской фирмы Westland.
  • Puma HC.Mk.1 — обозначение SA.330Е после принятие в 1971 году на вооружение английских ВВС.
  • SA.330F — гражданская версия.
  • SA.330G — модификация транспортного вертолёта SA.330F с ГТД Turmo IVC.
  • SA.330Н — модификация SA.330С с ГТД Turmo IVC.
  • SA.330J — гражданская версия на базе SA.330F с ГТД Turmo IVC.
  • SA.330L — экспортная многоцелевая версия. Существует ударно-транспортная версия вертолёта с системой наведения и оружием с вертолёта CSH-2 Rooivalk (AH-2), на 2 узлах подвески на концах крыльев и 4 подкрылевых узлах. Вооружение включает УР «воздух-воздух» Armscor Darter, 4 ПТУР Atlas Swift.
  • IAR-330H — румынский транспортный вариант фирмы IAR на базе SA.330H.
  • IAR-330L — румынский ударно-транспортный вариант с 2 20-мм пушками, 4 ПТУР Малютка, или 4 ПУ 16х55-мм или 8 ПУ 122-мм НУР, или 4 100 кг бомб, или 2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7.62-мм пулемётами и 550 патронами.
  • Oryx — гибридная версия разработанная фирмой Atlas(ЮАР) на базе SA.330L, но с двигательной системой вертолёта SA.332.

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации SA 330H.

Источник данных: Taylor, John W. R., 1975.

Габариты грузовой кабины

  • Максимально допустимая скорость: 273 км/ч
  • Максимальная скорость: 257 км/ч
  • Крейсерская скорость: 248 км/ч
  • Практическая дальность: 580 км
  • Статический потолок:
    • с использованием эффекта земли: 2 230 м
    • без использования эффекта земли: 1 350 м
  • Скороподъёмность: 7,1 м/с
  • Нагрузка на диск: 39,5 кг/м²
  • Тяговооружённость: 336 Вт/кг
  • Стрелково-пушечное:
    • 20 мм пушки по бокам фюзеляжа
    • 7,62 мм пулемёты в дверных проёмах

Интересные факты

  • Вертолет «снимался в роли Ми-24» в фильмах «Рэмбо 3» и «Красный рассвет» ввиду внешней схожести с советскими вертолётами.

Примечания

Литература

  • Jane’s All The World’s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. — London: Macdonald and Jane’s, 1975. — P. 47-49. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9

См. также

SA.313 · SA.315B · SA.316 · SA.318 · SA.319 · SA.321 · SA.330 · SA.340 · SA.341 · SA.342 · SA.360 · SA.365

A.101 · AB.102 · A.103 · A.104 · A.105 · A.106 · A.109 · A.115 · A129 · EH101

30 · Apache · Commando · Dragonfly · EH101 · Gazelle · Lynx · Merlin · Puma · Sea King · Scout · Sioux · Super Lynx · Wasp · Wessex · Westminster · Whirlwind · Widgeon

Apache · AW101/VH-71/CH-149 · AW109 · AW119 · AW139 · AW149 · AW159 · T-129

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Sud-Aviation SA.330 Puma» в других словарях:

PUMA — все действующие скидки PUMA в категории Спортивная одежда, обувь и снаряжение

Sud Aviation — ныне не существующая французская авиастроительная фирма. Возникла 1 марта 1957 года[1] в результате объединения авиапредприятий SNCASE (Sud Est) и SNCASO[2]. Прекратила своё существование в 1970 году в результате слияния с государственными… … Википедия

Sud-Aviation Gazelle — SA 341/SA 342 Gazelle SA 342M армии Франции в Пиренеях. Тип … Википедия

Aérospatiale SA 330 Puma — SA 330 Puma SA 330J Puma de la Bundesgrenzschutz (Guardia de Fronteras Federal) alemana actual Bundespolizei, Policía Federal en 1985. Tipo Helicóptero utilitario … Wikipedia Español

Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик F-100 «Super Sabre» (США)

Échos Sud-Aviation — Pays France Langue Français Périodicité Mensuel Genre … Wikipédia en Français

Aviation légère de l’armée de terre — Insigne de l aviation légère de l armée de terre Période 22 novembre 1954 Pays … Wikipédia en Français

Puma (helicoptere) — Puma (hélicoptère) Pour les articles homonymes, voir Puma (homonymie) . SA.330 Puma … Wikipédia en Français

Puma (hélicoptère) — Pour les articles homonymes, voir Puma (homonymie) . SA.330 Puma … Wikipédia en Français

Aviation Magazine International — Aviation Magazine Pays France Langue Français Périodicité Bimensuel Genre … Wikipédia en Français

Aviation Légère De L’armée De Terre — L étendard de l ALAT. Période 22 novembre 1954 … Wikipédia en Français

Aviation legere de l’armee de terre — Aviation légère de l armée de terre Aviation légère de l armée de terre L étendard de l ALAT. Période 22 novembre 1954 … Wikipédia en Français

Транспортно-десантный вертолет SA.330 Puma (Франция)

Транспортно-десантный вертолёт SA.330 Puma предназначен для высадки десанта во фронтовой глубине и эвакуации раненых. В начале 1960-х гг. компания «Сюд-Авиасьон» начала проектирование и разработку вертолета с двумя газотурбинными двигателями, который бы отвечал требованиям не только французской армии как всепогодный тактический и транспортный вертолет, но и подошел бы для использования другими вооруженными силами. Первый из двух опытных образцов совершил свой первый полет 15 апреля 1965 г. С апреля 1968 г. к совместному производству этих аппаратов подключилась компания «Уэстленд Геликоптере» (Великобритания). Состоит на вооружении с 1969 г. Вертолет серийно производился до 1982 г., всего было выпущено около 700 единиц всех модификаций.

Фюзеляж SA.330 Puma, как был назван этот аппарат, имел цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок. Силовая установка расположена на внешней поверхности фюзеляжа впереди привода несущего винта. Мощность на вал последнего передавалась от двух турбовальных двигателей через коробку передач с двумя независимыми цилиндрическими шестернями. В случае отказа одного двигателя, оставшийся продолжал вращать несущий винт. При отказе обоих двигателей несущий винт, вращавшийся в режиме авторотации, через коробку отбора мощности продолжал приводить в движение вал рулевого винта, генератор переменного тока, двойные гидронасосы и кондиционер.

Несущий винт вертолета четырехлопастный, шарнирного типа. Вначале его лопасти изготовлялись из легкого сплава, но с 1976 г. они стали представлять собой сложную конструкцию из стекловолокна, углеродного волокна и сотового заполнителя с антиабразивной передней кромкой из нержавеющей стали. Хвостовая балка, имевшая рулевой винт с пятью шарнирно подвешенными лопастями на правом борту и горизонтальный стабилизатор на левом, являлась продолжением хвостовой части монококового фюзеляжа. Посадочное устройство — трехопорное, полуубирающегося типа, со спаренными колесами на каждой опоре. Вертолет вооружен пушкой калибра 20 мм и пулеметом калибра 7,62 мм. Может перевозить 16 полностью экипированных солдат или 2,5 т груза.

Первые вертолеты SA.330B Puma французской армии и воздушных сил и SA.330E Puma Королевских военно-воздушных сил были снабжены ТВД Турмо III С4 со взлетной мощностью на валу 990 кВт/1328 л.с.

Военные экспортные модели SA.330C/H, впервые поднявшиеся в воздух в сентябре 1968 г., имели первоначально двигатели Турмо IVB мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с., но с конца 1973 г. модель SA.330H стала оснащаться двигателями Турмо IVC мощностью 1174 кВт/1575 л.с., снабженными системой противообледенения воздухозаборника.

Первые гражданские вертолеты SA.330F/G имели двигатели Турмо IVA мощностью 1070 кВт/1435 л.с. Первый полет такой аппарат совершил 26 сентября 1969 г., а с конца 1970 г. его запустили в производство. С конца 1973 г., подобно SA.330H. вертолет SA.330G оснащался двигателями Турмо IVC. Силовая установка Турмо IVC была также установлена на гражданском вертолете SA.330J и военном SA.330L, которые были представлены в 1976 г.

Компоновка вертолета SA.330J имела несколько вариантов. Кроме двух членов экипажа, в кабине могли размещаться 8, 9, 12 или 20 человек. Оборудованный термическими системами антиобледенения и метеорадиолокатором, SA.330J с момента получения сертификата 25 апреля 1978 г. может пилотироваться в любых погодных условиях.

Читать еще:  Многоцелевой вертолет Ка-60 (Россия)

С 1972 г. началась разработка нового варианта многоцелевого вертолета под обозначением AS.332 Super Puma. Первый полет состоялся в 1978 г., поставки начались в 1980 г.

Конструкция фюзеляжа аналогична конструкции вертолета SA.330 Puma, за исключением хвостовой части, которая с целью улучшения аэродинамики имеет профилированную хвостовую балку, плавно переходящую в концевую, выполненную в виде киля. Имеется дополнительный подфюзеляжный киль и стабилизатор увеличенной площади с профилем большой кривизны, что обеспечивает высокие показатели путевой и продольной устойчивости и облегчает балансировку вертолета на всех режимах полета. Несущий винт имеет втулку типа «старфлекс» с обтекателем, уменьшающим лобовое сопротивление, и лопасти из композиционных материалов.

Убирающееся трехстоечное шасси рассчитано на удар с вертикальной скоростью 3 м/с. На главных стойках возможна установка дополнительного лыжного шасси. К 1985 г. выпущено около 400 вертолетов всех модификаций.

Вооружение: пушка калибра 20 мм или пулеметы калибра 7,62 мм, по бортам фюзеляжа предусмотрена подвеска пусковых установок авиационных ракет. В грузовой кабине можно перевозить около 20 вооруженных военнослужащих.

Вертолет AS.332 Super Puma выпускается в вариантах AS.332В (рассчитанный на транспортировку 20 десантников или 3 т груза) и AS.332М (с удлиненным фюзеляжем).

Также разработан вертолет AS.332 Mk.2 Super Puma, первый полет которого состоялся в феврале 1987 г. Он обладает улучшенными летно-техническими характеристиками, большей надежностью и усовершенствованным электронным оборудованием. На нем установлен цифровой автопилот с дублированными каналами управления, индикаторы на ЭЛТ, применена новая схема электропроводки, новый несущий винт диаметром 16,2 м (вместо 15,6 м). При сохранении прежней скорости вращения несущего винта стала больше его подъемная сила, что позволило увеличить максимальную взлетную массу вертолета с 9 до 9,5 т и массу полезной нагрузки на 500 кг. На вертолете Мк.2 с новым несущим винтом увеличилась скорость полета и уменьшился расход топлива на крейсерском режиме. Силовая установка осталась прежней.

Вертолет AS.332 Super Puma используется во Французском корпусе быстрого реагирования, а также в качестве летающей платформы для установки разведывательной РЛС «Орхидея».

Вертолеты SA.330 стоят на вооружении 46 стран. Всего до 1982 года было построено около 700 вертолетов различных модификаций.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2-3
Скорость, км/ч:
максимальная 258
крейсерская 250
Динамический потолок, м 4800
Дальность, км:
перегоночная 1400
действия 550
Масса, кг:
максимальная взлетная 7400
пустого вертолета 3766
Максимальная полезная нагрузка, кг 2500
Число перевозимых людей, чел.:
десантников 16—20
раненых 6
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 15
длина 14,06
высота 4,18
Двигатель, л.с.: ТВД Turbomeca Turmo IVC 2 по 1575

SA 330 Puma

Галерея SA 330

Aerospatiale SA 330 Puma (Пума) — средний, двухдвигательный многоцелевой транспортный вертолет, разработанный французской фирмой Sud Aviation, а после реорганизации производившийся фирмой Aerospatiale. Помимо Франции, так же выпускался в Великобритании, Индонезии, Румынии и ЮАР. Является базовым для созданных позже моделей AS332 Super Puma и AS532 Cougar.

История SA 330

Вертолет SA 330 Puma изначально разрабатывался фирмой Sud Aviation для французской армии, которая, в то время, нуждалась в среднеразмерном всепогодном вертолете, способно перевозить до 20 солдат, а так же различные грузы. После проведения исследований о возможности модификации одного из уже созданных вертолетов, было решено создать совершенно новую модель. Работа была начата в 1963 году и должна была быть выполнена в минимальные сроки.

Первые прототипы вертолетов Puma были собраны в 1965 году, тогда же один из них впервые взлетел. До 1968 года было подготовлено производство и выпущено еще шесть предсерийных машин. Год спустя начались поставки.

Вертолет был весьма удачным и быстро привлек к себе внимание из за границы. В 1967 году Puma была выбрана в качестве основного среднего транспорта Королевскими ВВС Великобритании. Для британцев была создана модификация Puma HC Mk 1.А — модель выпускалась по лицензии фирмой Westland Helicopters. В дальнейшем, это сотрудничество привело к новому «обмену вертолетами»: французы начали закупать вертолеты Westland Lynx, а британцы — Aerospatiale Gazelle.

Читать еще:  Вертолёт ДРЛО Ка-31 (СССР)

SA 330 был очень популярен на мировом рынке. Помимо продаж военных модификаций, покупатели так же интересовали и гражданскими, особенно нефтяными компаниями, осваивавшими морские месторождения. Большую часть 1970-хх, Puma была самым продаваемым вертолетом, производящимся в Европе.

К лицензионному производству вертолетов подключилась и Румыния, которая уже имела опыт работы с Aerospatiale. Лицензионная версия выпускалась под индексом IAR 330 и поступала в состав вооруженных сил страны, гражданских служб. Так же, выпуск этих вертолетов ограниченными партиями был налажен в Индонезии и ЮАР, причем южно-африканский концерн Atlas Aircraft продолжал производить и модифицировать эти вертолеты под индексом Oryx вплоть до 1990-хх.

В 1974 году Aerospatiale начал работы по модернизации своей главной модели. Итогом этого проекта стал обновленный вертолет AS332 Super Puma. Он пришел на смену базовой модели в 1987 году и выпускается до сих пор (2017 год).

Конструкция SA 330

Aerospatiale AS 330 Puma — средний транспортный вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж вертолета цельнометаллический, типа полумонокок. Носовую и центральную его части занимают двухместная кабина летчиков и грузовая кабина, разделенные противопожарной перегородкой. Задняя часть фюзеляжа переходит в хвостовую балку монококовой конструкции с отогнутой вверх концевой балкой, на которой установлены стабилизатор и рулевой винт.

Несущий винт имеет шарнирное крепление лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, складывающиеся. Рулевой винт имеет горизонтальные шарниры. Его лопасти прямоугольной формы, цельнометаллические. Горизонтальное оперение трапециевидной формы в плане, однолонжеронной конструкции.

Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IVC мощностью 1575 л.с. каждый. Двигатели установлены рядом в верхней части фюзеляжа перед несущим винтом, имеют отдельные воздухозаборники и закрыты обтекателем. Между собой они разделены противопожарной перегородкой.

Шасси не полностью убирающееся, трехколесное с носовой опорой. Главные и носовые стойки имеют сдвоенные колеса. Главные стойки убираются назад в боковые обтекатели, носовая — в фюзеляж.

Модификации

Версии, выпускавшиеся фирмой Aerospatiale

  • SA330A — прототипы модели, изначально называвшиеся Alouette IV
  • SA330B — первая серийная модификация для ВС Франции, оснащался 1185-сильными двигателями. Поставлено 132 машины
  • SA330Orchidee — армейская модификация с системами защиты на поле боя и круговым радаром. Проект был закрыт в 1990 году. Разработанные на нем системы устанавливаются на Eurocopter Cougar.
  • SA330C — первая экспортная модификация. Оснащался 1400-сильными двигателями Turmo IVB
  • SA.330E — модификация, выпускавшаяся фирмой Westland Helicopters для ВВС Великобритании под индексом Puma HC Mk.
  • SA.330F — базовая гражданская модификация вертолета
  • SA.330G — улучшенная версия с более мощными 1575-сильными двигателями.
  • SA.330H — улучшенная версия для французской армии. Оснащался композитными лопастями винтов.
  • SA.330J — улучшенная гражданская модификация с увеличенной максимальной взлетной массой
  • SA.330L — версия для работы в условиях высокогорья и жары
  • SA.330S — версия SA.330L для ВВС Португалии
  • SA.330SM — модификация SA.330S для ВВС Ливана
  • SA.300Z — модификация, с закрытым рулевым винтом (фенестрон).
  • SA.331PumaMakila — испытательный вертолет с двигателями Turbomeca Makila

Версии, выпускавшиеся другими производителями

  • AtlasAircraftOryx — переработанная версия вертолета, выпускавшаяся в ЮАР
  • IPTNNAS330J — модификация, выпускавшаяся в Индонезии
  • IAR330 — модификация, выпускавшаяся в Румынии
  • IAR-330PumaSOCAT — противотанковый ударный вертолет
  • IAR-330PumaNaval — версия для ВМС Румынии
  • WestlandPumaHCMk1 — модификация SA 330E, выпускавшаяся фирмой Westland Helicopters
  • WestlandPumaHCMk2 — модификация базовой британской версии с двигателями Turbomeca Makila 1A1, стеклянной кабиной и комплексом защиты в боевых условиях

Эксплуатация SA 330

Всего, с 1968 по 1987 годы было выпущено 697 вертолетов AS 330 Puma. Это был очень удачный, надежный и эффективный вертолет, ставший, впоследствии, базовым для других вертолетов, выпускающихся до сих пор.

Схема вертолета SA 330

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector