8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Транспортный вертолет Ми-26 (СССР)

Вертолет Ми-26: история и ТТХ

Вторая половина прошлого столетия стала настоящим «звездным часом» для вертолетов. Особенно активно использовали эти машины в военных целях. Впервые вертолеты массово были применены во время Корейской войны и показали свою высочайшую эффективность. Поначалу они использовались для разведки, корректировки артиллерийского огня, транспортировке раненых. Благодаря их экстренной эвакуации с поля боя, в американской армии резко уменьшилось количество погибших.

Первые вертолеты были несовершенны: они имели невысокую скорость, низкую грузоподъемность, слабую защиту от вражеского огня. Но их прогресс оказался был стремительным. Уже очень скоро эти машины хорошо освоили ударные и транспортные функции, почти ежегодно появлялись все более совершенные машины.

СССР включился в эту гонку не сразу. Но когда советские военные оценили достоинства нового класса летательных аппаратов, были созданы сразу несколько конструкторских бюро, которые занялись разработкой винтокрылых машин. При этом советские конструкторы стремились сделать их быстрее, мощнее и больше зарубежных аналогов. И нередко у них это получалось. Советские вертолеты считались одними из лучших в мире, их поставляли в десятки стран мира, некоторые машины действительно являются уникальными. Ярким примером этому, несомненно, является Ми-26 – самый большой транспортный вертолет в мире.

История Ми-26

Ми-26 начали разрабатывать в ОКБ Миля в начале 70-х годов прошлого века. Новый грузовой вертолет должен был доставлять тяжелые грузы в малонаселенные районы Советского Союза. Он создавался в качестве замены модели, созданной в этом же КБ – грузовому Ми-6. Первоначально вертолет Ми-26 не планировали использовать в военных целях. Новая машина была нужна для доставки грузов массой 10-15 тонн на расстояние в 500-800 километров.

Конструкторы ставили перед собой цель максимально использовать в новой машине проверенные узлы и агрегаты, которые использовались на Ми-8, Ми-12 и Ми-6 и уже выпускавшиеся серийно. Рассматривалось несколько схем будущей машины: одновинтовая, двухвинтовая, продольная и поперечная. Исследования, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ и ЦИАМ, показали преимущества классической одновинтовой схемы. Согласно техническому заданию, разработанного для новой машины, Ми-26 должен был перевозить грузы весом до 20 тонн на дистанцию не менее 400 километров. Двигатели для нового тяжелого вертолета разрабатывали на запорожском заводе «Прогресс».

Создатели Ми-26 большое внимание уделили конструкции несущего винта. Новая машина была оснащена винтом с металлопластиковыми лопастями диаметром 28 метров. Такое решение значительно улучшило технические характеристики вертолета, увеличило его тягу и уменьшило общий вес. Особенно удачным получился фюзеляж новой машины: при сохранении требуемой массы фюзеляжа, удалось повысить жесткость конструкции и увеличить полезный объем грузовой кабины в несколько раз.

При создании нового тяжелого вертолета был учтен опыт эксплуатации предыдущих моделей. Перед воздухозаборниками были установлены пылезащитные устройства, которые значительно увеличили ресурс двигателя. Был продуман удобный доступ к все узлам и агрегатам, что сделало ремонт и обслуживание Ми-26 максимально удобным. Грузовую кабину оснастили погрузочной техникой (электролебедка, тельфер). Машина может перевозить грузы на внешней подвеске (до 20 тонн).

Изначально в машину была заложена возможность перевозки личного состава. В грузовую кабину могли вместиться 82 десантников с вооружением или 60 раненых на носилках. За несколько часов вертолет Ми-26 мог быть переоборудован в санитарную машину.

Постройка прототипа началась в 1972 году, первый полет машина осуществила в 1977 году. В 1980 году Ми-26 успешно прошел государственные испытания, получив высокую оценку Государственной комиссии и пилотов, которые их проводили. Новую машину было рекомендовано запустить в серию и взять на вооружение.

В 1983 году начались войсковые испытания новой машины, а в 1985-м она стала поступать в войска.

Широкой общественности эта машина была показана в 1981 году, на международной выставке в Ле Бурже. Она произвела настоящий фурор.

Вертолет активно использовали в афганской войне. Именно Ми-26 впервые произвел эвакуацию поврежденного вертолета Ми-8. Вертолеты Ми-26 действовали в Афганистане с авиабаз на территории соседнего Таджикистана и выполняли задания для советской группировки: перевозку грузов и личного состава, эвакуацию раненых. Уже после начала вторжения многонациональной коалиции в Афганистан Ми-26 провел эвакуацию на внешней подвеске двух поврежденных вертолетов СН-47 «Чинук» (ВВС США) и вертолета AS-532 «Кугуар» (ВВС Голландии).

Ми-26 активно использовали во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1986 года. Эта машина участвовала в конфликте в Нагорном Карабахе, в первой и во второй чеченской кампаниях, в нескольких конфликтах на территории африканского континента.

Несколько машин было сбито. С Ми-26 связана самая крупная авиакатастрофа вертолета в истории мировой авиации. В 2002 году неподалеку от Ханкалы Ми-26 был сбит чеченскими сепаратистами с помощью ПЗРК «Игла». В этой страшной трагедии погибло 127 человек.

Вертолет прекрасно подходит для решения задач как военного, так и мирного характера. Он может быть использован для спасательных операций, перевозки негабаритных грузов на внешней подвеске. Используют этот вертолет и для тушения лесных пожаров.

Сегодня эти машины стоят на вооружении нескольких десятков стран. Больше всего Ми-26 в российских ВВС. Эти вертолеты активно использует и МЧС России. Машина имеет несколько десятков модификаций, ее производство продолжается на вертолетном заводе в Ростове. До 2011 года было выпущено 316 единиц, 40 машин были отправлены в другие страны.

Читать еще:  Военно-транспортный самолёт C-123 Provider (США)

Ми-26 на сегодняшний день является самым большим транспортным вертолетом в мире, выпускаемым серийно. Он установил несколько мировых рекордов грузоподъемности, высоты и дальности полета. Машина имеет прекрасные технические характеристики, ее любят пилоты и обслуживающий персонал. Благодаря своим уникальным характеристикам эти вертолеты пользуются большой популярностью как в России, так и за ее пределами.

Устройство

Вертолет Ми-26 построен по классической схеме. У него один рулевой и один несущий винт. Несущий винт имеет восемь лопастей, рулевой винт – пять. Лопасти винта имеют стальной лонжерон, пластиковый каркас и специальный наполнитель. Для улучшения аэродинамических свойств лопасти обладают изменяющимся профилем. В конструкции втулки использован титан.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Д-136 (каждый с мощностью 11 400 л. с), не имеющих аналогов в мире.

Шасси трехстоечное, неубирающееся.

Фюзеляж — цельнометаллический полумокок. В его носовой части находится антенна РЛС и кабина экипажа. За ней расположена пассажирская кабина. Грузовой отсек занимает большую часть фюзеляжа. Его габариты весьма внушительны: длина составляет 12 метров, ширина — 8,25 метра. В нем есть погрузочное оборудование.

В конструкции вертолета активно использован специальный алюминиевый сплав, который примерно на 25% легче обычного алюминия. Топливные баки встроены в конструкцию машины, объем баков составляет 11600 литров, что позволяет Ми-26 преодолевать до 800 километров.

Фюзеляж имеет прекрасные аэродинамические характеристики, на вертолете установлены многочисленные обтекатели.

Комплекс радиоэлектронного и навигационного оборудования позволяет машине выполнять свои задачи днем или ночью, в разных метеоусловиях. Модернизированный вертолет Ми-26Т2 получил новейший комплекс БРЭО-26 и более удобную кабину с жидкокристаллическими экранами, а также новый навигационный комплекс, который может ориентироваться и прокладывать курс с помощью навигационной системы ГЛОНАСС.

Экипаж Ми-26 состоит из шести человек.

В настоящее время готова модификация Ми-26Т2, ею смогут управлять два человека.

Вертолёт Ми-26 – Рота солдат за один вылет

Ми-26 появился в результате эволюционного развития тяжелых вертолётов. Он создан для того, чтобы удовлетворять потребности военных в быстрой доставке войск и оборудования. Это одна из немногих военных машин, что получила свое развитие даже после распада СССР и стала востребована у коммерческих перевозчиков.

Машина спасла не одну сотню жизней и предотвратила распространение радиационной опасности в стране. Аппарат вышел удачным, и прекращать его выпуск не планируется. За свои размеры и характерную форму в войсках его прозвали «коровой».

История

В конце 50-ых, для нужд Советской Армии производились две машины: Ми-6 и, основанный на его базе, летающий кран Ми-10. Вертолёты оказались полезны не только в военном деле, но и в народном хозяйстве. Новые технические решения, как газотурбинная силовая установка, рама для внешнего закрепления грузов впервые опробованы именно на Ми-6.

Однако с середины 60-ых машины перестали удовлетворять возросшим требованиям войск. Министерство авиационной промышленности сформировало требования к вертолету нового поколения:

  • максимальный вес груза – 20 тонн;
  • статический потолок – 1500 метров;
  • преодолеваемое расстояние – 500 километров.

Работы по проектировке начали конструкторы ОКБ Московского вертолётного завода им. Миля и ОКБ Камова. Инженеры МВЗ придерживались классической одновинтовой конструкции, в то время как «Камовцы» решили построить винтокрыл. Подъемную силу такому аппарату, помимо ротора, обеспечивают крылья. На крыле винтокрыла Ка-22 установлены горизонтальные винты, эта схема усложняет управления, но даёт прирост скорости и грузоподъемности.

В 1972 году обе фирмы представили аванпроекты, и военные остановили свой выбор на привычной для них компоновке первого варианта.

Управление на Ка-22 оказалось чрезвычайно сложным, что стало причиной нескольких аварий.

Новый «грузовик» должен был быть в два раза мощнее, придерживаясь тех же габаритов. Для этого работникам бюро пришлось разработать совершенно новые узлы и агрегаты, отказавшись от серийных. Первый лётный образец поднялся в воздух в 1977 году. Вертолёт получил одобрение государственной комиссии и был рекомендован к серийному производству.

Первое изделие завод выпустил в 1984, а уже в 1985 его приняли главные заказчики. Производство Ми-26 продолжается до сих пор, и всего выпущено более 300 машин. Машина состоит на вооружении 16 стран и участвовала в нескольких локальных конфликтах.

Конструкция

Вертолёт построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и оснащён трёхопорным шасси. Несущий винт состоит из 8 лопастей и приводится в движение двумя газотурбинными двигателями. Основная часть корпуса построена с применением алюминия и стекловолокна.

Фюзеляж

Фюзеляж конструкции выполнен типа «монокок». Это схема с несущей обшивкой, запас прочности резервируется системой состоящей из шпангоутов. Спереди расположена кабина, в которой размещается четыре человека: двое пилотов, штурман и бортинженер.

Кабина оборудована климат-контролем и компрессором избыточного давления воздуха, который предотвращает попадание пыли в салон.

Объем грузового отсека Ми-26, при схожих габаритах с предшественником, в два раза больше. Грузовая кабина занимает центральную часть корпуса и имеет размеры в длину 12 м, в ширину 3.2 м в высоту 3 м. Габариты были выбраны исходя из существовавшей на тот момент техники: автокраны, пожарные автоцистерны, буровые установки и пр.

Читать еще:  Учебно-боевой самолёт Guizhou JL-9 / FTC-2000 (Китай)

В отдалённых местах экипажу нужно будет справляться с погрузочно-разгрузочными работами собственными силами. С этой целью, в отсеке предусмотрено два тельфера на 2500 кг каждый и электролебедка на 500 кг. На полу вмонтированы рольганги – ролики, позволяющие катать грузы по отсеку, а не тащить его.

Погрузка производится с хвостовой части через грузовой люк. Створки и трап люка снабжены гидравлическим приводом, а опора хвостовой балки складывается, облегчая заезд на борт. Для быстрой высадки десанта в борту предусмотрены двери-трапы.

Вертолёт способен доставить 70 десантников в полном боевом снаряжении или 60 лежачих раненых.

Носилки укладываются в 4 яруса и закрепляются с помощью замков и лямок. На полу, под люком, расположена рама для крепления троса внешней подвески.

Хвостовая балка

Нижняя часть хвоста, плоская и расположена высоко. Приводной вал и коммуникации проложены внутри балки. На её конце установлены элементы оперения и опора заднего ротора. На конце опоры расположен противовес, стабилизирующий вращательные колебания. Для облегчения погрузки выгрузки-груза, посадочная опора хвостовой балки выполнена складной, и при необходимости её убирают с пути груза.

Шасси

Вертолёт опирается на три неубирающихся стойки, со сдвоенными колесами в каждой. Задние колёса имеют гидропривод и позволяют наклонить корпус.

Несущий винт

Основной винт состоит из восьми лопастей и имеет диаметр 32 метра. Это на три метра меньше ротора Ми-6, но на 30% эффективнее. Ядром лопасти является цельный стальной лонжерон, к которому крепится оперение в виде блоков из стекловолокна.

Производство цельных 16 метровых лонжеронов уникальная техническая задача. В мире есть всего одно предприятие способное изготавливать такое изделие – Челябинский трубопрокатный завод.

Лопасти крепятся шарнирно к втулке, которая изготовлена из титана и алюминия. Главный недостаток винта — это его малая инерция, усложняющая авторотацию. Авторотация – способность ротора вращаться от набегающего потока воздуха. Такой режим позволяет пилотам безопасно посадить машину при отказе двигателей.

Рулевой винт

Огромный крутящий момент основного винта компенсировали хвостовым винтом с диаметром 7.6 метров.

Его диаметр самый большой в мире и превышает размеры циферблата кремлёвских курантов.

Ротор состоит из пяти лопастей и приводится в движение двигателями, посредством редуктора и вала.

Силовая установка

Ми-26 оснащён двумя газотурбинными турбовальными двигателями Д-136 мощностью 11.000 лошадиных сил каждый и дополнительной силовой установкой ТА-88.

Двигатели расположены в мотогондолах, в передней верхней части, и отделены друг от друга противопожарной перегородкой из титанового листа.

По причине политического кризиса, в перспективе планируется заменить украинские Д-136 компании «Мотор-сич» на российский аналог.

Вспомогательная установка ТА-88 запускает основные моторы, а также питает бортовые приборы и гидравлику во время стоянки.

Силовая установка обладает системой синхронизации мощностей и автоматической поддержки оборотов вала. При выходе из строя одного из моторов, другой переводится в максимальный режим, позволяя успешно продолжить полёт.

На новой машине была значительно снижена трудоёмкость технического обслуживания. Система трапов, капотов, выдвижных лестниц обеспечила лёгкий доступ к мотору и трансмиссии.

Трансмиссия

Самый сложный и ненадёжный агрегат в вертолёте – главный редуктор. Его корпус передаёт мощность в 20.000 лошадиных сил, что сравнимо с мощностью трёх локомотивов 2ТЭ116. На локомотивах подобные мощности передаются электрически, то есть через электрогенератор. Инженеры МВЗ не могли позаимствовать такое решение, ведь масса всех электрических аппаратов составила бы 11 тонн.

Необходимо было передавать крутящий момент непосредственно, а для этого нужен редуктор.

Заказ на изготовление редуктора такой прочности не принял ни один моторостроительный завод Союза. Его разработали на ОКБ Миля собственными силами.

При изготовлении применили новую многопоточную схему, что позволило сохранить вес в пределах нормы. Редуктор ВР-26 имеет собственные приводы вентиляции и масляной смазки.

Кроме ВР-26, в состав трансмиссии входит: редуктор хвостового винта, промежуточный редуктор, муфты свободного хода.

Оборудование

Вертолёт способен работать в разных климатических зонах и погодных условиях. Для этого в нём установлено следующее навигационное оборудование:

  1. «Гребень-2» – Курсовая система. Основана на гироскопе. Указывает величину отклонения от курса.
  2. ПКМ-77М – пилотажный командный прибор. Устройство определяет пространственное положение летательного аппарата.
  3. Веер-М – Система ближней навигации. Работает за счет наземных радиоточек.
  4. «Ромашка» – приёмник радиосигналов.
  5. А-036 – Измеритель высоты
  6. АГР-83-15 – Авиагоризонт.
  7. Ак-19 и АРК-УД – Радиокомпасы
  8. ДИСС-32 – Доплеровский измеритель скорости

После глубокой модернизации модели до Ми-26Т2, в состав оборудования был включен приёмник системы GLONASS.

Связь с Землей обеспечивают УКВ, КВ радиостанции, а для переговоров между членами экипажа предусмотрено переговорное устройство СПУ-8.

На экран пилотов выводилась картинка с видеокамер, закрепленных на внешней подвеске. Автопилот ВУАП-1 имел систему предотвращения качки груза. Компьютер вводил поправки в управление, учитывая данные с датчиков ускорения и ветра.

Сравнительная таблица характеристик вертолётов одного класса.

Модификации

Модификация Ми-26Т2 отличается улучшенной авионикой и навигацией. Установлен новый комплекс НПК90-2, позволяющий автоматизировать курсирование, предпосадочное маневрирование и заход на посадку в условиях плохой видимости.

Читать еще:  Вертолет-буксировщик минных тралов Ми-14БТ (СССР)

Большинство аналоговых приборов заменены на цифровые, а также установлены многофункциональные дисплеи. Первый образец был показан публике в 2015 году, а в серийное производство модификации планируют запустить в 2018 году.

След в авиации

Грузовик Ми-26 оставит след в истории не только как уникальный с технической точки зрения вертолёт. Первая партия приступила к службе уже в 1984 году в Таджикистане. Машины принимали широкое участие в снабжении наших войск в Афганистане. В 1988 году с помощью него удалось вывезти поврежденный Ми-8 в безопасное место.

Тяжеловоз поистине показал свои сильные стороны при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Ми-26 группами забрасывали обломки реактора бором для охлаждения остатков топлива. Чтобы уменьшить пагубное излучение на экипаж, на борту установили тяжелые свинцовые пластины весом в 5 тонн, чего не мог осилить Ми-8. В срочном порядке завод-изготовитель выпустил вариант машины, способный распылять клейкие химикаты.

Эти элементы связали радиоактивную пыль и не дали ей разлететься по воздуху. Взяв всю опасную работу на себя, машина, возможно, сохранила здоровье не одной тысяче ликвидаторов и предотвратила наихудшие сценарии.

Принял вертолёт и участие в чеченских конфликтах, летал в Африке и Азии. Высокая нагрузка, низкая требовательность к квалификации обслуживающего персонала и надежность машины завоевали её доверие по всему миру.

Однако с этим аппаратом связаны и трагедии. В августе 2002 года Ми-26 был потерян в результате поражения зенитной ракетой. Лётчик приземлился прямиком на мины, и саперы потратили немало времени на расчистку пути спасателям. Трагедия унесла жизни 127 человек и является крупнейшей в истории военной авиации.

Тяжелый вертолет востребован до сих пор, однако сменился главный заказчик, отныне вместо ракет и танков Ми-26 перевозит коммерческие грузы.

Все чаще его можно увидеть на вахтовых посёлках Крайнего Севера, где он является единственной грузовой артерией и единственным строительным краном. Активный пользователь машины – МЧС. Ежегодно «коровы» спасают леса от огненной опасности, обливая их тоннами воды. Тяжеловоз будет популярен еще долгое-долгое время, замены ему пока не предвидется.

Видео

Транспортный вертолет Ми-26 (СССР)

Ми-26 (изделие «90», по кодификации НАТО: Halo) — советский и российский тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолётом. Серийно производится на заводе «Роствертол» холдинга «Вертолёты России».

Содержание

История создания и производства

Разработчик — ОКБ Миля. Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года под управлением лётчика-испытателя Г. Р. Карапетяна. Серийно производится с 1984 года. Всего по состоянию на 2011 год изготовлено 316 машин (по данным реестра воздушных судов); около 40 машин — экспортированы.

Описание конструкции

Вертолёт построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим с управляемым шагом и пятилопастным рулевым винтом. С двумя двигателями мощностью 11 400 л.с. каждый и трёхстоечным неубирающимся шасси.

Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования. Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину размером 12,00×3,25×(2,95÷3,57) м и задний отсек, переходящий в концевую балку.

В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 пациентов на носилках. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске. Грузоподъёмность до 20 т полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций, в том числе и для эвакуации транспортных средств массой до 20 т.

На сегодняшний день Ми-26 является крупнейшим транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно. В США фирмой Sikorsky Aircraft производится аналогичный по задачам, но уступающий Ми-26 в грузоподъёмности — CH-53E Super Stallion. (Грузоподъёмность в грузовой кабине 13,6 т, грузоподъёмность на внешней подвеске 14,5 т).

Бортовое оборудование

Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять разнообразные задачи в сложных метеорологических условиях в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированую курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.

Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.

Модернизированная версия Ми-26Т2 получит новый бортовой комплекс авионики БРЭО-26 и «стеклянную кабину» с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, а также новый цифровой автопилот и навигационный комплекс с поддержкой NAVSTAR/ГЛОНАСС. Бортовое оборудование Ми-26Т2 обеспечит работу вертолёта в любой точке планеты и позволит выполнять полёты по приборам в соответствии с международными правилами. [4]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: