0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учебно-боевой самолет G-4 Super Galeb (Италия)

Soko G-4 «Super Galeb», Учебно-боевой самолет

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Самолет, предназначенный для замены реактивного УБС “Галеб” югославской разработки, а также американского Локхид Т-33 и обеспечивающий облегченный переход с УТС на современный боевой самолет, начал создаваться в октябре 1973 г., в мае 1975 г. началась постройка прототипа, который впервые поднялся в воздух 17 июля 1978 г. Предсерийный самолет совершил первый полёт 17 декабря 1980 г., а в 1983 г. начался его серийный выпуск. Велись работы по созданию модификации G-4M с новым БРЭО (первый полет планировался на 1992 г.), однако распад Югославии и начало гражданской войны в стране привели к прекращению этой программы.

Модификации:
G-4PPP – Предсерийный УБС;
G-4 “Супер Галеб” – серийный УБС;
G-4M “Супер Галеб” – УБС с усовершенствованным БРЭО (проект).

Состояние. Серийное производство прекращено в 1989 г. (построено 132 самолета). Шесть самолетов проданы Бирме в 1991 г.

Боевое применение. Использовался в гражданской войне в Югославии в качестве легкого штурмовика или разведчика. В 1994 г. четыре самолета сбиты истребителями ВВС США F-16C.

Модификация G-4
Размах крыла, м 9.88
Длина самолета,м 12.25
Высота самолета,м 4.30
Площадь крыла,м2 19.50
Масса, кг
пустого самолета 3250
нормальная взлетная 6110
максимальная взлетная 6330
Топливо, л
внутренние топливо 1307
ПТБ 575 ( 2 х 368.5 л )
Тип двигателя 1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.623-46
Тяга нефорсированная, кН 1 х 17.79
Максимальная скорость, км/ч 921
Крейсерская скорость, км/ч 845
Практическая дальность, км 2500
Боевой радиус действия, км 390-1900
Максимальная скороподъемность, м/мин 1860
Практический потолок, м 12850
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л с 200 патронами. Боевая нагрузка – 1280 кг на 4 узлах подвески 4x 250-кг бомбы или 4x 150-кг кассетные бомбы, или 4x 120-кг кассетные фрагментарные бомбы или 32 (4х8) 16-кг фрагментарные бомбы С-8-16, или 4x 150-л напалмовые баки, или 4 миномета KPT-150 c 40 противопехотными или 54 противотанковыми минами, или 4 ПУ VRZ-127 4×127-мм или 4 ПУ L57-16MD 16×55-мм, или 4 ПУ L-128-04 4х128-мм или 4 ПУ L57 12×55-мм или 4 ПУ 2х127-мм HVAR НУР. Контейнеры КМ-3 с 12.7-мм пулеметом.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Читать еще:  Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta» (Италия)

Учебно-боевой самолет G-4 Super Galeb (Италия)

ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ШТУРМОВИК G-4 SUPER GALEB (ЮГОСЛАВИЯ)

21.06.2013
ЧЕРНОГОРИЯ ПРОДАЕТ РЕАКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ

Правительство Черногории заявило о продаже последних четырех учебно-боевых реактивных самолетов SOKO G-4 Supergaleb (Super seagull). Предполагается, что наиболее вероятным покупателем будет ВВС Сербии. Самолеты (бортовые номера: 23690, 23647,23729 и 23692) находится в хорошем техническом состоянии, однако не летали последние несколько лет. Черногорская армия надеется, что эта продажа обеспечит финансами закупку пары средних вертолетов Ми-17.
После референдума о независимости Черногории 21 мая 2006 г., военное руководство Черногории активно приступило к перестройке вооружённых сил, в том числе и авиации, по принятым в НАТО стандартам. Во вновь сформированном авиационном соединении, продолжили нести службу техника и часть личного состава бывшей 172-й бригады ВВС Сербии и Черногории. Из 17 оставшихся G-4, шесть машин в октябре 2010 г. перегнали в Сербию; семь самолетов в непригодном для полётов состоянии продали одному хорватскому бизнесмену по цене 50100 USD за каждый самолет и 19000 USD за двигатели Rols-Royce Viper 632-46Y. Хорватская фирма ZPZ Aerospace отремонтировала два самолета и они в настоящее время предлагаются для обучения ливийских пилотов.
Оставшиеся четыре самолета использовали для тренировки лётного состава и популяризации ВВС Черногории. Пара из этих самолетов была передана черногорскому аэроклубу «Наша крила», и предполагалось, что они будут использоваться для осуществления платных туристических полетов. Однако стоимость их разоружения и высокая стоимость обслуживания вынудили аэроклуб вернуть самолеты ВВС.
Нести ответственность за интеграцию вооруженных сил Черногории в НАТО будет Хорватия, а хорватские истребители МиГ-21бис возможно будут осуществлять патрулирование воздушного пространства Черногории.
ВТС „Бастион“, Текст и фото : Светозар Йоканович

08.07.2013
SOKO G-4 SUPER GALEB — УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ СЕРБИИ БУДЕТ МОДЕРНИЗИРОВАН

Легкий штурмовик и учебно-тренировочный самолет Soko G-4 Super Galeb является одной из лучших разработок Авиационно-технического института Югославской Народной Армии (ВТИ, Белград Сербия).
Первый полет он выполнил 18 июля 1978 года пишет в статье журнала «Авиапанорама» Светозар Йоканович, военный журналист, Черногория.
На заводе СОКО (Мостар, Босния и Герцеговина) до 1991 года была построена в общей сложности 91 машина (85 – для ВВС Югославии и 6 – ВВС Мьянмы). О качестве самолета можно судить, например, по тому, что интерес к нему проявляли США: американцев интересовал выпуск по лицензии G-4 Super Galeb (вариант SОКО/General Dynamics получил обозначение Г-5) для замены Т-38 Talon.
Кроме того, США обещали продвижение G-4 Super Galeb в Турцию. Предполагались его поставки в Иран, Алжир, Ливию. Однако Югославская гражданская война исключила их возможность.
Сегодня для обеспечения подготовки летчиков многоцелевых истребителей 4-го поколения Сербия вновь планирует модернизировать учебно-боевые самолеты G-4 Super Galeb.
Предусмотрена глубокая модернизация 15 из 22 находящихся на вооружении самолетов ВВС Сербии. Самолеты находятся в хорошем техническом состоянии и выработали всего 30% летного ресурса.
В связи с этим возможно продление срока службы до 2035 года. С другой стороны, модернизация должна увеличить эффективность G-4 Super Galeb в части нанесения ударов по наземным целям, чтобы самолет Г-4МД (Модификовани Дигитализовани – Модернизированный Оцифрованный) смог заменить истребитель-бомбардировщик Й-22 «Орао».

Накопив опыт совместной постройки сложного боевого самолёта, Югославия и Румыния при создании многоцелевой учебной машины нового поколения пошли каждая по своему пути. Тем не менее, югославский «Super Galeb G-4» и румынский IAR-99 получились очень похожими как внешне, так и по характеристикам. «Галеб 4» предназначался для замены устаревшим «Галеб 2» и «Ястреб» и существенно отличался от них, оставив предыдущее название лишь как дань традиции. В дальнейшем, чтобы не возникало сомнений в значительно лучших характеристиках новой «Чайки», по сравнению с предыдущим семейством, их назвали «Супер Галеб». Это был вполне современный многоцелевой самолёт, способный составить конкуренцию новейшим западным машинам такого же класса — английскому «Хоуку» и немецко-французскому «Альфа Джет».
Несмотря на обозначение SOKO G4 Супер Галеб, этот двухместный учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик, который был спроектирован фирмой SOKO для замены самолета G2-A Галеб, значительно отличался в проекте от своего предшественника. Он имел стреловидные крыло и оперение, резко выраженное положительное поперечное V стабилизатора и более мощный турбореактивный двигатель Роллс-Ройс Вайпер (Rolls-Royce Viper).
С двигателем «Вайпер» 632-46 (тяга 1814 кгс) первый прототип «четвёрки» впервые взлетел в июле 1978-го, а в декабре 1979-го присоединилась к испытаниям и вторая опытная машина. Бортовая радиоэлектроника G-4 включает дальномерное оборудование, радиоальтиметр, радиокомпас, УКВ-радиосвязь, высокочастотную всенаправленную систему навигации и посадки. Хотя этот самолет всего на 25% тяжелее G-2A, его грузоподъемность существенно выше.
Первый из двух опытных образцов полетел 17 июля 1978г., а первый из шести предсерийных самолетов — 17 декабря 1980г. Эти и первый опытный самолет были обозначены G-4 PPP и имели стабилизатор без положительного поперечного V с рулями высоты. Серийные образцы G-4 отличались цельноповоротным горизонтальным оперением с положительным поперечным V и усовершенствованной авионикой. Самолет G-4 впервые поднялся в воздух в 1983г.
После испытательной программы и необходимых доработок «Галеб 4» с 1982-го пошёл в серию, выпускаясь одновременно с «Орао 2». Подумывали и о разработке одноместной чисто боевой версии самолёта, но до выпуска дело не дошло. ВВС Югославии сделали фирме SOCO крупный заказ на эти машины, однако распад страны привел к прекращению производства самолетов.
Двенадцать самолетов G-4, в двух партиях по шесть, были поставлены ВВС Югославии в 1991г. и 1992г. Учебно-тренировочный самолет и штурмовик с усовершенствованной авионикой, навигационной системой и рельсовыми направляющими для ракет в концевых частях крыла был обозначен G-4M, но опытный образец не полетел. Был разработан одноместный вариант G-5. Всего до 1989 года было построенно 132 самолета, из которых 6 продано Бирме. В 1994 году четыре G-4 Super Galeb были сбиты американскими истребителя F-16, еще столько же этих самолетов было сбито в марте-апреле 1999 года.
Серийное производство «Супер Галебов» прекращено в 1989 году. Всего построено 132 самолета. Шесть машин этого типа в 1991 году проданы Бирме. G-4 использовался в гражданской войне в Югославии в качестве легкого штурмовика или разведчика.

Читать еще:  Учебно-боевой самолёт Су-17УМ (СССР)

Вес, кг
пустого самолета 3250
нормальная взлетная 6110
максимальная взлетная 6330
Топливо, л
внутренние топливо 1307
ПТБ 575 ( 2 х 368.5 л )
Размах крыла, м 9.88
Длина самолета,м 12.25
Высота самолета,м 4.30
Площадь крыла,м2 19.50
Тип двигателя 1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.623-46
Тяга нефорсированная, кН 1 х 17.79
Максимальная скорость, км/ч 921
Крейсерская скорость, км/ч 845
Практическая дальность, км 2500
Боевой радиус действия, км 390-1900
Максимальная скороподъемность, м/мин 1860
Практический потолок, м 12850
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2

одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л с 200 патронами.
Боевая нагрузка — 1280 кг на 4 узлах подвески
4x 250-кг бомбы или 4x 150-кг кассетные бомбы, или 4x 120-кг кассетные фрагментарные бомбы или 32 (4х8) 16-кг фрагментарные бомбы С-8-16, или 4x 150-л напалмовые баки, или 4 миномета KPT-150 c 40 противопехотными или 54 противотанковыми минами, или 4 ПУ VRZ-127 4×127-мм или 4 ПУ L57-16MD 16×55-мм, или 4 ПУ L-128-04 4х128-мм или 4 ПУ L57 12×55-мм или 4 ПУ 2х127-мм HVAR НУР.
Контейнеры КМ-3 с 12.7-мм пулеметом.

Учебно-боевой самолет G-4 Super Galeb (Италия)

Учебно-боевой самолет G-4 «Super Galeb» предназначен для тренировки летного состава и огневой поддержки сухопутных войск. Этот двухместный учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик, который был спроектирован фирмой Soko для замены самолета G2-A Galeb, несмотря на название Super Galeb, значительно отличался в проекте от своего предшественника. Он имел стреловидные крыло и оперение, резко выраженное положительное поперечное V стабилизатора и более мощный ТРД Роллс-Ройс Випер.

Первый из двух опытных образцов взлетел 17 июля 1978 г., а первый из шести предсерийных самолетов — 17 декабря 1980 г. Эти самолеты были обозначены G-4P и имели стабилизатор без положительного поперечного V с рулями высоты. Серийные образцы G-4 отличались цельноповоротным горизонтальным оперением с положительным поперечным V и усовершенствованной авионикой. Самолет G-4 Super Galeb впервые поднялся в воздух в 1983 г. Двенадцать самолетов G-4 Super Galeb, в двух партиях по шесть штук, были поставлены ВВС Югославии в 1991 и 1992 гг. Разработан и одноместный вариант G-5.

Читать еще:  Учебно-боевой самолёт Су-25УБ (СССР)

Учебно-тренировочный самолет и штурмовик G-4 Super Galeb с усовершенствованной авионикой, навигационной системой и рельсовыми направляющими для ракет в концевых частях крыла был обозначен G-4M. но опытный образец не полетел.

Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом. Силовая установка состоит из одного ТРД Vyper Mk 632 тягой 1815 кгс. Топливная система включает три мягких фюзеляжных и два крыльевых топливных бака общей емкостью 1720 л. Кабина экипажа оснащена катапультируемыми креслами Martin-Baker Mk J10, обеспечивающих покидание самолета на стоянке. Катапультные кресла инструктора и курсанта расположены тандемом, заднее кресло приподнято относительно переднего на 25 см в целях улучшения обзора из кабины.

Вооружение включает подвесной подфюзеляжный контейнер с 23-мм авиационной пушкой ГШ-23 с боекомплектом 200 снарядов. На четырех подкрыльевых узлах подвески возможно размещение бомб калибра до 500 кг, блоков L-57-16MD и L-128-04 с шестнадцатью 57-мм и четырьмя 128-мм неуправляемыми авиационными ракетами соответственно. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с разведывательным оборудованием.

Серийное производство продолжалось с 1983 года по 1989 год. Всего было построено 132 самолета.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 910
крейсерская 870
Практический потолок, м 13500
Дальность действия, км 300
Масса, кг:
максимальная взлетная 6330
пустого самолета 3250
Максимальная боевая нагрузка, кг 1200
Габариты самолета, м:
размах крыла 9,88
длина 11,86
высота 4,28
Двигатель: ТРД Rolls-Royce Viper, кгс 1815

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector