0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учебно-боевой самолет Су-7У / УМК (СССР)

Су-7Б стал ужасом советских пилотов

Заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, в свое время летавший на МиГ-23М, МиГ-25, Су-27, в разговоре с «Утром» рассказал о самом аварийном советском истребителе.

Им оказался не сверхскоростной МиГ-25 или крайне сложный в управлении МиГ-23, а истребитель-бомбардировщик Су-7Б, который и стал самым жутким самолетом СССР 60-х годов. С 1956 по 1979 годы произошло 224 летных происшествия Су-7, из них 114 катастроф.

Самолет был непрост в пилотировании и ошибок не прощал как новичкам, так и опытным летчикам. На ручку приходилось сильно давить и тянуть на себя. Как вспоминают пилоты, после приземления было ощущение, что «разгрузил мешок картошки или угля». Другие вообще сравнивали полет с управлением трактора или Т-34, причем происходило это не из-за сопротивления воздушному потоку, а слишком тугих пружин.

Кроме того, машина обладала высокой чувствительностью к отклонению руля направления на взлетных и посадочных углах атаки, что приводило к трагическим ошибкам во время взлета и посадки. Самолет резко кренился и при этом плохо реагировал на элероны (рули крена). Вдобавок, автоматика двигателя была ненадежной, а сам самолет был прожорливым и при этом недостаточно приемистым, хоть и развивал хорошую скорость. В результате летчики находились в напряжении весь полет и недолюбливали эту машину.

В результате в 1964 году налет на одно ЧП у Су-7 составил всего 1770 часов. Для сравнения, у МиГ-21 сначала было 3225 часов, а затем и вовсе показательные 4650 часов.

Интересно, что у пресловутого F-104, который сами американцы называли «производителями вдов» (widowmaker), этот показатель в 1965 году был 5290 часов, то есть в три раза больше, чем у Су-7. Правда, в Германии, где в основном и бились летчики F-104, цифра была тоже неутешительная – 2970. В итоге немцы потеряли в авариях 292 самолетов, треть от всего авиапарка F-104 в составе ВВС ФРГ.

Читать еще:  Многоцелевой вертолет AS.565 Panther (Франция)

Сам самолет Су-7Б скорее походил на ракету, чем на на самолет, впрочем, как и F-104. Сказать, что авиаконструторы к этому моменту достигли огромного прогресса – значит не сказать ничего. Большая скорость истребителя мешала летчикам точно сбрасывать бомбы на полигонах. Иногда летчики просто не могли найти цели, а искать их они должны были своими глазами, так как о приборах, которые есть у современных пилотов, тогда даже не мечтали.

Но самое интересное, что Су-7Б вовсе не «завернули». Истребитель-бомбардировщик был на вооружении ВВС СССР до 1986 года и участвовал во множестве конфликтов. Так, в ходе Шестидневной войны египетские Су-7Б имели дело с израильскими истребителями. Соотношения не в польщу египтян – 9 сбитых Су-7 и только один израильский «Мираж-3» и SMB.2.

В индо-пакистанской войне индийские Су-7Б совершили около 1500 боевых вылетов. Особенно эффективны самолеты оказались против пакистанских танков.

Также неплохие показатели у египетских Су-7Б в Октябрьской войне, но опять же в тех случаях, когда самолеты использовались как бомбардиоровщики. В небе Су-7 проигрывал американским и французским самолетам ВВС Израиля.

Советские Су-7Б применялись ВВС Афганистана в ходе гражданской войны, начавшейся в 1978 году, а затем переросшей в Афганскую с участием СССР.

Учебно-боевой истребитель Су-7У.

Учебно-боевой истребитель Су-7У.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1965 г.

Су-7У — учебно-боевой истребитель. Кресла экипажа на «спарке» разместили тандемно, снабдив обе кабины индивидуальными подъемными частями фонаря, открывающимися вверх. На крышке фонаря кабины был установлен перископ с большим зеркалом, улучшающий обзор вперед при взлете и посадке. Инструктор имел дублирующий комплект приборов и органов управления и мог в любой момент «подстраховать» курсанта. Машину оснастили ТРД АЛ-7Ф1-200 и системой аварийного покидания КС-4У-22, обеспечивающей безопасное раздельное катапультирование членов экипажа. На верхней части фюзеляжа, удлиненного по сравнению с Су-7БМ, появился гаргрот, в котором разместили большую часть РЭО и жгуты электрооборудования. Из-за возросшего веса пришлось снять одну пушку. Остальное вооружение Су-7У, в основном, было таким же, как и у Су-7БМ. Даже система управления ядерным боеприпасом была сохранена.

Читать еще:  Палубный вертолет ДРЛО Ка-31 (СССР)

Из-за загруженности ОКБ основной объем работ по созданию учебно-боевого Су-7У (У-22) выполнили в филиале ОКБ на серийном заводе. Работы здесь сильно затянулись и опытный У-22-1 собрали лишь к концу лета 1965 года. После перевозки в Москву его облетал в октябре 1965 года летчик-испытатель ОКБ Е.К.Кукушев.

Заводской этап испытаний завершили к декабрю, а с января по май следующего года на двух опытных образцах провели госиспытания. В серию самолет запустили в начале 1966 года, а к концу года в производстве находился и экспортный вариант «спарки» — Су-7УМК (У-22МК). Су-7УМК, отличался, в основном, системой госопознавания. Соцстраны получили Су-7У, идентичные советским. Обе модификации строились параллельно с Су-7БКЛ и Су-7БМК до конца 1971 года. Интересно отметить, что Су-7У использовался для обучения не только в ВВС, но и в ПВО, где остро ощущался недостаток учебно-боевых Су-9У. Кодовое обозначение НАТО — Moujik (Мужик).

Учебные машины оснастили прицелом АСП-5НД-7У, а с 12-й серии его заменили АСП-ПФ-7У. С 14-й серии было изменено размещение органов управления вооружением в кабине инструктора. Номенклатура оборудования учебно-боевой модификации отличалась от имевшейся на Су-7БМ лишь наличием самолетного переговорного устройства СПУ-9 и автопилота АП-28И2У.

Модификация: Су-7У
Размах крыльев,м: 9,31
Длина, м: 17,00
Высота, м: 4,99
Площадь крыльев,м2: 34,00
Масса, кг
-пустого: 9100
-нормальный взлетный: 13510
-максимальный взлетный: 13890
Тип двигателя: 1 х ТРД АЛ-7Ф1-200
Тяга, кгс
-номинальная: 1 х 9600
-на форсаже: 1 х 8370
Максимальная скорость, км/ч: 2070
Крейсерская скорость, км/ч: 690
Практическая дальность, км: 1430
Практический потолок, м: 17000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 30-мм пушки НР-30 с 70 патронами в крыльях
Боевая нагрузка: максимальная нагрузка — 1000 кг на четырех подвесках.

Читать еще:  Пушка Т-12 / МТ-12 / МТ-12Р «Рапира» (СССР)

Учебно-боевой истребитель Су-7У.

Учебно-боевой истребитель Су-7У.

Учебно-боевой истребитель Су-7У.

Су-7У в камуфляжной окраске.

Су-7У в камуфляжной окраске.

Су-7У на рулежке.

Су-7У на рулежке.

Су-7У после посадки.

Кабины Су-7У.

Учебные самолеты Су-7У ВВС ПНР на стоянках.

Су-7У ВВС ЧССР. Рисунок.

Проекции Су-7У ВВС ЧССР. Рисунок.

Список источников:
Крылья Родины. Евгений Адлер. Как зарождался Су-7.
Крылья Родины. Валерий Агеев. На пороге «второго звука».
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель Су-7.
АвиО. Игорь Приходченко. Антология Су-7.

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector