Учебно-боевой самолёт KAI T-50 Golden Eagle (Южная Корея)
Учебно-боевой самолёт KAI T-50 Golden Eagle (Южная Корея)
Компании KAI (изначально «Samsung Aerospace») и «Lockheed Martin» в рамках совместного проекта осуществили по запросу ВВС Республики Корея разработку нового учебно-боевого самолёта T-50 Golden Eagle. Изначально самолёт планировался как сверхзвуковой – для подготовки лётчиков на южнокорейские F-15K и K/F-16, а также рассматривался как лёгкий истребитель и штурмовик. Первый полет опытный самолёт T-50 Golden Eagle выполнил 20 августа 2002 года, в декабре 2003 года ВВС Республики Корея разместили заказ на 25 самолётов, следом могут быть получены дополнительные заказы. На вооружение ВВС Республики Корея самолёт T-50 Golden Eagle поступил в 2005 году, и к началу 2011 года было получено более 60 самолётов.
Вариант A-50 (также известный как TA-50, или T/A-50) поднялся в воздух в сентябре 2003 года, южнокорейские ВВС заказали минимум 22 самолёта TA-50 – лёгкого истребители и лёгкого штурмовика, возможно размещение дополнительных заказов. Первый серийный T/A-50 был выкачен в начале 2011 года. Самолёт T-50 приобрел у лётчиков большую популярность, а по ряду параметров рассматривается специалистами как один из лучших учебно-боевых самолётов в мире. Как видно по внешнему виду машины, в ходе проектирования были широко использованы наработки по самолету F-16, особенно бросается в глаза хвостовая часть. Самолёт T-50 Golden Eagle внешне во многом схож с истребителем F-16, включая аналогичные расщепляющиеся тормозные щитки. Боковая ручка управления позволяет эффективно готовить лётчиков на F-16, но это может не подойти для других машин. Двигатель F404-GE-102 был разработан совместно «General Electric» и «Korea Aerospace Industries» специально для T-50 Golden Eagle. Двигатель представляет собой специально доработанный и улучшенный вариант F404-102, в том числе он получил новую электронно-цифровую систему автоматического управления (FADEC).
Существуют две модификации машины: T-50 – без бортовой РЛС, невооруженный учебно-тренировочный вариант; Е-50 LIFT – усовершенствованный учебно-боевой вариант с расположенной в левом наплыве крыла встроенной трехствольной 20-мм пушкой, которому в южнокорейских ВВС также присвоено обозначение TA-50. Кроме того, летчики группы высшего пилотажа «Black Eagles» («Черные орлы») используют 10 специально модифицированных машин варианта T-50B – первый летный показ прошел 9 октября 2010 года. Другой вариант – FA-50 – будет оптимизирован на решение задач легкого истребителя, он получит РЛС EL/M-2032 (с механическим сканированием) и другое необходимое оборудование. Самолёты, как предполагается, заменят устаревшие южнокорейские F-5.
Объединенным Арабским Эмиратам был предложен вариант T-50U, отличительными особенностями которого стали дополнительные системы, предназначенные для обеспечения подготовки летчиков для самолётов F-16 и Mirage 2000-9, состоящих на вооружении ВВС ОАЭ. В феврале 2009 года ВВС ОАЭ объявили о победе в тендере итальянского УБС M346, но в январе 2010 года было объявлено об аннулировании результатов тендера и проведении нового конкурса, в котором вновь принимает участие T-50 Golden Eagle. Наконец, первый экспортный заказ был получен в мае 2011 года – командование ВВС Индонезии объявило о решении приобрести 16 самолетов T-50 Golden Eagle, которые должны заменить уже порядком устаревшие учебные Hawk Мк 53.
Тактико-технические характеристики T-50 Golden Eagle
Экипаж: 2 человека
Длина: 13,14 м
Размах крыла: 9,45 м
Высота: 4,94 м
Масса пустого: 6350 кг
Максимальная взлётная масса: 13 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 2160 кг
Силовая установка: 1 х ТРДД General Electric F404
Тяга: 1 х 8045
Максимальная скорость: 1485 км/ч
Практическая дальность: 1850 км
Практический потолок: 14 630
Тяговооружённость: 0,96
Максимальная эксплуатационная перегрузка: -3/+8 g
Вооружение:
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM,ракеты «воздух-земля» AGM-65 Maverick
Неуправляемые ракеты: Hydra 70, LOGIR
Бомбы: корректируемые и обычные бомбы
Самолет KAI T-50 «Голден Игл»
Машина, первоначально обозначаемая КТХ-2, а впоследствии — T-50 «Голден Игл», должна была также обладать качествами не только учебного, но и легкого боевого самолета. Разработку осуществляла фирма «Кориа Эйрспэйс Индастриз» (KAI) при содействии американского концерна «Локхид Мартин», поэтому внешне корейский учебно-боевой самолет весьма напоминает истребитель F-16. Авионика также построена на основе упрощенного комплекса БРЭО американского истребителя.
КОНСТРУКЦИЯ
Т-50 выполнен статически неустойчивым, по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси. Двухместная кабина экипажа с тандемным размещением обучающегося и инструктора оборудована катапультируемыми креслами, рассчитанными на аварийное покидание самолета экипажем на земле при нулевой скорости. Планер выполнен главным образом из дюралюминия с небольшой долей титановых и композитных деталей. Применен ТРДДФ F404-GE-102 фирмы «Дженерал Электрик» с электронной системой управления FAEDEC.
БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет многофункциональная РЛС (устанавливаемая на боевых модификациях), инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах с коррекцией поданным космической радионавигационной системы NAVSTAR, система связи, бортовые ЭВМ систем управления полетом и оружием, а также аппаратурой РЭБ. Кроме того, для решения специальных задач возможно размещение в подвесных контейнерах дополнительного прицельно-навигационного и разведывательного оборудования, а также аппаратуры РЭБ. С целью улучшения системы отображения информации в кабине экипажа установлены цветные многофункциональные индикаторы.
РАЗРАБОТКА И ИСПЫТАНИЯ
3 июля 1997 года фирма KAI получила официальный контракт на разработку самолета КТХ-2. 70 % средств на разработку самолета инвестировало правительство Республики Корея, 17%- фирма KAI и 13 % — концерн «Локхид Мартин». После одобрения проекта в июле 1999 года началась постройка четырех прототипов. Предполагалось, что первая пара прототипов будет изготовлена в варианте УБС Т-50, а вторая — в боевом варианте А-50 (в 2006 году обозначение изменено на ТА-50). Постройка прототипов велась в весьма плотном графике: первый из них вышел на испытания 20 августа 2002 года, второй — 8 ноября того же года, а третий и четвертый — соответственно 29 августа и 4 сентября 2003 года. 19 декабря 2003 года был подписан контракт на поставку 25 серийных самолетов Т-50.
Первые два серийных самолета были готовы к концу 2005 года, в следующем году ВВС Республики Корея получили еще шесть машин, а выполнение первого заказа было завершено в марте 2008 года.
В 2007-2008 годах фирма получила новые контракты на поставку самолетов семейства Т-50. В общей сложности в соответствии с ними ВВС Республики Корея должны получить 142 самолета: 50 Т-50 для двух учебных эскадрилий, 10Т-50В для пилотажной группы, 22Т/А-50 для одной учебно-боевой эскадрильи и 60 F/A-50 для трех истребительных эскадрилий.
Самолеты Т-50 поступили на вооружение 203-й и 189-й эскадрилий на авиабазе Гванджу. Они используются для повышенной подготовки будущих летчиков истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации. Специализированные пилотажные Т-50В служат в 239-й специальной летной эскадрилье «Черные орлы», дислоцирующейся на авиабазе Вончжу и входящей в 8-е истребительное крыло. В 2011 году была в строй 115-я учебная авиационная эскадрилья, находящаяся на авиабазе Ечхеон. В настоящее время она является единственной частью, эксплуатирующей самолеты Т/А-50. Она входит в состав 16-го истребительного крыла и обеспечивает обучение молодых пилотов основам применения оружия истребителей.
В мае 2013 года ВВС Республики Корея подписали контракт стоимостью 1,1 млрд долларов, предусматривающий поставку до 2016 года 60 истребителей F/A-50. Поставки таких самолетов начались в 2014 году. К середи не 2015 года было принято 20 истребителей, поступивших в 103-ю эскадрилью (авиабаза Вончжу, 8-е истребительное крыло).
БОЕВЫЕ ВАРИАНТЫ
Хотя Т-50 задумывался прежде всего как учебная машина, высокие летные данные позволяют применять его и в качестве полноценного боевого самолета — естественно, после установки соответствующего оборудования.
Отличием вариантов Т/А-50 и F/A-50 является наличие радиолокатора: на Т/А-50 — AN/ APG-67(V)4 с дальностью обнаружения воздушных целей 75 км, а на F/A-50 — многофункционального радара EL/M-2032 израильской разработки (дальность его действия превосходит показатель американского радара на 2/3). Кроме того, F/A-50 будет оборудован интегрированным комплексом РЭБ. Если Т-50 имеет пять узлов внешней подвески (подфюзеляжный, два подкрыльевых и два на законцовках крыла), то другие варианты — семь (дополнительно по паре узлов под крылом). Общая масса нагрузки на внешних узлах у «боевых» вариантов достигает 3740 кг. Самолет способен применять управляемые ракеты класса «воздух — воздух» ближнего боя AIM-9 «Сайдвиндер» и «воздух — поверхность» AGM-65 «Мэверик», а также управляемые авиабомбы с лазерным наведением GBU-12, различные типы свободнопадающих бомб и неуправляемых ракет. Вариант F/A-50 получил возможность применения УР «воздух — воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также УАБ JDAM. Возможна интеграция (по требованию заказчика) других средств поражения — например, управляемых ракет класса «воздух — воздух» «Дерби» (южно-африканского производства) и «Питон» (израильского) или даже крылатых ракет «Таурус» KEPD 350. Также F/A-50 может нести контейнеры с аппаратурой РЭБ «Скай Шилд» или ALQ-200K, прицельные контейнеры «Снайпер» или «Лайтенинг» и контейнеры с разведывательным оборудованием «Кондор 2». Встроенное вооружение боевых вариантов представлено 20-мм трехствольной пушкой M197 (облегченным вариантом известного орудия М-61 «Вулкан») с боекомплектом 205 патронов. Ведутся также работы по созданию разведывательной модификации R/A-50, снабженной многофункциональным разведывательным контейнером, и самолета прорыва ПВО Е/А-50, который кроме аппаратуры РЭБ будет вооружен противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM.
ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ
В 2010 году ВВС Индонезии объявили конкурс на новый самолет для замены учебно-боевых машин «Хоук» Мк.53 и легких штурмовиков OV-1 OF. Южнокорейская машина победила конкурентов — российский Як-130 и чешский L-159. В мае 2011 года был подписан контракт, предусматривавший поставку 16 самолетов Т-501. Он был выполнен к концу января 2014 года. Эти машины поступили на вооружение 15-й эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Исваюди.
Первым зарубежным эксплуатантом боевого варианта «Золотого орла» стали ВВС Филиппин. В августе 2012 года правительство этой страны одобрило закупку 12 самолетов Т/А-50, но в январе 2013 года было решено приобрести более «продвинутую» модификацию F/A-50. Первые два самолета F/A-50PH поступили в декабре 2015 года, остальные должны быть поставлены к 2017 году. Этими истребителями вооружат 7-ю истребительную эскадрилью (авиабаза Пампанга). Тем самым ВВС Филиппин восстановят свой парк сверх-звуковых истребителей, ликвидированный вследствие снятия с вооружения устаревших машин F-5A. В будущем не исключается закупка дополнительной партии F/A-50. Достаточно долго велись переговоры про закупку «Золотых орлов» Ираком. Впервые эта идея была озвучена в феврале 2009 года во время саммита в Сеуле, однако контракт подписали только в декабре 2013 года. Он предусматривает поставку 24 самолетов, подготовку пилотов и техников, а также техническое обслуживание в течение 20 лет. Иракские машины имеют обозначение T-50IQ, но по своему оборудованию соответствуют F/A-50. Первые две машины должны поступить в апреле 2016 года, а поставки всей партии — завершиться в течение 12 месяцев. В сентябре 2015 года четыре самолета Т-50 заказал Таиланд. В настоящее время KAI ведет интенсивный поиск зарубежных покупателей для своего самолета. В частности, Т-50 рассматривается в качестве одного из претендентов на победу в проводимом ВВС США конкурсе на самолет, предназначенный для замены учебно-тренировочного самолета Нортроп Т-38.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ KAI T-50 «ГОЛДЕН ИГЛ»
Тип: одномоторный учебно-боевой самолет
Двигатель: ТРДД «Дженерал Электрик» F404-GE-102 максимальной тягой 5410 кгс (на форсаже — 8030 кгс)
Размеры, м: длина: 13,13, высота: 4,90, размах крыла: 9,11, площадь крыла, м²:26,60
Вес, кг: пустого самолета: 6441, нормальный взлетный: 8890, максимальный взлетный: 11 975, (для боевых вариантов: 12 300)
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 1650
практический потолок, м: 14630
дальность полета, км: 1850
Вооружение (для боевых вариантов): 1х20-мм трехствольная пушка M197; УР классов «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», УАБ, обычные бомбы, блоки НАР и топливные баки массой до 3740 кг на семи узлах внешней подвески.
Очередное продвижение южнокорейского учебно-боевого сверхзвукового штурмовика ТА-50 Golden Eagle
19.06.2011 года, стало известно об очередном контракте на поставку УБС серии «Т-50 Golden Eagle» филиппинским ВВС южнокорейской корпорацией «KAI» . 12 единиц ТА-50 будут построены и переданы филиппинским военно-воздушным силам в течение ближайших двух лет. Озвученная стоимость контракта порядка 575 миллионов долларов, стоимость одного УБС составляет порядка 29 миллионов долларов.
УБС ТА-50 отличается установкой радиолокационной станции израильского производства «IAI Elta EL/M-2032». Данные самолеты, по заявлениям Филиппинских ВВС, будут использованы в основном как боевые самолеты (штурмовики), и этим приобретением они восстановят свой потенциал боевых самолетов в небе. Известно, что в еще в 2005 году, у Филиппин сложилась довольно непростая ситуация, ведь тогда списали в запас последние боевые самолеты «Northrop F-5A», находящиеся на вооружении. Попытка использовать Филиппинами УТС «S.211» итальянского производства не принесла желаемого результата, и на сегодняшний день у ВВС Филиппин в боеготовности осталось только две машины УТС «S.211».
Данное приобретение для военного ведомства Филиппин в настоящее время является приоритетным, так как обострились территориальные споры за острова Спратли и увеличение активности Китая в них. Немногим ранее у Филиппин была возможность приобрести около 25 самолетов «F-16C/D Block 25» у Соединенных Штатов с дальнейшей модернизацией, однако окончательная цена оказалась слишком высока для Филиппин. До недавнего времени велись переговоры по приобретению 2-х десятков итальянских «АМХ», но, вероятно, Южная Корея смогла предложить более выгодные условия приобретения своих самолетов.
Это второй по значимости успех в продвижении компанией «KAI» самолетов серии «Т-50» при том, что в последнее время ей не везет во многих мировых тендерах. В прошлом году Индонезия приобрела 16 экземпляров Т-50, сумма контракта составила почти 400 миллионов долларов. Если взять за основу первый удачный контракт с Индонезией, где Южная Корея предоставила очень выгодные условия по приобретению самолетов и кредитную линию, то понятно, как им удалось «уговорить» филиппинцев подписать данный контракт.
Учебно-боевой «TA-50 Golden Eagle»
Штурмовик ТА-50 является учебно-боевой машиной разработанной компанией «Korean Aerospace Industries». Компания является объединением подразделений известных южнокорейских фирм Дэу, Хендай, Самсунг и американского авиастроительного гиганта «Lockheed Martin». УБС Т-50 является переработанной версией учебно-боевого самолета «KTX-2» от подразделения Самсунг, которое стало самостоятельно заниматься разработкой самолетов, после того как стали простаивать мощности после прекращения производства лицензионных «F-16». В УБС ТА-50 установлено оборудование от известных американских производителей и РЛС израильского производства. Внешне и по многим характеристикам (размер, скорость, вооружение) ТА-50 имеет сходство с «F-16 Fighting Falcon».
В рамках программы по созданию T-50, но выходящей за рамки концепции УБС компания «KAI» создает легкий штурмовик ТА-50, который, по сути, является модификацией Т-50 с более тяжелым вооружением. Основное предназначение – возможность использования УБС в качестве полноценного боевого самолета вооруженным высокоточным оружием, ракетами воздух-воздух, воздух земля и новейшими образцами вооружения.
Конструкция самолета нормальной аэродинамической схемы со средним расположением трапециевидного крыла. Самолет обеспечили 3-х опорным шасси и хвостовым оперением однокилевого типа. Сам планер создан из композитных материалов. Кабина самолета двухместного тандемного размещения, для возможности проводить учебные полеты инструкторов и обучающихся пилотов. Кресла катапультного типа с возможностью аварийного срабатывания даже на земле без набора скорости.
Силовая – один турбореактивный «F404-102» от «General Electric» построенный по лицензии подразделением «Samsung Techwin» с системами цифрового управления двигателем «FADEC» и диагностики.
Бортовое оборудование:
– радиолокационная станция IAI Elta EL/M-2032;
– инерциальная система навигации Honeywell H-764G;
– радиолокационный высотомер HG9550;
– тройная система контроля, третья «FBW»;
– многофункциональные ЖК-дисплеи;
– аппаратура РЭБ;
– бортовая система управления оружием;
– бортовая система управления полетом;
– дополнительное оборудование (некоторое оборудование устанавливают при необходимости на подвесках в спецконтейнерах).
Вооружение самолета Т/А-50:
– 20 мм авиапушка V61 Vulcan;
– семь подвесок могут нести – УР «AIM-9 Sidewinders», «AGM-65 Maverick», ракеты «Hydra 70», «LOGIR», кассетные авиабомбы «CBU-58», « Mk-20», авиабомбы МК-82/83/84.
– кроме того, возможна интеграция новых видов вооружения например, анти-ракеты, «JDAM», «JDAM-ER» и т.д.
Стоимость проекта Т-50 составила 1.3 миллиарда долларов. В 2001 году конструкторы завершили разработку проекта и собрали первый опытный образец Т-50. Первый вылет в небо состоялся 20.09 2002 года. На вооружение в южнокорейские ВВС поступает 22.02.2005 года.
Модификации:
– Т-50 – базовый УБС;
– Т-50В – специальная версия Т-50 для пилотажной группы 239 эскадрильи (Черные Орлы);
– Т-50I – экспортная версия для ВВС Индонезии;
– ТА-50 – тактическая версия Т-50, возможность использования в качестве полноценной боевой платформы;
– FA-50 (А-50) – многоцелевой всепогодный истребитель, позиционируется в качестве замены «F-5E / F», находится в разработке;
– RA-50 – разведывательный самолет, находится в разработке;
– EA-50 – самолет радиоэлектронной борьбы, находится в разработке.
Основные характеристики:
-длина – 13.1 метра;
– крыло – 9.1 метра;
– высота 4.9 метра;
– вес пустой/норма/макс – 6.4/8.9/11.1 тонны;
– скорость крейсер/макс – 986/1650 км/ч;
– дальность действия – 2.4 тысячи километров;
– радиус боевого применения – 1000 километров;
– высотный потолок – 15 километров;
– максимальная перегрузка – до 8 единиц;
– экипаж – 1-2 человека.