Учебно-боевой самолёт Су-25УБ (СССР)
Су-25УБ – возращение в небо
Компания «Вертолеты России» сделала заявление о возобновлении производства учебно-штурмового Су-25УБ. Завод по выпуску и ремонту вертолетов, находящийся в Улан-Удэ, займется производством Су-25УБ для Военно-воздушных Сил Российской Федерации. По заявлению директора «Оборонпрома» становится ясно, что данный вопрос был согласован с ОАК. Планируется заменить радиоэлектронное оборудование самолета на более современную аппаратуру, так как после развала СССР Су-25 больше не производили и оборудование морально устарело. По остальным ТТХ самолет имеет огромный потенциал, который также планируют развить благодаря современным технологиям. Планируется выпустить около 16 учебно-боевых Су-25УБ.
В 70 годах в СССР для подготовки и отработки практических действий личного состава ВВС возникла идея создания учебно-боевого самолета на базе штурмовика Су-25, в 1977 году рабочий эскиз Су-25УБ был готов. Но вследствие выпуска новой модификации самолета Су-25Т проект был отложен.
Все это привело к тому, что самолеты для проведения учебных полётов в лётные подразделения ВВС пришлось закупать у Чехословакии. Всего у фирмы «Аэро» было закуплено порядка 2000 двухместных учебных самолетов L-39 Albatros.
Массовое производство Су-25УБ теоретически началось в 1984 году, прототип носил название Т8-УБ1, но первые же три машины идут на доработку, и лишь в 1985 году начинаются испытания переделанного прототипа Т8-УБ2, и то только летные, из-за постоянного срыва срока сдачи в серийное производство. Заводские летные испытания были завершены в поставленный срок – середина декабря 1985 года.
Государственные испытания проходили весь 1986 год и закончились рекомендацией к началу серийного производства и принятию на вооружение в ВВС.
С 1986 года до сих пор было построено около 300 машин Су-25УБ, учебно-боевые самолеты начали поступать в расположения частей ВВС. Несколько десятков Су25УБ пошли на экспорт (экспортный вариант Су-25УБК): в Болгарию – 6 машин, в КНДР – 4 машины, в Чехословакию – 6 машин, в Ирак – 12 машин, в Анголу – 2 машины.
Поставка на экспорт показывает, насколько востребован был Су-25УБ на авиационном рынке и какие перспективы ожидали его развитие.
Была также выпущена серия Су-25УТГ для выполнения учебных заданий летным составом на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», и на сегодня их осталось не более 10 единиц, и если ВМФ России закажет проект нового авианосца, Су-25УТГ смогут в кратчайшие сроки выпустить малой серией для данного проекта.
Возможности учебно-боевого самолета
Су-25УБ предназначается для проведения обучения и контроля действий летного состава подразделений ВВС и выпускников летных высших учебных заведений в самолетовождении, технике пилотирования и действий в составе группы. ТТХ учебно-боевого самолета не отличаются практически ничем от ТТХ базового самолета Су-25.
Виды выполняемых учебных задач:
– отработка техники пилотирования в различных метеоусловиях, днём и ночью;
– отработка навыков самолетовождения в различных метеоусловиях, днём и ночью;
– отработка боевых навыков при атаке наземной цели с помощью учебных фото-, киноприспособлений;
– отработка действий летного состава при отказе различных приборов и систем самолета;
Преемственность Су-25УБ составляет 80% Су-25. На учебно-боевом штурмовике Су-25УБ, как и на боевом штурмовике Су-25, стоят два двигателя Р-95Ш. Аппаратура на борту полностью аналогична боевому самолету.
Основные отличия учебно-боевого самолета:
– переделанная носовая часть для установки второй кабины;
– откидной фонарь единый для 2-местной кабины;
– перекомпоновка оборудования в зоне установки 2-местной кабины;
– управление самолетом из двух кабин пилотов;
– добавлены системы дублирования управления, кондиционирования, сигнализации.
Как видно, основные отличия учебного самолета связаны с установкой второй кабины пилота и подводом к ней необходимого оборудования и управления. Радиоэлектронная аппаратура получила возможность имитировать отказы из второй кабины на кабину выполняющего учебное задание летчика. При возникновении нештатных ситуаций есть возможность переключения полного контроля на кабину инструктора.
В учебно-боевом самолете Су-25УБ находится переговорное устройство, обеспечивающее беспрерывную связь между инструктором и обучаемым пилотом, и записывающее устройство для записи переговорного процесса обучения.
Основные ТТХ Су-25УБ:
– прототип «Т8-УБ1», «Т8-УБ2»;
– модификации: Су-25УБ, Су-25УТГ, Су-25УБК, Су-25Ут;
– длина 15.3 метра;
– высота 5.2 метра;
– размах крыла 14.3 метра;
– масса 15300 кг;
– двигатель два Р-95Ш;
– средняя скорость 900 км/ч;
– радиус действия: у земли – 450 км., на высоте – 950 км;
– практический потолок 7000 м;
– количество пилотов 2 человека;
Вооружение:
– 10 подвесок с нагрузкой до 4300 кг;
– одна двуствольная пушка ГШ-30-2 калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов;
– 32 бомбы по 100 кг,восемь бомб по 500 кг;
– до 10 пусковых устройств УБ-32-57 или блоки НАР типа С-24, С-8, С-5;
– управляемые ракеты класса «воздух – поверхность» Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л,
класса «воздух-воздух» Р-2 или Р-60;
– СППУ-22 23-мм пушка ГШ-23Л, боезапас 260 патронов.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Учебно-боевой штурмовик Су-25УБ.
Учебно-боевой штурмовик Су-25УБ.
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1985 г.
Вопрос о создании на базе одноместного армейского штурмовика его учебно-боевого варианта возник в середине 70-х годов, а в 1977 году был разработан эскизный проект этого самолета.
Постройка в ОКБ первого летного экземпляра путем доработки планера серийного штурмовика Су-25 началась в 1981 году, но по различным причинам сильно затянулась и в результате в 1983 году была вовсе приостановлена в связи с тем, что в МАП приоритетной была признана задача скорейшей постройки и передачи на испытания модернизированного варианта одноместного штурмовика Су-25Т (Т-8М), для чего в ОКБ решено было использовать существующий задел — планер недостроенной спарки.
Постройку же опытных экземпляров Т-8УБ решено было совместить с запуском самолета в серийное производство на Улан-Удэнском АПО, выделив в распоряжение ОКБ 2 машины из установочной партии для проведения на них летных испытаний. Запуск в серию самолета Су-25УБ на авиазаводе в городе Улан-Удэ начался в 1984 году. При этом 3 первых планера самолета Т-8УБ из установочной партии были в 1985 году также переданы в ОКБ для доработки в опытные экземпляры самолета Т-8М, и поэтому сборка первых 2-х машин Т-8УБ полной комплектации была завершена лишь во второй половине 1985 года. Так как все это сильно затянуло сроки передачи самолета на летные испытания, решено было провести заводской их этап в сокращенном объеме и лишь в учебном варианте самолета, то есть без отработки боевого применения и в исключительно сжатые сроки — до конца 1985 года.
Первый опытный экземпляр самолета Т-8УБ1 (ведущим инженером по летным испытаниям был назначен В.П.Васильев) был закончен производством в июле 1985 года и облетан на заводском аэродроме города Улан-Удэ летчиком-испытателем ОКБ А.А.Ивановым 10-го августа 1985 года. Через день, 12-го августа, был проведен еще один полет, после чего самолет был разобран и авиатранспортом доставлен на ЛИС ОКБ в ЛИИ в г. Жуковском, где после сборки, оборудования его контрольно-записывающей аппаратурой и отработки всех его систем, он был 10-го октября вновь облетан А.А.Ивановым. Началось выполнение программы заводских испытаний, полеты выполняли летчики-испытатели ОКБ: А.А.Иванов, Н.Ф.Садовников и О.Г.Цой. 7-го декабря, сразу после получения заключения о положительных результатах отработки системы катапультирования на стенде, был выполнен первый полет в составе экипажа. В ходе этих испытаний были сняты основные показатели летно-технических, взлетно-посадочных характеристик и характеристик устойчивости и управляемости нового самолета — в объеме, достаточном для предъявления его на второй этап — Государственные совместные испытания.
Заводские летные испытания были завершены в установленный срок — 13-го декабря 1985 года.
В конце декабря 1985 года был облетан и второй опытный экземпляр самолета, Т-8УБ2. После чего оба самолета в начале 1986 года были предъявлены на Госиспытания. ГСИ самолета проводились уже в полном объеме (то есть включая и боевое применение) в течение всего 1986 года. Само их проведение было, естественно, сильно облегчено тем, что все основные системы и агрегаты спарки были уже в достаточной степени испытаны на серийном штурмовике Су-25 (Т-8) и отработаны в серийном производстве и эксплуатации, поэтому испытания прошли без каких-либо серьезных трудностей. По их окончании, самолет, с учетом устранения недостатков, отмеченных в перечне, был рекомендован к принятию на вооружение.
Запуск самолета в полномасштабное серийное производство был осуществлен на заводе в городе Улан-Удэ в 1986 году и, начиная с 1987 года, первые спарки Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС, приходя на смену учебно-тренировочным самолетам L-39 (производства ЧССР), которые до этого ВВС вынуждены были использовать в полках для обучения летчиков пилотированию одноместных штурмовиков Су-25 из-за отсутствия спарок.
Практически одновременно с выпуском серийного варианта Су-25УБ, на заводе был развернут серийный выпуск экспортной модификации самолета. Су-25УБК (Т-8УБК) поставлялся в те же страны, куда ранее был продан боевой вариант самолета. Самолет Су-25УБК внешне не отличается от Су-25УБ и так же, как экспортный боевой самолет, незначительно отличается комплектом бортового радиоэлектронного оборудования.
Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 — Словакии.
Техническое описание.
Навигационно-пилотажное, прицельное оборудование и система управления оружием двухместного самолета обеспечивают возможность его применения в учебных и боевых целях.
Двухместный учебно-боевой самолет Су-25УБ предназначен для обучения и контроля летчиков боевых частей и курсантов летных училищ в технике пилотирования, самолетовождении, групповой слетанности при переучивании на армейский штурмовик Су-25, а также для обучения решению боевых задач на армейском штурмовике. Основные летно-технические характеристики учебно-боевого самолета практически не отличаются от характеристик одноместного самолета-штурмовика.
В процессе учебно-боевых полетов самолет Су-25УБ обеспечивает выполнение следующих задач и видов летной подготовки:
-техника пилотирования днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
-полеты по приборам;
-самолетовождение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
-атака наземной цели со стрельбой из фотокинопулеметов, стрельбой из пушек, неуправляемыми реактивными снарядами, а также фотобомбометание и бомбометание в объеме задач, решаемых оборудованием и вооружением самолета;
-обучение летчиков действиям в особых случаях полета с имитацией отказов пилотажно-навигационных приборов.
Самолет Су-25УБ представляет собой двухместный цельнометаллический моноплан нормальной схемы с высокорасположенным крылом малой стреловидности, переставным на взлете и посадке стабилизатором, нерегулируемыми воздухозаборниками и трехопорным шасси с носовым колесом.
На самолете, как и на одноместном штурмовике, установлены два бесфорсажных двигателя Р-95Ш. Комплекс прицельно-навигационного оборудования аналогичен установленному на самолете Су-25.
В целях сокращения затрат на проектирование, испытания, внедрение в серийное производство и стоимости серийного производства учебно-боевой самолет Су-25УБ имеет максимальную преемственность с серийным одноместным штурмовиком Су-25 в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки, оборудования, самолетных систем.
Самолет Су-25УБ имеет следующие основные отличия от самолета Су-25:
-доработанную под установку второй кабины головную часть фюзеляжа;
-вновь устанавливаемый единый для двухместной кабины откидной фонарь;
-частично измененную компоновку оборудования, в основном измененную в зоне головной части фюзеляжа и в гаргроте средней части фюзеляжа;
-доработанные под двойное управление системы управления самолетом и двигателями, системы жизнеобеспечения, кондиционирования, аварийного покидания самолета, электроснабжения и гидросистему;
-дублирующие элементы сигнализации, кондиционирования, управления;
-меньший запас топлива.
Аэродинамическая компоновка двухместного самолета отличается от аэродинамической компоновки одноместного самолета формой и размерами головной части фюзеляжа, в которой установлена вторая кабина. Длина головной части фюзеляжа и длина самолета не увеличились. Изменения, связанные с увеличением высоты головной части фюзеляжа, привели к увеличению высоты гаргрота средней части фюзеляжа.
Угол обзора первого летчика сохранен таким же, как и на одноместном самолете и составляет 19° по направлению «вперед-вниз», а угол обзора второго летчика составляет 7° в том же направлении. Превышение рабочего места второго члена экипажа над рабочим местом первого члена экипажа составляет 440 мм.
Шасси самолета Су-25УБ идентично шасси базового самолета. В требования к взлетно-посадочным устройствам самолета введено требование двух последовательных посадок с применением тормозного парашюта во второй посадке.
На самолете Су-25УБ установлены два катапультных кресла К-36Л. Общая для обоих членов экипажа самолета откидная часть фонаря состоит из каркаса, выполненного из профилей и узлов из алюминиевых сплавов, и остекления. Остекление откидной части секционное и состоит из 6 слоев, материал остекления — органическое стекло, герметизация откидной части осуществляется резиновым уплотнительным жгутом.
Система управления двухместного самолета в основном аналогична системе управления одноместного самолета.
Отличительной особенностью системы управления является установка ручки управления и педалей во второй кабине, связанных с ручкой управления и педалями первой кабины.
Во второй кабине экипажа установлен пульт управления двигателями полозкового типа, рычаги управления двигателями обеих кабин жестко связаны между собой. Пульт управления двигателями в кабине инструктора обеспечивает его преимущественное право на ряд команд управления двигателями.
Система жизнеобеспечения предназначена для обеспечения необходимых условий жизнедеятельности экипажу в полете и в аварийной ситуации во всем диапазоне высот и скоростей полета. Общий бортовой запас газообразного кислорода для двух членов экипажа заключен в двух восьмилитровых баллонах.
Для обеспечения экипажа кислородом при катапультировании каждое кресло оборудовано автономной кресельной кислородной системой.
Радиоэлектронное оборудование самолета по составу и назначению отличается от радиоэлектронного оборудования одноместного самолета.
Отличия эти в основном связаны с наличием на самолете Су-25УБ дублирующих средств управления во второй кабине. Для части радиоэлектронного оборудования предусматривается возможность ввода имитированных отказов из кабины инструктора на индикаторы кабины обучаемого. В кабине инструктора установлены элементы индикации, управления и сигнализации, с помощью которых инструктор может осуществлять контроль за действиями обучаемого и при необходимости переключить управление из первой кабины во вторую.
На самолете установлены переговорное устройство, в том числе обеспечивающее двухстороннюю телефонную связь между членами экипажа, и магнитофон, предназначенный для документирования переговоров экипажа.
Модификации:
Т-8УБ1, Т-8УБ2 — прототипы.
Су-25УБ — серийный учебно-боевой. Выпускается с 1984 года на Улан-Удинском авиазаводе.
Су-28 (Т-8УТ) — учебно-тренировочный. Изготовлен в 1987 году в одном экземпляре (переоборудован из Т8-УБ1).
Су-25УБК — экспортный вариант самолета Су-25УБ.
Су-25УТГ — двухместная учебная версия с посадочным гаком.
Модификация: Су-25УБ
Размах крыла, м: 14,36
Длина самолета, м: 15,36
Высота самолета, м: 5,20
Площадь крыла, м2: 30,10
Масса, кг
-пустого самолета: 10030
-нормальная взлетная: 15300
-максимальная взлетная: 17600
-топлива: 2750
Тип двигателя: 2 х ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс: 2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 970
-на высоте: 860
Перегоночная дальность, км: 2400
Боевая дальность действия, км
-на высоте: 950
-у земли: 450
Практический потолок, м: 7000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6.5
Экипаж, чел: 2
Вооружение: одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с боезапасом в 250 снарядов.
Боевая нагрузка: 4360 кг на 10 узлах подвески
Бомбовая нагрузка:
-до 8 бомб с лазерным наведением, 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки;
-НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320 (252) х 57-мм) или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм);
-УР «воздух-воздух» Р-3 или Р-60;
-УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ, Х-29Л и Х-25Л;
-контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с боезапасом в 260 снарядов.
Взлет «спарки» Су-25УБ, авиабаза Приморско-Ахтарск.
Су-25УБ ВВС СССР на взлете.
Су-25УБ ВВС России в полете.
Су-25УБ после посадки.
Су-25УБ ВВС Беларусии совершает посадку на шоссе Е 30. 19 октября 2008 г.
Су-25УБ ВВС Беларусии.
Су-25УБ ВВС Казахстана.
Су-25УБ ВВС СССР. Рисунок.
Су-25УБ. Схема.
Список источников:
Ильдар Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25.
Авиация и Время. Петр Бутовски, Александр Ларионов. Гроза над полем боя.
Крылья Родины. А.Яворский «Грачи» над полем боя.
Авиация и космонавтика. В.Безбородов. Грач — машина надежная.
Вестник авиации и космонавтики. Штурмовик Су-25.
Улан-Уэнский авиационный завод. Продукция. Су-25УБ.
Роман Астахов. Русская Сила. Штурмовик Су-25.
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров:
Сухой Су-25УТГ
ВМС Украины (бывш.)
Морская авиация ВМФ России Основные эксплуатанты
Содержание
История создания
В конце 80-х годов, когда уже завершалась постройка авианесущего крейсера проекта 1143.5 “Тбилиси”, потребовался самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу. Разработка самолёта Су-25УТГ (фирменное обозначение Т8-УТГ) была поручена ОКБ им. Сухого.
За основу конструкции был взят двухместный штурмовик Су-25УБ. При этом учитывался опыт создания гражданского учебно-тренировочного самолёта Су-28, также разработанного на базе Су-25УБ.
Первый прототип Т8-УТГ1 был изготовлен в начале 1988 года на авиазаводе в Улан-Удэ (переоборудован из серийного Су-25УБ). В марте он был своим ходом перебазирован в ЛИС ОКБ, где на него установили посадочный гак и произвели тарировку КЗА. В сентябре того же года он был облётан лётчиком-испытателем И.В.Вотинцевым. В октябре Т8-УТГ1 перегнали в Саки, где началась отработка программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишёра на комплексе “Нитка”. 1 ноября 1989 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.В.Крутов впервые совершили на нём ппосадку на палубу ТАКР “Тбилиси”. Программа испытаний на “Тбилиси” (позже переименован в “Адмирал Кузнецов”) была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году в Североморске, куда был перебазирован корабль.
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ. Самолёт отличают складывающиеся крылья (на самолётах ранних выпусков крылья не складывались), усиленная хвостовая балка и наличие посадочного гака, представляющего собой тормозной крюк с демпфером-подъёмником и боковыми стабилизаторами. Вооружение, прицельное оборудование, радиостанция связи с сухопутными войсками, бронеэкраны двигателей и топливных баков отсутствуют. Ниша пушечной установки зашита. Во второй кабине установлен перископ переднего обзора. Для дальних перелётов предусмотрена подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.
Су-25УТГ предназначен для обучения и контроля лётчиков строевых частей и курсантов лётных училищ технике пилотирования, самолётовождению и групповой слётанности в любое время суток и в любых погодных условиях. Особенностью самолёта является возможность отработки взлёта и посадки с устройствами укорочения взлёта (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишёр). Основные лётно-технические характеристики самолёта соответсвуют характеристикам Су-25УБ.
При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.
В 1990-1991 годах в Улан-Удэ была выпущена серия из 12 самолётов Су-25УТГ. 10 самолётов поступили в Саки. Затем 5 из них были переданы на Северный флот в состав 279 полка. Они используются лётчиками Су-33 для тренировок. Из 5 украинских 3 позже были переданы России в обмен на Су-25УБ.
Описание самолета и его конструкции
Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.
Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.
Конструктивные отличия заключаются лишь в отсутствии боевой части самолёта.
При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.
Двигатели
На Су-25УТГ ставятся два турбореактивных двигателя Р-95Ш, дающие тягу в 4100кгс каждый.
Вооружение
На самолёте отсутствует какое-либо вооружение, т.к он является учебно-тренировочным.