Учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 «Delfin» (Чехословакия)
Учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 «Delfin» (Чехословакия)
В конце 1970-x годов L-29 считался самым удачным чехословацким самолётом. Он эксплуатировался по всему миру (особенно широко – в странах бывшего Варшавского договора) и принимал участие в целом ряде военных конфликтов. Самолёт Aero L-29 «Delfin» (по классификации НАТО – «Мауа»), строился для военно-воздушных сил стран Варшавского договора. Заказы были огромными. Выпуск более 3500 машин одного типа свидетельствовал о том, что ее конструкция оказалась довольно удачной. Эта модель создавалась как учебный реактивный самолет, который должен был заменить собой устаревшие поршневые учебные самолёты, на которых до этого обучались и проходили переподготовку летчики ВВС Чехословакии.
Инженеры предприятия «Aero» спроектировали учебный самолёт, отличавшийся высокой надежностью и простотой в управлении. Послушный L-29 «Delfin» оказался прекрасной учебной машиной, позволявшей совершать даже грубые ошибки пилотирования, которые часто допускали начинающие курсанты. Прототип XL-29, оснащенный турбореактивным двигателем Bristol SIddeley Viper, совершил свой первый полет 5 апреля 1959 года. После проведения лётных испытаний был построен второй прототип с чехословацким турбореактивным двигателем Motorlet М701 (именно он был выбран для серийного производства самолетов L-29 в середине 1960 года). Затем выпустили несколько предсерийных машин L-29, чтобы оценить и сравнить их с конкурирующими моделями – польским PZLTS-11 Iskra и советским Як-30.
Учебный самолёт Aero L-29 «Delfin» показал себя с самой лучшей стороны, после чего именно его выбрали в качестве стандартного учебного самолёта для военно-воздушных сил всех стран Варшавского договора (за исключением Польши, которая предпочла заказать для своих ВВС отечественный TS-11). Существовало еще два варианта основной модели L-29. Первым стал одноместный L-29A Delfin Acrobat, который строился в очень небольших количествах для аэробатики, а вторым — штурмовик L-29R, так и не запущенный в серию. Стандартный учебный L-29 заступил на службу в 1963 году и был первым серийным самолётом, который выпускался в Чехословакии. Благодаря большому количеству заказов из СССР и стран Варшавского договора, было произведено 3600 машин. Основная их часть поступила в Болгарию, Чехословакию, ГДР, Венгрию и Румынию, при этом около 2000 самолетов получили ВВС СССР и ДОСААФ. Остальные самолёты пошли на экспорт в Афганистан, Египет, Гвинею, Индонезию, Ирак, Мали, Нигерию, Сирию и Уганду. В начале 2008 года L-29 сняли с вооружения.
Самолёт L-29 «Delfin» представляет собой цельнометаллический моноплан с тандемной кабиной для экипажа, где место инструктора расположено сзади и чуть выше места пилота, с убираемым велосипедным шасси, Т-образным хвостом и прямым крылом. Главными преимуществами самолета было наличие мощного двигателя и небольшого давления при взлете, что позволяло его использовать с неподготовленных, песчаных и болотистых взлетных полос, в варианте как УТС, так и лёгкого штурмовика. Крыло L-29 «Delfin» было достаточно толстым в сечении, прямым и трапецивидным. Это обеспечивало простоту конструкции и оптимальное распределение аэродинамических нагрузок. В основании крыла по обоим сторонам фюзеляжа находились воздухозаборники даигателя. Предкрылков не было, имелись элероны с аэродинамической компенсацией на внешней части крыла и щелевые закрылки на его остальной части. Это позволило сажать самолет на очень низкой скорости (всего 135 км/ч) и улучшало его эксплуатационные качества. Под разделенным на секции фонарем кабины инструктор и курсант сидели тандемом в разработанных конструкторами фирмы «Aero» синхронизированных катапультных креслах. При этом инструктор располагался чуть выше курсанта. Оба места были оборудованы ручным управлением.
В центральной части фюзеляжа L-29 «Delfin», возле крыла, размещались два основных топливных бака (один кольцеобразный, а второй цилиндрический). Они находились возле точки центра тяжести самолёта, что сокращало протяженность бензопроводов и помогало сохранить центровку по мере расходования горючего. Силовая установка L-29 состояла из турбореактивного двигателя Motorlet М 701, который мог быть демонтирован за полтора часа. Широкая база шасси с шинами низкого давления позволяло самолёту взлетать и садиться с любых аэродромов, специально подготовленная взлетно-посадочная полоса не требовалась. Попасть внутрь машины можно было по встроенным в фюзеляж ступенькам. На L-29 устанавливался фотопулемет для обучения стрельбе, а на двух пилонах под крылом допускалось брать до 200 кг боеприпасов для учебного бомбометания.
Тактико-технические характеристики L-29 «Delfin»
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 10.29
Длина самолета,м 10.81
Высота самолета,м 3.13
Площадь крыла,м2 19.80
Масса, кг
– пустого самолета 2236
– нормальная взлетная 3280
– максимальная взлетная 3540
Топливо, л
– внутренние топливо 1050
– ПТБ 2 х 150
Тип двигателя 1 ТРД Motorlet М. 701c 500
Тяга нефорсированная, кН 1 x 8.73
Максимальная скорость, км/ч
– на высоте 5000 м 655
– на уровне моря 615
Крейсерская скорость, км/ч
– на высоте 5000 м 545
– на уровне моря 525
Практическая дальность, км 900
Боевой радиус действия, км 640
Продолжительность полета, ч.мин 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 11500
Мак. эксплуатационная перегрузка 8
Вооружение: Боевая нагрузка – 200 кг на двух узлах подвески
2 контейнера с 7.62-мм пулеметами, или
2 100-кг бомбы или, 2 ПУ 55-мм НУРС С-5
Aero L-29 Delfin. Фото. Характеристики.
Чешская Республика
Тип: однодвигательный реактивный учебно-тренировочный самолет
Экипаж: два пилота, расположенных друг за другом
Самолет L-29 был спроектирован для замены в ВВС Чехословакии поршневых учебно-тренировочных самолетов. Имея обычную схему с прямым крылом, прототип XL-29 впервые взлетел в апреле 1959 года и был заказан в предсерийное производство в 1960 году, после чего последовал полет второго прототипа. В результате конкурса, проведенного в следующем году, самолет 1-29, победивший самолеты TS-11 «Искра» компании PZL Mielec и Як-30 КБ Яковлева, был выбран в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета ВВС стран Варшавского Договора.
В его пользу говорили простота и прочность конструкции планера, простота управления. Те же самые свойства сделали самолет L-29 очень привлекательным для частных покупателей через три десятка лет. Первые серийные самолеты L-29 поступили в эксплуатацию в 1963 году, а через 11 лет, когда компания «Аэро» (Aero) построила свой последний самолет, было произведено не менее 3600 экземпляров. Более 2000 из них были поставлены в Советский Союз, в то же время сотни других были использованы в ВВС Восточной Европы, Африки и Юго-Восточной Азии.
По крайней мере восемь стран все еще эксплуатируют почтенный учебно-тренировочный самолет в учебных целях. Более 70 самолетов L-29, выведенных в начале 1990-х годов из эксплуатации в Советском Союзе, Чехии и Индонезии, находится сейчас в гражданских руках. Почти все они эксплуатируются в США, исключения встречаются в гражданском регистре Италии и Южной Африки**.
Основные данные
Размеры:
- Длина: 10,81 м
- Размах крыла: 10,29 м
- Высота: 3,13 м
Вес:
- Пустого: 2280 кг
- Максимальный взлетный: 3280 кг
Летно-технические характеристики:
- Максимальная скорость: 615 км/ч
- Дальность полета: 640 км
Силовая установка: М 701с компании «Моторлет» (MotorLet)
Мощность: 8,73 кН тяги
Дата первого полета:
Сохранившиеся годными к полетам модификации в гражданских руках:
Aero L-29 Delfin
Аэро L-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО — Maya) — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963—1974 годах, построено около 3500 самолётов. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.
«Дельфин» поставлялся на экспорт в более чем 15 стран мира. Ряд снятых с вооружения самолётов приобретены частными лицами.
Содержание
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Размах крыла: 10,29 м
- Высота: 3,13 м
- Площадь крыла: 19,8 м²
- Масса пустого: 2384 кг
- Масса снаряжённого: 3286 кг
- Масса максимальная взлётная: 3630 кг
- Двигатель 1× Моторлет M-701C (8,7 кН)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 620 км/ч
- Дальность полёта: 500 км
- Практический потолок: 10 500 м
- Скороподъёмность: 14 м/с (840 м/мин)
- Удельная нагрузка на крыло: 166 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,25
Вооружение
- 240 кг боевой нагрузки на внешних подвесках
Ссылки
Примечание
- ↑ HURT, Zdeněk; KUČERA, Pavel; CHALAS, Oliver. De Havilland Tiger Moth, Avia/Letov C-2 (Arado Ar 96), Aero L-29 Delfin. 1. vyd. Praha: Naše vojsko, 1992. ISBN 80-206-0219-4. S. 113.
Ae 01 • Ae 02 • Ae 03 • Ae 04 • Ae 10 • A.11 • A.12 • A.14 • A.15 • A.17 • A.18 • A.19 • A.20 • A.21 • A.22 • A.23 • A.24 • A.25/A.125 • A.26 • A.27 • A.29 • A.30/A.130/A.230/A.330/A.430 • A.32 • A.34/A.134 • A.35 • A.38 • A.42 • A.46 • A.100 • A.101 • A.102 • A.104 • A.200 • A.204 • A.300 • A.304 • Ae 45/145 • Ae 50 • Ae 270 • L-29 • L-39 • L-59/L-159 • L-60
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Aero L-29 Delfin” в других словарях:
Aero L-29 Delfín — L 29 Delfín Aero L 29 Delfín Role Military trainer aircraft Manufacturer … Wikipedia
Aero L-29 Delfín — L 29 Delfín Aero L 29 Delfín de exhibición acrobática en 2008. Tipo Avión de entrenamiento militar Fabricante … Wikipedia Español
Aero L-29 Delfin — L 29 Delfin Vue de l’avion … Wikipédia en Français
Aero L-29 Delfín — … Википедия
Aero L-29 — Delfín … Deutsch Wikipedia
Aero Vodochody — (commonly referred to as Aero; Vodochody is a location) is a Czech (and Czechoslovak) aircraft company, active from 1919, notable for producing the L 29 Delfin, L 39 Albatros, L 59 Super Albatros and the L 159 Alca.After the fall of the Communist … Wikipedia
Aero, továrna letadel Dr. Kabeš — Aero Vodochody Pour les articles homonymes, voir Aero. Aero est la désignation abrégée d’une entreprise de construction aéronautique et automobile tchèque fondée en 1919. Sommaire 1 Premier constructeur aéronautique tchèque … Wikipédia en Français
Aero Vodochody — Tipo Privada. Fundación 1919 … Wikipedia Español
Aero L-139 Albatros — Aero L 39 Albatros Aero Vodochody L 39 Albatros Constructeur … Wikipédia en Français
Aero L-159 ALCA — Aero L 39 Albatros Aero Vodochody L 39 Albatros Constructeur … Wikipédia en Français