2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учебно-тренировочный самолёт T-39 Sabreliner (США)

Учебно-тренировочный самолёт T-39 Sabreliner (США)

Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (затем Rockwell) Т-39 послужил базой для создания бизнес-джетов Sabreliner и Sabre, строившихся более трех десятилетий.

Взяв за основу ряд наработок по самолету F-86 Sabre, специалисты компании «North American Aviation» (NAA) в 1952 году приступили к проработке возможности создания легкого реактивного транспортного самолета.

В это время ВВС США обнародовали требования к легкому реактивному двухдвигательному УТС (программа UTX, вероятный объем — 1500 самолетов), поэтому NAA решила не терять времени и «убить двух зайцев сразу». 27 августа 1956 года компания предложила военным проект такого самолета под обозначением N.A.246, свои варианты предложили также «Convair», «Тетсо» и «Beechcraft». Но до постройки прототипа дошла лишь NAA — 8 мая 1958 года опытный N.A.246 (N4060K) был выкачен из цеха предприятия в Инглвуде, а 16 сентября он совершил первый полет под управлением Дж. О. Робертса и Гейджа Мейса.

Руководство NAA получило уведомление, что проект Sabreliner победил в тендере на UTX, после чего самолет передали специалистам ВВС США на авиабазу Эдварде для летных испытаний.

Последние оказались успешными, и вскоре ВВС разместили заказ на семь Т-39А (N.A.265), оснащаемых Pratt & Whitney J60-P-3 тягой 13,35 кН.

Впоследствии в ВВС решили, что самолет идеально подойдет для подготовки летчиков всепогодных F- 105D, и шесть Т-39А были переоборудованы в Т-39В (N.A.265-20). 15 января 1960 года был подписан контракт еще на 35 самолетов, первые четыре были построены как Т-39В. Первый Т-39А поднялся в воздух 30 июня 1960 года и 23 марта 1962 года получил сертификат FAA. Поставки начаты 4 июня 1962 года, последний из 143 самолетов Т-39А поставлен в конце 1963 года. В 1967 году NAA объявила о модернизации и поставке самого первого Т-39А. Таким образом были модернизированы все транспортные Sabreliner из состава ВВС США.

Часть Т-39А были переданы расположенному на авиабазе Рэндольф училищу подготовки инструкторов Учебного командования, а Т-39В были приписаны к 4520-му авиакрылу боевой подготовки, авиабаза Неллис. В конце своей карьеры самолеты оказались в авиации Национальной гвардии штата Канзас, став единственными Sabreliner в НГ США. Вариант Т-39С предполагался для подготовки пилотов перехватчиков F-101B Voodoo, но проект был отменен.

Учебно-тренировочный самолёт T-39 Sabreliner (США)

Предназначавшийся изначально для замены TB-25 Mitchell в роли учебного, T-39A Sabreliner поступил в ВВС США как лёгкий транспортный самолёт. Взяв за основу ряд наработок по самолёту F-86 Sabre, специалисты компании «North American Aviation» (NAA) в 1952 году приступили к проработке возможности создания лёгкого реактивного транспортного самолёта. Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (затем Rockwell) T-39 Sabreliner послужил базой для создания бизнес-джетов Sabreliner и Sabre, строившихся более трех десятилетий.

Читать еще:  Поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС (СССР)

В это время ВВС США обнародовали требования к лёгкому реактивному двухдвигательному УТС (программа UTX, вероятный объем — 1500 самолётов), поэтому NAA решила не терять времени и «убить двух зайцев сразу». 27 августа 1956 года компания предложила военным проект такого самолёта под обозначением N.A.246, свои варианты предложили также «Convair», «Temco» и «Beechcraft». Но до постройки прототипа дошла лишь NAA — 8 мая 1958 года опытный N.A.246 (N4060K) был выкачен из цеха предприятия в Инглвуде, а 16 сентября он совершил первый полет под управлением Дж.О.Робертса и Гейджа Мейса. Руководство NAA получило уведомление, что проект Sabreliner победил в тендере на UTX, после чего самолёт передали специалистам ВВС США на авиабазу Эдварде для летных испытаний. Последние оказались успешными, и вскоре ВВС разместили заказ на семь T-39A (N.A.265), оснащаемых Pratt & Whitney J60-P-3 тягой 13,35 кН.

Впоследствии в ВВС решили, что самолёт T-39 Sabreliner идеально подойдет для подготовки лётчиков всепогодных F-105D, и шесть T-39A Sabreliner были переоборудованы в T-39B (N.A.265-20). 15 января 1960 года был подписан контракт еще на 35 самолётов, первые четыре были построены как T-39B. Первый T-39A поднялся в воздух 30 июня 1960 года и 23 марта 1962 года получил сертификат FAA. Поставки начаты 4 июня 1962 года, последний из 143 самолётов T-39A поставлен в конце 1963 года. В 1967 году NAA объявила о модернизации и поставке самого первого T-39A. Таким образом были модернизированы все транспортные Sabreliner из состава ВВС США.

Часть T-39A были переданы расположенному на авиабазе Рандольф училищу подготовки инструкторов Учебного командования, а T-39B были приписаны к 4520-му авиакрылу боевой подготовки, авиабаза Неллис. В конце своей карьеры самолёты оказались в авиации Национальной гвардии штата Канзас, став единственными Sabreliner в НГ США. Вариант T-39C предполагался для подготовки пилотов перехватчиков F-101B Voodoo, но проект был отменен. T-39F «Теепу Weeny Weasel» — последний вариант для ВВС США — был построен в количестве трех машин. Он оснащался комплексом РЭБ, каку F-105G, и использовался для подготовки летчиков, задачей которых являлось подавление ЗРК противника. В 1961 году ВМС США разместили заказ на T3J-1/T-39D (N.A.265-30), морской вариант T-39B, которые предназначались для подготовки экипажей самолетов F8U-2NE Crusader и F4H Phantom. К ноябрю 1964 года поставили 42 самолёта. В мае 2002 года два T-39, принадлежащих ВМС США, столкнулись в воздухе, все летчики погибли.

Тактико-технические характеристики North American T-39 Sabreliner
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 13.56
Длина, м 13.41
Высота, м 4.88
Площадь крыла, м2 34.70
Масса, кг
— пустого 5980
— максимальная взлетная 8459
Тип двигателя 2 ТРД Pratt Whitney J-60
Тяга, кгс 2 х 1360
Максимальная скорость, км/ч 866
Крейсерская скорость, км/ч 805
Практическая дальность, км 2740
Практический потолок, м 9120

Читать еще:  Самолет-постановщик помех Ан-12ПП (СССР)

North American Sabreliner. Технические характеристики. Фото.

North American Sabreliner – американский реактивный многоцелевой самолёт, разработанный компанией «North American Aviation» и впоследствии выпускаемый компанией «Rockwell International» с 1959 года.

North American Sabreliner фото

Разработки реактивного среднеразмерного самолёта North American Sabreliner начались в середине 1955 года, причём, американские авиастроители изначально разрабатывали самолёт исключительно для военных нужд. Тем не менее, в связи с тем, что после первого тестового полёта американское командование не оказалось удовлетворено лётно-техническими характеристиками этого воздушного судна, было принято решение запустить производство этих летательных аппаратов для гражданской авиации, где эксплуатация модели North American Sabreliner ведётся и по настоящее время.

Самолёт North American Sabreliner обладает хорошей аэродинамической формой, и способен перемещаться на довольно больших скоростях.

В зависимости от фактического назначения, а также от модификации летательного аппарата этой модели, в его кабине может разместиться до 12 человек, в то время как сам самолёт может преодолевать дистанции до 4020 километров, что в свою очередь является более чем удовлетворительным для гражданской авиации и в частности сектора бизнес авиаперевозок. При необходимости, самолёт также может перевозить на своём борту и различного рода грузы, однако, в гражданской авиации для подобных целей летательный аппарат модели North American Sabreliner не применялся.

Фото North American Sabreliner

Впоследствии, когда конструкция и лётно-технические характеристики воздушного судна были в значительной мере оптимизированы американскими авиастроителями, командование ВВС США всё же проявило интерес к самолёту этой модели, заказав несколько сотен подобных экземпляров для самых различных целей не имеющих боевого назначения. Внутреннее пространство самолёта было переделано под размещение здесь специализированной электронной аппаратуры, что позволяло производить разведку местности, осуществлять работы по аэрофотографированию, перехвату переговоров и т.п.

В зависимости от варианта и модификации воздушного судна, самолёт North American Sabreliner оснащается силовой установкой состоящей из двух турбореактивных двигателей Pratt & Whitney J60-P-3, каждый из которых способен развивать тягу до 13,3 кН, что в свою очередь обеспечивает достаточно лёгкому самолёту и высокую грузоподъёмность, и весьма внушительную скорость полёта, составляющую в предельных значениях около 885 кмч.

Кабина North American Sabreliner

Гражданский вариант этого воздушного судна выпускался в следующих модификациях:

  • North American Sabreliner – прототип летательного аппарата;
  • North American Sabreliner 40 – базовая производственная версия самолёта, рассчитанная на перевозку на своём борту до 11 пассажиров;
  • North American Sabreliner 40A – улучшенный модифицированный вариант самолёта, оснащённый двумя турбовентиляторными авиадвигателями General Electric CF700;
  • North American Sabreliner 50 – модифицированный вариант 1960 года, выпущенный в единичном виде;
  • North American Sabreliner 60 – увеличенная версия самолёта, позволяющая разместиться на борту 12 пассажирам;
  • North American Sabreliner 60A – аналог версии North American Sabreliner 60 с повешенной прочностью крыльев;
  • North American Sabreliner 65 – модифицированная версия самолёта с установленными здесь двумя авиадвигателями Garrett AiResearch TFE731-3R-1D;
  • North American Sabreliner 75 – улучшенный вариант воздушного судна без значительных технических изменений;
  • North American Sabreliner 75A – версия оснащённая двигателями General Electric CF700;
  • North American Sabreliner 80 – аналог версии North American Sabreliner 75A, с рядом незначительных улучшений;
  • North American Sabreliner 80A – модифицированный вариант и усиленным профилем крыла.
Читать еще:  Санитарный транспортный самолет C-9A «Nightingale» (США)

Помимо прочего, после того, как военное ведомство США вновь проявило интерес к самолёту этой модели, в производство были запущенны и специальные версии этого воздушного судна, среди которых:

  • North American T-39A – учебно-тренировочная версия самолёта, с возможностью осуществлять перевозку грузов и людей на борту;
  • North American CT-39A – модифицированный вариант самолёта, позиционируемый как транспортное либо грузовое воздушное судно;
  • North American NT-39A – единичная модификация разработанная для тестирования электронных систем;
  • North American T-39B – учебно-тренировочная версия воздушного судна, оснащённая радаром и военной авионикой;
  • North American T-39C – модифицированный вариант версии North American T-39B;
  • North American T-39D – тренировочная версия разработанная по заказу ВМС США;
  • North American CT-39E – транспортно-грузовая версия самолёта;
  • North American T-39F – версия для ведения радиоэлектронной борьбы;
  • North American CT-39G – модифицированный военный вариант самолёта, оснащённый двигателями Pratt & Whitney JT12A;
  • North American T-39G – учебно-тренировочный вариант самолёта;
  • North American T-39N – учебно-тренировочная версия разработанная для ВМС США;
  • North American T-3J – улучшенный вариант тренировочной версии воздушного судна.

Технические характеристики North American Sabreliner.

  • Экипаж: 4-5 человек (В зависимости от модификации);
  • Пассажировместимость: 7 человек (В зависимости от модификации);
  • Длина самолёта: 13,41 м. (В зависимости от модификации);
  • Размах крыльев: 13,56 м. (В зависимости от модификации);
  • Высота самолёта: 4,88 м. (В зависимости от модификации);
  • Масса пустого самолёта: 4199 кг. (В зависимости от модификации);
  • Полезная нагрузка: 3857 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 8056 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 800 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 885 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 4020 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 12500 м. (В зависимости от модификации);
  • Тип авиадвигателя: турбореактивный (В зависимости от модификации);
  • Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney J60-P-3 (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 2 × 13,3 кН. (В зависимости от модификации).
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector