13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ударно-разведывательный беспилотный комплекс С-70 «Охотник» (Россия)

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Военное дело

The National Interest (США): знакомьтесь: С-70, новый смертоносный малозаметный беспилотник России

Действительно ли это важное событие?

Основная мысль: Российский БПЛА С-70 «Охотник» выглядит многообещающе и очень похож на американские малозаметные беспилотники. Однако ему требуется серьезная доработка, чтобы он стал настолько малозаметным, насколько он должен быть.

7 августа 2019 года Министерство обороны России опубликовало в сети видео первого полета прототипа новейшего беспилотного летательного аппарата «Охотник», который он совершил пятью днями ранее. Этот беспилотник типа «летающее крыло» покружил около 20 минут на высоте около 600 метров над государственным летно-испытательным центром имени Чкалова в Астрахани, после чего зашел на посадку.

«Охотник» представляет собой тяжелый ударный БПЛА типа «летающее крыло» (или тяжелый «ударно-разведывательный беспилотный летательный аппарат»). Это значит, что С-70 — это малозаметный беспилотник, способный проводить смертоносные атаки, а также выполнять разведывательную функцию и служить средством радиоэлектронной борьбы.

Хотя разработка «Охотника» началась еще в 2011 году, общественность впервые увидела его 23 января 2019 года, когда в сети появились фотографии того, как трактор тянет один из этих дронов по полосе в Новосибирске.

Затем 14 мая «Охотника» сфотографировали в летно-испытательном центре имени Чкалова, когда туда приехал президент Владимир Путин. Хотя в тот момент Путин расхваливал в первую очередь возможности малозаметного истребителя Су-57, который уже запущен в массовое производство, он также упомянул о возможностях БПЛА С-70.

Если судить по снимкам со спутников, по сравнению со стоявшими рядом самолетами Су-27 («Фланкер» по кодификации НАТО) этот дрон достаточно большой, и размах его крыла составляет примерно 19 метров. Как пишет издание Jane’s, он весит около 20 тонн, и он способен развивать большую дозвуковую скорость. Во вместительном фюзеляже этого дрона есть два внутренних отсека, способных вместить более 2 тонн оружия или специализированного оборудования, а также такое количество топлива, которое позволит этому дрону пролететь около 6 тысяч километров. Этот ударный БПЛА имеет сложную поверхность, покрытую радиопоглощающими материалами, что позволяет минимизировать его заметность.

Контекст

Жэньминь жибао: «Охотник» — русское оружие умного боя

Sohu: дрон «Охотник» – доказательство силы России

Futurism: птица? Самолет? Автомат с крыльями!

Конфигурация крыла и спрятанного в фюзеляже двигателя этого российского БПЛА очень напоминает малозаметный беспилотник ВВС США RQ-170, о существовании которого стало широко известно только после того, как один из таких беспилотников попал в руки иранцев. И Россия внимательно изучила этот американский БПЛА.

Не имеющие хвоста летательные аппараты схемы «летающее крыло» зачастую характеризуются аэродинамической нестабильностью, и идея разработки таких самолетов стала по-настоящему реалистичной только с появлением компьютеризированных электро-дистанционных систем управления, способных автоматически компенсировать эту нестабильность. Таким образом, этот первый полет должен был в первую очередь продемонстрировать полетопригодность этого БПЛА и его систем управления. Ранее «Охотник», по некоторым сообщениям, проходил рулежные испытания, а также испытания, в ходе которых он сначала поднялся в воздух, а спустя несколько секунд снова опустился на три свои опоры шасси.

Хотя в ходе испытаний 2 августа «Охотником» удаленно управлял пилот, издание Russia Beyond заявило, что он представляет собой «полностью роботизированный» БПЛА, который способен выполнять операции автономно: то есть вместо того, чтобы находиться под управлением человека, «Охотник» благодаря бортовой системе ИИ способен динамически реагировать на меняющиеся обстоятельства и выполнять заранее заданную операцию. В этом случае «Охотник» не будет связан с пилотом линией передачи сигналов, которую невозможно полностью защитить от помех или взлома.

Однако Дэвид Экс (David Axe) из издания National Interest указывает на то, что полностью автономная система может представлять собой еще больший технический вызов, нежели разработка малозаметного планера ЛА.

«Когда речь заходит о применении быстрых БПЛА с оружием на борту для выполнения военных задач, больше всего сложностей возникает с коммуникацией, системами управления полетом и компьютерными алгоритмами, а также с приемами и тактикой управления БПЛА на дальних расстояниях в перенасыщенном воздушном пространстве, где присутствуют пилотируемые ЛА и другие силы».

Малозаметные дроны и договор о РСМД

Вполне возможно, неслучайно первый полет «Охотника» 2 августа 2019 года состоялся в тот же день, когда прекратил свое действие Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Embraer KC-390 (Бразилия)

Администрация Трампа ссылалась на то, что Россия нарушила условия этого договора, разместив крылатые ракеты дальнего действия на «Искандере-М», а Москва в ответ на это жаловалась на то, что множество американских беспилотников дальнего действия необходимо рассматривать как «крылатые ракеты», которые договор о РСМД запрещает.

Американские разведывательно-ударные БПЛА Reaper не являются малозаметными дронами, однако Россия, вполне возможно, беспокоится, что такие малозаметные дроны, как RQ-170, могут быть доработаны, чтобы наносить внезапные смертоносные удары.

Тот факт, что Москва не держала свой проект «Охотник» в строжайшем секрете, может служить свидетельством того, что она хотела показать российским и иностранным обозревателям свою способность наносить такие же неожиданные атаки с применением малозаметных БПЛА, которых она опасается со стороны США.

Тем не менее, заявления России о невидимости «Охотника» кажутся не слишком оправданными. Воздухозаборник и реактивное сопло его надфюзеляжного турбовентиляторного двигателя АЛ-31Ф — точно такой же установлен и на малозаметном истребителе Су-57 — нельзя назвать оптимальным для малозаметного БПЛА. Стоит отметить, что «Охотник» будет особенно заметен со стороны хвоста.

Хотя эта проблема характерна и для малозаметного истребителя Су-57, она представляет собой более серьезную недоработку в случае с дроном, который должен незаметно проникать в воздушное пространство противника (где ему придется пролетать мимо радаров и патрульных самолетов, которые будут сканировать его со всех сторон), нежели с истребителем, функция которого заключается в нанесении удара с последующим уходом.

Статьи по теме

Прекращение действия ДРСМД: последствия для Украины (УНIАН)

FP: конец системе контроля над вооружениями?

ДРСМД: конец доверию? (Deutschlandfunk)

Боевую нагрузку «Охотника» в 2 тонны тоже нельзя назвать особенно большой. Хотя профессор Вадим Козюлин сообщил изданию Russia Beyond, что «Охотник» способен нести неуправляемые осколочные бомбы и взрывчатые аэрозольные смеси, такая небольшая боевая нагрузка означает, что дрону придется нести ядерные ракеты или высокоточные управляемые ракеты, чтобы гарантировать существенный разрушительный эффект его атак. Это напоминает ситуацию с первым малозаметным истребителем американских ВВС, F-117 «Найтхок», который мог нести всего две бомбы с лазерным наведением и наносить высокоточные удары по небольшому числу целей.

И Джозеф Тревитик (Joseph Trevithick) из издания Drive, и Майкл Кофман (Michael Kofman) из Центра военно-морских исследований предположили, что С-70 может выполнять функции «верного помощника»: один или два БПЛА, связанные с пилотируемым истребителем (к примеру, Су-57), будут служить своего рода «первопроходцами», осуществляя рискованные атаки и прощупывая обстановку, пока пилотируемый истребитель буд т находиться в безопасности. Действительно, ходят слухи, что «Охотник» будет работать в связке с Су-57.

Хотя поначалу российская пресса делала акцент на ударных функциях «Охотника», недавно она назвала его платформой ведения разведки и электронной борьбы с большой продолжительностью полета. В этом случае он может проникать в воздушное пространство противника и мешать работе радаров и передаче сигналов, открывая таким образом «окно» для ракет и пилотируемых истребителей.

Эффективность «Охотника» в выполнении миссий с глубоким проникновением в воздушное пространство противника будет зависеть от того, попытаются ли российские инженеры усовершенствовать планер этого БПЛА, изменив конфигурацию двигателей. Однако обладая даже низким классом малозаметности, С-70 может послужить России полезным инструментом для выполнения разведывательных и ударных миссий при большой продолжительности полета — по некоторым данным, именно этого России не хватало в ходе ее воздушных операций против сирийских повстанцев.

Разумеется, успех проекта «Охотник» будет также зависеть от способности Москвы продолжать финансировать разработку этого БПЛА и его производство — а это довольно важный фактор с учетом того, что реализация некоторых других крупных программ российского Министерства обороны неоднократно отставала от графика.

Себастьен Роблин имеет степень магистра Джорджтаунского университета в области разрешения конфликтов. Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Охота крепкая

Россия создает самый тяжелый ударный беспилотник. Что о нем известно?

В январе 2019 года в сети появились первые фотографии опытного образца российского тяжелого ударно-разведывательного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) С-70 «Охотник». До сих пор неизвестны даже примерные официальные характеристики дрона, однако уверенно просматривается его связь с истребителем пятого поколения Су-57. Последнее обстоятельство вместе с появившимися фотографиями позволяет спрогнозировать ряд параметров и возможности «Охотника», о чем рассказывает «Лента.ру».

Читать еще:  Перехватчик Су-15ТМ / Т-58ТМ (СССР)

Через пятое к шестому

История С-70 началась в августе 2009 года, когда стало известно, что «Сухой» и «МиГ» начали совместную работу над тяжелым ударным БПЛА. Уже в июле 2012 года сообщалось, что головным разработчиком дрона станет первая компания. К этому времени программа малозаметного боевого БПЛА «Скат» от «МиГа» была приостановлена, хотя его макет демонстрировался еще в августе 2007 года на VIII Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007, и в воздух поднимались первые три летных прототипа Су-57 (Т-50-1, Т-50-2 и Т-50-3) от «Сухого».

Изготовление демонстратора «Охотника» было поручено Новосибирскому авиационному заводу (входит в «Сухой»). Итогом всех работ по проекту Минобороны России в начале 2010-х годов видело создание к концу 2010-х—началу 2020-х годов тяжелого малозаметного ударно-разведывательного беспилотника, отличающегося высокой скоростью и автономностью, а также близкого по своим тактико-техническим характеристикам к летательным аппаратам шестого поколения.

Работы по созданию первого летного прототипа «Охотника» вышли на завершающую стадию в 2018 году, впервые под открытое небо дрон выкатили в июне 2018 года. Тогда же сообщалось, что разработчик получил основание для рассекречивания внешнего вида беспилотника, а также отмечалась высокая унификация дрона с истребителем пятого поколения. Месяц спустя стало известно, что в части искусственного интеллекта и автономности «Охотник» является прототипом истребителя шестого поколения, однако не получит функцию принятия решения на применение оружия, которая пока остается за человеком.

В ноябре 2018 года беспилотник «пробежал» по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода, набрав 200 километров в час в соответствии с программой испытаний. При этом руление, разбег, набор скорости и остановка в конце полосы выполнялись беспилотником полностью автономно. Первый полет С-70 должен состояться уже в 2019 году.

Незаметные параметры

Согласно последним неофициальным данным, взлетная масса «Охотника» составит 25 тонн, из которых 2,8 тонны придется на вооружение. Размах крыла беспилотника составит 19 метров. В длину машина достигает 14 метров. На низкой высоте дрон должен развивать сверхзвуковую скорость 1,4 тысячи километров в час, дальность полета составит пять тысяч километров. Эти характеристики значительно превосходят параметры, которые, в частности, неофициально озвучивались ранее.

Вызывает вопросы двигательная установка «Охотника». Судя по снимкам, появившимся в январе 2019 года, опытный образец беспилотника мог получить один из вариантов силового агрегата АЛ-41Ф, позволяющий достигать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Однако поскольку на снимках у С-70 не видно вертикальное хвостовое оперение, беспилотник скорее всего не будет отличаться высокой маневренностью.

Можно было бы предположить, что при выполнении по аэродинамической схеме «летающее крыло» одним из главных преимуществ дрона окажется малозаметность. Однако и такая точка зрения вызывает много вопросов, в случае если у «Охотника» двигатель первого этапа от Су-57, который совсем не отвечает требованиям, предъявляемым к летательным аппаратам пятого и тем более шестого поколения. Не исключено, что таких проблем у С-70 нет, либо они будут решены в ближайшие годы.

И снова ракеты

Вместе с первым С-70 в сеть попали снимки Т-50-3, на киль которого нанесен рисунок беспилотника, а на нижнюю часть корпуса — силуэт дрона. Впоследствии стало известно, что на летном образце Су-57 отрабатывается радиоэлектронное оборудование С-70. Предположительно, связка из 20-30 ударных беспилотников, прикрываемых двумя-тремя маневренными истребителями, позволит нанести непоправимый ущерб инфраструктуре потенциального противника.

Для уничтожения радаров С-70 от Су-57 может получить, в частности, сверхзвуковую противорадиолокационную ракету класса «воздух-земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров). Против морских целей эффективной окажется дозвуковая маловысотная ракета X-35. Также «Охотник» может получить четыре модифицированные сверхзвуковые ракеты X-74M2 и восемь корректируемых авиабомб КАБ-250.

Китайцы высмеяли тяжелый российский беспилотник «Охотник»

Российские эксперты назвали эти рассуждения «проамериканским вбросом»

08.08.2019 в 21:09, просмотров: 384793

Много шуму в иностранных СМИ наделали видеокадры полета первого российского тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник». Эту запись 7 августа на своем канале в Youtube выложило Минобороны РФ, после чего зарубежное экспертное интернет-сообщество разразилось жесточайшей критикой: дескать, этот новый аппарат — большая неудача русских. Как был для них ударный беспилотный аппарат проблемой, так и остался.

Читать еще:  Самолёт-заправщик Ту-16Н (Россия)

Больше всех на эту тему, как ни странно, потешались китайские СМИ. Высмеивая полет российского дрона, эксперты блогосферы из Поднебесной особо подчеркивали, что пытаясь выпонить этот аппарат по схеме «летающее крыло» с применением технологий малой радиолокационной заметности (stealth), российские разработчики, якобы, не сумели сделать его невидимым для радаров противника.

На китайском портале «SINA» один из военных экспертов, рассуждая об этом, прямо так и говорит: дескать, на поверхности дрона имеется слишком много отверстий. Они нужны для нормальной работы реактивного двигателя этого аппарата. Но с таким количеством воздухозаборников, дрон будет просто «светиться» на экранах радаров, превращаясь в огромную цель удобную для уничтожения. Так что ни о каких технологиях невидимости здесь, якобы, говорить не приходится.

То, что «Охотник» – аппарат огромный, это — правда. Размах его крыла 19 метров, а вес — порядка 20 тонн. Летать такая махина должна на дальность свыше 5000 километров. А вот что касается невидимости аппарата, тут в спор с китайскими специалистами вступают российские эксперты.

Так ведущий эксперт по авиационным беспилотным системам Денис Федутинов, на просьбу прокомментировать мнение китайских блогеров относительно нашего ударного беспилотника С-70 «Охотник», высказался однозначно и резко:

-Посты в соцсетях, так называемых, «экспертов», рассуждающих про «большое число отверстий» и «торчащих повсюду антенн» у экспериментального аппарата, вряд ли заслуживают серьезных комментариев. Они говорят сами за себя, показывая уровень «экспертизы», про который обычно говорят: «ниже плинтуса».

Другой ведущий российский военный эксперт Алексей Леонков на попытку «МК» выяснить насколько обоснована критика российской новинки китайскими специалистами, высказался более подробно. Он объяснил:

-Эта критика очень похожа на сознательные вбросы. Дело в том, что под китайские СМИ частенько маскируются «товарищи» из-за океана. Пользуясь тем, что китайский Тайвань является практически проамериканским, они оттуда льют всю эту муть. То вбрасывают всякие глупости про российские комплексы С-400, то про наш самолет 5-го поколения, то про другие удачные российские проекты в области новейших вооружений.

Что касается существа данного вопроса, то эти выводы о всякого рода отверстиях и их количестве, явно озвучивают не китайцы. Они таких нюансов и не знают: какой там формы должны быть правильные или не правильные отверстия. Эти ребята занимаются тем, что обычно все у всех копируют, а уж потом изучают, что именно скопировали. Так что подобная критика звучит совсем не по-китайски, зато очень по-американски.

Только эти критики не учитывают, что «Охотник», который со всякими там соплами без стелс-защиты сейчас летает, это всего лишь — опытный образец, на котором отрабатываются определенные элементы будущего беспилотника. Сейчас, в частности, летная программа. Понятно, что со временем он будет видоизменен. Я авторитетно вам заявляю: аппарат будет другим. Совершенно. Сейчас просто нужно проверить двигатель, проверить пилотажные свойства, автоматику, посмотреть как такой тяжелый беспилотник может автономно летать на большие расстояния. Все это проверяется только эксперементально, а не какими-то там теоретическими расчетами. Для этого за основу пока взята определенная форма аппарата. На данном этапе никто не ставил задачи, сразу выполнять его в стелс-варианте.

Подумайте сами: делается, к примеру, опытный стелс-образец, который стоит намного дороже простого образца, а во время испытаний он падает и разбивается. Вы знаете сколько это будет стоить? Я помолчу, чтобы никого не пугать суммами. Так что, нам эти «знатоки» предлагают деньгами разбрасываться?

Вот поэтому у нас пока и летает только прототип. И «подкрадываться» к этому аппарату с линейкой и завышенными требованиями, которые на данном этапе ему пока не требуются, не стоит. Технология незаметности будут на нем отрабатываться на следующем этапе. К тому же эти технологии у нас собственные, не такие, как у американцев. Мы их даже не называем стелс-технологиями, так как у нас они основаны на совершенно иных принципах. Так что пусть все эти «эксперты-доброжелатели» голову пока поломают и позлорадствуют. Потом им сильно придется удивиться, когда они увидят, чего мы на этом аппарате добились.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: