4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ударный вертолёт Agusta-Westland T129 ATAK (Турция)

Турецкий ударный вертолет T-129 ATAK

30 марта 2007 года Турция начала переговоры с итальянской компанией «Agusta Westland» о совместном создании ударного вертолета для нужд Турции на основе ударного вертолета А-129 Mangusta. Вертолеты предполагается собирать в Турции компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) являющейся генеральным подрядчиком проекта и отвечает за производство планеров и интеграцию подсистем в вертолеты.
Новый вертолет получит имя – Т-129 (проект АТАК). Уже 7 сентября 2007 года контракт был подписан. Общая стоимость контракта – 1,2 миллиарда долларов. Прототип вертолета был готов к середине 2009 года и 28 сентября 2009 года состоялся его первый полет.

Основными отличиями турецкого ударного вертолета Т-129 стали:
— обновленный двигатель;
— бортовой вычислительный комплекс от «Aselsan»;
— обновленную авионику;
— дополнительные сенсоры;
— ракетное вооружение как зарубежного так и собственного исполнения;
— повышенные характеристики дальности и высоты полета.

В ходе международной выставки IDEF-2011 фирма «Аселсан» продемонстрировала салонный макет вертолета T-129 АТАК, который используется в испытаниях тепловизионной системы прицеливания и наблюдения AselFLIR-300T, а также специальной нашлемной системы указания цели AVCI. Прототип вертолета Т-129 был оборудован опытным образцом всепогодного и круглосуточного поисково-прицельного комплекса типа AselFLIR-300T производства турецкой компании «Aselsan». В качестве основного оружия был установлен макет 20-мм турельной пушки.

Компания «Aselsan» также ведет работы по разработке всего программного обеспечения для вертолета. Вертолет Т-129, оснащен двумя ГТД LHTEC CTS800-4A, что дает ему возможность развивать скорость до 270 км/ч при боевом радиусе 561 км. Потолок составляет 6 км. Вертолет T-129 оснащен стационарной 20-мм трехствольной автоматической пушкой Гатлинга, четырьмя пусковыми установками НУР калибра 70 и 81 мм, а также контейнерами с пулеметами калибра 12,7 мм.
Кроме того, вертолет Т-129 может оснащаться управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В состав ракетного вооружения войдут UMTAS, Spike-ER, Hydra 70, AGM-114 Hellfire, AIM-92 Stinger и AIM-9 Sidewinder в различном сочетании.

Для обеспечения нового вертолета новейшим радаром мм-диапазона (MILDAR) в середине 2007 года создается специальная группа из представителей турецких университетов и организаций. В начале 2012 года радар «MILDAR» успешно разработан.
22 апреля 2014 года компания TAI передала сухопутным войскам Турции первую партию ударных вертолетов T129A. Ранее министерство обороны Турции приобрело девять T-129A. В общей сложности турецкое министерство обороны намерено приобрести 50 ударных вертолетов T-129 в более совершенной версии B.
Общий заказ составляет 60 вертолетов в различных конфигурациях, которые будут поставлены до 2017 года.

Новые вертолеты будут распределены следующим образом:
— 1 вертолет останется в МО Турции, который будет передан военным специалистам как испытательный стенд для разработки и испытаний новых систем оборудования и вооружения турецкого производства;
— 50 вертолетов будут переданы до 2017 года в войска. Из них Т-129А – 9 единиц, остальные – Т-129В (многоцелевой вертолет);
— 9 вертолетов заказаны как Т-129S (вертолет оперативного назначения);
— 40 вертолетов будут построены в случае необходимости (военный конфликт).

Читать еще:  Истребитель F-104 Starfighter (США)

Летно-технические характеристики вертолета Т-129:
Экипаж, чел.: 2;
Максимальный взлетный вес, кг: 5000;
Длина, м: 14,6;
Диаметр винта, м: 11,9;
Высота, м: 3,4;
Двигатель: 2 х LHTEC CTS800-4A мощностью 2030 кВт;
Скорость полета крейсерская, км/ч: 269 – 270;
Радиус действия, м: 561;
Дальность полета, км: 1000;
Практический потолок, м: 6000;
Вооружение: одна 20-ммавтоматическая пушка системы Гатлинга (боезапас 500 выстрелов), 4 блока с неуправляемыми ракетами и пулеметами, ракеты типа UMTAS/ Spike-ER/ Hydra 70/ AGM-114 Hellfire/ AIM-92 Stinger/ AIM-9 Sidewinder в различном сочетании

Ударный вертолёт Agusta-Westland T129 ATAK (Турция)

30 марта 2007 года Турция начала переговоры с итальянской компанией “Agusta Westland” о совместном создании ударного вертолета для нужд Турции на основе ударного вертолета А-129 Mangusta. Вертолеты предполагается собирать в Турции компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) являющейся генеральным подрядчиком проекта и отвечает за производство планеров и интеграцию подсистем в вертолеты.

Новый вертолет получит имя √ Т-129 ATAK (проект Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters). Уже 7 сентября 2007 года контракт был подписан. Общая стоимость контракта √ 1,2 миллиарда долларов. Прототип вертолета был готов к середине 2009 года и 28 сентября 2009 года состоялся его первый полет.

Основными отличиями турецкого ударного вертолета Т-129 стали:

  • обновленный двигатель;
  • бортовой вычислительный комплекс от “Aselsan”;
  • обновленную авионику;
  • дополнительные сенсоры;
  • ракетное вооружение как зарубежного так и собственного исполнения;
  • повышенные характеристики дальности и высоты полета.

В ходе международной выставки IDEF-2011 фирма “Аселсан” продемонстрировала салонный макет вертолета T-129 АТАК, который используется в испытаниях тепловизионной системы прицеливания и наблюдения AselFLIR-300T, а также специальной нашлемной системы указания цели AVCI. Прототип вертолета Т-129 был оборудован опытным образцом всепогодного и круглосуточного поисково-прицельного комплекса типа AselFLIR-300T производства турецкой компании “Aselsan”. В качестве основного оружия был установлен макет 20-мм турельной пушки.

Компания “Aselsan” также ведет работы по разработке всего программного обеспечения для вертолета. Вертолет Т-129, оснащен двумя ГТД LHTEC CTS800-4A, что дает ему возможность развивать скорость до 270 км/ч при боевом радиусе 561 км. Потолок составляет 6 км. Вертолет T-129 оснащен стационарной 20-мм трехствольной автоматической пушкой Гатлинга, четырьмя пусковыми установками НУР калибра 70 и 81 мм, а также контейнерами с пулеметами калибра 12,7 мм.

Кроме того, вертолет Т-129 может оснащаться управляемыми ракетами класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”. В состав ракетного вооружения войдут UMTAS, Spike-ER, Hydra 70, AGM-114 Hellfire, AIM-92 Stinger и AIM-9 Sidewinder в различном сочетании.

Модель Т129 версии В должен стать полностью боеготовым вертолетом, оснащенным ракетами Cirit (оснащенные лазерной системой наведения НАР калибра 70 мм) и ПТУР Mizrak также с лазерным наведением, созданными турецкой компанией Roketsan, а также УР воздушного боя Raytheon FIM-92 Stinger с ИК ГСН.

Для обеспечения нового вертолета новейшим радаром мм-диапазона (MILDAR) в середине 2007 года создается специальная группа из представителей турецких университетов и организаций. В начале 2012 года радар “MILDAR” успешно разработан.

22 апреля 2014 года компания TAI передала сухопутным войскам Турции первую партию ударных вертолетов T129A в начальной конфигурации EDH (Erken Duhul Helikopteri). Ранее министерство обороны Турции приобрело девять T-129A. В общей сложности турецкое министерство обороны намерено приобрести 50 ударных вертолетов T-129 в более совершенной версии B.

Читать еще:  Истребитель-перехватчик F-11 «Tiger» (США)

Общий заказ составляет 60 вертолетов в различных конфигурациях, которые будут поставлены до 2017 года.

Новые вертолеты будут распределены следующим образом:

  • 1 вертолет останется в МО Турции, который будет передан военным специалистам как испытательный стенд для разработки и испытаний новых систем оборудования и вооружения турецкого производства;
  • 50 вертолетов будут переданы до 2017 года в войска. Из них Т-129А √ 9 единиц, остальные √ Т-129В (многоцелевой вертолет);
  • 9 вертолетов заказаны как Т-129S (вертолет оперативного назначения);
  • 40 вертолетов будут построены в случае необходимости (военный конфликт).

5 мая 2015 два боевых вертолета Т129 турецкой армии впервые приняли участие в боях против курдских вооруженных формирований, сражающихся за автономию.

Вникаем в турецкий Т129 – новый одноразовый вертолет

Далеко не случайно Турция решила овладеть созданием ударных вертолетов. Ведь когда-нибудь перед армией этой страны встанет вопрос – какой ударный вертолет придется применять и, соответственно, кто его изготовит и какими характеристиками будет обладать новая машина.

Проанализировав множество вариантов предлагаемых импортных вертолетов, турецкие военные начали справедливо сомневаться в достоинствах американских воздушных машин и приняли решение приобрести другой современный вертолет. Но метод, посредством которого турки реализуют свой план, своеобразен.

Аскетизм в вертолетостроении

С самого начала турецкий тендер в рамках программы АТАК (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters – вертолет огневой поддержки) планировался как широкомасштабное обновление своих военно-воздушных сил. Поэтому, логично заметить, что прагматичные турки, выжимавшие из участников тендера всё возможное, и в этот раз сделают точно также. Но случилось невероятное.

Итальянский вертолет A 129 Mangusta, усовершенствованный предприятиями турецкого ВПК и AgustaWestland, выиграл турецкий тендер. Эта машина как таковым ударным вертолетом не является и в соответствии с этим не может позиционироваться в качестве конкурента для других представленных в тендере образцов. Разрабатывался прародитель турецко-итальянского вертолета как легкая, разведывательная, многоцелевая воздушная машина, которая не предназначена для серьезных боев.

История этого вертолета начинается в 2007 году согласно указанной выше программы ATAK, впоследствии в 2008 году 22 июня вступило в силу соглашение на производство 50 вертолетов T-129 (является модернизированным вариантом вертолета А-129 “Мангуста”), общей стоимостью 3.2 млрд долларов. Соглашение так же включало опцион на дополнительное производство 41-го вертолета. Турецкая компания AESLAN поставляла авионику, целевое оборудование и вела работы по разработке всего программного обеспечения, в то время как AgustaWestland выступала в качестве субподрядчика для TAI (Тюркиш аэроспейс индастриз). Вертолеты предполагались в двух различных модификациях TUC-1 и TUC-2.

Основные требования к системам и предварительный проект были завершены к 2009 году, а первый прототип T-129 совершил свой полет 28 сентября 2009 года, но 19 марта 2010 года прототип разбился во время высотных испытаний недалеко от Вербании (Verbania) в Северной Италии. Причиной катастрофы послужила нехватка мощности для хвостового винта. Первый полет Турецкого прототипа был завершен на площадке TAI в Анкаре 17 августа 2001 года.

Читать еще:  Противолодочный самолёт Fairey Gannet AS.4 (Великобритания)

В ноябре 2010 года Турция заключила контракт на 150 млн евро на поставку 9 вертолетов T129, доведя общее количество вертолетов до 60 штук. В данный момент такие страны как Азербайджан, Иордания, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южная Корея, Объеденные Арабские Эмираты заинтересовались данным вертолетом.

22 апреля 2014 года компания TAI осуществила передачу первой партии вертолетов T-129A сухопутным войскам Турции.

Вертолет был сконструирован с учетом эксплуатации в жарких условиях, с применением технологий, которые снижают радиолокационную заметность. При его изготовлении использовались композитные материалы – их примерно 50% по сравнению с обычными авиационными материалами.

В носовой части вертолета установлена 20мм трех-ствольная пушка турельного типа. Опционально можно будет устанавливать 12.7 мм пулемет.

Еще одним нюансом этого вертолета стало применение составных пилонов для вооружения, представляющих собой съемные конструкции, которые подвешиваются к фюзеляжу и значительно снижают заметность воздушной машины для РЛС.

Вертолет имеет четыре точки подвеса вооружения, общей массой 1200 кг. На концах пилонов могут размещаться противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), ракеты класса “воздух-воздух” (АТАМ) 70мм (2,75 дюйма) и 70мм управляемые ракеты.

Так же на вертолете установлена система электронного противодействия, включая активные и пассивные системы радиоэлектронного подавления (РЭП) такие как защита от радиолокационного обнаружения, система предупреждения о ракетном нападении, система предупреждения о лазерном облучении, радиочастотный глушитель, система подавления в ИК диапазоне.

На Т-129 ATAK установлены два турбовальных газотурбинных двигателя LHTEC T800-4A. Двигатель Т800-4А является экспортным вариантом двигателя CTS800, с электронно-цифровой системой управления (FADEC) которая снижает нагрузку на пилота контролируя работу многих параметров двигателя в автоматическом режиме, мощность каждого двигателя составляет 1,014КВт, длинна 0,85м, диаметром 0,56м и весом около 154 кг.

С данными двигателями вертолет развивает максимальную крейсерскую скорость 269 км/ч, с дальностью полета 561 км в нормальном и 1000 км в перегоночном режиме. Практический потолок составляет 6096 метров, скорость набора высоты составляет 14 м/с, максимальный взлетный вес 5000 кг.

Вертолет выпускается в двух вариантах:
– первый T-129A EDH – вертолет огневой поддержки, эта версия оборудована 22мм пушкой Гатлинга и четырьмя пусковыми установками 70мм управляемых ракет. Было заказано 9 вертолетов этой модификации, 6 из которых были произведены и переданы Турецкой армии. T-129A будет модернизирован до версии T-129B.
– второй T-129B – многоцелевой вертолет который помимо средств огневой поддержки используемых в первом варианте будет оснащаться передовыми системами радиоэлектронной борьбы. Вертолет будет вооружен 20мм пушкой Гатлинга, а так же различными вариантами ракет таких как: 8 шт UMTAS (противотанковые ракеты), 12 шт Roketsan Cirit (управляемая ракета) и 2 AIM-92 Stinger (ракеты класса “воздух-воздух”). Всего будет произведен 51 вертолет в этой модификации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: