Вертолет огневой поддержки AH-1 Huey Cobra (США)
Вертолет огневой поддержки AH-1 Huey Cobra (США)
Ударный вертолёт Bell AH-1 Huey Cobra предназначен для сопровождения многоцелевых и транспортных вертолетов, непосредственной поддержки сухопутных войск и борьбы с бронетехникой противника. В марте 1965 г. компания Bell начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»). Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который объединял бы в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 г. Вертолет, обозначенный Модель 209, испытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г. Получивший в итоге обозначение AH-1G и имя «Хью Кобра», вертолет начал поставляться в армию США в июне 1967 г., а с сентября его стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме. Для армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, включая тренировочные TH-1G с двойным управлением.
Серийный вертолет AH-1G Huey Cobra, ставший базовым для дальнейших модификаций, имел конструкцию одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика. Уровень пола в отсеке стрелка (находится перед летчиком) ниже на 0.25 м. Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика, на вертолете применена усовершенствованная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей. Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию 23-мм снарядов. Для планера вертолета применена окраска, способствующая уменьшению визуальной и ИК-заметности.
Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков. Шасси неубирающееся, лыжное, выполнено из алюминиевых сплавов, с пластиковыми обтекателями стоек. Снизу для улучшения износостойкости к лыжам крепятся накладки из стали.
Силовая установка состоит из одного турбовального ПГД, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа и снабженного боковыми воздухозаборниками, выхлопным соплом, отклоненным вверх, на котором установлен кожух для охлаждения выхлопных газов наружным воздухом и снижения ИК-излучения. Топливо содержится в протектированных баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака.
Электронное оборудование включает: средства связи (между членами экипажа, КВ-станцию связи, станцию связи метрового диапазона), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех, индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.
Вооружение включает турель M28 с шестиствольным 7,62-мм пулеметом с боекомплектом 4000 патронов и 40-мм реактивным гранатометом с боекомплектом 300 гранат. На четырех подкрыльевых узлах подвески возможно размещение контейнеров с 7,62-мм пулеметами или 40-мм гранатометами, блоков с семью или девятнадцатью 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами. Масса боевой нагрузки составляет 450 кг.
Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта АН-1J «Си Кобра», заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).
В дальнейшем производились следующие варианты:
TH-1G Huey Cobra — обозначение учебно-тренировочного вертолета AH-1G с двойным управлением.
AH-1J «Си Кобра» — первоначальный вариант для Корпуса морской пехоты США, оснащенный силовой установкой с двумя турбовальными двигателями Т400-СР-400 общей мощностью на валу 820 кВт/ 1100 л.с. в номинальном режиме, но со взлетной или боевой мощностью на валу 932 кВт/1250 л.е.; с 1970 г. выпущена 271 машина, 63 из которых уже с февраля 1971 г. стали использоваться во Вьетнаме морскими пехотинцами.
AH-1Q Huey Cobra — 93 машины AH-1G, переоборудованные в 1973— 1974 гг. для запуска противотанковых ракет BGM-71 TOW.
AH-1R Huey Cobra — вариант, подобный AH-1G, но с более мощным турбовальным двигателем T53-L-703.
AH-1S Huey Cobra — общее обозначение, под которым существующие аппараты АН-1 были модернизированы для возможности противотанковой борьбы с помощью ракет «Тоу», а также обозначение вновь построенных аппаратов. Оно включает также «Модернизированные» AH-1S, которые составляют 197 машин AH-1G и 93 машины AH-1Q с усовершенствованными коробкой передач и трансмиссией, улучшенным несущим винтом, двигателем T53-L-703 и ракетами BGM-71 TOW; 100 подобных вертолетов, под обозначением «Серийные» AH-1S, были серийными машинами с перспективной радиоэлектроникой, системами и оборудованием; 98 машин «Стрелковые» AH-1S, похожие на вертолеты «Серийные» AH-1S, но с улучшенной турелью и системой управления огнем; и 126 новых серийных машин.
AH-1F — «Модернизированный» AH-1S, вобравший в себя все лучшие качества вертолетов AH-1S, плюс перспективное навигационно-боевое радиоэлектронное оборудование и системы защиты, включающие прицельное оборудование с лазерным дальномером, ЭВМ, нашлемный прицел, систему уменьшения ИК-излучения двигателя и ИК-ловушки.
AH-1T «Улучшенный Си Кобра» — в целом улучшенная версия вертолета AH-1J, включающая силовую установку повышенной мощности T400-WV-402, динамическую систему вертолета Модель 214 и фюзеляж, удлиненный на 1,09 м. Построено 57 машин, оборудованных для противотанковой борьбы с применением ракет «Тоу» (начало поставок — октябрь 1977 г.).
AH-1W «Супер Кобра» — вариант на базе вертолета АН-1Т «Си Кобра». Является наиболее совершенной машиной из серии двухдвигательных вертолетов АН-1, в которую вошли также вертолеты АН-1J и вышеназванный АН-1Т. Первый полет совершил 16 ноября 1983 г. Первый серийный вертолет AH-1W поставлен в марте 1986 г. для Корпуса морской пехоты США. Для продления срока службы возможна модернизация вертолета в следующие модификации: AH-1W IWS — модификация вертолета с новой кабиной экипажа, усовершенствованной ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми дисплеями для уменьшения загрузки летчика; AH-1BW — модификация AH-1W с четырехлопастным несущим винтом, причем две лопасти могут складываться, и новой втулкой от вертолета Белл 412. Первый полет совершил 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость — до 370 км/ч, максимальная скорость — до 315 км/ч, максимальная крейсерская скорость — до 297 км/ч.
AH-1W «Веном» — развитие вертолета AH-1BW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для ВС Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок, со среднерасположенным крылом (на каждом по четыре узла подвески вооружения), двумя газотурбинными двигателями и лыжным шасси. Кабина экипажа, как и на предыдущих вертолетах серии АН-1, двухместная (стрелок сидит спереди, летчик — сзади). Сиденья, боковые панели и наиболее ответственные элементы конструкции бронированы. Электронное оборудование управления вооружением размещено в отсеке под носовой частью. Горизонтальное оперение находится на хвостовой балке впереди вертикального стреловидного оперения, на котором расположен двухлопастной рулевой винт. Возможна установка колес для рулежки по земле.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей мощностью по 1625 л.е., размещенных сверху фюзеляжа в горизонтальном положении и имеющих боковые воздухозаборники. Сопла имеют эжекторные устройства, снижающие температуру отработанного воздуха, что уменьшает ИК-заметность вертолета. Топливная система состоит из двух баков (общая емкость около 1150 л), расположенных в фюзеляже. Возможна подвеска двух дополнительных топливных баков различной емкости.
Радиоэлектронное оборудование включает средства связи, навигационное оборудование (без РЛС) и системы опознавания.
Вертолет оснащен электрической универсальной турельной системой с трехствольной пушкой М-197 (калибр 20 мм, скорострельность 675 выстр./мин). Управление турелью осуществляется первым или вторым летчиком посредством нашлемного прицела или прицельного устройства в комплекте ракетного вооружения.
В противотанковом варианте вертолет может быть вооружен восьмью ПТУР BGM-71 TOW или «Хеллфайр», в варианте для ведения воздушного боя — УР AIM-9L «Сайдуиндер» или «Стингер». Предусматривается также подвеска двух контейнеров с пушками калибра 20 мм, НУР FFAR калибра 70 мм или НУР «Зуни» калибра 127 мм. Комплект вооружения вертолета дополняется автоматами рассеивания дипольных отражателей ALE-39 и трассеров SU-44, а также дымовых шашек.
Во время боевых операций в зоне Персидского залива Корпус морской пехоты США использовал до 50 вертолетов АН-1W. Налет отдельных машин достигал 16 ч в сутки при коэффициенте готовности выполнения задания 92%.
Поставки серийных вертолетов прекращены в 1986 г., однако они остаются в составе парка боевых вертолетов США (и других стран мира) и, предположительно, будут выведены из него лишь в начале XXI в. Для продолжения срока службы вертолеты постоянно модифицируются, в частности предусматривается установка ракет класса «воздух-воздух» «Стингер» для ведения воздушного боя и оборудования для полетов ночью, а также повышения безопасности экипажа и надежности эксплуатации.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AH-1S
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная 315
крейсерская 227
Статический потолок, м 3720
Дальность, км:
перегоночная 577
действия 200
Масса, кг:
максимальная взлетная 4535
пустого вертоле-а 2993
Габариты вертолета, м
диаметр несущего винта 13,42
длина 13,59
высота 4,12
Двигатель, л.с.: ГТД General Electric T700-GE-401 1800
AH-1G Cobra — сила и скорость
AH-1G Cobra — разработанный на базе знаменитого UH-1 Huey ударный вертолёт, который широко применялся армией США во время Вьетнамской войны. Прячьтесь в люки, танкисты — Cobra появится в War Thunder уже в обновлении 1.81!
Справка: Достойный преемник Huey в роли боевого вертолёта огневой поддержки. Отличается высокой скоростью, великолепной управляемостью и отличным вооружением
Работы по созданию боевых вертолётов огневой поддержки начались в Bell одновременно с разработкой транспортника UH-1. Результатом стал Iroquois Warrior — тестовый прототип ударного вертолёта на базе компонентов UH-1B Huey. В июне 1962 года этот прототип был представлен заинтересованным армейским чинам, а ближе к концу года компания получила контракт на разработку экспериментальной версии. В рамках этого контракта инженеры Bell создали новую модель 207 Sioux Scout, которая прошла армейскую приёмку в начале 1964 года.
Характеристики Sioux Scout приятно удивили военных, но им требовалась более крупная и мощная машина. В результате был объявлен новый конкурс, в котором компания Bell участия не принимала. Однако компания продолжила работу над проектом собственного ударного вертолёта уже без поддержки армейских структур. Так на свет появилась модель 209, сочетающая в себе особенности прототипа Iroquois Warrior и модели 207.
А во Вьетнаме тем временем продолжалась война, и с каждым годом потребность в ударных вертолётах становилась все больше. Модифицированные версии UH-1 в целом справлялись с этой задачей неплохо, но всё же изначально этот вертолёт предназначался совсем для других целей, что не могло не сказываться на его эффективности. Ну а в США по ряду технических и политических причин провалился объявленный армией конкурс. Стало понятно, что на появление новой модели рассчитывать не приходится. Именно поэтому в 1965 году военные начали искать вертолёт, который мог бы послужить временным решением на период кризиса.
В сентябре того же года прошли испытания модели 209, и вскоре компания Bell получила контракт на серийное производство этих вертолётов. Изначально модель 209 получила армейское обозначение UH-1H HueyCobra, но впоследствии его изменили на AH-1G Cobra.
AH-1G Cobra поступил на вооружение армии США в 1967 году. Он хорошо послужил вплоть до самого конца войны во Вьетнаме, а также применялся в ряде других конфликтов. В начале восьмидесятых AH-1G был списан с активной службы и заменён более современными моделями Cobra.
В War Thunder AH-1G Cobra появится в дереве исследования винтокрылой авиации США уже в обновлении 1.81. Как и UH-1C Huey, о котором мы рассказывали в одной из предыдущих статей, Cobra — боевой вертолёт огневой поддержки. Правда, в отличие от UH-1, он изначально проектировался именно для этой цели.
Однако, пусть это и не вполне очевидно, AH-1G Cobra позаимствовал у Huey целый ряд узлов и технических решений. Можно отметить, например, хвостовую часть, винты и турбинный двигатель. Кстати, о двигателе: на Cobra установлен точно такой же газотурбинный двигатель Lycoming T53, как и на UH-1. Единственное отличие заключается в том, что мощность здесь увеличена до 1400 лошадиных сил — у UH-1C их было всего 1100.
Таким образом, вертолёт при меньшем весе и размерах обладал более мощным двигателем. Это позволяло ему развивать максимальную скорость 277 км/ч, превосходя при этом Huey по управляемости. А вот по части броневой защиты Cobra ушел от Huey совсем недалеко, так что в обороне этому вертолёту стоит полагаться на свои высокую скорость и маневренность.
Это интересно: В 1968 году армейский AH-1G принял участие в уникальной операции по эвакуации с территории противника пилота сбитого самолёта ВВС США. Примечательно здесь то, что бедняге пришлось провисеть весь полёт в воздухе, ухватившись за открытую дверцу пулемётного отсека.
AH-1G изначально проектировался как боевой вертолёт огневой поддержки, поэтому он наголову превосходит UH-1C во всем, что касается вооружения. В качестве основного орудия, установленного на поворотной турели в носовой части вертолёта, чаще всего использовался шестиствольный пулемёт Гатлинга калибра 7,62 мм с боеприпасом на 4000 патронов, спаренный с 40-мм гранатомётом на 231 гранату. Использовались и другие сочетания вооружения..
Под крыльями Cobra могли размещаться самые разные вспомогательные средства вооружения: дополнительные орудия, фугасные и кумулятивные ракеты. Широкий выбор вспомогательного вооружения в комбинации с основным делают Cobra действительно грозной силой на поле боя. С этим вертолётом придётся считаться даже командирам современных ОБТ, а уж для водителей лёгкой техники он и вовсе станет настоящим кошмаром.
AH-1G Cobra появится в небе War Thunder уже в обновлении 1.81. Следите за новостями, чтобы узнать всё о следующем крупном обновлении. Ну а пока удачного полета, пилоты!
Вертолет AH-1G Huey Cobra. Описание. Характеристики. Фото.
Опыт войны в Корее открыл колоссальный потенциал вертолетов в военном деле. Одним из аспектов такого применения винтокрылых машин была возможность их использования в качестве штурмовиков. У американцев уже был вариант UH-1, на котором устанавливалось пулеметное вооружение и НАР. Однако конструкторы и военные понимали, что армии нужен не только вооруженный десантный, но и ударный вертолет.
Создание вертолета.
В начале 60-х ряд авиационных фирм США начали разработку боевого винтокрыла. Наиболее впечатлил военных YAH-56 «Шайен» фирмы «Локхид», но из-за дороговизны и сложности конструкции его серийное производство отложили на неопределенное время. Шла война во Вьетнаме, американское командование решило не тянуть время и в декабре 1964 г. поручило фирме «Белл» разработать ударный вертолет в кратчайшие сроки. Заказ был выполнен и в сентябре этого же года начались летные испытания UH-1H, вертолет был принят на вооружение под обозначением AH-1G «Хью Кобра».
Составляющие вертолета.
При разработке вертолета конструкторы пошли кратчайшим путем: «Кобра» является глубокой модернизацией UH-1 в сочетании с некоторыми особенностями конструкции опытного вертолета Модель 207 «Сиукс Скаут». Расположение двигателя, хвостовую балку, трансмиссию и несущий винт (с небольшими изменениями) полностью позаимствованы у UH-1. В тоже время фюзеляж стал значительно уже, что способствовало увеличению скорости.
Значительным изменениям подверглась его передняя часть. Кабины пилота (сзади) и стрелка (впереди) были расположены тандемом. Конструкция фонаря обеспечивала хороший обзор. После некоторых сомнений на вертолете решили оставить лыжное шасси, поскольку благодаря конструкции фюзеляжа он так обладал требуемой скоростью. Удачным было расположение вооружения. Шестиствольный M134 «Миниган» размещался в турели под кабиной, а по бокам фюзеляжа имелись четыре пилона, на которых можно было устанавливать дополнительные пулеметы, 20-мм пушки, гранатометы, НАР и ПТУРы.
Шестиствольный M134 «Миниган».
Боевое применение.
В августе 1967 г. первые «Кобры» были доставлены во Вьетнам. Их боевое применение началось с октября и оказалось очень результативным. Настоящее признание в американских войсках они получили во время наступления вьетконговцев в январе 1968 г. Основными задачами этих вертолетов было уничтожение живой силы противника, боевых катеров, ДОТов и легкой техники.
«Кобры» также занимались сопровождением десантных UH-1. Обладая большей огневой мощью, они уничтожали средства ПВО в случае их обнаружения. Столкнувшись с тяжелой бронетехникой советского производства, американские пилоты ощутили недостаточную эффективность НАР и авиационных пушек. Для исправления ситуации вертолеты оснастили ПТУР «Тоу».
Неприятным сюрпризом со стороны вьетконговцев стали советские ПЗРК «Стрела». Среди «Кобр», отличавшихся хорошей живучестью, появились потери. Для устранения данной угрозы конструкторы изменили конструкцию системы отвода горячих газов. Теперь коленчатая труба отводила их вверх, в строну несущего винта, где сильный поток воздуха моментально рассеивал их.
Советские ПЗРК «Стрела».
Характеристики.
Максимальный взлетный вес 4536 кг. Максимальная скорость 315 км/ч. Максимальная скороподъемность 8,22 м/с. Статический потолок 3720 м.