0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолет UH-60A Black Hawk (США)

Вертолет UH-60A Black Hawk (США)

Разработка вертолета UH-60A в соответствии с требованиями программы многоцелевого тактического транспортного вертолета UTTAS (Utility Tactical Transport Air System) началась в конце 1968 года, когда армия выдала фирмам Bell, Boeing-Vertol, Lockheed и Sikorsky контракты на проведение предварительных исследований многоцелевого тактического транспортного вертолета, предназначенного для десантных операций и снабжения на поле боя. Вертолет UTTAS должен был заменить многоцелевые вертолеты Bell UH-1, находившиеся на вооружении армии, и транспортные вертолеты Boeing-Vertol СН-46 ╚Sea Knight╩, находившиеся на вооружении корпуса морской пехоты. В 1971 году была утверждена программа разработки вертолета UTTAS, в которой сформулированы следующие требования к вертолету: перевозка стрелкового отделения 11-15 человек в кабине вертолета с экипажем из трех человек; силовая установка из двух двигателей; обеспечение возможности перевозки вертолета без разборки на самолетах Lockheed С-130 и С-141.

В 1972 г. армия выдала девяти вертолетным фирмам технические условия и требования к летным характеристикам вертолета UTTAS и определила основные этапы программы разработки вертолета. Программу производства 1100 вертолетов, которая являлась самой большой вертолетной программой армии, предлагалось завершить к 1985 г. Стоимость всей программы, включая разработку, закупки и эксплуатацию вертолетов в течение 10 лет, первоначально оценивалась в 2.4 млрд долларов, а затем возросла до 6.5 млрд долларов, а цена одного вертолета от 2 до 5.8 млн долларов.

Из девяти фирм, представивших проекты вертолета UTTAS, министерством обороны США были отобраны фирмы Boeing-Vertol и Sikorsky, которым поручалась разработка опытных вертолетов. Контракты предусматривали постройку трех опытных вертолетов для летных испытаний и одного вертолета для статических испытаний от каждой фирмы. После окончательного выбора фирмы-изготовителя предполагалось построить еще пять опытных вертолетов, чтобы все восемь вертолетов участвовали в эксплуатационных испытаниях.

Армия в середине 1972 г. выдала фирме Sikorsky контракт на сумму 61 млн долларов, предусматривавший постройку трех опытных вертолетов для летных испытаний и одного — для наземных; аналогичный контракт был выдан фирме Boeing-Vertol. В 1973 г. вертолет UTTAS фирмы Sikorsky получил фирменное обозначение S-70 и обозначение для армии UH-60A. По программе UTTAS фирмы Sikorsky и Boeing-Vertol разработали и построили опытные вертолеты YUH-60 и YUH-61. Первый опытный вертолет YUH-60 совершил первый полет 17 октября 1974 г. В 1976 г. после завершения оценочных испытаний опытных вертолетов и проведенного сравнительного анализа армия выбрала фирму Sikorsky победительницей программы UTTAS и выдала ей контракт 83.4 млн долларов на начало производства первых 15 вертолетов UH-60A.

Основными причинами выбора вертолета Sikorsky UH-60A в конкурсе явились меньший технический риск и меньшие эксплуатационные расходы в течение расчетного 20-летнего срока эксплуатации.

Вертолеты UH-60 стали базовыми для создания семейства вертолетов различного назначения. Программа их производства возросла до 1434, а затем до 2127 вертолетов, а ее стоимость — до 15.45 млрд долларов при средней цене вертолета 7.25 млн долларов. В июне 1994 г. был поставлен 2000-й вертолет семейства Н-60, в том числе 1295 UH-60A для армии, 78 для ВВС и 207 экспортированы в 21 страну.

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из легких сплавов, композиционные материалы на основе стекловолокна и кевлара используются в конструкции дверей кабины экипажа, фонаря, обтекателей и капота двигателей. Вход в двухместную кабину экипажа осуществляется через боковые сбрасываемые двери. Сиденья экипажа бронированные. Грузовая кабина размерами 4.95 х 2.21 х 1.87м и объемом 11.6м 3 имеет с обеих сторон сдвигающиеся грузовые двери размерами 1.5 х 1.75м. В кабине могут размещаться 10 десантников с вооружением или 6 раненых на носилках. Задняя часть фюзеляжа переходит в хвостовую балку монококовой конструкции с отогнутой вверх и имеющей несимметричный профиль концевой балкой, к которой крепятся стабилизатор и рулевой винт. Стабилизатор управляемый, прямой, с размахом 4.37м. Изменение угла установки осуществляется с помощью системы управления, которая получает сигналы о воздушной скорости, угле общего шага, угловой скорости и боковом ускорении. На режиме висения угол установки составляет +34╟, а на режиме самовращения -6╟. Предусмотрено складывание хвостовой балки для транспортировки и во время стоянки. Фюзеляж имеет противоударную конструкцию, способную выдерживать перегрузку, равную 20g при фронтальном и 10g при вертикальном ударе. Установлена спасательная лебедка грузоподъемностью 270кг c тросом длиной 69м, грузовой крюк рассчитан на усилие 3630кг.

Шасси неубирающееся, трехопорное, имеет по одному колесу на каждой опоре. Главные опоры рычажного типа снабжены двухкамерными амортизаторами. Пневмогидравлическая система амортизации обеспечивает поглощение энергии удара о землю с перегрузкой 40g без касания фюзеляжем земли. Колея шасси 2.7м, база 8.83м. Размеры пневматиков колес главной стойки 660 х 254мм, давление 0.88≈0.93МПа, задней стойки 380 х 152мм, давление 0.6МПа.

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка монолитной конструкции, выполнена из титанового сплава и имеет эластомерные подшипники и демпферы, не требующие смазки, что позволяет уменьшить на 60% объем работ по техническому обслуживанию. Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют лонжероны овального сечения из титанового сплава, хвостовую часть с сотовым заполнителем «номекс», заднюю кромку и комлевую часть лопасти, выполненную из композиционных материалов на основе графита, обшивку из стеклопластика, стеклопластиковые противовесы вдоль носка лопасти, кроме того, на носке лопасти имеется титановая накладка, стреловидная законцовка лопастей выполнена из кевлара. Лопасти спроектированы по принципу безопасно повреждаемой конструкции и могут выдерживать попадание снарядов калибром 23мм. Хорда лопасти 0.53м, профиль SC-1095, относительная толщина профиля 9.5%, крутка лопасти -13╟. Концы лопастей последних модификаций отогнуты вниз под углом 20╟.

Имеется электрическая противообледенительная система лопастей и самонастраивающиеся маятниковые гасители колебаний на втулке, тормоз несущего винта.

Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 3.35м, с бесшарнирным креплением лопастей. Вместе с концевой балкой наклонен вбок на угол 20╟ для создания вертикальной составляющей тяги и увеличения диапазона центровки. Втулка состоит из двух крестообразно расположенных балок. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлены с применением композиционного графитоэпоксидного материала. Хорда лопасти 0.244м. Лопасти снабжены электрической противообледенительной системой.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД General Electric T700-GE-700, размещенных в гондолах по обеим сторонам пилона несущего винта. Требования к двигателю были определены на основе опыта эксплуатации во Вьетнаме.

ГТД Т700 разработан специально по программе UTTAS и является двигателем нового поколения. После четырех лет разработки и 300ч стендовых испытаний двигатель был принят в качестве базовой модели. Летные испытания двигателя были начаты в 1974 году. В декабре 1976 года получен контракт на серийное производство ГТД T700-GE-700 для вертолетов UH-60A. Поставки двигателей начаты в 1978 году. Для повышения надежности и ремонтопригодности в ГТД использованы встроенный фильтр очистки поступающего воздуха от песка и пыли, регуляторы и вспомогательные агрегаты с автономной системой смазки; конструкция силовой турбины упрощена и имеет уменьшенное число деталей; двигатель имеет модульную конструкцию. При еженедельном 50-часовом налете вертолета UH-60A предусматривается проводить основные профилактические работы по техническому обслуживанию двигателя Т700 один раз в год. Двигатель отличается компактной конструкцией: размеры двигателя 1.181 х 0.635 х 0.584м, сухая масса с фильтром 192кг. Воздухозаборники кольцевого типа. Задержанные фильтром частицы песка, пыли и посторонние предметы выводятся с помощью специального вентилятора. Каналы воздухозаборника снабжены противообледенительными устройствами. Двигатель имеет шестиступенчатый компрессор центробежно-осевого типа (пять осевых и одна центробежная ступень), степень повышения давления в компрессоре 15:1, расход воздуха 4.5кг/с при 44720 об/мин. Камера сгорания кольцевого типа, имеет укороченную конструкцию для обеспечения максимальной надежности работы и уменьшения уязвимости в боевых условиях. Управление двигателем электрогидромеханическое. Ресурс двигателя 800ч, камеры сгорания 1000ч, межремонтный период для двигателя 1200ч.

Читать еще:  Вертолёт огневой поддержки Ми-171Ш-ВН (Россия)

Характеристика ГТД T700-GE-700 (у земли в условиях МСА): максимальная мощность 1285кВт; максимальная продолжительная мощность 1126кВт; удельный расход топлива 0.283 кг/кВтч.

Вспомогательная силовая установка ГТД Т-62Т-40 «Титан» обеспечивает подачу воздуха с расходом 33 кг/мин для запуска силовой установки вертолета, охлаждения оборудования и обогрева кабины.

Трансмиссия модульной конструкции упрощает техническое обслуживание. Главный редуктор может работать в течение 30 мин без смазки.

Топливная система имеет стандартные внутренние топливные баки емкостью 150л, может быть установлен дополнительный внутренний бак емкостью 440л. В вариантах МН-60 и НН-60 на высокорасположенных крылообразных пилонах могут быть установлены сбрасываемые баки емкостью 870л, максимальный запас топлива 3545л. Штанга для заправки топливом в полете, целиком выполненная из композиционных материалов, способна выдвигаться за плоскость вращения несущего винта за 20с. Производительность заправки 1135л/мин при давлении 0.33МПа.

Система управления бустерная, гидравлическая, дублированная. Имеется вспомогательная силовая установка ГТД «Solar» Т62Т мощностью 67кВт, обеспечивающая запуск двигателей и привод гидросистемы.

Оборудование для проведения задания включает ИК-систему переднего обзора FLIR, установленную на турели, многофункциональные кабинные дисплеи на ЭЛД, мультиплексную цифровую шину передачи данных MIL STD 1553В, индикатор c движущейся картой, систему скрытой связи дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, кодированное переговорное устройство, средства радионавигации, систему опознавания и радиомаяки.

Основными элементами навигационной системы является доплеровский радиолокатор и инерциалъная навигационная система; предусматривается установка системы определения местоположенияс помощью спутников. Члены экипажа будут иметь очки ночного видения. В оборудование, предусмотренное для обороны вертолета, входят приемник радиолокационного облучения ARP-39, автомат рассеивания трассеров и ИК-отражателей.

Вооружение. Вертолет может быть вооружен двумя пулеметами калибром 7.62 или 12.7мм и нести до 4 ракет «Хеллфайр» с лазерной системой наведения для подавления обороны противника, возможна установка ракет класса «воздух-воздух» «Стингер» на внешней подвеске.

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб, в 1965 году война во Вьетнаме еще только набирала обороты, и вертолету UH-1 лишь предстояло снискать мировую известность. Но уже в то время военные США озаботились поиском подходящей замены для «Ирокеза».
В конце 1965 года Министерство обороны приступило к работам по проекту UTTAS (Utility Tactical Transport Aircraft System — «авиационная транспортная система общего назначения»). Темп работ поначалу был неспешным: с одной стороны, имеющиеся UH-1 (он же Ирокез) пока удовлетворяли требованиям военных, а с другой — уроки войны во Вьетнаме вынуждали неоднократно корректировать требования к новой машине. Окончательно они были сформулированы лишь в январе 1972 года.

UH-60A — базовый вариант вертолета Блэк Хок. Гренада, 1983 год

Согласно им, новый вертолет должен был перевозить 11 полностью экипированных солдат или 3150 кг груза в любых климатических условиях. Максимальная скорость определялась в 320 км/ч, крейсерская — 270 км/ч. Силовая установка должна была состоять из пары ТВлД T700-GE-700, разрабатываемых фирмой «Дженерал Электрик» с 1967 года. Жизненно важные узлы машины следовало защитить от поражения пулями калибра 7,62 мм. Требовалось применить колесное шасси (а не лыжное, как на UH-1). Наконец, габариты вертолета должны были позволять перевозить его (со сложенными лопастями винта) военно-транспортными самолетами С-130 (1 еденицу), С-1 41 (2) и С-5 (6).

Кокпит вертолета «Блэк Хок»

Кабина и приборная панель вертолет блэк хока

Финалистами конкурса стали ведущие вертолетостроительные фирмы США — «Боинг-Вертол» со своим проектом «модель 179» и «Сикорский» с S-70. Прототипы, получившие военные обозначения YUH-61 и YUH-60 соответственно, вышли на испытания практически одновременно — в ноябре и октябре 1974 года. По итогам двухлетнего цикла тестов лучшим признали изделие «Сикорского» — его и приняли на вооружение армейской авиации США под обозначением UH-60A «Блэк Хок».

[box type=»info» align=»aligncenter» ]Октябрь 1965 г. Начало программы UTTAS.
Январь 1972 г. Окончательное определение технических требований.
17 октября 1974 г. Первый полет прототипа YUH-60.
23 декабря 1976 г. Победа UH-60 в конкурсе.
17 октября 1976 г. Выпуск первого серийного UH-60A.
Июнь 1979 г. Поступление на вооружение.
Октябрь 1989 г. Начало поставок UH-60L.
Июль 2006 г. Начало поставок UH-60M.[/box] Три поколения вертолета uh 60a black hawk блэк хок «Черных ястребов».

  • UH-60A — базовый вариант вертолета, двигатель T-700-GE-700 (1500 л.с). Построен по классической одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом. Лопасти винта, изготовленные из титана и композитов, способны выдерживать попадание снаряда калибром 23 мм. Основным силовым элементом конструкции фюзеляжа является так называемая коробка — потолок и пол кабины, соединенные мощными шпангоутами. Такая конструкция, выполненная из стали и титана (с дюралевой обшивкой) обеспечивает высокую прочность, что особенно важно при жесткой посадке. Борта кабины экипажа и частично пол защищены кевларовыми пластинами. Сиденья экипажа и десанта бронированы, а гидравлическая система дублирована, что существенно повышает живучесть машины. «Черный ястреб» оборудован бортовым комплексом РЭБ, включающим станцию предупреждения о радиолокационном облучении, станцию активных тепловых помех и устройства выброса тепловых ловушек и радиолокационных отражателей.
  • UH-60L — вариант, выпускавшийся с 1989 года. Отличается новыми двигателями Т700- GE-701С (1900 л. с.) с цифровой системой управления, усовершенствованным оборудованием кабины экипажа, а также увеличенной с 3600 до 4100 кг грузоподъемностью.
  • UH-60M выпускается с 2006 года. Двигатели T700-GE-701D (2000 л. е.), полностью цифровое БРЭО, новый центральный компьютер. Грузоподъемность — 4500 кг.

S-70A (модификация UH-60) UAE AF

  • S-70i — экспортный вариант UH-60M, лишенный части стандартного американского армейского оборудования (это позволяет экспортировать вертолеты без получения специального разрешения Конгресса США). Выпускается с 2010 года на заводе в Польше (г. Мелец).
  • ЕН-60А — вертолет РЭБ, оборудованный соответствующей аппаратурой (к настоящему времени все такие машины переоборудованы в обычные транспортные).
  • ЕН-60С и EH-60L- воздушные командные пункты с дополнительным радиооборудованием.
  • Вертолеты UH-60Q, -60L и -60М — медико-эвакуационные модификации на базе соответственно UH-60A; -60L; UH-60M.

Медицинская версия вертолета Блэк Хок

UH-60 Black Hawk медицинская эвакуация

  • МН-60А — вариант для сил специального назначения, снабженный инфракрасной станцией FLIR, расширенным составом радиооборудования и аппаратуры РЭБ.
  • МН-60К — модификация для спецназа с инфракрасной станцией и РЛС следования рельефу местности, а также с двигателями T700-GE-701C. Появилась в 1986 году.
  • MH-60L — аналог МН-60А, но на базе UH-60L. VH-60N «Уайт Хок» — вариант для обслуживания президента США, базирующийся на модели UH-60A. Поскольку такие вертолеты эксплуатируются авиацией морской пехоты , то они получили двигатели «флотской» модификации T700-GE-401C (как на палубных SH-60B «Си Хок»).
  • AH-60L «Арпиа» — ударный вертолет, выпускающийся для Колумбии. Вооружен подфюзеляжной установкой с 20-мм пушкой, а также различными типами ракет, имеет соответствующее прицельное оборудование.
  • UH-60J и -60JA — модификации, производящиеся по лицензии в Японии фирмой «Мицубиси». Первая из них — поисково- спасательная, предназначенная для ВВС и ВМС, вторая — транспортная, поставляющаяся армии.

Совместные учения ВВС США и Республики Корея. 2009

  • UH-60P — вариант, строившийся по лицензии в Южной Корее (около 150 единиц). Базируется на UH-60L, но отличается некоторыми усовершенствованиями. Для экспорта выпускаются многочисленные модификации под обозначением S-70A с соответствующими цифровыми индексами — от S-70A-1 (для Саудовской Аравии) до S-70A-50 (для Израиля).

Выгрузка «Блэк Хока» из военно-транспортного самолета Локхид С-5 «Гэлэкси». Гондурас, 2006 г

Американский многоцелевой вертолет «Блэк Хок» стал основным транспортным и штурмовым вертолетом сухопутной армии США.

Читать еще:  Многоцелевой истребитель MD.452 Mystere II (Франция)

модификация для Саудовской Аравии

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В июне 1979 года вошли в строй первые серийные вертолеты UH-60A — их получила 101-я боевая авиабригада, входящая в состав 101-й воздушно-штурмовой дивизии. В последующие годы они поступили на вооружение всех без исключения дивизий армии США — как тяжелых (танковых и механизированных), так и легких (воздушно-штурмовых, сформированных в 1980-е годы легких пехотных и воздушно-десантных).

звено вертолетов Блек хок, по огневой мощи превосходят два стрелковых батальона

Боевым дебютом для «Блэк Хоков» стала высадка на Гренаду в октябре 1983 года — в ней участвовали вертолеты этого типа из состава 82-й воздушно-десантной дивизии. Опыт показал, что UH-60A является надежной и живучей конструкцией. Одна из машин этого типа получила 47 попаданий от мало-калиберного оружия (7,62 мм), но благополучно вернулась на базу. У другого «Блэк Хока» в пяти местах были пробиты топливные баки — но течь заметили только на следующий день!

Ни одна машина в ходе этой операции не была потеряна — равно как и во время вторжения в Панаму в декабре 1989-го, в котором также участвовали UH-60A 82-й дивизии.

Сикорский UH-60 «Блэк Хок» 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США. Ирак, 2006 год

Здесь «Блэк Хоки» использовались для высадки десантов, захватывавших ключевые объекты инфраструктуры.
По-настоящему массово применялись «Черные ястребы» во время операции «Буря в пустыне» в феврале 1991 года. Перед ее началом американцы сосредоточили в Саудовской Аравии более 400 вертолетов этого типа — как обычных UH-60, так и «спецназовских» МН-60.
300 из них одновременно участвовали в одной боевой операции — высадке 101-й воздушно- штурмовой дивизии 24 февраля. Привлекались «Блэк Хоки» и для других операций — в частности, МН-60 высаживали и эвакуировали группы спецназа. Потери «Черных ястребов» во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» были минимальными и составили всего шесть машин, причем четыре погибли в летных происшествиях и лишь два — от огневого воздействия противника.
Справедливости ради отметим, что случались в карьере UH-60 и провалы. Наиболее известный — операция 3-4 октября 1993 года в Могадишо (Сомали), которая стоила американцам трех вертолетов этого типа.

Эвакуация раненных, загрузка в медицинскую версию вертолета

В 1994-м американские войска в целях прекращения гражданской войны и предотвращения гуманитарной катастрофы высадились на Гаити. В этой операции UH-60L перевозили бойцов 10-й горной дивизии с авианосцев «Америка» и «Дуайт Эйзенхауэр». С декабря 1995 года «Блэк Хоки» служили в составе сил ООН и НАТО на территории бывшей Югославии. После начала в 2001 году глобальной войны с терроризмом «Блэк Хоки» стали непременными участниками всех ее операций, включая войны в Афганистане и Ираке. Только иракская кампания, начавшаяся в 2003 году, стоила американцам к настоящему времени 24 «Черных ястребов» (семь — боевые потери, остальные — в авариях и катастрофах).

H-60 Black Hawk Принят на вооружение 1979 год. Производитель Sikorsky Aircraft

Вертолет uh 60a black hawk блэк хок черный ястреб, к настоящему времени количество выпущенных S-70 всех модификаций превысило 4000 экземпляров.

провинция Вардак, Афганистан UH-60 Blackhawk является основным средством транспортный вертолет армии США

Помимо США «Блэк Хоки» служат в вооруженных силах примерно 30 стран мира. В частности, весьма интенсивно эксплуатируются такие вертолеты в Колумбии (в армейской авиации, ВВС и полиции), применяясь в борьбе против повстанцев и наркокартелей.
Специально для нужд Колумбии разработана и поставляется ударная модификация AH-60L «Арпиа». В Латинской Америке различные модификации UH-60 служат в Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили. Интенсивно эксплуатируются UH-60 в ВВС Израиля, участвуя в операциях против палестинских боевиков. Часть из них доработана в вариант огневой поддержки, вооруженный подфюзеляжной пушечной установкой и ПТУР «Спайк».

провинция Вардак, Афганистан UH-60 Blackhawk является основным средством транспортный вертолет армии США

На Ближнем Востоке такие машины служат в Египте, Саудовской Аравии, Бахрейне, Иордании, ОАЭ. Большим количеством построенных по лицензии «Блэк Хоков» располагают Южная Корея и Япония. Накопив положительный опыт применения «Черных ястребов» армией и жандармерией в действиях против курдских повстанцев, Турция также приобрела лицензию на эту машину, и в ближайшее время начнется выпуск S-70 и в этой стране.

UH-60 во время военных учений в Ираке. Кэмп Кук, 2007 год

В 1987-1989 годах 24 вертолета S-70C — якобы «гражданской» модификации «Блэк Хока» — были поставлены в Китай. Эти машины интенсивно эксплуатируются армейской авиацией. Благодаря своим высоким летным качествам китайские S-70C служат, главным образом, в высокогорных районах Тибета. В последнее время появилась информация о начале испытаний в Китае вертолета Z-20 — «клона» S-70.

Несмотря на то, что с момента первого полета S-70 прошло 40 лет, онн продолжает выпускаться и совершенствоваться, являясь одним из наиболее распространенных военных вертолетов мира.

деталировка Blek Khok

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА СИКОРСКИИ UH-60A «БЛЭК ХОК»

  • Тип: многоцелевой Экипаж, чел.: 2 (в вооруженном варианте — дополнительно 1-2 стрелка)
  • Двигатели: «Дженерал Электрик» T-700-GE-701C максимальной мощностью 1900 л. с.
  • Размеры, м: длина: 19,76 высота: 4,37
  • диаметр несущего винта: 16,36
  • Вес, кг: пустого: 4819 нормальный взлетный: 9980 максимальный взлетный: 10 660
  • максимальная скорость, км/ч: 295 дальность полета с ПТБ, км: 2200 практический потолок, м: 5790
  • Вместимость: 11 солдат или 6 раненых на носилках
  • Грузоподъемность: 1200 кг в грузовой кабине или 4100 кг на внешней подвеске
  • Вооружение: 2 х 7,62-мм либо 12,7-мм пулемета в боковых оконных установках; возможна подвеска ПУ 70-мм НАР, ПТУР «Хеллфайр»

UH-60 Black Hawk («Черный ястреб»)

UH-60 Black Hawk (англ. «Черный ястреб») — это многоцелевой вертолет, созданный американской компанией Sikorsky. Вертолет находится на вооружении американской армии, где он сменил известный Bell UH-1, являющийся одним из символов войны во Вьетнаме. Новая винтокрылая машина была предназначена для транспортировки 11 военнослужащих в полной экипировке. Опытный экземпляр вертолета поднялся в небо 17 октября 1974 года, а 23 декабря 1976 года вертолет стал победителем объявленного военными конкурса и был запущен в серийное производство. Вертолет выпускается до сих пор. С 1977 года было произведено более 4 тысяч вертолетов UH-60 Black Hawk различных модификаций. Широкой публике вертолет знаком по художественному фильму «Падение «Черного ястреба», в котором рассказывается о событиях в столице Сомали в 1993 году.

История разработки

Создание вертолета UH-60 началось после того, как американские военные выдали компаниям Boeing-Vertol, Bell, Lockheed и Sikorsky задание на проектирование многоцелевого тактического вертолета, предназначенного для снабжения войск на поле боя и проведения десантных операций. Вертолет создавался в рамках программы UTTAS — Utility Tactical Transport Air System (многоцелевой тактический транспортный вертолет). Новый многоцелевой вертолет должен был заменить транспортный вертолет Boeing-Vertol СН-46 «Sea Knight», находящийся на вооружении КМП, а также многоцелевой армейский вертолет Bell UH-1, находящийся на вооружении армии. В 1971 году военные определились с требованиями к будущей машине: в кабине вертолета необходимо было перевезти стрелковое отделение 11-15 человек; экипаж до 3-х человек; обеспечение возможности транспортирования вертолета без выполнения разборки на самолетах Lockheed С-130 и С-141; оснащение машины двумя двигателями.

Первоначальная программа производства включала в себя выпуск 1100 вертолетов, ее планировалось закончить к 1985 году, на тот момент эта программа была самой большой вертолетной программой американской армии. Стоимость всей программы создания вертолета UTTAS, включая этап разработки, приобретения и эксплуатации машин в течение 10 лет, первоначально оценивалась американскими военными в 2,4 млрд. долларов, но затем увеличилась до 6,5 млрд. долларов, а цена за одну машину соответственно выросла с 2 до 5,8 млн. долларов. В 1972 году военные выдали требования к ЛТХ вертолетов UTTAS и технические условия 9 компаниям-производителям.

Читать еще:  Легкий штурмовик Alpha Jet (Германия)

Из 9 вертолетных компаний, которые представили свои проекты вертолета UTTAS, Пентагон отобрал разработки компаний Sikorsky и Boeing-Vertol, которые должны были предоставить опытные образцы. Согласно контракту предусматривалось строительство партий из 4-х опытных вертолетов от каждой из фирм. Один вертолет предназначался для проведения статических испытаний, еще по 3 машины для проведения летных испытаний. После того, как военные определились бы с компанией-изготовителем, планировалось строительство еще 5 опытных вертолетов, чтобы все 8 машин смогли принять участие в эксплуатационных испытаниях.

В 1973 году вертолет UTTAS, разрабатываемый для военных фирмой Sikorsky, получил обозначение S-70 (внутрифирменное) и армейское — UH-60A. Опытный вертолет — YUH-60 впервые поднялся в небо 17 октября 1974 года. После того как в 1976 году оценочные испытания опытных машин были завершены, американские военные провели сравнительный анализ вертолетов компаний Sikorsky и Boeing-Vertol и остановили свой выбор на вертолете компании Sikorsky. Главными причинами выбора многоцелевого вертолета Sikorsky UH-60A стали меньшие расходы на эксплуатацию в течение 20-летнего расчетного срока и меньшие технические риски.

Описание конструкции

Фюзеляж вертолета типа полумонокок, цельнометаллический, выполнен из легких сплавов. Композитные материалы на основе кевлара и стекловолокна применяются в конструкции кабины экипажа, дверей, обтекателей, фонарей и капота двигателей. Фюзеляж обладает противоударной конструкцией, которая в состоянии выдержать перегрузку в 10g при вертикальном и 20g при фронтальном ударе. Задняя часть фюзеляжа машины плавно переходит в хвостовую балку с имеющей несимметричный профиль и отогнутой вверх концевой балкой, к которой крепятся рулевой винт и стабилизатор. Стабилизатор прямой, управляемый, его размах — 4,37 м. Смена угла установки производится при помощи системы управления, получающей сигналы об угле общего шага, о воздушной скорости, боковом ускорении и угловой скорости. Для удобства транспортировки и во время стоянки предусмотрено складывание хвостовой балки.

Вход в двухместную кабину пилотов производится через 2-е боковые двери, которые являются сбрасываемыми. Сиденья пилотов бронированы. Грузовая кабина вертолета обладает размерами 4,95х 2,21х1,87 м, ее объем составляет 11,6 кубических метра. С обеих сторон грузовой кабины имеются сдвижные двери размерами 1,5х1,75 м. В грузовой кабине вертолета могут без проблем разместиться 11 солдат со своим вооружением или 6 раненых бойцов на носилках.

Шасси вертолета трехопорное, неубирающееся, на каждой опоре имеет по одному колесу. Главные опоры шасси рычажного типа, они оснащены двухкамерными амортизаторами. Установленная на вертолете пневмогидравлическая система амортизации позволяет обеспечить поглощение энергии удара о землю с возникающей перегрузкой в 40g без касания фюзеляжем вертолета земли. База вертолетного шасси — 8,83 м, колея шасси — 2,7 м.

Несущий винт вертолета четырехлопастный, крепление лопастей шарнирное. Втулка монолитная, изготавливается из титанового сплава и обладает демпферами и эластомерными подшипниками, которые не требуют смазки. Это в свою очередь позволяет на 60% снизить объем работ по техобслуживанию. Вертолетные лопасти имеют в плане прямоугольную форму, обладают лонжеронами овального сечения, выполненными из титанового сплава и хвостовой частью, в которой используется сотовый наполнитель «номекс». Задняя кромка, а также комлевая части лопастей изготовлены из композитных материалов на основе графита. Лопасти имеют обшивку из стеклопластика, также из этого материала выполнены противовесы, установленные вдоль носка лопасти. Лопасти вертолета спроектированы по принципу безопасно повреждаемой конструкции, благодаря чему они в состоянии выдержать попадание 23-мм артиллерийских снарядов. Лопасти оснащены электрической противообледенительной системой.

Рулевой винт вертолета также четырехлопастный, его диаметр 3,35 м., крепление лопастей бесшарнирное. Вместе с концевой балкой рулевой винт наклонен вбок на угол в 20 градусов, что позволяет увеличить диапазон центровки и создать вертикальную составляющую тяги. Втулка состоит из 2-х расположенных крестообразно балок. В плане лопасти имеют прямоугольную форму, выполнены с использованием композиционного графитоэпоксидного материала, также как и лопасти несущего винта обладают электрической противообледенительной системой.

Силовая установка вертолета включает в свой состав 2 турбовальных ГТД General Electric T700-GE-700, которые расположены в гондолах по обеим сторонам от пилона несущего винта. Максимальная мощность двигателя T700-GE-700 составляла 1285 кВт. Данный двигатель был разработан с учетом требований, которые были получены в ходе опыта эксплуатации вертолетов во Вьетнаме. Топливная система машины состояла из стандартных внутренних топливных баков, емкостью 150 литров, помимо этого дополнительно можно было установить еще один внутренний бак емкостью 440 литров. В вариантах вертолета НН-60 и МН-60 на высокорасположенных крылообразных пилонах могли быть смонтированы сбрасываемые баки вместимостью 870 литров. Максимально возможный запас топлива вертолета равен 3545 литрам.

Система управления вертолетом гидравлическая, бустерная, дублированная. На вертолете имеется вспомогательная силовая установка «Solar» мощностью 67 кВт. Она обеспечивает запуск основных двигателей, а также привод гидросистемы.

Основными элементами навигационной системы машины были инерциальная навигационная система и доплеровский радиолокатор. Изначально была предусмотрена возможность монтажа системы определения местоположения вертолета при помощи спутников. В оборудование, предусмотренное для обороны вертолета, входят автомат рассеивания ИК-отражателей и трассеров, а также приемник радиолокационного облучения ARP-39.

Сегодня без всяких преувеличений можно говорить о том, что «Черный ястреб» — это боевая машина ХХI века, несмотря на то, что ему уже больше 40 лет. В результате разработки данного вертолета на свет появилась универсальная платформа для всех родов войск, которая по совокупности своих характеристик занимает лидирующие позиции в мире. Помимо базовой сухопутной веси UH-60, было разработано 2 противолодочных вертолета SH-60F «Ocean Hawk» и SH-60B «Sea Hawk» (эти вертолеты оснащены опускаемой гидроакустической станцией и магнитометрами). Также был спроектирован вертолет HH-60 «Rescue Hawk», предназначенный для проведения военных поисково-спасательных, а также спецопераций и линейка вертолетов MH-60 «Knighthawk», которая включает в свой состав вертолеты огневой поддержки, палубные вертолеты, санитарные вертолеты, вертолеты для проведения спецопераций и постановщики помех.

В настоящее время вертолет по-прежнему активно поставляется на экспорт. Современные модели вертолета до предела насыщены различным высокотехнологичным оборудованием, что в свою очередь не позволяет длительное время хранить машину вне ангара и предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу. Принятие на вооружение многоцелевого вертолета UH-60, который активно используется всеми родами войск, а также на флоте, позволило существенно сократить затраты на эксплуатацию и упростить обслуживание. В армии он заменил знаменитый UH-1 «Ирокез», а на флоте «СиСпрайт». В настоящее время вертолет успешно дублирует задачи вертолетов огневой поддержки и транспортных машин, а также заменяет тяжелые вертолеты SH-3 «Sea King» и морские тральщики MH-53.

Летно-технические характеристики UH-60L:
Размеры: диаметр несущего винта — 16,36 м, диаметр рулевого винта — 3,35 м, длина с лопастями — 19,26 м, ширина фюзеляжа — 2,36 м, высота — 5,13 м.
Масса пустого вертолета — 4819 кг., максимальная взлетная — 10660 кг.
Тип двигателя — 2 турбовальных Дженерал Электрик T700-GE-701C, мощностью 2х1890 л.с.
Максимальная скорость — 295 км/ч, крейсерская — 278 км/ч.
Боевой радиус действия — 592 км.
Перегоночная дальность — 2220 км.
Практический потолок — 5790 м.
Экипаж — 2 чел. плюс до 2-х операторов пулеметов.
Полезная нагрузка — 1200 кг. внутри фюзеляжа, на подвеске — 4100 кг, в том числе 11 солдат или 6 носилок для раненых.
Вооружение (опционально): 2х7,62-мм пулемета M240H или 2х12,7-мм пулемета GAU-19 внутри кабины. Боевая нагрузка — до 4536 кг на 4-х узлах подвески: управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», артиллерийские установки калибра 20 и 30-мм.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector