2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолёт Agusta-Westland AW101 (Италия)

Вертолёт Agusta-Westland AW101 (Италия)

Сначала Италия, как и Британия, хотела получить вертолет ПЛО для замены устаревших палубных машин Agusta-Sikorsky AS-61. Однако у итальянского ВМФ были для него и иные задачи.

Сначала планировалось закупить 36 вертолетов, затем заказ сократили до 20 машин в четырех различных версиях с возможной поставкой еще четырех. Итальянские машины AW101 отличаются от своих британских собратьев, прежде всего, двигателями General Electric T700-GE-T6A1. Вертолеты ПЛО имеют основные опоры шасси со спаренными колесами и только два иллюминатора с левого борта в отличие от трех иллюминаторов у Merlin HM.Mk 1.

Базовой версией для итальянского вертолета AW101 стал вариант Мк 110, который называют версией ASVW/E (ПЛО/ПКР). Эти машины для борьбы с подводными и надводными кораблями служат в 1-й вертолетной группе, расположенной в Луни/Сарзана около Специи, и на ряде кораблей итальянского ВМФ. AW101 могут базироваться на авианосцах «Джузеппе Гарибальди» и «Конте-ди-Кавур», вертолетоносце «Витторио Венето», эсминцах типа «Луиджи-Дуранд-ла Пенне» и «Аудаче», фрегатах типа «Маэстрале» и малых десантных кораблях типа «Сан-Джорджио».

Вертолеты версии ASVW/E оснащены итальянским БРЭО, включающим поисковую РЛС Eliradar APS-784, комплексом РЭБ/РПД производства фирмы «АЁепЁа», процессором гидроакустической станции Alenia AYK-204, а также погружаемой ГАС L-3 Communications HELRAS.

Для задач ПЛО AW101 вооружен торпедой Whitehead Moto Fides A244/S, а для надводных целей он вооружен ПКР MBDA Marte Mk 2/S. Первый пуск этого оружия с AW101 провели 1 июня 2004 года в районе Сальто-ди-Куирра.

Прототип итальянского вертолета версии ASVW/E под обозначением РР6 впервые взлетел 26 апреля 1999 года. 4 октября того же года впервые взлетел серийный вариант Mk 110.

Первоначально ВМФ Италии заказал 8 вертолетов версии ASVW/E, а впоследствии — еще два.

Первый вертолет поступил в 2001 году на базу Луни для испытаний и оценки перед принятием на вооружение. Девятая машина ASVW/E была поставлена в 2009 году.

Изготовив начальную партию в восемь машин базовой версии, фирма «Agusta Westland» и ВМФ переключились на версию вертолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/ AEW) с фирменным обозначением AW101 Mk 112 и военным — AW101 HEW.

HEW сделали на базе фюзеляжа и силовой установки версии ASVW/E, но вместо комплекса БРЭО ПЛО у него под передней частью фюзеляжа стоит РЛС Eliradar HEW-784. Трехметровый диаметр антенны HEW-784 значительно больше, чем у РЛС APS-784 версии ASVW/E, и ее обтекатель выступает за габариты фюзеляжа. На бортах фюзеляжа появились воздухозаборники для вентиляции и охлаждения нового оборудования.

Первоначально были заказаны четыре вертолета HEW с возможной поставкой еще двух машин. Они начали поступать на вооружение палубных авиагрупп в 2004 году. Вертолет обеспечивает оперативное отслеживание целей в воздухе и на поверхности в условиях мощных помех. Наряду с задачами ДРЛО он может выполнять загоризонтное целеуказание для надводных кораблей, а также заниматься поисково-спасательными операциями и борьбой с надводными целями.

Следующие восемь итальянских AW101 построены в транспортной версии. Первые четыре из них обозначили AW101 Мк410, или AW101 UTY. Это транспортные вертолеты на базе фюзеляжа серии Мк 400 с более тонкой хвостовой балкой и задней грузовой рампой. В правом борту AW101 UTY имеются четыре иллюминатора, а в левом — пять. В правом борту также установлена большая сдвижная дверь.

Прототип военно-транспортного варианта РР9 впервые взлетел 16 января 1991 года. Первый из четырех вертолетов морской транспортной версии Mk 410 взлетел в сентябре 2003-го. Вскоре после этого он вступил в строй 1-й вертолетной авиагруппы. Вариант UTY может перевозить 30 солдат сидя либо до 45 человек стоя. В санитарном варианте он берет на борт до 16 раненых на носилках. Над дверью кабины установлена лебедка для поисково-спасательных операций.

Четвертый вертолет UTY был сдан в аренду фирме «Agusta Westland» для реализации программы VH-71 — нового личного вертолета для президента США, но этот проект отменили. Однако вертолет был доставлен в США для разработки версии VH-71 и ознакомления экипажей и наземной команды в летном центре Па-таксент-Ривер. Впоследствии его вернули ВМФ Италии.

В отличие от первых четырех чисто транспортных вертолетов для ВМФ следующие четыре были транспортно-боевыми. Эти машины с обозначением AW101 Мк413 (либо военным AW101 ASH, вертолет поддержки морского десанта) сделаны на базе Mk 410, но имеют обширный комплекс БРЭО для поддержки десантных операций. Он включает радиолокационную станцию с метео-РЛС Selex Galileo APS-717 и блок ИК-обзора передней полусферы в передней части фюзеляжа новой формы, первоначально разработанной для версии Mk 512ТТТ, предназначенной на экспорт в Данию. Другое оборудование включает систему РЭБ и систему автоматического слежения за рельефом местности Selex Communications.

Варианты UTY и ASH оснащены такими же двигателями, как и машины версий ASVW/E и HEW, и имеют складывающиеся хвостовые балки и лопасти винтов для палубного базирования. Транспортные вертолеты главным образом используются для поддержки морской пехоты и специальных войск, боевых пловцов и диверсантов COMSUBIN и разведроты «Bafile» полка «San Marco».

Читать еще:  Тяжелый военно-транспортный самолет C-5A Galaxy (США)

Ныне вертолет AW101 является основным в итальянском ВМФ. ВВС Италии также заказали 12 вертолетов этого типа (с возможной поставкой еще трех машин) для замены устаревших вертолетов Agusta-Sikorsky HH-3F Pelican на вооружении 15-й эскадрильи. В мирное время эта часть несет поисково-спасательную службу, а в случае войны будет выполнять аналогичные задачи в боевой обстановке.

Многоцелевой вертолет European Helicopter EH-101/AW101 «Merlin»

Палубный многофункциональный вертолет EH-101 Merlin был предназначен для решения различных транспортных задач, проведения разведки и уничтожения морских целей. Консорциум European Helicopter Industries был создан в июне 1980 года итальянской компанией «Агуста» и британской «Уэстленд» для совместного проектирования, выпуска и последующей продажи улучшенного военного вертолета EH-101 Merlin. Впервые винтокрылая машина поднялась в небо 9 октября 1987 года. В 1997 году компания получила контракт на серийный выпуск вертолетов для английских вооруженных сил. В июне 2007 года название многоцелевого вертолета EH101 было заменено на AW101 (AgustaWestland).

Изначально вертолет строился для нужд флотов Англии и Италии. Первоначально он проектировался как морской палубный вертолет, модификации которого в зависимости от страны предназначения отличались установленным оборудованием. Данные вертолеты могли применяться как для самостоятельных противокорабельных и противолодочных операций с палубы эсминцев при волнении моря до 6 баллов, так и для проведения поисково-спасательных операций, для РЭП и разведки. Максимальное время противолодочных операций или патрулирования составляет до 5 часов.

Военно-транспортный и многоцелевой вертолеты EH-101«Merlin» были рассчитаны на перевозку 30 десантников на расстояние до 370 км, или транспортировку в кабине различной военной техники массой до 1,5 тонн. Вертолет мог перевозить по воздуху автомобиль-вездеход «Лендровер», для чего в хвостовой части машины имелся грузовой люк, оснащенный опускающейся рампой. Также возможным было использование вертолета в санитарном варианте. В таком виде вертолет мог перевозить до 16 раненых на носилках. Перегоночная дальность машины с использованием дополнительных топливных баков составляла 850 км.

Еще в 1977 году Минобороны Великобритании завершило изучение проекта нового противоволодочного палубного вертолета для нужд флота, который должен был заменить вертолеты «Sea King». В 1978 году было принято решение начать работы над созданием транспортного трехдвигательного вертолета на базе проекта WG.34 компании Westland. В это же самое время флотом Италии прорабатывались возможные требования к новому противолодочному вертолету наземного и палубного базирования. В 1980 году компании Westland и Agusta образовали единый консорциум под названием Europian Helicopter Industries (EHI) для совместной работы по созданию вертолета на базе вертолета ЕН-101 «Merlin» на базе WG.34 и итальянского транспортного трехдвигательного вертолета Agusta A.101G.

В июне 1981 года правительства Италии и Великобритании согласились совместно работать над созданием вертолета ЕН-101, запланировав строительство 9 опытных машин для проведения летных испытаний и еще одного вертолета – для статических испытаний. Вариант вертолета для нужд флотов обеих стран разрабатывается совместно. Английская компания Westland была ответственна за создание гражданского варианта вертолета, итальянская компания Agusta – за создание многоцелевого вертолета. Контракт на создание версии вертолета для флота был подписан в марте 1984 года, руководство данной программой было возложено на Минобороны Великобритании.

Вертолет EH-101/AW101 «Merlin» спроектирован по обычной схеме с пятилопастным несущим винтом и четырехлопастным рулевым винтами, а также с трехдвигательной силовой установкой и убирающимся в полете трехстоечным колесным шасси, имеющим носовую стойку. В конструкции фюзеляжа данного вертолета, как и всей машины в целом, очень широко применялись композиционные материалы. Для всех 3-х вариантов вертолета (палубный, транспортно-десантный и пассажирский) были созданы унифицированные металлические передняя и центральная части фюзеляжа. Задняя часть фюзеляжа вертолета в транспортно-десантном исполнении была оснащена грузовым люком и рампой для погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов или колесной техники, а хвостовая балка противолодочного варианта вертолета была выполнена складывающейся.

В передней части фюзеляжа располагалась кабина пилотов, которая в стандартном варианте является двухместной, но в противолодочном варианте в кабине пилотов предусмотрены дополнительные места для наблюдателя и оператора систем вооружения. Члены экипажа вертолета размещаются на специальных энергопоглощающих креслах, которые рассчитаны на совершение жесткой аварийной посадки с вертикальной скоростью до 10.7 м/с. Оборудование, установленное в кабине пилотов, в значительной степени зависит от варианта вертолета. При этом во всех вариантах для отображения всей необходимой навигационно-пилотажной информации широко применяются многофункциональные цветные дисплеи.

Вертолет EH-101 «Merlin» оснащен колесным трехстоечным шасси, имеющим широкую колею. Стойки шасси вертолета оснащены амортизирующими устройствами, которые обеспечивают поглощение энергии удара в случаи совершения жесткой посадки с вертикальной скоростью до 5.5 м/с без деформации конструкции шасси.

Силовая установка вертолет включает в себя 3 турбовальных двигателя. Вариант силовой установки с использованием 3-х двигателей был выбран для обеспечения большей безопасности полетов, а также улучшения экономичности машины. Помимо этого, с 3-мя двигателями EH-101 «Merlin» может продолжать вертикальный взлет при нормальной взлетной массе даже в случае отказа одного из трех двигателей. На английских противолодочных вертолетах смонтированы двигатели RTM 322-01 совместной разработки компаний Turbomeca и Rolls-Royce (взлетная мощность 1560 кВт), на итальянских противолодочных вертолетах смонтированы двигатели T700-GE-T6A производства американской компании General ELectric (взлетная мощность 1300 кВт).

Читать еще:  Противолодочный вертолет SH-2G Super Seasprite (США)

В силовых установках пассажирского и транспортно-десантного вертолетов применяются двигатели СТ7-6А компании General Electric, обладающие взлетной мощностью в 1430 кВт. Во внутрифюзеляжных баках вертолета хранится запас топлива массой 3437 литров. Для уменьшения пожароопасности силовой установки вертолета между двигателями смонтированы защитные титановые перегородки. Управление двигателями осуществляется при помощи электронной систем управления, которая дублируется резервной механической.

Несущий винт EH-101 «Merlin» обладает пятью лопастями, которые выполнены из углепластика и крепятся к втулке при помощи эластомерных подшипников. Лопасти винта имеют веслообразные законцовки, которые улучшают их аэродинамические характеристики.

При этом лопасти несущего винта вертолета в противолодочном варианте могут складываться назад. Рулевой винт вертолета четырехлопастный, его лопасти также изготовлены из композиционных материалов. Для использования вертолета в условиях Северной Атлантики на лопастях обеих винтов, на хвостовом оперении, воздухозаборниках двигателей, а также остеклении кабины пилотов монтируются противообледенительные системы. Многоцелевой вертолет для осуществления транспортировки грузов может оснащаться грузовым тросом, который рассчитан на усилие до 5445 кг.

В стандартном варианте вооружение на вертолете устанавливается лишь на противолодочном варианте. На борту вертолета могут быть размещены 4 противолодочные торпеды Мк.46, или 4 глубинные бомбы Мк.54, а также 2 противокорабельные управляемые ракеты «Sea Eagle». Для использования данного вооружения вертолет оснащен обзорной РЛС «Blue Kestrel», а также опускаемой гидроакустической станцией с длиной гидрофонного кабеля 450 метров. Также вертолет может использовать радиоакустические буи, оснащенные системой обработки акустической информации.

Очень хорошо себя зарекомендовавший в роли вертолета европейских военно-морских сил, вертолет AgustaWestland AW101 (до июня 2007 года назывался EH101) в последние годы начинает активно применяться в различных странах службами поиска и спасения. Первыми тремя государствами, в которых «Merlin» был принят на службу в данной роли, стали Канада, Португалия и Дания. Удивляться этому не стоит: вертолет обладает впечатляющим потенциалом. В 1980-е годы, специально создаваясь для борьбы с подлодками и кораблями в качестве замены вертолета «Sea King», вертолет по ходу разработки объединил в конструкции ходовой части и планера большое количество технических инноваций.

Вертолет AW101 может перевозить более 30 человек, осуществлять поисково-спасательные операции на удалении до 450 морских миль (порядка 830 километров) от места дислокации и отвечает самым строгим требованиям поисково-спасательных служб. Размеры вертолета не мешают ему осуществлять работу с различными грузами: хотя мощность нисходящего потока на 15% выше, чем у вертолета «Sea King», но «эффект бублика» под AW101 позволяет монтажникам трудиться под висящим вертолетом, не испытывая каких-либо проблем.

На вертолете EH-101/AW101 «Merlin» установлен очень большой грузовой люк, который, не смотря на каплевидные фонари, установленные в передней части фюзеляжа, может распахиваться на 2,5 м. На датских и португальских поисково-спасательных вертолетах, которые не имеют каплевидного фонаря на правом борту, люк может открываться еще шире, что облегчает подъем носилок на борт вертолета. Начиная с 1997 года в Великобританию, Италию, Канаду, Португалию, Данию и Японию было поставлено более 100 вертолетов EH-101/AW101 «Merlin» в военно-транспортном и многоцелевом вариантах.

Летно-технические характеристики EH-101/AW101 «Merlin»:

Размеры: диаметр главного винта – 18,59 м., хвостового винта – 4,01 м., длина – 22,8 м., высота – 6,62 м., максимальная ширина фюзеляжа – 2,8 м.
Масса пустого: 10500 кг., максимальная взлетная – 15600 кг.
Силовая установка – 3 турбовальных Rolls-Royce Turbomeca RTM322-01/08, 3х2100 л.с.
Максимальная скорость полета – 309 км/ч., крейсерская – 278 км/ч.
Практическая дальность полета – 1129 км.
Практический потолок – 4 575 м.
Экипаж – 1-2 человека (+2 оператора у противолодочных вариантов).
Полезная нагрузка: до 30 десантников или 16 раненых на носилках, до 3050 кг. груза в кабине или до 5443 кг. на подвеске.
Вооружение:
На военно-транспортном вертолете до 5 пулеметов.
Боевая нагрузка: 960 кг. (глубинные бомбы или 4 торпеды), управляемые ракеты 2 × ПКР (ВМС Италии: Marte Mk.2/S) или неуправляемые ракеты в подвесных блоках.

Вертолёт AgustaWestland AW 101. Технические характеристики. Фото.

AgustaWestland AW 101 – многоцелевой вертолёт средней грузоподъёмности, выпускаемый итальянской авиастроительной компанией «AgustaWestland» с 1999 года.

Фото AgustaWestland AW 101

Вертолёт AgustaWestland AW 101 был разработан благодаря совместным усилиям британских и итальянских инженеров, причём, первые работы по проектированию многоцелевого летательного аппарата начались ещё в 1985 году. Изначально, вертолёт модели AgustaWestland AW 101 разрабатывался исключительно для военного применения, однако, позднее, это воздушное судно стало также активно использоваться в качестве транспортного средства и в гражданской авиации, где получило несколько меньшее распространение, однако, фактически, смогло заменить собой целый ряд уже весьма устаревшей техники.

Дизайн и конструкция вертолёта AgustaWestland AW 101 в общем и целом весьма сильно напоминает конструкцию другого вертолёта – Sikorsky S-61, на основе которого и велись разработки. Тем не менее, этот летательный аппарат получил более широкое распространение в военной сфере, и в ряде случаев попросту незаменим при транспортировке больших и массивных грузов.

AgustaWestland AW 101 фото

Данное воздушное средство может иметь и боевое назначение, в частности, вертолёт AgustaWestland AW 101 позиционируется также как и противолодочный вертолёт, способный нести в качестве вооружения четыре противолодочных торпеды или же равноценное количество глубинных бомб. Тем не менее, эксперты сомневаются в эффективности применения этого вертолёта в открытом бою из-за достаточно больших его габаритов и невысокой манёвренности, тем более, что в реальных боевых действиях этот летательный аппарат ни разу не применялся.

Читать еще:  Военно-транспортный самолёт Douglas C-133 Cargomaster (США)

На своём борту вертолёта модели AgustaWestland AW 101 способен перевозить до 45 военнослужащих, либо же до 5 тысяч килограмм полезной нагрузки, если воздушное судно эксплуатируется в качестве транспортного средства, что по своей сути превосходит большинство современных вертолётов.

Силовая установка AgustaWestland AW 101 состоит из трёх турбовальных двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322-01, каждый из которых способен развивать тягу в 2100 л.с., что и обеспечивает этой машине высокую грузоподъёмность, и достаточно приемлемую скорость полёта, составляющую в пиковых значениях порядка 310 кмч.

Вертолёт AgustaWestland AW 101

В зависимости от выпускаемой модификации, вертолёт AgustaWestland AW 101 может также использоваться и в качестве поисково-спасательного воздушного судна, однако максимальная дальность полёта этого летательного аппарата весьма сильно ограничена, и составляет, в зависимости от версии, лишь 830 километров.

Вертолёт AgustaWestland AW 101 выпускался в нескольких десятках различных модификаций:

  • AgustaWestland AW 101 Model 110 — базовый производственный вариант вертолёта, применяемый военно-морскими силами для поиска и уничтожения субмарин противника;
  • AgustaWestland AW 101 Model 111 – модифицированный вариант разработанный по запросу Королевских ВМС Великобритании;
  • AgustaWestland AW 101 Model 112 – версия раннего обнаружения морского противника. Не оборудуется вооружением;
  • AgustaWestland AW 101 Series 200 – улучшенный вариант вертолёта, предназначенный для перевозки воинского контингента.
  • AgustaWestland AW 101 Series 200 Heliliner – гражданская версия вертолёта, выпускаемая с 2000 году;
  • AgustaWestland AW 101 Series 310 – модифицированный гражданский вариант вертолёта, предназначенный для обслуживания нефтяных вышек. В производство запущен не был;
  • AgustaWestland AW 101 Model 410 – транспортная версия вертолёта для итальянских ВМС;
  • AgustaWestland AW 101 Model 411 – транспортный вариант вертолёта средней грузоподъёмности разработанный по заказу Великобритании;
  • AgustaWestland AW 101 Model 413 – модифицированный вариант разработанный для десантирования спецназа;
  • AgustaWestland AW 101 Model 500 – гражданский вариант самолёта с задней рампой для погрузки крупногабаритных грузов;
  • AgustaWestland AW 101 Model 511 – версия поисково-спасательного вертолёта разработанная для экспорта в Канаду;
  • AgustaWestland AW 101 Model 512 – специальный модифицированный вариант, разработанный для ВВС Дании;
  • AgustaWestland AW 101 Model 514 – модификация поисково-спасательного вертолёта для ВВС Португалии;
  • AgustaWestland AW 101 Model 515 – специальная версия разработанная по заказу ВВС Португалии;
  • AgustaWestland AW 101 Model 516 – версия португальского поисково-спасательного военного вертолёта;
  • AgustaWestland AW 101 Model 518 – модификация разработанная по заказу ВМС Японии;
  • AgustaWestland AW 101 Model 519 – специальная версия разработанная для ВМС США;
  • AgustaWestland AW 101 Model 611 – модифицированный вариант поисково-спасательного вертолёта;
  • AgustaWestland AW 101 Model 612 – военная версия поисково-спасательного вертолёта разработанная по заказу ВВС Норвегии;
  • AgustaWestland AW 101 Merlin HM1 – улучшенный аналог версии AgustaWestland AW 101 Model 111 ;
  • AgustaWestland AW 101 Merlin HM2 – модифицированный вариант AgustaWestland AW 101 Merlin HM1 для Королевских ВМС Великобритании;
  • AgustaWestland AW 101 Merlin HC3 – обновлённый вариант версии AgustaWestland AW 101 Model 411, с незначительными техническими улучшениями;
  • AgustaWestland AW 101 Merlin HC3A – улучшенный вариант версии AgustaWestland AW 101 Model 512 по заказу ВВС Дании;
  • AgustaWestland AW 101 Merlin HC3i – модификация версии AgustaWestland AW 101 Merlin HC3 с рядом технических и конструктивных улучшений;
  • AgustaWestland AW 101 Merlin HC4/4A – модифицированный вариант AgustaWestland AW 101 Merlin HC3A;
  • AgustaWestland AW 101 Merlin ASaC5 – обновлённый вариант AgustaWestland AW 101 Model с более совершенным оборудованием;
  • AgustaWestland CH-148 Petrel – модификация размещаемая на кораблях, представляющая собой противолодочный вертолёт, оснащённый двумя противосубмаринными торпедами, разработанный по заказу ВМС Канады;
  • AgustaWestland CH-149 Chimo – модифицированный вариант поисково-спасательного вертолёта, разработанный по заказу ВМС канады;
  • AgustaWestland CH-149 Cormorant – усовершенствованный вариант вертолёта AgustaWestland CH-149 Chimo;
  • Lockheed Martin VH-71 Kestrel – проект президентского вертолёта, разработанный по заказу США. В производство запущен не был;
  • AgustaWestland SH-101A – военный вертолёт разработанный для миротворческих миссий;
  • AgustaWestland EH-101A – вертолёт раннего обнаружения морского противника;
  • AgustaWestland UH-101A – специальная военная модификация вертолёта, разработанная в 2012 году;
  • AgustaWestland HH-101A – модифицированный вариант версии AgustaWestland UH-101A, разработанный по заказу итальянской армии.

Технические характеристики AgustaWestland AW 101.

  • Экипаж: 3-4 человека (В зависимости от модификации);
  • Вместимость: 45 человек (В зависимости от модификации);
  • Длина вертолёта: 19,53 м. (В зависимости от модификации);
  • Высота вертолёта: 6,62 м. (В зависимости от модификации);
  • Диаметр несущего винта: 18,6 м. (В зависимости от модификации);
  • Масса пустого вертолёта: 10500 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 14600 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 278 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 310 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 833 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 4575 м.;
  • Силовая установка: 3 × Rolls-Royce Turbomeca RTM322-01 (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 3 × 2100 л.с. (В зависимости от модификации).

Вертолёт AgustaWestland AW 101. Галерея.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector