Вертолёт Agusta-Westland AW109 «Power» (Италия)
Вертолёт Agusta-Westland AW109 «Power» (Италия)
В ответ на запросы ряда эксплуатантов компания “Agusta Westland” выполнила работы по новой модификации, получившей обозначение AW109E Power (A109) и удачно интегрировавшей в себе надежную конструкцию А109К2 и более мощные двигатели. Первоначально был выбран P&WC Р206С мощностью 640 л. c., но затем выбор пал на Turbomeca Arrius 2К1 мощностью 750 л. с.
Неубирающееся шасси, имевшееся на А109К2, уступило место новому, основные стойки которого убирались в спонсоны (а не в фюзеляж, как на более ранних машинах 109-й модели). Кроме того, была модифицирована хвостовая часть, в частности, киль стал уже, а нижний киль – меньше. Несущий винт имеет титановую втулку с эластомерными подшипниками.
AW109 Power √ универсальный вертолет, представитель легендарного семейства 109-х машин, являющегося примером удачного сочетания высоких показателей и низких операционных расходов. Превосходные летные характеристики, непревзойденный уровень безопасности и надежности позволили модели AW109 Power заслужить уважение и доверие в коммерческой, государственной и военной сфере. Данный вертолет успешно выполняет функции корпоративного и VIP транспорта, применяется для поисково-спасательных, медицинских и морских операций, используется пограничными службами, службами подержания правопорядка, а также выполняет функции патрулирования и мониторинга.
Кроме того, военные версии AW109 стоят на вооружении целого ряда стран. AW109Power высоко ценится техниками и пилотами за его отличную производительность, надежность и простоту в обслуживании, гибкость применения, высокую скорость и отменные летно-технические характеристики. Вертолет сертифицирован для выполнения полетов по ПВП одним пилотом, так же полностью соответсвует требованиям по Категории “А”. AW109 Power оснащается двигателями Pratt&Whitney с комплексной цифровой системой управления FADEC. Значительное снижение нагрузки на пилота достигается за счет передачи информации посредством шести многофункциональных ЖК дисплеев.
Высокий уровень комфорта и безопасности наряду с элегантностью и грацией создают неповторимый образ этой модели. Вертолет в данной конфигурации отличается вместительным и стильным салоном, хорошим обзором, а низкий уровень вибрации и шума соответсвует самым высоким требованиям и стандартам комфорта. AW109 Power оснащен современным комплектом авионики, представленной семью ЖК дисплеями. Также машина может быть оснащена ступенькой с электрическим приводом, спутниковым телефоном и прочими дополнительными опциями на усмотрение зазакзчика.
AW109 Power объединяет лучшие достижения в области средств поиска и спасения и значительно превосходит современные аналоги. Просторная кабина для пациентов и медицинского персонала полностью отделена от кабины пилотов. Внутренняя компоновка включает установку всего необходимого медицинского оборудования для ухода за пострадавшими во время пути: кислородные баллоны, источники питания, а также полный набор медицинского оборудования для работы в чрезвычайных условиях.
AW109 Power прекрасно подходит для сложных морских операций. Это самый быстрый вертолет в своем классе, сертифицированный для полетов по ПВП одним пилотом. Соответвие требованиям Категории “А” позволяет рабоатать без сокращения полезной нагрузки. Трансформируемость интерьера позволяет решать широкий спектр задач на море. Вертолет может быть оснащен целым рядом специальных опций, например системой спасательных плотов или аварийного приводнения.
AW109 Power предлагает решение широкого спектра задач для правоохранительных органов и имеет набор всех необходимых показателей: высокая скорость, отличная производительность и превосходные летно-технические показатели, а так же низкие эксплуатационные расходы и сниженное воздействие на окружающую среду. Внушительный набор дополнительного оборудования устанавливаемого на AW109 Power позволит решать самый широкий спектр боевых задач.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов; состоит из четырех отсеков: носовая часть с оборудованием, двухместная кабина экипажа, шестиместная пассажирская кабина и хвостовая балка монококовой конструкции. Обшивка фюзеляжа и хвостовой балки выполнена с сотовым заполнителем. Шесть пассажиров располагаются на креслах/ установленных по три в ряд с интервалом 0.81м. Расположенное слева второе кресло в кабине экипажа предусмотрено для второго летчика или седьмого пассажира. Пассажирская кабина имеет двери с каждой стороны размером 1.66 х 1.15 м. Багажный отсек расположен в задней части пассажирской кабины. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно (при замене обычных дверей выпуклыми), кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери.
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей; лопасти прямоугольной формы в плане, со стреловидными законцовками, хорда лопасти 0.33м, площадь 1.84м2. Профиль несимметричный, с отогнутым носком, относительная толщина профиля у комля 11.3%, в концевой части 6%. Лопасть имеет цельнометаллическую однолонжеронную конструкцию с сотовым заполнителем и обшивкой из алюминиевого сплава.
Рулевой винт полужесткий, с горизонтальными шарнирами. Диаметр рулевого винта 2.03м, хорда лопасти 0.2м. Лопасти прямоугольной формы в плане, из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем.
Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы в плане размахом 2.88м, стреловидного киля, служащего пилоном рулевого винта, и подфюзеляжного киля.
Силовая установка. Два турбовальных ГТД установлены в горизонтальном положении позади вала несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем. Сухая масса двигателя 71.6кг. Воздухозаборники боковые.
Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, главного и промежуточного редукторов, расположенных в обтекателе над пассажирской кабиной, редуктора рулевого винта и соединительных валов. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 552кВт. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 15.62 :1 и к рулевому винту 2.88 :1.
Топливная система. Два топливных бака емкостью 560л расположены под полом пассажирской кабины. Заправочные горловины расположены с обеих сторон фюзеляжа. Предусмотрены дополнительные внутренний бак емкостью 170л и подвесные баки. Запас масла 7.7л для каждого двигателя и 12л для трансмиссии.
Шасси убирающееся, трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь в отсеки по бокам кабины; носовая убирается вперед, в носовую часть фюзеляжа. Выпуск и уборка шасси производятся гидравлическим приводом. Главные колеса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Пневматики бескамерного типа, давление 0.57МПа. Колея шасси 2.45м, база 3.535м.
Система управления бустерная, дублированная, две независимые гидравлические системы, приводимые от трансмиссии с давлением 10.8МПа, обеспечивают работу гидроусилителей системы управления. Основная гидравлическая система используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес шасси и несущего винта.
Электросистема стандартного типа. Система цепи постоянного тока напряжением 30В включает два стартер-генератора (150А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (24В, 13 А*ч). Переменный ток (115В, 400Гц) используется для питания приборов навигационного оборудования и обеспечивается преобразователем (250 В*А). Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. По требованию заказчика устанавливается оборудование для полетов по приборам, КВ-передатчик с AM и автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго летчика.
Вертолёт Agusta-Westland AW109 «Power» (Италия)
В ходе лицензионного производства вертолётов иностранных конструкций итальянская фирма «Agusta-Westland» приобрела опыт, позволивший ей самостоятельно разработать и начать производство вертолёта Agusta A.109. Эта машина стала первым вертолётом фирмы, выпушенным массовой серией. Вертолёт A.109 разработан, прежде всего, под требования гражданского сектора рынка, но его такле закупили вооруженные силы некоторых стран. Отличиями A.109 стали убираемое трехопорное шасси с носовой опорой, четырехлопастный алюминиевый несуший винт с обшивкой из материала Nomex и стреловидный киль с двухлопастным хвостовым винтом, установленным с левой стороны. Изначально на A.109 ставился один газотурбинный двигатель Turbomeca Astazou XII мошностью 690 л.с.. но в 1967 году его заменили двумя значительно более надежными газотурбинными двигателями Allison 250С14 мошностью по 370 л.с.
Параллельное гражданским вариантом велось проектирование многоцелевой военной модификации вертолёта, но в 1969 году работы по ней прекратили. Все усилия были сосредоточены на доводке гражданского восьмиместного варианта A.109C Hirundo. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки серийных вертолётов, получивших обозначение A.109A, начались лишь в 1976 году. Первый серийный вертолёт итальянской конструкции имел коммерческий успех не только как лёгкая пассажирская машина, но и как санитарная, транспортная и поисково-спасательная. В ограниченном количестве вертолёты A.109 закупили вооруженные силы ряда стран для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолёта закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили британские войска на Фолклендах), позже Аргентина приобрела еше две машины. Трофейные аргентинские вертолёты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса британской армии и применялись, главным образом, для обеспечения действий бойцов SAS (Special Air Service – британский спецназ).
С сентября 1981 года выпускается базовая гражданская модификация A.109A Mk.II с усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, измененными конструкциями хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился «широкофюзеляжный» вариант A.109C,на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину сделали более просторной и комфортабельной. Один такой вертолёт поступил на вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, Он использовался в качестве президентской машины. В конце 1980-х годов стало ясно, что вертолёт более привлекателен для военных, чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно применять для разведки, эвакуации раненых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По заказу армейской авиации Италии было построено 24 вертолёта A.109EOA в варианте с двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью по 450 л.с. Все вертолёты поступили к заказчику в 1988 году. В отличие от более ранних машин, двери на A.109EOA были выполнены сдвижными, а не откидными. На крышах кабин монтировалисв прицелы SFIM М334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на двух пилонах предусматривалась подвеска широкого ассортимента вооружения. К другим отличиям вертолёта A.109EOA следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более безопасную в случае аварийной посадки.
На базе A.109EOA был разработан вариант A.109M с расширенным составом бортового оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация Бельгии заказала 46 вертолётов A.109CM, 18 – в разведывательном варианте и 28 – в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения A.109HO и A.1О9HA. Под требования вероятных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан многоцелевой вертолёт A.109K, оптимизированный для эксплуатации в условиях жары и высокогорья.На нем установили другие двигатели, усилили трансмиссию, удлинили носовую оконечность фюзеляжа, внедрили ряд других конструктивных изменений. Первый полет A.109K выполнил в апреле 1983 геи да. В числе первых поступили заказы на 16 вертолётов A.109K2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три аналогичные машины для полиции Дубая. Дальнейшим развитием военного варианта стали модификации A.109KM с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных войск и A.109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного базирования.
Вертолёт AW109 «Power» – одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трёхпорным шасси. Фюзеляж – цельнометаллический типа полумонокок из алюминиевых сплавов и обшивкой с сотовым заполнителем, состоит из четырёх отсеков: носовой обтекатель с оборудованием, двухместная кабина экипажа, шестиместная пассажирская кабина, хвостовая балка монококовской конструкции. Несущий винт – четырёхлопастный с шарнирным крепление лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидной законцовкой. Рулевой винт имеет диаметр 2,03 метра, полужёсткий с горизонтальными шарнирами. Лопасти прямоугольной формы в плане из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапецеевидной формы в плане с размахом 2,88 м и стреловидного киля с подфюзеляжным аэродинамическим гребнем. Шасси убирающееся трёхопорное с носовым самоорентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь отсека кабины; носовая – вперёд. Главные колёса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Колея шасси 2,45 м, база 3,535.
Силовая установка – два турбовальных двигателя Pratt & Whitney Canada PW206C установлены сзади редуктора несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем с боковыми воздухозаборниками. Топливная система состоит из двух топливных бака ёмкость 560 литров расположены под полом пассажирской кабины. Возможна установка подвесных баков, а также внутреннего бака ёмкостью 170 литров. Система управления – бустерная дублированная. Две независимые гидравлические системы, приводимые от трансмиссии. Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. Возможна установка оборудования для полёта по приборам, КВ-передатчик с АМ, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго лётчика.
Военные вертолёты A.109 вооружены пулемётом калибра 7,62 или 12,7 мм на турели, установленной в проеме двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески вооружения увеличено до четырех (по сравнению с двумя узлами подвески вертолета A.109EAO). На пилоны возможна подвеска контейнеров с 7,62 или с 12,7-мм пулемётами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 или 80 мм, до восьми ПТУР TOW. ракет «воздух-воздух» Stinget. A.109 также способен нести лёгкие БПЛА, а в морском варианте – противокорабельные ракеты. К поздним модификациям вертолёта относятся вариант A.109G для береговой охраны с двигателями Allison 250-C20R и A.109 Power с силовой установкой значительно большей мощности (два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PW206C мощностью по 640 л.с.) и усиленной трансмиссией.
Фирма «Agusta-Westaland» продолжила совершенствование вертолёта, который получил новое обозначение AW109 «Power». Серийный выпуск модификации AW109 «Power» предполагалось продолжать до 2009 года. На основе базовой модели было разработано еще несколько модификаций, в том числе AW109 «Elite» с салоном повышенной комфортабельности и усовершенствованным приборным оборудованием, а также AW109 «Power HPS», предназначенный для использования администрацией морских портов. На вертолётах серии Power предусмотрена возможность установки медицинского, полицейского, поисково-пасательного, противопожарного и другого специализированного оборудования. Вертолет AW109 «Grand» является увеличенным вариантом базовой модели, он предназначен для VIP-nepcoH и оснащен двумя газотурбинными двигателями PW207C взлетной мощностью по 735 л.с. Ныне все военные варианты вертолёта AW109 строятся на основе модификации AW109LUH.
Технические характеристики AW109
Экипаж: 1-2 человека
Пассажировместимость: 6-7 человек
Длина: 13,04 м
Длина фюзеляжа: 11,44 м
Диаметр несущего винта: 11,0 м
Диаметр рулевого винта: 2,0 м
Высота: 3,5 м (с хвостовым винтом)
Масса пустого: 1570 кг
Максимальная взлётная масса: 2850 кг
с подвеской: 3000 кг
Масса полезной нагрузки на подвеске: 1000 кг
Объём топливных баков: 605 л (+265 л в 2 дополнительных баках)
Силовая установка: 2 x турбовальных Pratt & Whitney Canada PW206C
Мощность двигателей: 2 x 640 л.с. (2 x 477 кВт (взлётная))
Максимально допустимая скорость: 311 км/ч
Крейсерская скорость: 285 км/ч
Практическая дальность: 964 км (с дополнительными баками)
Продолжительность полёта: 5 ч 4 мин
Практический потолок: 5974 м
Вооружение:
1 x 7,62 мм пулемёт
1 x 12,7 мм пулемёт в проеме двери
2 x 7,62 мм или 12,7 мм пулемётов на боковых пилонах с 200-250 патр. каждый
Точки подвески: 2 боковых пилона с нагрузкой по 300 кг каждый
Управляемые ракеты: 4-8 x TOW
Неуправляемые ракеты: 2 блока по 7 или 12 x 70 мм или 81 мм ракет
AW109
Галерея AW109
Agusta Westland AW109 — семейство легких многоцелевых вертолетов, спроектированных фирмой Agusta Westland (дочерняя фирма концерна Leonardo-Finmeccanica) в начале 1970-хх. Выпускается серийной с 1976 года и является базовым для нескольких других моделей вертолетов Agusta.
История AW109
В конце 1960-хх годов Agusta создала вертолет A109 — легкий, однодвигательный вертолет для коммерческого применения. Но, в то время тяга двигателей и надежность были еще не на очень высоком уровне и было решено создать на базе A109 новый вертолет с двумя двигателями Allison 250. Первые прототипы были собраны в 1971 году и совершили первые полеты. На доводку и сертификацию ушло несколько лет — в 1975 году Agusta A109 получил сертификаты.
В 1976 году вертолет официально вышел на рынок и начал поставляться. Он был прямым конкурентом лидера этого сегмента — вертолета Bell 206. Но итальянец имел преимущество в скорости, надежности и вместительности. Так же, A109 был представлен в военной версии с оборудованием, которое производилось в Европе для локализованных вертолетов Hughes (в частности, ракетных систем TOW воздушного базирования).
Успешный выход модели позволил уже в 1981 году провести модернизацию. Был создан A109A Mk2 с более вместительной кабиной. В 1993 году A109 K2 получил новые двигатели Turbomeca Arriel 1K1. Потом последовал A109 Power с двигателями Pratt&Whitney Canada PW206. К 2008 году этот вертолет летал уже в 48 странах. Было создано множество модификаций вертолета. В 2014 году Agusta Westland инициировала работу над новейшим AW109 Trekker. Он получит полозковые шасси (впервые у Agusta Westland), комплекс управления FADEC и двигатели PW207C, авионику поставит Genesys Aerospace, которая позволит управлять вертолетом в одиночку.
Конструкция AW109
Agusta Westland AW109 — легкий двухдвигательный коммерческий вертолет, выполненный по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический полумонокок, выполненный, преимущественно, из алюминиевых сплавов. Шасси убирающееся, трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом.
Шесть пассажиров располагаются в креслах в два ряда. Вертолет может управляться одним пилотом, поэтому, второе кресло в кабине может быть занято седьмым пассажиром. Пассажирская кабина имеет двери с каждой стороны. Багажный отсек расположен в задней части пассажирской кабины. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно, кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери.
Несущий винт четырехлопастный. Рулевой винт полужесткий. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы.
Силовая установка- два турбовальных двигателя установленных в горизонтальном положении позади вала несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем.
Модификации
- AW109A— базовая модификация, в июне 1981 года на вертолёте были установлены мировые рекорды скороподъёмности;
- AW109A Mk.2— развитие вертолёта A109A с большим по размерам фюзеляжем и ГТД Allison 250-C20 взлётной мощностью по 380 л.с., поставки начались в 1981 году;
- AW109Cи A109CM — усовершенствованные варианты вертолёта с увеличенной взлётной массой до 2700 кг и несущим винтом с лопастями из композиционных материалов
- AW109EOA— лёгкий разведывательный и боевой вертолёт, может использоваться для наведения и управления, радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы, для полицейской службы, а также на флоте в качестве противолодочного вертолёта;
- AW109K— вертолёт с более мощными двигателями Turbomeca Arriel 1K1, имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата, предназначен для военного применения на Ближнем Востоке и в Африке;
- AW109KM— военный вариант вертолёта A109K, может использоваться как противотанковый и разведывательный для управления связи;
- AW109KN— палубный вариант для загоризонтного целеуказания вооружён противокорабельными управляемыми ракетами;
- AW109K2— поисково-спасательный вариант для полиции Швейцарии, заказавшей 15 вертолётов, снабжён спасательной лебёдкой грузоподъёмностью 200 кг и грузовым крюком, сертифицирован в 1996 году;
- AW109F— развитие A109E со стеклянной кабиной;
- AW109PM— военный вариант A109E с ГТД Пратт-Уитни PW206C, в варианте с вооружением заказан для частей береговой охраны США;
- AW109E(AW109Power) — современная модель. Впервые был представлен на авиакосмической выставке в Париже в 1995 году, снабжён ГТД Пратт-Уитни Канада PW206C, несущий винт имеет титановую втулку с эластомерными подшипниками;
- AW109S— GRAND — новая модификация A109E Power. Взлётная масса 3175 кг.
Эксплуатация AW109
Вертолет Agusta Westland AW109 — один из самых удачных коммерческих вертолетов, созданных в Европе. Не смотря на то, что впервые он взлетел в 1971 году, он по-прежнему поставляется и активно модернизируется, что дает ему высокие экономические и летные характеристики. К 2015 году было выпущено более 580 вертолетов этой модели — сотни машин находятся в военном пользовании, авиакомпаниях, парках корпоративных вертолетов и в частном пользовании в более, чем 48 странах мира.