0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta» (Италия)

Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta» (Италия)

Вертолёт Agusta A.129 «Mangusta» стал первым узкоспециализированным боевым вертолётом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов. Agusta A.129 также первый европейский вертолёт, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту M1L-STD 1553В, что значительно облегчает работу экипажа. Проектирование вертолёта велось в тесном взаимодействии с армией. В целях экономии средств было решено максимально использовать отработанную конструкцию вертолета A.109 и установить уже имеющиеся на рынке двигатели и вооружение. После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A.129 на AW129.

Первый прототип Agusta A.129 соверщил первый официальный полет с аэродрома Касцина-Коста 15 сентября 1983 года (неофициально вертолёт поднимался в воздух 11 и 13 сентября). Вертолёт оснащен двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Gem2-2Mkl004D, собранные по лицензии на фирме «Piaggo». Фирма «Agusta» изготовила четыре опытных вертолёта, а после того как один из них пришлось списать, был построен еще и пятый прототип. Все опытные вертолёты приступили к программе лётных испытаний до 1985 года. Проведенные в 1986 и 1987 годах лётные испытания, в ходе которых выполнялись пуски ракет, позволили в декабре 1987 года заключить контракт на поставку первой партии из 15 машин для армейской авиации Италии. Изначально военные определили свои потребности в 100 боевых вертолётов, предназначенных для борьбы с танками и ведения разведки. Однако в связи с окончанием холодной войны заказ был сокращен до 60 машин.

Первые пять серийных вертолётов поступили в учебный центр армейской авиации в Витебро в октябре 1990 года для проведения Эксплуатационных испытаний и переподготовки экипажей. Всего, до приостановки поставок в 1992 году, армия Италии успела получить 45 вертолетов A.129. Сокращение военных расходов заставило урезать многие программы закупки вооружения и военной техники. Одновременно армия Италии пересмотрела требования к противотанковому вертолету — теперь от него требовалась способность решать более широкий круг задач. Необходимость в такой машине особенно остро выявил опыт участия вертолётов A.129 «Mangusta» в международных операциях сил ООН в Сомали в 1992-1994 годах.

Штатное вооружение боевых вертолётов A.129 «Mangusta» предназначено, в первую Очередь, для борьбы с танками. Вертолёт способен нести до восьми ПТУР TOW-2A,52 неуправляемые ракеты калибра 70 мм или более крупные НАР SNIA-BPD Medusa кали6ра 81 мм. Также возможна подвеска контейнеров с 12,7-мм пулеметами. Пилот (он же командир экипажа) располагается в задней кабине, оператор вооружения — в передней. Оба члена экипажа снабжены нашлемными дисплеями Honeywell IHADS. Перед кабиной смонтирован прицел Saab HeliTOW, предназначенный для наведения ПТУР TOW и включающий оптический канал высокого разрешения и лазерный дальномер/целеуказатель. Поп ним смонтирована инфракрасная система обзора передней полусферы HIRNS. Система HIRNS позволяет лётчику уверенно пилотировать вертолёт в условиях плохой видимости.

Большинство бортовых систем вертолёта — навигация, связь, система управления вооружением «завязаны» в единый комплекс четырехканальной цифровой шиной данных с системой управления информацией IMS. Использование системы IMS позволило автоматизировать многие процессы и резко сократить число органов управления, В настоящее время производство вертолёта A.129 «Mangusta» под обозначением AW129 осуществляет фирма «Agusta-Westland». Армия Италии получила 15 последних заказанных ею вертолётов в модернизированном виде, со многими доработками, внедренными на варианте A.129 International. Находящиеся на вооружении вертолёты должны были пройти модернизацию до окончания 2008 года. Сейчас армия Италии проявляет интерес к новому варианту A.129 Mangusta СВТ (Combatlimento).

Вертолёт AW129 «Mangusta» выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания — из КМ. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго лётчика-стрелка, сидящего спереди. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья лётчика-стрелка. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. Панели остекления кабины с целью уменьшения бликообразования выполнены плоскими.

Фюзеляж имеет небольшую площадь миделевого сечения и может выдерживать попадание пуль калибром 12.7 мм. Для аварийного покидания вертолета экипажем предусмотрены сбрасываемые боковые панели. Конструкция фюзеляжа рассчитана на обеспечение безопасности при аварийной посадке в соответствии с военными стандартами США MILSTD-1290 (вертикальная скорость 11.2м/с). Применение КМ в конструкции фюзеляжа достигает 45% массы. В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3.2м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ. Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, и поворотного стабилизатора, крепящегося в середине хвостовой балки. Все поверхности хвостового оперения выполнены КМ.

Читать еще:  Проект авиационного ракетного комплекса F-15GSE (США)

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. В конструкции втулки использованы эластомерные подшипники. Все механические соединения и подвижные части расположены внутри корпуса втулки и вала несущего винта, который установлен на подшипниках, не требующих смазки. Лопасти несущего винта прямоугольной формы в плане. Лонжерон лопасти выполнен из стекловолокна и кевлара. Носок и хвостик лопасти имеют слоистую конструкцию с использованием заполнителя номекс, а обшивка выполнена из КМ. Лопасти могут выдерживать попадание пуль калибром 12.7мм. Несущий винт имеет низкий уровень вибраций и рассчитан на перегрузку от +3,5 до -1. Окружная скорость концов лопастей 210м/с. Рулевой винт двухлопастный, полужесткий, крепится с левой стороны в верхней части вертикального оперения. Конструкция втулки с косыми ГШ и эластомерными подшипниками. Лопасти выполнены из КМ. Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Главные опоры имеют гидравлические амортизаторы. Конструкция шасси и кресел обеспечивает уменьшение перегрузки при ударе от 50 до 20g.

Силовая установка AW129 «Mangusta» состоит из двух турбовальных ГТД Rolls-Royce Gem Mk.1004D, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Мощность каждого ГТД: максимальная продолжительная 615 кВт, максимальная чрезвычайная (в течение 2.5 мин) 704 кВт, максимальная аварийная (в течение 20с) 759кВт. Длина двигателя 1.1 м, ширина 0.575 м, высота 0.596 м. Сухая масса двигателя 140кг. Сопла снабжены устройствами для снижения ИК-излучения и уровня шума. Трансмиссия включает главный редуктор с двумя раздельными каналами передачи мощности. Такая конструкция предотвращает одновременное повреждение обоих каналов. При отказе маслосистемы трансмиссия может продолжать работу в течение 30 мин. ТУстановлены две взаимозаменяемые автономные топливные системы, протектированные топливопроводы и топливные баки, выдерживающие ударные нагрузки. Предусмотрено заполнение баков пеной для предотвращения пожара. Заправка баков производится под давлением. Имеется электронная цифровая система управления подачей топлива. Предусмотрена установка дополнительных топливных баков на внутренних подкрыльевых узлах подвески.

Система управления гидравлическая, дублированная, имеет три главные системы для управления полетом и две независимые для управления тормозами несущего винта и колес главных опор. Главные системы с давлением 20.8МПа приводятся от трех независимых источников мощности: две из них объединены и приводятся от главного редуктора, а третья приводится от редуктора рулевого винта. Расход жидкости в каждой из главных систем 23.6л/мин. Исполнительные механизмы электрической системы стабилизации и автопилота совмещены с блоками гидравлической системы управления, электрическая проводка системы управления имеет тройное резервированние. Предусмотрена защита механической проводки управления от повреждений, столкновения с проводами и обледенения за счет размещения тяг управления и автомата-перекоса внутри канала, окружающего вал несущего винта. Предусмотрена установка электродисганционной системы управления рулевым винтом.

Установлена цифровая мультиплексная система передачи данных IMS, обеспечивающая взаимосвязь между всеми системами электронного оборудования, включая радио и навигационное, распределение электроэнергии и управление силовой установкой, функционирование систем управления полетом и повышение устойчивости, а также управление вооружением. Система IMS управляется с помощью двух центральных независимых ЭВМ с двумя интерфейсами, на которые поступают сигналы от датчиков и электронного оборудования, преобразуемые в соответствии с требованиями MIL 1553B и передаваемые в центральную ЭВМ в реальном масштабе времени. Обработанная информация передается летчику и стрелку на многофункциональные дисплеи. Для управления навигацией ЭВМ система IMS связана с доплеровской РЛС и радиовысотомером. Усовершенствованное связное и навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию в условиях плохой видимости и ночью. ИК-система ночного видения летчика соединена с системой ночного видения FLIR для управления огнем и имеет общие датчики в носовой части вертолета. В бортовое электронное оборудование входит комбинированная активная и пассивная система самозащиты: приемник предупреждения о радиолокационном облучении, автомат для разбрасываная дипольных отражателей, передатчик помех.

Вооружение крепится на четырех узлах подвески под крылом: два задних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 300кг, и два внутренних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 200кг. Все узлы имеют шарниры, обеспечивающие их отклонение от 2 до 10°. Для противотанковых операций вертолёт AW129 «Mangusta» будет вооружен 8 ПТУР М-65 «Toy» и снабжен прицелом с лазерным дальномером и системой ночного видения FLIR. Для действий по наземным целях вертолет может нести до 52 НАР калибром 70мм в четырех подвесных контейнерах. Предусматривается также установка 6 ПТУР «Хеллфайр» с лазерной системой наведения и прицела Мартин-Мариетта модульной конструкции, монтируемого на валу несущего винта. Возможна также установка пулеметов калибром 7.62 мм или 12.7 мм или пушки калибром 20 мм в контейнерах. Для действий по воздушным целям возможна установка ракет класса «воздух-воздух» AIM-91 «Сайдуиндер», Матра «Мистраль», «Джевлин» или «Стингер».

Технические характеристики AW129 «Mangusta»
Экипаж, чел 2
Диаметр несущего винта, м 11.90
Диаметр рулевого винта, м 2.24
Длина,м 12.275
Высота ,м 3.315
Масса, кг
— пустого снаряженного 2529
— нормальная взлетная 3700
— максимальная взлетная 4100
— топлива 750
Тип двигателя 2 ГТД Piaggio (Rolls-Royce) Gem Mk 1004D
Мощность, кВт
— при взлете 2 х 704
— при полете 2 х 615
— пиковая (20 с) 2 х 759
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 600
Прдолжительность полета, ч мин
— максимальная 3.00
— боевая (с 8 ПТУР) 1.30
Скороподъемность, м/мин 655
Практический потолок, м 6500
Статический потолок, м 3750
Вооружение: один 12.7-мм пулемет
боевая нагрузка — 1200 кг на 4 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или 6 AGM-114 Hellfire,
2 контейнера FN ETNA HMP с 12.7-мм пулеметом FN-M3P
и 250 патронами или
2 ПУ HL-7-70 7х70-мм или HL-19-70 19х70-мм
или с 81-мм НУР.

Читать еще:  Ударный экраноплан «Лунь» (проект 903) (СССР)

Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta» (Италия)

БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ AGUSTAWESTLAN AW129 MANGUSTA (ИТАЛИЯ)
COMBAT HELICOPTER AGUSTAWESTLAN AW129 MANGUSTA (ITALY)

17.01.2017

Итальянская оборонная группа Leonardo-Finmeccanica объявила о начале разработки и производстве нового ударного вертолета на замену А129 Mangusta для армии Италии.
Программа получила название NEES (new exploration and escort helicopter) и рассчитана на многолетний период реализации, должен быть построен прототип и три предсерийных образца. Сроки не называются. Потребности Италии оцениваются в 48 машин. Вывод А129 из боевого состава будет выполнен до 2025 года после 35 лет эксплуатации. «Мангуста» был первым полностью разработанным в Европе боевым вертолетом, первый полет состоялся в 1984 году, принятие на вооружение в 1990 году.
Компания планирует широко использовать технологический опыт, полученный при создании и производстве А129, из чего можно сделать вывод, что новый вертолет может быть глубоко переработанной версией «Мангусты».
Военный паритет

БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ AGUSTAWESTLAN AW129 MANGUSTA

Вертолёт Agusta A.129 «Mangusta» стал первым узкоспециализированным боевым вертолётом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов.
Агуста А129 «Мангуст» был разработан в 1982 году для удовлетворения потребностей итальянской армии в лёгком многоцелевом разведывательном вертолёте. На нём впервые была установлена полностью компьютеризированная комплексная система управления, предусматривающая контроль за ней экипажем. А129 имеет обычное тандемное расположение кресел (пилот сзади, чуть выше; стрелок — впереди и ниже), съёмные крылья с двумя пилонами для подвески вооружения и довольно изящный, небольших размеров фюзеляж, что делает эту машину малозаметной. Конструкция фюзеляжа на 45 % состоит из композитных материалов.
Agusta A.129 также первый европейский вертолёт, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту M1L-STD 1553В, что значительно облегчает работу экипажа. Проектирование вертолёта велось в тесном взаимодействии с армией. В целях экономии средств было решено максимально использовать отработанную конструкцию вертолета A.109 и установить уже имеющиеся на рынке двигатели и вооружение. После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A.129 на AW129.

Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Роллс-Ройс Gem Mk2-1004D и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года.
В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» ООН в Сомали.
В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. T-129 EDH является упрощенной модификацией T-129B и лишен возможности использовать всю номенклатуру вооружения основного варианта ударного вертолёта. T-129 EDH совершил первый полёт в сентябре 2011 года. В 2012 году вооруженные силы Турции получат 4 Т-129 и 5 единиц в 2013 году.

Италия развернула в Афганистане последнюю версию боевого вертолета AgustaWestlan AW129D Mangusta, сообщается в ноябре 2014 года. Новые вертолеты заменят более раннюю версию машины под индексом A129 CBT Mangusta, которые налетали более 10500 часов в Афганистане, ранее дислоцировались в Ираке.
AW129D оснащен израильскими турельным набором датчиков Rafael Toplite III и ракетами повышенной дальности Spike ER (Extended Range), а также 20 мм автоматической пушкой Oto Melara TM-197B. Эта версия прошла испытания в Сардинии, в частности, пилоты сбрасывали бомбы с лазерным наведением. Поисковая система Toplite III позволяет обнаруживать цели на значительно больших расстояниях по сравнению HeliTOW, разработанной в 1970-х годах.
В настоящее время целевая группа Fenice итальянской армии работает в Афганистане для обнаружения СВУ (самодельных взрывных устройств), этой задачей занимается. т.н. «фиолетовая группа» (один боевой A129 CBT и один многоцелевой NH90 с пехотинцами на борту), выполнением разведывательно-боевых функций занимается «красная команда» (два боевых А129).

МОДИФИКАЦИИ:
• A.129 – первая серийная модификация.
• A.129 Mk.2 Tonal – модернизированная версия в производстве которой принимали участие фирмы Westland, Fokker и CASA. На вертолете установлена новое РЭО, оружие и ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322 или Rolls-Royce Gem Mk 1004.
• A.129 INT – многоцелевой ударный вертолет, разработанный итальянской фирмой Agusta (Finmeccanica). Вертолет является развитием ударного вертолета Agusta A129 Mangusta. А129 INT предназначен для противотанковых операций, огневой поддержки сухопутных войск, разведывательных и наблюдательный операций, эскорта конвоев и целенаведения. На вертолете установлен новый пятилопастный винт и более мощный двигатель. РЭО вертолета включает в себя интегрированную систему управления на базе цифровой шины данных MIL-STD-1554B. Производство вертолета начато в 1998 году. К середине 1999 года было поставлено 15 вертолетов А129 INT, и начата программа модернизации по программе INT 45 вертолетов A129 Mangusta.
• A.129ASW – модификации для военно-морских сил с противокорабельным комплексом вооружения.
• A.139 LBH – вертолет созданный по программе Light Battlefield Helicopter на базе А.129 с улучшенным фюзеляжем и шасси. На вертолете установлена носовая турель с пушкой или пулеметом. Появилась возможность высадки десанта в количестве 8 человек.

Читать еще:  Штурмовая винтовка AICW - Advanced Infantry Combat Weapon (Австралия)

Масса, кг
— пустого снаряженного 2529
— нормальная взлетная 3700
— максимальная взлетная 4100
— топлива 750
Длина, м 14,29
Длина фюзеляжа, м 12,275
Диаметр несущего винта, 11,9
Диаметр рулевого винта, м 2,32
Размах крыла, 3,2
Максимальная ширина фюзеляжа, м 0,95
Высота, м 3,35 с хвостовым винтом
Площадь, ометаемая несущим винтом, кв.м 111,2

Тип двигателя 2 ГТД Piaggio (Rolls-Royce) Gem Mk 1004D
Мощность, кВт
— при взлете 2 х 704
— при полете 2 х 615
— пиковая (20 с) 2 х 759
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 600
Продолжительность полета, ч мин
— максимальная 3.00
— боевая (с 8 ПТУР) 1.30
Скороподъемность, м/мин 655
Практический потолок, м 6500
Статический потолок, м 3750
Экипаж, чел 2

один 12.7-мм пулемет
боевая нагрузка – 1200 кг на 4 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или 6 AGM-114 Hellfire,
2 контейнера FN ETNA HMP с 12,7-мм пулеметом FN-M3P и 250 патронами
или 2 ПУ HL-7-70 7х70-мм или HL-19-70 19х70-мм
или с 81-мм НУР.

Вертолёт Agusta A129 Mangusta. Технические характеристики. Фото.

Agusta A129 Mangusta – боевой военный вертолёт, разработанный и выпускаемый с 1987 года итальянской авиастроительной компанией «Agusta», а впоследствии и совместными усилиями британо-итальянской компанией «AgustaWestland».

Agusta A129 Mangusta фото

Начало разработок боевого итальянского вертолёта Agusta A129 Mangusta было положено в 1978 году, однако, к этому времени итальянские авиастроители начали разрабатывать лишь дизайн военного воздушного судна, не опираясь ни на какую из существовавших версий вертолётов. Впоследствии, когда дизайн вертолёта Agusta A129 Mangusta был выполнен, за работу принялись и итальянские инженеры, взяв за базу вертолёт модели AgustaWestland A109, оптимизировав его под выполнение поставленных боевых задач.

Проектирование вертолёта велось итальянскими авиастроителями практически на протяжении девяти лет, и несмотря на тот факт, что первый прототип этого летательного аппарата поднялся в небо в сентябре 1983 года, ещё на протяжении 7 лет вертолёт всячески совершенствовался, и только в 1990 году поступил на вооружение итальянской армии.

Фото Agusta A129 Mangusta

Вертолёт Agusta A129 Mangusta прекрасно приспособлен под выполнение различного рода боевых задач, в частности, он пригоден для борьбы, как с вооружёнными отрядами противника, так и с бронированной техникой, в том числе и с танками. В качестве основного вооружения на вертолёте Agusta A129 Mangusta используется автоматическая 20 мм. авиационная пушка, крупнокалиберный 12,7 мм. пулемёт, а также комплект неуправляемых ракет, обеспечивающий высокую зону поражения противника.

Экипаж вертолёта Agusta A129 Mangusta состоит, как правило, из трёх человек – двух пилотов и одного офицера управляющего вооружением вертолёта. Эта боевая машина хорошо себя зарекомендовала в ряде военных и специальных операций на территории других государств, в связи с чем выпуск воздушных судов данной модели продолжается и по сегодняшний день.

Силовая установка вертолёта Agusta A129 Mangusta состоит из двух турбовальных двигателей Rolls-Royce Gem 2-1004D, каждый из которых способен развивать мощность в 890 л.с., однако, несмотря на достаточно большую тягу, скорость полёта этого летательного аппарата не является высокой, составляя порядка 278 кмч. при максимальном своём значении. Дальность полёта Agusta A129 Mangusta также весьма ограничена – порядка 510 километров, однако, в случае если речь идёт о перегоночной дистанции, то вертолёт может преодолевать до 1 тысячи километров.

Вертолёт Agusta A129 Mangusta

За весь период производства, компаниями «Agusta» и «AgustaWestland» было выпущено несколько различных модификаций этого боевого вертолёта:

  • Agusta A129 Mangusta – базовая производственная версия боевого вертолёта;
  • Agusta A129 Combat — — обновленная версия вертолёта без значимых технических и конструкционных изменений;
  • Agusta A129 International – усовершенствованный вариант вертолёта, оснащённый двумя турбовальными двигателями LHTEC T800, и дополнительными средствами вооружения;
  • AgustaWestland T129 – версия разработанная по заказу турецких вооружённых сил.

Основным пользователем данных вертолётов является итальянская армия, где на вооружении находится 60 воздушных судов этого типа.

Технические характеристики AgustaWestland AW169.

  • Экипаж: 3 человека (В зависимости от модификации);
  • Вместимость: отсутствует;
  • Длина вертолёта: 12,28 м.;
  • Высота вертолёта: 3,35 м.;
  • Диаметр несущего винта: 11,90 м.;
  • Масса пустого вертолёта: 2530 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 4600 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 229 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 278 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 510 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 4725 м.;
  • Силовая установка: 2 × Rolls-Royce Gem 2-1004D (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 2 × 890 л.с. (В зависимости от модификации).

Вертолёт Agusta A129 Mangusta. Галерея.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector