Вертолёт огневой поддержки Ми-171Ш-ВН (Россия)
Транспортно-штурмовой вертолет Ми-171Ш-ВН.
Транспортно-штурмовой вертолет Ми-171Ш-ВН.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 2017 г.
Ми-171Ш-ВН представляет собой новейшую модификацию военно-транспортного вертолета типа Ми-8/17. Обновленная машина готова к проведению летных испытаний и последующей поставке потенциальным заказчикам. Ее производство будет развернуто на Улан-Удэнском авиационном заводе. Вертолет Ми-171Ш-ВН предназначен для выполнения широкого круга задач: от транспортно-десантного до огневого обеспечения действий сил специального назначения.
«Технический облик Ми-171Ш-ВН был сформирован с учетом опыта боевого применения вертолетов, в том числе в Сирийской Арабской Республике. В машине воплощен целый комплекс конструктивных особенностей, повышающих боевую эффективность и живучесть машины», — отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
«Ми-171Ш-ВН» — это условное обозначение вертолета. Планируется, что на экспорт машина будет поставляться под хорошо всем известным шифром «Ми-171Ш».
Вертолёт Ми-171Ш-ВН оснащается газотурбинными двигателями ВК-2500-03 с модернизированной трансмиссией и с улучшенными высотно-климатическими характеристиками и новой несущей системой. На машине установлены композитные лопасти несущего винта с новым профилем и Х-образный рулевой винт. По сравнению с предыдущей версией на вертолёте благодаря этим нововведениям увеличены крейсерская и максимальная скорость полёта до 260 и 280 км/ч соответственно, а также максимальный взлётный вес до 13500 кг. Кроме того повышена его тяговооружённость и эффективность применения машины в условиях высокогорья и в жарком климате.
Ми-171Ш-ВН оснащён новым составом пилотажно-навигационного оборудования. При этом для повышения боевой живучести применён принцип комбинации «стеклянной кабины» и надёжных аналоговых приборов. Машина оснащена цифровым автопилотом. Повышена эффективность применения вертолёта в ночных условиях. Вертолёт оснащён FLIR-системой, поисковым прожектором с инфракрасным излучателем, двухдиапазонным свето-техническим оборудованием, адаптирован под применение очков ночного видения.
Также повышена боевая живучесть вертолёта. Машина оснащается комплексом обороны «Президент-С», который в автоматическом режиме распознает пуск ракет по вертолёту, осуществляет постановку помех их головкам наведения и выброс ложных тепловых целей.
Для защиты личного состава пол кабины экипажа и грузовой кабины полностью закрыт съёмной облегчённой кевларовой бронёй. Также кевларовая броня установлена вдоль левого и правого борта до уровня иллюминаторов. Для повышения выживаемости личного состава в случае «жёсткой посадки» вертолёта предусмотрена установка энергопоглощающих десантных сидений.
На вертолёте Ми-171Ш-ВН установлен новый состав вооружения. Главной особенностью стало то, что наряду со стрелково-пушечным вооружением (например контейнеры УПК-23-250), неуправляемыми ракетами (Б-8В20А) и бомбами различного калибра (ОФАБ-250) вертолёт оснащается комплексом управляемого ракетного вооружения с обзорно-прицельной системой.
В состав вооружения машины включены новые пулеметы: два курсовых 6П49Т «КОРД Т» и один 6П49Т «КОРД В» для поддержки высадки десанта. Опытные образцы данных пулеметов сконструированы на ОАО «Завод имени В.А.Дегтярева» совместно с авиационным заводом АО «У-УАЗ» (г. Улан-Удэ).
Вариант 6П49Т «КОРД Т» (буква «Т» означает — с дополнительным теплоотводом) отличается утолщенным стволом, за счет чего пулемет способен вести более интенсивный огонь — свыше 300 выстрелов без промежуточного охлаждения, а также механизмом пироперезарядки, позволяющим дистанционно перезаряжать оружие в случае осечек или иных задержек. Два таких пулемета на Ми-171Ш-ВН используется в качестве курсовых и монтируются на выносных фермах, справа и слева от фюзеляжа.
Пулемет 6П49В «КОРД В» (очевидно, буква «В» обозначает вертолетный) предназначен для установки в проемах боковых дверей вертолета и управляется непосредственно бортовым стрелком. При этом управление спуском у пулемета дублировано: открывать из него огонь можно либо при помощи электроспуска, питающегося от бортовой сети, либо при помощи гашетки. Другими особенностями 6П49В «КОРД В» являются датчики с индикаторами остатка боеприпасов, готовности пулемета к стрельбе, положения подвижных частей. Кроме того, по требованию разработчиков вертолета пулемет получил специальные механизмы для отвода стреляных гильз и сбора звеньев ленты.
Впервые вертолет Ми-171Ш-ВН был представлен на международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2017».
Диаметр несущего винта, м: 21,29
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 18,22
Высота, м: 5,65
Масса, кг
— пустого: 7260
— норм. взлетная: 12100
— макс. взлетная: 13500
Двигатель: 2 х ГТД ВК-2500-03
— мощность, кВт: 2 х 2400
Скорость, км/ч
— максимальная: 280
— крейсерская: 260
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1900
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 37 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза
Вооружение: 3 х 12,7-мм пулемета «КОРД» и задний пулемет 7,62-мм КВП.
Боевая нагрузка — 1400 кг на 6 узлах подвески: 4 х ПУ УВ-16-57 16х55-мм или УВ-32-57 32х57-мм, или 4 х 250-кг бомбы, или 6 х ПТУР «Атака».
Вертолет Ми-171Ш-ВН.
Вертолет Ми-171Ш-ВН.
Вертолет Ми-171Ш-ВН.
Вертолет Ми-171Ш-ВН.
Вертолет Ми-171Ш-ВН.
Вертолет Ми-171Ш-ВН.
12,7-мм пулемет 6П49В «КОРД В» для поддержки высадки десанта, на Ми-171Ш-ВН.
12,7-мм пулемет 6П49В «КОРД В» для поддержки высадки десанта, на Ми-171Ш-ВН.
12,7-мм пулемет 6П49Т «КОРД Т» на выносной ферме, слева от фюзеляжа.
Десантно-грузовой отсек Ми-171Ш-ВН.
«Выдающаяся разработка»: как изменится военно-транспортный вертолёт Ми-171Ш
Холдинг «Вертолёты России» (ВР) рассчитывает завершить опытно-конструкторские работы в рамках модернизации Ми-171Ш до конца 2020 года. Военно-транспортная машина будет усовершенствована с учётом опыта проведения сирийской операции. Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании.
Ми-171 является глубокой модернизацией многоцелевого Ми-8/17, который считается одним из самых популярных вертолётов в мире. На текущий момент выпущено около 12 тыс. единиц, они эксплуатируются примерно в 100 странах.
Взлётная масса представителя семейства Ми-8/17 составляет 13 тонн, максимальная полезная нагрузка — 4 тонны, крейсерская скорость — 230 км/ч, дальность полёта с основными баками — 610 км. Машина может эксплуатироваться при температуре от -50 до +50 ℃. Серийное производство вертолётов развёрнуто на авиационном заводе в Улан-Удэ.
«Михаил Леонтьевич Миль подарил нашей стране превосходную винтокрылую машину. Это надёжный, как автомат Калашникова, вертолёт, заслуженно снискавший славу незаменимого помощника Вооружённых сил нашей страны. Ни одна крупная операция или учения не обходятся без этой «рабочей лошадки», — пояснил RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов.
Целый комплекс конструктивных особенностей
Ми-171 — это экспортное обозначение Ми-8АМТ. Машина совершила первый полёт в 1990 году. За минувшие 28 лет было выпущено более 260 вертолётов. На рынке холдинг предлагает Ми-171 в двух вариантах: военно-транспортном (с шифром «Ш») и гражданском (с шифром «А»). Оба образца были продемонстрированы в конце мая 2018 года на выставке HeliRussia-2018 на площадке перед «Крокус Экспо» (Москва).
Ранее Ми-171Ш был выставлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-2017. Как рассказал журналистам генеральный директор ВР Андрей Богинский, модернизация машины направлена на то, чтобы максимально приспособить её к работе в условиях контртеррористической операции. Эксперты полагают, что вертолёт станут активно использовать Силы специальных операций (ССО).
Крейсерская скорость Ми-171Ш будет увеличена до 280 км/ч (+30 км/ч), взлётная масса — до 13,5 т (+0,5 т). Машину оснастят двигателями с улучшенными высотно-климатическими характеристиками, цифровым автопилотом, новым бортовым оборудованием, обзорно-прицельной системой и съёмной кевларовой бронёй, которая прикроет кабину экипажа и внутреннее пространство, где могут находиться до 26 военнослужащих.
В Сирии российская авиация активно действовала ночью. Для полётов в тёмное время суток холдинг поставит на Ми-171Ш современные тепловизионные системы и двухдиапазонную светотехническую аппаратуру. Также пилоты получат усовершенствованные очки ночного видения.
От попадания зенитных ракет Ми-171Ш будет защищать комплекс радиоэлектронного противодействия (КРЭП) «Президент-С» разработки НИИ «Экран» (Самара). Данный вид вооружения серийно производится с 2015 года. На сегодняшний день комплекс установлен на Ил-96ПУ (лайнер главы государства), транспортных самолётах Ил-76, вертолётах Ка-52, Ми-8АМТШ, Ми-26 и Ми-28.
Инженеры холдинга позаботились и об ударном вооружении Ми-171Ш. Вертолёт получит системы управляемого и неуправляемого оружия. В частности, машина будет вооружена противотанковым комплексом «Штурм-В» с ракетами 9М120 и 9М114, неуправляемыми 80-мм ракетами типа С-8 и двуствольной авиационной пушкой ГШ-23Л.
С учётом опыта десантирования в Сирии вертолёт оснастят четырьмя пулемётами. Три крупнокалиберных пулемёта «Корд» (12,7×108 мм) установят в носовой части (предположительно, в проёмах дверей) Ми-171Ш. В хвостовой части вертолёта будет находиться пулемёт конструкции Семёна Владимирова (14,5×114 мм).
«Технический облик вертолёта сформирован с учётом опыта боевого применения авиации, в том числе в Сирии. В машине реализован целый комплекс конструктивных особенностей, повышающих её боевую эффективность и живучесть», — подчеркнул Богинский.
Как отмечают эксперты, компоновка и арсенал представленного на МАКС-2017 образца Ми-171Ш позволит обеспечить высадку спецназа в условиях огневого воздействия противника. Предполагается, что машины будут работать в паре: один вертолёт осуществляет прикрытие, пока из другой машины высаживаются военнослужащие.
«До сих пор нет аналогов в мире»
В сентябре 2015 года в Сирию ресурсами военно-транспортной авиации ВС РФ были переброшены четыре Ми-8АМТШ. Вертолёт получил боевое крещение в арабской республике 24 ноября 2015 года во время поисково-спасательной операции после крушения российского бомбардировщика Су-24М, который был подбит турецким истребителем F-16.
По информации Минобороны РФ, с 2017 года вертолёты семейства Ми-8/17 выполняют регулярные облёты зоны деэскалации. В частности, машину эксплуатируют офицеры Центра по примирению враждующих сторон (ЦВПС).
«В условиях пыли и жары машина зарекомендовала себя хорошо. Однако в ходе эксплуатации, вероятно, были выявлены направления для дальнейшего совершенствования Ми-171», — отметил Дмитрий Дьяконов.
Эксперт сообщил, что Ми-171Ш, как и другие машины семейства Ми-8/17, имеет хорошие перспективы на мировом рынке. По его словам, даже без модернизации российские вертолёты будут актуальны в течение как минимум ближайших 10—15 лет.
«Концепция Ми-8 стала выдающейся разработкой Михаила Миля, в которую он заложил колоссальный модернизационный потенциал. У машины до сих пор нет аналогов в мире. А по соотношению цены и качества модификации Ми-8, включая Ми-171, являются очень конкурентоспособными вертолётами и могут быть проданы десяткам стран», — подытожил Дьяконов.
Вертолёт огневой поддержки Ми-171Ш-ВН (Россия)
ВЕРТОЛЁТ ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ МИ-171Ш-ВН РОССИЯ.
В ряду различных модификаций вертолетов семейства Ми-8 (Ми-17), демонстрировавшихся холдингом «Вертолеты России» на МАКС-2017, выделялся модернизированный военно-транспортный вертолет Ми-171Ш-ВН в оригинальном «пиксельном» камуфляже, предназначенный для обеспечения действий сил специального назначения при выполнении задач по борьбе с терроризмом. Технический облик вертолета Ми-171Ш-ВН был сформирован с учетом опыта боевого применения вертолетов, в т.ч. в Сирийской Арабской Республике. В вертолете воплощен целый комплекс конструктивных особенностей, повышающих боевую эффективность и боевую живучесть машины. «Ми-171Ш-ВН» – это условное обозначение вертолёта. Планируется, что на экспорт машина будет поставляться под хорошо всем известным шифром «Ми-171Ш».
По сравнению с выпускавшимися ранее Ми-171Ш, модернизированная машина оснащается более мощными модифицированными двигателями ВК-2500 с улучшенными высотно-климатическими характеристиками и новой несущей системой с композитными лопастями несущего винта с новым профилем, а также Х-образным рулевым винтом. Благодаря этому максимальная скорость полета возросла до 280 км/ч (крейсерская – до 260 км/ч), а максимальная взлетная масса повышена до 13 500 кг. Увеличенная тяговооруженность обеспечивает более высокую эффективность применения вертолета в условиях высокогорья и в жарком климате. Значительно обновлен состав пилотажно-навигационного оборудования, при этом для повышения боевой живучести применен принцип комбинации «стеклянной» кабины и надежных аналоговых приборов.
Для эффективного применения в ночных условиях МИ-171Ш-ВН оснащается FLIR-системой и поисковым прожектором с инфракрасным излучателем, а экипаж может использовать очки ночного видения. Для повышения боевой живучести вертолета, а также выживаемости экипажа и перевозимых десантников, он оснащается комплексом обороны «Президент-С», а пол кабины экипажа и грузовой кабины полностью закрыт облегченной съемной кевларовой броней (такая же броня имеется вдоль левого и правого борта до уровня иллюминаторов); предусмотрена установка энергопоглощающих десантных сидений. В состав вооружения Ми-171Ш-ВН, помимо стрелково-пушечного и неуправляемого ракетно-бомбового оружия введен комплекс управляемого ракетного вооружения с обзорно-прицельной системой. В проемах левой и правой двери установлено два пулемета калибра 12,7 мм. На фермах спецподвески устанавливается два курсовых пулемета аналогичного калибра.