1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военно-транспортный самолет Ан-32 (СССР)

Ан-32 — CLINE

Автор: DIMMI
Создана: 19.09.2011 17:13:41
Изменена: 11.10.2011 01:09:21
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Транспортные самолеты / Ан-32 — CLINE /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Ан-32 — CLINE

Транспортный самолет. Разработан КБ О.К.Антонова на базе транспортного самолета Ан-26. Первый полет совершил 9 июля 1976 г. Производился и производится Киевским авиационным заводом (Украина), в т.ч. по состоянию на 2010-2011 г.г. Основное назначение самолета — перевозка грузов на линиях малой и средней протяженности в т.ч. в условиях высокогорья и жаркого климата.

Экипаж — 3-4 чел

Двигатели — 2 х ТВД АИ-20Д-5М мощностью по 4200 л.с.

ТТХ самолета:
Длина — 23,7 м
Размах крыла — 29,2 м
Высота — 8,75 м
Площадь крыла — 74,98 кв.м

Масса посадочная максимальная — 27000 кг
Масса пустого — 16800 кг
Масса снаряжённого — 17308 кг
Масса топлива максимальная — 5500 кг
Масса полезной нагрузки — 7500 кг

Скорость максимальная — 530 км/ч
Скорость крейсерская — 470 км/ч
Дальность максимальная — 3200 км
Потолок крейсерский — 8000 м
Потолок практический -9400 м

Высота аэродрома над уровнем моря максимальная — 4500 м
Температура эксплуатации — до +50 град.

Полезная нагрузка:
Солдат — 50 чел
Десантников / парашютистов — 42 чел
Раненых на носилках — 24 чел

Стоимость:
По состоянию на 2007 г. стоимость противопожарного Ан-32П составляет 8.5 млн. USD.

Модификации:
— Ан-32 — базовая модификация самолета с индийским БРЭО.

— Ан-32А — базовая модель самолета с отечественным БРЭО.

— Ан-32Б — модификация самолёта для коммерческих грузовых перевозок. Самолет разработан в 1987 г. Сертифицирован в 1995 г. Отличается более мощной Ввспомогательной силовой установкой. Увеличена масса полезной нагрузки на 500 кг. В сборочном цехе ПО «Авиант» (г.Киев) в 2002 г. впервые на самолет с серийным №36-03 установлено оборудование системы предупреждения столкновений в воздухе TCAS, в сентябре 2008 г. этот самолет поставлен в Экваториальную Гвинею.

— Ан-32Б-100 — модификация с двигателями АИ-20Д серии 5М. В 2000 г. переоборудован 1 самолёт.

— Ан-32Б-110 — модификация — вариант Ан-32Б-100 с экипажем из 2 человек.

— Ан-32В — военный вариант Ан-32Б.

— Ан-32Д — дальняя модификация Ан-32. Отличается двумя дополнительными наружными несъёмными топливными баками по 1500 л.

— Ан-32П — пожарная модификация Ан-32. Отличается двумя наружными выливными агрегатами общим объёмом 8000 л.

— Ан-32Б-200 — повышена грузоподъёмность, установлены модифицированные двигатели АИ-20Д серии 5М с увеличенным ресурсом до первого ремонта, имеются дополнительные легкосъёмные топливные баки.

— An-32RE — модернизация Ан-32 для ВВС Индии. На самолёте установлено оборудование предупреждения столкновения самолётов в воздухе, оборудование раннего предупреждения столкновения с землей, система спутниковой навигации, самолётные дальномеры, модернизированные радиовысотомеры, новый радиолокатор с двумя многофункциональными индикаторами, новое кислородное оборудование, улучшенные кресла экипажа. Грузоподъёмность самолёта увеличена до 7,5 т.

Статус: СССР / Россия

— 2010 г. — всего в мире в эксплуатации около 350 шт. Самолет эксплуатируется в России.

Экспорт:
Азербайджан:
— 1992 г. — самолет есть в эксплуатации на момент объявления независимости.

Ангола:
— 1986 г. — есть в эксплуатации в ВВС.
— 1987 г. 14 января — 1 самолет Ан-32 разбился.

Афганистан:
— 1987 г. — самолеты есть в эксплуатации в ВВС.
— 2008 г. 7 мая — командование авиационных систем ВМС США NAVAIR сообщило о приобретении у Украины 4 самолетов Ан-32 для поставки ВВС Афганистана.
— 2011 г. — есть в эксплуатации.

Индия:
— 1986 г. — самолет уже есть в эксплуатации в ВВС.
— 2009 г. — заключен контракт на сумму 400 млн USD на модернизацию 40 транспортных самолетов Ан-32 на Украине. В ходе модернизации индийские Ан-32 получат новую систему предупреждения о столкновении в воздухе, систему предупреждения о приближении к земле, спутниковую навигацию, новые радиовысотомеры, радиолокационные станции и системы подачи кислорода. В целом на самолеты будет установлено новое оборудование 25 наименований.

Ирак:
— 2009 г. 11 декабря — заключен контракт с Украиной поставку 10 самолетов Ан-32 в течение 3.5 лет.

Кения:
— 1992 г. — самолеты есть в эксплуатации в ВВС.

Колумбия:
— 1994 г. — самолеты есть в эксплуатации.
— 2011 г. — есть в эксплуатации.

Конго:
— 1996 г. — самолеты есть в эксплуатации в ВВС.

Ливия:
— 2005 г. май — 2 противопожарных самолета Ан-32П поставлены.
— 2011 г. — есть в эксплуатации.

Мексика:
— 2006 г. — уже есть в эксплуатации в ВВС.

Молдавия:
— 2000 г. — есть в эксплуатации.

Перу:
— 1990 г. — самолеты есть в эксплуатации в ВВС.
— 2011 г. — есть в эксплуатации.

Руанда:
— 2004 г. — есть в эксплуатации.

Свазиленд:
— 1998 г. — есть в эксплуатации.

Судан:
— 1999 г. — есть в эксплуатации в ВВС.

Украина:
— 1992 г. — самолет есть в эксплуатации в ВВС Украины на момент объявления независимости, серийно производится.
— 2008 г. 7 мая — командование авиационных систем ВМС США NAVAIR сообщило о приобретении у Украины 4 самолетов Ан-32 для поставки ВВС Афганистана.
— 2008-2009 г.г. — 4 противопожарных самолета Ан-32П закуплено для авиации МЧС Украины. Самолеты базируются в Нежине.
— 2009 г. — заключен контракт на сумму 400 млн USD на модернизацию 40 транспортных самолетов Ан-32 с Индией.
— 2009 г. 11 декабря — заключен контракт с Ираком на поставку 10 самолетов Ан-32 в течение 3.5 лет.
— 2011 г. 19 сентября — Индии передана вторая партия в 5 модернизированных Ан-32. Моедрнизация ведется по контракту 2009 г. Модернизация осуществляется на авиазаводе «Завод 410 гражданской авиации».

Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик Mirage 5 (Франция)

Шри-Ланка:
— 1995 г. — есть в эксплуатации.
— 2011 г. — есть в эксплуатации.

Экваториальная Гвинея:
— сентябрь 2008 г. — поставлены самолеты Ан-32, в эксплуатации в Национальной Гвардии. Минимум 1 экз.
— 2010 г. — есть в эксплуатации.

Ан-32 – «гималайский» транспортник

В конструкторском бюро Олега Антонова было создано немало замечательных транспортных самолётов. Как правило, разрабатывались они по заказу советского правительства, и уникальной является история такой машины, как Ан-32.

«Тридцать второй», обладающий исключительными эксплуатационными качествами, специально приспособленный для службы на высокогорных аэродромах, изначально предназначался на экспорт. Его заказчиком выступали вооружённые силы Индии, и первоначально самолёт даже собирались производить за рубежом. А в Советском Союзе этот транспортник оценили не сразу.

История создания

Опыт вооружённых столкновений с Пакистаном убедил индийских военных в том, что имеющиеся у них грузовые самолёты плохо подходят для снабжения высокогорных регионов. Не подошли для этого ни американский С-130, ни советский Ан-12. В СССР в это время производился Ан-26 – машина, подходящая по габаритам, неприхотливая в обслуживании и эксплуатации, но тоже плохо подходящая для высокогорья. И когда Индия объявила конкурс на новый транспортный самолёт – КБ Антонова убедило заказчиков, что сможет изготовить более «высотную» модификацию.

Поначалу советская сторона действительно хотела выполнить требования путём доработки «двадцать шестого» – ВВС СССР не проявило интереса к идее, а разрабатывать новый самолёт ради одной экспортной партии не хотели. Однако требования индийцев были очень высокими, к тому же они хотели, чтобы самолёт испытали и советские военные. Приказ о начале работ по новому самолёту вышел летом 1975 года. Проекту присвоили название Ан-32.

Первый прототип, переоборудованный из Ан-26, впервые взлетел в июле следующего года.

Полёт прошёл удачно, но вскоре выяснилось, что установленные на прототипе двигатели АИ-20М не обеспечивают нужных характеристик. После установки форсированных моторов АИ-20ДМ с другими винтами самолёт потяжелел на тонну, пришлось усиливать конструкцию фюзеляжа и увеличивать площадь оперения. Осенью 1976 года начались испытания в Индии.

Полёты в Гималаях прошли, в целом, удачно, но выяснилось, что выросла посадочная скорость, а при выпущенных закрылках возникает угроза сваливания. Летом 1977 года доработанный Ан-32 вернулся в Индию, чтобы на высоте 4 км над уровнем моря взлететь в воздух, имея на борту 1,5 т груза. При этом после взлёта необходимо было фактически выключить один двигатель. Полёт прошёл успешно, а когда лётчики повторили то же с грузом массой в 3,5 т – контракт был подписан. В 1982 года началось серийное производство Ан-32.

Конструкция

Самолёт Ан-32 – цельнометаллический высокоплан с 2 турбовинтовыми двигателями. Фюзеляж типа полумонокок разделён 2 разъёмами на 3 отсека. За носовым обтекателем между первым и седьмым шпангоутами находится кабина экипажа. Далее, за перегородкой, герметичный грузовой отсек с откидными сиденьями вдоль бортов. В правом борту – входная дверь, в задней части – основной грузовой люк с рампой. В полу, крыше и бортах отсека предусмотрены аварийные люки. Кабина пилотов и грузовой отсек самолета Ан-32 оснащены кондиционером.

Свободнонесущее крыло кессонного типа состоит из центроплана, средних частей и отъёмных консолей.

Оно оснащено автоматическими предкрылками, 2-щелевыми закрылками на центроплане и 3-щелевыми – на средних частях. На центроплане Ан-32 установлены мотогондолы с турбовинтовыми двигателями АИ-20ДМ. Каждый мотор имеет 10-ступенчатый осевой компрессор и 3-ступенчатую турбину, винты – 4-лопастные, с изменяемым шагом. Топливо поступает из крыльевых баков – в средних частях размещены баки-кессоны, а в центроплане – баки мягкого типа.

Для запуска двигателя и обеспечения работы систем самолёта на стоянке предусмотрена вспомогательная силовая установка – турбогенератор марки ТГ-16М. Шасси Ан-32 3-стоечное, носовая стойка убирается в нишу в носовой части фюзеляжа, основные – в мотогондолы. Основные опоры оснащены тормозами, впуск-выпуск и управление носовой стойкой – с помощью гидросистемы. Самолёт оснащён автоматической системой пожаротушения.

Эксплуатация

С 1983 года в СССР началась подготовка индийских лётчиков, а в 1984 году Ан-32 начали перегонять на место службы. В Индии «тридцать вторые» успели поучаствовать и в боевых действиях – например, в Каргильской войне 1999 года, а до того оказывали помощь войскам Шри-Ланки. В случае стихийных бедствий помощь пострадавшим нередко доставляется именно «тридцать вторыми».

В 1987 году Ан-32 начали поставлять в Афганистан – ВВС ДРА.

Однако слабая подготовка афганских лётчиков и условия эксплуатации привели к тому, что уже к 1992 года около двух третей машин было потеряно. Причём первые 4 сбили ещё в 1987 году.

После развала СССР «тридцать второй» поставлялся в Перу, Мексику, на Шри-Ланку. Из африканских стран в настоящее время самолёт используют в Анголе, Судане, Экваториальной Гвинее.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-12 (СССР)

В самом СССР военная авиация решила закупить Ан-32 только в 1987 году. Однако деньги за заказ производитель так и не получил, и после 1991 года построенные машины продали зарубежным заказчикам. В советской гражданской авиации «тридцать второй» поначалу использовали только авиа- и моторостроительные заводы. После распада Советского Союза им заинтересовались частные авиалинии, но фактически самолётам пришлось летать в «горячих точках» Африки и Южной Америки.

Лётно-технические характеристики

Сравним Ан-32 с итальянским транспортником С-27J и «внутренним конкурентом» – антоновским же Ан-26.

Ан-32 транспортник «универсал»

Ан-32 – советский военно-транспортный самолет, предназначенный для перевозки грузов и военнослужащих на малые и средние дистанции. Главным его преимуществом стала возможность полетов в условиях жаркого климата на высокогорные аэродромы. Самолет при этом обладает хорошей маневренностью и может проходить сложные воздушные коридоры над горами. Ан-32 начали производить в 1983 году, но многие машины используются до сих пор.

История создания самолета

В 1970 годах индийское правительство задумалось о необходимости включения в состав ВВС специального транспортного самолета, который бы мог использоваться для доставки снабжения на высокогорные базы. Особую важность этому придавали регулярные конфликты с Пакистаном и ухудшение отношений с Китаем. Отсутствие военно-транспортного самолета наносило серьезный удар по боеспособности индийских войск.

Изначально правительство Индии рассматривало вариант покупки Lockheed C-130. Для этого даже было проведено несколько испытаний самолета, которые закончились неудачно. Американский транспортник с трудом поддавался выравниванию в таких условиях, из-за чего приземления происходили очень жестко. При одной из посадок произошла поломка шасси, что поставило окончательную точку в рассмотрении возможности закупки C-130.

Индийская сторона объявила конкурс на создание подходящего самолета. Однако представленные на нем DHC-5 и G-222 были предложены на невыгодных условиях. Тогда правительство обратилось к ОКБ имени Антонова. Это решение опиралось на опыт эксплуатации Ан-12, который отлично справлялся со своими задачами.

Индийские ВВС не могли использовать этот самолет, так как он был слишком крупным и не подходил для полетов на высокогорные базы, имеющие сложные подходы. Поэтому изначально конструкторскому бюро было предложено разработать новый самолет и поставить его в Индию в количестве 150 единиц. В ответ Антонов посоветовал обратить внимание на Ан-26, который имел много достоинств.

Индийское правительство оценило предложенный вариант, но было вынуждено отказаться, так как самолет работал на слабых двигателях, которые не смогли бы обеспечить его возможностью подъема на высокогорные базы. Тем не менее стороны пришли к консенсусу.

В 1975 году был подписан контракт на создание нового Ан-32. К самолету предъявлялись серьезные требования. Он должен был легко преодолевать воздушные пути по сложным коридорам в условиях высокогорья, иметь повышенную тяговооруженность и проходимость по необорудованным взлетно-посадочным полосам. Также индийская сторона высказывала пожелание, чтобы самолет мог достигать высоты 6000 м с одним запущенным двигателем.

Самолет АН-32 1975 года

Руководителями конструкторской группы назначали Сердечного и Гарвардта. Отсутствие опыта проектирования машин на экспорт создавало ряд трудностей, так как не было четких сформулированных требований и условий эксплуатации. Тем не менее работы велись довольно быстро. Уже в том же году был представлен готовый проект. Согласно документам, самолет был основан на Ан-26. Он получил улучшенные двигатели АИ-20М с винтами АВ-62И. Разместить установки пришлось чуть выше из-за размеров последних. Конструкторы улучшили шасси, тормозную систему и бортовые приборы. Также была заменена вспомогательная силовая установка РУ-19А на ТГ-16.

Прототип самолета АН-32

Первый прототип самолета представили в 1976 году. Заводские испытания показали, что установленные двигатели не обладают достаточной мощностью. Поэтому их пришлось заменить на АИ-20ДМ с винтами АВ-68ДМ, а также переработать мотогондолы. После провели испытания в Индии, которые выявили еще некоторые недоработки. Все проблемы были устранены, а в 1977 году самолет показали на парижской авиационной выставке. Очередные испытания в Гималаях вновь выявили наличие ошибок.

Окончательно доработали Ан-32 только к 1980, а в 1982 начали готовиться к серийному производству. Годом позднее самолет успешно прошел государственные испытания. 29 июня впервые был выполнен полет на серийном Ан-32. А в 1984 году самолеты начали передаваться Индии.

Технические характеристики Ан-32

По размерам Ан-32 соответствует категории легких транспортников. Его длина составляет 23,7 м, высота – 8,75 м. Крыло имеет размах 29,2 м при площади 74,98 м². Вес пустого самолета равен 16,8 т. Максимальная масса ограничивается 27 т. На борту можно перевозить до 50 солдат или до 6,7 т груза.

На самолете установлены два двигателя АИ-20ДМ. Мощность каждого составляет 5180 л. с., что обеспечивает нужные характеристики. Крейсерская скорость равна 400 км/ч, максимальная – 460 км/ч. Практический потолок ограничивается высотой 8100 м. Дальность полета зависит от нагрузки и может варьироваться от 780 км до 2050 км. Эксплуатация самолета возможна на любой взлетно-посадочной полосе, длина которой превышает 1800 м.

Стоимость одного Ан-32 составляет около $15 млн. Срок службы, заданный производителем, равен 16000 ч полетов или 8000 вылетов. Установленные двигатели имеют меньший ресурс – 6000 часов.

Конструкция

Ан-32 – цельнометаллический свободнонесущий высокоплан. Основным компонентом его конструкции стали алюминиевые сплавы. Некоторые элементы выполнены из стеклопластика и других неметаллических материалов. Фюзеляж имеет схему полумонокок и разделен на три отдельных зоны. Первые две герметичные и оборудованы иллюминаторами.

Чертеж самолета АН-32

Крыло двухлонжеронное и относится к категории кессонных. Оно включает центроплан, две средних зоны и еще пару съемных части. На нем установлены закрылки, предкрылки и элероны. Внутри центроплана размещено 10 топливных баков, а средние части крыла представляют собой бак-отсек. Свободнонесущее хвостовое оперение имеет стабилизатор двухлонжеронного типа, а также рули высоты и направления.

Читать еще:  БЛА RQ-7 «Shadow» (США)

Трехопорное шасси включает носовое колесо и две основных стойки, расположенных под двигателями. Во время полета все они убираются. Носовая складывается в нишу фюзеляжа, а основные опоры – внутрь специальных отсеков мотогондол. Каждая из них состоит из двух колес и оборудована азотно-масляными амортизаторами. Система торможения задействована только на основных стойках.

Силовая установка состоит из двух двигателей АИ-20ДМ с винтами АВ-68ДМ и вспомогательной ТГ-16М. Основные моторы одновальные и состоят из десятиступенчатого компрессора осевого типа. Они размещаются в специальных мотогондолах над крылом таким образом, чтобы во время полета винты не цепляли фюзеляж, что придает самолету нестандартный внешний вид.

Кабина Ан-32

Кабина экипажа герметична и предназначена для трех человек. В ней установлено два места для пилотов, одно – для штурмана. Для улучшенного обзора конструкторы установили три стекла спереди, четыре разместили сбоку, еще два – сверху. Блистер штурмана монтирован на левой части борта. Наверху имеется аварийный люк. Комфорт обеспечивается с помощью применения кондиционера, поддерживающего оптимальный температурный режим. Регулировка производится раздельно – есть возможность сделать воздух прохладнее именно в грузовой кабине, оставив пилотам тепло.

Управление самолетом осуществляется в механическом режиме. Перед креслами летчиков установлены классические штурвалы. На главном также предусмотрен вибратор, который должен сообщать тряской о выходе машины на критический угол атаки. На борту установлено все необходимое радиоэлектронное и пилотажно-навигационное оборудование, представленное десятками специальных приборов.

Грузовой отсек

Сразу после кабины пилотов за стенкой находится грузовой отсек. Он имеет ширину 2,4 м, высота составляет 1,84 м. Напольное покрытие выполнено из специального усиленного каркаса и дюралюминиевых пластин. В нем присутствует аварийный люк. Еще один расположен сверху. Обе боковые части грузовой кабины оборудованы иллюминаторами, созданными из оргстекла. Входная дверь имеет размеры 140×60 см.

Люк размещен в конце и герметизирован с помощью гермощитка и резинового покрытия периметра рамы. При его открытии одна створка поднимается, а рампа опускается до земли либо откатывается под фюзеляж. На борту присутствует специальное оборудование для погрузки и разгрузки.

Первое устройство представляет собой монорельс под потолком с крюками и электролебедками для подъема груза весом до 3 т. Второе же размещено на полу и включает лебедку с тросом. Оно погружает внутрь контейнеры весом свыше 3 т или несамоходную технику. В некоторых случаях может потребоваться дополнительное присутствие наземного тягача. Для швартовки предусмотрено: 50 стренг для техники, 48 съемных узлов, 40 ремней, 4 ремня-стяжки и 2 сетки.

Модификации

Несмотря на то, что Ан-32 был предназначен для экспорта, конструкторское бюро активно занималось разработкой для него новых модификаций. Они создавались для улучшения характеристик и расширения возможностей самолета.

  • Ан-32 – базовая модель с установкой бортового оборудования (Индия);
  • Ан-32А – вторая версия самолета, отличалась замененным индийским оборудованием на советские аналоги;
  • Ан-32Б – модификация для коммерческих перевозок с улучшенной вспомогательной силовой установкой и повышенной на 500 кг грузоподъемностью;
  • Ан-32Б-100 – современная модель с новыми двигателями АИ-20Д версии 5М, не пошла в серию и была представлена только одним переоборудованным лайнером;
  • Ан-32Б-110 – специальная версия, отличающаяся сокращенным до двух человек экипажем;
  • Ан-32Б-200 – самолет с увеличенной грузоподъемностью, двигателями АИ-20Д 5М и дополнительными баками с топливом;
  • Ан-32В – военная модификация модели 32Б с улучшенной вспомогательной силовой установкой и грузоподъемностью, повышенной на 500 кг;
  • Ан-32Д – модифицированная модель для выполнения полетов на дальние расстояния, получила два наружных несъемных бака объемом по 1500 л;
  • Ан-32П – пожарный самолет, получивший специальную систему пожаротушения с двумя агрегатами, объем которых равен 8000 л;
  • Ан-32RE – первая модернизация для индийских военных, получила грузоподъемность до 7,5 т и ряд нового оборудования для повышения эффективности;
  • Ан-132 – проект самолета с грузоподъемностью 9,2 т и увеличенной дальностью полета, разрабатывался совместно Украиной и Саудовской Аравией, был заморожен в 2019 году.

Производство прекратили в середине 1990-х. Однако в 2005 оно было вновь запущено, так как предприятие получило новый заказ на поставку нескольких машин. Позднее было заключено еще два контракта.

Эксплуатанты

Согласно сведениям из реестра, на начало 2020 года в эксплуатации находится 165 самолетов Ан-32 различных модификаций. Используются они многими странами, главными владельцами выступают военно-воздушные силы.

Основные эксплуатанты (самолетов):

  • ВВС Индии – 100;
  • ВВС Ирака – 6;
  • ВВС Перу – 5;
  • ВВС Судана – 5.

Также по 4 самолета эксплуатируются в ВВС Шри-Ланки, ВВС Ливии и МЧС Украины. Остальные эксплуатанты имеют только по 1-2 действующих Ан-32. Среди них российские КБ МиГ и «Эйр экспресс». В ближайшее время количество эксплуатирующих самолеты компаний должно возрасти, так как был совершен заказ на поставку четырех Ан-32 в модели Б. Точных сведений о заказчике нет.

Ан-32 – первый проект советских конструкторов, направленный на экспорт. Военно-транспортный самолет отлично справился со своей задачей, удовлетворив индийских заказчиков и обеспечив их необходимой авиацией. Несмотря на возраст, Ан-32 используется до сих пор, продолжая привлекать клиентов. Большую роль играют его возможность полетов при жарких погодных условиях со способностью приземляться на высокогорные аэродромы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector