0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военно-транспортный самолет C-17A «Globemaster III» (США)

Boeing C-17 Globemaster

Boeing C-17 Globemaster – стратегический американский военно-транспортный самолет. Стоит на вооружении ВВС США, Австралии, Катара, ОАЭ, Канады, Великобритании, Индии, Кувейта.

Предназначается для перевозки личного состава, грузов и сбрасывания грузов с самолета.

Разрабатывался для замены грузового варианта Lockheed c-141 Starlifter. Первый полет совершил 15.09.1991.

Конструкция Boeing C-17 Globemaster

Самолет создан по типичной аэродинамической схеме, в составе фюзеляжа большого диаметра с Т-образным оперением и высоко располагающимся крылом. Материал изготовления планера – в основном алюминиевые сплавы, часть композитных материалов невелика – 10-15 % (органы управления, торцевые поверхности крыла, обтекатели и зализы). На планер предоставляется гарантийный срок эксплуатации – 30 тыс. летных часов. Крыло имеет сверхкритический профиль, стреловидность − 25°, удлинение – 7,2. Габариты концевых аэродинамических поверхностей (КАП): высота – 2,9 м, площадь – 3,33 м², стреловидность − 30°, наклон по вертикали − 15°.

В обшивке крыла применены панели длиной 26,82 м – самые крупные алюминиевые самолетные компоненты конца 1980-х годов. Элероны выполнены из композитных материалов. Длина каждого составляет 6,4 м, площадь − 5,9 м², корневая хорда – 1,32 м, концевая – 0,76 м.

В механизм крыла входят предкрылки и двухщелевые закрылки, которые обдуваются потоком газов от моторов. Они взяты с опытного самолета YC-15, занимают площадь поверхности крыла на 2/3. Положение закрылков можно изменять в зависимости от режима полета. В откинутом положении во время посадки скорость самолета снижается на 46 км/ч. На каждой крыльевой консоли перед закрылками размещены интерцепторы в четырех секциях.

Фюзеляж выполнен по типу полумонокока, имеет скошенную вверх хвостовую часть с двумя аэродинамическими гребнями снизу. В грузовой кабине имеется задняя грузовая рампа, на которой можно поместить груз весом до 18 тонн. Рампа сложена из четырех секций и оснащена гидравлическим приводом. Угол ее установки зависит от загружаемой в самолет техники. Нагрузка на швартовочные узлы – 11,3 тс. Узлы размещаются в кабине на расстоянии 0,61 м друг от друга. В составе погрузочно-разгрузочного оборудования находятся роликовый конвейер и рельсовые направляющие.

Объем грузовой кабины рассчитан на перевозку танка М1А1, боевых машин пехоты М2/3, грузовиков массой по 45 т, внедорожников (по три в ряд), самоходной артиллерийской установки калибром 155 мм, до трех ударных вертолетов АН-64 «Апач», до 18 грузовых контейнеров 463L. В самолете установили 54 откидных несъемных сиденья, предназначенных для перевозки военного личного состава, предусмотрена комплектация еще дополнительными креслами (48 шт.), которые хранятся на борту. Крепление для 12 носилок в виде стоек установили по бортам самолета.

Boeing C-17 имеет бронированную нижнюю часть фюзеляжа, обеспечивающую защиту от стрелкового оружия. Самолет предназначен для беспосадочного десантирования грузов с задействованием парашютных устройств с предельно малых высот или десантирования до 102 парашютистов.

В состав экипажа входят три человека: командир корабля, второй летчик (сидят рядом в кабине управления) и оператор погрузочно-разгрузочного оборудования (размещается под полом кабины управления по правому борту). Предусмотрены места для двух наблюдателей. Проникнуть в кабину управления можно через дверь со встроенной лестницей, которая находится по левому борту. Остекление кабины имеет достаточную толщину, чтобы не повредиться от столкновения со встречными птицами. Комната отдыха экипажа представлена полностью автономным модулем, аналогичным пассажирским самолетам, находится сразу за кабиной управления.

Т-образное хвостовое оперение имеет стреловидные стабилизатор и киль. Площадь стабилизатора – 79,2 м², размах – 19,81 м. Рули направления и высоты двухсекционные. Длина секции руля высоты – 4,45 м. Двухсегментный руль направления имеет высоту 3,4 м.

Читать еще:  Боевые машины 9П122 с ПТРК 9К14М «Малютка-М» и 9П133 с ПТРК 9К14П «Малютка-П» (СССР)

Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с гидравлическим приводом и возможность его аварийного выпуска. Конструкция элементов шасси рассчитана на посадку, во время которой скорость снижения достигает 4,57 м/с, и эксплуатацию с небетонированных и бетонированных ВПП. Передняя опора двухколесная, с убиранием вперед. Основные опоры шестиколесные, имеют в составе две последовательно расположенные одноосные трехколесные тележки, убирающиеся по бокам фюзеляжа в обтекатели. Самолет оснащен системой торможения, позволяющей остановить машину на скорости 240 км/ч, массой 228 т на отрезке дороги 490 м за 14 секунд. База шасси − 20,05 м, колея – 10,27 м.

Boeing C-17 Globemaster

В состав силовой установки Boeing C-17 входят четыре двигателя, которые размещаются на пилонах в гондолах под крыльями. Модульный ТРДД F117-PW-100, который установлен на самолете, – это вариант двигателя для самолетов гражданской авиации PW2040. Данный мотор оснащен одноступенчатым вентилятором, четырехступенчатым компрессором НД, 12-ступенчатым компрессором ВД, двухступенчатой турбиной ВД и пятиступенчатой турбиной НД.

Присутствуют устройства реверса тяги в полете и на земле. Газы во время реверсирования вытекают вверх, чтобы предотвратить проникновение внутрь двигателей посторонних предметов, которые могут вызвать поломку конструкции. Силовая установка оснащена электронной системой управления двигателями и активной системой управления радиальными зазорами. Двигатель имеет длину 3,729 м, сухую массу − 3220 кг. Вспомогательная силовая установка «Гаррет» GTCP331 размещена в отсеке правой основной опоры шасси.

Общая емкость топливных баков составляет 102 614 л. Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

В состав бортового оборудования входит электродистанционная цифровая система управления с гидравлическим приводом от элеронов рулей направления и высоты и схемой четырехканального резервирования. Есть аварийная система управления с механической проводкой. 17.10.1991 произошел случай отказа всех каналов ЭДСУ, и посадить аппарат удалось только благодаря аварийной системе. Расследование показало, что причиной аварии стал сбой программного обеспечения. К концу 1992 года ПО ЭДСУ изменили, предоставив возможность при потере сигнала воздушной скорости переходить на фиксированные коэффициенты усиления.

Бортовое оборудование получило ручку управления нового типа. Она полностью отклоняется для управления по тангажу и частично верхней частью для управления по крену.

Самолет оборудован системой улучшения управляемости и устойчивости. Опытные проверки на полетах с большим углом атаки показали необходимость в установке ограничителя угла атаки. Также оказался недостаточным уровень признаков предупреждения о выходе на опасные параметры сваливания с выпущенными закрылками. Проблему устранили установкой автомата тряски рычага управления.

Оборудование Boeing C-17 Globemaster

В состав приборного оборудования входят два ИЛС, четыре многофункциональных цветных индикатора, есть возможность использовать очки ночного видения.

Оборудование представлено бортовой автономной системой генерирования нейтрального газа OBIGGS, метеорологической РЛС «Бендикс» AN/ APS-133(V), навигационным приемником спутниковой системы.

C-17 Globemaster III

Галерея C-17

C-17 Globemaster III – тяжелый военно-транспортный самолет. Разработан компанией McDonnell Douglas в 1980-х годах.

История C-17 Globemaster III

В конце 1970-х расширение задач военно-транспортной авиации США и необходимость возможности быстрой переброски больших группировок войск на потенциальные фронтовые зоны в Европе заставило ВВС США начать изыскания по новому военному транспорту. Стоявшие в то время на вооружении C-141 Starlifter были недостаточно грузоподъемны, а самолеты С-5 Galaxy не могли доставлять грузы в прифронтовые зоны без аэродромов (которые, в случае войны СССР, вероятно, были бы уничтожены).

ВВС США требовался тяжелый самолет с большой дальностью полета, способный дозаправляться топливом в воздухе и оптимизированный, прежде всего, для перевозок крупногабаритных грузов между театрами военных действий, с доставкой их непосредственно в районы боев. Это предъявляло повышенные требования к взлетно-посадочным характеристикам и боевой живучести новой машины.

Читать еще:  Самолёт-разведчик RA-5C «Vigilante» (США)

Запрос предложений по программе С-Х был выдан промышленности в октябре 1980 года. В конкурсе проектов участвовали ведущие самолетостроительные фирмы США — Boeing, Lockheed и McDonnell Douglas. Победителем тендера стал третий.

Эскизное проектирование самолета С-Х началась в январе 1982 года, а 31 декабря того же года был подписан контракт стоимостью 3,4 млрд.долл. на полномасштабную разработку самолета (получившего военное обозначение C-17А) и постройку трех опытных машин (одна — летная и две — для статиспытаний).

Не дожидаясь начала летных испытаний, еще 20 января 1988 года был подписан контракт стоимостью 604 млн. долл. на подготовку к серийному производству и постройку двух серийных самолетов. Сборка первого из них завершилась на авиационном заводе в г. Лонг Бич 21 декабря 1990 года, а первый полет состоялся 18 мая 1992 года. В феврале 1993 года C-17А было присвоено название Globemaster III.

Программа летных испытаний завершилась 15 декабря 1994 года, к тому времени заказчику — ВВС США — было поставлено уже 16 серийных машин.

В соответствии с первоначальными планами ВВС США до 2000 года должны были получить 210 самолетов С-17А, при этом полная стоимость программы оценивалась в 37,1 млрд.долл. при цене одного полностью оснащенного самолета в 125 млн.долл. В 1991 году объем заказа был сокращен до 120 самолетов, закупки которых должны завершиться в 2003 финансовом году, а поставки — в 2004 году.

В настоящее время C-17 является одним из наиболее современных военно-транспортных самолетов и прямым конкурентом российского Ил-476.

Видео C-17 : Руление и взлет с базы ВВС в Венгрии

Конструкция C-17 Globemaster III

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов, доля КМ составляет 10-15% (поверхности управления, концевые поверхности крыла створки шасси, зализы и обтекатели).

Фюзеляж типа полумонокок со скошенной вверх хвостовой частью снизу которой расположены два аэродинамических гребня. Грузовая кабина с задней грузовой рампой, на которой в полете может размещаться груз массой до 18,1 т. В грузовой кабине можно разместить танк М1А1, боевые машины пехоты М2/3, грузовики массой по 45 т (по два в ряд), джипы (по три в ряд), самоходную артиллерийскую установку калибра 155 мм, до трех боевых вертолетов АН-64 «Апач», до 18 контейнеров 463L с грузом. Установлены 54 несъемных откидных сиденья для перевозки личного состава, дополнительные 48 сидений (для размещения по шесть в ряд) планируется хранить на борту фюзеляжа, по бортам установлены стойки для крепления 12 носилок. Нижняя часть фюзеляжа бронирована для защиты от стрелкового оружия. Возможно беспосадочное десантирование грузов на платформах с предельно малых высот с помощью вытяжных парашютов (система LAPES) или выброска до 102 парашютистов.

Типовая численность экипажа три человека: командир и второй летчик, кресла которых расположены рядом, и оператор погрузочно-разгрузочного оборудования, рабочее место которого находится по правому борту под приподнятым полом кабины экипажа. Кроме того, имеются места для двух наблюдателей.

Шасси трехопорное убирающееся с гидравлическим приводом и возможностью аварийного выпуска под действием силы тяжести. Рассчитано на посадку при скорости снижения 4,57 м/с и эксплуатацию с бетонированных и небетонированных ВПП. Передняя стойка двухколесная, убирается вперед. Основные стойки шестиколесные с двумя последовательно расположенными одноосными трехколесными тележками, убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа. Система торможения позволяет остановить самолет, движущийся со скоростью 240 км/ч, при массе 228 т на дистанции 490 м за 14 с. Колея шасси 10,27 м, база 20,05 м.

Читать еще:  Перехватчик DH.113 Vampire / NF.10 (Великобритания)

Силовая установка. Четыре двигателя располагаются в подкрыльных гондолах на пилонах. ТРДД F117-PW-100 модульной конструкции является вариантом гражданского двигателя PW2040 (установлен на самолете Boeing 757).

Аварии и катастрофы C-17 Globemaster III

28 июля 2010 года C-17 ВВС США (с/н 00-0173) потерпел катастрофу недалеко от авиабазы Elmendorf во время тренировочного полёта по программе подготовки к авиашоу «Arctic Thunder Air Show». Все 4 члена экипажа находившиеся на борту погибли. Самолёт разбился вблизи железной дороги, вызвав повреждение железнодорожного полотна и перерыв в движении ж/д транспорта. Причиной сваливания самолёта явилась ошибка пилота. Это стало первым инцидентом с самолётом C-17 во время которого погибли люди, а самолёт был безвозвратно потерян.

zzaharr

zzaharr

Менее месяца назад, Королевские канадские воздушные силы получили в эксплуатацию пятый и заключительный Боинг с-17 (СС-177) Глоубмастер-III «. К вашему вниманию, несколько фотографий изнутри, как мероприятия, так и самого самолета.

Борт с тактическим номером 705 приземлился 30 марта на базе канадских Вооруженных Сил в Трентоне, штат Онтарио, где он присоединился к другим четырем самолетам 8-го звена 429 транспортной эскадрильи.
В честь данного события была устроена торжественная церемония с приглашением прессы и споттеров.
На фото передняя гермопереборка грузового отсека.

Грузовой отсек имеет размеры 88 футов (26.82 м) в длину, 18 футов (5.49 м) в ширину и 12 футов 4 дюйма (3,76 м) в высоту. Это, пусть не значительно, но больше Ил-76. И да, Абрамс в него влазит с запасом.

То, что это кокпит именно военного, пусть и транспортного самолета выдает наличие системы HUD (по нашему ИЛС) и необычного вида штурвальная колонка, такой гибрид между штурвалом и сайдстиком. Нечто подобное стоит на Б-1Б Лансере и Б-2 Спирите.

Военный заказчик, есть военный заказчик. Несмотря на то, что кабина считается «стеклянной», классические «будильники» наличествуют в изобилии.

Под крылом у Глоубмастера размещено четыре Pratt & Whitney PW2000. Почти такие же стоят на гражданском Boeing 757. Более того скажу — они же стояли и на Ил-96 (была в свое время такая тема ремоторизации).
На фото двигатель находится с открытой решеткой реверса.

Если взглянуть сзади, то хорошо видно как закрыт внешний контур лепестками воздухоотражателей. А вот зачем «задушен» внутренний контур — непонятно. Может это у него стояночное положение такое, чтоб пыль и мусор не попадали.

С пылью у С-17 отношения особые, т.к. расчитан он на эксплуатацию не только на вычищенных бетонных аэродромах. Решетка реверса настроена так, что бы воздушные струи били вперед и вверх, а не в землю. С нее двигатель и так способен наглотаться камней, благодаря мощному вихревому жгуту.

А ведь высота подвеса двигателей у Глоубмастера ого-го — более трех метров!

После того, как на пенсию был отправлен Локхид С-141 Starlifter, С-17 взял на себя основное бремя тяжелой «рабочей лошадки» стран НАТО, и в первую очередь США (ок. 250 ед. в строю). И не смотря на то, что из-за отсутствия твердых заказов, Боинг объявил о прекращении производства самолетов в текущем году, было принято решение о постройке еще десяти бортов «на склад», в надежде что заказчик появится позже. А что, самолет-то хороший, правда стоит 328 млн USD .

Особую благодарность хотелось бы выразить настоящему любителю авиации и прекрасному фотографу Katrine Laframboise за предоставленные фотографии. Кстати, если вы подписаны на журнал Skies Magazine, то сможете увидеть там много классных снимков Катрин.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector