Военно-транспортный самолет Ил-76 (СССР)
Самолет Ильюшин Ил-76
Ил-76 (по коду НАТО: Candid — «прямой, искренний») — российский и советский военно-транспортный тяжёлый самолёт, который разработан конструкторским бюром Ильюшина. Серийно изготавливвался в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова.
Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки, грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт способен поставлять грузы наибольшей массой 28—60 т на дистанции 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полёта связаны с модификацией).
Все кабины Ил-76 герметизировали, что позволяет транспортировать 167 (245 в двухпалубном варианте) солдат или снабдить выброс 126 человек десантников. Самолёт способен транспортировать номенклатуру боевой техники десантных воздушных подразделений и большую часть техники.
Размеры грузовой кабины в длину 24,5 м (из которых 4,5 на рампу приходится), в ширину 3,45 м и в высоту 3,4 м. Самолёт может брать на борт до 90000 л топлива и преодолевать дистанцию до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час.
Ил-76 фото салон
Предназначается для эксплуатации на грунтовых и бетонированных аэродромах с прочностными свойствами не меньше 0,6 Мпа. Длина на взлете разбега составляет 1500—2000 м, а при посадке пробег 930—1000 м.
Самолёт сконструирован по традиционной для транспортных тяжёлых самолётов по схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Крыло самолёта является трапециевидным с переломом по задней кромке. По линии четвертрой хорды стреловидность крыла — 25 градусов. Каждое полукрыло имеет мощную механизацию и пятисекционный предкрылок и два трёхщелевых закрылка. Также есть двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение располагается на верхней части Т-образной формы киля. На киле есть руль направления с сервокомпенсатором и триммером. Стабилизатор является переставным, с триммером-флеттнером и рулём высоты.
Ил-76 фото салон
Фюзеляж,круглый в сечении разделяется на герметичные кабины: кабина пилотов (вверху носа фюзеляжа), под кабиной пилотов кабина штурмана, кабина стрелка кормовой пушечной установки с парой пушек ГШ-23Л и грузовая кабина (кабины штурмана и пилотов герметично не разделены, кормовая кабина с пушечной установкой есть лишь на военных версиях самолёта). Спереди фюзеляжа располагаются два люка. В корме располагается грузовой трёхстворчатый задний люк. Десантирование личного состава можно осуществлять в четыре потока (два сквозь грузовой люк), но на практике данный метод практически не используется ввиду частых схождений десантируемых в воздухе. Грузовая кабина имеет две грузовые лебёдки, которые установлены у передней переборки, четыре электротельфера (грузоподъёмность по 2,5 т) и четыре подтрапника, ширина расположения которых меняется. Для удобства разгрузки и погрузки задние тельферы можно выдвигать за порог рампы на 5 м. Пол грузовую кабину сделаны рольганговые дорожки, что позволяет совершать погрузку, разгрузку и десантирование несамоходных моногрузов.
Ил-76 фото кабина
Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей, подвешенных под крылом на пилонах. На первых серийных вариантах ставили двигатели Д-30КП, тяга 12000 кгс. Эти двигатели дают самолёту возможность лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что обеспечивает, с одной стороны, удобные условия для воздушного десантирования, а с другой, большую скорость на эшелоне. В последних вариантах самолётов двигатели Д-30КП заменили на ПС-90А-76, тяга 14500 (3300) кгс на крейсерском (взлётном) режиме.
Ил-76 видео
ВСУ ТА-6А размещается в передней части левого обтекателя шасси. Предназначается для обеспечения самолёта электропитанием ≈208 В и
115 В, =27 В на стоянке и для запуска главных двигателей сжатым воздухом .
История самолета
В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.
Главным конструктором по самолёту назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца. На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы. Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.
Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны. В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолёт стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%). Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.
Вооружение
За защиту транспортника отвечает пушечная подвижная установка с двумя пушками ГШ-23. С места стрелка осуществляется управление огнем. На самолете установлено два вида прицеливания: оптическая прицельная станция и радиолокационный прицел «Криптон». За постановку пассивных помех отвечают четыре автомата АПП-50Р с патронами ЛТЦ и ДО общим количеством 384 шт.
Самолет уникален тем, что на него можно устанавливать разные бомбы. Это возможно благодаря конструкции транспортника. На нем присутствуют 4 УБД-ЗДА – баллонные держатели. Сам процесс бомбометания абсолютно автоматичен благодаря установленным системам НКБП-7 и «Купол».
Существующие и разрабатываемые модификации самолета
Ил-76 – первая серийная модель.
Ил-76М – повышена грузоподъёмность, усилен фюзеляж.
Ил-76МГА – модификация для гражданских перевозок.
Ил-76Т – гражданский транспортник.
Ил-76МД – модификация с повышенной грузоподъёмностью и дальностью полета.
Ил-76ТД – дальний транспортный самолет. Повышены показатели грузоподъёмности и дальности полета.
А-50 – предназначен для дальнего радиолокационного управления и обнаружения.
А-60 – модифицирован из Ил-76МД. Предназначен для выполнения работ летающей лаборатории, испробован как носитель лазерного оружия.
Ил-76КТ – строился для проведения тренировочных мероприятий в невесомости для космонавтов.
Ил-76МД «Скальпель» − специальная разработка под воздушный госпиталь. Имел на борту 3 медмодуля.
Ил-76ПС – самолет поисково-спасательный.
Ил-76ТД «Антарктида» − модификация Ил-76ТД для полетов в Антарктиде и Арктике.
Ил-76ПП – используется как постановщик помех.
Ил-76МДК «Космос» − усиленный самолет для более глубоких тренировок космонавтов.
Ил-78МК – самолет конвертируемый. Способен одновременно выполнять функции дозаправки и десантирования войск.
Ил-76П – предназначен для тушения пожаров.
Ил-76ЛЛ – летлаборатория новых авиадвигателей.
Ил-76МД – вариант пожарный.
Ил-76СК – модифицирован под ВКП.
Ил-76МФ – модифицирован с Ил-76МД.
Ил-78МК-90 – модифицирован под двигатели эконом-класса ПС-90А-76.
Ил-76ТФ – модифицированный Ил-76МФ.
Ил-76МДМ – дальний модернизированный самолет.
Ил-76МД-90 – модификация аппарата Ил-76МД.
Ил-76ТД-90ВД – гражданский тип самолета. Модернизирован с Ил-76ТД.
Ил-76ТД-90SW – гражданская модификация для азербайджанской авиакомпании.
Ил-76 «Baghdad»-1 – авиамашина ДРЛО ВВС Ирака.
Ил-76 «Adnan»-2 – модифицирован под локатор РЛС Tiger.
KJ-2000 – самолет ДРЛО китайского производства.
Характеристики самолета Ил-76:
Обзор легендарного транспортного самолета Ил-76
Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — искренний, прямой) является легендарным отечественным самолетом, используемым для решения различных задач: как мирных, так и военных. Конструкция этой воздушной машины позволила модифицировать ее для широкого спектра применения, а ее технические характеристики по праву могут называться уникальными.
История создания самолета Ил-76
В 1966 году ОКБ Ильюшина получило задание на разработку военно-транспортного самолета. Уже менее чем через год разработанное техническое задание было утверждено генеральным конструктором бюро, а еще спустя несколько месяцев было принято решение о начале строительства самолета Ил-76. Руководил строительством новой воздушной машины Г. В. Новожилов, который позднее сам занял место генерального конструктора в другом ОКБ — московской «Стреле».
Новожилов Генрих Васильевич
В 1969 году был изготовлен полноразмерный макет самолета. Первую тестовую машину строили на московском машиностроительном заводе «Стрела», и уже в 1971 году она поднялась в воздух. В том же году самолет представили на французском авиасалоне, где он получил положительные оценки.
Испытания Ил-76 проходили в гарнизоне под Великим Новгородом, куда впоследствии и встал на вооружение Ил. Новая машина зарекомендовала себя с лучшей стороны, ввиду чего и было принято окончательное решение о принятии Ил-76 в ВВС СССР.
Впервые серийная версия «Ильюшина» поднялась в воздух в 1973 году. Серия Ил-76 выпускалась на Ташкентском авиационном заводе, где вскорости после запуска основной серийной линии началась разработка различных модификаций машины. С 1973 года на авиапроме им. В. П. Чкалова было произведено свыше тысячи самолетов, не менее сотни из которых отправились на экспорт.
В 1995 году была разработана новейшая модификация Ил-76МФ, отличающаяся увеличенной дальностью полета, повышенной топливной эффективностью, а также улучшенными параметрами экологичности. В 2012 году был собран первый серийный экземпляр этой модификации военного пассажирского самолета.
Характеристики
Ил-76 изначально предназначен для перевозки и десантирования солдат, техники и различных грузов. Исторически это первый самолет в СССР, имеющий военно-транспортное назначение и при этом оснащенный турбореактивными двигателями. Технические характеристики этой машины уникальны среди самолетов данного назначения.
Грузоподъемность самолета составляет 28–60 т. Вместимость Ил-76 составляет 145 солдат с личным оружием (в двухпалубной модификации — до 225). Десантировать из этого самолета можно до 126 человек. Также самолет способен десантировать до 4 единиц боевой техники. Грузовая кабина имеет габариты 24,5 м в длину, 3,46 — в ширину, 3,4 — в высоту.
Максимальная дальность полета Ил-76 составляет 6700 км с предельной загрузкой топлива 109 тыс. л. Приблизительный расход топлива составляет 9 тонн за час полета. Крейсерская скорость «Ильюшина» составляет до 800 км/ч (в зависимости от массы груза и модификации самолета). Взлетная скорость составляет около 250 км/ч, а длина разбега — от полутора до двух километров.
Высота полета самолета зависит от степени загруженности машины. Фактическим потолком для Ил-76 называют высоту в 9 км, однако следует учитывать, что десантирование состава производится с высоты не более километра, а для техники это значение вдвое меньше.
Размеры Ил-76 как минимум впечатляющи. Общая длина самолета Ил-76 составляет 46,7 м при размахе крыла в 50,5 м, высота самолета на стоянке — 14,8 м. Угол стреловидности крыла составляет 25° по линии четвертей хорд, делящей каждое крыло на два полукрыла.
По различным оценкам, стоимость самолета составляет 27 млн долларов. Однако она существенно подскочила после случая, доказавшего конструкционное превосходство машины: самолет Ил-76 сумел удачно приземлиться на бетон с убранными шасси и при этом не воспламениться. Таким образом, на сегодняшний день экспортная стоимость «Ильюшина» на несколько миллионов долларов выше.
Конструкция Ил-76
Чертежи Ил-76 соответствуют схеме однофюзеляжного высокоплана. Для управления предусмотрен экипаж из 7 человек, однако поздние и гражданские модификации обходятся 3–4 членами экипажа.
Вооружение
Большинство модификаций оборудованы двумя пулеметными пушками ГШ-23, управляемыми с рабочего места стрелка. Для выполнения бомбардировки на машину подвешивают бомбы свободного падения калибром до 500 кг.
Гидросистема
Гидросистема самолета разделена на две подсистемы, оборудованные гидронасосами. При помощи этой системы происходит управление шасси, поворот и торможение колес, открытие и закрытие дверей, аварийных люков и т. д. Управляет гидросистемой бортовой инженер.
Двигатели и топливная система
На Ил-76 установлено 4 турбор активных двигателя. Первые образцы выпускались с двигателями Д-30КП-1, последующие — с Д-30КП-2 с увеличенной силой тяги (до 12 000 кгс). Поздние модификации самолета используют двигатели ПС-90А-76.
Топливная система Ил-76 состоит из ряда систем, которые обеспечивают подачу топлива к основным двигателям от установленных баков, а также заправлять баки и сливать из них скопившийся конденсат.
Противопожарная система
ППС на Ил-76 позволяет устранять пожар на борту. Для тушения используется хладон. В случае посадки с убранными шасси противопожарная система запускает разрядку трех огнетушителей. Кроме того, кабины оборудованы ручными огнетушителями для устранения локальных возгораний.
Система электроснабжения
В Ил-76 используется система СПЗС4П60В, представляющая собой электросистему трехфазного тока с напряжением 200/115 В. Это основная система электропитания приборов, находящихся на борту. Самолет оборудован четырьмя генераторами переменного тока, каждый из которых имеет собственный канал. Каналы разделены на 2 независимые друг от друга подсистемы для левого и правого борта, которые не зависят друг от друга, но могут работать параллельно (или раздельно).
В качестве резерва электричества установлен генератор ГТ-40ПЧ6, синхронный трехфазный бесконтактный генератор, который может использоваться на высоте 3 км или на земле в случае отказа основных источников питания.
Аварийный источник переменного однофазного тока — электромашинный преобразователь ПО-750А.
Светотехническое оборудование
Освещение внутренней части Ил-76 производится лампами белого и красного цвета. Цвет освещения переключается с пульта командира. Местное освещение панелей и пультов выполняется в красном и белом матовых цветах. Индивидуальное освещение для приборов производится при помощи встроенных в них красных ламп.
Освещение
В грузовой кабине используются стандартные осветительные приборы. 20 плафонов используется для основного освещения, 10 — для дежурного. Для освещения рабочих поверхностей медиков в соответствующих модификациях используются специальные фары. Их же используют для освещения погрузочной площадки.
Посадочно-рулежные фары
Самолет оборудован различными видами фар, выполняющих разные функции. Осветительные приборы подсвечивают погрузочную площадку, стабилизатор, а также служат рулежными фарами. Кроме того, самолет оборудован сигнальным прожектором.
Аэронавигационные огни
В ИЛ-76 используется ряд АНО, отвечающих различным задачам:
- 3 аэронавигационных огня ХС-62: зеленый, красный и белый;
- 2 габаритных огня ОГ-68;
- 2 импульсных маяка СМИ-2КМ;
- 2 хвостовых огня ХС-62;
- Противоугонный маяк МСП-3.
Приборное оборудование
Для нормального полета и решения различных задач, возникающих в условии воздушного перемещения, необходимо учитывать множество параметров (например, истинную высоту полета и т. д.). Для этого Ил-76 оборудован рядом систем, таких как СВС1-72-1В, КЗСП и КЗВ, система полного и статического давления, и многие другие. При помощи этих приборов экипаж самолета получает возможность контролировать угол крена, угол тангажа и другие характеристики, которые необходимо учитывать при выполнении маневров.
Навигационное оборудование
В самолете используется ТКС-П, которая определяет курс самолета и выдает электросигналы курса в другие системы машины. Это централизованная система, совмещающая в своем устройстве гироскопы и магнитные приборы определения курса.
Кислородное оборудование
Кислородное оборудование предназначено для жизнеобеспечения экипажа и пассажиров в условиях как герметичной кабины, так и с утратой герметичности. Кроме того, предусмотрено обеспечение людей на борту чистым воздухом при задымлении или заражении воздуха в кабине.
Система регистрации режимов полёта
Ил-76 использует БСОК модели МСРП-64М-2, которая записывает параметры полета и систем самолета. Также используется речевой самописец МС-61Б для записи переговоров экипажа в кабине. Расшифровка всех полученных записей возможна только на земле при помощи лабораторных дешифровщиков.
Система автоматического управления
В Ил-76 используется САУ-1Т-2Б, которая может выполнять как автоматическое, так и директорное пилотирование воздушного судна, выстраивать посадочные маневры, а также заходить на посадку в автоматическом режиме (до высоты 60 м).
Радиотехническое оборудование
Основное устройство радиотехнического оборудования — это радиолокационная система переднего обзора КП-3А. Помимо этого, используются различающиеся от модификации к модификации радиосистемы ближней и дальней связи, радиовысото- и дальнометры и т. д. В военных самолетах установлен прицельный комплекс «Купол», при помощи которого в том числе выполняется сброс бомб.
Применение
Ил-76 использовался в военных действиях в Афганистане, где показали высокую эффективность в качестве военных машин. Гражданские модификации самолета используются в тушении лесных пожаров, эвакуации больных из сложнодоступных районов и т. д.
Для транспортных авиаперевозок Ил-76 используется в России и странах СНГ, а также Китае и некоторых других государствах. На вооружении самолет стоит, помимо России и ближайших соседей, в Северной Корее, Сирии, Ираке, Индии и нескольких других странах.
Прыжки с парашютом с Ил-76
Ил-76 был изначально разработан для безопасного десантирования личного состава. Высота покидания самолета для десантников составляет 800–1000 м. На Ил-76 выполняются как тренировочные прыжки для молодых служащих ВДВ, так и десантирование во время реальных военных действий.
Полеты в невесомости на Ил-76
Некоторые модификации Ил-76 способны имитировать состояние невесомости на борту. Для этого используется маневр «парабола Кеплера», при которой на 28 сек. достигается состояние невесомости. Этот трюк используется для подготовки космонавтов к условиям антигравитации на космической станции.
Существующие и разрабатываемые модификации самолета
На данный момент Ил-76 имеет значительное число существующих модификаций, а также ведутся разработки новых. Приведем примеры модификаций самолета в зависимости от назначения:
- Ил-76 (Candid);
- «Baghdad-1». Позднее выпускался под обозначением «Adnan». Всего выпущено 3 самолета данной модификации, специально для ВВС Ирака;
- «Adnan-2». Единственный самолет этой модификации принадлежал Ирану, пока не разбился в 2009 году;
- Ил-76КТ. Построено 3 самолета этой модификации, предназначенных для имитации невесомости;
- Ил-76ЛЛ. Единственный самолет данной модификации для испытания новых двигателей;
- Ил-76М. Модификация с увеличенной грузоподъемностью и усиленным фюзеляжем;
- Ил-76МГА. Модификация для гражданских авиаперевозок (всего построено 2 машины);
- Ил-76МД (Candid-B). Увеличена грузоподъемность и максимальная взлетная масса;
- Ил-76МД. Модификация для тушения пожаров;
- Ил-76МД «Скальпель». Переоборудованный воздушный госпиталь;
- Ил-76МД-90А. Модификация с улучшенными двигателями;
- Ил-76МДМ. Улучшение Ил-76МД, которому подвергнутся все самолеты на вооружении ВВС РФ;
- Ил-76МДК «Космос». Модификация для имитации условий невесомости. Всего выпущено 3 подобных самолета;
- Ил-76МФ. Увеличена длина фюзеляжа, улучшена бортовая электроника, установлены улучшенные двигатели;
- Ил-78МК. Модификация для воздушной дозаправки самолетов;
- Ил-78МК-90. Улучшенная версия предыдущей модели с более мощными двигателями;
- Ил-76П. Переоборудован для тушения пожаров;
- Ил-76ПС. Поисково-спасательный самолет;
- Ил-76ПП. Созданный в единственном экземпляре «постановщик помех»;
- Ил-76СК. Воздушный командный пункт;
- Ил-76Т. Гражданский транспортный самолет;
- Ил-76ТД. Гражданский самолет с увеличенной дальностью полета;
- Ил-76ТД-90ВД. Самолет для гражданских авиаперевозок с улучшенными двигателями;
- Ил-76ТД-90SW. Модифицирован аналогично предыдущей модели, но зарубежной компанией;
- Ил-76ТФ. Улучшение с заменой двигателей и меньшим количеством экипажа;
- Ил-78 (Midas). Дозаправщик;
- Ил-78М. Базовая модификация;
- A-50 (Mainstay). Улучшено дальнее радиолокационное управление и обнаружение;
- A-60 (Mainstay). Воздушная лаборатория, оборудованная лазерным оружием;
- KJ-2000. Китайская гражданская модификация.
Таким образом, Ил-76 из самолета военного назначения за свою долгую историю получил множество модификаций, отвечающих различным требованиям и выполняющих самые разнообразные задачи как для военных, так и для мирных целей.
Самолет Ил-76: летно-технические характеристики
Ил-76 (по коду НАТО Candid — “прямой, искренний”) — советский и российский военно-транспортный тяжелый самолет. Разработан конструкторским бюро Ильюшина.
В конце июня 1966 года министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ Ильюшина создать военно-транспортный самолет Ил-76. В феврале 1967 года конструктор Сергей Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре того же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.
Самолет впервые поднялся в воздух 25 марта 1971 года. Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 1973 года.
Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолетом с турбореактивными двигателями. Самолет способен поставлять грузы наибольшей массой 28-60 т на дистанции 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полета связаны с модификацией).
Самолет сконструирован по традиционной для транспортных тяжелых самолетов схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Имеет обыкновенные стреловидные крылья и однокилевое оперение в виде Т-образной формы. Крыло самолета является трапециевидным с переломом по задней кромке.
Фюзеляж самолета имеет круглую форму и разделен на несколько герметичных отсеков. Кабина Ил-76 для пилотов находится в верхней части, а кабина штурмана располагается под кабиной пилотов. Также присутствует грузовая герметичная кабина. В военных моделях предусмотрена кабина стрелка, оборудованная кормовой пушечной установкой.
В самолете расположены три люка — два в передней части и один в хвостовой части. Задний люк является грузовым и имеет трехстворчатое строение.
Самолет оборудован сразу четырьмя турбореактивными двигателями, каждый из которых подвешен на своем пилоне под крылом самолета. Кроме того, присутствует пятиопорное шасси, которое при взлете убирается в фюзеляж.
Технические характеристики самолета Ил-76:
Длина: 46,6 метра
Размах крыла: 50,5 метра
Площадь крыла: 300 квадратных метров.
Наибольший взлетный вес: 210 тонн
Вес пустого: 88 500 килограмм
Грузоподъемность: до 60 тонн
Объем топлива: 109 000 литров
Скорость на эшелоне: 780-850 км/ч
с грузом 60 тонн: менее 4000 километров
с грузом 48 тонн: 5500 километров
с грузом 40 тонн: 6500 километров
Объем грузовой кабины: 321 квадратных метров.
Экипаж: 5 человек.
Число десантников на борту: 126
Ресурс самолета: 30 000 часов/10 000 посадок/30 лет.
Самолет имеет несколько модификаций: Ил-76Т — модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком; Ил-76ТД — модификация Ил-76Т; Ил-76М — специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех; Ил-76П (ТП, ТДП) — пожарный самолет; Ил-76ПС — модификация для поисково-спасательных операций на море; Ил-76МД Скальпель — “летающий госпиталь”; Ил-76К/МДК — модификация для имитации состояния невесомости при тренировки космонавтов и др.
Самая известная модификация Ил-76МД — с повышенной грузоподъемностью и дальностью полета.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников