Военно-транспортный самолёт C-123 Provider (США)
Военно-транспортный самолёт C-123 Provider (США)
Самолёт C-123 Provider – это американский военно-транспортный самолёт разработанный компанией Fairchild. Поставлялся на экспорт в 10 стран мира, широко применялся ВВС США в Юго-Восточной Азии. В 1943 году была образована компания «Chase Aircraft Company», задачей которой стала разработка и постройка тяжелого штурмового планера для ВВС Армии США. После успешной демонстрации прототипа XCG-18А последовал заказ на пять YCG-18A для проведения войсковых испытаний. Один из них позже был переоборудован в легкий военно-транспортный (штурмовой) самолет YC-122 – в крыле разместили два звездообразных ПД. Затем военные получили для испытаний YC-122А/В/С, а компания построила два прототипа еще более крупного десантно-грузового планера XCG-20 (затем XG-20). Один из них был вскоре оснащен двумя 18-цилиндровыми звездообразными ПД R-2800-23 мощностью 2200 л.с. (1641 кВт) и получил обозначение XC-123.
Первый полет XC-123 совершил 14 октября 1949 года, а в 1 952 году компания-разработчик получила контракт на пять предсерийных самолетов C-123 Provider, построенных и поднятых в небо в течение 1953 года. В том же году компания «Kaiser-Frazer Corporation» приобрела контрольный пакет акций компании «Chase» и получила контракт от ВВС США на постройку 300 самолетов C-123B Provider. Однако в середине 1953 года контракт был аннулирован по причине задержек с поставками машин – заказ передали компании «Fairchild», которая взяла на себя обязательства по продолжению разработки и производства самолетов C-123.
Самолёт C-123 Provider – это свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции, с фюзеляжем большой вместимости с сильно поднятой вверх задней частью, на нижней поверхности которой находился грузовой люк, в откинутом положении служивший рампой. Другими отличительными чертами самолёта стали хоть и традиционное, но более высокое хвостовое оперение, а также убирающееся трехопорное шасси. Кроме грузового варианта, самолет мог быстро переоборудоваться в десантный – в этом случае в кабине размещались 60 военнослужащих с вооружением, или же в медико-эвакуационный – на 50 носилочных и шесть сидячих раненых при шести санитарах Впоследствии специалисты «Fairchild» установили на самолёт больший по площади киль для обеспечения устойчивости по курсу.
Фюзеляж – ферменной конструкции, с усиленной стрингерами работающей обшивкой. Пол – усиленный, для обеспечения перевозки тяжелых грузов, с одной стороны, и для возможности аварийной посадки на брюхо – с другой. Расчетная допустимая нагрузка на пол – 1220 кг/м2. Имеются две стальные дорожки – “колеи” для закатывания в грузовой отсек колесной техники. Габаритные размеры грузового отсека: 11.2 Х 2.79 Х 2.49 м. Кабина имеет двухстворчатые задние ворота. Передняя створка при открывании уходит наружу, выполняя роль погрузочно – разгрузочной рампы, задняя – складывается внутрь фюзеляжа. Привод створок – гидравлический. Кроме того, имеются три двери – две расположены симметрично в правом и левом борту фюзеляжа в хвостовой части грузовой кабины, третья – в носовой части грузовой кабины по левому борту. Передняя часть фюзеляжа дополнительно усилена пространственной фермой, предназначенной как для сдерживания ударов о грунт при грубой посадке, так и для недопущения повреждения кабины экипажа сорвавшимся с креплений при грубой посадке грузом. С этой же целью кабина экипажа приподнята над полом грузового отсека на 0.8 м.
Крыло – двухлонжеронное, с основным передним и вспомогательным задним лонжероном. Конструктивно состоит из центроплана и двух отъемных консолей. Механизация состоит из трехпозиционных однощелевых закрылков. На самолёте C-134 закрылки были снабжены системой управления пограничным слое, питаемой от двух автономных компрессоров мощностью по 400 л.с. Площадь закрылков – 11.9 м2, элеронов – 7.74 м2. Привод закрылков – гидравлический. Обшивка крыла и закрылков – дюралюминиевая, элеронов – полотняная. Оперение – однокилевое. На самолёте C-134 на торцах стабилизатора установлен два дополнительных киля малой площади с рулями направления для повышения устойчивости на курсе. Размах стабилизатора – 11.9 м. Обшивка киля и стабилизатора, а также руля направления – дюралюминиевая, руля высоты – полотняная. Самолёт оснащен переставляемыми в полете триммерами по всем трем осям. Площадь вертикального оперения – 11.8 м2, горизонтального – 32.1 м2. Самолёты модификаций К и С-134 отличались наличием дополнительного форкиля площадью 6.34 м2.
Шасси – убирающееся, с гидравлическим приводом, усиленной конструкции. Основные стойки шасси – одноколесные, носовая – двухколесная. На самолётах модификаций D, K и С-134 одиночные основные стойки заменены тандемными, каждая из четырех одноколесных стоек основного шасси имеет автономную амортизацию. Основные стойки убираются втягиванием непосредственно в фюзеляж (без спонсона), в результате чего их колодцы уменьшают ширину грузовой кабины. Кроме того, на C-134 предполагалось применение одноколесной носовой стойки с колесом того же размера, что и на носовых стойках. Системы раздельного торможения не предусмотрено, маневрирование на земле осуществляется разворотом носовой стойки. На самолетах YС-123Е и C-134 предусматривалась установка универсального шасси для посадки на любой тип грунта, а также снег, лед, воду и болото.
Силовая установка – два ПД Пратт-Уитни R-2800 различных серий, мощностью от 1900 до 2850 л.с. (С-123) или Райт R-3350 мощностью по 3500 л.с. (С-134). На С-123 последних моделей и С-134 имелась ВСУ Вестингауз для запуска ТРД или компрессоров. Диаметр воздушных винтов – 4.72 м. Максимальная емкость внутренних топливных баков – 8040 л, ПТБ – 3400 л. Баки расположены в удлиненных мотогондолах. Интересная деталь – при пожаре одного из двигателей баки из мотогондолы или вообще вся мотогондола вместе с двигателем могли быть сброшены. Самолет имел безбустерную систему управления. На некоторых самолётах поздних серий устанавливалась БРЛС Хьюз.
Первый полет серийный C-123B совершил 1 сентября 1954 года, всего компания «Fairchild» построила 302 самолёта, включая один для статических испытаний и 24 для поставки зарубежным заказчикам (Саудовская Аравия – 6, Венесуэла – 18). Позже ВВС США передали часть машин военным Филиппин, Тайваня и Южного Вьетнама. Три экспериментальных варианта самолёта были построены компанией «Stroukoff Aircraft Corporation».
Варианты:
C-123B – военно-транспортный самолёт, оснащенный двумя поршневыми двигателями R-2800-99W, всего изготовлено 207 машин.
C-123K – модернизация C-123B.
C-123T – вариант модернизации C-123B, предложенный в марте 1981 года американской фирмой “Манкро”. Предусматривал установку новых, более мощных турбовинтовых двигателей T56-A-7A и топливных баков увеличенной ёмкости. Стоимость модернизации одного самолёта оценивалась в 3,5 млн. долларов США. Фактически прошел модернизацию один экземпляр.
Тактико-технические характеристики Fairchild C-123 Provider
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 33.53
Длина самолета,м 23.92
Высота самолета,м 10.39
Площадь крыла,м2 113.62
Масса, кг
– пустого самолета 13562
– нормальная взлетная 18288
– максимальная взлетная 27216
Тип двигателя
– основные 2 ПД Pratt Whitney R-2800-99W
– вспомогательные 2 ТРД General Electric J85-GE-17
Мощность
– основные, л.с. 2 х 2500
– вспомогательные, кН 2 х 12.69
Максимальная скорость, км/ч 394
Крейсерская скорость, км/ч 278
Перегоночная дальность, км 5279
Практическая дальность, км 2356
Практический потолок, м 8845
Полезная нагрузка: 62 солдата или 50 носилок с 12 сопровождающими или 6804 кг груза
Fairchild C-123 Provider . Фото Характеристика.
США
Тип: двухдвигательный транспортный самолет
Вместимость: экипаж из двух человек и до 61 полностью экипированного солдата
Грубоватый самолет «Провайдер» (Provider – поставщик) может проследить свою родословную от цельнометаллического планера для перевозки грузов и солдат XG-20 компании «Чэйз Эйркрафт» (Chase Aircraft), построенного в 1949 году. ВВС США проявили интерес к его варианту с двигателями, поэтому компания оснастила второй прототип планера двумя Двигателями «Дабл Уосп» и присвоила ему обозначение ХС-123 «Эвитрак» (Avitruc – воздушный грузовик). В 1953 году контракт на 300 экземпляров самолета С-123В был выдан компании «Кайзер Фрэзер» (Kaizer-Frazer), и поскольку последняя вскоре столкнулась с производственными трудностями, то заказ выполнила компания Fairchild. Первые серийные самолеты начали поступать в ВВС США в конце 1954 года. Крепкая конструкция и отличные пилотажные характеристики сделали его популярным у экипажей тактической транспортной авиации.
Самолет Provider также стал первым транспортным самолетом ВВС США, введенным в боевые действия во вьетнамской войне. Кроме перевозки грузов и войск модификации самолета UC-123B использовались для распыления пестицидов («Agent Orange» — «Оранжевого вещества») в качестве части плана «Ranch Hand» («Рука фермера»), а два самолета С-123В были переделаны под стандарт «АС» и использовались по ночам против автомобильных грузовых колонн коммунистов с применением датчиков, осветительных ракет и кассетных бомб. Летно-технические характеристики самолетов С-123 были значительно улучшены с помощью установки в отдельных гондолах двух дополнительных турбореактивных двигателей 385 во время переделки в начале 1960-х годов самолетов модификации В в модификацию К.
В то же время специальные модификации Н/3 (десять переделанных самолетов) получили аналогичную прибавку мощности, но с помощью турбореактивных двигателей 044 компании Fairchild, устанавливаемых в гондолах на концах крыла, — последние самолеты с колесно-лыжным шасси использовались Авиацией национальной гвардии (ANG) Аляски. Самолеты С-123 были окончательно выведены из военной эксплуатации в США в 1979 году.
Основные данные
Размеры:
- Длина: 23,25 м
- Размах крыла: 33,35 м
- Высота: 10,38 м
Вес:
- Пустого: 16 042 кг для модификации С-123К
- Максимальный взлетный: 27 240 кг для всех модификаций
Летно-технические характеристики:
- Максимальная скорость: 392 км/ч
- Дальность полета: 2365 км
Силовая установка: 2 мотора R-2800-99W «Циклон» компании «Райт» и два вспомогательных турбореактивных двигателя J85-6E-17 компании «Дженерал Электрик»
Мощность: 5000 л. с. (3730 кВт) и 25,35 кН тяги соответственно
Дата первого полета:
Сохранившиеся годными к полетам модификации: С-123В/Н и К
Fairchild C-123 Provider
Фэйрчайлд C-123 «Провайдер» (англ. Fairchild C-123 Provider ) — американский военно-транспортный самолёт. Совершил первый полёт 14 октября 1949 года. Поставлялся на экспорт в 10 стран мира, широко применялся ВВС США в Юго-Восточной Азии (в том числе для распыления дефолиантов над территорией Южного Вьетнама).
Содержание
Конструкция
Варианты и модификации
- ХС-123 — прототип для серии, военно-транспортный самолёт конверсированный из планера XCG-20 с двумя 1900-сильными поршневыми двигателями и трехлопастными винтами Кертисс Электрик.
- ХС-123А — военно-транспортный самолёт, оснащённый четырьмя турбореактивными двигателями J47-GE-11 (тяга каждого 2720 кг). Был создан единственный опытный экземпляр. После испытаний конверсирован в С-123В.
- C-123В — серийная модификация самолёта. Оснащался двумя 2300 сильными поршневыми двигателями R-2800-99W с трёхлопастными винтами Гамильтон Стэндард. Вместимость 61 десантник или 50 раненых. Были построены — 1 планер для статических испытаний, 5 самолётов компанией Chase и 302 Fairchild Aircraft.
- НC-123В — созданный на базе C-123В самолёт береговой охраны. Оснащался радиолокационной станцией APN-158.
- UC-123В — самолёт спец. назначения для разбрызгивания дефолианта «Эйджент Орандж» (10 машин) во Вьетнаме.
- C-123C — модификация с возможностью подвески двух 1700 литровых подвесных топливных баков.
- YC-123D — военно-транспортный опытный самолёт. Оснащался двумя 2780-сильными поршневыми двигателями Пратт-Уитни R-2800-99RE с четырёхлопастными винтами Гамильтон Стэндард. Имел систему сдува пограничного слоя с закрылков, двухколёсные стойки основного шасси, существовала возможностью установки подвесных топливных баков.
- YC-123Е — экспериментальный вариант самолёта С-123С. Самолет доработанный в соответствии с концепцией Pantobase (базирующийся везде) имел герметизированный фюзеляж с нижней частью в форме днища лодки, обычное шасси, пару убираемых водно-снеговых лыж и пару подкрыльевых поплавков. ХС-123Е можно было эксплуатировать практически с любых поверхностей: земли, воды, снега, льда и песка.
- YC-123H — был построен для изучения возможности подвески на пилонах под крыло дополнительных турбореактивных двигателей Дженерал Электрик J85-GE-17 (тяга каждого 1293 кгс). Данная модификация должна была ускорить старт и повысить начальную скороподъемность.
- C-123J — модификация самолётов модели В (10 машин, 1957 года). Предназначались для использования в полярных областях. Устанавливались лыжи и дополнительные турбореактивные двигатели Фэрчайлд J44-R-3 для управления пограничным слоем. Монтировались на законцовках крыла в гондолах.
- C-123K — модернизация 183 машин. Использовались во Вьетнаме с небольших аэродромов, имеющих грунтовое покрытие. Отличались более мощными 2850 сильными поршневыми двигателями Пратт-Уитни R-2800N, установкой дополнительных турбореактивных двигателей Дженерал Электрик J85-GE-17, шасси с пневматиками увеличенного диаметра и низкого давления, с автоматом торможения. Чтобы сохранить устойчивость на курсе установили развитый форкиль. На некоторых машинах в носовом удлиненном обтекателе имелась погодная БРЛС компании «Хьюз».
- UC-123K — самолёт спецназначения, созданный на базе С-123К. Использовался во Вьетнаме для применения химического оружия в Операции «Ranch Hand». Было переоборудовано 34 машины.
- VC-123K — VIP-транспорт для Командующего силами по оказанию военной помощи ВьетнамуУильяма Уэстморленда. Построен в одном экземпляре.
- AC/NC-123K — 2 машины C-132B были переоборудованы по программе «Блэк Спот». Оснащались дополнительными сенсорами для воздушной разведки в ночных условиях, а также аргоновыми фонарями и оборудованием для сброса кассетных бомб.
- C-123T — вариант модернизации C-123B для ВВС Таиланда, предложенный в 1979 году американской фирмой Mancro Aircraft Company. Предусматривал установку новых, более мощных турбовинтовых двигателей Rolls-Royce Allison T56-A-7 и топливных баков увеличенной ёмкости. Стоимость модернизации одного самолёта оценивалась в 3,5 млн долларов США [1] . Фактически в 1981 году модернизацию прошёл один экземпляр.
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации C-123K.
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека
- Пассажиров: до 62 человек
- Длина: 23,92 м
- Размах крыла: 33,53 м
- Высота: 10,36 м
- Площадь крыла: 113,6 м²
- Масса пустого: 16 042 кг
- Масса снаряжённого: 27 000 кг
- Двигатели:
- 2× Пратт-Уитни R-2800-99W (2×1715 кВт/2300 л. с.)
- 2× Дженерал Электрик J85-GE-17 (2×13 кН)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 367 км/ч (с реактивными двигателями)
- Крейсерская скорость: 278 км/ч
- Перегоночная дальность: 5279 км
- Практическая дальность: 2356 км
- Практический потолок: 8845 м
- Скороподъёмность: 5,8 м/с (348 м/мин., без реактивных двигателей)
- Скороподъемность с полной загрузкой: 45,75 м/мин.
- Скороподъёмность с реактивными двигателями, на одном работающем поршневом моторе и с перегрузкой 5900 кг : 152,5 м/мин.
- Нагрузка на крыло: 240 кг/м²
- Тяговооружённость:
- для поршневых двигателей: 130 Вт/кг
- для турбореактивных двигателей: 0,10
Потери самолётов
На 18 января 2011 года по неофициальным иностранным данным в различных инцидентах было потеряно 89 машин. В катастрофах погибло 662 человека. [2]
В произведениях искусства
Самолёт C-123 был главным местом действия в таких фильмах как: Эйр Америка (1990), Операция «Дамбо» (1995), Воздушная тюрьма (1997), Сделано в Америке (2016).
См. также
Примечания
- ↑ В. Петров. Модернизация самолётов C-123B «Провайдер» // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1982. стр.88-89
- ↑ASN Aviation Safety Database. Fairchild C-123 Provider
Литература
- Донсков И. “Провайдер” – большой мотопланер. Военно-транспортный самолёт C-123 (рус.) // Крылья Родины. — М. , 2000. — № 2 . — С. 21 . — ISSN0130-2701.
Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.