12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военно-транспортный самолёт Douglas C-133 Cargomaster (США)

Военно-транспортный самолёт Douglas C-133 Cargomaster (США)

Компания “Douglas Aircraft” была давним поставщиком военно-транспортных самолетов для ВВС США, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно она получила в начале 1950-х годов два контракта на разработку турбовинтового тяжелого военно-транспортного самолета для удовлетворения требований USAF Logistic Carrier Support System SS402L. Впрочем, более крупный вариант С-132 в 1956 году отклонили на стадии постройки макета – заказчик посчитал менее крупный С-133 Cargomaster более приемлемым.

Полномасштабные проектные работы по самолету Cargomaster, предназначенному для замены С-124 Globemaster II, были начаты в феврале 1953 года. Прототипы не строились – ВВС США сразу законтрактовали 12 самолетов.

Первая машина была выкачена с завода “Douglas” в Лонг Бич уже через три года. Самолет представлял собой весьма большой моноплан с высокорасположенным крылом с большим относительным удлинением, на котором были смонтированы четыре двигателя Pratt & Whitney Т34-Р-3 мощностью по 5700 л. с. Фюзеляж – круглого поперечного сечения, вмещал 96% всего типового ряда автопарка Армии США. Погрузка и выгрузка осуществлялись через двухсекционную заднюю дверь, нижняя секция которой являлась погрузочной рампой, или через грузовую дверь по левому борту передней части фюзеляжа (открывалась вверх). Причем, технику высотой до 3,66 м можно было загонять своим ходом прямо в грузовой отсек. Вместимость машины впечатляла – 45 359 кг груза или до 200 солдат (десантников).

Первый самолет (No.53-145) впервые поднялся в воздух 23 апреля 1956 года под управлением Дж. Армстронга. В ходе летных испытаний выявились определенные недостатки, причем для улучшения управляемости пришлось увеличить размеры форкиля.

Военная авиационная транспортная служба получила первые самолеты в августе 1957 года – первыми их эксплуатантами стали 39-я (авиабаза Довер, штат Делавер) и 84-я (авиабаза Мак-Корд, штат Вашингтон) авиатранспортные эскадрильи. На следующий год новые самолеты приступили к активной эксплуатации по всему миру, установив во время первых своих полетов в Европу рекорды скорости в трансатлантических перелетах для транспортных самолетов. 16 декабря 1958 года С-133А установил рекорд, подняв груз массой 53478 кг на высоту 4536 м.

Всего построили 35 самолетов С-133А, в конструкцию которых постоянно вносились изменения: с восьмого самолета – короткая, без конуса хвостовая часть; с 33-го самолета – новая двухстворчатая задняя грузовая дверь. Последняя особенность конструкции сохранилась и на 15 самолетах С-133В, основным отличием которых стали двигатели T34-P-9W мощностью по 7500 л. с.

Выпуск С-133В осуществлялся с октября 1959 года по апрель 1961 года, они отличались увеличенной полезной нагрузкой – могли перевозить 23 587 кг на дальность не менее 6437 км (С-133А- 19051 кг).

Существовали планы по третьей модификации, с двигателями Allison Т54 мощностью по 7500 л. с., но они не были реализованы.

C-133 многие годы был единственным самолетом USAF способным перевозить очень большие и очень тяжелые грузы. Несмотря на способности C-124 Globemaster II, было много грузов, которые он не мог перевозить из за своей грузовой палубы, которая находилась на высоте 4 метров от земли и гораздо более слабых двигателей.

C-133 имел большие хвостовые и боковые грузовые люки и большую площадь грузового отсека. А у C-133B, задний люк был модифицирован, так, что двери могли открываться в стороны, это позволило сделать люк настолько большим, что стало возможно транспортировать баллистические ракеты Atlas, Titan и Minuteman дешевле, быстрее и безопаснее, чем автомобильным транспортом.

Несколько сотен Minuteman и других ICBM были доставлены на их базы самолетами C-133. В своих целях их применяло и НАСА. C-133 также транспортировал ракеты Atlas, Saturn и Titan на мыс Канаверал для использования в качестве ракет-носителей для космических программ Gemini, Mercury и Apollo. После того, как посадочная капсула Apollo приводнилась, она также перебрасывались самолетом C-133 из Naval Station Norfolk, Virginia или Hickam AFB, Hawaii в Ellington AFB, Texas, или в California.

Основной проблемой Cargomaster стала его недостаточно надежная силовая установка, это же стало причиной его не особо длинной карьеры. Кроме того, возникли серьезные проблемы с прочностной усталостью планеров.

C-133 был достаточно проблемным самолётом: в катастрофах и происшествиях было потеряно 10 машин, то есть каждая пятая из числа построенных. Отсутствие предупреждения о сваливании и необходимость летать на высотах близких к предельным, сложность или даже невозможность вывода загруженного самолета из сваливания, как считается послужило причиной потери нескольких самолетов.

Очень ненадежными были турбовинтовые двигателя, что усложняло регулярность перевозок грузов .В том числе по этим же причинам он никогда не использовался для переброски живой силы. Самолет не очень любили и даже боялись те люди, которые работали с ним.

После всего 14 лет службы самолеты в 1971 году были сняты с вооружения. Последние месяцы службы самолета прошли в беспрерывной перевозке грузов из США в Южный Вьетнам, а затем большинство машин закончили свою жизнь на месте хранения списанной авиатехники на авиабазе Дэвис-Монтан.

Но в 1973 году некоммерческая организация “Foundation for Airborne Relief” (FAR) приобрела четыре C-133A для переоборудования в летающие госпитали и применения их в ходе ликвидации крупномасштабных катастроф или стихийных бедствий. Предполагалось установить на самолетах операционные, палаты интенсивной терапии и даже обеспечить размещение на борту легкого медико-эвакуационного вертолета. Однако Федеральная авиационная администрация США посчитала невозможным “вернуть в небо” самолеты, списанные из-за проблем с прочностью конструкции и простоявшие на хранении несколько лет. Проект закрыли.

Читать еще:  Противолодочный вертолет SH-2G Super Seasprite (США)

Один из самолетов, купленных FAR (N136AR/54-136), интересен тем, что в 1966-1969 годах находился в эксплуатации у НАСА (носил бортовой номер “928”, принадлежал Космическому центру им. Джонсона) и обеспечивал космическую программу США.

На этот “космическая программа” для C-133 на закончилась. NАSА вместе с выделением денег на безумную идею Джона Конроя по переоборудованию старых Boeing 377 Stratocruiser в транспорты для частей ракетной программы Сатурн обратилась и к Military Air Transport Service (сокращённо МАТS, департамент объединивший транспортную авиацию ВВС и ВМС США) с просьбой содействовать в разработке самолёта способного перевозить негабаритные грузы. МАТS так же была заинтересована в создании подобного самолёта, потому уже от своего имени в 1961 году обратилась к Douglas с заданием разработать проект такой машины.

Так как бюджет программы был ограничен, вариант по разработке нового самолёта не рассматривался. Инженеры Douglas приняли решение доработать свой же транспортный самолёт C-133 Cargomaster под перевозку негабаритных грузов. После небольших исследовательских работ и продувки простейших моделей, наиболее оптимальным вариантом по соотношению цена-качество был признан проект перевозки частей ракеты в специально разработанном контейнере, размещаемом на спине самолёта. В качестве запасного проекта рассматривался вариант создания специального планера, который бы использовал в качестве тягача тот же C-133.

Первоначально предполагалось создание транспортных капсул двух типов – малой и большой. Малая капсула предназначалась для перевозки космических кораблей типа Apollo или Dyna-Soar или отдельных частей крупных ступеней. Эта капсула требовала минимальной доработки самолёта, на спине размешалось крепление капсулы, на законцовках вертикальных стабилизаторов устанавливались два малых дополнительных киля, которые даже можно назвать винглетами. Все эти дополнения с лёгкостью демонтировались, вновь превращая самолёт в обычный транспорт.

Большая капсула могла вмещать в себя весь набор ступеней и стартовых ускорителей программы Saturn. В первоначальном варианте, как и с малым вариантом, предполагалось лишь установка креплений для капсулы, сохраняя возможность обратного переоборудования самолёта.

Но продувка такого варианта в аэродинамической трубе показала, что такое размещение капсулы серьёзно сказывается на аэродинамике, создавая опасные зоны низкого давления. Удручала и развесовка самолёта, нос оказывался перетяжелён. Решением обеих проблем стало бы смещение капсулы назад, но это требовало переделки самолёта, особенно хвоста. К сожалению, других решений в Douglas предложить не могли, потому был подготовлен проект C-133 с разнесенным Н-образным вертикальным оперением. Благодаря этому капсула была смещена назад, что бы восстановить развесовку самолёту, а массивные кили компенсировали проблемы с аэродинамикой. Предполагалось переоборудовать по такому проекту до двух C-133. которых бы хватило для нужд NАSА и MATS.

В середине 1962 года предложение Douglas было отправлено на рассмотрение NАSА и быстро отклонено из-за цены. Оказалось что покупка и распил в ремонтной мастерской нескольких старых Boeing 377 для создания “Беременного Гуппи” значительно дешевле, чем услуги полноценной авиастроительной фирмы. К тому же несмотря на весь скепсис, дела у проекта Джона Конроя шли хорошо и NАSА решило сделать ставку на него. MATS же в одиночку финансировать проект Douglas не собиралась, и так же отказалось от его дальнейшей проработки.

Последнее применение Cargomaster произошло в 1976 году – грузовой авиаперевозчик “Northern Air Cargo” получил разрешение на использование одного С-133В для перевозки оборудования по программе сооружения трубопровода на Аляске.

Douglas C-133 Cargomaster. Фото. Характеристики.

США

Тип: четырехдвигательный тяжелый грузовой самолет материально-технического снабжения

Экипаж: четыре человека

Разработанный компанией «Дуглас» в ответ на требования ВВС США к грузовому самолету, способный нести стратегические грузы, которые не могут быть легко разделены для перевозки на самолетах С-124 или С-130, самолет С-133 с чертежной доски сразу перешел в производство. Самый первый серийный самолет С-133А повторил прототип, его большой герметизированный фюзеляж круглого сечения мог через задний грузовой люк во всю ширину фюзеляжа принять новые межконтинентальные баллистические ракеты «Атлас» и «Титан».

Первые пять самолетов модификации А были поставлены Военной авиационной транспортной службе ВВС США в августе 1957 года, за ними с 1959 по 1961 год последовали 15 самолетов С-133В, отличавшихся более мощными турбовинтовыми двигателями Т34 и перепроектированной задней частью фюзеляжа, включающей створки грузового люка. Кроме того, самолеты модификации В были доработаны для перевозки баллистических ракет «Тор», «Юпитер», «Атлас», «Титан» и «Минитмен». Удивительно, но однажды обнаружилось, что на самолете «Каргомастер» (Cargomaster – мастер грузоперевозок) может перевозиться 96 процентов всего военного снаряжения США. Это было проверено в середине 1960-х годов во время создания американских сил в Южном Вьетнаме — обнаружилось, что три эскадрильи самолетов С-133 были единственным вариантом для быстрого перемещения объемных грузов через Тихий океан.

Появление в 1969 году самолета С-5 «Гэлакси» облегчило ношу перегруженных работой самолетов С-133. Транспортный самолет компании «Локхид» начал заменять самолет «Каргомастер» в командовании Воздушно-транспортных сил. Последние самолеты С-133 были выведены из эксплуатации в 1979 году. С тех пор три из них изредка летают под управлением гражданских организаций.

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 578 км/ч
  • Дальность полета: 6920 км

Размеры:

  • Длина: 48,02 м
  • Размах крыла: 54,75 м
  • Высота: 14,7 м

Вес:

  • Пустого: 54 550 кг
  • Максимальный взлетный: 129 727 кг
Читать еще:  Вертолет-буксировщик минных тралов Ми-14БТ (СССР)

Силовая установка: четыре двигателя Т34-7 компании «Пратт-Уитни» (на модификации С-133А) или T-34-9W компании «Пратт- Уитни» (на модификации С-133В)

Мощность: четырех двигателей 28 ООО л. с. (20 879 кВт) и 30 000 л. с. (22 368 кВт) соответственно

Дата первого полета:

Сохранившиеся годными к полетам модификации: С-133А/В

Douglas C-133 Cargomaster – Douglas C-133 Cargomaster

Douglas C-133 Cargomaster американский большой турбовинтовой самолет грузовой построен между 1956 и 1961 г. Douglas Aircraft Company для использования с ВВС США . С-133 был только производство турбовинтового питания в ВВС США стратегического транспортным самолета , входя в службу вскоре после Локхид С-130 Геркулеса , который обозначен как тактический транспортный самолет . Это обеспечило воздушные перевозки услуги в широком спектре приложений, заменяется на C-5 Galaxy в начале 1970 – х лет.

содержание

Дизайн и развитие

C-133 был разработан для удовлетворения требований к Logistic Carrier Support System SS402L ВВС США для нового стратегического транспорта. Самолетов значительно отличались от С-74 Globemaster и C-124 Globemaster IIs , что ему предшествовало. Высокий монтаж крыла, внешние блистер обтекатели на каждой стороне для шасси и задней погрузки и боковой загрузкой двери обеспечивается , что доступ к, и объем, большой грузовой отсек не были скомпрометированы этими структурами. Грузовой отсек (90 футов / 27 м в длину и 12 футов / 3,7 м) был под давлением, с подогревом, и вентилируют.

В Cargomasters пошел непосредственно в производство , как C-133A; были построены не прототипы. Первый Cargomaster вылетел 23 апреля 1956 г. Первым C-133As были доставлены в службу военной воздушного транспорта (MATS) в августе 1957 года и начал полет воздушных маршрутов КОВРИКОВ по всему миру. Два C-133S установлен трансатлантические рекорды скорости для транспортных самолетов на первые рейсы в Европу. Флот 50 самолетов зарекомендовал себя бесценным во время войны во Вьетнаме . Cargomaster продержалась на пока Lockheed C-5 Galaxy не был введен в эксплуатацию в начале 1970 – х годов. C-133 затем вышел в отставку и большинство самолетов были сокращены до в течение нескольких месяцев доставляется в базу ВВС Дэвис-Монтан , Тусон, штат Аризона, после их окончательного полетов в 1971 году.

были построены и введены в эксплуатацию с ВВС США Пятьдесят самолетов (35 С-133A и 15 С-13). Один C-133A и C-133B были построены и хранятся в Дуглас Лонг-Биче, как «тестовые статьи». У них не было строительство номеров или номеров хвостовых ВВС США.

С-133 имели большие задние двери и боковые двери и большую открытую грузовую область. C-133A осуществляется много больших и тяжелых грузов, в том числе Atlas и Titan. В то время как С-133 не был разработан специально для транспортировки МБР. Может, в самом деле, было наоборот. Конструкция C-133 была заморожена в 1955 для того , чтобы строить самолеты , которые первый полет в апреле 1956 года Замыслы как Atlas и Titan не были тверды только после 1955 года, когда были подписаны их контракты. С C-133B, задние двери груза были изменены , чтобы открыть для боковых лепестков (дверей), что делает МБР загрузку намного проще. Транспортировка баллистических ракет , таких как Atlas , Titan и Minuteman был намного дешевле, безопаснее и быстрее , чем автомобильный транспорт. Несколько сот Минитмен и другие МБР были по воздуху и из их эксплуатационных баз с помощью C-133S. C-133 также транспортироваться Атлас, Сатурн и Титан ракеты мыса Канаверал для использования в качестве стартовых ускорителей в космических программах Gemini, Mercury и Apollo. После того, как капсулы Apollo плеснул вниз, они были переброшены в C-133S от военно – морской базы Норфолк , Вирджиния или Hickam AFB , Гавайи к Ellington AFB , штат Техас, или в Калифорнию.

Эксплуатационная история

C-133 был в течение многих лет единственным USAF самолетов , способных буксировать очень большой или очень тяжелый груз. Несмотря на Douglas C-124 Globemaster II возможностей «s, там было много грузов , что она не может нести из – за своей конфигурации с грузовой палубы 13 футов (4 м) от земли и ее нижней, хотя существенной, мощности двигателя. C-133 продолжается в службе после формирования USAFs военного командования аеролифта на 1 января 1966 года.

К 1971 году , незадолго до введения Lockheed C-5 Galaxy , то Cargomaster была устаревшей, а также быть изношены, и все они были выведены из эксплуатации. С-133 были 10000-часовой планер самолета , который был жизнью продлено до 19000 часов. Сильная вибрация , вызванная критическое напряжение коррозии планеров до такой степени , что воздушное судно находилось вне экономичной эксплуатации. ВВС удалось сохранить как многие из флота С-133 в процессе эксплуатации , как это возможно до С-5 вошел эскадренный службу.

C-133S устанавливается ряд неофициальных записей, в том числе записей для военно – транспортных самолетов на трансатлантических и транс-тихоокеанских маршрутах. Среди самых длинных были беспосадочные рейсы из Тачикава Аэродром , Япония, на базе ВВС США Тревис , штат Калифорния (17:20 часов 22 мая 1959 года, 5150 миль / 8288 км, 297,2 миль / ч / 478,3 км / ч) и Air Force Base , Hickam Гавайи на базу Dover Air Force , Делавер приблизительно 16 часов (4850 миль / 7805 км 303,1 миль / ч / 487,8 км / ч). Только ФАИ официально санкционированы запись была в декабре 1958 года, когда C-133A 62008 поднял полезную нагрузку 117,900 фунтов (53,480 кг) на высоту 10000 футов (3048 м) на базе Dover Air Force, штат Делавэр.

Читать еще:  БЛА Boeing Scan Eagle (США)

операторы

Данные из: C-133 единиц, C-133 Tail Numbers

Соединенные Штаты

  • 1501 – м воздушного транспорта крыла / шестидесятые Военно Эйрлифт крыла – Travis AFB , Калифорния

Первый воздушный транспорт Squadron / Military Эйрлифт Squadron, 1960-71

  • 1607th воздушного транспорта крыло / четыреста тридцать шестой военно – транспортный Wing – Dover AFB , Делавер

Тридцать девятый воздушный транспорт Squadron / Военные Эйрлифт Squadron, 1957-71 Восемьдесят четвёртый воздушный транспорт Squadron / Военные Эйрлифт Squadron, 1957-71

Аварии и происшествия

Самолет разработан репутацию врезаться на ранних стадиях его жизненного цикла, члены экипажа называют его как «Widowmaker». Некоторые из них не будет летать в С-133, так как , изначально, причиной аварий были неизвестны , и казалось , самолеты были просто падают с неба. Ряд вопросов были обнаружены после нескольких аварий исследований. Первый выпуск обнаружил, был с контроллером автоматического шага гребного винта . Задержка времени была добавлена , чтобы уменьшить напряжение на корпусе носа. Второй вопрос , обнаружил, что стойло характеристики дали очень мало предупреждение экипажа. Левое крыло было установлено , что срыв перед правым крылом. Исправление было просто, небольшая полоса металла была прикреплена к правому крылу , заставляя его срыв в то же время левое крыло будет заглохнуть. По мере того как самолет приближался к концу своего 10 000 часов жизненного цикла произошла последний C-133B авария, 6 февраля 1970 года он был определен раскол планера на грузовой двери. Окончательное исправление была группа вокруг планера укрепления, но конец C-133 был близок. С-5A Galaxy будет дебютировать в 1971 году и отмечает конец С-133. Из 50 самолетов построены, девять были потеряны в авариях и один было разрушен в низовом пожаре.

13 апреля 1958 AF серийный номер 54-0146, 1607 ATW – Уничтожено 13 апреля 1958, разбился 26 миль (23 NMI; 42 км) к югу от Dover AFB , штат Делавэр в Ellendale, штат Делавэр . 10 июня 1961 AF серийный номер 57-1614, 1501 ATW – Уничтожено 10 июня 1961, врезался в Тихий океан офф Япония 27 мая 1962 AF серийный номер 57-1611, 1607 ATW – разрушаемый 27 мая 1962, врезался в воде вблизи Shad пересечения (37 ° 43′ N 73 ° W), к востоку от Dover AFB, штат Делавэр. 10 апреля 1963 AF серийный номер 59-0523, 1501 ATW – Уничтожено 10 апреля 1963, разбился в схеме движения, Travis AFB , Калифорния 13 июля 1963 AF серийный номер 56-2005, 1607 ATW – Уничтожено 13 июля 1963 во время заправки низового пожара, Dover AFB, штат Делавэр. 22 сентября 1963 AF серийный номер 56-2002, 1607 ATW – разрушаемый 22 сентября 1963, врезался в Атлантический океан вблизи Shad пересечения (37 ° 43′ N 73 ° W), юго-востоку от Dover AFB, штат Делавэр; Самолет, по-видимому остановился возле верхней части подъема на крейсерскую высоту. 7 ноября 1964 AF серийный номер 56-2014, 1607 ATW – Разрушенный 7 ноября 1964 в аварии на взлете в CFB Goose Bay , Лабрадор; Наиболее вероятная причина была силовым стойло на взлет из – за обледенение или , возможно , аэродинамические неустойчивости самолета. 11 января 1965 AF серийный номер 54-0140, 1607 ATW – Уничтожено 11 января 1965, врезался в воду после взлета из Уэйк . 30 апреля 1967 AF серийный номер 59-0534, 1501 ATW – Уничтожен 30 апреля 1967, угробил от восточного побережья Окинавов , Японии после шага винта стал фиксированным, из – за электрические проблемы либо контроля пропеллера или цепи пропеллера питания. 6 февраля 1970 AF серийный номер 59-0530, 60 MAW – разрушаемый 6 февраля 1970, распадались в полете над юго – западной Небраска , из – за катастрофического распространения старого 11 в (280 мм) трещины кожи скрыты под краской общей длиной 17 футов (5,2 м ); большие участки кожи отслаиваются и самолет развалился на 23000 футов (7000 м).

Самолеты на дисплее

Технические характеристики (C-133B)

Данные американского военно – транспортного самолета с 1925 года

  • Экипаж: пять (два пилота, штурман, бортинженер, LoadMaster)
  • Вместимость: 200 чел или 110000 фунтов (50000 кг)
  • Длина: 154 фут 3 в (47.01 м)
  • Размах: 179 футов 9 в (54,78 м)
  • Высота: 48 футов 3 в (14,7 м)
  • Площадь крыла: 2,673 квадратных футов (248,3 м 2 )
  • Вес пустой: 120263 фунтов (54550 кг)
  • Вес брутто: 275000 фунтов (124738 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 286,000 фунтов (129,727 кг)
  • Двигатель: 4 × Pratt & Whitney Т34-С-9W турбовинтовых двигателей, 7500 л.с. (5,600 кВт) , каждая с впрыском воды
  • Пропеллеры: 3-лопастные Curtiss Electric полностью оперение, обратим шаг винты.
  • Максимальная скорость: 312 кп (359 миль / ч, 578 км / ч) на 8700 футов (2700 м)
  • Крейсерская скорость: 281 кп (323 миль / ч, 520 км / ч)
  • Диапазон: 3560 NMI (4,097 миль; 6593 км) с 52000 фунтов (24000 кг) полезной нагрузки
  • Потолок: 29,950 футов (9130 м) потолок службы
  • Скорость подъема: 1,280 футов / мин (6,5 м / с)
  • Нагрузка на крыло: 102,9 фунтов / кв футов (502 кг / м 2 )
  • Мощность / масса : 0,1087 л.с. / фунт (0,1787 кВт / кг)

Смотрите также

  • портал ВВС США

Самолеты сравнимой роли, конфигурации и эпохи

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: