0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военно-транспортный вертолёт SA.321 Super Frelon (Франция)

Военно-транспортный вертолёт SA.321 Super Frelon (Франция)

Военно-транспортный вертолёт Aerospatiale SA.321 Super Frelon является развитием опытного вертолета SE-3200 Frelon, построенного в 1959 г. Первый полет вертолет совершил в декабре 1962 г. Серийное производство ведется с 1965 г.

Вертолет выпускался в следующих вариантах.
SA.321J Super Frelon — военно-транспортный вертолет с колесным шасси (1962 г.). Может перевозить 27-30 десантников или 15 раненых на носилках, или грузы массой 4 т в кабине и 5 т на внешней подвеске.

SA.321G Super Frelon — противолодочный палубный вертолет для флота с поплавковым шасси, экипажем из пяти человек, снабженный поисковым оборудованием и противолодочным вооружением (1963 г.).

SA.321F Super Frelon — пассажирский вертолет.

Вертолет имеет одновинтовую схему, с рулевым винтом, тремя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси со сдвоенными колесами. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, в нижней части которого имеется килеватость и скулы для обеспечения посадки на воду. Кабина экипажа двухместная. Грузовая кабина имеет задний люк с погрузочной рампой и сдвижную дверь по правому борту. В грузовой кабине могут размещаться 27—30 десантников или 15 раненых на носилках. С правой стороны хвостовой балки (в противолодочном варианте последняя складывается) крепится стабилизатор.

Несущий винт шестилопастный, с шарнирным креплением цельнометаллических, прямоугольных в плане лопастей. В противолодочном варианте вертолета они складываются. Рулевой винт пятилопастный, диаметром 4 м, также с шарнирным креплением лопастей, расположен на закон-чании стреловидного хвостового оперения с левой стороны.

Силовая установка состоит из трех расположенных над фюзеляжем двигателей. Два из них размещены симметрично относительно продольной оси вертолета перед редуктором несущего винта и имеют осевые воздухозаборники, а третий, находящийся за редуктором несущего винта, имеет боковой воздухозаборник. Каждый двигатель обладает автономной системой запуска, питания, смазки и вентиляции. Под полом в центральной части фюзеляжа расположены 3 мягких бака общей емкостью 4000 л. При необходимости возможна установка дополнительных внутренних топливных баков емкостью 2000 л и подвесных баков емкостью по 500 л. Система управления бустерная с дублированной гидросистемой.

Вертолет оборудован двумя станциями метрового диапазона, КВ-станцией, радиокомпасом, радиовысотомером, РЛС, навигационным приемником DECCA и дополнительным оборудованием, устанавливаемым в зависимости от модификации. В поисково-спасательном варианте это спасательная лебедка грузоподъемностью 275 кг, опускаемая гидроакустическая станция, лодка и индивидуальные средства спасения.

Вооружение вертолета составляют две противолодочные торпеды, две УР АМ-39 или четыре ПТУР AS.12.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная 275
крейсерская 210—250
Потолок, м:
статический 2170
динамический 3150
Дальность перегоночная, км 920
Масса, кг:
максимальная взлетная 13000
нормальная взлетная 11100
пустого вертолета 9750-9915
Максимальная полезная нагрузка, кг 5000
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 18,9
длина с вращающимися винтами 23,03
длина 19,7
высота 6,6
Двигатель ГТД Turbomeca IIIC6, л.с. 3 по 1550

Читать еще:  Разведывательный БПЛА Ту-141 «Стриж» («141», ВР-2) (Россия)

Вертолёт Aerospatiale SA 321 Super Frelon. Технические характеристики. Фото.

Aerospatiale SA 321 Super Frelon – французский тяжёлый транспортный вертолёт, спроектированный в 1962 году авиастроительными компаниями «Sud Aviation» и «Aerospatiale».

Фото Aerospatiale SA 321 Super Frelon

Многоцелевой вертолёт Aerospatiale SA 321 Super Frelon стал проектироваться французскими авиаинженерами в конце 50-х годов прошлого столетия. Основной целью начала работ над проектированием воздушного средства, стала необходимость в эксплуатации больших грузоподъёмных воздушных судов, применяемых преимущественной в военной сфере, причём, сам заказ был инициирован Военно-морскими силами Франции, хотя впоследствии, это воздушное судно обрело большую популярность в военно-воздушных силах.

Свои первые тестовые испытания вертолёта Aerospatiale SA 321 Super Frelon были проведены французскими авиастроителями в 1962 году, однако, проект не смог полностью удовлетворить всех предъявляемых требований со стороны военного командования Франции, в связи с чем, проект был направлен на дополнительную доработку, а официально данный летательный аппарат был представлен лишь в 1966 году, хотя реальное его серийное производство началось несколькими годами ранее.

Aerospatiale SA 321 Super Frelon фото

Несмотря на достаточно большие габариты, вертолёт Aerospatiale SA 321 Super Frelon обладает высокой манёвренностью, что в свою очередь является весьма важным качеством для военного воздушного судна. Помимо перевозки на своём борту людей и грузов, вертолёт Aerospatiale SA 321 Super Frelon может также применяться и в качестве воздушного средства подавления огня, либо же использоваться в качестве противолодочного или противокорабельного воздушного средства.

Вооружение вертолёта Aerospatiale SA 321 Super Frelon включает в себя:

  • 20-мм. автоматическую авиационную пушку, применяющуюся для борьбы с легкобронированной техникой противника;
  • 2 противокорабельных ракеты;
  • 4 противолодочных торпеды.

На своём борту вертолёт модели Aerospatiale SA 321 Super Frelon может осуществлять перевозку 6 тонн полезного груза, либо же транспортировать до 32 человек, включая пятерых членов экипажа и 27 экипированных военнослужащих. Помимо прочего, вертолёт Aerospatiale SA 321 Super Frelon может также осуществлять функцию эвакуационного средства, способного перевозить на борту раненых военнослужащих.

Вертолёт Aerospatiale SA 321 Super Frelon

Силовая установка вертолёта Aerospatiale SA 321 Super Frelon состоит из трёх газотурбинных авиационных двигателей марки Turboméca Turmo IIIC, каждый из которых обладает мощностью в 1570 л.с. Максимальная дальность полёта летательного аппарата данной модели составляет 1020 километров, при этом, вертолёт способен преодолевать расстояние с крейсерской скоростью в 220 кмч.

Производство воздушных судов Aerospatiale SA 321 Super Frelon осуществлялось французскими авиастроителями в период с 1962 по 1981 год, при этом, за всё время выпуска, было построено 110 летательных аппаратов данной модели.

Существуют следующие варианты воздушных судов модели Aerospatiale SA 321 Super Frelon:

  • Aerospatiale SE.3200 Frelon – прототип вертолёта, представленный в 1958 году;
  • Aerospatiale SA 321 Super Frelon – предпроизводственный вариант летательного аппарата;
  • Aerospatiale SA 321G Super Frelon – противолодочная версия вертолёта, разработанная по заказу Военно-морских сил Франции;
  • Aerospatiale SA 321Ga Super Frelon – транспортный вариант воздушного судна, применяемый в том числе в качестве средства огневого прикрытия с воздуха;
  • Aerospatiale SA 321GM Super Frelon – экспортный вариант вертолёта, разработанный для Вооружённых сил Ливии;
  • Aerospatiale SA 321H Super Frelon – экспортный вариант, спроектированный по заказу Вооружённых сил Ирака;
  • Aerospatiale SA 321F Super Frelon – гражданский транспортный вариант воздушного судна;
  • Aerospatiale SA 321J Super Frelon – грузопассажирский вариант вертолёта;
  • Aerospatiale SA 321Ja Super Frelon – улучшенный вариант версии Aerospatiale SA 321J Super Frelon;
  • Aerospatiale SA 321K Super Frelon – экспортный вариант разработанный для Вооружённых сил Израиля;
  • Aerospatiale SA 321L Super Frelon – экспортный вариант вертолёта, спроектированный для Вооружённых сил ЮАР;
  • Aerospatiale SA 321M Super Frelon – поисково-спасательный вариант летательного аппарата;
  • Changhe Z-8 – китайская версия военно-транспортного вертолёта оборудованный газотурбинными двигателями марки Changzhou Lan Xiang WZ6;
  • Changhe Z-8A – военно-транспортный вариант вертолёта, выпускаемый китайскими авиастроителями;
  • Changhe Z-8F – китайский вариант вертолёта, оборудованный газотурбинными двигателями марки Pratt & Whitney Canada PT6B-67A;
  • Changhe Z-8AEW – версия для ведения радиоэлектронной борьбы.
Читать еще:  Лёгкий истребитель Folland Gnat (Великобритания)

Технические характеристики Aerospatiale SA 321 Super Frelon.

  • Экипаж: 5 человек (В зависимости от модификации);
  • Вместимость: 27 человек (В зависимости от модификации);
  • Длина вертолёта: 23,03 м.;
  • Высота вертолёта: 6,66 м.;
  • Диаметр несущего винта: 18,9 м.;
  • Масса пустого вертолёта: 6863 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 13000 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 220 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 275 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 1020 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 3150 м.;
  • Силовая установка: 3 x Turboméca Turmo IIIC (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 3 x 1570 л.с. (В зависимости от модификации).

Тяжелый вертолет SA.321 «Супер Фрелон»

В 1955 году французское военное ведомство обратилось к авиационным фирмам с запросом проекта вертолета тяжелого класса.

Предполагалось, что новая машина будет по-настоящему многоцелевой — на нее предусматривалось возложить не только транспортно-десантные задачи, но и применять их в интересах ВМС (для борьбы с вражескими субмаринами и траления мин).

Единственной отечественной компанией, способной взяться за решение поставленной задачи, было объединение SNCASE («Общество авиастроительных заводов Юго-Востока»), постепенно формировавшее свою специализацию именно как вертолетостроительная фирма. Эта специализация сохранилась и после слияния фирм SNCASE и SNCASO в концерн «Сюд Авиасьон». Специалисты SNCASE отказались от широко применяемой в то время для тяжелых вертолетов двухвинтовой продольной схемы, предложив одновинтовой геликоптер.

«Изюминкой» проекта стало применение сразу трех ТВлД «Турбомека» «Турмо II». Благодаря этому конструкторы рассчитывали повысить безопасность полета — ведь вертолет получал возможность осуществлять крейсерский полет при одном отказавшем двигателе. Испытания прототипа вертолета, получившего название «Фрелон» («Шершень»), начались 10 июня 1959 года. Однако результаты их не удовлетворили заказчика. Фирма продолжила совершенствование
конструкции, предложив вариант SA.321 «Супер Фрелон». В итоге удалось создать самый тяжелый европейский вертолет грузоподъемностью 5 т.

Читать еще:  Истребитель F-104 Starfighter (США)

Прототип SA.321 вышел на испытания 7 декабря 1962 года. Следом за ним построили четыре предсерийные машины. 30 ноября 1965-го поднялась в воздух первая серийная машина. В общей сложности во Франции до прекращения производства в 1983 году изготовили 99 вертолетов этого типа, подавляющее большинство которых было поставлено на экспорт.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Все модификации «Супер Фрелона» можно разделить на две группы — амфибийные и сухопутные.

К амфибийным относились следующие варианты вертолета:

SA.321G — основная серийная модификация — противолодочный вертолет для ВМС Франции (поставлено 25 машин). Двигатели «Турмо IIIС6»(1550л.с),
впоследствии замененные на «Турмо IIIС7» (1600 л. с).

Основу бортовой поисково-прицельной системы составлял радар Omera-Segrid ORB-31D. В ходе модернизации установили более совершенную РЛС ORB-32, а также инфракрасную камеру «Клио». Для поиска подводных лодок применяется ОГАС «Томсон-Синтра» HS-12. Вооружение общей массой до 2000 кг размещается на двух внешних узлах подвески по бортам вертолета.

SA.321 М — экспортный вариант для Ливии. Оборудовались двигателями «Турмо IIIС6» и РЛС ORB-31 WAS. В 1970 году было заказано девять машин.

SA.321 F — гражданский вариант с двигателями «Турмо IIIC3» (1300 л. с).

К сухопутным относились следующие модификации:

SA.321 Н — транспортно-десантный вариант для ВВС Ирака. Оборудовались двигателями «Турмо IIIЕ6» (1550 л. с). Поставлено 14 вертолетов, часть из которых позже оборудовали прицельными РЛС и вооружили ПКР «Экзосет».

SA.321 L — транспортно-десантный вариант для ВВС ЮАР. Двигатели «Турмо IIIЕ6» (1550 л. с). Поставлено 17 вертолетов, применявшихся во время многочисленных конфликтов с соседями ЮАР в качестве транспортно-десантных. Последние машины сняты с вооружения в начале 1990-х годов.

SA.321 К — транспортно-десантный вариант для ВВС Израиля (поставлено 12 машин). 5A.321V- вариант для Ирана. Изготовлен единственный экземпляр.

SA.321 J — пассажирская модификация. SA.321Ja — вариант для Китая, формально считавшийся гражданским, фактически же — противолодочный (поставлено 13
вертолетов). Оборудован двигателями «Турмо IIIС3» (1300 л. с). Впоследствии строился по лицензии в Китае под обозначением Z-8.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В ВМС Франции вертолеты SA.321G поступили на вооружение флотилий 32F и 33F. Первая из них базировалась в Ланвеок-Пульмик (в районе главной военно-
морской базы Брест). Основной задачей флотилии стало прикрытие входа и выхода атомных ракетных подлодок из пункта базирования Иль-Лонг. Наряду с этим вертолеты флотилии активно привлекались к поисково-спасательным операциям. Флотилия 33F базировалась в Сен-Мандрие на Средиземноморском побережье страны, а ее главной задачей считались транспортно-десантные операции. Вертолеты обеих флотилий включались в состав авиагрупп авианосцев
«Клемансо» и «Фош». Кроме того, несколько SA.321G служили в составе эскадрильи 27S, обеспечивавшей проведение ядерных испытаний на Тихоокеанском испытательном полигоне. С вооружения ВМС Франции последние SA.321G были сняты в апреле 2010 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector